Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

17 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

310гум/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 521800 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

 

1. Общая характеристика направления

521800 - Искусствоведение (история искусства)

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр искусствоведения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства) при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Основными сферами профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения являются:

исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);

образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях);

культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);

экспертно-аналитическая (работа в художественных галереях, общественных и государственных организациях);

организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).

1.3.2. Основные виды профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта.

1.4. Возможности продолжения образования:

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства);

- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 020900 - Искусствоведение.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального образования.

 

3. Общие требования к основной образовательной

программе подготовки бакалавра по направлению 521800 -

Искусствоведение (история искусства)

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки бакалавра

по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства)

 

 Индекс

  Наименование дисциплин и их основные разделы   

Всего
часов

   1   

                       2                        

  3 

ГСЭ    

Общие гуманитарные и социально-экономические    
дисциплины                                      

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент                           

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык                                
 Специфика артикуляции звуков, интонации,       
акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля       
произношения, характерные для сферы              
профессиональной коммуникации; чтение           
транскрипции.                                   
 Лексический минимум в объеме 4000 учебных      
лексических единиц общего и терминологического  
характера.                                       
 Понятие дифференциации лексики по сферам       
применения (бытовая, терминологическая,         
общенаучная, официальная и другая).             
 Понятие о свободных и устойчивых               
словосочетаниях, фразеологических единицах.     
 Понятие об основных способах словообразования. 
Грамматические навыки, обеспечивающие           
коммуникацию общего характера без искажения     
смысла при письменном и устном общении; основные
грамматические явления, характерные             
для профессиональной речи.                      
 Понятие об обиходно-литературном, официально-  
деловом, научном стилях, стиле художественной   
литературы. Основные особенности научного стиля.
 Культура и традиции стран изучаемого языка,    
правила речевого этикета.                       
 Говорение. Диалогическая и монологическая речь 
с использованием наиболее употребительных и     
относительно простых лексико-грамматических     
средств в основных коммуникативных ситуациях    
неофициального и официального общения. Основы   
публичной речи (устное сообщение, доклад).      
 Аудирование. Понимание диалогической и         
монологической речи в сфере бытовой и           
профессиональной коммуникации.                  
 Чтение. Виды текстов: несложные прагматические 
тексты и тексты по широкому и узкому профилю    
специальности.                                  
 Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,  
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,     
деловое письмо, биография                        

340 

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура                             
 Физическая культура в общекультурной и         
профессиональной подготовке студентов. Ее       
социально-биологические основы. Физическая      
культура и спорт как социальные феномены        
общества. Законодательство Российской Федерации 
о физической культуре и спорте. Физическая      
культура личности.                              
 Основы здорового образа жизни студента.        
Особенности использования средств физической    
культуры для оптимизации работоспособности.     
 Общая физическая и специальная подготовка в    
системе физического воспитания.                 
 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или   
систем физических упражнений.                    
 Профессионально-прикладная физическая          
подготовка студентов. Основы методики           
самостоятельных занятий и самоконтроль за       
состоянием своего организма                     

408 

ГСЭ.Ф.03

Культурология                                   
 Структура и состав современного                
культурологического знания. Культурология и     
философия культуры, социология культуры,        
культурная антропология. Культурология и история
культуры. Теоретическая и прикладная            
культурология.                                  
 Методы культурологических исследований.        
 Основные понятия культурологии: культура,      
цивилизация, морфология культуры, субъект       
культуры, культурогенез, динамика культуры,     
язык и символы культуры, культурные коды,       
межкультурные коммуникации, культурные ценности 
и нормы, культурные традиции, культурная картина
мира, социальные институты культуры, культурная 
самоидентичность, культурная модернизация.      
 Типология культур. Этническая и национальная,  
элитарная и массовая культуры. Восточные и      
западные типы культур. Специфические и          
"серединные" культуры. Локальные культуры. Место
и роль России в мировой культуре. Тенденции     
культурной универсализации в мировом современном
процессе.                                       
 Культура и природа. Культура и общество.       
Культура и глобальные проблемы современности.   
 Культура и личность. Инкультурация и           
социализация                                    

 

