Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

27 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

280 пед/бак

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 540100

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр естественнонаучного образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540100 Естественнонаучное образование при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра естественнонаучного образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области естественных наук и образования; конструировать содержание обучения в рамках Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 540100 Естественнонаучное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:

- научно-исследовательской;

- организационно-воспитательной;

- преподавательской;

- коррекционно-развивающей;

- культурно-просветительской.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен:

- к продолжению образования в магистратуре по направлениям, входящим в область знаний 540000 Педагогические науки;

- к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:

032300 Химия

032400 Биология

032500 География.

1.5. Перечень профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров <1>:

Химия;

Биология;

География;

Экология.

--------------------------------

<1> Список профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавра является открытым и может быть дополнен в установленном порядке.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 Индекс

  Наименование дисциплин и их основные разделы  

Всего
часов

   1   

                        2                       

  3 

ГСЭ    

Общие гуманитарные и социально-экономические    
дисциплины                                      

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент                           

1050

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык                                
Специфика артикуляции звуков, интонации, акценту-
ации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;
основные особенности полного стиля произношения,
характерные для сферы профессиональной коммуни- 
кации; чтение транскрипции.                     
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лекси-
ческих единиц общего и терминологического харак-
тера. Понятие дифференциации лексики по сферам  
применения (бытовая, терминологическая, общенауч-
ная, официальная и др.).                        
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,
фразеологических единицах.                      
Понятие об основных способах словообразования.  
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуника-
цию общего характера без искажения смысла при   
письменном и устном общении; основные граммати- 
ческие явления, характерные для профессиональной
речи.                                           
Понятие об обиходно-литературном, официально-   
деловом, научном стилях, стиле художественной   
литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка.     
Правила речевого этикета.                       
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с
использованием наиболее употребительных и относи-
тельно простых лексико-грамматических средств в 
основных коммуникативных ситуациях неофициального
и официального общения. Основы публичной речи   
(устное сообщение, доклад).                     
Аудирование. Понимание диалогической и монологи-
ческой речи в сфере бытовой и профессиональной  
коммуникации.                                   
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические  
тексты и тексты по широкому и узкому профилю    
специальности.                                  
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ре-
ферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое
письмо, биография                               

340 

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура                             
Физическая культура в общекультурной и профессио-
нальной подготовке студентов. Ее социально-биоло-
гические основы. Физическая культура и спорт как
социальные феномены общества.                   
Законодательство Российской Федерации о физичес-
кой культуре и спорте. Физическая культура лич- 
ности.                                          
Основы здорового образа жизни студента. Особен- 
ности использования средств физической культуры 
для оптимизации работоспособности.              
Общая физическая и специальная подготовка в сис-
теме физического воспитания.                    
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или    
система физических упражнений.                  
Профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов. Основы методики самостоятельных заня-
тий и самоконтроль за состоянием своего организма

408 

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история                           
Сущность, формы, функции исторического знания.  
Методы и источники изучения истории. Понятие и  
классификация исторического источника. Отечест- 
венная историография в прошлом и настоящем: общее
и особенное. Методология и теория исторической  
науки. История России - неотъемлемая часть      
всемирной истории.                              
Античное наследие в эпоху Великого переселения  
народов. Проблемы этногенеза восточных славян.  
Основные этапы становления государственности.   
Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус-
ские связи. Особенности социального строя в Древ-
ней Руси. Этнокультурные и социально-политические
процессы становления русской государственности. 
Принятие христианства. Распространение ислама.  
Эволюция восточнославянской государственности   
в XI - XII вв. Социально-политические изменения 
в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда:   
проблемы взаимовлияния.                         
Россия и средневековые государства Европы и Азии.
Специфика формирования единого российского госу-
дарства. Возвышение Москвы. Формирование сослов-
ной системы организации общества. Реформы Петра 
I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности скла-
дывания российского абсолютизма. Дискуссии о    
генезисе самодержавия.                          
Особенности и основные этапы экономического раз-
вития России. Эволюция форм собственности на зем-
лю. Структура феодального землевладения. Крепост-
ное право в России. Мануфактурно-промышленное   
производство. Становление индустриального общест-
ва в России: общее и особенное. Общественная    
мысль и особенности общественного движения России
XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская  
культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация
общественных процессов. Проблема экономического 
роста и модернизации. Революции и реформы. Социа-
льная трансформация общества. Столкновение тен- 
денций интернационализма и национализма, интегра-
ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.  
Россия в начале XX в. Объективная потребность   
индустриальной модернизации России. Российские  
реформы в контексте общемирового развития в     
начале века.                                    
Политические партии России: генезис, классифика-
ция, программы, тактика.                        
Россия в условиях мировой войны и общенациональ-
ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война
и интервенция, их результаты и последствия. Рос-
сийская эмиграция. Социально-экономическое разви-
тие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопар-
тийного политического режима. Образование СССР. 
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя      
политика.                                       
Курс на строительство социализма в одной стране и
его последствия. Социально-экономические преобра-
зования в 30-е гг. Усиление режима личной власти
Сталина. Сопротивление сталинизму.              
СССР накануне и в начальный период второй мировой
войны. Великая Отечественная война. Социально-  
экономическое развитие, общественно-политическая
жизнь, культура, внешняя политика СССР в после- 
военные годы. Холодная война.                   
Попытки осуществления политических и экономичес-
ких реформ. НТР и ее влияние на ход общественного
развития.                                       
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризис-
ных явлений.                                    
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.   
Попытка государственного переворота 1991 г. и ее
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.    
Октябрьские события 1993 г.                     
Становление новой российской государственности  
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной   
социально-экономической модернизации. Культура в
современной России. Внешнеполитическая деятель- 
ность в условиях новой геополитической ситуации 

