Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

27 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации 294 пед/бак

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 540500 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

540500 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр технологического образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540500 - Технологическое образование при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр подготовлен к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании, сбор и обработку экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования; конструирование содержания обучения в рамках Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, организацию работы в учебно-производственных мастерских и реализацию процесса обучения учащихся по технологическим дисциплинам.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра технологического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области технологического образования; конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления Образования по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по направлению 540500 - Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

- научно-исследовательской;

- организационно-технологической;

- преподавательской;

- коррекционно-развивающей;

- культурно-просветительской.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен:

- к продолжению образования в магистратуре по направлению, входящим в область знаний 540000 - Педагогические науки;

- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 030600 - Технология и предпринимательство.

1.5. Перечень профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров <1>:

Технология обработки конструкционных материалов.

Технология обработки тканей и пищевых продуктов.

--------------------------------

<1> Список профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавра является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540500 -

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540500 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 Индекс

      Наименование дисциплины и их основные     
                     разделы                     

Всего
часов

ГСЭ    

Общие гуманитарные и социально-экономические    
дисциплины                                      

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент                           

1050

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык                                
 Специфика артикуляции звуков, интонации,       
акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля       
произношения, характерные для сферы             
профессиональной коммуникации; чтение           
транскрипции.                                   
 Лексический минимум в объеме 4000 учебных      
лексических единиц общего и терминологического  
характера. Понятие дифференциации лексики по    
сферам применения (бытовая, терминологическая,  
общенаучная, официальная и др.).                
 Понятие о свободных и устойчивых               
словосочетаниях, фразеологических единицах.     
 Понятие об основных способах словообразования. 
 Грамматические навыки, обеспечивающие          
коммуникацию общего характера без искажения     
смысла при письменном и устном общении; основные
грамматические явления, характерные для         
профессиональной речи.                          
 Понятие об обиходно-литературном, официально-  
деловом, научном стилях, стиле художественной   
литературы. Основные особенности научного стиля.
 Культура и традиции стран изучаемого языка.    
Правила речевого этикета.                       
 Говорение. Диалогическая и монологическая речь с
использованием наиболее употребительных и       
относительно простых лексико-грамматических     
средств в основных коммуникативных ситуациях    
неофициального и официального общения. Основы   
публичной речи (устное сообщение, доклад).      
 Аудирование. Понимание диалогической и         
монологической речи в сфере бытовой и           
профессиональной коммуникации.                  
 Чтение. Виды текстов: несложные прагматические 
тексты и тексты по широкому и узкому профилю    
специальности.                                  
 Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,  
реферат, тезисы, сообщение, частное письмо,     
деловое письмо, биография                       

340 

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура                              
 Физическая культура в общекультурной и         
профессиональной подготовке студентов. Ее       
социально-биологические основы. Физическая      
культура и спорт как социальные феномены        
общества. Законодательство Российской Федерации 
о физической культуре и спорте. Физическая      
культура личности.                              
 Основы здорового образа жизни студента.        
Особенности использования средств физической    
культуры для оптимизации работоспособности.      
 Общая физическая и специальная подготовка в    
системе физического воспитания. Спорт.          
Индивидуальный выбор видов спорта или систем    
физических упражнений.                          
 Профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов. Основы методики самостоятельных      
занятий и самоконтроль за состоянием своего     
организма                                       

