Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
261 гум/бак
Вводится в действие
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ
1. Общая
характеристика направления 521400 - Юриспруденция
1.1. Направление
521400 - Юриспруденция утверждено Приказом Министерства образования Российской
Федерации 02.03.2000 N 686.
1.2.
Квалификация выпускника - юрист (бакалавр юриспруденции). Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению
521400 - Юриспруденция при очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр
юриспруденции в рамках направления 521400 получает фундаментальную подготовку в
области юриспруденции.
Деятельность
бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение
правопорядка в различных сферах жизни общества.
Объектами
профессиональной деятельности выпускников являются:
- события и
действия, имеющие юридическое значение;
- правовые
отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;
- правовые
отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Бакалавр
юриспруденции должен уметь:
- толковать и
применять законы и другие нормативные правовые акты;
- обеспечивать
соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических
и юридических лиц;
- юридически
правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- разрабатывать
документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных
актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- принимать
правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с
законом;
- вскрывать и
устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания
виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
- систематически
повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и
практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Бакалавр
юриспруденции должен:
- обладать
гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной
этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и
бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и
достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью
моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и
порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод
и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых
правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной
профессиональной деятельности;
- понимать сущность
и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер
и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в
целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной
деятельности.
1.4. Возможности
продолжения образования.
Бакалавр
юриспруденции подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по
направлению 521400 - магистр юриспруденции;
- освоению в
сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 021100 -
Юриспруденция.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
подготовки
бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция
3.1. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании
настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД -
специальные дисциплины;
ФТД - факультативы
и итоговую государственную аттестацию.
3.5. Содержание
национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем
государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы подготовки бакалавра
по направлению
521400 - Юриспруденция
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
Специфика артикуляции звуков,
интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы
профессиональной коммуникации; чтение
транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000
учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера.
Понятия дифференциации лексики по
сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и др.).
Понятие о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах
словообразования. Грамматические навыки,
обеспечивающие коммуникацию общего характера
без искажения смысла при письменном и устном
общении; основные грамматические явления,
характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном,
официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного
стиля. Культура и традиции стран изучаемого
языка, правила речевого этикета. Говорение.
Диалогическая и монологическая речь
с использованием наиболее употребительных
и относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической
и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные
прагматические тексты и тексты по широкому и
узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых
произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
деловое письмо, биография
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Физическая культура в общекультурной
и
профессиональной подготовке студентов. Ее
социально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены
общества. Законодательство Российской
Федерации о физической культуре и спорте.
Физическая культура личности. Основы здорового
образа жизни студентов. Особенности
использования средств физической культуры для
оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная
подготовка в
системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов
спорта или
систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная
физическая
подготовка студентов. Основы методики
самостоятельных занятий и самоконтроль за
состоянием своего организма
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
Сущность, формы, функции
исторического
знания. Методы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического
источника. Отечественная историография в
прошлом и настоящем: общее и особенное.
Методология и теория исторической науки.
История России - неотъемлемая часть всемирной
истории.
Античное наследие в эпоху
Великого
переселения народов. Проблема этногенеза
восточных славян. Основные этапы становления
государственности. Древняя Русь и кочевники.
Византийско-древнерусские связи. Особенности
социального строя Древней Руси. Этнокультурные
и социально-политические процессы становления
русской государственности. Принятие
христианства. Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в
XI - XII вв. Социально-политические изменения
в русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда:
проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства
Европы и
Азии. Специфика формирования единого
российского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания
российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия.
Особенности и основные этапы
экономического
развития России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-
промышленное производство. Становление
индустриального общества в России: общее и
особенное. Общественная мысль и особенности
общественного движения России XIX в. Реформы и
реформаторы в России. Русская культура
XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой
истории.
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации.
Революции и реформы. Социальная трансформация
общества. Столкновение тенденций
интернационализма и национализма, интеграции
и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале
XX в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития
в начале века. Политические партии России:
генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в
20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного
политического режима. Образование СССР.
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя
политика.
Курс на строительство социализма в
одной
стране и его последствия. Социально-
экономические преобразования в 30-е гг.
Усиление режима личной власти Сталина.
Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период
второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие,
общественно-политическая жизнь, культура,
внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Холодная война.
Попытки осуществления политических
и
экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход
общественного
развития.
СССР в середине 60 - 80-х гг.:
нарастание
кризисных явлений. Советский Союз в
1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской
государственности (1993 - 1999 гг.). Россия
на пути радикальной социально-политической
модернизации. Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и
история мировой культуры; история культуры
России; школы, направления и теории в
культурологии; охрана и использование
культурного наследия. Теоретическая и
прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии:
культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, культурогенез, динамика культуры,
язык и символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные
ценности и нормы, культурные традиции,
культурная картина мира, социальные институты
культуры, культурная самоидентичность,
культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и
национальная, элитарная и массовая культуры.
Восточные и западные типы культур.
Специфические и "серединные" культуры.
Локальные культуры. Тенденции культурной
универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация
и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные
отношения.
