Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

17 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

155тех/бак

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 552000 - ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ

И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

 

1. Общая характеристика направления

552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологий.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники являются процессы, методы и средства летной и технической эксплуатации летательных аппаратов, двигателей, бортовых и наземных систем, включающих авионику и электротехническое оборудование, а также системы автоматики и управления.

1.3.2. Виды профессиональной деятельности.

Выпускники по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разработанной вузом.

1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник по направлению подготовки 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) организационно-управленческая деятельность:

- выполнение работ по информационному обслуживанию авиационной и космической техники с помощью средств вычислительной техники;

- разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по технической эксплуатации авиационной и космической технике;

- экспертиза технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией авиационной и космической техники;

- организация работ по повышению научно-технических знаний авиаспециалистов и т.д.;

б) научно-исследовательская деятельность:

- участие в работах по исследованию, разработке проектов и программ, связанных с испытанием и эксплуатацией авиационной и космической техники;

- изучение и анализ научно-технической информации, технических данных, обобщение и систематизация их, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники и т.д.

1.3.4. Квалификационные требования.

Для решения профессиональных задач бакалавр:

- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;

- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов испытаний и технического обслуживания;

- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;

- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.

Бакалавр должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

- основы вычислительной техники и построения цифровых систем управления на базе микропроцессоров;

- методы исследования, правила и условия выполнения работ;

- основные требования, предъявляемые к технической документации и порядку ее ведения;

- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в области авиационной и ракетно-космической техники;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.4. Возможность продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники;

- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлениям подготовки дипломированных специалистов 652700 - Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники и 653300 - Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки бакалавра по направлению 552000 - Эксплуатация

авиационной и космической техники

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки бакалавра

по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной

и космической техники

 

  Индекс  

 Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего
часов

     1    

                       2                     

  3 

ГСЭ       

Общие гуманитарные и социально-экономические 
дисциплины                                   

1800

ГСЭ.Ф.00  

Федеральный компонент                        

1260

ГСЭ.Ф.01  

Иностранный язык                             
 Специфика артикуляции звуков, интонации,    
акцентуации и ритма нейтральной речи в       
изучаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы    
профессиональной коммуникации; чтение        
транскрипции. Лексический минимум в объеме   
4000 учебных лексических единиц общего и     
терминологического характера. Понятие        
дифференциации лексики по сферам применения  
(бытовая, терминологическая, общенаучная,     
официальная и другая). Понятие о свободных и 
устойчивых словосочетаниях, фразеологических 
единицах. Понятие об основных способах       
словообразования. Грамматические навыки,     
обеспечивающие коммуникацию без искажения    
смысла при письменном и устном общении общего
характера; основные грамматические явления,  
характерные для профессиональной речи.       
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного    
стиля. Культура и традиции стран изучаемого  
языка, правила речевого этикета. Говорение.  
Диалогическая и монологическая речь с        
использованием наиболее употребительных и    
относительно простых лексико-грамматических  
средств в основных коммуникативных ситуациях 
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).   
Аудирование. Понимание диалогической и       
монологической речи в сфере бытовой и        
профессиональной коммуникации. Чтение.       
Виды текстов: несложные прагматические тексты
и тексты по широкому и узкому профилю        
специальности. Письмо. Виды речевых          
произведений: аннотация, реферат, тезисы,    
сообщения, частное письмо, деловое письмо,   
биография                                    

340 

ГСЭ.Ф.02  

Физическая культура                          
 Физическая культура в общекультурной и      
профессиональной подготовке студентов. Ее    
социально-биологические основы. Физическая   
культура и спорт как социальные феномены     
общества. Законодательство Российской        
Федерации о физической культуре и спорте.    
Физическая культура личности. Основы здорового
образа жизни студента. Особенности           
использования средств физической культуры для
оптимизации работоспособности. Общая         
физическая и специальная подготовка в системе
физического воспитания. Спорт. Индивидуальный
выбор видов спорта или систем физических     
упражнений. Профессионально-прикладная        
физическая подготовка студентов. Основы      
методики самостоятельных занятий и           
самоконтроль за состоянием своего организма  

