Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
260гум/сп
Вводится в действие
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ
1. Общая
характеристика специальности
021100 -
Юриспруденция
1.1. Специальность
021100 "Юриспруденция" утверждена Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2.
Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности
021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
Юрист в рамках
специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в
области юриспруденции.
Деятельность юриста
направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных
сферах жизни общества.
Объектами
профессиональной деятельности выпускников являются:
- события и
действия, имеющие юридическое значение;
- правовые
отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;
- правовые
отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Юрист должен уметь:
- толковать и
применять законы и другие нормативные правовые акты;
- обеспечивать
соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических
и юридических лиц;
- юридически
правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- разрабатывать
документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных
актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- принимать
правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с
законом;
- вскрывать и
устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания
виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
- систематически
повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и
практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Юрист должен:
- обладать
гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной
этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и
бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и
достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью
моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и
порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод
и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей
и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости
к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
- понимать сущность
и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер
и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в
целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной
деятельности.
1.4. Возможности
продолжения образования.
Юрист подготовлен к
продолжению образования:
- в магистратуре по
направлению 521400 - магистр юриспруденции;
- в аспирантуре.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
подготовки юриста
по специальности 021100 - Юриспруденция
3.1. Основная
образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании
настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС -
дисциплины специализации;
цикл ФТД -
факультативы
и итоговую
государственную аттестацию.
3.5. Содержание
национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной
программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем
государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной
программы подготовки юриста
по специальности
021100 - Юриспруденция
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, ак-
центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля
произношения, характерные для сферы профессио-
нальной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера.
Понятия дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и др.).
Понятие о свободных и устойчивых слово-
сочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-
кацию общего характера без искажения смысла при
письменном и устном общении; основные граммати-
ческие явления, характерные для профессиональ-
ной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного
стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
с использованием наиболее употребительных и
относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю
специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
деловое письмо, биография
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Физическая культура в общекультурной и профес-
сиональной подготовке студентов. Ее социально-
биологические основы. Физическая культура и
спорт как социальные феномены общества. Законо-
дательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте.
Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студентов.
Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в
системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или
систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготов-
ка студентов. Основы методики самостоятельных
занятий и самоконтроль за состоянием своего
организма
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие
и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-
русские связи. Особенности социального строя
Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской
государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция восточно-
славянской государственности в XI - XII вв.
Социально-политические изменения в русских
землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и
Азии. Специфика формирования единого россий-
ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-
вание сословной системы организации общества.
Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и
особенности складывания российского абсолю-
тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического
развития России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-
промышленное производство. Становление
индустриального общества в России: общее и
особенное. Общественная мысль и особенности
общественного движения России XIX в. Реформы
и реформаторы в России. Русская культура XIX
века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-
ция общественных процессов. Проблема экономи-
ческого роста и модернизации. Революции и
реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма,
демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в на-
чале века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенациона-
льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская
война и интервенция, их результаты и последст-
вия. Российская эмиграция. Социально-экономи-
ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Форми-
рование однопартийного политического режима.
Образование СССР. Культурная жизнь страны в
20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические пре-
образования в 30-е гг. Усиление режима личной
власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и
экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание
кризисных явлений. Советский Союз в 1985 -
1991 гг. Перестройка. Попытка государственного
переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.
Беловежские соглашения. Октябрьские события
1993 г.
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной
социально-политической модернизации. Культура
в современной России. Внешнеполитическая
деятельность в условиях новой геополитической
ситуации
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
Структура и состав современного культуроло-
гического знания. Культурология и философия
культуры, социология культуры, культурная
антропология. Культурология и история мировой
культуры; история культуры России; школы,
направления и теории в культурологии; охрана
и использование культурного наследия.
Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, культурогенез, динамика культуры,
язык и символ культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные ценности
и нормы, культурные традиции, культурная
картина мира, социальные институты культуры,
культурная самоидентичность, культурная
модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культура. Восточные и за-
падные типы культур. Специфические и "середин-
ные" культуры. Локальные культуры. Тенденции
культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль
и место политики в жизни современных обществ.
Социальные функции политики.
История политических учений. Российская
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение
и особенности. Особенности становления
гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политичес-
кая власть. Политическая система. Политические
режимы, политические партии, электоральные
системы.
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент. Политичес-
кая модернизация.
Политические организации и движения. Политичес-
кие элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая экономика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России
в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика
и прогностика. Сравнительная политология
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Логика
Логика и язык права. Суждение и норма.
Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Опреде-
ление и классификация. Дедукция, индукция и
аналогия. Логические основы аргументации.
Формы развития знания: проблема, гипотеза,
судебно-следственная версия, теория
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении
и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные, коммуника-
тивные, этические аспекты устной и письменной
речи.
Функциональные стили современного русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элемен-
тов различных языковых уровней в научной речи.
