Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

14 апреля 2000 года

 

Регистрационный номер

408 тех/дс

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

652500 - ГИДРОАЭРОДИНАМИКА И ДИНАМИКА ПОЛЕТА

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР

 

1. Общая характеристика направления подготовки

дипломированного специалиста - Гидроаэродинамика

и динамика полета

 

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

070300 - Баллистика;

071300 - Гидроаэродинамика;

131400 - Динамика полета и управление движением летательных аппаратов.

1.3. Квалификация выпускника - инженер.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Гидроаэродинамика и динамика полета при очной форме обучения - 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

1.4.1. Место направления в области науки и техники.

Направление - Гидроаэродинамика и динамика полета - это область науки и техники, связанная с созданием и применением новой техники, машин, приборов, технических систем, включающая совокупность методов, средств и способов расчета, исследования и прогнозирования баллистических, гидроаэродинамических и динамических свойств и характеристик объектов, их режимов движения, управления объектами, проектирование и исследование объектов.

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению - Гидроаэродинамика и динамика полета являются летательные аппараты различного назначения, корабли, гидроаппараты, транспортные средства и другие конструкции и системы; объекты, установки и устройства, в которых движутся жидкости и (или) газы или используется их энергия, характеристики режимов полета и управления летательными аппаратами, процессы проектирования объектов и систем.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению - Гидроаэродинамика и динамика полета в соответствии с базовой и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- расчетно-проектную;

- организационно-управленческую.

1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:

а) Научно-исследовательские:

- участвует в проведении научных исследований, испытаниях опытных образцов объектов, обработке и анализе полученных результатов, составляет по ним технические отчеты и оперативные сведения;

- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию.

б) Расчетно-проектные:

- проводит расчеты, исследование и прогнозирование параметров и характеристик объектов по специальности, участвует в разработке облика объектов и его оптимизации;

- согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия;

- участвует во внедрении разработанных технических проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области летательных аппаратов различного назначения, кораблей, гидроаппаратов, транспортных средств и других устройств.

в) Организационно-управленческие:

- участвует в проектировании средств испытаний и контроля, оснастки, лабораторных макетов, контроле их изготовления;

- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых объектов;

- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы.

1.4.5. Для решения профессиональных задач инженер должен знать:

- методы расчета, исследования и прогнозирования параметров и характеристик объектов по специальности; методы разработки облика объектов и его оптимизации;

- назначение, условия технической эксплуатации проектируемых объектов; системы и методы проектирования объектов;

- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов; методы анализа технического уровня объектов;

- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок; порядок пользования реферативными и справочно-информационными изданиями, а также другими источниками научно-технической информации; порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства;

- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;

- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- основные требования организации труда при проектировании объектов;

- методы исследований и проведения экспериментальных работ;

- основы экономики, организации труда и организации производства;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника.

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Гидроаэродинамика и динамика полета, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

по направлению подготовки дипломированного специалиста -

Гидроаэродинамика и динамика полета

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы по направлению

подготовки дипломированного специалиста -

Гидроаэродинамика и динамика полета

 

┌────────┬────────────────────────────────────────────────┬─────┐

│ Индекс │  Наименование дисциплин и их основные разделы  │Всего│

                                                        │часов│

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   1                         2                            3 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ     │Общие гуманитарные и социально-экономические    │1800 │

        │дисциплины                                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.00│Федеральный компонент                           │1260 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.01│ Иностранный язык                               │340 

        │ Специфика артикуляции звуков, интонации,           

        │акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом│    

        │языке; основные особенности полного стиля            

        │произношения, характерные для сферы професси-       

        │ональной коммуникации; чтение транскрипции.         

        │ Лексический минимум в объеме 4000 учебных          

        │лексических единиц общего и терминологического      

        │характера.                                          

        │ Понятие дифференциации лексики по сферам           

        │применения (бытовая, терминологическая,             

        │общенаучная, официальная и другая).                 

        │ Понятие о свободных и устойчивых словосочета-      

        │ниях, фразеологических единицах.                    

        │ Понятие об основных способах словообразования. │    

        │ Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- │    

        │кацию без искажения смысла при письменном и         

        │устном общении общего характера; основные грам- │    

        │матические явления, характерные для професси-       

        │ональной речи.                                      

        │ Понятие об обиходно-литературном, официально-      

        │деловом, научном стилях, стиле художественной       

        │литературы. Основные особенности научного стиля.│    

        │ Культура и традиции стран изучаемого языка,        

        │правила речевого этикета.                           

        │ Говорение. Диалогическая и монологическая речь │    

        │с использованием наиболее употребительных и         

        │относительно простых лексико-грамматических         

        │средств в основных коммуникативных ситуациях        

        │неофициального и официального общения. Основы       

        │публичной речи (устное сообщение, доклад).          

        │ Аудирование. Понимание диалогической и             

        │монологической речи в сфере бытовой и профес-       

        │сиональной коммуникации.                            

        │ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические │    

        │тексты и тексты по широкому и узкому профилю        

        │специальности.                                      

        │ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,      

        │реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,         

        │деловое письмо, биография                           

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.02│ Физическая культура                            │408 

        │ Физическая культура в общекультурной и             

        │профессиональной подготовке студентов. Ее           

        │социально-биологические основы. Физическая          

        │культура и спорт как социальные феномены            

        │общества. Законодательство Российской Федерации │    

        │о физической культуре и спорте. Физическая          

        │культура личности.                                  

        │ Основы здорового образа жизни студента.            

        │Особенности использования средств физической        

        │культуры для оптимизации работоспособности.         

        │ Общая физическая и специальная подготовка в        

        │системе физического воспитания.                     

        │ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или       

        │систем физических упражнений.                       

        │ Профессионально-прикладная физическая              

        │подготовка студентов.                               

        │ Основы методики самостоятельных занятий и          

        │самоконтроль за состоянием своего организма         

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.03│ Отечественная история                              

        │ Сущность, формы, функции исторического знания. │    

        │Методы и источники изучения истории. Понятие и      

        │классификация исторического источника.              

        │Отечественная историография в прошлом и             

        │настоящем: общее и особенное. Методология и         

        │теория исторической науки. История России -         

        │неотъемлемая часть всемирной истории.               

        │ Античное наследие в эпоху Великого переселения │    

        │народов. Проблема этногенеза восточных славян.      

        │Основные этапы становления государственности.       