408 

ГСЭ.Ф.03  

Отечественная история                        
 Сущность, формы, функции исторического       
знания. Методы и источники изучения истории. 
Понятие и классификация исторического        
источника. Отечественная историография в     
прошлом и настоящем: общее и особенное.      
Методология и теория исторической науки.     
История России - неотъемлемая часть всемирной
истории. Античное наследие в эпоху Великого  
переселения народов. Проблема этногенеза     
восточных славян. Основные этапы становления 
государственности. Древняя Русь и кочевники. 
Византийско-древнерусские связи. Особенности 
социального строя Древней Руси. Этнокультурные
и социально-политические процессы становления
русской государственности. Принятие          
христианства. Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI -  
XII вв. Социально-политические изменения в   
русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда:  
проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые
государства Европы и Азии. Специфика         
формирования единого российского государства.
Возвышение Москвы. Формирование сословной    
системы организации общества. Реформы Петра I.
Век Екатерины.                               
Предпосылки и особенности складывания        
российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия. Особенности и основные этапы   
экономического развития России. Эволюция форм
собственности на землю. Структура феодального
землевладения. Крепостное право в России.    
Мануфактурно-промышленное производство.      
Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Общественная мысль и      
особенности общественного движения России XIX
в. Реформы и реформаторы в России. Русская   
культура XIX века и ее вклад в мировую       
культуру.                                    
 Роль ХХ столетия в мировой истории.         
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и   
национализма, интеграции и сепаратизма,      
демократии и авторитаризма.                  
 Россия в начале ХХ в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в  
начале века. Политические партии России:     
генезис, классификация, программы, тактика.   
Россия в условиях мировой войны и            
общенационального кризиса. Революция 1917 г. 
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.         
Социально-экономическое развитие страны в    
20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного    
политического режима. Образование СССР.      
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя   
политика. Курс на строительство социализма в 
одной стране и его последствия. Социально-   
экономические преобразования в 30-е гг.       
Усиление режима личной власти Сталина.       
Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в  
начальный период второй мировой войны.       
Великая Отечественная война. Социально-      
экономическое развитие, общественно-         
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.    
Попытки осуществления политических и         
экономических реформ. НТР и ее влияние на ход
общественного развития. СССР в середине 60 - 
80-х гг.: нарастание кризисных явлений.      
 Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.
Попытка государственного переворота 1991 г. и
ее провал. Распад СССР. Беловежские          
соглашения. Октябрьские события 1993 г.      
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.).                           
 Россия на пути радикальной социально-       
экономической модернизации. Культура в       
современной России. Внешнеполитическая       
деятельность в условиях новой геополитической
ситуации                                      

 

ГСЭ.Ф.04  

Культурология                                
 Структура и состав современного             
культурологического знания. Культурология и  
философия культуры, социология культуры,     
культурная антропология. Культурология и     
история культуры. Теоретическая и            
прикладная культурология. Методы             
культурологических исследований. Основные    
понятия культурологии: культура,             
цивилизация, морфология культуры, функции    
культуры, субъект культуры, культурогенез,   
динамика культуры, язык и символы культуры,  
культурные коды, межкультурные коммуникации, 
культурные ценности и нормы, культурные      
традиции, культурная картина мира, социальные
институты культуры, культурная                
самоидентичность, культурная модернизация.
   
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры. Восточные и   
западные типы культур. Специфические и       
"серединные" культуры. Локальные культуры.   
Место и роль России в мировой культуре.      
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе. Культура и природа.    
Культура и общество. Культура и глобальные   
проблемы современности. Культура и личность. 
Инкультурация и социализация                 

 

ГСЭ.Ф.05  

Политология                                  
 Объект, предмет и метод политической науки. 
Функции политологии.                         
 Политическая жизнь и властные отношения. Роль
и место политики в жизни современных обществ.
Социальные функции политики.                 
 История политических учений. Российская     
политическая традиция: истоки,               
социокультурные основания, историческая      
динамика. Современные политологические школы.
 Гражданское общество, его происхождение и   
особенности. Особенности становления         
гражданского общества в России.              
 Институциональные аспекты политики.         
Политическая власть. Политическая система.   
Политические режимы, политические партии,    
электоральные системы.                       
 Политические отношения и процессы.          
Политические конфликты и способы их          
разрешения. Политические технологии.         
Политический менеджмент. Политическая        
модернизация.                                
 Политические организации и движения.        
Политические элиты. Политическое лидерство.  
 Социокультурные аспекты политики.           
 Мировая политика и международные отношения. 
Особенности мирового политического процесса. 
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.              
 Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное   
политическое знание; политическая аналитика и
прогностика                                  

 

ГСЭ.Ф.06  

Правоведение                                 
 Государство и право. Их роль в жизни        
общества. Норма права и нормативно-правовые  
акты. Основные правовые системы современности.
Международное право как особая система права.
Источники российского права. Закон и         
подзаконные акты. Система российского права. 
Отрасли права. Правонарушение и юридическая  
ответственность. Значение законности и        
правопорядка в современном обществе. Правовое
государство. Конституция Российской          
Федерации - основной закон государства.      
Особенности федеративного устройства России. 
Система органов государственной власти в     
Российской Федерации. Понятие гражданского   
правоотношения. Физические и юридические лица.
Право собственности. Обязательства в         
гражданском праве и ответственность за их    
нарушение. Наследственное право. Брачно-     
семейные отношения. Взаимные права и         
обязанности супругов, родителей и детей.     
Ответственность по семейному праву. Трудовой 
договор (контракт). Трудовая дисциплина и    
ответственность за ее нарушение.             
Административные правонарушения и            
административная ответственность. Понятие    
преступления. Уголовная ответственность за   
совершение преступлений. Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей  
профессиональной деятельности. Правовые основы
защиты государственной тайны. Законодательные
и нормативно-правовые акты в области защиты  
информации и государственной тайны           

 