Речевые нормы учебной и научной сфер деятель-
ности. Официально-деловой стиль, сфера его
функционирования, жанровое разнообразие.
Языковые формулы официальных документов.
Приемы унификации языка служебных документов.
Интернациональные свойства русской официально-
деловой письменной речи. Язык и стиль
распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль
инструктивно-методических документов. Реклама
в деловой речи. Правила оформления документов.
Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность
и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи, роль
внеязыковых факторов. Культура речи. Основные
направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект
Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая
система и процессы глобализации. Социальные
группы и общности. Виды общностей. Общность и
личность. Малые группы и коллективы. Социальная
организация. Социальные движения. Социальное
неравенство, стратификация и социальная
мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отноше-
ния. Общественное мнение как институт граждан-
ского общества. Культура как фактор социальных
изменений. Взаимодействие экономики, социальных
отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект.
Социальные изменения. Социальные революции
и реформы. Концепции социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России
в мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Философия
Предмет философии. Место и роль философии
в культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-
кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-
нятия материального и идеального. Пространство,
время. Движение и развитие, диалектика. Детер-
минизм и индетерминизм. Динамические и статис-
тические закономерности. Научные, философские
и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа.
Общество и его структура. Гражданское общество
и государство. Человек в системе социальных
связей. Человек и исторический процесс;
личность и массы, свобода и необходимость.
Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль, справед-
ливость, право. Нравственные ценности. Пред-
ставления о совершенном человеке в различных
культурах. Эстетические ценности и их роль в
человеческой жизни. Религиозные ценности и
свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и
личность. Познание, творчество, практика. Вера
и знание. Понимание и объяснение. Рациональное
и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление,
логика и язык. Научное и вненаучное знание.
Критерии научности. Структура научного позна-
ния, его методы и формы. Рост научного знания.
Научные революции и смены типов рациональности.
Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы
современности. Взаимодействие цивилизаций
и сценарии будущего
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические системы.
Основные этапы развития экономической теории.
Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.
Потребительские предпочтения и предельная
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный
и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и его
факторы. Закон убывающей предельной произво-
дительности. Эффект масштаба. Виды издержек.
Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации
прибыли. Предложение совершенно конкурентной
фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных
рынков. Рыночная власть. Монополия. Монопо-
листическая конкуренция. Олигополия. Анти-
монопольное регулирование. Спрос на факторы
производства. Рынок труда. Спрос и предложение
труда. Заработная плата и занятость. Рынок
капитала. Процентная ставка и инвестиции.
Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо-
состояние. Распределение доходов. Неравенство.
Внешние эффекты и общественные блага. Роль
государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП
и способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое
равновесие. Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление
и сбережения. Инвестиции. Государственные
расходы и налоги. Эффект мультипликатора.
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их
функции. Равновесие на денежном рынке.
Денежный мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический рост
и развитие. Международные экономические отно-
шения. Внешняя торговля и торговая политика.
Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок
труда. Распределение и доходы. Преобразования
в социальной сфере.
Структурные сдвиги в экономике. Формирование
открытой экономики
|
|
ГСЭ.Н-Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
270
|
ЕН.00
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
400
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
320
|
ЕН.Ф.01
|
Концепции
современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания; панорама
современного естествознания; тенденции разви-
тия; корпускулярная и континуальная концепции
описания природы; порядок и беспорядок в
природе; хаос; структурные уровни организации
материи; микро-, макро- и мегамиры; простран-
ство, время; принципы относительности; принципы
симметрии; законы сохранения; взаимодействие;
близкодействие, дальнодействие; состояние;
принципы суперпозиции, неопределенности,
дополнительности; динамические и статистические
закономерности в природе; законы сохранения
энергии в макроскопических процессах; принцип
возрастания энтропии; химические процессы,
реакционная способность веществ; внутреннее
строение и история геологического развития Зем-
ли; современные концепции развития геосферных
оболочек; литосфера как абиотическая основа
жизни; экологические функции литосферы: ресур-
сная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;
географическая оболочка Земли; особенности
биологического уровня организации материи;
принципы эволюции, воспроизводства и развития
живых систем; многообразие живых организмов -
основа организации и устойчивости биосферы;
генетика и эволюция; человек: физиология, здо-
ровье, эмоции, творчество, работоспособность;
биоэтика, человек, биосфера и космические
циклы: ноосфера, необратимость времени, само-
организация в живой и неживой природе; принципы
универсального эволюционизма; путь к единой
культуре
|
|
ЕН.Ф.02
|
Информатика
и математика
Аксиоматический метод, основные структуры,
составные структуры, вероятности, языки и про-
граммирование, алгоритмы, основы защиты инфор-
мации и сведений, составляющих государственную
тайну; методы защиты информации, компьютерный
практикум
|
|
ЕН.Н-Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
40
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
40
|
ОПД.00
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
6062
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
4744
|
ОПД.Ф.01
|
Теория
государства и права
Методологические основы научного понимания
государства и права, государственно-правовых
явлений; закономерности исторического движения
и функционирования государства и права; взаимо-
связь государства, права и иных сфер жизни
общества и человека; понятийный и категорийный
аппарат теории государства и права; эволюция
и соотношение современных государственных и
правовых систем.