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология                                   
Структура и состав современного культурологичес-
кого знания. Культурология и философия культуры,
социология культуры, культурная антропология.   
Культурология и история культуры. Теоретическая и
прикладная культурология.                       
Методы культурологических исследований.         
Основные понятия культурологии: культура, цивили-
зация, морфология культуры, функции культуры,   
субъект культуры, культурогенез, динамика культу-
ры, язык и символы культуры, культурные коды,   
межкультурные коммуникации, культурные ценности и
нормы, культурные традиции, культурная картина  
мира, социальные институты культуры, культурная 
самоидентичность, культурная модернизация.      
Типология культуры. Этническая и национальная,  
элитарная и массовая культуры. Восточные и запад-
ные типы культуры. Специфические и "серединные" 
культуры. Локальные культуры. Место и роль России
в мировой культуре. Тенденции культурной универ-
сализации в мировом современном процессе.       
Культура и природа. Культура и общество. Культура
и глобальные проблемы современности. Культура и 
личность.                                        
Инкультурация и социализация                    

 

ГСЭ.Ф.05

Политология                                     
Объект, предмет и метод политической науки.     
Функции политологии.                            
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и 
место политики в жизни современных обществ.     
Социальные функции политики.                    
История политических учений. Российская полити- 
ческая традиция: истоки, социокультурные основа-
ния, историческая динамика. Современные полито- 
логические школы.                               
Гражданское общество, его происхождение и особен-
ности. Особенности становления гражданского     
общества в России.                              
Институциональные аспекты политики. Политическая
власть. Политическая система. Политические режи-
мы, политические партии, электоральные системы. 
Политические отношения и процессы. Политические 
конфликты и способы их разрешения. Политические 
технологии. Политический менеджмент. Политическая
модернизация.                                   
Политические организации и движения. Политические
элиты. Политическое лидерство.                  
Социокультурные аспекты политики.               
Мировая политика и международные отношения.     
Особенности мирового политического процесса.    
Национально-государственные интересы России в   
новой геополитической ситуации.                 
Методология познания политической реальности.   
Парадигмы политического знания. Экспертное      
политическое знание; политическая аналитика и   
прогностика                                     

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение                                    
Государство и право. Их роль в жизни общества.  
Норма права и нормативно-правовые акты.         
Основные правовые системы современности.        
Международное право как особая система права.   
Источники российского права.                    
Закон и подзаконные акты.                       
Система российского права. Отрасли права.       
Правонарушение и юридическая ответственность.   
Значение законности и правопорядка в современном
обществе. Правовое государство.                 
Конституция Российской Федерации - основной закон
государства.                                     
Особенности федеративного устройства России.    
Система органов государственной власти в        
Российской Федерации.                           
Понятие гражданского правоотношения. Физические и
юридические лица. Право собственности.           
Обязательства в гражданском праве и ответствен- 
ность за их нарушение. Наследственное право.    
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обя-
занности супругов, родителей и детей. Ответствен-
ность по семейному праву.                       
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина
и ответственность за ее нарушение.              
Административное правонарушение и административ-
ная ответственность.                            
Понятие преступления. Уголовная ответственность 
за совершение преступлений.                     
Экологическое право.                            
Особенности правового регулирования будущей     
профессиональной деятельности.                  
Правовые основы защиты государственной тайны.   
Законодательные и нормативно-правовые акты в    
области защиты информации и государственной тайны

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи                    
Стили современного русского литературного языка.
Языковая норма, ее роль в становлении и функцио-
нировании литературного языка.                  
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
Устная и письменная разновидности литературного 
языка. Нормативные, коммуникативные, этические  
аспекты устной и письменной речи.               
Функциональные стили современного русского языка.
Взаимодействие функциональных стилей.           
Научный стиль. Специфика использования элементов
различных языковых уровней в научной речи. Рече-
вые нормы учебной и научной сфер деятельности.  
Официально-деловой стиль, сфера его функциониро-
вания, жанровое разнообразие. Языковые формулы  
официальных документов. Приемы унификации языка 
служебных документов. Интернациональные свойства
русской официально-деловой письменной речи. Язык
и стиль распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инст-
руктивно-методических документов. Реклама в дело-
вой речи. Правила оформления документов. Речевой
этикет в документе.                             
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств
в публицистическом стиле. Особенности устной пуб-
личной речи. Оратор и его аудитория. Основные ви-
ды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель
речи, поиск материала, начало, развертывание и  
завершение речи. Основные приемы поиска материала
и виды вспомогательных материалов. Словесное    
оформление публичного выступления. Понятливость,
информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разно-
видностей русского литературного языка. Условия 
функционирования разговорной речи, роль внеязы- 
ковых факторов.                                 
Культура речи. Основные направления совершенст- 
вования навыков грамотного письма и говорения   

 

ГСЭ.Ф.09

Социология                                       
Предыстория и социально-философские предпосылки 
социологии как науки. Социологический проект    
О. Конта. Классические социологические теории.  
Современные социологические теории. Русская     
социологическая мысль.                           
Общество и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации.                        
Социальные группы и общности. Виды общностей.   
Общность и личность. Малые группы и коллективы. 
Социальная организация.                          
Социальные движения.                            
Социальное неравенство, стратификация и социаль-
ная мобильность. Понятие социального статуса.   
Социальное взаимодействие и социальные отношения.
Общественное мнение как институт гражданского   
общества.                                       
Культура как фактор социальных изменений. Взаимо-
действие экономики, социальных отношений и куль-
туры.                                           
Личность как социальный тип. Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный субъект.    
Социальные изменения. Социальные революции и ре-
формы. Концепция социального прогресса. Формиро-
вание мировой системы. Место России в мировом   
сообществе.                                     
Методы социологического исследования            