408 

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история                           
 Сущность, формы, функции исторического знания. 
Методы и источники изучения истории. Понятие и  
классификация исторического источника.          
Отечественная историография в прошлом и         
настоящем: общее и особенное. Методология и     
теория исторической науки. История России -     
неотъемлемая часть всемирной истории.           
 Античное наследие в эпоху Великого переселения 
народов. Проблемы этногенеза восточных славян.  
Основные этапы становления государственности.   
Древняя Русь и кочевники. Византийско-          
древнерусские связи. Особенности социального    
строя в Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской       
государственности. Принятие христианства.       
Распространение ислама. Эволюция                
восточнославянской государственности в XI - XII 
вв. Социально-политические изменения в русских  
землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы    
взаимовлияния.                                  
 Россия и средневековые государства Европы и    
Азии. Специфика формирования единого российского
государства. Возвышение Москвы. Формирование    
сословной системы организации общества. Реформы 
Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности
складывания российского абсолютизма. Дискуссии о
генезисе самодержавия.                          
 Особенности и основные этапы экономического    
развития России. Эволюция форм собственности на 
землю. Структура феодального землевладения.     
Крепостное право в России. Мануфактурно-        
промышленное производство. Становление          
индустриального общества в России: общее и      
особенное. Общественная мысль и особенности     
общественного движения России XIX в. Реформы и  
реформаторы в России. Русская культура XIX века и
ее вклад в мировую культуру.                    
 Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация
общественных процессов. Проблема экономического 
роста  и модернизации. Революции и реформы.     
Социальная трансформация общества. Столкновение  
тенденций интернационализма и национализма,     
интеграции и сепаратизма, демократии и          
авторитаризма.                                  
 Россия в начале XX в. Объективная потребность  
индустриальной модернизации России. Российские  
реформы в контексте общемирового развития в     
начале века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.              
 Россия в условиях мировой войны и              
общенационального кризиса. Революция 1917 г.    
Гражданская война и интервенция, их результаты и
последствия. Российская эмиграция. Социально-   
экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.   
Формирование однопартийного политического режима.
Образование СССР. Культурная жизнь страны       
в 20-е гг. Внешняя политика.                    
 Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические      
преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной
власти Сталина. Сопротивление сталинизму.       
 СССР накануне и в начальный период второй      
мировой войны. Великая Отечественная война.     
 Социально-экономическое развитие, общественно- 
политическая жизнь, культура, внешняя политика  
СССР в послевоенные годы. Холодная война.       
 Попытки осуществления политических и           
экономических реформ. НТР и ее влияние на ход   
общественного развития.                         
 СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание      
кризисных явлений.                              
 Советский союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.  
Попытка государственного переворота 1991 г. и ее
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.    
Октябрьские события 1993 г.                     
 Становление новой российской государственности 
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной   
социально-экономической модернизации. Культура в
современной России. Внешнеполитическая          
деятельность в условиях новой геополитической   
ситуации                                        

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология                                    
 Структура и состав современного                
культурологического знания. Культурология и     
философия культуры, социология культуры,        
культурная антропология. Культурология и история
культуры. Теоретическая и прикладная             
культурология.                                  
 Методы культурологических исследований.        
 Основные понятия культурологии: культура,      
цивилизация, морфология культуры, функции       
культуры, субъект культуры, культурогенез,       
динамика культуры, язык и символы культуры,     
культурные коды, межкультурные коммуникации,    
культурные ценности и нормы, культурные традиции,
культурная картина мира, социальные институты   
культуры, культурная самоидентичность, культурная
модернизация.
                                   
 Типология культуры. Этническая и национальная, 
элитарная и массовая культуры. Восточные и      
западные типы культуры. Специфические и         
"серединные" культуры. Локальные культуры. Место
и роль России в мировой культуре. Тенденции     
культурной универсализации в мировом современном
процессе.                                       
 Культура и природа. Культура и общество.       
Культура и глобальные проблемы современности.   
Культура и личность. Инкультурация и социализация

 

ГСЭ.Ф.05

Политология                                     
 Объект, предмет и метод политической науки.    
Функции политологии.                            
 Политическая жизнь и властные отношения. Роль и
место политики в жизни современных обществ.     
Социальные функции политики.                    
 История политических учений. Российская        
политическая традиция: истоки, социокультурные  
основания, историческая динамика. Современные   
политологические школы.                         
 Гражданское общество, его происхождение и      
особенности. Особенности становления гражданского
общества в России.                              
 Институциональные аспекты политики. Политическая
власть. Политическая система. Политические      
режимы, политические партии, электоральные      
системы.                                        
 Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические 
технологии. Политический менеджмент. Политическая
модернизация.                                   
 Политические организации и движения.           
Политические элиты. Политическое лидерство.     
 Социокультурные аспекты политики.              
 Мировая политика и международные отношения.    
Особенности мирового политического процесса.    
Национально-государственные интересы России в   
новой геополитической ситуации.                 
 Методология познания политической реальности.  
Парадигмы политического знания. Экспертное      
политическое знание; политическая аналитика и   
прогностика                                     

