Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 марта 2000 г. N 27/901-6

 

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

(ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).

Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК

 

Журнал записи детей на ПМПк

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

 

 N
п/п

Дата,
время

Ф.И.О.
ребенка

   Дата  
 рождения
  (число,
мес., год)

Пол

Инициатор
обращения

  Повод 
обращения

График кон-
сультирова-
ния специа-
листами   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

 

 N
п/п

Дата,
время

Ф.И.О.
ребенка

Воз-
раст

Пол

Проб-
лема

Заключение  
специалиста 
или коллеги-
альное заклю-
чение ПМПк  

Реко-
менда-
ции  

Специалист
или состав
   ПМПк  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные блоки

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

   1. "Вкладыши":                                              

   - педагогическая характеристика;                            

   - выписка из истории развития;                              

   при необходимости   получения    дополнительной   медицинской│

│информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в

│детскую поликлинику по месту жительства ребенка.                

   2. Документация   специалистов   ПМПк  (согласно утвержденным│

│формам):                                                       

   - заключения специалистов ПМПк;                             

   - коллегиальное заключение ПМПк;                             

   - дневник динамического наблюдения с фиксацией:             

   времени и условий возникновения проблемы;                   

   мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;  

   сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк     

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

График плановых заседаний ПМПк

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

МОНИТОРИНГ

ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

 

Специалисты

 Количество 
  ставок по 
    штату   

Фактическое замещение (на-
личие реальн. физич. лиц) 

 Необходимая
 потребность

  штатными  
 работниками

работниками 
по совмести-
тельству    

  в  
образ.
учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.

  в  
образ.
учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.

  в  
образ.
учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.

  в  
образ.
учр-ях

в т.ч.
в уч-
режд.
спец.
образ.

- педагог-
психолог  
- учитель-
дефектолог
- учитель-
логопед   
- социаль-
ный педагог
- врач    
(указать  
специаль- 
ность)    
- мед. се-
стра      
- др. спе-
циалисты  
(указать, 
какие)    
-         
-         
-         
Итого:    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк

С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ВОСПИТАННИКА И С ПМПК

 

ДОГОВОР

между образовательным учреждением

(в лице руководителя образовательного учреждения)

и родителями (законными представителями) обучающегося,

воспитанника образовательного учреждения о его

психолого-медико-педагогическом обследовании

и сопровождении

 

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐

│Руководитель образовательного │Родители (законные представители)│

│учреждения ___________________│обучающегося, воспитанника ______│

│______________________________│_________________________________│

      (указать фамилию,       │ (указать фамилию, имя, отчество │

│______________________________│_________________________________│

        имя, отчество)          ребенка и родителей (законных 

│подпись ______________________│    представителей), характер   

│М.П.                                родственных отношений     

                                в соответствии с паспортными  

                                          данными)            

                              │подпись _________________________│

                              │М.П.                             

├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Информирует родителей         │Выражают согласие (в случае     

│(законных представителей)     │несогласия договор не           

│обучающегося, воспитанника    │подписывается) на               

│о условиях его психолого-     │психолого-медико-педагогическое 

медико-педагогического        │обследование и сопровождение    

│обследования и сопровождения  │обучающегося воспитанника в     

│специалистами ПМПк            │соответствии с показаниями, в   

                              │рамках профессиональной         

                              │компетенции и этики специалистов │

                              │ПМПк                            

└──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

 

ДОГОВОР

о взаимодействии психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического

консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

 

    Настоящим договором     закрепляются     следующие    взаимные

обязательства   ПМПК   (указать   уровень   ПМПК:    региональная,

муниципальная, др. ______________________________________________)

и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________

__________________________________________________________________

            (наименование образовательного учреждения)

 

ПМПк обязуется:                
1. Направлять детей и подростков
с отклонениями в развитии для  
обследования на ПМПК в следующих
случаях:                       
- при возникновении трудностей 
диагностики;                   
- в спорных и конфликтных      
случаях;                       
- при отсутствии в данном      
образовательном учреждении     
условий для оказания необходимой
специализированной             
психолого-медико-педагогической
помощи.                        
2. Информировать ПМПК          
соответствующего уровня:       
- о количестве детей в         
образовательном учреждении,    
нуждающихся в специализированной
психолого-медико-педагогической
помощи;                        
- о характере отклонений в     
развитии детей, получающих     
специализированную психолого-  
медико-педагогическую помощь в 
рамках данного образовательного
учреждения;                    
- об эффективности реализации  
рекомендаций ПМПК              

ПМПК обязуется:               
1. Проводить своевременное    
бесплатное обследование детей и
подростков с отклонениями в   
развитии по направлению ПМПк  
образовательного учреждения,  
территориально относящегося к 
данной ПМПК, с последующим    
информированием ПМПк о        
результатах обследования.     
2. Оказывать методическую     
помощь, обеспечивать обмен    
опытом между специалистами    
психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных   
учреждений, территориально    
относящихся к данной ПМПК.    
3. Осуществлять динамический  
контроль за эффективностью    
реализации рекомендаций по    
отношению к детям, прошедшим  
обследование на ПМПК, при     
необходимости вносить         
коррективы в рекомендации.    
4. Информировать родителей о  
всех имеющихся в стране       
возможностях оказания ребенку 
психолого-медико-педагогической
помощи (с опорой на имеющиеся в
РФ базы данных) в соответствии
с выявленными отклонениями в  
развитии и индивидуальными    
особенностями ребенка         

 

Руководитель образовательного     Заведующий ПМПК

учреждения                        (подпись) ______________________

(подпись) _______________________

 

Председатель ПМПк

(подпись) _______________________

 

М.П.                              М.П.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018