 

ГСЭ.Ф.10

Философия                                       
Предмет философии. Место и роль философии в куль-
туре. Становление философии. Основные направле- 
ния, школы философии и этапы их исторического   
развития. Структура философского знания.        
Учение о бытии. Монистические и плюралистические
концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие 
материального и идеального. Пространство, время.
Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и  
индетерминизм. Динамические и статистические за-
кономерности. Научные, философские и религиозные
картины мира.                                   
Человек, общество, культура. Человек и природа. 
Общество и его структура. Гражданское общество и
государство. Человек в системе социальных связей.
Человек и исторический процесс: личность и массы,
свобода и необходимость. Формационная и цивилиза-
ционная концепции общественного развития.       
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. 
Свобода и ответственность. Мораль, справедли-   
вость, право. Нравственные ценности. Представле-
ния о совершенном человеке в различных культурах.
Эстетические ценности и их роль в человеческой  
жизни. Религиозные ценности и свобода совести.  
Сознание и познание. Сознание, самопознание и   
личность. Познание, творчество, практика. Вера и
знание. Понимание и объяснение. Рациональное и  
иррациональное в познавательной деятельности.   
Проблема истины. Деятельность, мышление, логика и
язык. Научное и вненаучное знание. Критерии науч-
ности. Структура научного познания, его методы и
формы. Рост научного знания. Научные революции и
смена типов рациональности. Наука и техника.    
Будущее человечества. Глобальные проблемы совре-
менности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии 
будущего                                        

 

ГЭС.Ф.11

Экономика                                       
Введение в экономическую теорию. Блага. Потреб- 
ности, ресурсы. Экономический выбор. Экономичес-
кие отношения. Экономические системы. Основные  
этапы развития экономической теории. Методы эко-
номической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и
предложение. Потребительские предпочтения и пре-
дельная полезность. Факторы спроса. Индивидуаль-
ный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект за-
мещения. Эластичность. Предложение и его факторы.
Закон убывающей предельной производительности.  
Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и
прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложе-
ние совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эф-
фективность конкурентных рынков. Рыночная власть.
Монополии. Монополистическая конкуренция. Олиго-
полия. Антимонопольное регулирование. Спрос на  
факторы производства. Рынок труда. Спрос и пред-
ложение труда. Заработная плата и занятость. Ры-
нок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Ры-
нок земли. Рента. Общее равновесие и благосостоя-
ние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние
эффекты и общественные блага. Роль государства. 
Макроэкономика. Национальная экономика как целое.
Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы  
его измерения. Национальный доход. Располагаемый
личный доход. Индексы цен. Безработица и ее фор-
мы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Мак-
роэкономическое равновесие. Совокупный спрос и  
совокупное предложение. Стабилизационная полити-
ка. Равновесие на товарном рынке. Потребление и 
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и
налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налого-
вая политика. Деньги и их функции. Равновесие на
денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковс-
кая система. Денежно-кредитная политика. Экономи-
ческий рост и развитие. Международные экономичес-
кие отношения. Внешняя торговля и торговая поли-
тика. Платежный баланс. Валютный курс.           
Особенности переходной экономики России. Привати-
зация. Формы собственности. Предпринимательство.
Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и 
доходы. Преобразования в социальной сфере. Струк-
турные сдвиги в экономике. Формирование открытой
экономики                                       

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

225 

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

225 

ЕН     

Общие математические и естественнонаучные       
дисциплины                                      

1700

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент                           

1360

ЕН.Ф.01

Математика                                      
Аналитическая геометрия. Линейная алгебра. Диффе-
ренциальное и интегральное исчисления; дифферен-
циальные уравнения; элементы теории вероятностей
и статистики                                    

200 

ЕН.Ф.02

Информатика                                     
Понятие информации, общая характеристика процес-
сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- 
формации; технические и программные средства реа-
лизации информационных процессов, модели решения
функциональных и вычислительных задач, языки и  
программирование, алгоритмы. Компьютерный       
практикум                                       

100 

ЕН.Ф.03

Физика                                          
Физические основы механики; колебания и волны;  
молекулярная физика и термодинамика; электричес-
тво и магнетизм; атомная и ядерная физика; физи-
ческий практикум                                

260 

ЕН.Ф.04

Химия                                           
Химические системы: растворы, дисперсные системы,
электрохимические системы, катализаторы и ката- 
литические системы. Химическая термодинамика и  
кинетика: энергетика химических процессов, хими-
ческое и фазовое равновесие, скорость реакции и 
методы ее регулирования. Реакционная способность
веществ: химия и периодическая система элементов,
кислотно-основные и окислительно-восстановитель-
ные свойства веществ, химическая связь. Углерод и
классификация его соединений, взаимные переходы 
классов органических соединений. Синтетические  
полимеры и биополимеры. Химическая идентификация:
качественный и количественный анализ, химический,
физико-химический и физический анализ; химический
практикум                                       

400 

ЕН.Ф.05

Биология с основами экологии                    
Живые системы, физиология и экология человека,  
экология и охрана природы. Биолого-экологический
практикум                                       