        │Древняя Русь и кочевники. Византийско-              

        │древнерусские связи. Особенности социального        

        │строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- │    

        │политические процессы становления русской           

        │государственности. Принятие христианства.           

        │Распространение ислама. Эволюция восточно-          

        │славянской государственности в XI - XII вв.         

        │Социально-политические изменения в русских          

        │землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы        

        │взаимовлияния.                                      

        │ Россия и средневековые государства Европы и        

        │Азии. Специфика формирования единого российского│    

        │государства. Возвышение Москвы. Формирование        

        │сословной системы организации общества. Реформы │    

        │Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и               

        │особенности складывания российского абсолютизма.│    

        │Дискуссии о генезисе самодержавия.                  

        │ Особенности и основные этапы экономического        

        │развития России. Эволюция форм собственности на │    

        │землю. Структура феодального землевладения.         

        │Крепостное право в России. Мануфактурно-            

        │промышленное производство. Становление              

        │индустриального общества в России: общее и          

        │особенное. Общественная мысль и особенности         

        │общественного движения России XIX в. Реформы и      

        │реформаторы в России. Русская культура XIX века │    

        │и ее вклад в мировую культуру.                      

        │ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа- │    

        │ция общественных процессов. Проблема экономиче- │     

        │ского роста и модернизации. Революции и реформы.│    

        │Социальная трансформация общества. Столкновение │    

        │тенденций интернационализма и национализма,         

        │интеграции и сепаратизма, демократии и              

        │авторитаризма.                                      

        │ Россия в начале XX в. Объективная потребность      

        │индустриальной модернизации России. Российские      

        │реформы в контексте общемирового развития в         

        │начале века. Политические партии России:            

        │генезис, классификация, программы, тактика.         

        │ Россия в условиях мировой войны и общенацио-       

        │нального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская │    

        │война и интервенция, их результаты и послед-        

        │ствия. Российская эмиграция. Социально-             

        │экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.       

        │Формирование однопартийного политического           

        │режима. Образование СССР. Культурная жизнь          

        │страны в 20-е гг. Внешняя политика.                 

        │ Курс на строительство социализма в одной стране│    

        │и его последствия. Социально-экономические          

        │преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной│    

        │власти Сталина. Сопротивление сталинизму.           

        │ СССР накануне и в начальный период второй          

        │мировой войны. Великая Отечественная война.         

        │ Социально-экономическое развитие, общественно- │    

        │политическая жизнь, культура, внешняя политика      

        │СССР в послевоенные годы. Холодная война.           

        │ Попытки осуществления политических и               

        │экономических реформ. НТР и ее влияние на ход       

        │общественного развития.                             

        │ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кри- │     

        │зисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг.│    

        │Перестройка. Попытка государственного переворота│    

        │1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские       

        │соглашения. Октябрьские события 1993 г.             

        │ Становление новой российской государственности │    

        │(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной       

        │социально-экономической модернизации. Культура      

        │в современной России. Внешнеполитическая            

        │деятельность в условиях новой геополитической       

        │ситуации                                            

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.04│ Культурология                                      

        │ Структура и состав современного культурологиче-│    

        │ского знания. Культурология и философия             

        │культуры, социология культуры, культурная           

        │антропология. Культурология и история культуры. │    

        │Теоретическая и прикладная культурология.           

        │ Методы культурологических исследований.            

        │ Основные понятия культурологии: культура,          

        │цивилизация, морфология культуры, функции           

        │культуры, субъект культуры, культурогенез,          

        │динамика культуры, язык и символы культуры,         

        │культурные коды, межкультурные коммуникации,        

        │культурные ценности и нормы, культурные тради-      

        │ции, культурная картина мира, социальные инсти- │    

        │туты культуры, культурная самоидентичность,         

        │культурная модернизация.                            

        │ Типология культур. Этническая и национальная,      

        │элитарная и массовая культуры. Восточные и          

        │западные типы культур. Специфические и              

        │"серединные" культуры. Локальные культуры.          

        │Место и роль России в мировой культуре.             

        │Тенденции культурной универсализации в мировом      

        │современном процессе.                               

        │ Культура и природа. Культура и общество.           

        │Культура и глобальные проблемы современности.       

        │ Культура и личность. Инкультурация и               

        │социализация                                        

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.05│ Политология                                        

        │ Объект, предмет и метод политической науки.        

        │Функции политологии.                                

        │ Политическая жизнь и властные отношения. Роль      

        │и место политики в жизни современных обществ.       

        │Социальные функции политики.                        

        │ История политических учений. Российская            

        │политическая традиция: истоки, социокультурные      

        │основания, историческая динамика. Современные       

        │политологические школы.                             

        │ Гражданское общество, его происхождение и          

        │особенности. Особенности становления                

        │гражданского общества в России.                     

        │ Институциональные аспекты политики. Политичес- │    

        │кая власть. Политическая система. Политические      

        │режимы, политические партии, электоральные          

        │системы.                                            

        │ Политические отношения и процессы. Политические│    

        │конфликты и способы их разрешения.                  

        │ Политические технологии. Политический              

        │менеджмент. Политическая модернизация.              

        │ Политические организации и движения.               

        │Политические элиты. Политическое лидерство.         

        │ Социокультурные аспекты политики.                  

        │ Мировая политика и международные отношения.        

        │Особенности мирового политического процесса.        

        │Национально-государственные интересы России в       

        │новой геополитической ситуации.                     

        │ Методология познания политической реальности.      

        │Парадигмы политического знания. Экспертное          

        │политическое знание; политическая аналитика и       

        │прогностика                                         

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.06│ Правоведение                                       

        │ Государство и право. Их роль в жизни общества. │    

        │Норма права и нормативно-правовые акты. Основные│    

        │правовые системы современности. Международное       

        │право как особая система права. Источники           

        │российского права.                                  

        │ Закон и подзаконные акты.                          

        │ Система российского права. Отрасли права.          

        │ Правонарушение и юридическая ответственность.      

        │ Значение законности и правопорядка в               

        │современном обществе. Правовое государство.         

        │ Конституция Российской Федерации - основной        

        │закон государства.                                  

        │ Особенности федеративного устройства России.       

        │Система органов государственной власти в            

        │Российской Федерации. Понятие гражданского          

        │правоотношения. Физические и юридические лица.      

        │Право собственности.                                

        │ Обязательства в гражданском праве и ответствен-│    

        │ность за их нарушение. Наследственное право.        

        │ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и        

        │обязанности супругов, родителей и детей.            

