Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
110 ЕН/МАГ
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Общая
характеристика направления
511100 - Экология и
природопользование
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2.
Степень выпускника - магистр экологии и природопользования.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы магистра по направлению 511100 -
Экология и природопользование при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки
бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по
направлению 511100 - Экология и природопользование должен быть широко
эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией
научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами
получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к
научно-исследовательской и проектно-производственной работе, а при условии
освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Магистр
экологии и природопользования может занимать должности, требующие высшего
профессионального образования согласно действующему законодательству Российской
Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза),
инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих,
разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999, N 22446)),
экономиста (N 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране
окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика
(N 20603), научного редактора (N
26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии
освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля магистр экологии и природопользования может занимать
должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах,
общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального
образования (должности преподавателя - N 25814, N 25813, N 25812).
1.4. Возможности
продолжения образования.
Магистр подготовлен
к обучению в аспирантуре по научным специальностям: 25.00.36 - Геоэкология, а
также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая
география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 -
Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и
эволюционная география, и другим смежным специальностям.
1.5. Перечень
аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
511101 -
Геоэкология
Исследование
и решение научных и прикладных задач в области глобальных антропогенных
изменений географической оболочки (экосферы) и ее составляющих - геосистем
различного уровня (континентального, регионального, локального); геосферы
Земли; их антропогенное преобразование и соответствующие экологические проблемы
(преобразование и деградация ландшафтов, изменения климата и их последствия,
водные и водно-экологические проблемы, снижение биологического разнообразия,
экологические вопросы урбанизации, трансформация прибрежных областей и др.); взаимосвязь естественных, социальных, экономических и политических
факторов и проблем геоэкологии; понятие об экологической экономике и ее взаимосвязь
с геоэкологией; оценка состояния окружающей среды и прогноз ее изменений;
геоинформационные системы и базы данных; компьютерный анализ информации;
геоэкологическое картографирование; международные междисциплинарные научные
программы; перспективы глобального мониторинга.
511102 -
Природопользование
Понятие о
природопользовании; природопользование в системе форм взаимодействия общества с
природной средой; антропогенное преобразование природной среды и системы
природопользования; эколого-географическая экспертиза и оценка воздействия
различных видов хозяйственной деятельности на окружающую среду; мониторинг
окружающей среды; управление природопользованием; разработка территориальных
схем охраны окружающей среды; организация решения региональных проблем природопользования;
экологические проблемы рационального освоения недр (недропользования); оценочные модели и карты природных условий и ресурсов; определение
экономической и социальной эффективности природопользования; экологическое
право; менеджмент и маркетинг в природопользовании; технические средства и
оборудование, применяемые при ландшафтно-экологическом мониторинге и проведении
экспертиз.
511103 - Общая
экология
Актуальные проблемы
современной экологии; эволюция биосферы; биология популяций и сообществ;
частная экология (экология растений, животных, бактерий); экологическая
физиология; экологическая биология развития; элементы патологии клетки и
организма; биоиндикация и биотестирование; теоретические основы оценки качества
природной среды по параметрам клетки и организма; мутагенные и тератогенные
факторы техносферы, методы их оценки; экологический мониторинг; роль
биологических методов в ОВОС; методы полевых исследований и камеральной
обработки материала; моделирование и компьютерный анализ экосистем; основы
экологической экспертизы; актуальные проблемы экологии человека: медицинские и
социальные аспекты; менеджмент и маркетинг в экологии; экологическое право,
международные соглашения, зарубежный опыт, опыт и перспективы охраны природы в
России; заповедное дело.
511104 - Экономика
природопользования
Значение и роль
экологического фактора в развитии экономических систем; оптимальное
распределение и использование природных ресурсов и
максимальное сохранение и приумножение элементов окружающей среды; техногенный
тип экономического развития; эколого-экономические проблемы, связанные с
изменением состояния окружающей среды и использованием природных ресурсов;
концепция устойчивого развития, экологизация экономики; макроэкономические
аспекты экологизации экономики; внешние эффекты (экстерналии), их экономический
учет; экономическая эффективность природопользования; возможности
государственного регулирования и рыночных инструментов для рационализации
природопользования; экономический механизм
природопользования.