ГСЭ.Ф.04

Политология                                     
 Объект, предмет и метод политической науки.    
Функции политологии.                            
 Политическая жизнь и властные отношения. Роль  
и место политики в жизни современных обществ.   
Социальные функции политики.                    
 История политических учений. Российская        
политическая традиция: истоки, социокультурные  
основания, историческая динамика. Современные   
политологические школы.                         
 Гражданское общество, его происхождение и      
особенности. Особенности становления гражданского
общества в России.                              
 Институциональные аспекты политики. Политическая
власть. Политическая система. Политические      
режимы, политические партии, электоральные      
системы.                                        
 Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические 
технологии. Политический менеджмент. Политическая
модернизация.                                   
 Политические организации и движения.           
Политические элиты. Политическое лидерство.     
 Социокультурные аспекты политики.              
 Мировая политика и международные отношения.    
Особенности мирового политического процесса.    
Национально-государственные интересы России в   
новой геополитической ситуации.                 
 Методология познания политической реальности.  
Парадигмы политического знания. Экспертное      
политическое знание; политическая аналитика и   
прогностика                                     

 

ГСЭ.Ф.05

Правоведение                                    
 Государство и право. Их роль в жизни общества. 
 Норма права и нормативно-правовые акты.        
 Основные правовые системы современности.       
Международное право как особая система права.   
Источники российского права.                    
 Закон и подзаконные акты.                      
 Система российского права. Отрасли права.      
 Правонарушение и юридическая ответственность.  
 Значение законности и правопорядка в современном
обществе. Правовое государство.                 
Конституция Российской Федерации - основной    
закон государства.                              
 Особенности федеративного устройства России.   
Система органов государственной власти в        
Российской федерации.                           
 Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Право собственности.        
 Обязательства в гражданском праве и            
ответственность за их нарушение. Наследственное 
право.                                          
 Брачно-семейные отношения. Взаимные права и    
обязанности супругов, родителей и детей.        
Ответственность по семейному праву.             
 Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина
и ответственность за ее нарушение.              
 Административные нарушения и административная  
ответственность.                                 
 Понятие преступления. Уголовная ответственность
за совершение преступлений.                     
 Экологическое право.                           
 Особенности правового регулирования будущей    
профессиональной деятельности.                   
 Правовые основы защиты государственной тайны.  
Законодательные информативно-правовые акты в    
области защиты информации и государственной тайны

 

ГСЭ.Ф.06

Психология и педагогика                         
 Психология: предмет, объект и методы психологии.
Место психологии в системе наук. История развития
психологического знания и основные направления  
в психологии. Индивид, личность, субъект,       
индивидуальность.                               
 Психика и организм. Психика, поведение и       
деятельность. Основные функции психики.         
 Развитие психики в процессе онтогенеза и       
филогенеза.                                     
 Мозг и психика.                                
 Структура психики. Соотношение сознания и       
бессознательного. Основные психические процессы.
Структура сознания.                             
 Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. 
Представление. Воображение. Мышление и интеллект.
Творчество. Внимание. Мнемические процессы.     
 Эмоции и чувства.                              
 Психическая регуляция поведения и деятельности.
 Общение и речь.                                
 Психология личности.                           
 Межличностные отношения.                       
 Психология малых групп.                        
 Межгрупповые отношения и взаимодействия.       
 Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,  
методы педагогики. Основные категории педагогики:
образование, воспитание, обучение, педагогическая
деятельность, педагогическое взаимодействие,    
педагогическая технология, педагогическая задача.

 Образование как общечеловеческая ценность.     
Образование как социокультурный феномен и       
педагогический процесс. Образовательная система 
России. Цели, содержание, структура             
непрерывного образования, единство образования  
и самообразования.                              
 Педагогический процесс. Образовательная,       
воспитательная и развивающая функции обучения.  
Воспитание в педагогическом процессе.           
 Общие формы организации учебной деятельности.  
Урок, лекция, семинарские, практические и       
лабораторные занятия, диспут, конференция,      
зачет, экзамен, факультативные занятия,         
консультация.
                                    
 Методы, приемы, средства организации и         
управления педагогическим процессом.            
 Семья как субъект педагогического взаимодействия
и социокультурная среда воспитания и развития   
личности.                                        
 Управление образовательными системами          

 

ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи                    
 Стили современного русского литературного языка.
Языковая норма, ее роль в становлении и         
функционировании литературного языка.           
 Речевое взаимодействие. Основные единицы       
общения. Устная и письменная разновидности      
литературного языка. Нормативные,               
коммуникативные, этические аспекты устной и     
письменной речи.                                 
 Функциональные стили современного русского     
языка. Взаимодействие функциональных стилей.    
 Научный стиль. Специфика использования элементов
различных языковых уровней в научной речи.      
Речевые нормы учебной и научной сфер             
деятельности.                                   
 Официально-деловой стиль, сфера его            
функционирования, жанровое разнообразие. Языковые
формулы официальных документов. Приемы унификации
языка служебных документов. Интернациональные   
свойства русской официально-деловой письменной  
речи. Язык и стиль распорядительных документов. 
Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык 
и стиль инструктивно-методических документов.   
Реклама в деловой речи. Правила оформления      
документов. Речевой этикет в документе.         
 Жанровая дифференциация и отбор языковых       
средств в публицистическом стиле. Особенности   
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.  
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор
темы, цель речи, поиск материала, начало,       
развертывание и завершение речи. Основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных         
материалов. Словесное оформление публичного     
выступления. Понятливость, информативность и    
выразительность публичной речи.                 
 Разговорная речь в системе функциональных      
разновидностей русского литературного языка.    
Условия функционирования разговорной речи, роль 
внеязыковых факторов.                           
 Культура речи. Основные направления            
совершенствования навыков грамотного письма и   
говорения                                       

 

ГСЭ.Ф.08

Социология                                      
 Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект    
О. Конта. Классические социологические теории.  
Современные социологические теории. Русская     
социологическая мысль.                          
 Общество и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации.                        
 Социальные группы и общности. Виды общностей.  
Общность и личность. Малые группы и коллективы. 
Социальная организация.                         
 Социальные движения.                           
 Социальное неравенство, стратификация и        
социальная мобильность. Понятие социального     
статуса.                                        
 Социальное взаимодействие и социальные         
отношения. Общественное мнение как институт     
гражданского общества.                          
 Культура как фактор социальных изменений.      
Взаимодействие экономики, социальных отношений  
и культуры.                                     
 Личность как социальный тип. Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный субъект.    
 Социальные изменения. Социальные революции и   
реформы. Концепция социального прогресса.       
Формирование мировой системы. Место России в    
мировом сообществе.                             
 Методы социологического исследования           

 

ГСЭ.Ф.09

Философия                                       
 Предмет философии. Место и роль философии в    
культуре. Становление философии. Основные       
направления, школы философии и этапы ее         
исторического развития. Структура философского  
знания.                                         
 Бытие. Понятие духа, материи и сознания,       
пространства и времени, движения. Научные,      
философские и научные картины мира.             
 Диалектика, ее принципы и законы. Развитие,    
модели и законы.                                
 Человек, общество и культура. Человек и природа.
Производство и его роль в жизни человека.       
Общество и его структура. Человек как творец    
и творение культуры. Человек и исторический     
процесс; личность и массы; свобода              
и необходимость.                                
 Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, 
интерпретации и знания. Становление субъектно-  
объектного видения мира. Рациональное и          
иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. 
Отражение. Истина и ее критерии. Практика.      
Научное и вненаучное знание. Структура научного 
познания, его методы и формы. Научные революции 
и смены типов рациональности.                   
 Познавательные, этические и эстетические       
ценности. Смысл существования человека.         
 Будущее человечества. Глобальные проблемы      
современности                                   

 

ГСЭ.Ф.10

Экономика                                       
 Введение в экономическую теорию. Блага.        
Потребности, ресурсы. Экономический выбор,      
экономические отношения. Экономические системы. 
Основные этапы развития экономической теории.   
Методы экономической теории.                    
 Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.    
Потребительские предпочтения и предельная       
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и    
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.
Эластичность. Предложение и его факторы. Закон  
убывающей предельной производительности. Эффект 
масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка         
и прибыль. Принцип максимизации прибыли.        
Предложение совершенно конкурентной фирмы       
и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.   
Рыночная власть. Монополия. Монополистическая   
конкуренция. Олигополия. Антимонопольное        
регулирование. Спрос на факторы производства.   
Рынок труда. Спрос и предложение труда.         
Заработная плата и занятость. Рынок капитала.   
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.    
Рента. Общее равновесие и благосостояние.       
Распределение доходов. Неравенство. Внешние     
эффекты и общественные блага. Роль государства. 
 Макроэкономика. Национальная экономика как     
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и   
способы его измерения. Национальный доход.      
Располагаемый личный доход. Индексы цен.        
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.     
Экономические циклы. Макроэкономическое         
равновесие. Совокупный спрос и совокупное       
предложение. Стабилизационная политика.         
Равновесие на товарном рынке. Потребление и     
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы 
и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-     
налоговая политика. Деньги и их функции.        
Равновесие на денежном рынке. Денежный          
мультипликатор. Банковская система. Денежно-    
кредитная политика. Экономический рост и        
развитие. Международные экономические отношения.
Внешняя торговля и торговая политика. Платежный 
баланс. Валютный курс.                          
 Особенности переходной экономики России.       
Приватизация. Формы собственности.              
Предпринимательство. Теневая экономика.         
Распределение и доходы. Преобразования в        
социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.
Формирование открытой экономики                 