        │Ответственность по семейному праву.                 

        │ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип-      

        │лина и ответственность за ее нарушение.              

        │ Административные правонарушения и администра-      

        │тивная ответственность.                             

        │ Понятие преступления. Уголовная ответственность│    

        │за совершение преступлений.                         

        │ Экологическое право.                               

        │ Особенности правового регулирования будущей        

        │профессиональной деятельности.                      

        │ Правовые основы защиты государственной тайны.      

        │Законодательные и нормативно-правовые акты в        

        │области защиты информации и государственной         

        │тайны                                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.07│ Психология и педагогика                            

        │ Психология: предмет, объект и методы психоло-      

        │гии. Место психологии в системе наук. История       

        │развития психологического знания и основные         

        │направления в психологии. Индивид, личность,        

        │субъект, индивидуальность.                          

        │ Психика и организм. Психика, поведение и           

        │деятельность. Основные функции психики. Развитие│    

        │психики в процессе онтогенеза и филогенеза.         

        │ Мозг и психика.                                    

        │ Структура психики. Соотношение сознания и          

        │бессознательного. Основные психические процессы.│    

        │Структура сознания.                                 

        │ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. │    

        │Представление. Воображение. Мышление и              

        │интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические        

        │процессы.                                           

        │ Эмоции и чувства.                                  

        │ Психическая регуляция поведения и деятельности.│     

        │ Общение и речь.                                    

        │ Психология личности.                               

        │ Межличностные отношения.                           

        │ Психология малых групп.                            

        │ Межгрупповые отношения и взаимодействия.           

        │ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,      

        │методы педагогики. Основные категории педагоги- │    

        │ки: образование, воспитание, обучение,              

        │педагогическая деятельность, педагогическое         

        │взаимодействие, педагогическая технология,          

        │педагогическая задача.                              

        │ Образование как общечеловеческая ценность.         

        │Образование как социокультурный феномен и           

        │педагогический процесс. Образовательная система │    

        │России. Цели, содержание, структура непрерывного│    

        │образования, единство образования и                 

        │самообразования.                                    

        │ Педагогический процесс. Образовательная,           

        │воспитательная и развивающая функции обучения.      

        │Воспитание в педагогическом процессе. Общие         

        │формы организации учебной деятельности. Урок,       

        │лекция, семинарские, практические и лабораторные│    

        │занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен,       

        │факультативные занятия, консультация.               

        │ Методы, приемы, средства организации и             

        │управления педагогическим процессом.                

        │ Семья как субъект педагогического взаимодейст- │    

        │вия и социокультурная среда воспитания и разви- │    

        │тия личности.                                       

        │ Управление образовательными системами              

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.08│ Русский язык и культура речи                       

        │ Стили современного русского литературного          

        │языка. Языковая норма, ее роль в становлении и      

        │функционировании литературного языка.               

        │ Речевое взаимодействие. Основные единицы           

        │общения. Устная и письменная разновидности          

        │литературного языка. Нормативные, коммуникатив- │    

        │ные, этические аспекты устной и письменной речи.│    

        │ Функциональные стили современного русского         

        │языка. Взаимодействие функциональных стилей.        

        │ Научный стиль. Специфика использования             

        │элементов различных языковых уровней в научной      

        │речи. Речевые нормы учебной и научной сфер          

        │деятельности.                                       

        │ Официально-деловой стиль, сфера его функциони- │    

        │рования, жанровое разнообразие. Языковые формулы│    

        │официальных документов. Приемы унификации языка │    

        │служебных документов. Интернациональные свойства│    

        │русской официально-деловой письменной речи.         

        │Язык и стиль распорядительных документов. Язык      

        │и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и        

        │стиль инструктивно-методических документов.         

        │Реклама в деловой речи. Правила оформления          

        │документов. Речевой этикет в документе.             

        │ Жанровая дифференциация и отбор языковых           

        │средств в публицистическом стиле. Особенности       

        │устной публичной речи. Оратор и его аудитория.      

        │Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор│    

        │темы, цель речи, поиск материала, начало,           

        │развертывание и завершение речи. Основные приемы│    

        │поиска материала и виды вспомогательных             

        │материалов. Словесное оформление публичного         

        │выступления. Понятливость, информативность и        

        │выразительность публичной речи.                     

        │ Разговорная речь в системе функциональных          

        │разновидностей русского литературного языка.        

        │Условия функционирования разговорной речи, роль │    

        │внеязыковых факторов.                               

        │ Культура речи. Основные направления                

        │совершенствования навыков грамотного письма и       

        │говорения                                           

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.09│ Социология                                         

        │ Предыстория и социально-философские предпосылки│    

        │социологии как науки. Социологический проект        

        │О. Конта. Классические социологические теории.      

        │Современные социологические теории. Русская         

        │социологическая мысль.                              

        │ Общество и социальные институты. Мировая           

        │система и процессы глобализации.                    

        │ Социальные группы и общности. Виды общностей.      

        │Общность и личность. Малые группы и коллективы. │    

        │Социальная организация.                             

        │ Социальные движения.                               

        │ Социальное неравенство, стратификация и соци-      

        │альная мобильность. Понятие социального статуса.│    

        │ Социальное взаимодействие и социальные отноше- │    

        │ния. Общественное мнение как институт граждан-      

        │ского общества.                                     

        │ Культура как фактор социальных изменений.          

        │Взаимодействие экономики, социальных отношений      

        │и культуры.                                         

        │ Личность как социальный тип. Социальный            

        │контроль и девиация. Личность как деятельный        

        │субъект.                                            

        │ Социальные изменения. Социальные революции и        

        │реформы. Концепция социального прогресса. Форми-│    

        │рование мировой системы. Место России в мировом │    

        │сообществе.                                         

        │ Методы социологического исследования               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.10│ Философия                                          

        │ Предмет философии. Место и роль философии в        

        │культуре. Становление философии. Основные           

        │направления, школы философии и этапы ее истори- │    

        │ческого развития. Структура философского знания.│    

        │ Учение о бытии. Монистические и плюралисти-        

        │ческие концепции бытия, самоорганизация бытия.      

        │Понятия материального и идеального. Пространст- │    

        │во, время. Движение и развитие, диалектика.         

        │Детерминизм и индетерминизм. Динамические и         

        │статистические закономерности. Научные,             

        │философские и религиозные картины мира.             