511105 - Управление
природопользованием
Теоретические
основы управления природопользованием и его отраслевая специфика; соотношение
экономических и административных рычагов управления, прямое и косвенное
экологическое регулирование; исторические аспекты развития управления
природопользованием в России и в зарубежных странах; основные функциональные
подсистемы управления природопользованием: прогнозирование, планирование,
принятие решений, контроль и регулирование; организационная структура
управления; отраслевой и территориальный подход к экологическому регулированию; пространственная организация управления природопользованием,
территориальные уровни: глобальный, национальный, региональный, локальный;
территориальное экологическое проектирование; правовые основы и социальные
факторы управления природопользованием на различных территориальных уровнях;
технические средства управления; научные проблемы совершенствования управления
природопользованием.
511106 - Глобальные
экологические проблемы
Глобальные
изменения природной среды: факторы, наблюдаемые изменения, системные
взаимосвязи, индикаторы и индексы состояния среды; тенденции и прогнозы
дальнейших изменений; изменения климата, их последствия; антропогенное
преобразование и деградация ландшафтов; водные и водно-экологические проблемы;
снижение биологического разнообразия; экологические аспекты урбанизации;
антропогенная трансформация прибрежных областей; роль естественных, социальных,
экономических и политических факторов глобальных изменений, их
взаимосвязанность; взаимоотношения
типа "нагрузка - состояние - воздействие - реакция"; международные
междисциплинарные, комплексные научные программы (Международная
геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследований климата,
Программа исследований социальных аспектов глобальных изменений); перспективы
системы глобального мониторинга.
511107 - Социальная
экология
Исторические
корни и философские основания социальной экологии; взаимодействие человека
(общества) и природы в различных социальных, этнических и культурных системах в
контексте истории природопользования; экологические потребности людей и их
идентификация; эволюция представлений о ценности природных (экологических)
благ; эстетическая оценка природной среды; экологический риск и основные группы
реципиентов (население, природное наследие, культурные и духовные ценности); продолжительность жизни и здоровье, их взаимосвязь с экологической
ситуацией; оценка экологического риска в социальной экологии;
социально-экологические конфликты, их прогнозирование, предупреждение и
урегулирование; экологическая культура, ее носители и атрибуты; роль
литературы, искусства в наследовании и воспитании экологической культуры; место
социальной экологии в экологическом регулировании и социальном управлении.
511108 - Охрана
природы
Охрана природы и
окружающей человека среды, рациональное использование природных ресурсов,
сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; функционирование
экосистем, влияние роста народонаселения и усиления воздействия человека на
естественный растительный покров и животный мир, почвы, воздух, водоемы;
загрязнение окружающей среды экотоксикантами; риск и экономические последствия
загрязнения; оценка ресурсов биоты; переработка отходов промышленного и
сельскохозяйственного производства: использование энергетических ресурсов, отторжение
земель под дорожное, городское, промышленное строительство; борьба с
вредителями сельского и лесного хозяйства, с биологическим загрязнением
водоемов, почв и продуктов питания; охраняемые объекты природы, заповедное
дело; составление и ведение "Красных книг"; охрана геологической
среды обитания; разработка правовой базы охраны природы; международные
соглашения в области охраны природы; Всемирная стратегия охраны природы;
Международный союз охраны природы; программы ООН и ЮНЕП по окружающей среде; концепции
устойчивого развития, охраны ландшафтов и биологического разнообразия.
511109 - Природное
и культурное наследие
Природное наследие
в системе ценностей окружающей природной среды; идентификация ценности
природного наследия, его структура и география; взаимозависимость и
взаимообусловленность природного и культурного наследия; наследие и развитие,
место природного и культурного наследия в концепциях устойчивого развития
России и зарубежных стран; экологические и социальные функции природного и культурного
наследия; территории наследия, особо охраняемые природные и
историко-культурные территории и их регламентация в отечественном и зарубежном
законодательствах; факторы экологического риска наследию и их оценка;
экологический мониторинг объектов наследия; экономический и социальный ущерб от
утраты природного и культурного наследия; охрана наследия в региональной,
национальной и глобальной экологической и культурной политике; правовые основы
и организационная структура управления наследием на различных территориальных
уровнях.