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

до  
270 

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

до  
270 

ЕН.00  

Общие математические и естественнонаучные       
дисциплины                                      

300 

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент                            

216 

ЕН.Ф.01

Математика и информатика                        
 Аксиоматический метод, основные структуры,     
составные структуры, вероятности, языки         
программирования, алгоритмы, компьютерный       
практикум                                        

 

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания           
 Естественнонаучная и гуманитарная культуры;    
научный метод; история естествознания; панорама 
современного естествознания; тенденции развития;
корпускулярная и континуальная концепции описания
природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;  
структурные уровни организации материи; микро-, 
макро- и мегамиры; пространство, время; принципы
относительности; принципы симметрии; законы     
сохранения; взаимодействия; близкодействия;     
дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции,
неопределенности, дополнительности; динамические
и статические закономерности в природе; законы  
сохранения энергии в макроскопических процессах;
принципы возрастания энтропии; химические       
системы, энергетика химических процессов,       
реакционная способность веществ; особенности    
биологического уровня организации материи;      
принципы эволюции, воспроизводства и развития   
живых систем; многообразие живых организмов -   
основа организации и устойчивости биосферы;     
генетика и эволюция; человек: физиология,       
здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;

биоэтика; человек, биосфера и космические циклы;
ноосфера; необратимость времени; самоорганизация
в живой и неживой природе; принципы             
универсального эволюционизма; путь к единой     
культуре                                        

 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

до 42

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

до 42

ОПД    

Общепрофессиональные дисциплины направления     

3546

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент                           

3020

ОПД.Ф.01

Всеобщая история                                
 Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его
месте в человеческой истории. Проблемы          
антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-
стратифицированному обществу. Основные эпохи    
мировых цивилизаций. Типы цивилизаций           
в древности. Место средневековья во всемирно-   
историческом процессе, его хронологические рамки
и периодизация. Западно- и восточноевропейские  
варианты средневекового исторического развития. 
Византия. История нового времени; хронологические
рамки и периодизация. Переход европейской       
цивилизации от доиндустриального мира к новому  
этапу развития. Европейская цивилизация         
и традиционные общества Америки, Азии и Африки; 
складывание колониальной системы. Место XX века 
во всемирно-историческом процессе. Основные     
проблемы и процессы развития западной цивилизации

 

ОПД.Ф.02

История России                                  
 Этногенез славян и этнокультурные процессы в   
восточном славянстве. Древнерусское государство,
характер его взаимодействия с западными,        
восточными и степными цивилизациями; русские    
земли в период феодальной раздробленности,      
характер экономических, политических и культурных
процессов; объединение русских земель вокруг    
Москвы. Московское царство в XV - XVII веках,   
социально-экономическое, политическое и         
культурное развитие. Россия в новое время,      
глобальные проблемы общественно-исторического   
развития и способы их решения. Советское        
государство, противоречия общественного и       
духовного развития, характер взаимодействия     
власти и общества, тоталитаризм и причины       
кризиса. Современная Россия, становление        
гражданского общества                           

 

ОПД.Ф.03

Введение в историю искусства                    
 Понятия и термины искусствоведения, основы     
художественного языка искусства. Общая          
периодизация и представление об основных эпохах 
развития мирового искусства                     

 

ОПД.Ф.04

Описание и анализ памятников искусства          
 Специфика художественного языка отдельных видов
искусства. Основные принципы искусствоведческого
описания и анализа памятников. Замысел и его    
творческое воплощение. Общее и неповторимо-     
индивидуальное в каждом произведении            

 

ОПД.Ф.05

Всеобщая история искусства <*>
 Исторический процесс, культура, искусство.     
Периодизация истории искусства - крупные периоды,
эпохи и стили. Стиль в искусстве и его          
проявления.                                     
 Искусство Древнего Востока. Искусство          
античности. Раннехристианское искусство.        
Искусство Византии. Западноевропейское искусство
средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока
и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама.   
Европейское искусство эпохи Возрождения.        
Западноевропейское искусство эпохи барокко      
и классицизма. Западноевропейское искусство     
19 века. Искусство Запада 20 века               

 