        │ Человек, общество, культура. Человек и природа.│    

        │Общество и его структура. Гражданское общество и│    

        │государство. Человек в системе социальных           

        │связей. Человек и исторический процесс;             

        │личность и массы, свобода и необходимость.          

        │Формационная и цивилизационная концепции            

        │общественного развития.                             

        │ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.│    

        │Свобода и ответственность. Мораль,                  

        │право. Нравственные ценности. Представления о       

        │совершенном человеке в различных культурах.         

        │Эстетические ценности и их роль в человеческой      

        │жизни. Религиозные ценности и свобода совести.      

        │ Сознание и познание. Сознание, самосознание и       

        │личность. Познание, творчество, практика. Вера      

        │и знание. Понимание и объяснение. Рациональное      

        │и иррациональное в познавательной деятельности. │    

        │Проблема истины. Действительность, мышление,        

        │логика и язык. Научное и вненаучное знание.         

        │Критерии научности. Структура научного познания,│    

        │его методы и формы. Рост научного знания.           

        │Научные революции и смены типов рациональности. │    

        │Наука и техника.                                    

        │ Будущее человечества. Глобальные проблемы          

        │современности. Взаимодействие цивилизаций и         

        │сценарии будущего                                   

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.11│ Экономика                                          

        │ Введение в экономическую теорию. Блага.            

        │Потребности, ресурсы. Экономический выбор.          

        │Экономические отношения. Экономические системы. │    

        │Основные этапы развития экономической теории.       

        │Методы экономической теории.                        

        │ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.        

        │Потребительские предпочтения и предельная           

        │полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и        

        │рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замеще-      

        │ния. Эластичность. Предложение и его факторы.       

        │Закон убывающей предельной производительности.      

        │Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка      

        │и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предло-│    

        │жение совершенной конкурентной фирмы и отрасли. │    

        │Эффективность конкурентных рынков. Рыночная         

        │власть. Монополия. Монополистическая конкурен-      

        │ция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. │    

        │Спрос на факторы производства. Рынок труда.         

        │Спрос и предложение труда. Заработная плата и       

        │занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и      

        │инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие│    

        │и благосостояние. Распределение доходов.            

        │Неравенство. Внешние эффекты и общественные         

        │блага. Роль государства.                            

        │ Макроэкономика. Национальная экономика как         

        │целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и       

        │способы его измерения. Национальный доход.          

        │Располагаемый личный доход. Индексы цен.            

        │Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.         

        │Экономические циклы. Макроэкономическое равнове-│    

        │сие. Совокупный спрос и совокупное предложение. │    

        │Стабилизационная политика. Равновесие на            

        │товарном рынке. Потребление и сбережения.           

        │Инвестиции. Государственные расходы и налоги.       

        │Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая          

        │политика. Деньги и их функции. Равновесие на        

        │денежном рынке. Денежный мультипликатор.            

        │Банковская система. Денежно-кредитная политика. │    

        │Экономический рост и развитие. Международные        

        │экономические отношения. Внешняя торговля и тор-│    

        │говая политика. Платежный баланс. Валютный курс.│    

        │ Особенности переходной экономики России.           

        │Приватизация. Формы собственности. Предпринима- │    

        │тельство. Теневая экономика. Рынок труда.           

        │Распределение и доходы. Преобразования в            

        │социальной сфере. Структурные сдвиги в экономи- │    

        │ке. Формирование открытой экономики                 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Р.00│Национально-региональный (вузовский) компонент  │270 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.В.00│Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые  │270 

        │вузом                                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН      │Общие математические и естественнонаучные       │2000 │

        │дисциплины                                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.00 │Федеральный компонент                           │1600 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.01 │ Математика                                     │700 

        │Алгебра: основные алгебраические структуры,         

        │векторные пространства и линейные отображения,      

        │теория матриц, системы линейных уравнений;          

        │геометрия: аналитическая геометрия, многомерная │    

        │евклидова геометрия, дифференциальная геометрия │    

        │кривых и поверхностей, элементы топологии,          

        │тензорный анализ;                                   

        │математический анализ: дифференциальное и           

        │интегральное исчисление, элементы теории функций│    

        │и функционального анализа, теория функций           

        │комплексного переменного, дифференциальные          

        │уравнения, операционное исчисление; основы          

        │теории вероятности и математической статистики; │    

        │численные методы: численные методы математичес- │    

        │кого моделирования на компьютерах: сети точек,      

        │аппроксимация, численное дифференцирование и        

        │интегрирование, метод Монте-Карло, решение          

        │инженерных задач на компьютерах                     

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.02 │ Информатика                                    │220 

        │Понятие информации;                                 

        │общая характеристика процессов сбора, передачи, │    

        │обработки и накопления информации; технические      

        │и программные средства реализации информационных│     

        │процессов;                                          

        │устройство, принципы действия компьютеров           

        │различной архитектуры, операционные системы и       

        │операционные оболочки; модели решения               

        │функциональных и вычислительных задач;              

        │алгоритмизация и программирование; языки            

        │программирования высокого уровня;                   

        │базы данных и базы знаний; программное обеспече-│    

        │ние и технология программирования;                  

        │локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты      

        │информации и сведений, составляющих                 

        │государственную тайну; методы защиты информации;│    

        │компьютерный практикум                              

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.03 │ Физика                                         │370 

        │Физические основы механики: понятие состояния в │    

        │классической механике, уравнения движения, зако-│    

        │ны сохранения, основы релятивистской механики,      

        │принцип относительности в механике, кинематика      

        │и динамика твердого тела, жидкостей и газов;        

        │электричество и магнетизм: электростатика и         

        │магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения      

        │Максвелла в  интегральной  и дифференциальной       

        │форме, материальные уравнения, квазистационарные│    

        │токи, принцип относительности в электродинамике;│    

        │физика колебаний и волн: гармонический и            

        │ангармонический осциллятор, физический смысл        

        │спектрального разложения, кинематика волновых       

        │процессов, нормальные моды, интерференция и         

        │дифракция волн, элементы Фурье-оптики;              

        │квантовая физика: корпускулярно-волновой             

        │дуализм, принцип неопределенности, квантовые        

        │состояния, принцип суперпозиции, квантовые          

        │уравнения движения, операторы физических            

        │величин, энергетический спектр атомов и молекул,│    

        │природа химической связи;                           

        │статистическая физика и термодинамика: три          

        │начала термодинамики, термодинамические функции │    

        │состояния, фазовые равновесия и фазовые превра- │    

        │щения, элементы неравновесной термодинамики,        

        │классическая и квантовые статистики, кинетичес- │    

        │кие явления, системы заряженных частиц, конден- │    

        │сированное состояние; физический практикум          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.04 │ Теоретическая механика                         │240 