Основные проблемы современного понимания
государства и права; общая характеристика
современных политико-правовых доктрин
|
240
|
ОПД.Ф.02
|
История
политических и правовых учений
Критерии оценки политико-правовых доктрин;
становление и развитие политико-правовой
идеологии; политические и правовые идеи в
государствах Древнего мира и средних веков;
политические и правовые учения Нового времени;
теория естественного права; теория разделения
властей; ранний социализм; политические и пра-
вовые учения в России; правовые и политические
учения Канта и Гегеля; либеральные политико-
правовые доктрины; социалистические политико-
правовые теории; марксистские политико-правовые
учения; основные политические и правовые учения
второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.)
и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)
|
90
|
ОПД.Ф.03
|
История
отечественного государства и права
Рабовладельческие государства на территории
нашей страны; раннефеодальные государства на
Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские
государства на территории нашей страны (XIII -
XV вв.); сословно-представительская монархия в
России; проблемы возникновения и становления
феодального государства и права у народов
России (у народов Прибалтики, Украины, Казах-
стана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья);
образование и развитие абсолютной монархии
в России; государство и право России в период
становления и развития капитализма; возникно-
вение и основные этапы развития советского
государства и права; государство и право
Российской Федерации
|
250
|
ОПД.Ф.04
|
История
государства и права зарубежных стран
Государство и право в странах Древнего Востока
(древневосточные цивилизации): Египет, Вавилон,
Индия, Китай; античная цивилизация и античные
государства: Древняя Греция и Древний Рим;
история римского права; два пути развития
средневековых цивилизаций Запада и Востока;
феодальное государство и право в странах
Европы (Англия, Франция, Германия и др.);
роль христианства и католической церкви;
средневековые государства Востока: Исламский
мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай;
мусульманское право; возникновение и развитие
буржуазного государства и права (Англия, США,
Франция, Германия и др.); образование англо-
саксонской и континентальной системы права;
государство и право Новейшего времени (США,
Великобритания, Франция, Германия и др.);
государство и право в странах Центральной и
Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки;
основные тенденции развития государства и права
зарубежных стран в XX веке
|
250
|
ОПД.Ф.05
|
Конституционное
(государственное) право России
Понятие и предмет конституционного права; место
российского конституционного права в системе
права России; конституционное развитие России;
Конституция РФ 1993 г.; конституционные основы
общественного и государственного строя; основы
конституционного строя РФ; основы правового
положения граждан; конституционный статус
человека и гражданина РФ; гражданство в РФ
(принципы гражданства в РФ, основания
приобретения и прекращения, порядок решения
вопросов российского гражданства);
конституционные права, свободы и обязанности
российских граждан, их реализация и защита;
формы правления; государственное устройство
РФ: содержание и правовое закрепление
российского федерализма; административно-
территориальное деление в Российской Федерации;
автономия в России; РФ - член Содружества
Независимых Государств; избирательная система
и избирательное право в РФ; референдум; порядок
принятия и изменения Конституции; конститу-
ционная система органов государства; виды
государственных органов в РФ, их система и
конституционно-правовой статус; Президент РФ;
Федеральное Собрание - парламент РФ, его
палаты; законодательный процесс в Федеральном
Собрании; Правительство РФ; судебная власть
в РФ; конституционные основы деятельности
Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ;
конституционные основы системы государственной
власти субъектов РФ; местное управление и
самоуправление в РФ
|
240
|
ОПД.Ф.06
|
Конституционное
(государственное) право
зарубежных стран
Классификация зарубежных государств по уровню
их социально-экономического и политического
режима; основные тенденции развития
конституционного права зарубежных государств;
качественные характеристики конституционно-
правового развития и конституционного права
отдельных государств (США, Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Япония,
Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); пра-
вовое положение граждан в зарубежных странах,
разновидности политических режимов; формы го-
сударства; избирательное право и избирательные
системы; орган государства и их положение;
парламент и парламентаризм; муниципальные
системы
|
144
|
ОПД.Ф.07
|
Гражданское
право
Гражданское право в системе права России;
предмет гражданско-правового регулирования;
гражданско-правовой метод регулирования
общественных отношений; понятие, содержание и
виды гражданских правоотношений; граждане, юри-
дические лица, государственные и муниципальные
образования как субъекты гражданских правоотно-
шений; объекты гражданских правоотношений и
их основные виды; понятие и виды юридических
фактов в гражданском праве; сделки и условия их
действительности; понятие, способы и пределы
осуществления гражданских прав; право на
защиту; гражданско-правовая ответственность,
ее условия и размер; сроки в гражданском праве;
собственность и ее правовые формы, понятие и
объекты права собственности, понятие и содержа-
ние иных (ограниченных) вещных прав; наследова-
ние собственности граждан; гражданско-правовая
защита права собственности и иных вещных прав;
