Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
310гум/сп
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521800 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ
ИСКУССТВА)
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
1. Общая
характеристика направления
521800 -
Искусствоведение (история искусства)
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от
02.03.2000.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника - бакалавр искусствоведения.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению
521800 - Искусствоведение (история искусства) при очной форме обучения - 4
года.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Основными
сферами профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения являются:
исследовательская
(работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
образовательная
(работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и
лицеях);
культурно-просветительская
(работа в организациях и учреждениях культуры);
экспертно-аналитическая
(работа в художественных галереях, общественных и государственных
организациях);
организационно-управленческая
(работа в органах государственного управления, местного, регионального и
республиканского самоуправления).
1.3.2. Основные
виды профессиональной деятельности бакалавра искусствоведения связаны с работой
в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек,
архивов, консультанта и эксперта.
1.4. Возможности
продолжения образования:
Бакалавр
подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по
направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства);
- освоению в
сокращенные сроки основных образовательных программ по специальности 020900 -
Искусствоведение.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального
образования.
3. Общие
требования к основной образовательной
программе
подготовки бакалавра по направлению 521800 -
Искусствоведение
(история искусства)
3.1. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании
настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД -
специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению
521800 - Искусствоведение (история искусства)
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
Специфика артикуляции звуков,
интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля
произношения, характерные для сферы
профессиональной коммуникации; чтение
транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000
учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера.
Понятие дифференциации лексики по
сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах
словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию общего характера без искажения
смысла при письменном и устном общении; основные
грамматические явления, характерные
для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном,
официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого
языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и
монологическая речь
с использованием наиболее употребительных и
относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической
и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные
прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю
специальности.
Письмо. Виды речевых
произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
деловое письмо, биография
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Физическая культура в общекультурной
и
профессиональной подготовке студентов. Ее
социально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены
общества. Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте. Физическая
культура личности.
Основы здорового образа жизни
студента.
Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная
подготовка в
системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов
спорта или
систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная
физическая
подготовка студентов. Основы методики
самостоятельных занятий и самоконтроль за
состоянием своего организма
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Культурология
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и история
культуры. Теоретическая и прикладная
культурология.
Методы культурологических
исследований.
Основные понятия культурологии:
культура,
цивилизация, морфология культуры, субъект
культуры, культурогенез, динамика культуры,
язык и символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные ценности
и нормы, культурные традиции, культурная картина
мира, социальные институты культуры, культурная
самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и
национальная,
элитарная и массовая культуры. Восточные и
западные типы культур. Специфические и
"серединные" культуры. Локальные культуры. Место
и роль России в мировой культуре. Тенденции
культурной универсализации в мировом современном
процессе.
Культура и природа. Культура и
общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация
и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Политология
Объект, предмет и метод политической
науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные
отношения. Роль
и место политики в жизни современных обществ.
Социальные функции политики.
История политических учений.
Российская
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его
происхождение и
особенности. Особенности становления гражданского
общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая
власть. Политическая система. Политические
режимы, политические партии, электоральные
системы.
Политические отношения и процессы.
Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент. Политическая
модернизация.
Политические организации и
движения.
Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные
отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.
Методология познания политической
реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика и
прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни
общества.
Норма права и нормативно-правовые
акты.
Основные правовые системы
современности.
Международное право как особая система права.
Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли
права.
Правонарушение и юридическая
ответственность.
Значение законности и правопорядка в
современном
обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной
закон государства.
Особенности федеративного устройства
России.
Система органов государственной власти в
Российской федерации.
Понятие гражданского правоотношения.
Физические
и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве
и
ответственность за их нарушение. Наследственное
право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные
права и
обязанности супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая
дисциплина
и ответственность за ее нарушение.
Административные нарушения и
административная
ответственность.
Понятие преступления. Уголовная
ответственность
за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования
будущей
профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной
тайны.
Законодательные информативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной тайны
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Психология
и педагогика
Психология: предмет, объект и методы
психологии.
Место психологии в системе наук. История развития
психологического знания и основные направления
в психологии. Индивид, личность, субъект,
индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение
и
деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза
и
филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение
сознания и
бессознательного. Основные психические процессы.
Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение.
Восприятие.
Представление. Воображение. Мышление и интеллект.
Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и
деятельности.
Общение и речь.
Психология личности.
Межличностные отношения.
Психология малых групп.
Межгрупповые отношения и
взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи,
функции,
методы педагогики. Основные категории педагогики:
образование, воспитание, обучение, педагогическая
деятельность, педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая
ценность.
