Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 апреля 2000 г. N 106/23-16

 

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе Программу развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях, одобренную участниками Всероссийского координационного совещания, состоявшегося в г. Москве 10 - 11 ноября 1999 г.

Программа направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях.

 

Первый заместитель Министра

А.Ф.КИСЕЛЕВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

к письму Минобразования России

от 10 апреля 2000 г. N 106/23-16

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ НОВЫХ ФОРМ РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечиваются не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. Однако такой многоаспектный спектр услуг требует и значительных затрат. Во многом именно поэтому в новых социально-экономических условиях с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Если в доперестроечный период охват детей дошкольным образованием в России составлял 72%, то в настоящее время он снизился до 50%.

Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) остается актуальной на протяжении всего периода радикальных социально-политических и экономических преобразований в России. В целях предотвращения ее разрушения были разработаны и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровня, а также соответствующие нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации. Это позволило ослабить негативные тенденции, и закрытие детских садов в настоящее время происходит не такими темпами, как в начале 90-х годов. Однако сеть ДОУ продолжает сокращаться.

 

ДИНАМИКА

ИЗМЕНЕНИЯ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ В НИХ

 

                                                            (тыс.)

┌─────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐

                             │ 1994 │ 1995 │ 1996 │ 1997 │ 1998 │

                               г.    г.    г.    г.    г. 

├─────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Всего дошкольных                                          

│образовательных учреждений     72,2│  68,6│  64,2│  60,3│  56,6│

│в том числе:                                              

  городские поселения          39,3│  37,1│  34,8│  32,8│  31,0│

  сельская местность           33,5│  31,5│  29,4│  27,5│  25,6│

├─────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Детей в них                  │6117,6│5583,6│5100,6│4706,0│4377,4│

│в том числе:                                              

  городские поселения        │4722,8│4352,5│4002,5│3721,2│3493,4│

  сельская местность         │1394,8│1231,1│1098,1│ 984,8│ 884,0│

├─────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Охват детей общественным                                  

│дошкольным образованием, %     57,4│  55,5│  54,9│  53,8│  53,9│

└─────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

 

Приведенные в таблице статистические данные показывают, что на фоне сокращения ведомственной сети количество муниципальных ДОУ существенно возросло. Это является причиной увеличения соответствующих расходов из местных бюджетов. В современной сложной экономической ситуации руководители регионов предпринимают огромные усилия для обеспечения деятельности детских садов. Однако прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищенности соответствующих затратных статей приводит к вынужденному закрытию и муниципальных ДОУ.

В то же время фактическое сокращение финансирования системы дошкольного образования по всему объему статей может в ближайшем будущем привести к снижению его качества, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему разрушению системы дошкольного образования в целом. Таким образом, для обеспечения традиционно полного спектра услуг, требующих наличия в ДОУ пищеблока, прачечной и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие бюджетные ассигнования либо доходы родителей, за счет которых затраты могли бы компенсироваться. Однако при существующих тенденциях общей экономической ситуации очевидно, что в ближайшее время это нереально. Поэтому для сохранения системы дошкольного образования необходимо искать внутренние резервы, которые позволят снизить расходы на ее содержание.

Анализ показывает, что большая часть таких расходов приходится на услуги, непосредственно не связанные с образованием: например, затраты на питание, зарплату персонала, обеспечивающего присмотр за детьми во время их 10 - 12-часового ежедневного пребывания в детском саду.

В экономически развитых странах Европы и США примерно с 60 - 70-х годов сложилась система вариативных организационных форм работы с дошкольниками. Это различные центры, игровые группы, в которых дети проводят неполный день, а их питание обеспечивают родители.

В России нормативно-правовая основа подобных разнообразных форм дошкольного образования была разработана еще в середине 90-х годов. Так, в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677) допускается "функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения" (п. 21). В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Однако эта норма создания новых, в том числе менее затратных, форм дошкольного образования остается в полной мере невостребованной. Это происходит по целому ряду причин. Среди них недостаточная инициативность местных администраций, насущная потребность в специальных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость соответствующего программно-методического обеспечения и др.

При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых групп развития и групп подготовки к школе, которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в "натаскивание" и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

Очевидно, что систематическая и целенаправленная работа с детьми имеет ряд преимуществ перед "группами развития", которые ограничиваются обучением детей чтению, счету и подготовкой к письму. Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением их здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием. И это становится возможным при кратковременном, но систематическом пребывании детей в ДОУ в процессе общения, занятий и игр со сверстниками.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный. Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Контроль качества образования в этом случае может осуществляться в процессе аттестации. Для распространения новых форм организации дошкольного образования необходимо решить целый ряд проблем.

Так, проблемы программно-методического обеспечения деятельности вариативных форм дошкольного образования связаны с особым отбором его содержания. В каждом случае необходимо учитывать следующие условия: возраст детей, время их пребывания в ДОУ, соответствие содержания обучения государственному стандарту дошкольного образования. При существующем разнообразии программ и сокращении времени пребывания детей в детском саду отбор такого содержания является особой задачей.

Кроме того, при посещении детьми детского сада, например, 2 - 3 раза в неделю к процессу обучения могут более активно подключаться родители. Это означает, что в соответствии с программой, по которой будут работать педагоги, нужен отбор того содержания и доступных родителям методических приемов, которые они смогут использовать в домашних условиях.