гражданско-правовое регулирование отношений в
сфере интеллектуальной деятельности; исключи-
тельное право (интеллектуальная собственность);
авторское право; патентное право на изобрете-
ние, полезную модель и промышленный образец;
право на фирменное наименование и товарный
знак; гражданско-правовое регулирование личных
неимущественных отношений, не связанных с
имущественными; понятие, виды и исполнение
обязательств; понятие, содержание и виды
гражданско-правовых договоров; заключение,
применение и расторжение договоров; отдельные
виды договорных и иных обязательств; обязатель-
ства по передаче имущества в пользование;
обязательства по производству работ; обязатель-
ства по реализации результатов интеллектуальной
деятельности; обязательства по оказанию услуг;
обязательства по совместной деятельности;
обязательства из односторонних действий;
внедоговорные (правоохранительные)
обязательства
|
684
|
ОПД.Ф.08
|
Гражданское
процессуальное право (гражданский
процесс)
Формы защиты гражданских прав; понятие
гражданского процесса, источники гражданского
процессуального права, процессуальная форма;
принципы российского гражданского процес-
суального права; гражданские процессуальные
отношения; подведомственность гражданских дел;
подсудность, участники гражданского процесса;
иск; судебное доказывание; судебное разбира-
тельство; виды судебных постановлений; испол-
нительное производство; нотариат; третейские
суды; основы знаний об арбитражном процессе
|
240
|
ОПД.Ф.09
|
Административное
право
Административное право в правовой системе Рос-
сийской Федерации; управление, государственное
управление, исполнительная власть; понятие
административного права, предмет и метод
административно-правового регулирования;
соотношение административного права с другими
отраслями права; система административного пра-
ва; административно-правовые нормы; источники
административного права; административно-
правовые отношения; субъекты административного
права; административно-правовые формы и методы
государственного управления; ответственность
по административному праву; административное
право и законность в управлении;
административно-процессуальное право;
административно-правовая организация в отраслях
материального производства, в социально-
культурной и административно-политической
сфере; административное право зарубежных стран
|
188
|
ОПД.Ф.10
|
Трудовое
право
Трудовые отношения работников и производные
от них отношения как предмет трудового права;
метод и система трудового права; основные
принципы трудового права; источники трудового
права; субъекты трудового права; понятие
трудового правоотношения; трудовой коллектив;
права и роль профсоюзов; понятие коллективного
договора и его роль; правовое регулирование
трудоустройства; понятие трудового договора;
виды трудовых договоров; контракт, рабочее
время и время отдыха; методы правового
регулирования заработной платы; тарифная
система оплаты рабочих и служащих; система
заработной платы; правила внутреннего
распорядка; трудовая дисциплина; материальная
ответственность сторон трудового правоотноше-
ния; охрана труда; индивидуальные и коллектив-
ные трудовые споры и порядок их разрешения;
трудовые конфликты и порядок их разрешения;
надзор и контроль за соблюдением
законодательства о труде
|
216
|
ОПД.Ф.11
|
Уголовное
право
Понятие, предмет, метод, задачи уголовного
права; принципы российского уголовного права;
уголовный закон; уголовная ответственность;
понятие преступления; состав преступления;
неоконченное преступление; соучастие в
преступлении; множественность преступлений,
обстоятельства, исключающие преступность
деяния; наказание и его цели; система и виды
наказаний; назначение наказания; освобождение
от уголовной ответственности и наказания;
принудительные меры медицинского характера;
особенность уголовной ответственности
несовершеннолетних; понятие общей части
уголовного права; характеристика составов
преступлений, указанных в особенной части
Уголовного кодекса; зарубежное уголовное
законодательство
|
378
|
ОПД.Ф.12
|
Уголовно-процессуальное
право (уголовный
процесс)
Сущность и основные понятия уголовного
процесса; уголовно-процессуальное право;
источники; принципы уголовного процесса;
субъекты уголовного процесса; доказательства
в уголовном процессе; общие положения и
источники доказательств; процесс доказывания
и меры уголовно-процессуального принуждения;
возбуждение уголовного дела; предварительное
следствие и дознание (общие условия);
следственные действия; приостановление
расследования; окончание расследования;
подсудность уголовных дел; назначение
судебного заседания; судебное разбирательство;
кассационное производство; исполнение
приговора; производство в порядке надзора;
производство по вновь открывшимся
обстоятельствам; особенности производства
в суде присяжных; производство по делам
несовершеннолетних; производство по применению
принудительных мер медицинского характера;
протокольная форма досудебной подготовки
материалов; возмещение ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия, прокураты
и суда; основы уголовного процесса в зарубежных
странах
|
240
|
ОПД.Ф.13
|
Криминалистика
Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с
другими правовыми дисциплинами, а также
судебной медициной, судебной психиатрией
и психологией; механизм преступления;
специфические аспекты криминалистического
изучения преступной деятельности и деятельности
по расследованию; взаимодействие следователя
и оперативных подразделений; информационная
основа расследования; основы криминалистической
профилактики и прогнозирования; криминалисти-
ческая характеристика преступления; методы
криминалистики; идентификация и диагностика;