Образование как социокультурный феномен и
педагогический процесс. Образовательная система
России. Цели, содержание, структура
непрерывного образования, единство образования
и самообразования.
Педагогический процесс.
Образовательная,
воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной
деятельности.
Урок, лекция, семинарские, практические и
лабораторные занятия, диспут, конференция,
зачет, экзамен, факультативные занятия,
консультация.
Методы, приемы, средства организации
и
управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического
взаимодействия
и социокультурная среда воспитания и развития
личности.
Управление образовательными
системами
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского
литературного языка.
Языковая норма, ее роль в становлении и
функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные
единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные,
коммуникативные, этические аспекты устной и
письменной речи.
Функциональные стили современного
русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования
элементов
различных языковых уровней в научной речи.
Речевые нормы учебной и научной сфер
деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера
его
функционирования, жанровое разнообразие. Языковые
формулы официальных документов. Приемы унификации
языка служебных документов. Интернациональные
свойства русской официально-деловой письменной
речи. Язык и стиль распорядительных документов.
Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык
и стиль инструктивно-методических документов.
Реклама в деловой речи. Правила оформления
документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор
языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор
темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность и
выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе
функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи, роль
внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные
направления
совершенствования навыков грамотного письма и
говорения
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Социология
Предыстория и социально-философские
предпосылки
социологии как науки. Социологический проект
О. Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Общество и социальные институты.
Мировая система
и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды
общностей.
Общность и личность. Малые группы и коллективы.
Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация
и
социальная мобильность. Понятие социального
статуса.
Социальное взаимодействие и
социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества.
Культура как фактор социальных
изменений.
Взаимодействие экономики, социальных отношений
и культуры.
Личность как социальный тип.
Социальный контроль
и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные
революции и
реформы. Концепция социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России в
мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Философия
Предмет философии. Место и роль
философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания.
Бытие. Понятие духа, материи и
сознания,
пространства и времени, движения. Научные,
философские и научные картины мира.
Диалектика, ее принципы и законы.
Развитие,
модели и законы.
Человек, общество и культура. Человек
и природа.
Производство и его роль в жизни человека.
Общество и его структура. Человек как творец
и творение культуры. Человек и исторический
процесс; личность и массы; свобода
и необходимость.
Познание. Соотношение мнения, веры,
понимания,
интерпретации и знания. Становление субъектно-
объектного видения мира. Рациональное и
иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании.
Отражение. Истина и ее критерии. Практика.
Научное и вненаучное знание. Структура научного
познания, его методы и формы. Научные революции
и смены типов рациональности.
Познавательные, этические и
эстетические
ценности. Смысл существования человека.
Будущее человечества. Глобальные
проблемы
современности
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Экономика
Введение в экономическую теорию.
Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор,
экономические отношения. Экономические системы.
Основные этапы развития экономической теории.
Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и
предложение.
Потребительские предпочтения и предельная
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.
Эластичность. Предложение и его факторы. Закон
убывающей предельной производительности. Эффект
масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка
и прибыль. Принцип максимизации прибыли.
Предложение совершенно конкурентной фирмы
и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.
Рыночная власть. Монополия. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Антимонопольное
регулирование. Спрос на факторы производства.
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Заработная плата и занятость. Рынок капитала.
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.
Рента. Общее равновесие и благосостояние.
Распределение доходов. Неравенство. Внешние
эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика
как
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое
равновесие. Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы
и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-
налоговая политика. Деньги и их функции.
Равновесие на денежном рынке. Денежный
мультипликатор. Банковская система. Денежно-
кредитная политика. Экономический рост и
развитие. Международные экономические отношения.
Внешняя торговля и торговая политика. Платежный
баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики
России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика.
Распределение и доходы. Преобразования в
социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.