        │Статика;                                            

        │кинематика точки; кинематика твердого тела;         

        │сложное движение точки и твердого тела;             

        │динамика материальной точки; общие теоремы          

        │динамики; элементы аналитической механики;          

        │устойчивость равновесия и малые колебания           

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.05 │ Экология                                       │70  

        │Биосфера и человек, глобальные проблемы             

        │окружающей среды; экологические принципы            

        │рационального использования природных ресурсов      

        │и охраны природы;                                   

        │основы экономики природопользования;                

        │экозащитная техника и технологии;                   

        │основы экологического права, профессиональная       

        │ответственность; международное сотрудничество в │    

        │области окружающей среды                            

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Р.00 │Национально-региональный (вузовский) компонент  │200 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.В.00 │Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые  │200 

        │вузом                                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД     │Общепрофессиональные дисциплины                 │1865 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.00│Федеральный компонент                           │1485 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.01│ Начертательная геометрия. Инженерная графика   │220 

   01.01│Начертательная геометрия                        │70  

        │Основные способы получения обратимых                

        │изображений;                                        

        │обзор основных геометрических фигур и их задание│    

        │на чертеже; задачи на принадлежность;               

        │основные способы преобразования чертежа; теория │    

        │и алгоритмы решения основных позиционных и          

        │метрических задач                                   

   01.02│Инженерная графика                              │150 

        │Изображения - виды, разрезы, сечения, выносные      

        │элементы;                                           

        │геометрические основы форм деталей;                 

        │аксонометрические чертежи и технические рисунки;│    

        │изображение соединений деталей;                     

        │чертежи и эскизы деталей и сборочных единиц;        

        │элементы компьютерной графики;                      

        │нормативно-техническая документация                 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.02│ Механика                                       │255 

   02.01│Сопротивление материалов                        │85  

        │Основные гипотезы, принципы, законы; растяжение │    

        │и сжатие; законы Гука и Пуассона; статически        

        │определимые и неопределимые системы, методы         

        │расчета; сдвиг, кручение, изгиб; сложное            

        │напряженное состояние; устойчивость стержней;       

        │продольно-поперечный изгиб; определение частот      

        │и форм собственных колебаний, вынужденные           

        │колебания; резонанс; расчет движущихся элементов│    

        │конструкций                                         

   02.02│Прочность конструкций                           │70  

        │Характеристика и классификация задач, гипотезы, │    

        │учет анизотропии; методы расчета; балочная          

        │теория оболочек; устойчивость пластин при сжатии│    

        │и сдвиге; расчет элементов конструкции на           

        │прочность; аэроупругость; динамические задачи       

        │аэроупругости                                       

   02.03│Детали машин и основы конструирования           │100 

        │Основы расчета деталей машин и механизмов:          

        │критерии работоспособности, надежность и            

        │долговечность, основы теории трения и износа;       

        │технологические требования к деталям машин и        

        │механизмов;                                         

        │передаточные механизмы и их детали и узлы;          

        │соединения деталей машин и механизмов               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.03│ Материаловедение. Технология конструкционных   │90  

        │материалов                                          

   03.01│Материаловедение                                │90  

        │Строение металлических, неметаллических и           

        │композиционных материалов;                          

        │поведение материалов при различных условиях         

        │внешних воздействий;                                

        │основы технологии обработки конструкционных         

        │материалов                                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.04│ Электротехника и электроника                   │85  

   04.01│Общая электротехника и электроника              │85  

        │Теоретические основы электротехники;                

        │общая электротехника: электрические и магнитные │    

        │цепи; анализ и расчет электрических и магнитных │    

        │цепей; электромагнитные устройства и машины;        

        │основы электроники: элементная база современных │    

        │электронных устройств; основы цифровой              

        │электроники; микропроцессорные средства;            

        │электрические измерения и приборы                   

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.05│ Метрология, стандартизация и сертификация      │100 

        │Стандартизация и взаимозаменяемость;                

        │методы контроля поверхностей; нормирование          

        │отклонений формы, расположения и шероховатостей │    

        │поверхностей;                                       

        │метрологическое обеспечение, основы метрологии      

        │и прикладной статистики;                            

        │государственная и международная системы стандар-│    

        │тизации и сертификации; система сертификации        

        │приборов и систем                                   

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.06│ Безопасность жизнедеятельности                 │100 

        │Безопасность труда как составная часть              

        │антропогенной экологии; человек - основной          

        │объект в системе обеспечения безопасной             

        │жизнедеятельности (БЖД);                            

        │среда обитания человека;                            

        │условия его обитания в производственной среде,      

        │опасные, вредные и поражающие факторы, их           

        │классификация и характеристики; принципы             

        │классификации и возникновения чрезвычайных          

        │ситуаций (ЧС);                                      

        │организация и проведение защитных мер при ЧС;       

        │социально-экономическая оценка последствий ЧС;      

        │методы и средства обеспечения БЖД и ЧС;             

        │основы обеспечения безопасности технологических │    

        │процессов; правовые и социально-экономические       

        │аспекты обеспечения БЖД и ЧС в промышленности;      

        │основы управления обеспечением БЖД,                 

        │международное сотрудничество в данной области       

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.07│ Устройство, конструирование и проектирование   │190 

        │объектов                                            

        │Устройство и функционирование объектов              

        │различного назначения; оценка конструктивно-        

        │компоновочных схем объектов;                        

        │основы конструирования объектов: принципы           

        │конструирования деталей, узлов и агрегатов          

        │объектов, проектировочные расчеты основных          

        │элементов конструкций и агрегатов объектов,         

        │конструирование различных элементов объектов с      

        │учетом технологических и эксплуатационных           

        │требований;                                         

        │основы проектирования объектов: предэскизный,       

        │эскизный и рабочий проекты, решаемые задачи и       

        │критерии оценки результатов проектирования;         

        │энергетические установки объектов, основы           

        │устройства и конструирования энергетических         

        │установок; анализ и выбор характеристик объектов│    

        │с различными типами двигательных установок          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.08│ Технология производства                        │85  

        │Основы производства конструкций и моделей;          

        │процессы изготовления деталей конструкций и мо- │    

        │делей, обработки и нанесения защитных покрытий; │    

        │сборочные и монтажные работы при производстве       

        │различных конструкций и моделей;                    