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение                                    
 Государство и право. Их роль в жизни общества. 
 Норма права и нормативно-правовые акты.        
 Основные правовые системы современности.       
Международное право как особая система права.   
Источники российского права.                    
 Закон и подзаконные акты.                      
 Система российского права. Отрасли права.      
 Правонарушение и юридическая ответственность.  
 Значение законности и правопорядка в современном
обществе. Правовое государство.                 
Конституция Российской Федерации - основной    
закон государства.                               
 Особенности федеративного устройства России.   
Система органов государственной власти в        
Российской Федерации.                           
 Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Право собственности.         
 Обязательства в гражданском праве и            
ответственность за их нарушение. Наследственное 
право.                                          
 Брачно-семейные отношения. Взаимные права и    
обязанности супругов, родителей и детей.        
Ответственность по семейному праву.             
 Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина
и ответственность за ее нарушение.              
 Административное правонарушение и              
административная ответственность.               
 Понятие преступления. Уголовная ответственность
за совершение преступлений.                     
 Экологическое право.                           
 Особенности правового регулирования будущей    
профессиональной деятельности.                  
 Правовые основы защиты государственной тайны.  
Законодательные и нормативно-правовые акты в    
области защиты информации и государственной тайны

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи                    
 Стили современного русского литературного языка.
Языковая норма, ее роль в становлении и         
функционировании литературного языка.           
 Речевое взаимодействие. Основные единицы       
общения. Устная и письменная разновидности      
литературного языка. Нормативные,               
коммуникативные, этические аспекты устной и     
письменной речи.                                
 Функциональные стили современного русского     
языка. Взаимодействие функциональных стилей.    
 Научный стиль. Специфика использования элементов
различных языковых уровней в научной речи.      
Речевые нормы учебной и научной сфер            
деятельности.                                   
 Официально-деловой стиль, сфера его            
функционирования, жанровое разнообразие. Языковые
формулы официальных документов. Приемы унификации
языка служебных документов. Интернациональные   
свойства русской официально-деловой письменной  
речи. Язык и стиль распорядительных документов. 
Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и
стиль инструктивно-методических документов.     
Реклама в деловой речи. Правила оформления      
документов. Речевой этикет в документе.         
 Жанровая дифференциация и отбор языковых       
средств в публицистическом стиле. Особенности   
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.  
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор
темы, цель речи, поиск материала, начало,       
развертывание и завершение речи. Основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных         
материалов. Словесное оформление публичного     
выступления. Понятливость, информативность      
и выразительность публичной речи.               
 Разговорная речь в системе функциональных      
разновидностей русского литературного языка.    
Условия функционирования разговорной речи, роль 
внеязыковых факторов.                           
 Культура речи. Основные направления            
совершенствования навыков грамотного письма и   
говорения                                       

 

ГСЭ.Ф.09

Социология                                      
 Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект    
О. Конта. Классические социологические теории.  
Современные социологические теории. Русская     
социологическая мысль.                          
 Общество и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации.                        
 Социальные группы и общности. Виды общностей.  
Общность и личность. Малые группы и коллективы. 
Социальная организация.                         
 Социальные движения.                           
 Социальное неравенство, стратификация и        
социальная мобильность. Понятие социального     
статуса.                                        
 Социальное взаимодействие и социальные         
отношения. Общественное мнение как институт     
гражданского общества.                          
 Культура как фактор социальных изменений.      
Взаимодействие экономики, социальных отношений  
и культуры.                                      
 Личность как социальный тип. Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный субъект.    
 Социальные изменения. Социальные революции и   
реформы. Концепция социального прогресса.       
Формирование мировой системы. Место России в    
мировом сообществе.                             
 Методы социологического исследования           

 

ГСЭ.Ф.10

Философия                                       
 Предмет философии. Место и роль философии в    
культуре. Становление философии. Основные       
направления, школы философии и этапы его        
исторического развития. Структура философского  
знания.                                         
 Учение о бытии. Монистические и                
плюралистические концепции бытия, самоорганизация
бытия. Понятие материального и идеального.      
Пространство, время. Движение и развитие,       
диалектика. Детерминизм и индетерминизм.        
Динамические и статистические закономерности.   
Научные, философские и религиозные картины мира.
 Человек, общество, культура. Человек и природа.
Общество и его структура. Гражданское общество и
государство. Человек в системе социальных связей.
Человек и исторический процесс: личность и массы,
свобода и необходимость. Формационная и          
цивилизационная концепции общественного развития.
 Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль,              
справедливость, право. Нравственные ценности.   
Представления о совершенном человеке в различных
культурах. Эстетические ценности и их роль в    
человеческой жизни. Религиозные ценности и      
свобода совести.                                
 Сознание и познание. Сознание, самопознание и  
личность. Познание, творчество, практика. Вера и
знание. Понимание и объяснение. Рациональное и  
иррациональное в познавательной деятельности.   
Проблема истины. Деятельность, мышление, логика и
язык. Научное и вненаучное знание. Критерии     
научности. Структура научного познания, его     
методы и формы. Рост научного знания. Научные   
революции и смена типов рациональности. Наука и 
техника.                                        
 Будущее человечества. Глобальные проблемы      
современности. Взаимодействие цивилизаций и     
сценарии будущего                               