Формирование открытой экономики
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
до
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
до
270
|
ЕН.00
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
300
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
216
|
ЕН.Ф.01
|
Математика
и информатика
Аксиоматический метод, основные
структуры,
составные структуры, вероятности, языки
программирования, алгоритмы, компьютерный
практикум
|
|
ЕН.Ф.02
|
Концепции
современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная
культуры;
научный метод; история естествознания; панорама
современного естествознания; тенденции развития;
корпускулярная и континуальная концепции описания
природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;
структурные уровни организации материи; микро-,
макро- и мегамиры; пространство, время; принципы
относительности; принципы симметрии; законы
сохранения; взаимодействия; близкодействия;
дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции,
неопределенности, дополнительности; динамические
и статические закономерности в природе; законы
сохранения энергии в макроскопических процессах;
принципы возрастания энтропии; химические
системы, энергетика химических процессов,
реакционная способность веществ; особенности
биологического уровня организации материи;
принципы эволюции, воспроизводства и развития
живых систем; многообразие живых организмов -
основа организации и устойчивости биосферы;
генетика и эволюция; человек: физиология,
здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;
биоэтика; человек, биосфера и космические циклы;
ноосфера; необратимость времени; самоорганизация
в живой и неживой природе; принципы
универсального эволюционизма; путь к единой
культуре
|
|
ЕН.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
до
42
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
до
42
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины направления
|
3546
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
3020
|
ОПД.Ф.01
|
Всеобщая
история
Понятие "первобытное
общество"; дискуссии о его
месте в человеческой истории. Проблемы
антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-
стратифицированному обществу. Основные эпохи
мировых цивилизаций. Типы цивилизаций
в древности. Место средневековья во всемирно-
историческом процессе, его хронологические рамки
и периодизация. Западно- и восточноевропейские
варианты средневекового исторического развития.
Византия. История нового времени; хронологические
рамки и периодизация. Переход европейской
цивилизации от доиндустриального мира к новому
этапу развития. Европейская цивилизация
и традиционные общества Америки, Азии и Африки;
складывание колониальной системы. Место XX века
во всемирно-историческом процессе. Основные
проблемы и процессы развития западной цивилизации
|
|
ОПД.Ф.02
|
История
России
Этногенез славян и этнокультурные
процессы в
восточном славянстве. Древнерусское государство,
характер его взаимодействия с западными,
восточными и степными цивилизациями; русские
земли в период феодальной раздробленности,
характер экономических, политических и культурных
процессов; объединение русских земель вокруг
Москвы. Московское царство в XV - XVII веках,
социально-экономическое, политическое и
культурное развитие. Россия в новое время,
глобальные проблемы общественно-исторического
развития и способы их решения. Советское
государство, противоречия общественного и
духовного развития, характер взаимодействия
власти и общества, тоталитаризм и причины
кризиса. Современная Россия, становление
гражданского общества
|
|
ОПД.Ф.03
|
Введение
в историю искусства
Понятия и термины искусствоведения,
основы
художественного языка искусства. Общая
периодизация и представление об основных эпохах
развития мирового искусства
|
|
ОПД.Ф.04
|
Описание
и анализ памятников искусства
Специфика художественного языка
отдельных видов
искусства. Основные принципы искусствоведческого
описания и анализа памятников. Замысел и его
творческое воплощение. Общее и неповторимо-
индивидуальное в каждом произведении
|
|
ОПД.Ф.05
|
Всеобщая
история искусства <*>
Исторический процесс, культура,
искусство.
Периодизация истории искусства - крупные периоды,
эпохи и стили. Стиль в искусстве и его
проявления.
Искусство Древнего Востока.
Искусство
античности. Раннехристианское искусство.
Искусство Византии. Западноевропейское искусство
средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока
и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама.
Европейское искусство эпохи Возрождения.
Западноевропейское искусство эпохи барокко
и классицизма. Западноевропейское искусство
19 века. Искусство Запада 20 века
|
|
ОПД.Ф.06
|
История
русского искусства <*>
Древнерусское искусство. Русское
искусство 18
века. Русское искусство 19 - начала 20 века.
Отечественное искусство 20 века
|
|
ОПД.Ф.07
|
История
декоративно-прикладного искусства
Особенности художественного языка
декоративно-
прикладного искусства. Основные виды декоративно-
прикладного искусства, их специфика. Народное
искусство
|
|
ОПД.Ф.08
|
История
художественной критики
Художественная критика как часть
искусствоведения, ее специфика. Значение истории
художественной критики для понимания
художественного процесса в прошлом. История
русской критики 18 - 20 веков. Художественная
критика на современном этапе и ее роль в
организации художественной жизни
|
|
ОПД.Ф.09
|
Техники
изобразительного искусства
Значение изучения техник
изобразительного
искусства для правильного понимания и оценки
произведений. Скульптурные материалы и методы
работы с ними. Особенности темперной и масляной
живописи. Графические техники и их специфика.
Техники и технологии создания гравюры. Трактаты
по техникам изобразительного искусства. Рецепты
старых мастеров
|
|
ОПД.Ф.10
|
Музееведение
Принципы хранения и экспонирования
памятников
искусства. Каталог. Организация выставочной
деятельности. История собирательства и
коллекционирования. Крупнейшие музеи мира
|
|
ОПД.Ф.11
|
Классические
языки
Место и роль классических языков в
культурно-
историческом развитии; лексические и
грамматические основы
|
|
ОПД.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
300
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
226
|
СД.00
|
Специальные
дисциплины
|
250
|
ФТД.00
|
Факультативы
|
450
|
ФТД.