ГСЭ.Ф.07  

Психология и педагогика                      
 Психология: предмет, объект и методы        
психологии. Место психологии в системе наук. 
История развития психологического знания и   
основные направления в психологии. Индивид,  
личность, субъект, индивидуальность. Психика и
организм. Психика, поведение и деятельность. 
Основные функции психики. Развитие психики в 
процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и     
психика. Структура психики. Соотношение      
сознания и бессознательного. Основные        
психические процессы. Структура сознания.    
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
Представление. Воображение. Мышление и       
интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические 
процессы. Эмоции и чувства. Психическая      
регуляция поведения и деятельности. Общение и
речь. Психология личности. Межличностные     
отношения. Психология малых групп.           
Межгрупповые отношения и взаимодействия.     
 Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,
методы педагогики. Основные категории        
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое  
взаимодействие, педагогическая технология,   
педагогическая задача.
Образование как       
общечеловеческая ценность. Образование как   
социокультурный феномен и педагогический     
процесс. Образовательная система России. Цели,
содержание, структура непрерывного           
образования, единство образования и          
самообразования. Педагогический процесс.     
Образовательная, воспитательная и развивающая
функции обучения. Воспитание в педагогическом
процессе. Общие формы организации и учебной  
деятельности. Урок, лекция, семинарские,     
практические и лабораторные занятия, диспут, 
конференция, зачет, экзамен, факультативные  
занятия, консультация.
Методы, приемы,       
средства организации и управления            
педагогическим процессом. Семья как субъект  
педагогического взаимодействия и             
социокультурная среда воспитания и развития  
личности                                     

 

ГСЭ.Ф.08  

Русский язык и культура речи                 
 Стили современного русского литературного   
языка. Языковая норма, ее роль в становлении и
функционировании литературного языка. Речевое
взаимодействие. Основные единицы общения.    
Устная и письменная разновидности            
литературного языка. Нормативные,            
коммуникативные, этические аспекты устной и  
письменной речи. Функциональные стили        
современного русского языка. Взаимодействие  
функциональных стилей.                       
 Научный стиль. Специфика использования      
элементов различных языковых уровней в научной
речи. Речевые нормы учебной и научной сфер   
деятельности. Официально-деловой стиль, сфера
его функционирования, жанровое разнообразие. 
Языковые формулы официальных документов.     
Приемы унификации языка служебных документов.
Интернациональные свойства русской официально-
деловой письменной речи.                     
 Язык и стиль распорядительных документов.   
Язык и стиль коммерческой корреспонденции.   
Язык и стиль инструктивно-методических       
документов. Реклама в деловой речи. Правила  
оформления документов. Речевой этикет в      
документе.                                   
 Жанровая дифференциация и отбор языковых    
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:   
выбор темы, цель речи, поиск материала,      
начало, развертывание и завершение речи.     
Основные приемы поиска материала и виды      
вспомогательных материалов. Словесное        
оформление публичного выступления,           
понятливость, информативность и              
выразительность публичной речи. Разговорная  
речь в системе функциональных разновидностей 
русского литературного языка. Условия        
функционирования разговорной речи, роль      
внеязыковых факторов. Культура речи. Основные
направления совершенствования навыков        
грамотного письма и говорения                

 

ГСЭ.Ф.09  

Социология                                   
 Предыстория и социально-философские         
предпосылки социологии как науки.            
Социологический проект О. Конта. Классические
социологические теории. Современные          
социологические теории. Русская              
социологическая мысль. Общество и социальные 
институты. Мировая система и процессы        
глобализации. Социальные группы и общности.  
Виды общностей. Общность и личность. Малые   
группы и коллективы. Социальная организация. 
Социальные движения. Социальное неравенство, 
стратификация и социальная мобильность.      
Понятие социального статуса. Социальное      
взаимодействие и социальные отношения.       
Общественное мнение как институт гражданского
общества. Культура как фактор социальных     
изменений. Взаимодействие экономики,         
социальных отношений и культуры.             
 Личность как социальный тип. Социальный     
контроль и девиация. Личность как деятельный 
субъект. Социальные изменения. Социальные    
революции и реформы. Концепция социального   
прогресса. Формирование мировой системы.     
Место России в мировом сообществе. Методы    
социологического исследования                

 

ГСЭ.Ф.10  

Философия                                    
 Предмет философии. Место и роль философии в 
культуре. Становление философии. Основные    
направления, школы философии и этапы ее      
исторического развития. Структура философского
знания.                                      
 Учение о бытии. Монистические и             
плюралистические концепции бытия,            
самоорганизация бытия. Понятия материального и
идеального. Пространство, время. Движение и  
развитие, диалектика. Детерминизм и          
индетерминизм. Динамические и статистические 
закономерности. Научные, философские и       
религиозные картины мира.                    
 Человек, общество, культура. Человек и      
природа. Общество и его структура. Гражданское
общество и государство. Человек в системе    
социальных связей. Человек и исторический    
процесс; личность и массы, свобода и         
необходимость. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития.            
 Смысл человеческого бытия. Насилие и        
ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль,
справедливость, право. Нравственные ценности.
Представления о совершенном человеке в       
различных культурах. Эстетические ценности и 
их роль в человеческой жизни. Религиозные    
ценности и свобода совести.                  
 Сознание и познание. Сознание, самосознание и
личность. Познание, творчество, практика. Вера
и знание. Понимание и объяснение. Рациональное
и иррациональное в познавательной            
деятельности. Проблема истины.               
Действительность, мышление, логика и язык.   
Научное и вненаучное знание. Критерии        
научности. Структура научного познания, его  
методы и формы. Рост научного знания. Научные
революции и смены типов рациональности. Наука
и техника.                                   
 Будущее человечества. Глобальные проблемы   
современности. Взаимодействие цивилизаций и  
сценарии будущего                            