Роль и место политики в жизни современных
обществ. Социальные функции политики.
История политических учений.
Российская
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его
происхождение и
особенности. Особенности становления
гражданского общества в России.
Институциональные аспекты
политики.
Политическая власть. Политическая система.
Политические режимы, политические партии,
электоральные системы.
Политические отношения и
процессы.
Политические конфликты и способы их разрешения.
Политические технологии. Политический
менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и
движения.
Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая экономика и международные
отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.
Методология познания политической
реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика
и прогностика. Сравнительная политология
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Логика
Логика и язык
права. Суждение и норма.
Вопросно-ответные ситуации. Понятие.
Определение и классификация. Дедукция,
индукция и аналогия. Логические основы
аргументации. Формы развития знания: проблема,
гипотеза, судебно-следственная версия, теория
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского
литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении
и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные
единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные,
коммуникативные, этические аспекты устной и
письменной речи.
Функциональные стили современного русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования
элементов различных языковых уровней в
научной речи. Речевые нормы учебной и научной
сфер деятельности. Официально-деловой стиль,
сфера его функционирования, жанровое
разнообразие. Языковые формулы официальных
документов. Приемы унификации языка служебных
документов. Интернациональные свойства
русской официально-деловой письменной речи.
Язык и стиль распорядительных документов. Язык
и стиль коммерческой корреспонденции. Язык
и стиль инструктивно-методических документов.
Реклама в деловой речи. Правила оформления
документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность и
выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе
функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи,
роль внеязыковых факторов. Культура речи.
Основные направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Социология
Предыстория и
социально-философские
предпосылки социологии как науки.
Социологический проект Конта. Классические
социологические теории. Современные
социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Общество и социальные институты.
Мировая
система и процессы глобализации. Социальные
группы и общности. Виды общностей. Общность и
личность. Малые группы и коллективы. Социальная
организация. Социальные движения. Социальное
неравенство, стратификация и социальная
мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и
социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества. Культура как фактор
социальных изменений. Взаимодействие
экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип.
Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект.
Социальные изменения. Социальные
революции и
реформы. Концепции социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России в
мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Философия
Предмет философии. Место и роль
философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания.
Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия,
самоорганизация бытия. Понятия материального
и идеального. Пространство, время. Движение и
развитие, диалектика. Детерминизм и
индетерминизм. Динамические и статистические
закономерности. Научные, философские и
религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек
и
природа. Общество и его структура.
Гражданское общество и государство. Человек в
системе социальных связей. Человек и
исторический процесс; личность и массы, свобода
и необходимость. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие
и
ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль,
справедливость, право. Нравственные ценности.
Представления о совершенном человеке в
различных культурах. Эстетические ценности и
их роль в человеческой жизни. Религиозные
ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание,
самосознание
и личность. Познание, творчество, практика.
Вера и знание. Понимание и объяснение.
Рациональное и иррациональное в познавательной
деятельности. Проблема истины.
Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии
научности. Структура научного познания, его
методы и формы. Рост научного знания. Научные
революции и смены типов рациональности. Наука
и техника.
Будущее человечества. Глобальные
проблемы
современности. Взаимодействие цивилизаций и
сценарии будущего
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Экономика
Введение в экономическую теорию.
Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и
предложение.
Потребительские предпочтения и предельная
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и его
факторы. Закон убывающей предельной
производительности. Эффект масштаба. Виды
издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип
максимизации прибыли. Предложение совершенно
конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рынков. Рыночная власть.
Монополия. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Антимонопольное регулирование.
Спрос на факторы производства. Рынок труда.
Спрос и предложение труда. Заработная плата и
занятость. Рынок капитала. Процентная ставка
и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее
равновесие и благосостояние. Распределение
доходов. Неравенство. Внешние эффекты и
общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика
как
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое
равновесие. Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные
расходы и налоги. Эффект мультипликатора.
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их
функции. Равновесие на денежном рынке.
Денежный мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический рост
и развитие. Международные экономические
отношения. Внешняя торговля и торговая
политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики
России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок
труда. Распределение и доходы. Преобразования
в социальной сфере.
Структурные сдвиги в экономике.