 

ГЭС.11

Экономика                                       
 Введение в экономическую теорию. Блага.        
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.      
Экономические отношения. Экономические системы. 
Основные этапы развития экономической теории.   
Методы экономической теории.                    
 Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.    
Потребительские предпочтения и предельная       
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и    
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.
Эластичность. Предложение и его факторы. Закон  
убывающей предельной производительности. Эффект 
масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и       
прибыль. Принцип максимизации прибыли.          
Предложение совершенно конкурентной фирмы и     
отрасли. Эффективность конкурентных рынков.     
Рыночная власть. Монополии. Монополистическая   
конкуренция. Олигополия. Антимонопольное        
регулирование. Спрос на факторы производства.   
Рынок труда. Спрос и предложение труда.         
Заработная плата и занятость. Рынок капитала.   
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.    
Рента. Общее равновесие и благосостояние.       
Распределение доходов. Неравенство. Внешние     
эффекты и общественные блага. Роль государства. 
 Макроэкономика. Национальная экономика как     
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и   
способы его измерения. Национальный доход.      
Располагаемый личный доход. Индексы цен.        
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.     
Экономические циклы. Макроэкономическое         
равновесие. Совокупный спрос и совокупное       
предложение. Стабилизационная политика.         
Равновесие на товарном рынке. Потребление и     
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и
налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-       
налоговая политика. Деньги и их функции.        
Равновесие на денежном рынке. Денежный          
мультипликатор. Банковская система. Денежно-    
кредитная политика. Экономический рост и         
развитие. Международные экономические отношения.
Внешняя торговля и торговая политика. Платежный 
баланс. Валютный курс.                          
 Особенности переходной экономики России.       
Приватизация. Формы собственности.               
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок   
труда. Распределение и доходы. Преобразования в 
социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.
Формирование открытой экономики                 

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

225 

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

225 

ЕН     

Общие математические естественнонаучные         
дисциплины                                      

1000

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент                           

800 

ЕН.Ф.01

Математика                                      
 Аналитическая геометрия. Линейная алгебра.     
Дифференциальное и интегральное исчисления;     
дифференциальные уравнения; элементы теории     
вероятностей и статистики                       

220 

ЕН.Ф.02

Информатика                                     
 Понятие информации, общая характеристика       
процессов сбора, передачи, обработки и накопления
информации; технические и программные средства  
реализации информационных процессов, модели     
решения функциональных и вычислительных задач,  
языки и программирование, алгоритмы. Компьютерный
практикум                                       

110 

ЕН.Ф.03

Физика                                          
 Физические основы механики; колебания и волны; 
молекулярная физика и термодинамика;            
электричество и магнетизм; атомная и ядерная    
физика; физический практикум                     

220 

ЕН.Ф.04

Химия                                           
 Химические системы: растворы, дисперсные       
системы, электрохимические системы, катализаторы
и каталитические системы, полимеры и олигомеры; 
химическая термодинамика и кинетика: энергетика 
химических процессов, химическое и фазовое      
равновесие, скорость реакции и методы ее        
регулирования, колебательные реакции; реакционная
способность веществ: химия и периодическая      
система элементов, кислотно-основные и           
окислительно-восстановительные свойства веществ,
химическая связь, комплементарность; химическая 
идентификация: качественный и количественный    
анализ, аналитический сигнал, химический,       
физико-химический и физический анализ; химический
практикум                                       

150 

ЕН.Ф.05

Экология                                        
 Биосфера и человек: структура биосферы,        
экосистемы, взаимоотношения организма и среды,  
экология и здоровье человека; глобальные        
проблемы окружающей среды, экологические принципы
рационального использования природных ресурсов и
охраны природы; основы экономики                
природопользования; экозащитная техника и       
технологии; основы экологического права,        
профессиональная ответственность; международное 
сотрудничество в области охраны окружающей среды