 

ГСЭ.Ф.11  

Экономика                                    
 Введение в экономическую теорию. Блага.     
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.   
Экономические отношения. Экономические       
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.         
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.  
Потребительские предпочтения и предельная    
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и 
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект       
замещения. Эластичность. Предложение и его   
факторы. Закон убывающей предельной          
производительности. Эффект масштаба. Виды    
издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип  
максимизации прибыли. Предложение совершенно 
конкурентной
фирмы и отрасли. Эффективность  
конкурентных рынков. Рыночная власть.        
Монополия. Монополистическая конкуренция.    
Олигополия. Антимонопольное регулирование.   
Спрос на факторы производства. Рынок труда.  
Спрос и предложение труда. Заработная плата и
занятость. Рынок капитала. Процентная ставка 
и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее      
равновесие и благосостояние. Распределение   
доходов. Неравенство. Внешние эффекты и      
общественные блага. Роль государства.        
 Макроэкономика. Национальная экономика как  
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный доход.   
Располагаемый личный доход. Индексы цен.     
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.  
Экономические циклы. Макроэкономическое      
равновесие.                                  
 Совокупный спрос и совокупное предложение.  
Стабилизационная политика.                   
 Равновесие на товарном рынке. Потребление и 
сбережения. Инвестиции.                       
 Государственные расходы и налоги. Эффект    
мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика.
Деньги и их функции. Равновесие на денежном  
рынке.                                       
 Денежный мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический рост
и развитие. Международные экономические      
отношения. Внешняя торговля и торговая       
политика. Платежный баланс. Валютный курс.   
 Особенности переходной экономики России.    
Приватизация. Формы собственности.           
Предпринимательство. Теневая экономика.      
 Рынок труда. Распределение и доходы.        
Преобразования в социальной сфере. Структурные
сдвиги в экономике. Формирование открытой    
экономики                                    

 

ГСЭ.Р.00  

Национально-региональный (вузовский) компонент

270 

ГСЭ.В.00  

Дисциплины и курсы по выбору студента,       
устанавливаемые вузом                        

270 

ЕН        

Общие математические и естественнонаучные    
дисциплины                                   

2000

ЕН.Ф.00   

Федеральный компонент                        

1600

ЕН.Ф.01   

Математика                                   
 Аналитическая геометрия и линейная алгебра. 
Последовательности и ряды. Дифференциальное  
и интегральное исчисления. Векторный анализ  
и элементы теории поля. Гармонический анализ.
Дифференциальные уравнения. Численные методы.
Основы вычислительного эксперимента. Функции 
комплексного переменного. Элементы           
функционального анализа. Вероятность и       
статистика: теория вероятностей, случайные   
процессы, статистическое оценивание и проверка
гипотез, статистические методы обработки     
экспериментальных данных. Вариационное       
исчисление и оптимальное управление. Уравнения
математической физики. Специальные разделы   
математики                                   

600 

ЕН.Ф.02   

Информатика                                  
 Понятие информации, общая характеристика    
процессов сбора, передачи, обработки и       
накопления информации; технические и         
программные средства реализации информационных
процессов; модели решения функциональных и   
вычислительных задач; алгоритмизация и       
программирование; языки программирования     
высокого уровня; базы данных; программное    
обеспечение и технологии программирования;   
локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты
информации и сведений, составляющих          
государственную тайну; методы защиты          
информации. Компьютерный практикум           

220 

ЕН.Ф.03   

Физика                                       
 Физические основы механики. Колебания и     
волны. Молекулярная физика и термодинамика.  
Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная    
и ядерная физика. Физический практикум.      
Специальные разделы физики                   

400 

ЕН.Ф.04   

Химия                                        
 Химические системы: растворы, дисперсные    
системы, электрохимические системы,          
катализаторы и каталитические системы,       
полимеры и олигомеры; химическая термодинамика
и кинетика: энергетика химических процессов, 
химическое и фазовое равновесие, скорость    
реакции и методы ее регулирования,           
колебательные реакции; реакционная способность
веществ: химия и периодическая система       
элементов, кислотно-основные и окислительно- 
восстановительные свойства веществ, химическая
связь, комплементарность; химическая         
идентификация: качественный и количественный 
анализ, аналитический сигнал, химический,    
физико-химический и физический анализ.       
Химический практикум                         

100 

ЕН.Ф.05   

Экология                                     
 Биосфера и человек: структура биосферы,     
экосистемы, взаимоотношения организма и среды,
экология и здоровье человека; глобальные     
проблемы окружающей среды, экологические     
принципы рационального использования природных
ресурсов и охраны природы; основы экономики  
природопользования; экозащитная техника и    
технологии; основы экологического права,     
профессиональная ответственность;            
международное сотрудничество в области       
окружающей среды                              

100 

ЕН.Ф.06   

Моделирование систем и процессов             
 Основные понятия и задачи моделирования     
процессов и систем. Обобщенные математические
модели процессов и систем. Типы моделей      
процессов. Алгоритм моделирования процессов. 
Типы моделей систем. Применение моделированных
процессов и систем для задач авиационной и   
ракетно-космической техники                  

180 

ЕН.Р.00   

Национально-региональный (вузовский) компонент

200 

ЕН.В.00   

Дисциплины и курсы по выбору студента,       
устанавливаемые вузом                        

200 

ОПД       

Общепрофессиональные дисциплины направления  

2000

ОПД.Ф.00  

Федеральный компонент                        

1600

ОПД.Ф.01  

Начертательная геометрия. Инженерная графика.