150 

ЕН.Ф.06

Науки о Земле                                   
Поверхность Земли - сложная геосистема. Космичес-
кое окружение Земли. Земля как планета. Состав и
строение атмосферы. Экологические проблемы атмос-
феры. Погода. Климат. Экологические проблемы кли-
мата. Гидросфера. Литосфера. Рельеф. Виды рельефа
и рельефообразование. Ландшафт. Географическая  
среда. Антропосфера. Ноосфера.                  
Природные условия и природные ресурсы.          
Народонаселение.                                
Экологический кризис. Природные условия и       
особенности региона.                            
Почва, гумус. Водновоздушный и тепловой режим   
почв.                                           
Почвенный раствор. Плодородие почв. Зональная   
характеристика. Экология, охрана и повышение    
плодородия почв                                 

150 

ЕН.Ф.07

Концепции современного естествознания.          
Естествознание и культура. Методология науки.   
Структура и строение мегамира и методы их опреде-
ления. Пространство, время, движение в классичес-
кой механике и теории относительности. Законы    
сохранения. Элементарные частицы. Типы взаимо-  
действий. Кулоновская природа химических и меха-
нических свойств вещества. Мировые константы в  
физике. Эволюционная концепция. Проблемы самоор-
ганизации в природе. Живые системы против       
энтропии                                        

100 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

170 

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

170 

ОПД    

Общепрофессиональные дисциплины направления     

1994

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент                           

1134

ОПД.Ф.01

Педагогика                                      
Введение в педагогическую деятельность.         
Психолого-педагогический практикум.             
Педагогическая деятельность. Сущностные характе-
ристики понятия. Педагогическая деятельность в  
структуре жизнедеятельности человека. Педагоги- 
ческие основы различных видов профессиональной  
деятельности. Гуманистическая природа педагоги- 
ческой деятельности и культура педагога. Источник
педагогических идей. Современная педагогическая 
публицистика, научная и художественная литерату-
ра. Современная система отечественного образова-
ния: стратегия развития. Спектр педагогических  
профессий в современном мире. Педагогические    
учебные заведения. Образовательно-профессиональ-
ный путь студента педагогического вуза.         
Теоретическая педагогика                        
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о
человеке. Методология педагогической науки и де-
ятельности. Структура педагогической науки. Ка- 
тегориально-понятийный аппарат современной педа-
гогики. Методы педагогических исследований. Педа-
гогический процесс как основная категория педаго-
гики. Теории целостного педагогического процесса.
Современные концепции образования личности. Раз-
личные подходы к конструированию содержания обра-
зования. Теории обучения и воспитания. Многооб- 
разие образовательных программ. Теории педагоги-
ческой деятельности.                            
Практическая педагогика                         
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Мето-
дология практической педагогической деятельности.
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в  
профессиональной деятельности. Педагогическое   
проектирование. Технологии решения педагогических
задач. Оценка выбора решения педагогических за- 
дач. Индивидуальное и коллективное творчество пе-
дагогов. Позиция педагога в инновационных процес-
сах. Формы взаимодействия субъектов в педагоги- 
ческом процессе. Технология профессионального   
развития педагога.                              
История образования и педагогической мысли      
Исторический подход в изучении педагогических   
явлений. Современная трактовка истории педагогики
как области педагогической науки. Ведущие педаго-
гические идеи в истории человечества на разных  
этапах его развития. Истоки гуманистических идей
педагогики. Идеи свободы права, демократии, гума-
низма в педагогической мысли за рубежом и в Рос-
сии. Основные авторские педагогические системы  
прошлого. Развитие школы как социального инсти- 
тута, становление высшего образования. Характе- 
ристики образовательных систем в разные эпохи в 
России и за рубежом. Реформаторская педагогика  
конца XIX - начала XX века. Основные реформы об-
разовательной политики XX века. Отечественные и 
зарубежные педагогические воззрения в современном
мире. Процесс интеграции национальных систем    
образования                                      

300 

ОПД.Ф.02

Психология.                                     
Психология человека                             
Понятие о человеке. Индивид, личность, индивиду-
альность. Организм и психика. Сознание и самосо-
знание. Функциональная и структурная организация
психики; процессы, состояния, свойства. Интегра-
тивные психические образования: мотивационные,  
аффективные. Темпераментные, сенсорные, психомо-
торные, мнемические, интеллектуальные, речевые, 
коммуникативные. Регуляторные, креативные, нрав-
ственные.                                       
Психология развития                             
Проблема развития: методологический и историчес-
кий аспекты. Детерминанты развития. Понятие воз-
раста. Возрастная периодизация. Закономерности  
психического развития. Психическое развитие в   
разные возрастные периоды (новорожденность, мла-
денчество, дошкольное детство, младший школьник,
подросток, юноша, период зрелости, старость):   
биологические основы развития, социальная ситуа-
ция развития, основные психические новообразова-
ния. Кризисы развития, развитие общения, развитие
познавательной сферы, развитие личности. Ведущий
вид деятельности, развитие Я-концепции. Проявле-
ние закономерностей развития в каждом периоде.  
Психологическое сопровождение развития человека.
Социальная психология                           
Социально-психологические явления. Социализация,
социальное поведение, социальное познание, соци-
альные качества личности. Виды и феномены взаимо-
действия, человек как субъект взаимодействия;   
общение и взаимодействие. Групповые феномены.   
Практическая социальная психология. Социальная  
психология в образовании.                       
Педагогическая психология                        
Передача общественного опыта и адаптация челове-
ка. Подражание, учение, обучение, научение. Моде-
ли обучения (познавательная, коммуникативная, ки-
бернетическая). Обучение и развитие. Учебная дея-
тельность. Ученик как субъект учебной деятельнос-
ти. Мотивы учения, способы учения, активность и 
ответственность. Типы неуспевающих учащихся. Пси-
хологические детерминанты отставания в учении.  
Психология взаимодействия в системе: учитель -  
ученик - класс. Психологические характеристики   
профессии учитель. Профессионально значимые ка- 
чества. Педагогические способности. Личностные  
характеристики учителя и их влияние на процесс и
результат труда. Профессиональное самосознание и
самосознание педагога                           