100 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

100 

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

100 

ОПД    

Общепрофессиональные дисциплины направления     

2794

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент                           

1676

ОПД.Ф.01

Педагогика                                      
Введение в педагогическую деятельность.         
Психолого-педагогический практикум              
 Педагогическая деятельность. Сущностные        
характеристики понятия. Педагогическая          
деятельность в структуре жизнедеятельности      
человека. Педагогические основы различных видов 
профессиональной деятельности. Гуманистическая  
природа педагогической деятельности и культура  
педагога. Источники педагогических идей.        
Современная педагогическая публицистика, научная
и художественная литература. Современная система
отечественного образования: стратегия развития. 
Спектр педагогических профессий в современном   
мире. Педагогические учебные заведения.         
Образовательно-профессиональный путь студента   
пед. вуза. Мастерство и техника в профессии     
педагога. Карьера педагога.                     
Теоретическая педагогика                        
 Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук
о человеке. Методология педагогической науки    
и деятельности. Структура педагогической науки. 
Категориально-понятийный аппарат современной    
педагогики. Методы педагогических исследований. 
Педагогический процесс как основная категория   
педагогики. Теории целостного педагогического   
процесса. Современные концепции личности.       
Различные подходы к конструированию содержания  
образования. Теории обучения и воспитания.      
Многообразие образовательных программ. Теории   
педагогической деятельности.                     
Практическая педагогика                         
 Взаимосвязь теории и практики в педагогике.    
Методология практической педагогической         
деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение
педагога в профессиональной деятельности.        
Педагогическое проектирование. Технология решения
педагогических задач. Оценка выбора решения     
педагогических задач. Индивидуальное и          
коллективное творчество педагогов. Позиция      
педагога в инновационных процессах. Формы        
взаимодействия субъектов в педагогическом       
процессе. Технология профессионального развития 
педагога.                                       
История образования и педагогической мысли      
 Исторический подход в изучении педагогических  
явлений. Современная трактовка истории педагогики
как области педагогической науки. Ведущие       
педагогические идеи в истории человечества на   
разных этапах его развития. Истоки              
гуманистических идей педагогики. Идеи свободы,  
права, демократии, гуманизма в педагогической   
мысли за рубежом и в России. Основные авторские 
педагогические системы прошлого. Развитие школы 
как социального института, становление высшего  
образования. Характеристики образовательных     
систем в разные эпохи в России и за рубежом.    
Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX 
века. Основные реформы образовательной политики 
XX века. Отечественные и зарубежные             
педагогические воззрения в современном мире.    
Процесс интеграции национальных систем          
образования                                     

300 

ОПД.Ф.02

Психология                                      
Психология человека                             
 Понятие о человеке. Индивид, индивидуальность. 
Организм и психика. Сознание и самосознание.    
Функциональная и структурная организация психики:
процессы, состояния, свойства. Интегративные    
психические образования: мотивационные,         
аффективные, темпераментные, сенсорные,         
психомоторные, мнемические, интеллектуальные,   
речевые, коммуникативные, регуляторные,         
креативные, нравственные.
                       
Психология развития                             
 Проблема развития: методологический и          
исторический аспекты. Детерминанты развития.    
Созревание и развитие. Социально-культурный фон 
развития. Понятие возраста. Возрастная          
периодизация. Закономерности психического       
развития. Психическое развитие в разные         
возрастные периоды (новорожденность,            
младенчество, дошкольное детство, младший       
школьник, подросток, юноша, период зрелости,    
старость): биологические основы развития,       
социальная ситуация развития, основные          
психические новообразования, кризисы развития,  
развитие общения, развитие познавательной сферы,
развитие личности, ведущий вид деятельности,    
развитие Я-концепции.
Проявление закономерностей
развития в каждом периоде. Психологическое      
сопровождение развития человека.                
Социальная психология                           
 Социально-психологические явления. Социализация,
социальное поведение, социальное познание,      
социальные качества личности, социальная        
психология личности. Виды и феномены            
взаимодействия, человек как субъект             
взаимодействия, общение и взаимодействие.       
Групповые феномены. Практическая социальная     
психология. Социальная психология в образовании.
Педагогическая психология.                       
 Передача общественного опыта и адаптация       
человека. Подражание, учение, обучение, научение.
Модели обучения (познавательная, коммуникативная,
кибернетическая). Обучение и развитие. Научение.
Учебная деятельность. Ученик как субъект учебной
деятельности. Мотивы учения, способы учения,    
активность и ответственность. Типы неуспевающих 
учащихся. Психологические детерминанты отставания
в учении. Психология взаимодействия в системе.  
Учитель - ученик - класс. Психологические       
характеристики профессии - учитель.             
Профессионально важные качества. Психологические
способности. Личностные характеристики учителя и
их влияние на процесс и результат труда.        
Профессиональное самосознание и самосознание    
педагога                                         

400 

ОПД.Ф.03

Основы теории технологической подготовки        
 Природа и практическая значимость философско-  
методологических проблем трудовой деятельности. 
Теория труда. Психофизиология труда. Теория     
трудовых умений. История трудового обучения     