511110 -
Международное сотрудничество в области экологии и природопользования
Глобальные
изменения окружающей среды и роль в них естественных, социальных, экономических
и политических факторов. Необходимость и неизбежность
международного сотрудничества; геоэкологические проблемы глобального и
универсального характера; соответствующее различие в подходах к международному
сотрудничеству; Международные правовые инструменты и их роль в решении проблем
геоэкологии и природопользования (всемирные конвенции по изменению климата,
защите озонового слоя, борьбе с опустыниванием, биологическому разнообразию,
торговле исчезающими видами животных и растений, охране морских животных и
пр.); региональные конвенции и соглашения в области
геоэкологии и природопользования; геоэкологические последствия международных
долгов и глобализации торговли; Организация Объединенных Наций и международные
специализированные организации системы ООН, их деятельность и роль в
международном геоэкологическом сотрудничестве; международные
неправительственные экологические организации; современные тенденции развития
системы глобального мониторинга; международные междисциплинарные научные
программы в области глобальных изменений.
511111 -
Экологическая экспертиза
Концепция устойчивого
развития и приоритеты рационального природопользования; фундаментальные
закономерности структуры, динамики и эволюции природных и
природно-антропогенных ландшафтов и геосистем; геотехнические системы; виды
неблагоприятных воздействий на окружающую среду; экологический риск, его формы
и виды. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы
экологического проектирования; ОВОС различных видов хозяйственной и иной
деятельности человека; система оценивания; государственная экологическая
экспертиза, нормативная и методическая основа; природоохранные нормы, правила,
стандарты качества природной среды; виды экспертиз; послепроектный
экологический аудит и управление природопользованием.
511112 -
Экологический мониторинг
Разработка систем
экологического мониторинга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и его
функционирование; закономерности структуры и пространственно-временной
изменчивости окружающей среды; методы анализа и контроля компонентов окружающей
среды; оценка состояния; моделирование природных процессов и антропогенного
воздействия на окружающую среду, информационное обеспечение; системы наблюдений
для локального, регионального и глобального мониторинга; измерительный
комплекс, применяемый для проведения наблюдений за физическими, химическими и
биологическими параметрами, частота и пространственная дискретность в различных
видах мониторинга; статистические методы обработки информации; применение
методов моделирования; информационные технологии, использование ГИС.
511113 - Экология
человека
Экологическая
потенция человека как биологического вида; экология человечества: естественные
пределы численности человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы
биосферы; физиологическая экология человека; механизмы, уровни и возможности
адаптации человека к природной среде; расы и экотипы; современные техногенные
экосистемы и здоровье человека; методы оценки экологического риска; обеспечение
экологической безопасности; эндемические заболевания; ландшафтная
эпидемиология; генофонд человека и агрессивные факторы среды; концепция здоровья; виды патологических состояний, связанные с
химическими, физическими и психологическими факторами техногенной среды;
биологические ритмы человека и космические циклы; элементы социальной экологии:
биосфера и история цивилизации, демографические проблемы; современная
цивилизация; ресурсы биосферы; человек в урбо- и
агроэкосистемах. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной
среды на организм и личность человека; проблемы биоэтики; возможность коррекции
негативных воздействий на природную и социальную среду.
511114 -
Радиоэкология
Основы радиационной
экологии; излучения и эволюция биосферы; современная радиационная среда; виды
электромагнитных загрязнений; особенности проведения и миграции радионуклидов в
экосистемах; радиационный мониторинг; физика ионизирующих и неионизирующих
ЭМ-излучений на живые клетки и организмы: первичные процессы, отдаленные
эффекты; проблемы радиационной генетики; физико-химические основы дозиметрии;
биологическая дозиметрия; проблемы радиационной безопасности, развитие атомной
энергетики; использование источников ЭМ-излучений в медицине и народном
хозяйстве; реабилитация населения и территорий, загрязненных радионуклидами.
511115 - Менеджмент
и маркетинг в экологии
Основы
экологического менеджмента и маркетинга; роль государственной политики и
экономических санкций в оздоровлении природной среды; экологическая политика и
проблемы устойчивого развития; основы организации и управления природоохранной
и ресурсосберегающей деятельностью; методология экологического менеджмента и
маркетинга; экологизация технологий и безотходные производства; экономическая
эффективность использования природных ресурсов; методы расчетов экономического
ущерба разрушающих природу производственных процессов; методы определения экологического риска; экономические санкции к
нарушителям природоохранного законодательства; экологическое
предпринимательство.
511116 -
Математическое моделирование экосистем
Основы экологии;
понятие об экосистемах, динамика и развитие экосистем; основные принципы и
актуальные проблемы моделирования экосистем; математические модели популяций;
модели региональных и локальных экосистем; геоинформационные системы;
компьютерная обработка данных мониторинга; модели глобального развития; модели
массопереноса в природных средах; математические модели экосистем как основа
экологического прогноза; эколого-экономические модели.