300  

ОПД.Ф.03

Технологии и методики обучения по дисциплинам   
профильной подготовки                           
Технологизация образовательного процесса. Прояв-
ление технологизации в системе естественнонауч- 
ного образования. Образовательная технология и  
методика обучения. Традиционные и инновационные 
образовательные технологии в процессе обучения  
профильному предмету. Технологии дифференциации и
индивидуализации обучения. Коммуникативные техно-
логии. Методическая система обучения профильному
предмету. Методика конструирования и реализации 
процесса обучения учащихся на основе предметного
содержания профильной дисциплины                

300 

ОПД.Ф.04

Основы исследовательской деятельности в области 
естественнонаучного образования                  
Актуальные научные проблемы в системе естествен-
нонаучного образования. Теоретические и эмпири- 
ческие методы исследования элементов системы    
естественнонаучного образования. Этапы проведения
экспериментальной работы. Методы сбора экспери- 
ментальных данных. Основы разработки эксперимен-
тальных материалов. Приемы интерпретации резуль-
татов естественнонаучных исследований           

100 

ОПД.Ф.05

Информационные технологии в естественнонаучном  
образовании                                     
Информационные технологии в образовании: роль,  
функции в процессе обучения, возможности исполь-
зования и ограничения. Виды обучающих программ: 
демонстрационные, обучающие, контролирующие, мо-
делирующие, операции, процессы и явления. Исполь-
зование гипертекста при построении компьютерных 
учебников. Компьютерный эксперимент             

100 

ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности                  
Теоретические основы безопасности жизнедеятель- 
ности. Экологические аспекты безопасности жизне-
деятельности. Классификация чрезвычайных ситуа- 
ций. Российская система предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях. Окружающий мир. Опас- 
ности, возникающие в повседневной жизни, и безо-
пасное поведение. Транспорт и его опасности.    
Экстремальные ситуации в природных и городских  
условиях. Чрезвычайные ситуации природного и    
техногенного характера и защита населения от их 
последствий. Действия учителя при авариях, катас-
трофах и стихийных бедствиях. Гражданская оборона
и ее задачи. Современные средства поражения.    
Средства индивидуальной защиты. Защитные сооруже-
ния гражданской обороны. Организация защиты     
населения в мирное и военное время. Приборы ради-
ационной и химической разведки, дозиметрический 
контроль. Организация гражданской обороны в     
образовательных учреждениях. Средства и способы 
защиты                                          

34  

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

260 

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

600 

ДПП    

Дисциплины профильной подготовки                
ХИМИЯ                                           

1700

ДПП.01 

Неорганическая химия                            
Номенклатура и классификация неорганических сое-
динений. Закономерности изменения атомных харак-
теристик элементов в зависимости от положения в 
периодической системе. Сравнительная характерис-
тика свойств простых веществ, водородных и кисло-
родных соединений непереходных и переходных эле-
ментов. Комплексные соединения переходных       
элементов. Неорганический синтез                

400 

ДПП.02 

Физическая химия                                 
Химическая термодинамика. Термохимия. Самопроиз-
вольные и несамопроизвольные процессы. Термодина-
мический потенциал. Химический потенциал. Хими- 
ческое равновесие. Фазовые равновесия в одно- и 
многокомпонентных системах. Растворы. Электрохи-
мические процессы. Химическая кинетика. Гомоген-
ный и гетерогенный катализ                      

250 

ДПП.03 

Аналитическая химия                             
Качественный химический анализ индивидуальных ве-
ществ и смесей. Аналитические химические реакции
и процессы. Количественный химический анализ.   
Физико-химические методы разделения и анализа   

250 

ДПП.04 

Органическая химия                              
Природные источники и способы синтеза органичес-
ких веществ. Основные классы органических соеди-
нений. Классификация. Органические молекулы, об-
разующие живую материю. Электронное и пространст-
венное строение органических молекул. Структурная
изомерия и стереоизомерия. Реакционная способ-  
ность органических соединений. Классификация    
органических реакций                            

430 

ДПП.05 

Коллоидная химия                                
Общая характеристика дисперсных систем и методы 
их получения. Оптические, молекулярно-кинетичес-
кие свойства коллоидных систем. Электрокинетичес-
кие явления. Агрегатная устойчивость и коагуляция
коллоидных растворов. Реологические свойства дис-
персных систем. Свойства растворов высокомолеку-
лярных соединений. Поверхностные явления в дис- 
персных системах. Адсорбция                     

100 

ДПП.06 

Биохимия с основами молекулярной биологии       
Химический состав живых организмов. Структурная 
организация белков. Нуклеиновые кислоты. Углево-
ды. Липиды. Строение, свойства и механизм дейст-
вия ферментов. Обмен веществ и энергии в организ-
ме. Биологическое окисление. Обмен углеводов,   
липидов, нуклеиновых кислот, белков и аминокислот
в организме человека. Катаболизм углеводов,     
липидов, аминокислот, характеристика ферментов. 
Биосинтез белка. Матричный механизм. Регуляция  
белкового синтеза                               

160 

ДПП.07 

Химическая технология                           
Теоретические основы химической технологии. Хими-
ко-технологический процесс и реакторы. Катализ в
химической технологии. Сырье, энергия и вода в  
химической промышленности. Технология производст-
ва основных химических продуктов: аммиака, азот-
ной кислоты, серной кислоты, удобрений, продуктов
селикатной промышленности и основного органичес-
кого синтеза, полимерных материалов. Переработка
твердых топлив и газа. Методы защиты биосферы от
вредных промышленных выбросов. Безотходные,     
малоотходные и ресурсосберегающие технологии    