        │технологическая подготовка производства             

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.09│ Экономика и организация промышленности         │100 

        │Основные понятия о предприятии и предпринима-       

        │тельской деятельности, ресурсы предприятия;         

        │производственные процессы создания гидроаппара- │    

        │тов и летательных аппаратов и других технических│    

        │изделий, способы их организации;                    

        │принципы и методы менеджмента;                      

        │технология и методы принятия управленческих         

        │решений, планирование НИОКР;                        

        │технико-экономический анализ инженерных решений;│    

        │основы маркетинга, методы изучения спроса,          

        │управление закупками и сбытом продукции;            

        │юридические основы деятельности предприятия         

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.10│ Аэрогидромеханика                              │260 

        │Основные физические закономерности течений          

        │газов и жидкостей; аэрогидродинамические силы,      

        │моменты и тепловые потоки;                          

        │характерные условия движения объектов;              

        │основы кинематики сплошной среды; динамика          

        │сплошной среды; основы аэрогидростатики;            

        │гидроаэродинамика объектов;                         

        │понятие о методах расчета гидроаэродинамических │    

        │характеристик объектов                              

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Р.00│Национально-региональный (вузовский) компонент  │190 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.В.00│Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые  │190 

        │вузом                                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.00   │Специальные дисциплины                          │2147 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СП.01   │Баллистика                                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.01   │ Введение в специальность                       │70  

        │Исторические сведения, подготовка и професси-       

        │ональная деятельность инженера по специальности │    

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.02   │ Баллистика                                     │390 

        │Внутренняя баллистика: задачи внутренней            

        │баллистики; топлива, пороха и их свойства;          

        │жидкие метательные вещества, горение топлива в      

        │постоянном объеме; основное уравнение внутренней│    

        │баллистики; системы уравнений, описывающие          

        │движение снаряда по каналу ствола в период          

        │горения топлива и в период расширения пороховых │    

        │газов; методы решения задач внутренней баллисти-│    

        │ки; силы, действующие на снаряд после вылета его│    

        │из канала ствола; период последействия пороховых│    

        │газов.                                              

        │Внешняя баллистика: особенности полета летатель-│    

        │ных аппаратов различных классов; условия полета,│    

        │определяемые геофизическими и магнитными полями,│    

        │атмосферой Земли; силы и моменты, действующие       

        │на летательный аппарат; системы координат;          

        │математические основы баллистического               

        │обеспечения теории неуправляемого полета; методы│    

        │расчета траекторий; краевые задачи баллистики;       

        │расчет устойчивости движения и стабилизация         

        │ракет и снарядов; обратные задачи баллистики;       

        │задачи оптимизации траекторий; теория поправок; │    

        │методы вычисления баллистических производных и      

        │изменений элементов траекторий; возмущенное         

        │движение ракет и снарядов с учетом влияния          

        │движения носителя и динамики пусковой установки;│    

        │априорный статистический анализ движения ракет      

        │и снарядов; статистическая обработка результатов│    

        │стрельб; характеристики рассеивания летательных │    

        │аппаратов; особенности динамики корректируемых      

        │артиллерийских снарядов, суббоеприпасов, боевых │    

        │поражающих элементов сложной формы.                 

        │Управление движением летательного аппарата:         

        │методы и системы управления движением; динамиче-│    

        │ские характеристики и их определение;               

        │инерциальное управление, телеуправление движени-│    

        │ем летательных аппаратов, системы самонаведения;│    

        │структура и выбор параметров автомата               

        │стабилизации на основе классических и современ- │    

        │ных методов; навигация и наведение баллистичес- │    

        │ких и крылатых ракет; принципы построения           

        │одноканальных и двухканальных систем телеуправ- │    

        │ляемых и самонаводящихся ракет, их математичес- │    

        │кое описание; анализ и синтез систем; условия       

        │осуществимости процессов наведения.                 

        │Космическая баллистика: условия полета              

        │космических аппаратов и искусственных спутников │    

        │Земли; теория невозмущенного движения (задача       

        │двух тел); дифференциальные уравнения движения, │    

        │основные интегралы; определение пространственных│     

        │параметров орбиты и построение следов орбиты на │    

        │Земле; возмущенное движение; методы определения │    

        │элементов реального движения искусственного         

        │спутника Земли при учете влияния полей тяготения│    

        │Луны, Солнца, Земли, ее атмосферы, давления         

        │солнечного света; теория малых возмущений;          

        │коррекций параметров орбиты; определение            

        │гарантированного запаса топлива для коррекции;      

        │переход космического аппарата с орбиты на           

        │орбиту; траектории перехода (компланарные и         

        │некомпланарные); совместное движение космических│    

        │аппаратов; выбор количества спутников и             

        │параметров их орбит для построения спутниковой      

        │системы; эволюция и устойчивость спутниковых        

        │систем                                              

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.03   │ Баллистические основы проектирования           │130 

        │летательных аппаратов                               

        │Баллистическое и аэродинамическое проектирование│    

        │как этап создания летательных аппаратов;            

        │аэродинамические компоновки; методы определения │    

        │геометрических, массовых, энергетических и          

        │аэробаллистических характеристик; методы оптими-│    

        │зации основных проектных параметров летательных │    

        │аппаратов; методология проектирования               

        │летательных аппаратов на этапе выработки техни- │    

        │ческого предложения                                 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.04   │ Экспериментальная баллистика                   │160 

        │Планирование эксперимента: задачи планирования, │    

        │выбор модели процесса, факторный эксперимент,       

        │статистические основы планирования эксперимента,│    

        │экстремальные эксперименты, принципы                

        │оптимальности;                                      

        │аэробаллистические исследования: применение         

        │теории подобия и моделирования в эксперименталь-│    

        │ных исследованиях, методы определения характе-      

        │ристик летательных аппаратов по результатам         

        │стрельб на баллистической трассе, техника и         

        │оснащение эксперимента; экспериментальные           

        │методы внутренней баллистики: крешерный метод,      

        │пьезометрический метод, тензометрический метод      

        │измерения давления в канале ствола; измерения       

        │при летных (полигонных) испытаниях: основные        

        │методы определения местоположения летательных       

        │аппаратов; определение движения и идентификация │    

        │параметров летательных аппаратов по результатам │    

        │внешнетраекторных и телеметрических испытаний;      

        │оценивание основных летно-технических характе-      

        │ристик; методы повышения точности измерений;        

