МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2000 г. N 27/901-6
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
(ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На основании
анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в
целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с
отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях
образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации
рекомендует:
Довести до сведения
руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
о порядке создания
и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения (Приложение 1);
о формах учета
деятельности ПМПк (Приложение 2).
Провести мониторинг
обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами,
осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся,
воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования
Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров
ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную
территорию (Приложение 4).
Организовать работу
по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
1
О ПОРЯДКЕ
СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНСИЛИУМА (ПМПК)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
1. ПМПк является
одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения,
объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и
вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя
образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее
руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк
образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом
образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и
родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором
между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель
или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий
ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя
(воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог,
учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог,
психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк
является обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных
возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк
образовательного учреждения являются:
- выявление и
ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении)
диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика
физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление
резервных возможностей развития;
- определение
характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи
в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении
возможностей;
- подготовка и
ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его
состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты,
включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени,
составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на
обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер
которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об
образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С
этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в
составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование
ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия
родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся,
воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в
образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей
(законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование
проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной
психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным
обследования каждым специалистом составляется заключение
и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании
ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение
условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном
образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению
родителей (законных представителей).
14. При отсутствии
в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным
особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или
разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям) обратиться в
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и
проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность
проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на
комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии
и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в
квартал.
17. Председатель
ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов
ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания ПМПк.
18. На период
подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается
ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или
другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную
специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику
развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании
ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании
и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и
рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику
структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу
специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов;
подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения
специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей
(законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении
ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям
(законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений
специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк.
В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное
заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Приложение
2
О ФОРМАХ
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК
Журнал записи детей
на ПМПк
Журнал регистрации
заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и
рекомендаций ПМПк
N
п/п
|
Дата,
время
|
Ф.И.О.
ребенка
|
Дата
рождения
(число,
мес., год)
|
Пол
|
Инициатор
обращения
|
Повод
обращения
|
График
кон-
сультирова-
ния специа-
листами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта (папка)
развития обучающегося, воспитанника
N
п/п
|
Дата,
время
|
Ф.И.О.
ребенка
|
Воз-
раст
|
Пол
|
Проб-
лема
|
Заключение
специалиста
или коллеги-
альное заклю-
чение ПМПк
|
Реко-
менда-
ции
|
Специалист
или состав
ПМПк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные блоки
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 1.
"Вкладыши":
│
│ -
педагогическая характеристика; │
│ -
выписка из истории развития; │
│ при
необходимости получения дополнительной медицинской│
│информации о ребенке медицинская сестра ПМПк
направляет запрос в│
│детскую поликлинику по месту жительства
ребенка. │
│ 2. Документация
специалистов ПМПк (согласно утвержденным│
│формам):
│
│ -
заключения специалистов ПМПк; │
│ -
коллегиальное заключение ПМПк;
│
│ -
дневник динамического наблюдения с фиксацией: │
│
времени и условий возникновения проблемы; │
│ мер,
предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; │
│
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
График плановых
заседаний ПМПк
Приложение
3
МОНИТОРИНГ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК
СПЕЦИАЛИСТАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
Специалисты
|
Количество
ставок по
штату
|
Фактическое
замещение (на-
личие реальн. физич. лиц)
|
Необходимая
потребность
|
штатными
работниками
|
работниками
по совмести-
тельству
|
в
образ.
учр-ях
|
в
т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.
|
в
образ.
учр-ях
|
в
т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.
|
в
образ.
учр-ях
|
в
т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.
|
в
образ.
учр-ях
|
в
т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.
|
-
педагог-
психолог
- учитель-
дефектолог
- учитель-
логопед
- социаль-
ный педагог
- врач
(указать
специаль-
ность)
- мед. се-
стра
- др. спе-
циалисты
(указать,
какие)
-
-
-
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
4
О ПОРЯДКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк
С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ВОСПИТАННИКА И С
ПМПК
ДОГОВОР
между
образовательным учреждением
(в лице
руководителя образовательного учреждения)
и родителями
(законными представителями) обучающегося,
воспитанника
образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом
обследовании
и сопровождении
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│Руководитель
образовательного │Родители (законные
представители)│
│учреждения
___________________│обучающегося, воспитанника ______│
│______________________________│_________________________________│
│
(указать фамилию, │
(указать фамилию, имя, отчество │
│______________________________│_________________________________│
│ имя, отчество) │
ребенка и родителей (законных
│
│подпись
______________________│
представителей), характер
│
│М.П. │ родственных отношений │
│ │ в соответствии с паспортными │
│ │ данными) │
│ │подпись
_________________________│
│ │М.П. │
├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Информирует
родителей
│Выражают согласие (в случае │
│(законных
представителей) │несогласия
договор не │
│обучающегося,
воспитанника │подписывается) на
│
│о
условиях его психолого-
│психолого-медико-педагогическое
│
│медико-педагогического
│обследование и сопровождение
│
│обследования
и сопровождения │обучающегося
воспитанника в
│
│специалистами
ПМПк │соответствии с
показаниями, в
│
│ │рамках профессиональной
│
│
│компетенции и этики специалистов │
│ │ПМПк │
└──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
ДОГОВОР
о взаимодействии
психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК) и
психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения
Настоящим
договором закрепляются следующие взаимные
обязательства ПМПК
(указать уровень ПМПК:
региональная,
муниципальная, др.
______________________________________________)
и ПМПк образовательного учреждения:
______________________________
__________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк
обязуется:
1. Направлять детей и подростков
с отклонениями в развитии для
обследования на ПМПК в следующих
случаях:
- при возникновении трудностей
диагностики;
- в спорных и конфликтных
случаях;
- при отсутствии в данном
образовательном учреждении
условий для оказания необходимой
специализированной
психолого-медико-педагогической
помощи.
2. Информировать ПМПК
соответствующего уровня:
- о количестве детей в
образовательном учреждении,
нуждающихся в специализированной
психолого-медико-педагогической
помощи;
- о характере отклонений в
развитии детей, получающих
специализированную психолого-
медико-педагогическую помощь в
рамках данного образовательного
учреждения;
- об эффективности реализации
рекомендаций ПМПК
|
ПМПК
обязуется:
1. Проводить своевременное
бесплатное обследование детей и
подростков с отклонениями в
развитии по направлению ПМПк
образовательного учреждения,
территориально относящегося к
данной ПМПК, с последующим
информированием ПМПк о
результатах обследования.
2. Оказывать методическую
помощь, обеспечивать обмен
опытом между специалистами
психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных
учреждений, территориально
относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический
контроль за эффективностью
реализации рекомендаций по
отношению к детям, прошедшим
обследование на ПМПК, при
необходимости вносить
коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о
всех имеющихся в стране
возможностях оказания ребенку
психолого-медико-педагогической
помощи (с опорой на имеющиеся в
РФ базы данных) в соответствии
с выявленными отклонениями в
развитии и индивидуальными
особенностями ребенка
|
Руководитель образовательного Заведующий ПМПК
учреждения (подпись)
______________________
(подпись) _______________________
Председатель ПМПк
(подпись) _______________________
М.П. М.П.