110 

ДПП    

Дисциплины профильной подготовки                
БИОЛОГИЯ                                        

1700

ДПП.01 

Науки о биологическом многообразии              
Микробиология с основами вирусологии. Прокариоты.
Строение клетки, рост и размножение бактерий.   
Метаболизм. Прокариоты и окружающая среда.      
Участие в круговороте веществ. Бактериальные бо-
лезни и их профилактика. Неклеточные формы жизни.
Структурная организация, химический состав и раз-
множение вирусов. Теории происхождения вирусов. 
Вирусные болезни и их профилактика.             
Ботаника. Общая характеристика растений. Главные
компоненты структурной организации: клетки, тка-
ни, органы, организмы. Взаимосвязь структуры и  
функции органов. Морфология и анатомия вегетатив-
ных органов. Рост, развитие и размножение расте-
ний. Взаимосвязь структуры и функции органов.   
Многообразие растительного мира. Классификация. 
Низшие и высшие растения. Проблемы систематики  
растений. Происхождение и важнейшие направления 
эволюции. Обзор основных таксономических групп  
растений. Фитоценология. Значение растений в при-
роде и жизни человека. Рациональное использование
и охрана растительного мира.                    
Зоология. Характеристика животного организма.   
Основы систематики животных. Отличительные черты
одноклеточных и многоклеточных животных, особен-
ности биологии и экологии разных систематических
групп животных (типы: саркомастигофоры, реснич- 
ные, споровики, микроспоридии, пластинчатые, губ-
ки, кишечнополостные, гребневики, плоские черви,
круглые черви, кольчатые черви, моллюски, членис-
тоногие, хордовые). Происхождение и филогенети- 
ческие связи крупных таксономических групп живот-
ных. Значение и роль животных в крупных экосисте-
мах.                                             
Анатомия человека. Форма и внутренние строения  
тела человека. Строение и функция систем организ-
ма и составляющих их органов. Аппарат опоры и   
движения. Пищеварительная, дыхательная и мочепо-
ловая системы. Эндокринные органы. Сердечно-    
сосудистая и нервная системы                    

900 

ДПП.02 

Физиология                                      
Физиология растений. Физиологические свойства   
протоплазмы и поступление веществ в клетку. Водо-
обмен, транспирация, засуха, регуляция водного  
режима. Минеральное питание, роль макро- и микро-
элементов, рациональное применение удобрений.   
Углеродное питание. Роль пигментов. Световые и  
темновые реакции. Отличие С-3 и С-4 растений.   
Особенности фотосинтеза суккулентов. Фотосинтез и
урожай. Экология фотосинтеза. Дыхание растений. 
Зависимость дыхания от внутренних и внешних фак-
торов. Регуляция дыхания. Рост и развитие расте-
ний. Фитогормоны и регуляторы роста. Управление 
ростом и развитием. Покой и его регуляция. Устой-
чивость к неблагоприятным воздействиям.         
Физиологическая целостность растительных организ-
мов. Физиология человека и животных. Организм че-
ловека как единое целое. Принципы регуляции функ-
ций. Гомеостаз и адаптация. Физиология возбудимых
тканей. Физиология мышц. Общие закономерности де-
ятельности центральной нервной системы. Частная 
физиология ЦНС. Функции сенсорных систем. Онтоге-
нез нервной системы человека. Физиология вегета-
тивных функций организма. Гуморальная и нервная 
регуляция процессов жизнедеятельности. Высшая   
нервная деятельность человека                   

500 

ДПП.03 

Биология клетки                                 
Цитология. Клеточная теория. Строение и функции 
клеток про- и эукариот. Химический состав: вода,
неорганические и органические ионы, нуклеиновые 
кислоты, АТФ, белки, углеводы, липиды. Цитоплазма
и ее органеллы: ядро, его структурные компоненты.
Клеточный цикл, деление клеток: митоз, мийоз.   
Пластический и энергетический обмен. Жизненные  
формы клеток. Гипотезы происхождения и эволюции 
клеток.                                         
Гистология. Учение о тканях. Развитие тканей в  
фило- и онтогенезе. Половые клетки. Оплодотворе-
ние. Стадии эмбрионального развития. Эмбриогенез
человека. Критические периоды. Эпителиальные    
ткани. Соединительные ткани. Система иммунитета.
Мышечные ткани. Нервная ткань                   

150 

ДПП.04 

Генетика и эволюция                             
Общая генетика. Основные понятия генетики. Фено-
тип, генотип, ген, аллель. Хромосома, хроматин, 
ДНК. Основные законы наследования. Генетические 
процессы в популяциях. Генетика человека. Эколо-
гическая генетика. Методы работы с ДНК. Генетико-
теоретическая основа селекции.                  
Эволюционное учение. История эволюционного уче- 
ния. Основные методы изучения эволюционного про-
цесса. Микроэволюция. Элементарный эволюционный 
материал, явление, факторы, единица. Естественный
отбор. Вид и видообразование Макроэволюция. Эво-
люционный прогресс и регресс. Основные формы фи-
логенеза. Основные направления эволюции. Правила
эволюции. Антропогенез                          