511117 -
Экологическая безопасность
Понятие об
экологической безопасности; факторы экологического риска и его реципиенты;
естественные и антропогенно обусловленные факторы риска; оценка экологического
риска; распространение экологического риска, современная экологическая
ситуация, экологические бедствия и катастрофы; геологические риски и
катастрофы; их социальные и экономические последствия; география экологического
неблагополучия; основные сектора экологической безопасности:
радиационная безопасность, питьевая вода, санитария и эпидемиология,
экотоксикология, продукты питания, электромагнитные излучения, наведенная
сейсмичность, дегумификация почв, изменения климата, озоновый слой атмосферы,
крупномасштабные преобразования природы; основы государственной политики в
сфере экологической безопасности, отечественный и зарубежный опыт;
законодательное и нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности в
Российской Федерации; управление в сфере экологической безопасности, его
научно-техническое обеспечение; международные учреждения, федеральные и
местные органы обеспечения экологической безопасности; экологическая
безопасность в национальной и региональной политике; предупреждение
экологических бедствий и катастроф, реабилитация экологически неблагоприятных
территорий, компенсации жертвам экологических бедствий, экологическое
страхование.
511118 -
Урбоэкология
Человек и его место
в природе; численность населения, темпы и факторы ее динамики, городское и
сельское население, закономерности размещения населения; основы демографии и
урбанистики; расселение населения, его факторы и закономерности;
природно-экологические факторы и предпосылки расселения, их проявление в
историческом контексте; городское и сельское расселение, оценка экологической
ситуации в местах проживания; экологические проблемы городов и пути их решения;
экологические проблемы сельской местности и пути их решения; основные
направления экологизации расселения и образа жизни населения; системы
расселения, планировочная структура региона и города, функциональное
зонирование территорий; факторы экологического риска для населения, его
предупреждение и компенсация; рекреация в системе жизнеобеспечения населения;
территориальное проектирование в решении проблем урбоэкологии, основные виды и
стадии проектирования, районная планировка, ландшафтное планирование,
генеральные планы поселений; нормативно-правовая регламентация в сфере
урбоэкологии; экономическое стимулирование удовлетворения экологических
потребностей населения.
511119 -
Ландшафтное планирование
Понятие о
ландшафтном планировании, его место в управлении природопользованием, цели,
задачи и функции, методы реализации, сочетание директивных и индикативных
элементов; фундаментальные основы науки о ландшафте, геофизика, геохимия и
биогеохимия ландшафта; теоретическое и прикладное ландшафтоведение; типология
ландшафтов; основные ландшафтно-типологические единицы; естественные и
культурные ландшафты; сельские, аквальные, техногенные, городские (селитебные,
садово-парковые, промышленные), переходные и смешанные ландшафты; динамика ландшафтов, естественные и антропогенные факторы их
нарушений; охрана ландшафтов, рекультивация и регенерация нарушенных
территорий; биологическое и ландшафтное разнообразие; природное и культурное
наследие, его охрана и использование; особо охраняемые природные и
историко-культурные территории; картографирование ландшафтов, ландшафтное и
природно-хозяйственное районирование; эстетика ландшафтов, ландшафтная
архитектура, оценка социально-экологических функций ландшафтов; ландшафтное планирование и его связь с районной планировкой,
генпланами поселений, схемами охраны природы и другими видами планировочной
документации; ландшафтное планирование в городах, природных зонах и сельской
местности; ландшафтное планирование в зарубежных странах; земельное, лесное,
водное, природоохранное и градостроительное законодательство в области недропользования
РФ; нормативно-правовые основы и предпосылки ландшафтного планирования в
России; специфика и функции ландшафтного планирования в переходный
период.
511120 -
Экологическое образование
Междисциплинарный
характер экологического образования; место экологического образования в общей
структуре образования в РФ; значение экологического образования в решении
экологических проблем и обеспечения сбалансированного природопользования; роль
экологического императива в общей системе гуманистических ценностей человечества;
концепция непрерывного экологического образования по экологии и охране
окружающей среды; переподготовка кадров; структура содержания
экологического образования в средней и высшей школах: многопредметный,
однопредметный и смешанный подходы (модели); соотношение обязательного и
необязательного (факультативного) компонентов; школьное и внешкольное
образование; дополнительные виды экологического образования; методики
преподавания экологии и охраны окружающей среды; разработка конкретных
примеров, практических занятий, полевых экскурсий, тем для самостоятельных
работ учащихся; соотношение национальных и интернациональных ценностей в
решении экологических проблем; правозащитный аспект экологического
образования; анализ соотносительной роли антропоцентризма и биоцентризма в
современном образовании.