Формирование
открытой экономики
|
|
ГСЭ.Н-Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
270
|
ЕН
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
400
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
320
|
ЕН.Ф.01
|
Концепции
современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная
культуры;
научный метод; история естествознания;
панорама современного естествознания;
тенденции развития; корпускулярная и
континуальная концепции описания природы;
порядок и беспорядок в природе; хаос;
структурные уровни организации материи;
микро-, макро- и мегамиры; пространство,
время; принципы относительности; принципы
симметрии; законы сохранения; взаимодействие;
близкодействие, дальнодействие; состояние;
принципы суперпозиции, неопределенности,
дополнительности; динамические и
статистические закономерности в природе;
законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии;
химические процессы, реакционная способность
веществ; внутреннее строение и история
геологического развития земли; современные
концепции развития геосферных оболочек;
литосфера как абиотическая основа жизни;
экологические функции литосферы: ресурсная,
геодинамическая, геофизико-геохимическая;
географическая оболочка Земли; особенности
биологического уровня организации материи;
принципы эволюции, воспроизводства и развития
живых систем; многообразие живых организмов -
основа организации и устойчивости биосферы;
генетика и эволюция; человек: физиология,
здоровье, эмоции, творчество,
работоспособность; биоэтика, человек, биосфера
и космические циклы: ноосфера, необратимость
времени, самоорганизация в живой и неживой
природе; принципы универсального
эволюционизма; путь к единой культуре
|
|
ЕН.Ф.02
|
Информатика
и математика
Аксиоматический метод, основные
структуры,
составные структуры, вероятности, языки и
программирование, алгоритмы, основы защиты
информации и сведений, составляющих
государственную тайну; методы защиты
информации, компьютерный практикум
|
|
ЕН.Н-Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
40
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
40
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
4664
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
4116
|
ОПД.Ф.01
|
Теория
государства и права
Методологические основы научного
понимания
государства и права, государственно-правовых
явлений; закономерности исторического движения
и функционирования государства и права;
взаимосвязь государства, права и иных сфер
жизни общества и человека; понятийный и
категорийный аппарат теории государства и
права; эволюция и соотношение современных
государственных и правовых систем.
Основные проблемы современного
понимания
государства и права; общая характеристика
современных политико-правовых доктрин
|
240
|
ОПД.Ф.02
|
История политических и правовых учений
Критерии оценки политико-правовых
доктрин;
становление и развитие политико-правовой
идеологии; политические и правовые идеи в
государствах Древнего мира и средних веков;
политические и правовые учения Нового времени;
теория естественного права; теория разделения
властей; ранний социализм; политические
и правовые учения в России; правовые
и политические учения Канта и Гегеля;
либеральные политико-правовые доктрины;
социалистические политико-правовые теории;
марксистские политико-правовые учения;
основные политические и правовые учения второй
половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и
XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)
|
90
|
ОПД.Ф.03
|
История отечественного государства и права
Рабовладельческие государства на
территории
нашей страны; раннефеодальные государства на
Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские
государства на территории нашей страны (XIII -
XV вв.); сословно-представительская монархия
в России; проблемы возникновения и становления
феодального государства и права у народов
России (у народов Прибалтики, Украины,
Казахстана, Средней Азии, Молдавии,
Закавказья);
образование и развитие абсолютной
монархии в России; государство и право России
в период становления и развития капитализма;
возникновение и основные этапы развития
советского государства и права; государство
и право Российской Федерации
|
250
|
ОПД.Ф.04
|
История
государства и права зарубежных стран
Государство и право в странах
Древнего
Востока (древневосточные цивилизации): Египет,
Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация
и античные государства: Древняя Греция и
Древний Рим; история римского права; два пути
развития средневековых цивилизаций Запада
и Востока; феодальное государство и право
в странах Европы (Англия, Франция, Германия и
др.); роль христианства и католической церкви;
средневековые государства Востока: Исламский
мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай;
мусульманское право; возникновение и развитие
буржуазного государства и права (Англия, США,
Франция, Германия и др.); образование
англосаксонской и континентальной системы
права; государство и право Новейшего времени
(США, Великобритания, Франция, Германия
и др.); государство и право в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки,
Азии и Африки; основные тенденции развития
государства и права зарубежных стран в XX веке
|
250
|
ОПД.Ф.05
|
Конституционное
(государственное) право
России
Понятие и предмет конституционного
права;
место российского конституционного права в
системе права России; конституционное
развитие России; Конституция РФ 1993 г.;
конституционные основы общественного и
государственного строя; основы
конституционного строя РФ; основы правового
положения граждан; конституционный статус
человека и гражданина РФ; гражданство в РФ
(принципы гражданства в РФ, основания
приобретения и прекращения, порядок решения
вопросов российского гражданства);
конституционные права, свободы и обязанности
российских граждан, их реализация и защита;
формы правления; государственное устройство
РФ: содержание и правовое закрепление
российского федерализма; административно-