150 

ДПП    

Дисциплины профильной подготовки                
ГЕОГРАФИЯ                                       

1700

ДПП.01 

Геология с геохимией                            
Положение геологии в современном естествознании.
Классификация минералов, генезис распространенных
минералов. Геохимические и геодинамические про- 
цессы и горные породы. Постмагматические процессы
и минеральные образования. Гипергенез и коры вы-
ветривания. Литогенез. Органогенно-хемогенные   
горные породы. Метоморфизм и метоморфические гор-
ные породы. Осадочные горные породы; их роль в  
природе. Типы земной коры. Палеогеография Земли.
Тектоногенез. Тектонические движения, основные  
тектонические структуры. Геохронология и страти-
графия. Эволюция биосферы и палеоэкология. Поня-
тия о фации, формации и их типы. Геохимические  
процессы и закономерности образования и распреде-
ления полезных ископаемых                       

200 

ДПП.01 

Картография с основами топографии               
Предмет и содержание. Виды картографических про-
изведений. Географическая карта, ее свойства и  
основные элементы. Топографическая карта: сущ-  
ность, свойства, область применения. Номенклатура
топографических карт. Съемки местности: план, ни-
велирование, аэрофототопографические, космичес- 
кие. Географический глобус как модель земного    
шара. Классификация картографических проекций и 
их характеристики. Картографическая генерализа- 
ция. Классификация карт. Виды надписей на геогра-
фических картах и типы картографических произве-
дений. Основные этапы истории географической    
карты. Роль карты в географических исследованиях

100 

ДПП.03 

Физическая география                            
Объект и предмет физической географии, система  
физико-географических наук. Земля как планета.  
Атмосфера, глобальные процессы в атмосфере, общая
циркуляция атмосферы и климата Земли. Гидросфера.
Мировой океан как планетарная динамическая систе-
ма. Воды суши. Рельеф Земли. Понятие морфострук-
туры и морфоскульптуры. Географическая оболочка 
как гетерогенная открытая система. Основные зако-
номерности географической оболочки: целостность,
ритмичность, зональность. Дифференциация геогра-
фической оболочки на природные комплексы. Природ-
ные комплексы как системы. Принципы и методы вы-
деления ПТК. Моделирование и прогноз. Понятие о 
ноосфере и экологические проблемы человечества. 
Методы физико-географических исследований. Поня-
тие о почве. Факторы почвообразования. Классифи-
кация почв. География почв. Почвенные ресурсы и 
их экология.                                     
Материки и океаны - крупнейшие природные системы.
Особенности природы материков и дифференциация их
на крупные природные регионы; их роль как основы
природопользования. Особенности экологии        
материков и океанов.                             
Географическое положение и общая характеристика 
природы России. Физико-географическое районирова-
ние территории России и стран СНГ.              
Характеристика физико-географических стран в зо-
нальном и региональном аспекте; степень устойчи-
вости регионов к антропогенному воздействию; их 
геоэкологическая оценка. Природные ресурсы регио-
нов и особенности природопользования            

740 

ДПП.04 

Биогеография                                    
Структура и содержание науки. Понятие об ареале.
Типы, структура и динамика ареалов. Типы флор и 
фаун, их гетерогенность. Принципы флористическо-
го, фаунистического и биофилотического райониро-
вания. Биоценоз, его состав и структура; динамика
биоценозов во времени и пространстве. Геоботани-
ческое и зоогеографическое районирование. Совре-
менные флористические и фаунистические царства. 
Биогеография и экологические аспекты природы    
Земли                                           

100 

ДПП.05 

Экономическая география                         
Предмет, структура и содержание экономической и 
социальной географии в системе географических   
наук. Методология, категории, принципы и методы 
исследования экономической географии. Историко- 
географический аспект развития мира и отдельных 
регионов.                                       
Формирование современной политической карты мира.
География мировых природных ресурсов, проблемы  
природопользования.                             
География населения мира: численность, воспроиз-
водство, расовый, этнический и религиозный состав
населения мира. Размещение и миграции населения.
Географические формы расселения, их особенности 
взаимодействия с окружающей средой. Воздействие 
НТП на отраслевую и территориальную структуру   
хозяйства. Основы экономики и технологии ведущих
отраслей хозяйства в эпоху НТП.                 
Географическая модель мирового хозяйства и геог-
рафическое разделение труда. Концепция территори-
альной структуры хозяйства. Основные факторы раз-
мещения и география отраслей мирового хозяйства.
Глобальные проблемы человечества.               
Экономическая и социальная география регионов,  
субрегионов и стран. Зарубежная Европа, зарубеж-
ная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская   
Америка, Австралия и Океания (общие сведения,   
политико- и экономико-географическое положение, 
природные условия и ресурсы, население, хозяйст-
во, экологические проблемы).                    
Изменение географических аспектов социально-эко-
номических проблем России и стран ближнего зару-
бежья. Административно-территориальное устройство
и экономико-географическое районирование России.
Место и роль России в мире. Экологическая оценка
экономических районов. Внешнеэкономические связи