криминалистическая ситуация и версия;
моделирование при расследовании преступления;
криминалистическая техника; определение места
компьютеров в структуре средств криминалисти-
ческой техники и методы решения криминалисти-
ческих задач с их использованием; методы
криминалистического исследования различных
материалов, веществ и следов, не являющихся
объектами изучения традиционных криминалисти-
ческих экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов,
акустических, звуко- и видеоинформации и др.);
трассология; судебная баллистика; исследование
документов; экспертиза, ее виды; информационно-
справочное обеспечение криминалистической
деятельности; криминалистическая тактика;
следственный эксперимент; тактика осмотра места
происшествия, задержания, освидетельствования,
обыска, выемки, допроса; криминалистическая
методика расследования; методические основы
расследования (преступлений, совершенных
организованными преступными группами, лицами
с психическими аномалиями, иностранными
гражданами, несовершеннолетними и др., основы
методик и действий по горячим следам преступле-
ний, по ранее нераскрытым преступлениям и др.);
виды методик расследования
|
188
|
ОПД.Ф.14
|
Международное
право
Международное право как особая система
юридических норм; субъекты международного
права; источники международного права и процесс
создания норм; взаимодействие международного
и внутригосударственного права; основные прин-
ципы международного права; право международных
договоров; международные организации и конфе-
ренции; ответственность в международном праве;
дипломатическое и консульское право; право
международной безопасности; права человека и
международное право; международное экономичес-
кое, морское, воздушное, экологическое право;
мирные средства разрешения международных
споров; международное гуманитарное право
|
132
|
ОПД.Ф.15
|
Экологическое
право
Предмет и система экологического права; объекты
экологических отношений: история правового
регулирования экологических отношений; станов-
ление и основные этапы развития экологического
права; нормы экологического права и экологичес-
кие правоотношения; источники экологического
права; право собственности на природные
ресурсы; правовые формы использования природных
ресурсов; правовая охрана природных объектов;
организационный механизм охраны окружающей
природной среды; экономические механизмы охраны
окружающей природной среды; ответственность
за экологические правонарушения; правовые формы
возмещения вреда, причиненного экологическим
правонарушением; экологические требования при
размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию объектов; экологические
требования при эксплуатации объектов; правовая
охрана окружающей среды городов и других
населенных пунктов; правовой режим природно-
заповедного фонда; правовой режим природы
курортных, лечебно-оздоровительных и рекреа-
ционных зон; правовой режим зон чрезвычайной
экологической ситуации и зон экологического
бедствия; международно-правовой механизм охраны
окружающей природной среды; правовая охрана
окружающей природной среды в зарубежных странах
|
132
|
ОПД.Ф.16
|
Земельное
право
Земельные правоотношения; право собственности
на землю и другие природные ресурсы; правовые
формы использования земель; государственное
управление земельным фондом; правовая охрана
земель; ответственность за земельные правонару-
шения; правовой режим земель сельскохозяйствен-
ных предприятий, кооперативов, ассоциаций;
правовой режим земель крестьянских хозяйств;
правовой режим земель городов и других населен-
ных пунктов; правовой режим земель промышлен-
ности, транспорта и иного несельскохозяйствен-
ного назначения; правовой режим земель, предос-
тавляемых гражданам; правовой режим земель,
предоставленных для разработки и использования
недр; правовой режим земель лесного фонда и
право лесопользования; правовой режим земель
водного фонда и право водопользования; правовой
режим земель природоохранного, оздоровитель-
ного, рекреационного и историко-культурного
назначения; правовое регулирование земельных
отношений в зарубежных странах
|
116
|
ОПД.Ф.17
|
Римское
право
Роль римского права в истории права; источники
римского права; обычное право и закон;
деятельность юристов; иски; правовое положение
римских граждан и других субъектов римского
права; римская семья; вещные права; содержание
права частной собственности; сервитуты;
эмфитевзис и суперфиций; обязательственное
право; виды договоров; исполнение обязательств
и ответственность за неисполнение; право
наследования, по завещанию и по закону; легаты
и фидеикомиссы; рецепция римского права
|
100
|
ОПД.Ф.18
|
Международное
частное право
Понятие международного частного права; понятие
унификации; международное частное и публичное
право; источники международного частного права;
методы регулирования гражданско-правовых
отношений с иностранным элементом; коллизионные
нормы; субъекты международного частного права;
внешнеэкономические сделки; вопросы собствен-
ности в международных отношениях; правовое
регулирование иностранных инвестиций; право
интеллектуальной собственности (авторское,
патентное и т.п. право); семейное право;
коллизионные вопросы в области наследственности
права и деликтных обязательств; международный
гражданский процесс; арбитраж
|
144
|
ОПД.Ф.19
|
Финансовое
право
Понятие финансов и финансовой деятельности;
финансовая система; понятие финансового права;
источники финансового права; финансовый
контроль; бюджетная система; бюджетное право;
понятие налога; налоговое право; государствен-
ный кредит; банковская система; банковское
право; инвестиционное право; страховое право;
валютное регулирование; правовое регулирование
