МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 мая 2000 г. N 1276
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В соответствии с
Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.03.95 N 233 (с последующими изменениями и дополнениями) и во исполнение
Приказа Минобразования России от 23.03.99 N 712 "Об аттестации
образовательных учреждений дополнительного образования детей" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемые требования, предъявляемые к образовательным учреждениям
дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему
типу, виду и категории.
2. Считать имеющими
государственную аккредитацию все действующие государственные и муниципальные
образовательные учреждения дополнительного образования детей до ее прохождения
в установленном порядке.
3. Управлению
воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной)
совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничевым):
3.1. Провести в
течение 2000 года семинары - совещания с руководителями образовательных
учреждений дополнительного образования детей, специалистами органов управления
образованием по вопросам государственной аккредитации образовательных
учреждений дополнительного образования детей.
3.2. Систематически
анализировать ход проведения государственной аккредитации в субъектах
Российской Федерации в целях осуществления координации и контроля
за государственной аккредитацией образовательных учреждений дополнительного
образования детей.
Во II квартале 2001
г. представить руководству министерства информацию о ходе проведения
государственной аккредитации.
3.3. Организовать
ведение реестра образовательных учреждений дополнительного образования детей,
получивших свидетельство о государственной аккредитации, и его систематическую
публикацию в информационно - методическом журнале "Внешкольник".
3.4. Подготовить и
направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации до 1
сентября 2000 г. методические рекомендации по государственной аккредитации
образовательных учреждений дополнительного образования детей.
4. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Организовать
семинары для специалистов органов управления образованием, руководителей
образовательных учреждений дополнительного образования детей по вопросам
государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного
образования детей.
4.2. Направлять
ежегодно до 10 июля в Минобразование России информацию об образовательных
учреждениях дополнительного образования детей, получивших свидетельство о
государственной аккредитации.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Министра В.Д. Шадрикова и Е.Е. Чепурных.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 3 мая 2000 г. N
1276
ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, И КРИТЕРИИ
ИХ ОТНЕСЕНИЯ К
СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ТИПУ,
ВИДУ И КАТЕГОРИИ
Настоящие
Требования и критерии распространяются на все государственные и муниципальные
образовательные учреждения дополнительного образования детей независимо от их
ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм.
Требования,
предъявляемые к образовательным учреждениям
дополнительного
образования детей
В образовательных
учреждениях дополнительного образования детей:
основной
реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная
программа (программы);
образовательная
деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
укрепление здоровья, профессиональное самоопределение, адаптацию обучающихся к
жизни в обществе, формирование их общей культуры;
учитываются запросы
детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и
юношеских объединений, национально - культурные традиции;
организовываются и
проводятся массовые мероприятия с обучающимися;
создаются
необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей;
проводится работа
по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям,
педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации
дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной
работы.
Критерии отнесения образовательных
учреждений
дополнительного образования детей
к соответствующему
типу, виду и категории
В соответствии с п.
6 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ государственный статус образовательного
учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в
соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных
программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Критерием отнесения
образовательного учреждения к типу "образовательное учреждение
дополнительного образования детей" является реализация им дополнительной
образовательной программы в качестве основной.
Критерием отнесения
образовательного учреждения дополнительного образования детей к
соответствующему виду является направленность реализуемых в нем дополнительных
образовательных программ.
В образовательных
учреждениях дополнительного образования детей может реализовываться
дополнительная образовательная программа одной или программы разной
тематической направленности.
Дополнительные
образовательные программы могут иметь следующие направленности:
научно -
техническую;
спортивно -
техническую;
физкультурно -
спортивную;
художественно -
эстетическую;
туристско -
краеведческую;
эколого -
биологическую;
военно -
патриотическую;
социально -
педагогическую;
культурологическую;
естественнонаучную.