100 

ОПД.Ф.04

Технологии и методики обучения (дисциплин       
профильной подготовки)                          
 Технологизация образовательного процесса.      
Технология как предмет и средство обучения в    
системе технологического образования.           
Образовательная технология и методика обучения. 
Традиционные и инновационные образовательные    
технологии в процессе обучения профильному      
предмету. Технологии дифференциации и            
индивидуализации обучения. Коммуникативные      
технологии. Методическая система обучения       
профильному предмету. Методика конструирования и
реализации процесса обучения учащихся на основе 
предметного содержания профильной дисциплины    

200 

ОПД.Ф.05

Основы исследований в технологическом образовании
 Актуальные научные проблемы в системе          
технологического образования. Теоретические и   
эмпирические методы исследования элементов      
системы технологического образования. Этапы     
проведения экспериментальной работы. Методы     
сбора экспериментальных данных. Основы разработки
экспериментальных материалов. Приемы            
интерпретации результатов исследований          

100 

ОПД.Ф.06

Прикладная механика                              
 Статика. Аксиомы статики. Сходящиеся силы.     
Параллельные силы. Центр тяжести твердого тела. 
Система сил и пар сил. Плоская система сил.     
Главный вектор и главный момент. Произвольная   
система сил. Условия равновесия. Кинематика.    
Движение материальной точки. Движение твердого  
тела. Поступательное и вращательное движение.   
Вращение твердого тела. Плоскопараллельное      
движение. Сложное движение точки.               
 Динамика. Дифференциальные уравнения движения. 
Общие теоремы динамики точки. Динамика твердого 
тела. Трение покоя и движения.                  
 Теория механизмов и машин.                     
 Механическая система твердых тел. Звенья,      
кинематические пары, кинематические цепи.        
Классификация. Кинематический анализ и синтез.  
Скорости и ускорения точек звеньев. Движение    
механизма под действием сил. Метод сечений.     
Внутренние силы. Напряжение. Растяжение и сжатие.
Построение эпюр. Испытание образцов. Механические
характеристики. Срез (сдвиг). Кручение. Прямой  
изгиб. Опорные реакции балок. Поперечная сила и 
изгибающий момент. Геометрические характеристики
сечений. Гипотезы прочности. Устойчивость сжатых
стержней.                                       
 Жидкость и ее свойства. Идеальная жидкость.    
Основное уравнение гидростатики. Силы давления  
жидкости на плоскую и цилиндрическую стенку.    
Гидростатические машины. Уравнение неразрывности.
Уравнение Бернулли. Гидравлические потери. Режимы
движения жидкости. Число Рейнольдса. Истечение  
жидкости через отверстие и насадки. Основы      
расчета трубопроводов. Явление кавитации.       
Гидравлический удар в трубопроводах             

300 

ОПД.Ф.07

Машиноведение                                   
 Принципы преобразования движения. Детали и узлы
машин. Критерии работоспособности. Допускаемые  
расчетные напряжения. Проектный и проверочный   
расчеты. Соединение деталей. Неразъемные        
соединения. Механические передачи. Редукторы,   
мультипликаторы.                                
 Теоретические основы энергетических машин,     
термодинамические диаграммы; основные свойства  
воды и водного пара; первый и второй законы     
термодинамики; цикл Карно. Способы              
распространения тепла и виды теплообмена.       
Теплообменные аппараты.                         
 Источники энергии и топливные ресурсы. Двигатели
внутреннего сгорания и их основные              
характеристики. Паротурбинные установки,        
характеристика, принцип работы, идеальные циклы,
термические КПД. Реактивные двигатели, их       
устройство, принцип действия. Холодильные машины,
схемы, принцип действия и идеальный цикл.       
Гидравлические машины; насосы и их основные     
параметры, гидродвигатели. Гидроприводы.        
 Возобновляемые и не возобновляемые             
энергоресурсы. Тепловые, атомные, гидравлические
электростанции. Экологические вопросы энергетики

240 

ОПД.Ф.08

Безопасность жизнедеятельности                  
 Теоретические основы безопасности              
жизнедеятельности. Экологические аспекты        
безопасности жизнедеятельности. Классификация   
чрезвычайных ситуаций. Российская система       
предупреждения и действий в чрезвычайных        
ситуациях. Окружающий мир. Опасности, возникающие
в повседневной жизни, и безопасное поведение.   
Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации
в природных и городских условиях. Чрезвычайные  
ситуации природного и техногенного характера и  
защита населения от их последствий. Действия    
учителя при авариях, катастрофах и стихийных    
бедствиях. Гражданская оборона и ее задачи.     
Современные средства поражения. Средства        
индивидуальной защиты. Защитные сооружения      
гражданской обороны. Организация защиты населения
в мирное и военное время. Приборы радиационной  
и химической разведки, дозиметрический контроль.
Организация гражданской обороны в образовательных
учреждениях. Средства и способы защиты          