01
|
Военная
подготовка
|
450
|
|
Всего
часов теоретического обучения
|
6796
|
--------------------------------
<*>
Всеобщая история искусства и история русского искусства как учебные дисциплины
могут реализовываться как единые курсы, либо как система согласованных курсов.
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
подготовки
бакалавра по направлению 521800 -
Искусствоведение
(история искусства)
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме
обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные - 124 недели,
а также экзаменационные сессии - 32 недели
практики - не менее 12
недель
- учебно-ознакомительная - не менее 4 недель
- учебно-ознакомительная - не менее 4 недель
- музейно-краеведческая - не менее 4 недель
итоговая государственная аттестация,
включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 12 недель
каникулы (включая 8
недель
последипломного отпуска) - не менее 28 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации
основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению
521800 - Искусствоведение (по видам)
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего
государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по
выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При
разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5%;
формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в
качестве обязательных из числа базовых дисциплин, приведенных в настоящем
государственном образовательном стандарте, следующие 4 дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история"
<*>, "Философия". Остальные базовые дисциплины могут
реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла.
--------------------------------
<*> Для
бакалавров данного направления "Отечественная история" читается в
цикле общепрофессиональных дисциплин. Вместо нее в качестве обязательной
дисциплины в цикле ГСЭ согласно решению Научно-методического совета по истории
и искусствоведению УМО университетов РФ от 15 ноября 1999 г. рекомендованы
"Экономика" или "Русский язык и культура речи".
Занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной
формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания
студентов;
осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
общих гуманитарных и социально-экономических, математических и
естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных
дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать
реализации задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать
основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в
сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация
основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели
специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра,
должно располагать необходимой информационной базой и различными сетевыми
источниками информации, а также подбором научной литературы, соответствующей
библиографии, указанной в программах читаемых курсов.
Реализация
основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться
доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы,
наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем
видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам,
а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение,
реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно
располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным
планом.
6.5. Требования к
организации практик.
Высшее учебное
заведение должно располагать необходимыми денежными средствами, возможностью
аренды транспорта, квалифицированными педагогическими кадрами для руководства
практиками.
7.
Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
521800 -
Искусствоведение (история искусства)
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности бакалавра по направлению 521800 -
Искусствоведение (история искусства).
Бакалавр должен
уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории
искусства, умеет применять свои знания в практической деятельности;
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и
процессы художественной жизни;
- знает этические и
правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу,
окружающей среде;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе,
понимает возможности современных научных методов ее познания;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- свободно владеет
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- способен читать и использовать научную литературу на
иностранном языке (языках);
- знает и умеет
грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки
информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и
использует достижения информатики в своей области;
- способен, учитывая современное состояние науки и
изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет
приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере
на основе системного подхода;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
- умеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
- обладает
необходимыми знаниями в области библиографии - способен
применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и
инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов.
7.1.1. Требования
по циклу общепрофессиональных дисциплин.
Бакалавр должен:
- знать основные
эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов,
факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
- знать основные
этапы исторического развития искусства России, его место в художественной
истории человечества, общее и особенное в развитии искусства России, факты,
даты, события;
- иметь
представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и
духовной культуры общества;
- иметь глубокие
знания о формах и типах художественных культур, основных культурно-исторических
центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных
концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю
мировой и отечественной культуры;
- владеть навыками
историографического и библиографического анализа;
- применять
достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки
искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;
- применять
специальные знания в решении общепрофессиональных задач;
- владеть методикой
самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении
профессиональных задач;
- владеть
принципами классификации художественных культур народов мира;
- владеть знаниями
основ и методов научной реставрации художественных памятников;
- знать основы
классических языков;
- уметь
использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе
специального образования, в решении прикладных задач.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации бакалавра.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу
и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к
решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе бакалавра.
Выпускная
квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в
которой выпускник должен продемонстрировать умение систематизировать материал,
грамотно формулировать задачи исследования и делать логические выводы по его
результатам.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену.
Государственный
экзамен проводится по всеобщей истории искусства, включая историю
отечественного искусства. На экзамен выносится основной материал, излагаемый в
лекционных курсах по истории искусства. В ходе экзамена также осуществляется
проверка знаний, полученных в результате самостоятельной работы с научной
литературой и участия в семинарах.
Составители:
Научно-методический
совет по истории и искусствоведению УМО университетов России.
Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании
Учебно-методического совета по специальности 020900 - Искусствоведение.