        │обработка результатов измерений при летных          

        │испытаниях                                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.05   │ Управление в технических системах              │160 

        │Динамические системы и системы автоматического      

        │управления; линеаризация уравнений состояния        

        │систем; теория, анализ и синтез линейных систем;│    

        │линейные непрерывные и дискретные системы           

        │автоматического управления; системы с цифровыми │    

        │вычислительными машинами в качестве управляющего│    

        │устройства; микропроцессорные системы               

        │автоматического управления; анализ и синтез         

        │систем при случайных воздействиях; методы           

        │оптимального управления; методы идентификации       

        │систем автоматического управления; нелинейные       

        │системы                                             

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.06   │ Спецтехнология                                 │90  

        │Особенности технологии производства летательных │    

        │аппаратов; производственный и технологический       

        │процесс (структура и характеристики; конструк-      

        │торская и технологическая подготовка; качество      

        │продукции, надежность изделия, точность изделия;│    

        │взаимозаменяемость в спецпроизводстве;              

        │плазовошаблонный метод; технологичность             

        │конструкции; проектирование технологических         

        │процессов: материалы, металлы и сплавы,             

        │неметаллические материалы, порошковая металлур- │    

        │гия, механическая обработка, физико-химические      

        │методы обработки, штамповка, раскрой, гибка,        

        │вытяжка, композиционные материалы, схемы и          

        │методы сборки, неразъемные соединения, клепка,      

        │сварка, пайка, склеивание; сборка и испытания       

        │отсеков летательных аппаратов; общая сборка         

        │летательных аппаратов                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.00   │Дисциплины специализации                        │1147 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СП.02   │Гидроаэродинамика                                   

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.01   │ Введение в специальность                       │70  

        │Исторические сведения, подготовка и професси-       

        │ональная деятельность инженера по специальности │    

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.02   │ Динамика вязких жидкости, газа и струй         │220 

        │Уравнения Навье - Стокса, простейшие течения        

        │вязкой среды, численные решения; ламинарный          

        │пограничный слой; методы решения уравнений          

        │ламинарного пограничного слоя;                      

        │ламинарный пограничный слой на осесимметричных      

        │и трехмерных телах;                                 

        │возникновение турбулентности, переход, развитый │    

        │турбулентный пограничный слой, уравнения            

        │Рейнольдса, структура турбулентного пограничного│    

        │слоя, модели турбулентности, методы расчета         

        │турбулентного пограничного слоя;                    

        │отрывные течения: понятие отрыва, типы и крите- │    

        │рии отрыва, отрыв под воздействием различных        

        │факторов, взаимодействие вязкого и невязкого        

        │потоков, отрыв на плохообтекаемых телах, методы │    

        │расчета отрывных течений; струйные течения:         

        │типы течений, расчетные и нерасчетные струи;        

        │ламинарные и турбулентные струи                     

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.03   │ Экспериментальная гидроаэромеханика            │230 

        │Основные понятия и определения; подобие; основы │    

        │метрологического обеспечения эксперимента;          

        │погрешности эксперимента; методы моделирования; │    

        │техническое обеспечение эксперимента (установки │    

        │и стенды для проведения эксперимента, объекты       

        │испытаний и поддерживающие устройства, средства │    

        │и системы измерений параметров потока, измери-      

        │тельные системы и комплексы);                       

        │экспериментальные методы изучения обтекания и       

        │силового воздействия потока на тело; методы,        

        │подготовка, планирование, организация и             

        │проведение эксперимента;                            

        │обработка результатов эксперимента, внесение         

        │поправок; автоматизация экспериментальных           

        │исследований                                        

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.04   │ Численное моделирование в гидроаэродинамике    │240 

        │Вычислительный практикум по специальности;          

        │основы численного моделирования в механике          

        │жидкости и газа;                                    

        │основные уравнения вычислительной гидроаэромеха-│    

        │ники;                                               

        │конечно-разностные методы, методы решения           

        │разностных уравнений, разностные схемы для          

        │многомерных задач, методы установления, с           

        │искусственной вязкостью, распада разрывов,          

        │характеристик, крупных частиц; другие методы        

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.05   │Гидроаэродинамика объектов                      │290 

        │Гидро- и аэродинамические характеристики            

        │объектов различного назначения при установившем-│    

        │ся и неустановившемся обтекании; гидроаэродина- │    

        │мика упругих объектов и объектов вблизи границы │    

        │сплошных сред;                                      

        │аналитические, численные и инженерные методы        

        │расчета гидро- и (или) аэродинамических характе-│    

        │ристик объектов различного назначения;              

        │методы синтеза и оптимизации облика летательных │    

        │аппаратов, кораблей, гидроаппаратов, транспорт- │    

        │ных средств, элементов других конструкций           

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.00   │Дисциплины специализации                        │1097 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СП.03   │Динамика полета и управление движением              

        │летательных аппаратов                               

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.01   │ Введение в специальность                       │70  

        │Исторические сведения, подготовка и професси-       

        │ональная деятельность инженера по специальности │    

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.02   │ Динамика полета                                │200 

        │Уравнения движения летательных аппаратов (ЛА);      

        │исходные данные для расчета траекторий ЛА;          

        │маневренные свойства ЛА; установившийся и           

        │квазиустановившийся режимы полета ЛА; расчет        

        │неустановившегося движения, заданного               

        │программой полета; траектории наведения ЛА          

        │различных типов; общие уравнения возмущенного       

        │движения ЛА; свободное и вынужденное движение       

        │ЛА; динамические свойства ЛА в особых случаях       

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.03   │ Управление в технических системах              │300 

        │Линейные стационарные системы автоматического       

        │управления; гармонический анализ, устойчивость      

        │систем автоматического управления; качество         

        │процессов управления; метод корневого годографа;│    

        │синтез линейных систем; многомерные линейные        

        │системы; управляемость и наблюдаемость              

        │многомерных линейных систем автоматического         

        │управления; нелинейные системы; метод фазовой       

        │плоскости; автоколебания; дискретные системы        

        │автоматического управления; методы описания         

        │дискретных систем автоматического управления во │    

        │временной области; частотные характеристики         

        │дискретных систем автоматического управления;       

        │устойчивость и качество дискретных систем           

        │автоматического управления                          

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.04   │ Элементы систем управления летательных         │120 

        │аппаратов                                           

        │Элементы и приборы систем управления: измери-       

        │тельные устройства, усилительные и вычислитель- │    

        │ные устройства, исполнительные устройства,          

        │принципы построения и функционирования, статиче-│    

        │ские, динамические и точностные характеристики      

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.05   │ Управление движением летательных аппаратов     │220 