ОПД.Ф.06

История русского искусства <*>
 Древнерусское искусство. Русское искусство 18  
века. Русское искусство 19 - начала 20 века.    
Отечественное искусство 20 века                 

 

ОПД.Ф.07

История декоративно-прикладного искусства       
 Особенности художественного языка декоративно- 
прикладного искусства. Основные виды декоративно-
прикладного искусства, их специфика. Народное   
искусство                                       

 

ОПД.Ф.08

История художественной критики                  
 Художественная критика как часть               
искусствоведения, ее специфика. Значение истории
художественной критики для понимания            
художественного процесса в прошлом. История     
русской критики 18 - 20 веков. Художественная   
критика на современном этапе и ее роль в        
организации художественной жизни                

 

ОПД.Ф.09

Техники изобразительного искусства              
 Значение изучения техник изобразительного      
искусства для правильного понимания и оценки    
произведений. Скульптурные материалы и методы   
работы с ними. Особенности темперной и масляной 
живописи. Графические техники и их специфика.   
Техники и технологии создания гравюры. Трактаты 
по техникам изобразительного искусства. Рецепты 
старых мастеров                                 

 

ОПД.Ф.10

Музееведение                                    
 Принципы хранения и экспонирования памятников  
искусства. Каталог. Организация выставочной     
деятельности. История собирательства и          
коллекционирования. Крупнейшие музеи мира       

 

ОПД.Ф.11

Классические языки                              
 Место и роль классических языков в культурно-  
историческом развитии; лексические и             
грамматические основы                           

 

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент  

300 

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,          
устанавливаемые вузом                           

226 

СД.00  

Специальные дисциплины                          

250 

ФТД.00 

Факультативы                                    

450 

ФТД. 01

Военная подготовка                              

450 

 

Всего часов теоретического обучения             

6796

 

--------------------------------

<*> Всеобщая история искусства и история русского искусства как учебные дисциплины могут реализовываться как единые курсы, либо как система согласованных курсов.

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

подготовки бакалавра по направлению 521800 -

Искусствоведение (история искусства)

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

    теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, в том числе лабораторные             - 124 недели,

    а также экзаменационные сессии                     - 32 недели

    практики                                  - не менее 12 недель

    - учебно-ознакомительная                   - не менее 4 недель

    - учебно-ознакомительная                   - не менее 4 недель

    - музейно-краеведческая                    - не менее 4 недель

    итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту выпускной

    квалификационной работы                   - не менее 12 недель

    каникулы (включая 8 недель

    последипломного отпуска)                 - не менее 28 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки бакалавра

по направлению 521800 - Искусствоведение (по видам)

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в качестве обязательных из числа базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история" <*>, "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

--------------------------------

<*> Для бакалавров данного направления "Отечественная история" читается в цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в качестве обязательной дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению Научно-методического совета по истории и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы "Экономика" или "Русский язык и культура речи".

 

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать необходимой информационной базой и различными сетевыми источниками информации, а также подбором научной литературы, соответствующей библиографии, указанной в программах читаемых курсов.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик.

Высшее учебное заведение должно располагать необходимыми денежными средствами, возможностью аренды транспорта, квалифицированными педагогическими кадрами для руководства практиками.

 

7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению

521800 - Искусствоведение (история искусства)

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства).

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории искусства, умеет применять свои знания в практической деятельности;

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы художественной жизни;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов ее познания;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- свободно владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

- способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

- умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

- обладает необходимыми знаниями в области библиографии - способен применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов.

7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.

Бакалавр должен:

- знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;

- знать основные этапы исторического развития искусства России, его место в художественной истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты, даты, события;

- иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

- иметь глубокие знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры;

- владеть навыками историографического и библиографического анализа;

- применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;

- применять специальные знания в решении общепрофессиональных задач;

- владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач;

- владеть принципами классификации художественных культур народов мира;

- владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников;

- знать основы классических языков;

- уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой выпускник должен продемонстрировать умение систематизировать материал, грамотно формулировать задачи исследования и делать логические выводы по его результатам.

7.2.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен проводится по всеобщей истории искусства, включая историю отечественного искусства. На экзамен выносится основной материал, излагаемый в лекционных курсах по истории искусства. В ходе экзамена также осуществляется проверка знаний, полученных в результате самостоятельной работы с научной литературой и участия в семинарах.

 

Составители:

Научно-методический совет по истории и искусствоведению УМО университетов России.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 020900 - Искусствоведение.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024