территориальное деление в Российской
Федерации; автономия в России; РФ - член
Содружества Независимых Государств;
избирательная система и избирательное право в
РФ; референдум; порядок принятия и изменения
конституции; конституционная система органов
государства; виды государственных органов в
РФ, их система и конституционно-правовой
статус; Президент РФ; Федеральное Собрание -
парламент РФ, его палаты; законодательный
процесс в Федеральном Собрании; Правительство
РФ; судебная власть в РФ; конституционные
основы деятельности Прокуратуры РФ;
Конституционный Суд РФ; конституционные
основы системы государственной власти
субъектов РФ; местное управление и
самоуправление в РФ
|
240
|
ОПД.Ф.06
|
Конституционное
(государственное) право
зарубежных стран
Классификация зарубежных государств по
уровню
их социально-экономического и политического
режима; основные тенденции развития
конституционного права зарубежных государств;
качественные характеристики конституционно-
правового развития и конституционного права
отдельных государств (США, Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Япония,
Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.);
правовое положение граждан в зарубежных
странах, разновидности политических режимов;
формы государства; избирательное право
и избирательные системы; органы государства
и их положение; парламент и парламентаризм;
муниципальные системы
|
144
|
ОПД.Ф.07
|
Гражданское право
Гражданское право в системе права
России;
предмет гражданско-правового регулирования;
гражданско-правовой метод регулирования
общественных отношений; понятие, содержание и
виды гражданских правоотношений; граждане,
юридические лица, государственные и
муниципальные образования как субъекты
гражданских правоотношений; объекты
гражданских правоотношений и их основные
виды; понятие и виды юридических фактов в
гражданском праве; сделки и условия их
действительности; понятие, способы и пределы
осуществления гражданских прав; право на
защиту; гражданско-правовая ответственность,
ее условия и размер; сроки в гражданском
праве; собственность и ее правовые формы,
понятие и объекты права собственности, понятие
и содержание иных (ограниченных) вещных прав;
наследование собственности граждан;
гражданско-правовая защита права собственности
и иных вещных прав; гражданско-правовое
регулирование отношений в сфере
интеллектуальной деятельности; исключительное
право (интеллектуальная собственность);
авторское право; патентное право на
изобретение, полезную модель и промышленный
образец; право на фирменное наименование и
товарный знак; гражданско-правовое
регулирование личных неимущественных
отношений, не связанных с имущественными;
понятие, виды и исполнение обязательств;
понятие, содержание и виды гражданско-правовых
договоров; заключение, применение и
расторжение договоров; отдельные виды
договорных и иных обязательств; обязательства
по передаче имущества в пользование;
обязательства по производству работ;
обязательства по реализации результатов
интеллектуальной деятельности; обязательства
по оказанию услуг; обязательства по совместной
деятельности; обязательства из односторонних
действий; внедоговорные (правоохранительные)
обязательства
|
684
|
ОПД.Ф.08
|
Гражданское процессуальное право (гражданский
процесс)
Формы защиты гражданских прав;
понятие
гражданского процесса, источники гражданского
процессуального права, процессуальная форма;
принципы российского гражданского
процессуального права; гражданские
процессуальные отношения; подведомственность
гражданских дел; подсудность, участники
гражданского процесса; иск; судебное
доказывание; судебное разбирательство; виды
судебных постановлений; исполнительное
производство; нотариат; третейские суды;
основы знаний об арбитражном процессе
|
240
|
ОПД.Ф.09
|
Административное
право
Административное право в правовой
системе
Российской Федерации; управление,
государственное управление, исполнительная
власть; понятие административного права,
предмет и метод административно-правового
регулирования; соотношение административного
права с другими отраслями права; система
административного права; административно-
правовые нормы; источники административного
права; административно-правовые отношения;
субъекты административного права;
административно-правовые формы и методы
государственного управления; ответственность
по административному праву; административное
право и законность в управлении;
административно-процессуальное право;
административно-правовая организация в
отраслях материального производства, в
социально-культурной и административно-
политической сфере; административное право
зарубежных стран
|
188
|
ОПД.Ф.10
|
Трудовое
право
Трудовые отношения работников и
производные
от них отношения как предмет трудового права;
метод и система трудового права; основные
принципы трудового права; источники трудового
права; субъекты трудового права; понятие
трудового правоотношения; трудовой коллектив;
права и роль профсоюзов; понятие коллективного
договора и его роль; правовое регулирование
трудоустройства; понятие трудового договора;
виды трудовых договоров; контракт, рабочее
время и время отдыха; методы правового
регулирования заработной платы; тарифная
система оплаты рабочих и служащих; система
заработной платы; правила внутреннего
распорядка; трудовая дисциплина; материальная
ответственность сторон трудового
правоотношения; охрана труда; индивидуальные
и коллективные трудовые споры и порядок их
разрешения; трудовые конфликты и порядок их
разрешения; надзор и контроль за соблюдением
законодательства о труде
|
216
|
ОПД.Ф.11
|
Уголовное право
Понятие, предмет, метод, задачи
уголовного
права; принципы российского уголовного права;
уголовный закон; уголовная ответственность;
понятие преступления; состав преступления;
неоконченное преступление; соучастие в
преступлении; множественность преступлений,
обстоятельства, исключающие преступность
деяния; наказание и его цели; система и виды
наказаний; назначение наказания; освобождение