денежного обращения; безналичные расчеты
|
144
|
ОПД.Ф.20
|
Муниципальное
право России
Понятие муниципального права; местное
самоуправление, его система; представительные и
исполнительные органы местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление;
институты прямой демократии в местном само-
управлении; материальные и финансовые основы
местного самоуправления; полномочия местного
самоуправления, организационные формы их
осуществления; порядок формирования и
деятельности представительных и исполнительных
органов местного самоуправления; гарантии и
защита прав местного самоуправления
|
132
|
ОПД.Ф.21
|
Семейное
право
Семейное право в системе права РФ; семейно-
правовой метод регулирования общественных
отношений; понятие семейного правоотношения;
субъекты семейного права; юридические факты;
защита семейных прав; основания возникновения
и прекращения брачного правоотношения; личные
и имущественные правоотношения между супругами
и детьми; личные и имущественные правоотношения
между другими членами семьи; формы принятия
детей на воспитание в условиях семьи
|
132
|
ОПД.Ф.22
|
Криминология
Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии
с другими науками (отраслями права, социоло-
гией, психологией, экономикой и др.); история
развития криминологии в России; методы кримино-
логических исследований; преступность, ее
основные качественные и количественные характе-
ристики; причины преступности; причины индиви-
дуального преступного поведения; личность
преступника; предупреждение преступности
(теория предупреждения преступности, система
и субъекты профилактики; организационные,
социально-экономические, правовые основы пре-
дупреждения преступлений); основные концепции
причин преступности и борьба с нею; кримино-
логическая характеристика экономической прес-
тупности и ее предупреждение; организованная
преступность, ее криминологическая характерис-
тика и предупреждение; криминологическая
характеристика профессиональной преступности;
преступность несовершеннолетних и ее
предупреждение; насильственная преступность и
ее предупреждение; преступления, совершенные
по неосторожности, их предупреждение;
экономические преступления и их предупреждение;
международное сотрудничество в борьбе с
преступностью
|
144
|
ОПД.Ф.23
|
Правоохранительные
органы
Основные понятия, предмет и система дисциплины,
законодательство и иные правовые акты о право-
охранительных органах; взаимодействие право-
охранительных с другими органами; судебная
власть и система органов, осуществляющих ее;
правосудие и его демократические принципы;
основное звено общих судов; среднее звено общих
судов; военные суды; Верховный Суд Российской
Федерации; арбитражные суды и иные арбитражные
органы; Конституционный Суд Российской
Федерации; статус судей, народных заседателей и
присяжных; основные этапы развития российской
судебной системы; организационное обеспечение
деятельности судов и органы юстиции; прокурор-
ский надзор и органы прокуратуры; организация
выявления и расследования преступлений; юриди-
ческая помощь и защита по уголовным делам,
их организация
|
108
|
ОПД.Ф.24
|
Юридическая
психология
Предмет, система и содержание юридической
психологии; юридическая психология в системе
научных отраслей знания. Понятие личности в
психологии и правовой науке. Психологические
методы изучения личности субъектов правоприме-
нительной деятельности. Ощущение, восприятие.
Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и
его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния
тревожности, психической напряженности.
Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-
психологические особенности личности (темпе-
рамент, характер и его свойства). Предмет,
основания, поводы назначения судебно-
психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка
и назначение, порядок проведения. Психология
преступного поведения (психология преступле-
ния). Психология личности преступника. Психоло-
гия преступного поведения (психология преступ-
ной группы). Общая социально-психологическая
характеристика профессиональной деятельности
юриста. Психология личности юриста. Познава-
тельная подструктура профессиональной деятель-
ности юриста. Общение в профессиональной деяте-
льности юриста (коммуникативная подструктура).
Психология допроса. Организационно-управленчес-
кая подструктура профессиональной деятельности
юриста. Психологические особенности
судопроизводства
|
112
|
ОПД.Н-Р.00
<*>
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
658
|
ОПД.Н-Р.01
|
Уголовно-исполнительное
право
Понятие уголовно-исполнительного права; предмет
и система курса; уголовно-исполнительное зако-
нодательство; уголовно-исполнительные право-
отношения; принципы уголовно-исполнительного
права; история развития уголовно-исполнитель-
ного законодательства; система учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания в
виде лишения свободы; учреждения и органы,
исполняющие иные уголовные наказания; понятие
исполнения уголовного наказания и его суть;
основные средства уголовно-исполнительного
воздействия на осужденных; режим исполнения ли-
шения свободы; привлечение к труду заключенных;
воспитательная работа с заключенными; организа-
ция общеобразовательного и профессионально-
технического обучения; дифференциация исполне-
ния лишения свободы в зависимости от вида
лишения свободы и установленного в нем режима;
правовое положение заключенных; освобождение
заключенных; административный надзор за
отдельными категориями заключенных; порядок и
условия иных уголовных наказаний; возникновение
буржуазно-тюремных систем; уголовно-исполни-
тельное (тюремное или пенитенциарное) право
зарубежных стран (США, ФРГ, Франция, Англия,
Япония и др.)