36  

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

559 

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

559 

ДПП.00 

Дисциплины профильной подготовки                
Технология обработки конструкционных материалов 

1600

ДПП.01 

Организация современного производства           
Типы, организация и структура промышленного     
производства: этапы и содержание организации    
производства. Системы автоматизированного       
проектирования, конструирования, технологической
подготовки, организационного обеспечения        
подготовки производства. Экономический анализ   
эффективности производства. Организация         
сервисного обслуживания. Утилизация              
использованной продукции. Технология            
промышленного производства. Охрана труда и      
промышленная экология. Средства телекоммуникации
и связи, интернет технологии и ресурсы          

300 

ДПП.02 

Дисциплины технологического цикла               
 Основы законодательства об охране труда.       
Санитарные нормы на условия труда. Факторы риска.
Охрана труда и техника безопасности.            
 Основные понятия о материалах, их строению,    
свойствам, термической обработке и областях     
применения. Классификация материалов.           
Металлические и неметаллические материалы.      
Черные, цветные металлы и их сплавы. Основные   
свойства материалов. Диаграммы состояния сплавов.
Диаграмма железо-углерод. Основные параметры и  
виды термической обработки материалов и сплавов.
Химико-термическая и термомеханическая обработка.
Классификация сплавов и чугунов. Маркировка     
сталей и чугунов. Углеродистые и легированные   
стали. Серые и белые чугуны. Алюминий, медь,    
титан и их сплавы. Основные свойства цветных    
сплавов и области применения. Основные свойства и
строение неметаллических материалов. Пластмассы,
стекла, керамика и древесные материалы.         
 Обработка конструкционных материалов. Изделие и
его качество. Взаимозаменяемость изделий. Допуски
и посадки. Шероховатость поверхностей. Основы   
технических измерений. Ручная обработка         
материалов: оборудование и инструменты, виды    
и методы обработки. Технологические способы     
соединения металлических деталей. Ручная        
обработка древесины. Соединение деталей из      
древесины. Общие сведения о механической        
обработке материалов. Обработка на металлорежущих
станках: оборудование, приспособления,          
инструменты и методы обработки основных видов   
поверхностей.                                   
 Структура современного производства в РФ.      
 Машиностроительный комплекс                    

400 

ДПП.03 

Электрорадиотехника                              
 Линейные и нелинейные электрические цепи и их  
элементы. Резонансные явления. Выпрямители,     
магнитные цепи. Трансформаторы. Измерительные   
приборы. Трехфазные цепи. Электропривод. Принципы
передачи и приема электромагнитных волн.        
Радиоэлектронные устройства и системы. Элементы 
автоматики                                      

300 

ДПП.04 

Практикум по обработке конструкционных материалов
 Основные виды и приемы ручной обработки        
материалов. Технология изготовления изделий с   
использованием ручных механических и            
электромеханических инструментов. Станочно-     
механическая обработка материалов, изготовление 
изделий по маршрутно-технологическим картам.    
Декоративно-художественная обработка материалов,
изготовление изделий повышенной сложности с     
элементами художественного оформления           

300 

ДПП.05 

Техническое творчество                          
 Основы теории творчества. Уровни технического  
творчества. Методы поиска решения творческих    
задач.                                          
 Техническое моделирование и конструирование    
технико-технологических объектов. Основы        
рационализации и изобретательства. Информационное
обеспечение технического творчества             

300 

ДПП.00 

Дисциплины профильной подготовки                
Технология обработки тканей и пищевых продуктов 

1600

ДПП.01 

Организация и технология предприятий бытового   
обслуживания                                    
 Классификация предприятий бытового обслуживания.
Принципы организации предоставления услуг.      
Процесс маркетинга. Проектирование услуг.       
Основные технологии предоставления услуги.      
Методы оценки результатов предоставления услуги.
Анализ исполнения услуги и повышение ее качества.
Типизация оборудования предприятий бытового     
обслуживания. Обеспечение качества и сертификация
услуг                                           