от уголовной ответственности и наказания;
принудительные меры медицинского характера;
особенность уголовной ответственности
несовершеннолетних; понятие общей части
уголовного права; характеристика составов
преступлений, указанных в особенной части
Уголовного кодекса; зарубежное уголовное
законодательство
|
378
|
ОПД.Ф.12
|
Уголовно-процессуальное право (уголовный
процесс)
Сущность и основные понятия
уголовного
процесса; уголовно-процессуальное право;
источники; принципы уголовного процесса;
субъекты уголовного процесса; доказательства
в уголовном процессе; общие положения и
источники доказательств; процесс доказывания
и меры уголовно-процессуального принуждения;
возбуждение уголовного дела; предварительное
следствие и дознание (общие условия);
следственные действия; приостановление
расследования; окончание расследования;
подсудность уголовных дел; назначение
судебного заседания; судебное разбирательство;
кассационное производство; исполнение
приговора; производство в порядке надзора;
производство по вновь открывшимся
обстоятельствам; особенности производства в
суде присяжных; производство по делам
несовершеннолетних; производство по применению
принудительных мер медицинского характера;
протокольная форма досудебной подготовки
материалов; возмещение ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда; основы уголовного процесса
в зарубежных странах
|
240
|
ОПД.Ф.13
|
Криминалистика
Предмет криминалистики; ее взаимосвязь
с
другими правовыми дисциплинами, а также
судебной медициной, судебной психиатрией и
психологией; механизм преступления;
специфические аспекты криминалистического
изучения преступной деятельности и
деятельности по расследованию; взаимодействие
следователя и оперативных подразделений;
информационная основа расследования; основы
криминалистической профилактики и
прогнозирования; криминалистическая
характеристика преступления; методы
криминалистики; идентификация и диагностика;
криминалистическая ситуация и версия;
моделирование при расследовании преступления;
криминалистическая техника; определение места
компьютеров в структуре средств
криминалистической техники и методы решения
криминалистических задач с их использованием;
методы криминалистического исследования
различных материалов, веществ и следов, не
являющихся объектами изучения традиционных
криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых
следов, акустических, звуко- и видеоинформации
и др.); трассология; судебная баллистика;
исследование документов; экспертиза, ее виды;
информационно-справочное обеспечение
криминалистической деятельности;
криминалистическая тактика; следственный
эксперимент; тактика осмотра места
происшествия, задержания, освидетельствования,
обыска, выемки, допроса; криминалистическая
методика расследования; методические основы
расследования (преступлений, совершенных
организованными преступными группами, лицами
с психическими аномалиями, иностранными
гражданами, несовершеннолетними и др.,
основы методик и действий по горячим следам
преступлений, по ранее нераскрытым
преступлениям и др.); виды методик
расследования
|
188
|
0ПД.Ф.14
|
Международное право
Международное право как особая
система
юридических норм; субъекты международного
права; источники международного права и
процесс создания норм; взаимодействие
международного и внутригосударственного права;
основные принципы международного права; право
международных договоров; международные
организации и конференции; ответственность
в международном праве; дипломатическое
и консульское право; право международной
безопасности; права человека и международное
право;
международное экономическое, морское,
воздушное, экологическое право; мирные
средства разрешения международных споров;
международное гуманитарное право
|
132
|
0ПД.Ф.15
|
Экологическое право
Предмет и система экологического
права;
объекты экологических отношений: история
правового регулирования экологических
отношений; становление и основные этапы
развития экологического права; нормы
экологического права и экологические
правоотношения; источники экологического
права; право собственности на природные
ресурсы; правовые формы использования
природных ресурсов; правовая охрана природных
объектов; организационный механизм охраны
окружающей природной среды; экономические
механизмы охраны окружающей природной среды;
ответственность за экологические
правонарушения; правовые формы возмещения
вреда, причиненного экологическим
правонарушением; экологические требования при
размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию объектов; экологические
требования при эксплуатации объектов; правовая
охрана окружающей среды городов и других
населенных пунктов; правовой режим природно-
заповедного фонда; правовой режим природы
курортных, лечебно-оздоровительных и
рекреационных зон; правовой режим зон
чрезвычайной экологической ситуации и зон
экологического бедствия; международно-
правовой механизм охраны окружающей природной
среды; правовая охрана окружающей природной
среды в зарубежных странах
|
132
|
0ПД.Ф.16
|
Земельное право
Земельные правоотношения; право
собственности на землю и другие природные
ресурсы; правовые формы использования земель;
государственное управление земельным фондом;
правовая охрана земель; ответственность за
земельные правонарушения; правовой режим
земель сельскохозяйственных предприятий,
кооперативов, ассоциаций; правовой режим
земель крестьянских хозяйств; правовой режим
земель городов и других населенных пунктов;
правовой режим земель промышленности,
транспорта и иного несельскохозяйственного
назначения;
правовой режим земель,
предоставляемых гражданам; правовой режим
земель, предоставленных для разработки и
использования недр; правовой режим земель
лесного фонда и право лесопользования;
правовой режим земель водного фонда и право
водопользования; правовой режим земель
природоохранного, оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного
назначения; правовое регулирование земельных
отношений в зарубежных странах
|
116
|
0ПД.Ф.17
|
Римское право