|
|
ОПД.Н-Р.02
|
Прокурорский
надзор
Основные понятия и система дисциплины;
прокурорский надзор: понятие и значение;
основные направления деятельности прокуратуры;
принципы организации прокуратуры; система
органов прокуратуры; Генеральный прокурор
Российской Федерации, его основные полномочия;
нижестоящие прокуроры и их полномочия; эволюция
системы органов прокуратуры и их полномочий;
понятие отраслей прокурорского надзора; надзор
за исполнением законов, а также за соответст-
вием законам издаваемых правовых актов; надзор
за исполнением законов органами, осуществляющи-
ми оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие; надзор за испол-
нением законов в местах содержания задержанных
предварительного заключения, при исполнении
наказания и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом; участие прокурора в рас-
смотрении дел судами; организация работы по
разрешению жалоб граждан; основы методики
прокурорской деятельности; кадры работников
прокуратуры; предъявляемые требования к канди-
датам на должности прокуроров и следователей;
статус работников прокуратуры
|
|
ОПД.Н-Р.03
|
Российское
предпринимательское право
Отношения предпринимательства и их правовое
регулирование; законодательство России о пред-
принимательстве; правовой статус предпринима-
теля; организационно-правовые формы предприни-
мательской деятельности; предприниматель
и рынок товаров (работ, услуг); правовое
регулирование финансовых рынков, рынок ценных
бумаг, валютный рынок; ответственность предпри-
нимателя; осуществление предпринимательской
деятельности с участием иностранного капитала;
налогообложение предпринимательской деятельнос-
ти; государственный контроль за осуществлением
предпринимательской деятельности; охрана и
защита прав и интересов предпринимателей;
разрешение споров, вытекающих из предпринима-
тельской деятельности; органы, разрешающие
споры, вытекающие из предпринимательской
деятельности
|
|
ОПД.Н-Р.04
|
Коммерческое
право
Коммерческое право как один из разделов
правоведения и учебная дисциплина, предмет
изучения коммерческого права; роль коммерческой
деятельности в обеспечении жизненных интересов
общества, нормального функционирования
хозяйственного механизма; субъекты коммерческой
деятельности; выбор формы предприятия в зависи-
мости от функций в процессе создания и реализа-
ции товара; понятие объектов торгового оборота;
правовое обеспечение развития товарного рынка;
товарные биржи, оптовые ярмарки, дилерские
сети; сбытовые и снабженческие подразделения
предприятий; создание конкурентной среды в
сфере коммерческой деятельности (правовые
вопросы); торговые сделки и контракты; договор
оптовой купли-продажи и его подвиды; особеннос-
ти заключения договоров на биржах и ярмарках,
аукционах; выбор структуры договорных связей;
выработка условий торговых договоров; приемка
товаров; экспертиза качества; претензии и иски;
государственный контроль за соблюдением правил
коммерческой деятельности; защита от неправо-
мерных действий контролирующих органов
|
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
по выбору студента, устанавливаемые
вузом
|
660
|
ДС.00
|
Дисциплины
специализации
|
1620
|
ФТД.00
|
Факультативы
|
450
|
------------------------------------
<*> Перечень
общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского)
компонента имеет рекомендательный характер.
4.1. При дневной
форме обучения для проведения аудиторных занятий должно быть предоставлено не
менее 50% от общего времени, выделяемого для изучения учебной дисциплины.
Соответственно, при очно-заочной форме обучения - не менее 20%, при заочной -
не менее 10% общего времени учебной дисциплины.
4.2. Всего часов
теоретического обучения - 9882 часа.
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
подготовки юриста
по специальности 021100 - Юриспруденция
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки юриста при очной форме обучения -
260 недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, а также экзаменационные сессии 183 недели
Практики не менее 12
недель
Итоговая
государственная аттестация,
включая
подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы, не менее 15 недель
Каникулы
(включая 8 недель
последипломного
отпуска) 50
недель.
5.2. Для лиц,
имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной
образовательной программы подготовки юриста по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются вузом на один год относительно нормативного срока, установленного
п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть в среднем за период
теоретического обучения не менее 27 часов в неделю. При этом в указанный объем
не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Реальный объем аудиторных занятий может зависеть от
возможности вуза по учебно-методическому, материально-техническому и кадровому
обеспечению.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации
основной
образовательной программы подготовки юриста
по специальности
021100 - Юриспруденция
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки юриста
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки юриста на основе настоящего
государственного стандарта.