511121 -
Дистанционное зондирование и географические информационные системы
Основы картографии
и картографического метода исследования; тематическое картографирование, основы
дистанционного зондирования; тематическое дешифрирование снимков; теория и
практика цифровой обработки изображений; основы геоинформатики создания ГИС;
основы спутникового позиционирования; компьютерные сети; применение методов
дистанционного зондирования, цифровой обработки снимков и ГИС-технологий. Основы картографии и картографического метода исследования;
тематическое картографирование, основы дистанционного зондирования;
тематическое дешифрирование снимков; теория и практика цифровой обработки
изображений; основы геоинформатики создания ГИС; основы спутникового
позиционирования; компьютерные сети; применение методов дистанционного
зондирования, цифровой обработки снимков и ГИС-технологий для использования в
экологических исследованиях и в области управления и охраны окружающей среды.
2.
Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы
специализированной подготовки магистра,
и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее
профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица,
имеющие диплом бакалавра по направлениям 511100 - Экология и
природопользование, 510900 - Гидрометеорология, 511100 - Экология и
природопользование, 511400 - География и картография, а также специалиста по
специальностям 013100 - Экология, 013400 - Природопользование, 013600 -
Геоэкология, 012500 - География, 012600 - Метеорология, 012700 - Гидрология,
012800 - Океанология, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку
на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование.
2.3. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра по данному
направлению, но не имеющие высшего профессионального образования по
направлениям подготовки, указанным в п. 2.2, допускаются к конкурсу для сдачи
экзаменов в объеме подготовки бакалавра по данному направлению. Для выполнения
данного требования Научно-методический совет по экологии УМО университетов
разрабатывает программу вступительного экзамена.
3. Общие
требования к основной
образовательной
программе подготовки магистра
по направлению
511100 - Экология и природопользование
3.1. Основная
образовательная программа магистра экологии и природопользования
разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в
себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы магистра
географии, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа магистра географии состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра географии и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплина и
курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа магистра экологии и природопользования должна иметь
следующую структуру:
в соответствии с
программой подготовки бакалавра:
- цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
- СД - специальные
дисциплины;
- ФТД -
факультативные дисциплины;
- ИГА - итоговая
государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с
программой специализированной подготовки:
- цикл ДНМ -
дисциплины направления специализированной подготовки;
- цикл СДМ -
специальные дисциплины магистерской подготовки;
- НИРМ - научная
(научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
- ИГАМ - итоговая
государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание
регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра
должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной
программы магистра по направлению
511100 - Экология и
природопользование
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
Требования
к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
бакалавра по данному направлению определены в
Государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования подготовки бакалавра
по направлению 511100 - Экология и природопользование
|
Суммарный
объем
часов
теорети-
ческого
обучения и
практик
ГОС
бакалавра
|
Итого
часов подготовки бакалавра
|
8316
|
ДНМ.00
|
Дисциплины
направления
|
1392
|
|
Федеральный
компонент
|
700
|
ДНМ.01
|
Философские
проблемы естествознания
Основные идеи современной науки; структура
научного знания; особенности методов
научного познания; закономерности развития
науки; наука и общество; проблема
целостности и единства организации
геосистем (нуклеарных систем); соотношение
глобального, регионального, локального;
общего, особенного, частного; диалектика
биосферы и ноосферы; философия восприятия
природы и ландшафта; философия устойчивого
развития
|
100
|
ДНМ.02
|
Современные проблемы экологии и
природопользования
Несущая способность биосферы; основные
законы общей экологии; сохранение
биоразнообразия; рост численности
человечества; обеспеченность развития
человечества ресурсами; стратегии
ресурсопотребления, в том числе
энергопотребления; возможные пути решения
продовольственной проблемы; основные
причины и пути загрязнения окружающей
среды; способы предотвращения негативных
эффектов антропогенного воздействия на
природу и здоровье людей:
технологические, экономические,
законодательные, управленческие,
образовательные, информационные
|
100
|
ДНМ.04
|
Компьютерные
технологии в экологии и
природопользовании
Сетевые технологии сбора и распространения
экологической информации, усвоение данных
в прогностических моделях, пакеты
обработки и графического представления,
работа с геоинформационными системами и
специализированными базами данных,
создание обучающих программ
|
250
|
ДНМ.05
|
Иностранный
язык
|
250
|
|
Региональный
(вузовский) компонент
|
542
|
|
Дисциплины
по выбору студента
|
150
|
СДМ.00
|
Специальные
дисциплины
|
900
|
СДМ.01
и т.д.