Роль римского права в истории
права;
источники римского права; обычное право и
закон; деятельность юристов; иски; правовое
положение римских граждан и других субъектов
римского права; римская семья; вещные права;
содержание права частной собственности;
сервитуты; эмфитевзис и суперфиций;
обязательственное право; виды договоров;
исполнение обязательств и ответственность за
неисполнение; право наследования по завещанию
и по закону;
легаты и фидеикомиссы; рецепция
римского права
|
100
|
0ПД.Ф.18
|
Международное частное право
Понятие международного частного
права;
понятие унификации; международное частное и
публичное право; источники международного
частного права; методы регулирования
гражданско-правовых отношений с иностранным
элементом; коллизионные нормы; субъекты
международного частного права;
внешнеэкономические сделки; вопросы
собственности в международных отношениях;
правовое регулирование иностранных инвестиций;
право интеллектуальной собственности
(авторское, патентное и т.п. право); семейное
право; коллизионные вопросы в области
наследственности права и деликтных
обязательств; международный гражданский
процесс; арбитраж
|
144
|
0ПД.Ф.19
|
Финансовое право
Понятие финансов и финансовой
деятельности;
финансовая система; понятие финансового права;
источники финансового права; финансовый
контроль; бюджетная система; бюджетное право;
понятие налога; налоговое право;
государственный кредит; банковская система;
банковское право; инвестиционное право;
страховое право; валютное регулирование;
правовое регулирование денежного обращения;
безналичные расчеты
|
144
|
ОПД.Н-Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
274
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
274
|
СД.00
|
Специальные
дисциплины
|
672
|
СД.01
|
Муниципальное право России
Понятие муниципального права;
местное
самоуправление, его система; представительные
и исполнительные органы местного
самоуправления; территориальное общественное
самоуправление; институты прямой демократии в
местном самоуправлении; материальные и
финансовые основы местного самоуправления;
полномочия местного самоуправления,
организационные формы их осуществления;
порядок формирования и деятельности
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления; гарантии и защита
прав местного самоуправления
|
|
СД.02
|
Семейное
право
Семейное право в системе права РФ;
семейно-
правовой метод регулирования общественных
отношений; понятие семейного правоотношения;
субъекты семейного права; юридические факты;
защита семейных прав; основания возникновения
и прекращения брачного правоотношения; личные
и имущественные правоотношения между супругами
и детьми; личные и имущественные
правоотношения между другими членами семьи;
формы принятия детей на воспитание в условиях
семьи
|
|
СД.03
|
Криминология
Предмет криминологии; взаимосвязь
криминологии с другими науками (отраслями
права, социологией, психологией, экономикой и
др.); история развития криминологии в России;
методы криминологических исследований;
преступность, ее основные качественные и
количественные характеристики; причины
преступности; причины индивидуального
преступного поведения; личность преступника;
предупреждение преступности (теория
предупреждения преступности, система и
субъекты профилактики; организационные,
социально-экономические, правовые основы
предупреждения преступлений); основные
концепции причин преступности и борьба с нею;
криминологическая характеристика экономической
преступности и ее предупреждение;
организованная преступность, ее
криминологическая характеристика и
предупреждение; криминологическая
характеристика профессиональной преступности;
преступность несовершеннолетних и ее
предупреждение; насильственная преступность и
ее предупреждение; преступления, совершенные
по неосторожности, их предупреждение;
экономические преступления и их
предупреждение; международное сотрудничество
в борьбе с преступностью
|
|
СД.04
|
Правоохранительные органы
Основные понятия, предмет и
система
дисциплины, законодательство и иные правовые
акты о правоохранительных органах;
взаимодействие правоохранительных с другими
органами; судебная власть и система органов,
осуществляющих ее; правосудие и его
демократические принципы; основное звено общих
судов; среднее звено общих судов; военные
суды; Верховный Суд Российской Федерации;
арбитражные суды и иные арбитражные органы;
Конституционный Суд Российской Федерации;
статус судей, народных заседателей и
присяжных; основные этапы развития российской
судебной системы; организационное обеспечение
деятельности судов и органы юстиции;
прокурорский надзор и органы прокуратуры;
организация выявления и расследования
преступлений; юридическая помощь и защита
по уголовным делам, их организация
|
|
СД.05
|
Юридическая
психология
Предмет, система и содержание
юридической
психологии; юридическая психология в системе
научных отраслей знания. Понятие личности в
психологии и правовой науке. Психологические
методы изучения личности субъектов
правоприменительной деятельности. Ощущение,
восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление.
Воображение и его виды. Внимание. Эмоции.
Чувства. Состояния тревожности, психической
напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.
Индивидуально-психологические особенности
личности (темперамент, характер и его
свойства). Предмет, основания, поводы
назначения судебно-психологической экспертизы
(СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок
проведения. Психология преступного поведения
(психология преступления. Психология личности
преступника. Психология преступного поведения
(психология преступной группы). Общая
социально-психологическая характеристика
профессиональной деятельности юриста.
Психология личности юриста. Познавательная
подструктура профессиональной деятельности
юриста. Общение в профессиональной
деятельности юриста (коммуникативная
подструктура). Психология допроса.
Организационно-управленческая подструктура
профессиональной деятельности юриста.