        │Назначение и задачи системы управления ЛА;          

        │классификация систем управления; критерии           

        │эффективности; требования, предъявляемые к          

        │системам управления, основные этапы и задачи        

        │проектирования; области применения; задачи,         

        │состав и особенности построения и функционирова-│    

        │ния типовых систем управления различных типов       

        │летательных аппаратов; навигация, наведение и       

        │стабилизация ЛА; принципы формирования законов      

        │управления и стабилизации                           

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│СД.06   │ Оптимальное управление летательными аппаратами │180 

        │Методы и алгоритмы оптимальной обработки инфор- │    

        │мации, используемые в задачах оценки состояния      

        │и параметров летательных аппаратов различных        

        │типов;                                              

        │программирование оптимального управления динами-│    

        │ческими системами; необходимые условия оптималь-│    

        │ности в детерминированном, минимаксном и            

        │стохастическом случаях;                             

        │синтез оптимального управления динамическими        

        │системами; достаточные условия оптимальности в      

        │детерминированном, минимаксном и стохастическом │     

        │случаях                                             

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.00   │Дисциплины специализации                        │1057 │

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ФТД.00  │Факультативы                                    │450 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ФТД.01  │Военная подготовка                              │450 

├────────┼────────────────────────────────────────────────┼─────┤

        │Всего теоретического обучения                   │8262 │

└────────┴────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

по направлению подготовки дипломированного специалиста -

Гидроаэродинамика и динамика полета

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, в том числе лабораторные             - 153 недели;

    - экзаменационные сессии                 - не менее 15 недель;

    - практики                               - не менее 17 недель;

    в том числе:

    а) учебная                                         - 3 недели;

    б) производственная                                - 9 недель;

    в) преддипломная                                   - 5 недель;

    - итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту выпускной

    квалификационной работы                  - не менее 14 недель;

    - каникулы, включая 8 недель

    последипломного отпуска                  - не менее 38 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы по направлению

подготовки дипломированного специалиста -

Гидроаэродинамика и динамика полета

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки инженера.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала? для циклов дисциплин в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: Иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), Физическая культура (в объеме не менее 408 часов), Отечественная история, Философия. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине Физическая культура при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожеланий студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;

- устанавливать в установленном порядке наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение по ускоренным программам допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:

информатика, физика; устройство, конструирование и проектирование объектов; метрология, стандартизация и сертификация, сопротивление материалов, прочность конструкций, материаловедение, общая электротехника и электроника, технология производства, безопасность жизнедеятельности, аэрогидромеханика, а также специальные дисциплины.

Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам:

математика, начертательная геометрия, инженерная графика, теоретическая механика, аэрогидромеханика, а также ряд специальных дисциплин.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна быть обеспечена библиотечным фондом и базами данных, соответствующими полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием учебников и учебно-методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам из расчета не менее 0,5 экземпляра на одного студента и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами. Все студенты должны иметь доступ ко всем необходимым учебно-методическим материалам.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

"Техническая информация ЦАГИ"

"Экспресс информация ВИНИТИ"

"Техника воздушного флота"

Известия ВУЗов "Авиационная техника"

"Полет"

Известия РАН "Механика жидкости и газа"

"Ракетная техника и космонавтика"

"Interavia"

"Aviation Week".

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать современной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарно-техническим и противопожарным нормам и правилам.

6.5. Требования к организации практик.

6.5.1. Учебная практика.

Целью учебной практики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами по изученным дисциплинам, и приобретение практических навыков самостоятельной работы в соответствии со специальностью или специализацией студентов.

Место проведения практики: учебные лаборатории вуза и передовые предприятия промышленности или научно-исследовательские организации.

6.5.2. Производственная практика.

Целью производственной практики является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в институте по изученным дисциплинам, а также приобретение практических навыков самостоятельной работы. В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с уровнем современной науки и техники программой должно быть предусмотрено изучение в производственных условиях передовых методов расчета, исследования и проектирования объектов.

Место проведения практики: передовые промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные учреждения и институты, оснащенные современным оборудованием, вычислительной техникой, испытательными установками и приборами.

6.5.3. Преддипломная практика.

Цель преддипломной практики: подготовка студента к самостоятельному решению задач на производстве и сбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

Место проведения практики: передовые промышленные предприятия и научно-исследовательские организации, в которых возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника

по направлению подготовки дипломированного специалиста -

Гидроаэродинамика и динамика полета

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

Инженер должен:

знать:

- историю развития техники, соответствующей специальной подготовке;

- основные научно-технические проблемы и перспективы развития областей техники, соответствующих специальной подготовке, и их взаимосвязи со смежными областями;

- основные объекты, явления и процессы, связанные с конкретной областью специальной подготовки;

- основные технико-экономические требования к изучаемым техническим объектам и существующие научно-технические способы их реализации;

- устройство объектов, приборов, систем, соответствующих специальной подготовке;

- аналитические и численные методы для анализа математических моделей и расчета параметров и характеристик объектов по специальности с использованием компьютерной техники; методы разработки облика объектов по специальности и его оптимизации;

- методы и технику для экспериментальных исследований, соответствующих специальной подготовке;

- методы организации производства и эффективности работы трудового коллектива на основе современных методов управления;

- экономико-математические методы и компьютерные средства при выполнении технико-экономических расчетов и в процессе управления;

- способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов;

иметь навыки:

- использования аналитических и численных методов анализа математических моделей и расчета параметров и характеристик объектов по специальности; разработки облика объектов по специальности и его оптимизации, а также проектирования объектов;

- использования методов составления программ испытаний и экспериментальной отработки летательных аппаратов и их систем;

- использования методов разработки математических моделей как для отдельных агрегатов объектов, так и для их систем в целом.

Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей его образовательной программы.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.5 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломной работе (проекту) специалиста.

Дипломная работа (проект) инженера должна быть представлена в форме рукописи и графического материала.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению - Гидроаэродинамика и динамика полета и методических рекомендаций УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса и УМО по образованию в области машиностроения и приборостроения.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы для специалиста, составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению - Гидроаэродинамика и динамика полета определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса и УМО по образованию в области машиностроения и приборостроения, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению - Гидроаэродинамика и динамика полета.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.

Учебно-методическое объединение по образованию в области машиностроения и приборостроения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024