200 

ОПД.Ф.01.01

Начертательная геометрия                     
 Введение. Предмет начертательной геометрии. 
Задание точки, прямой, плоскости и           
многогранников на комплексном чертеже Монжа. 
Позиционные задачи. Метрические задачи.      
Способы преобразования чертежа. Многогранники.
Кривые линии. Поверхности. Поверхности       
вращения. Линейчатые поверхности. Винтовые   
поверхности. Циклические поверхности.        
Обобщенные позиционные задачи. Метрические   
задачи. Построение разверток поверхностей.   
Касательные линии и плоскости к поверхности. 
Аксонометрические проекции                   

50  

ОПД.Ф.01.02

Инженерная графика                           
 Конструкторская документация. Оформление    
чертежей. Элементы геометрии деталей.        
Изображения, надписи, обозначения.           
Аксонометрические проекции деталей.          
Изображения и обозначения элементов деталей. 
Изображение и обозначение резьбы. Рабочие    
чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей  
машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный
чертеж изделий. Графика на ЭВМ. Практикум.   
Компьютерная графика                         

150 

ОПД.Ф.02  

Механика                                     

150 

ОПД.Ф.02.01

Теоретическая механика                       
 Кинематика. Предмет кинематики. Векторный   
способ задания движения точки. Естественный  
способ задания движения точки. Понятие об    
абсолютно твердом теле. Вращение твердого тела
вокруг неподвижной оси. Плоское движение     
твердого тела и движение плоской фигуры в ее 
плоскости. Движение твердого тела вокруг     
неподвижной точки или сферическое движение.  
Общий случай движения свободного твердого    
тела. Абсолютное и относительное движение    
точки. Сложное движение твердого тела.       
 Динамика и элементы статики. Предмет динамики
и статики. Законы механики Галилея - Ньютона.
Задачи динамики. Свободные прямолинейные     
колебания материальной точки. Относительное   
движение материальной точки. Механическая    
система. Масса системы. Дифференциальные     
уравнения движения механической системы.     
Количество движения материальной точки и     
механической системы. Момент количества      
движения материальной точки относительно     
центра и оси. Кинетическая энергия           
материальной точки и механической системы.   
Понятие о силовом поле. Система сил.         
Аналитические условия равновесия произвольной
системы сил. Центр тяжести твердого тела и его
координаты. Принцип Даламбера для материальной
точки. Дифференциальные уравнения            
поступательного движения твердого тела.      
Определение динамических реакций подшипников 
при вращении твердого тела вокруг неподвижной
оси. Движение твердого тела вокруг неподвижной
точки. Элементарная теория гироскопа. Связи и
их уравнения. Принцип возможных перемещений. 
Обобщенные координаты системы.               
Дифференциальные уравнения движения          
механической системы в обобщенных координатах
или уравнения Лагранжа второго рода. Принцип 
Гамильтона - Остроградского. Понятие об      
устойчивости равновесия. Малые свободные     
колебания механической системы с двумя (или n)
степенями свободы и их свойства, собственные 
частоты и коэффициенты формы. Явление удара. 
Теорема об изменении кинетического момента   
механической системы при ударе               

150 

ОПД.Ф.03  

Материаловедение                             

200 

ОПД.Ф.03.01

Материаловедение                             
 Строение металлов, диффузионные процессы в  
металле, формирование структуры металлов и   
сплавов при кристаллизации, пластическая     
деформация, влияние нагрева на структуру и   
свойства деформированного металла,           
механические свойства металлов и сплавов.    
Конструкционные металлы и сплавы. Теория и   
технология термической обработки стали.      
Химико-термическая обработка. Жаропрочные,   
износостойкие, инструментальные и штамповочные
сплавы. Электротехнические материалы,        
полупроводники, резина, пластмассы и их      
свойства                                     

100 

ОПД.Ф.03.02

Технология конструкционных материалов        
 Введение. Теоретические и технологические    
основы производства материалов. Материалы,   
применяемые в машиностроении, электротехнике и
приборостроении. Основные методы получения   
твердых тел. Основы металлургического        
производства. Основы порошковой металлургии. 
Напыление материалов. Теория и практика      
формообразования заготовок. Классификация    
способов получения заготовок. Производство   
заготовок способом литья. Производство       
заготовок пластическим деформированием.      
Производство неразъемных соединений. Сварочное
производство. Физико-химические основы       
получения сварочного соединения. Пайка и     
склеивание материалов. Получение неразъемных 
соединений склеиванием. Изготовление         
полуфабрикатов и деталей из композиционных   
материалов. Физико-технологические основы    
получения композиционных материалов.         
Изготовление изделий из металлических и      
порошковых композиционных материалов.        
Особенности получения деталей из             
композиционных порошковых материалов.        
Изготовление полуфабрикатов и изделий из     
эвтектических композиционных материалов.     
Изготовление деталей из полимерных           
композиционных материалов. Изготовление      
резиновых деталей и полуфабрикатов.          
Формообразование поверхностей деталей        
резанием, электрофизическими и               
электрохимическими способами обработки.      
Кинематические и геометрические параметры    
процесса резания. Физико-химические основы   
резания. Обработка лезвийным инструментом.   
Обработка поверхностей деталей абразивным    
инструментом. Условие непрерывности и        
самозатачиваемости. Электрофизические и      
электрохимические методы обработки           
поверхностей заготовок. Выбор способа        
обработки                                    