Психологические особенности судопроизводства
|
|
СД.06
|
Уголовно-исполнительное
право
Понятие уголовно-исполнительного
права;
предмет и система курса; уголовно-
исполнительное законодательство; уголовно-
исполнительные правоотношения; принципы
уголовно-исполнительного права; история
развития уголовно-исполнительного
законодательства; система учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания в
виде лишения свободы; учреждения и органы,
исполняющие иные уголовные наказания; понятие
исполнения уголовного наказания и его суть;
основные средства уголовно-исполнительного
воздействия на осужденных; режим исполнения
лишения свободы; привлечение к труду
заключенных; воспитательная работа с
заключенными; организация общеобразовательного
и профессионально-технического обучения;
дифференциация исполнения лишения свободы
в зависимости от вида лишения свободы
и установленного в нем режима; правовое
положение заключенных; освобождение
заключенных; административный надзор
за отдельными категориями заключенных; порядок
и условия иных уголовных наказаний;
возникновение буржуазно-тюремных систем;
уголовно-исполнительное (тюремное или
пенитенциарное) право зарубежных стран (США,
ФРГ, Франция, Англия, Япония и др.)
|
|
СД.07
<*>
|
Прокурорский надзор
Основные понятия и система
дисциплины;
прокурорский надзор: понятие и значение;
основные направления деятельности
прокуратуры; принципы организации
прокуратуры; система органов прокуратуры;
Генеральный прокурор Российской Федерации, его
основные полномочия; нижестоящие прокуроры
и их полномочия; эволюция системы органов
прокуратуры и их полномочий; понятие отраслей
прокурорского надзора; надзор за исполнением
законов, а также за соответствием законам
издаваемых правовых актов; надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие; надзор за
исполнением законов в местах содержания
задержанных предварительного заключения, при
исполнении наказания и иных мер
принудительного характера, назначаемых судом;
участие прокурора в рассмотрении дел судами;
организация работы по разрешению жалоб
граждан; основы методики прокурорской
деятельности; кадры работников прокуратуры;
предъявляемые требования к кандидатам на
должности прокуроров и следователей; статус
работников прокуратуры
|
|
СД.08
<*>
|
Российское предпринимательское право
Отношения предпринимательства и их
правовое
регулирование; законодательство России о
предпринимательстве; правовой статус
предпринимателя; организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности;
предприниматель и рынок товаров (работ,
услуг); правовое регулирование финансовых
рынков, рынок ценных бумаг, валютный рынок;
ответственность предпринимателя;
осуществление предпринимательской
деятельности с участием иностранного
капитала; налогообложение предпринимательской
деятельности; государственный контроль за
осуществлением предпринимательской
деятельности;
охрана и защита прав и интересов
предпринимателей; разрешение споров,
вытекающих из предпринимательской
деятельности; органы, разрешающие споры,
вытекающие из предпринимательской деятельности
|
|
СД.09
<*>
|
Коммерческое право
Коммерческое право, как один из
разделов
правоведения, и учебная дисциплина, предмет
изучения коммерческого права; роль
коммерческой деятельности в обеспечении
жизненных интересов общества, нормального
функционирования хозяйственного механизма;
субъекты коммерческой деятельности; выбор
формы предприятия в зависимости от функций в
процессе создания и реализации товара; понятие
объектов торгового оборота; правовое
обеспечение развития товарного рынка; товарные
биржи, оптовые ярмарки, дилерские сети;
сбытовые и снабженческие подразделения
предприятий; создание конкурентной среды в
сфере коммерческой деятельности (правовые
вопросы); торговые сделки и контракты; договор
оптовой купли-продажи и его подвиды;
особенности заключения договоров на биржах и
ярмарках, аукционах; выбор структуры
договорных связей; выработка условий торговых
договоров; приемка товаров; экспертиза
качества; претензии и иски; государственный
контроль за соблюдением правил коммерческой
деятельности; защита от неправомерных действий
контролирующих органов
|
|
Д.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
294
|
ФТД.00
|
Факультативы
|
450
|
ФТД.01
|
Военная
подготовка
|
450
|
--------------------------------
<*>
Перечень специальных дисциплин (СД.07-09) имеет рекомендательный характер.
4.1. При дневной
форме обучения для проведения аудиторных занятий должно быть предоставлено не
менее 50% от общего времени, выделяемого для изучения учебной дисциплины. Соответственно, при очно-заочной форме обучения - не менее 20%, при
заочной - не менее 10% общего времени учебной дисциплины.
4.2. Всего часов
теоретического обучения - 7830.
Практики - 540
часов
Итого: 8370 часов.
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
подготовки
бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме
обучения - 208 недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, а также
экзаменационные сессии - 145 недель
Практики - не менее 10
недель
Итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы - не менее 13 недель
Каникулы (включая 8
недель
последипломного отпуска) - 40 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения, увеличиваются вузом на один год относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть в среднем за период
теоретического обучения не менее 27 часов в неделю. При этом в указанный объем
не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной
программы подготовки бакалавра
по направлению
521400 - Юриспруденция
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего
государственного стандарта.
Дисциплины "по
выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах
часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам, курсовым работам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При
разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5%;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в
качестве обязательных дисциплины "Иностранный язык", "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 аудиторных часов), "Отечественная
история", "Философия". УМО по юриспруденции, Совет по
правоведению УМО университетов РФ и Ассоциация юридических вузов рекомендуют
включить в качестве обязательных дисциплины "Логика" и
"Экономика" федерального компонента, приведенных в настоящем
государственном образовательном стандарте. Остальные базовые дисциплины могут
реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.
Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины и
курсы по выбору студента устанавливаются вузом;
- занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной
формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания
студентов;
- преподавание
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин может осуществляться в
форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и
индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам,
разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения
преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин
цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с
учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их
профессиональной деятельности;
- возможно
установление необходимой глубины преподавания отдельных разделов общих
гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с профилем
цикла специальных дисциплин;
- реализовывать
основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее двух лет. Обучение в
сокращенные сроки (по заключению УМО по юриспруденции) допускается также для
лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной
образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
В структуре вуза,
реализующего программу высшего юридического образования, должно быть не менее
трех кафедр юридического профиля.
Вести преподавание
по общепрофессиональным и специальным дисциплинам могут преподаватели, имеющие
базовое юридическое образование и/или ученую степень. При этом иметь ученую
степень должны не менее 60% преподавателей общепрофессиональных
дисциплин.
Доля штатных
преподавателей и/или штатных совместителей <*> по общепрофессиональным и
специальным дисциплинам должна быть не менее 30%.
--------------------------------
<*> Под
штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского
состава, для которых учебное заведение является основным местом работы при
выполнении полной учебной нагрузки. Под штатным совместителем понимаются лица
из числа профессорско-преподавательского состава, для которых учебное заведение
не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной
нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в
должности приказом руководителя вуза на основе заключенного контракта сроком не
менее 3-х лет.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной
образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом
каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы,
наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем
видам занятий - практикумам, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-,
видео- и мультимедийными материалами.
Собственная
библиотека вуза должна иметь:
-
учебно-методические комплексы по каждой дисциплине учебного плана;
- базовые учебники,
практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие
учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном
для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов;
- следующий минимум
периодических изданий:
- Российская
газета;
- Российские вести;
- Собрание
законодательства Российской Федерации;
- Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств РФ;
- Бюллетень
Верховного суда РФ;
- Вестник Высшего
арбитражного суда РФ;
- Вестник
Конституционного Суда РФ;
- Бюллетень Минюста
России;
- подписка на
ведущие федеральные и региональные юридические издания.
Вуз, реализующий
программы высшего юридического образования, должен иметь юридические базы
информационных справочных систем типа "Консультант плюс",
"Гарант", "Юсис" и т.п., а также обладать возможностями
доступа к различным сетевым источникам информации.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным
планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к
организации практики.
Практика
организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических
навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и
закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Практика является
одним из видов занятий, предусмотренных учебными планами. Длительность практик
при подготовке бакалавра - не менее 10 недель.
7.
Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
521400 -
Юриспруденция
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности бакалавра.
Бакалавр должен
уметь:
- решать задачи,
соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п.
1.3 настоящего государственного образовательного стандарта;
- осуществлять сбор
нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых
норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
- анализировать
юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной
деятельности;
- анализировать
судебную и административную практику;
- обосновывать и
принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать
действия, связанные с реализацией правовых норм;
- составлять
соответствующие юридические документы;
- обеспечивать
реализацию актов применения права;
- обеспечивать законность
и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере
профессиональной деятельности.
Бакалавр должен:
- быть
высококультурным человеком, освоившим основные достижения мировой цивилизации;
- обладать всем
комплексом фундаментальных правовых знаний, ориентироваться в российском и
мировом нормативно-правовом материале;
- освоить материалы
сравнительного правоведения;
- быть подлинным
аналитиком с профессиональной, общефилософской, нравственной, политической и
психологической точек зрения;
- быть всесторонне
подготовленным, знать законы жизни, человеческие отношения;
- владеть всем
спектром общегуманитарных и специальных правовых дисциплин для принятия
профессиональных решений.
Общие требования к
бакалавру юриспруденции (модель) закрепляются государственным образовательным
стандартом по направлению "Юриспруденция", которая является общей,
без дальнейшей отраслевой и профессиональной детализации.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации бакалавра.
7.2.1. Итоговая государственная
аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и не менее двух
государственных экзаменов, позволяющих выявить теоретическую подготовку к
решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе бакалавра.
Выпускная
квалификационная работа бакалавра представляет собой теоретическое или
экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции,
в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими
знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно
решать профессиональные задачи.
Выпускная
квалификационная работа бакалавра показывает уровень освоения выпускником
методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические
обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по
совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой
области.
Выпускная
квалификационная работа бакалавра должна:
- носить творческий
характер с использованием актуальных статистических данных и действующих
нормативных правовых актов;
- отвечать
требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и
достоверности фактов;
- отражать умения
студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и
систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
- правильно
оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление
библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов,
аккуратность исполнения).
Выпускная
квалификационная работа бакалавра оформляется в виде текста с приложением
графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих
содержание работы.
Оптимальный объем
выпускной квалификационной работы бакалавра 1,5 - 2 п. л. (40 - 50 страниц
машинописного текста).
7.2.3. Требования к
государственным экзаменам.
Выпускники,
прошедшие обучение по программе подготовки бакалавров
юриспруденции, сдают не менее двух государственных экзаменов (один из которых -
экзамен по теории государства и права).
Составители:
Совет по
правоведению Учебно-методического объединения университетов РФ.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Совета по правоведению Учебно-методического объединения университетов
Российской федерации и Федеральной ассоциации юридических вузов 3 декабря 1999
года, протокол N 2.