Важным является и разработка содержания работы с родителями и детьми по следующим двум взаимосвязанным направлениям:

ДОУ и семья - единое пространство детского развития;

ДОУ как центр по формированию социокультурной среды для ребенка-дошкольника в микрорайоне.

Очевидно, что работа с детьми и родителями может охватывать широкий круг проблем обучения и развития детей от 0 до 7 лет, например индивидуальные и специальные занятия, организация семинаров на базе ДОУ и т.д. Целесообразно организовать методическую, диагностическую, консультативную помощь родителям со стороны социальных педагогов (координаторов по работе с родителями).

Вопросы, как и в какой форме проводить работу с родителями, в свою очередь связаны с блоком организационных проблем, которые касаются определения моделей различных форм обучения детей. Они включают время пребывания детей в ДОУ, штатное расписание работы ДОУ, сетку занятий. При этом каждая модель должна предполагать вариативность использования в зависимости от региональной специфики, возможностей педагогического коллектива, наличия в дошкольном учреждении свободных площадей, пожелания родителей и др.

Работа ДОУ с детьми может быть организована по-разному. Во-первых, дети могут быть включены в состав недоукомплектованных групп и принимать участие в занятиях, играх и прогулке, а перед обедом родители будут забирать их домой.

Во-вторых, для этих детей могут быть созданы специальные группы кратковременного пребывания, в которых с ними будет проводиться полноценная образовательная работа. В одном помещении ДОУ может быть организована работа трех таких групп, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов. При включении таких детей в недоукомплектованные группы на них должна быть оформлена медицинская карта и представлена справка от участкового врача. Порядок приема детей в группы кратковременного пребывания впоследствии будет определяться на основе согласованных требований органов управления образованием с органами здравоохранения.

В некоторых случаях обучение целесообразно организовать для разновозрастной группы детей. По желанию родителей в сетку занятий дополнительно могут быть включены занятия по иностранному языку, ритмике, плаванию, т.е. дополнительные услуги.

Особой организационной проблемой является привлечение родителей детей, которые в настоящее время не посещают ДОУ. Важным является проведение маркетинга: сбор информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их дома; причины отказа родителей от услуг ДОУ и т.п. В зависимости от региональных особенностей анализ результатов полученной информации может показать, например, необходимость учитывать потребности родителей с высоким уровнем доходов или, напротив, малообеспеченных, многодетных семей; вынужденно сменивших местожительство, и т.д. Заслуживает внимания и привлечение к сотрудничеству с ДОУ женщин, только готовящихся стать матерями, родителей детей-инвалидов.

Возникает и целый ряд финансово-экономических проблем более общего и частного характера. Так, необходимо определить затраты на образование детей в зависимости от ряда факторов (времени пребывания, зарплаты персонала, стоимости коммунальных услуг и т.д.) и выделить наиболее экономически перспективные формы организации кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом требуется дифференцированный подход к решению данного вопроса с учетом социально-экономических условий каждого региона, определения реальных затрат на осуществление образовательной работы с детьми.

Для решения поставленных проблем в современных социально-экономических условиях необходимо объединение профессиональных усилий всех специалистов системы российского дошкольного образования.

В последние годы в системе дошкольного образования сложился конструктивный опыт организации совместной работы ученых и практиков. Он показал, что такую работу целесообразно осуществлять в форме всероссийского эксперимента, основным методом которого выступает социально-педагогическое и психолого-педагогическое проектирование. Особенность этого метода состоит в том, что научно-практические разработки, их опытно-экспериментальная проверка и практическая реализация на всех этапах осуществляются учеными и практиками совместно. Причем в этой деятельности могут принимать участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специалисты управления образованием, преподаватели системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Построенная таким образом работа позволяет детально проанализировать проблемы, конкретизировать разработки с учетом специфики местных условий. Такая координация действий преодолевает разрыв науки и практики, обеспечивает наукоемкость документов, создаваемых на основе достижений психологической и педагогической наук. Кроме того, использование принципа опережающей экспертизы со стороны практических работников в дальнейшем позволит им в полной мере реализовать эти документы в своей профессиональной деятельности.

 

Программа подготовлена руководителями Всероссийского эксперимента "Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях" Стеркиной Р.Б, Князевой О.Л., Дороновой Т.Н.

 

 

 

 

 

Приложение 2

к письму Минобразования России

от 10 апреля 2000 г. N 106/23-16

 

ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ

НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ОСНОВЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В НИХ ВОСПИТАННИКОВ

 

Эксперимент рассчитан на три учебных года (1999 - 2002 годы).

Цели эксперимента:

- сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в условиях социально-экономического кризиса;

- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;

- объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

- создание условий для построения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Задачи эксперимента:

- создание экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений;

- разработка и апробация программно-методического, организационно-методического, нормативно-правового и финансового обеспечения новых моделей дошкольных образовательных учреждений;

- разработка и введение в действие федеральных нормативно-правовых документов как основы функционирования разнообразных форм дошкольного образования.

Участники эксперимента:

- Управление дошкольного образования Минобразования России;

- научные сотрудники институтов РАО и Минобразования России;

- руководящие, педагогические работники органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Руководители эксперимента:

Стеркина Р.Б. - начальник Управления дошкольного образования Минобразования России, канд. психол. наук;

Доронова Т.Н. - канд. пед. наук;

Князева О.Л. - канд. психол. наук.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018