100 

ОПД.Ф.04  

Электротехника и электроника                 

300 

ОПД.Ф.04.01

Теоретические основы электротехники          
 Основные понятия и законы электромагнитного 
поля и теории электрических и магнитных цепей;
теория линейных электрических цепей (цепи    
постоянного, синусоидального и               
несинусоидального токов), методы анализа     
линейных цепей с двухполюсными и             
многополюсными элементами; трехфазные цепи;  
переходные процессы в линейных цепях и методы
их расчета; нелинейные электрические и       
магнитные цепи постоянного и переменного тока;

переходные процессы в нелинейных цепях;      
аналитические и численные методы анализа      
нелинейных цепей; цепи с распределенными     
параметрами (установившийся и переходный     
режимы); цифровые (дискретные) цепи и их     
характеристики; теория электромагнитного поля,
электростатическое поле; стационарное        
электрическое и магнитное поля; переменное   
электромагнитное поле; поверхностный эффект и
эффект близости; электромагнитное            
экранирование; численные методы расчета      
электромагнитных полей при сложных граничных 
условиях;
современные пакеты прикладных      
программ расчета электрических цепей и       
электромагнитных полей на ЭВМ                

150 

ОПД.Ф.04.02

Общая электротехника и электроника           
 Введение. Электрические и магнитные цепи.   
Основные определения, топологические параметры
и методы расчета электрических цепей. Анализ и
расчет линейных цепей переменного тока. Анализ
и расчет электрических цепей с нелинейными   
элементами. Анализ и расчет магнитных цепей. 
Электромагнитные устройства и электрические  
машины. Электромагнитные устройства. Обмотки 
электромашин. Коммутация. Трансформаторы.    
Машины постоянного тока (МПТ). Асинхронные   
машины. Синхронные машины. Основы электроники
и электрические измерения. Элементная база   
современных электронных устройств. Источники 
вторичного электропитания. Усилители         
электрических сигналов. Импульсные и         
автогенераторные устройства. Основы цифровой 
электроники. Микропроцессорные средства.     
Электрические измерения и приборы            

150 

ОПД.Ф.05  

Метрология, стандартизация и сертификация    
 Теоретические основы метрологии. Основные   
понятия, связанные с объектами измерения:    
свойство, величина, количественные и         
качественные проявления свойств объектов     
материального мира. Основные понятия,        
связанные со средствами измерений (СИ).      
Закономерности формирования результата       
измерения, понятие погрешности, источники    
погрешностей. Понятие многократного измерения.
Алгоритмы обработки многократных измерений.  
Понятие метрологического обеспечения.        
Организационные, научные и методические основы
метрологического обеспечения. Правовые основы
обеспечения единства измерений. Основные     
положения Закона РФ об обеспечении единства  
измерений. Структура и функции метрологической
службы предприятия, организации, учреждения, 
являющихся юридическими лицами.              
 Исторические основы развития стандартизации и
сертификации. Сертификация, ее роль в        
повышении качества продукции и развитие на   
международном, региональном и национальном   
уровнях.
Правовые основы стандартизации.     
Международная организация по стандартизации  
(ИСО). Основные положения государственной    
системы стандартизации ГСС. Научная база     
стандартизации. Определение оптимального     
уровня унификации и стандартизации.          
Государственный контроль и надзор            
за соблюдением требований государственных    
стандартов. Основные цели и объекты          
сертификации. Термины и определения в        
области сертификации. Качество продукции и   
защита потребителя. Схемы и системы          
сертификации. Условия осуществления          
сертификации. Обязательная и добровольная    
сертификация. Правила и порядок проведения   
сертификации. Органы по сертификации и       
испытательные лаборатории. Аккредитация      
органов по сертификации и испытательных      
(измерительных) лабораторий. Сертификация    
услуг. Сертификация систем качества.         
 Взаимозаменяемость - точность деталей узлов 
и механизмов. Ряды значений геометрических   
параметров. Виды сопряжений в технике.       
Отклонения, допуски и посадки. Расчет и выбор
посадок. Единая система нормирования и        
стандартизации показателей точности. Размерные
цепи и методы их расчета. Расчет точности    
кинематических цепей. Нормирование           
микронеровностей поверхностей деталей.       
Контроль геометрической и кинематической     
точности деталей, узлов и механизмов         