|
Состав
и содержание специальных дисциплин
определяются требованиями специализации
магистра при реализации конкретной
магистерской программы
|
|
ДВМ.00
|
Дисциплины
по выбору студента
|
300
|
НИРМ.00
|
Научно-исследовательская
работа
|
1964
|
НИРМ.01
|
Научно-исследовательская
работа в семестре
|
432
|
НИРМ.02
|
Научно-исследовательская
практика
|
432
|
НИРМ.03
|
Научно-педагогическая
практика
|
216
|
НИРМ.04
|
Подготовка
магистерской диссертации
|
884
|
Итого
часов специализированной подготовки магистра
|
4256
|
Общий
объем часов подготовки магистра
|
12572
|
5. Срок
освоения основной образовательной
программы
подготовки магистра по направлению
511100 - Экология и
природопользование
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения
составляет 312 недель, в том числе:
образовательная программа бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки
магистра - 104
недели
из них:
теоретическое обучение и экзаменационные сессии - 52 недели
научно-исследовательская работа в семестре,
научно-исследовательская и научно-педагогическая
практика - 20
недель
подготовка
магистерской диссертации -
18 недель
итоговая
государственная аттестация и защита
выпускной
квалификационной работы -
2 недели
каникулы (включая 4 недели последипломного
отпуска) - 12
недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра
экологии и природопользования по очно-заочной (вечерней) и заочной
формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного
п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по
программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часов в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения в виду сокращенного срока
теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю, за период
специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия
по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том
числе не менее 2 недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации
основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению
511100 - Экология и природопользование
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе
настоящего образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по
выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия
данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен
в установленном порядке.
Требования к
научно-исследовательской части программы предусматривают:
- умение
формулировать цели и задачи исследования;
- опыт составления
плана исследования;
- опыт
библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
- умение выбрать
необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разработать
новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- опыт обработки
полученных результатов, анализа и осмысливания их с учетом данных, имеющихся в
научной литературе;
- умение
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей,
оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением
современных средств редактирования и печати;
- проведение
исследований на основе использования современных источников картографической
информации, использования компьютерных сетей INTERNET.
6.1.2. При
разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение
имеет право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в
пределах 10%;
- предоставлять
студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2
- 4 часа в неделю;
- осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на
основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к
условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
Обучение в
магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы
студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта
и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.3. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация
основной образовательной программы магистра экологии и природопользования
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины; из них 2/3 должны иметь
степень доктора или кандидата наук, иметь опыт практической работы, знать
основы компьютерных технологий, систематически заниматься
научно-исследовательской и научно-методической деятельностью, иметь монографии,
учебники, учебные пособия или публикации в рецензируемых журналах. Обучение должно проводиться на кафедрах, возглавляемых доктором наук
или профессором.
6.4. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса:
- все дисциплины
учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем
видам учебных занятий;
- вуз предоставляет
обучающемуся в магистратуре возможность пользоваться
научными журналами, издающимися в России; в том числе: Известия Российской
Академии наук, серия географическая и биологическая; Известия Русского
географического общества; Вестник Московского университета, серии география,
геология, биология; География и природные ресурсы; Вестник Санкт-Петербургского
университета, серии геология и география;
- вуз
обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической литературой в размере
0,5 экземпляра на одного обучающегося: новейшей учебно-методической и
монографической литературой по теории и методологии науки, основным
направлениям развития географической науки, геоинформационных технологий, а
также широким перечнем географических и смежных с географией (биологических,
геологических, экологических, экономических и др.) журналов, периодических
изданий, в том числе зарубежных;
- вуз
обеспечивает возможность доступа обучающихся к: наборам общегеографических
карт, включая карты топографические; комплектам тематических карт по основным
направлениям географической науки и др. наук о Земле; комплексным
научно-справочным, учебным и популярным атласам России, ее регионов и мира;
материалам аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и др.);
программному обеспечению для геоинформационного картографирования и обработки
изображений (стандартные программные пакеты); к фондам научных библиотек.