Вид
образовательного учреждения дополнительного образования детей определяется в
соответствии с направленностью реализуемой дополнительной(ых)
образовательной(ых) программы (программ), приведенной в таблице:
Вид
образовательного
учреждения
дополнительного
образования детей
|
Дополнительная
образовательная
программа одной
направленности
|
Дополнительные
образовательные
программы разной
направленности
|
Дворец
|
--------------------
|
всех
направленностей
|
Дом
|
--------------------
|
не
менее пяти
направленностей
|
Центр
|
--------------------
|
не
менее четырех
направленностей
|
Школа
|
спортивно
- техничес-
кой, физкультурно -
спортивной; художест-
венно - эстетической;
военно - патриотичес-
кой направленности
|
------------------
|
Клуб
|
программы
любой нап-
равленности
|
------------------
|
Станция
|
научно
- технической,
туристско - краевед-
ческой, эколого -
биологической направ-
ленности
|
------------------
|
Детская
студия
|
художественно
- эсте-
тической направленнос-
ти
|
------------------
|
Детский
парк
|
--------------------
|
не
менее трех нап-
равленностей для
объединений с пере-
менным контингентом
обучающихся
|
Музей
|
программы
любой нап-
равленности (при на-
личии помещений для
выставочных экспози-
ций)
|
------------------
|
Детский
оздорови-
тельно - образова-
тельный лагерь
|
--------------------
|
не
менее двух нап-
равленностей для
объединений с пе-
ременным континген-
том обучающихся
|
При государственной
аккредитации образовательным учреждениям дополнительного образования детей
устанавливается категория (высшая, первая, вторая, третья). Категория
образовательного учреждения дополнительного образования детей устанавливается в
соответствии с показателями и критериями, приведенными в таблице.
┌───┬───────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│
N │ Показатели │ Критерии │
│п/п│
├────────────────────────────────────────┤
│ │ │ категории │
│ │
├─────────┬─────────┬─────────┬──────────┤
│ │ │ 3
│ 2 │
1 │ высшая
│
├───┼───────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│1.
│Полнота реализации │
80% │ 85%
│ 90% │
95% │
│ │дополнительных об- │ │ │ │ │
│ │разовательных прог-│ │ │ │ │
│ │рамм │ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│2.
│Сроки реализации │ │ │ │ │
│ │дополнительных об- │ │ │ │ │
│ │разовательных прог-│ │ │ │ │
│ │рамм: │не менее │не менее
│не менее │ не менее │
│ │до 1 года │45 - 50% │40 - 50%
│30 - 40% │ 20 - 30% │
│ │от 1 до 3 лет │35 - 45% │30 - 40% │25
- 35% │ 30 - 40% │
│ │от 3 и более │
5% │ 10%
│ 25% │
30% │
├───┼───────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│3.
│Уровни реализации │ │ │ │ │
│ │дополнительных об- │ │ │ │ │
│ │разовательных прог-│ │ │ │ │
│ │рамм: │ │ │ │ │
│ │дошкольного │ да
│ да │
да │ да
│
│ │образования; │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │начального общего │
да │ да │
да │ да
│
│ │образования; │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │основного общего │не менее │не менее │не
менее │ не менее │
│ │образования; │
10% │ 20%
│ 25% │
30% │
│ │ │ │ │ │ │
│ │среднего (полного) │не менее
│не менее │не менее │ не менее │
│ │общего образования │ 5%
│ 10% │
15% │ 20%
│
├───┼───────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│4.
│Методическое обес- │Информа-
│Информа- │Консуль- │Научно -
│
│ │печение образова- │ционно - │ционно -
│тативно -│методичес-│
│ │тельного процесса │методи- │методи- │методи- │кая помощь│
│ │ │ческая │ческая │ческая │педагогам │
│ │ │помощь │помощь │помощь │ │
│ │ │педагогам│педагогам│педагогам│ │
├───┼───────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│5.
│Уровень квалифика- │
│ │ │ │
│ │ции педагогов: │ │ │ │ │
│ │высшей категории │
5% │ 5 - 10% │10 -
15% │ 10 - 20% │
│ │1 категории │10 - 15% │10 - 20%
│15 - 25% │ 20 - 30% │
│ │2 категории │50 - 60% │45 - 55%
│40 - 50% │ 30 - 40% │
├───┼───────────────────┼─────────┴─────────┴─────────┴──────────┤
│6.
│Информационно -
│Устанавливаются государственным органом │
│ │техническое оснаще-│управления
образованием на основании │
│ │ние образовательно-│среднестатистических
данных в регионе │
│ │го процесса │ │
└───┴───────────────────┴────────────────────────────────────────┘