Дисциплины "по
выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах
часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам, курсовым работам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При
разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин - в
пределах 5%; для дисциплин - в пределах 10%;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в
качестве обязательных дисциплины "Иностранный язык", "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 аудиторных часов), "Отечественная
история", "Философия". УМО по юриспруденции, Совет по
правоведению УМО университетов РФ и Ассоциация юридических вузов рекомендуют
включить в качестве обязательных дисциплины "Логика" и
"Экономика" федерального компонента, приведенные в настоящем
государственном образовательном стандарте. Остальные базовые дисциплины могут
реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.
Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины и
курсы по выбору студента устанавливаются вузом;
- занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной
формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания
студентов;
- осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла общепрофессиональных дисциплин;
содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано
с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их
профессиональной деятельности;
- реализовывать
основную образовательную программу подготовки юриста в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в
сокращенные сроки (по заключению УМО по юриспруденции) допускается также для
лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным
основанием;
- по заключению УМО
по юриспруденции и при сохранении минимальных сроков обучения вузы МВД России,
ФСБ России, Минобороны России, Минюста России, ФПС России, реализующие
специальность 021100 - Юриспруденция <*>, имеют право изменять объем
часов, отводимых на освоение общепрофессионального цикла, до 25%, по отдельным
дисциплинам - до 50%.
------------------------------------
<*> Перечень
вузов устанавливается Учебно-методическим объединением по юриспруденции
(Советом по правоведению УМО университетов РФ).
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
В структуре вуза,
реализующего программу высшего юридического образования, должно быть не менее
трех кафедр юридического профиля.
Вести преподавание
по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели, имеющие базовое
юридическое образование и/или ученую степень кандидата (доктора) юридических
наук. При этом иметь ученую степень (звание) должны не менее 60% преподавателей
общепрофессиональных дисциплин.
Доля штатных
преподавателей и/или штатных совместителей <*> по общепрофессиональным
дисциплинам должна быть не менее 30%.
------------------------------------
<*> Под
штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского
состава, для которых учебное заведение является основным местом работы при
выполнении полной учебной нагрузки. Под штатным совместителем понимаются лица
из числа профессорско-преподавательского состава, для которых учебное заведение
не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной
нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в
должности приказом руководителя вуза на основе заключенного контракта сроком не
менее 3-х лет.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 должна
обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных,
по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем
дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, практикам, а также
наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Собственная
библиотека вуза должна иметь:
-
учебно-методические комплексы по каждой дисциплине учебного плана;
- базовые учебники,
практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие
учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном
для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов;
- следующий минимум
периодических изданий:
Российская газета;
Российские вести;
Собрание
законодательства Российской Федерации;
Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств РФ;
Бюллетень
Верховного Суда РФ;
Вестник Высшего
Арбитражного Суда РФ;
Вестник
Конституционного Суда РФ;
Бюллетень Минюста
России;
подписка на ведущие
федеральные и региональные юридические издания.
Вуз, реализующий
программы высшего юридического образования, должен иметь юридические базы
информационных справочных систем типа "Консультант Плюс",
"Гарант", "Юсис" и т.п., а также обладать возможностями
доступа к различным сетевым источникам информации.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки юриста,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным
планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Вуз, реализующий
подготовку студентов по уголовно-правовой специализации, должен иметь
криминалистическую лабораторию.
6.5. Требования к
организации практики
Практика
организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических
навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и
закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Практика является
одним из видов занятий, предусмотренных учебными планами. Длительность практик
при подготовке юриста не менее 12 недель.
7.
Требования к уровню подготовки юриста
по специальности
021100 - Юриспруденция
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности юриста
Юрист должен уметь
решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям,
указанным в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта:
- сбор нормативной
и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в
соответствующих сферах профессиональной деятельности;
- анализ
юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной
деятельности;
- анализ судебной и
административной практики;
- обоснование и
принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение
действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление
соответствующих юридических документов;
- обеспечение
реализации актов применения права;
- обеспечение законности
и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в
сфере профессиональной деятельности.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации юриста
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу и
не менее двух государственных экзаменов, позволяющих выявить теоретическую
подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе юриста.
Выпускная
квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или
экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции,
в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими
знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно
решать профессиональные задачи.
Выпускная
квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов
научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические
обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по
совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой
области.
Выпускная
квалификационная работа юриста должна:
- носить творческий
характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных
правовых актов;
- отвечать
требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и
достоверности фактов;
- отражать умения
студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и
систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
- быть правильно
оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление
библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов,
аккуратность исполнения).
Выпускная
квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением
графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих
содержание работы.
Оптимальный объем
выпускной квалификационной работы - 2 - 2,5 п.л. (50 - 60 страниц машинописного
текста).
7.2.3. Требования к
государственным экзаменам.
Выпускники,
прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специалиста юриспруденции),
сдают не менее двух государственных экзаменов (один из которых - теория
государства и права).
Составители:
Совет по правоведению
Учебно-методического объединения университетов РФ.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Совета по правоведению Учебно-методического объединения университетов
Российской Федерации и Федеральной ассоциации юридических вузов 3 декабря 1999
г., протокол N 2.