200 

ДПП.02 

Технология конструкционных материалов           
 Классификация основных конструкционных         
материалов, используемых в легкой и пищевой     
промышленности и в сфере бытовых услуг.         
Технологические свойства и характеристики       
бумаги, ткани, пластмасс, полиэтиленов высокого 
и низкого давления, металлических сплавов, лаков,
красок и клея. Технологии получения и обеспечения
качества материалов, используемых в легкой и    
пищевой промышленности. Основные технологии     
ручной и механической обработки конструкционных 
материалов. Методы испытания и исследования     
физико-технологических свойств материалов.      
Экологическое ограничение применения            
конструкционных материалов в быту и сфере       
обслуживания                                     

100 

ДПП.03 

Электрорадиотехника                             
 Линейные и нелинейные электрические цепи и их  
элементы. Резонансные явления. Выпрямители,     
магнитные цепи. Трансформаторы. Измерительные   
приборы. Трехфазные цепи. Электропривод. Принципы
передачи и приема электромагнитных волн.        
Радиоэлектронные устройства и системы. Элементы 
автоматики                                      

200 

ДПП.04 

Практикум по швейному производству              
 Основы художественного конструирования костюма.
Творческий процесс, технические средства        
художественного проектирования костюма.         
Классификация одежды. Самостоятельный анализ    
модели. Фигура человека. Конструирование пояса. 
Основы композиции костюма. Форма, ритм, классика.
Базовые графические основы. Формы одежды, роль  
линии, пятна. Симметрия и ассиметрия.           
Композиционный центр. Образ в костюме.          
Графическое силуэтное решение костюма. Влияние  
декоративно-функциональных элементов композиции 
костюма на силуэт, формы костюма                

300 

ДПП.05 

Основы микробиологии, физиологии и гигиены      
питания                                         
 Питание и жизнедеятельность организма.         
Обеспечение потребностей организма в основных   
пищевых веществах. Основы рационального питания.
Режим питания. Нормативно-правовые основы       
безопасности питания                            

100 

ДПП.06 

Практикум по кулинарии                          
 Первичная обработка сырья и приготовление      
полуфабрикатов. Тепловая обработка продуктов.   
Приготовление блюд. Заготовка овощей и фруктов. 
Национальная кухня. Лечебное и диетическое       
питание                                         

300 

ДПП.07 

Специальное рисование                           
 Орнамент, стилизация простейших геометрических 
фигур. Фигура человека в костюме. Силуэтно-     
пятновое изображение фигуры человека.           
Орнаментально-графический строй рисунка. Фигура 
человека в костюме с орнаментом. Материалы и    
средства черно-белой графики. Графика эскиза-   
костюма. Графическое оформление журналов мод.   
Условность цветового решения в графике           

100 

ДПП.08 

Декоративно-прикладное творчество               
 Введение в декоративно-прикладное творчество.  
Виды декоративно-прикладного творчества. Методы 
обучения декоративно-прикладному творчеству.    
Индивидуально-трудовая деятельность в ДПТ.      
Особенности организации выставочной деятельности
изделий декоративно-прикладного творчества      

200 

ФТД.00 

Факультативы                                    

450 

 

Практика                                        

432 

 

Всего часов теоретического обучения             

7344

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540500 -

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

    теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу

    студентов, практикумы,

    в том числе лабораторные

    работы, а также экзаменационные сессии           - 136 недель;

    экзаменационные сессии                           -  22 недели;

    практики                                  - не менее 8 недель,

    в том числе:

    учебно-технологическая                            -  2 недели,

    педагогическая                                    -  6 недель;

    итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту

    выпускной квалификационной работы         - не менее 6 недель;

    каникулы (включая 8 недель

    последипломного отпуска)                 - не менее 36 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540500 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из десяти, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин направления;

содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели дисциплин направления и профильных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, а также научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик

Учебно-исследовательская практика проводится на базе любого образовательного, культурно-просветительского или научно-исследовательского учреждения. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом представляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

Производственная практика проводится на базе общеобразовательной школы. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения отдельных уроков по одной из профильных дисциплин направления. Кроме того студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей).

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540500 - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

Бакалавр технологического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - Технологическое образование;

умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

владение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся по одной из профильных дисциплин направления;

готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;

реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация бакалавра технологического образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра технологического образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра

Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540500 - Технологическое образование и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для бакалавра не менее шести недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра технологического образования

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540500 - Технологическое образование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540500 - Технологическое образование.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию (на базе РГПУ им. А.И. Герцена).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 540500 - Технологическое образование 22 декабря 1999 г. (протокол N 2).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018