150 

ОПД.Ф.06  

Безопасность жизнедеятельности               
 Человек и среда обитания. Характерные       
состояния системы "человек - среда обитания".
Основы физиологии труда и комфортные условия 
жизнедеятельности в техносфере. Критерии     
комфортности. Негативные факторы техносферы, 
их воздействие на человека, техносферу и     
природную среду. Критерии безопасности.      
Опасности технических систем: отказ,         
вероятность отказа, качественный и            
количественный анализ опасностей. Средства   
снижения травмоопасности и вредного          
воздействия технических систем. Безопасность 
функционирования автоматизированных и        
роботизированных производств. Безопасность в 
чрезвычайных ситуациях. Управление           
безопасностью жизнедеятельности. Правовые и  
нормативно-технические основы управления.    
Системы контроля требований безопасности и   
экологичности. Профессиональный отбор        
операторов технических систем. Экономические 
последствия и материальные затраты на        
обеспечение безопасности жизнедеятельности.  
Международное сотрудничество в области       
безопасности жизнедеятельности               

100 

ОПД.Ф.07  

Автоматика и управление                      
 Принципы управления, построения и алгоритмы 
функционирования элементов САУ и САР;        
математический аппарат САУ и САР и их        
элементов; передаточные функции и            
характеристики линейных и дискретных элементов
и систем; элементы автоматики; точность и    
устойчивость САУ и САР; синтез САУ и САР     

100 

ОПД.Ф.08  

Испытания и эксплуатация авиационной и       
ракетно-космической техники                  
 Основные понятия испытаний и эксплуатации   
АРКТ. Классификация объектов АРКТ, ресурсов и
сроков службы. Общая структура организации   
технической эксплуатации. Виды и формы       
технического обслуживания. Состояния процесса
эксплуатации. Методы ТЭ и стратегии ТО. Основы
теории технической эксплуатации объектов АРКТ.
Методологические вопросы науки и теории      
технической эксплуатации. Система технической
эксплуатации. Обеспечение технической        
эффективности использования объектов АРКТ.   
Стратегии технической эксплуатации объектов  
АРКТ. Программы и режимы технического        
обслуживания. Контроль технического состояния

100 

ОПД.Ф.09  

Надежность и техническая диагностика         
 Количественные характеристики надежности    
невосстанавливаемых и восстанавливаемых      
устройств; статистические характеристики     
надежности устройств в условиях эксплуатации;
надежность резервированных систем; разработка
требований к надежности; методы контроля и   
диагностирования; выбор и оптимизация тестов;
средства контроля и диагностирования изделий;
средства регистрации параметров полета       

200 

ОПД.Ф.10  

Экономика предприятий                        
 Особенности продукции транспорта; показатели
и измерители работы предприятий; экономическое
обоснование структуры и штатов предприятий и 
их подразделений; основные фонды и оборотные 
средства предприятий; доходы и расходы;      
прибыль и рентабельность; экономическая      
эффективность инвестиций, направленных на     
совершенствование АРКТ и ее внедрение в      
эксплуатацию                                 

100 

ОПД.Р.00  

Национально-региональный (вузовский) компонент

200 

ОПД.В.00  

Дисциплины и курсы по выбору студента,       
устанавливаемые вузом                        

200 

СД.00     

Специальные дисциплины                       
У
станавливаются вузом, включая дисциплины по 
выбору студента                              

1094

ФТД.00    

Факультативы                                  

450 

ФТД.01    

Военная подготовка                           

450 

 

Всего часов теоретического обучения          

7344

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

подготовки бакалавра по направлению 552000 - Эксплуатация

авиационной и космической техники

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу

    студентов, практикумы, в том числе

    лабораторные                                     - 136 недель,

    - экзаменационные сессии                 - не менее 15 недель,

    - практики                                - не менее 9 недель,

    из них:

    - учебная практика                                 - 6 недель,

    - производственная практика                        - 3 недели,

    - итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту выпускной

    квалификационной работы                   - не менее 6 недель,

    - каникулы (включая 8 недель

    последипломного отпуска)                 - не менее 31 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки бакалавра

по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной

и космической техники

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки для бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, а для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных, следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, - и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Библиотека вуза должна иметь достаточное количество современных учебников и учебных пособий (не менее 0,5 экземпляра на одного студента) по всем циклам дисциплин и постоянно восполняться научной литературой и периодическими изданиями.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, химия, безопасность жизнедеятельности, надежность и диагностика, материаловедение, электротехника и электроника, механика, автоматика и управление, а также дисциплины специальностей и специализаций.

Перечень профессиональных и реферативных журналов: "Авиастроение", "Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра", "Авиация общего назначения" на русском, английском, немецком и украинском языках, "Автопилот", "Бухгалтерский учет", "Вестник авиации и космонавтики", "Вестник воздушного флота - Аэрокосмическое обозрение", "Вопросы истории естествознания и техники", "Вопросы философии", "Государство и право", "Правоведение и политология", "Проблемы безопасности полетов", "Сертификация", "Управление воздушным движением. Организация перевозок", "Эксплуатация и ремонт самолетов и других летательных аппаратов. Аэропорт", "Экономика", "Авиа", "Мир авиации", "Авиация и время", "Гражданская авиация", еженедельник авиации и космической технологии "Aviation Week Space Technology", "Air transport World", "Airline Maintenance World", информационно-технический журнал "Вертолет", общероссийский технический журнал "Полет", журнал национальной ассоциации авиаприборостроения "Мир авионики", реферативные журналы серии "Воздушный транспорт", "Управление воздушным движением", "Организация перевозок", "Авиационные и ракетные двигатели", "Безопасность полетов, сертификация и лицензирование", "Авиатранспортное обозрение", журнал международных авиастроителей "Авиаглобус", международный авиационно-космический журнал "Авиапанорама", ежемесячный информационный журнал по воздушному транспорту "Авиатранспортное обозрение" и другие.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам. Вуз должен располагать учебной авиационно-технической базой - центром (АУТЦ) с парком различных типов самолетов.