560 

ДПП    

Дисциплины профильной подготовки                
ЭКОЛОГИЯ                                        

1700

ДПП.01 

Науки о биологическом многообразии              
Микробиология с основами вирусологии. Прокариоты.
Строение клетки, рост и размножение бактерий.   
Метаболизм. Прокариоты и окружающая среда. Учас-
тие в круговороте веществ. Бактериальные болезни
и их профилактика. Неклеточные формы жизни.     
Структурная организация, химический состав и раз-
множение вирусов. Теории происхождения вирусов. 
Вирусные болезни и их профилактика.             
Ботаника. Общая характеристика растений. Косми- 
ческая роль зеленых растений. Главные компоненты
структурной организации: клетки, ткани, органы, 
организмы. Взаимосвязь структуры и функции орга-
нов. Морфология и анатомия вегетативных органов.
Рост, развитие и размножение растений. Взаимо-  
связь структуры и функции органов. Многообразие 
растительного мира. Классификация. Низшие и выс-
шие растения. Проблемы систематики растений. Про-
исхождение и важнейшие направления эволюции. Об-
зор основных таксономических групп растений. Фи-
тоценология. Значение растений в природе и жизни
человека. Рациональное использование и охрана   
растительного мира. Зоология. Характеристика жи-
вотного организма. Основы систематики животных. 
Отличительные черты одноклеточных и многоклеточ-
ных животных, особенности биологии и экологии   
разных систематических групп животных (типы: сар-
комастигофоры, ресничные, споровики, микроспори-
дии, пластинчатые, губки, кишечнополостные, греб-
невики, плоские черви, круглые черви, кольчатые 
черви, моллюски, членистоногие, хордовые). Проис-
хождение и филогенетические связи крупных таксо-
номических групп животных. Значение и роль живот-
ных в крупных экосистемах.                      
Анатомия человека. Форма и внутренние строения  
тела человека. Строение и функция систем организ-
ма и составляющих их органов. Аппарат опоры и   
движения. Пищеварительная, дыхательная и мочепо-
ловая системы. Эндокринные органы. Сердечно-    
сосудистая и нервная системы                    

540 

ДПП.02 

Общая экология                                  
Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их  
организации и функционирования. Формы биологичес-
ких отношений в сообществах. Структура экосистем.
Основные типы экосистем и их динамика. Геохими- 
ческие кругообороты вещества и энергии          

260 

ДПП.03 

Глобальная экология                              
Происхождение и эволюция биосферы. Биологическое
разнообразие как основное условие устойчивости  
биосферы. Биопродуктивность. Антропогенные воз- 
действия на биосферу. Моделирование биосферных  
процессов                                        

150 

ДПП.04 

Геоэкология оболочки Земли                      
Структура, взаимосвязь и пространственная измен-
чивость. Методы регулирования геосферных оболо- 
чек. Методы геоэкологических исследований. Теории
экологических кризисов                           

150 

ДПП.05 

Социальная экология и этноэкология              
История и эволюция взаимодействия общества и при-
роды. Переход от стихийного взаимодействия с при-
родой к сознательному. Цели и природные предпо- 
сылки социального развития. Экологический подход
к взаимодействию общества и природы. Социоэкосис-
темы. Оптимизация на локальном, региональном,   
глобальном уровнях. Парадигмы антропоцентризма и
биоцентризма и решение социальных проблем. Демо-
этническая дифференциация населения и особенности
ее взаимодействия с окружающей средой           

80  

ДПП.06 

Экология человека                               
Биосоциальная сущность человека. Факторы экологи-
ческого риска. Биологически обоснованные потреб-
ности и права человека. Здоровье и меры его сох-
ранения. Условия воспроизводства и возможности  
адаптации организма. Законы зависимости организма
от факторов среды. Механизмы реакции организма на
антропогенное воздействие. Стрессы. Мутагенные  
факторы среды. Экологическая напряженность и ге-
нофонд человека                                 

80  

ДПП.07 

Природопользование                              
Естественный базис природопользования. Необходи-
мость разнообразия. Виды природопользования. Неп-
реднамеренное воздействие на природную среду и  
его оценка. Планирование антропогенного и куль- 
турного ландшафта. Концепция устойчивого        
развития                                        

150 

ДПП.08 

Прикладная экология                             
Рекреационная экология и ее возможность.        
Экологические аспекты деятельности предприятий. 
Виды загрязнения окружающей среды (физическое,  
биологическое, химическое, радиационное, шумовое
и другие). Экологическое картографирование      
территорий                                      

80  

ДПП.09 

Региональная экология                           
Состояние окружающей среды в регионе. Экологичес-
кие проблемы. Пути решения. Эколого-краеведческие
аспекты в изучении региона                      

100 

ДПП.10 

Методы экологических исследований               
Теоретические: системный анализ, исторический   
анализ, моделирование. Эмпирические: наблюдение,
картографирование, сравнительный анализ, монито-
ринг. Аэрокосмические методы. Статистические    
методы                                          

50  

ДПП.11 

Мониторинг окружающей среды                     
Мониторинг как форма и метод изучения окружающей
среды. Классификация видов мониторингов. Система
наблюдения и контроля. Методика обучения школьни-
ков элементам мониторинга                       

60  

ФТД.00 

Факультативы                                    

450 

ФТД.01 

Военная подготовка                               

450 

 

Всего часов теоретического обучения             

7344

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая лабораторные

работы, практикумы и научно-исследовательскую

работу студентов                                       136 недель;

экзаменационные сессии                                  21 неделя;

практики                                                14 недель;

итоговая государственная аттестация, включая

подготовку и защиту выпускной квалификационной

работы                                                   6 недель;

каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска      31 неделя.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из десяти, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин направления; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели дисциплин направления и профильных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, а также научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик

Учебно-исследовательская практика проводится на базе любого образовательного и научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины естественнонаучного направления. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

Производственная практика проводится на базе общеобразовательной школы. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения отдельных уроков по одной из профильных дисциплин направления. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей).

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

Бакалавр естественнонаучного образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

участие в исследованиях по проблемам развития естественнонаучного образования;

владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - естественнонаучное образование;

умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

владение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся по одной из профильных дисциплин направления;

готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;

реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация бакалавра естественнонаучного образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра естественнонаучного образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра

Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540100 Естественнонаучное образование и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для бакалавра не менее шести недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра естественнонаучного образования

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540100 Естественнонаучное образование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540100 Естественнонаучное образование.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение вузов России по педагогическому образованию (на базе РГПУ им. А.И. Герцена)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 540100 Естественнонаучное образование 22 декабря 1999 г. (протокол N 2).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018