6.5. Требования к организации практик.

По направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники организуются и проводятся учебная, производственная и преддипломная практики.

6.5.1. Учебная практика.

Цель учебной практики: изготовление и ремонт простых деталей по чертежам и технологиям; сборка простых узлов; выполнение слесарных операций (работа напильником, резка ножовкой, сверление дрелью, рубка зубилом, нарезка резьбы, заточка и заправка режущего инструмента и т.д.); умение читать несложные чертежи и схемы; разборка и ремонт простых агрегатов самолетных систем; периодическое техническое обслуживание планера, силовой установки и функциональных систем; обслуживание летательных аппаратов, находящихся на хранении; выполнение элементарных слесарно-электромонтажных операций, монтаж и демонтаж блоков приборного оборудования; разборка, ремонт и сборка агрегатов электроприборного оборудования; выполнение подготовительно-заключительных работ по техническому обслуживанию электрооборудования ВС; проверка работоспособности изделий и систем авиационного оборудования и т.д.

Место проведения практики: мастерские, УАТЦ, специализированные классы и лаборатории, вычислительные центры, оснащенные современным технологическим оборудованием и испытательными приборами.

6.5.2. Производственная практика.

Цель производственной практики: закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специализации; изучение технологии производства, экономики, организации и управления производством, стандартизации и контроля качества продукции, оборудования и аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и инструментов, механизации и автоматизации производственных процессов, организации научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской работы; умение выполнять работы при ОТО самолета, пользоваться инструментом, приспособлениями, КПА, СНО общего и специального назначения; выявлять, анализировать и устранять отказы и неисправности, выполнять регулировочные работы; проводить испытания и диагностику авиационной техники и поиск неисправностей; получить практические навыки и умения по выполнению работ на рабочих местах при ремонте АТ и т.д.

Место проведения практики: отраслевые предприятия и организации, оснащенные современным технологическим оборудованием и испытательными приборами.

6.5.3. Преддипломная практика.

Цель преддипломной практики: подготовить студента к решению инженерных и организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.

Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения отрасли, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании выполняемых студентами определенных видов операций и оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 

7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению

552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

7.1.1. Бакалавр по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники должен знать:

- основы государственного регулирования и управления в сфере технической эксплуатации объектов авиационной АРКТ (сертификация, аккредитация, аттестация, лицензирование, гармонизация, нострификация, инспектирование, надзор и контроль объектов системы технической эксплуатации);

- основы теории эксплуатации объектов АРКТ;

- методы программного и оперативного управления процессами эксплуатации объектов АРКТ;

- основы теории надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых технических изделий;

- структуры связей надежности изделий и средств их диагностирования с экономическими показателями эксплуатации;

- методы расчета на прочность, жесткость и устойчивость типовых элементов конструкций;

- методы и средства неразрушающего контроля технического состояния изделий объектов АРКТ;

- методы определения видов и причин возникновения повреждений типовых узлов, элементов объектов АРКТ; прогнозирование изменения технического состояния изделий объектов АРКТ;

- методы разработки диагностических моделей и оптимизации диагностических тестов для технических объектов;

- методы и средства контроля и диагностирования;

- технические средства измерений и их метрологические характеристики;

- методы анализа линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока;

- основные свойства, характеристики и параметры современных электронных приборов и интегральных микросхем;

- принципы работы и конструкции элементов автоматики, их основные характеристики и особенности;

- методы выбора конструкционных, электротехнических и радиоматериалов для обеспечения работоспособности объектов;

- конструктивно-эксплуатационные свойства объектов АРКТ и основные направления повышения эффективности процессов эксплуатации объектов АРКТ;

- правовые основы охраны природы и обеспечения жизнедеятельности;

- методы снижения и исключения вредного влияния результатов деятельности авиационных и космических предприятий на окружающую среду;

- основные объекты, явления и процессы, связанные с конкретной областью специальной подготовки, и уметь использовать методы их научного исследования;

владеть:

- методами построения изображений технических изделий, оформления чертежей и электрических схем, составления спецификаций;

- методами расчета характеристик надежности и обработки статистических данных по надежности изделий с использованием ЭВМ;

- методами оценки характеристик погрешности результатов измерений и выбора типа средств измерений;

- методами использования современной вычислительной техники при исследовании технических систем и решения прикладных эксплуатационных задач;

- методами анализа работы и свойств механических, электрических и электронных устройств объектов АРКТ;

- принципами формулирования основных технико-экономических требований к изучаемым техническим объектам и существующим научно-техническим средствам их реализации.

Дополнительные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре в соответствии с п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков и т.д.).

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники и методических рекомендаций УМО по образованию в области гражданской авиации.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы бакалавра, составляет не менее шести недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области гражданской авиации, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в области гражданской авиации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 552000 - Эксплуатация авиационной и космической техники.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024