6.5. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста, должно
быть обеспечено для проведения учебного процесса современной инструментальной и
приборной базой, компьютерной аппаратурой и лицензионным программным
обеспечением, включая:
-
материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов аудиторной,
лабораторной, практической, экспедиционной, дисциплинарной, междисциплинарной,
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным
планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам;
- Интернет-серверы;
- множительную
технику;
- стационарные и
полевые геохимические лаборатории;
- лабораторную
базу;
- компьютерные
классы, оснащенные соответствующей техникой (компьютеры, цифрователи, сканеры,
печатающие устройства и др.), обеспечивающие геоинформационное
картографирование.
6.6. Требования к
организации практик.
Практики должны
проводиться в научных, проектных, научно-производственных, производственных
учреждениях и в высших учебных заведениях, в составе которых работают
профессиональные географы. Материально-техническое обеспечение должно
соответствовать современному уровню.
Практики магистров
должны соответствовать основным направлениям научных исследований. Они могут
включать:
- преподавательскую
деятельность в высших, средних и средних специальных учебных заведениях
географического, экономического, регионального (любого уровня), экологического
профиля и смежных с ними;
-
научно-исследовательскую работу в экспедициях, полевых стационарах
академических институтов, высших учебных заведений;
-
научно-производственную работу в организациях и учреждениях, занятых
комплексной оценкой территории, разработкой территориальных планов развития
регионов и принятием решений по развитию и размещению производительных сил,
решением проблем политического, экономического и социального плана и др.;
- работу в
административно-управленческих и хозяйственных структурах всех уровней;
- научно-исследовательскую
и производственную деятельность в учреждениях широкого экономического и
экологического профиля;
- работу в
международных организациях экономического и экологического профиля.
Научно-методический
совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на
факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического
профиля в соответствии с утвержденной государственными требованиями к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
педагогической деятельности.
7.
Требования к уровню подготовки магистра
по направлению
511100 - Экология и природопользование
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие
требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного
раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра
изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по направлению 511100 - Экология и природопользование.
7.1.2. Требования,
обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками
самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности
на базе широкого образования в соответствующем направлении;
- умение
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и
педагогической деятельности, на базе углубленных профессиональных знаний;
- владение
необходимыми методами исследований; умение модифицировать существующие и
разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- опыт обработки
полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся литературных
данных;
- опыт
библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
- опыт
представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей,
оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением
современных средств редактирования и печати;
- умение
анализировать пространственно-временные связи, характерные для геосфер Земли;
- знание истории
становления и развития философско-методологических основ экологии и
природопользования;
- понимание
основных проблем и современных тенденций развития экологической науки и
производств; знание истории возникновения и развития экологии и
природопользования; основных понятий и категорий; системы экологических наук;
истории идей и роли выдающихся ученых в развитии экологии и природопользования;
умение оценить вклад российских ученых в формирование общемировой системы наук
об окружающей среде;
- представления о
строении геосфер Земли и их составляющих; их взаимодействии и эволюции, о
факторах пространственной дифференциации экосистем, об общих законах
круговоротов вещества и потоков энергии, знание закона о периодической
географической зональности, понимание структуры и динамики геосфер Земли, их
единство;
- знания основных
принципов, законов и закономерностей пространственно-временной организации
геосистем локального и регионального уровней, их основных типологий и
классификаций, закономерностей развития природно-антропогенных геосистем;
- знание принципов
и методов комплексного, отраслевого и прикладного экологического исследования; умение
создавать таксономические системы районирования и осуществлять их
картографирование;
- знание учения об
ареалах, проблемы систематики, классификации и районирования экосистем, умение
создавать системы прикладного районирования;
- владение
общенаучными методами исследований и творчески применять их при проведении
экологических изысканий; владеть методами полевых (экспедиционных,
стационарных) и камеральных работ;
- владение навыками
организации полевых исследований.
7.1.3. Специальные
требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части
программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может
дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника
выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие
содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация магистра экологии и природопользования включает
защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности магистра экологии и природопользования к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным
образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по
географическим специальностям в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого
стандарта.
По желанию
студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по
дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по
научным специальностям 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным
специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая
география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 -
Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и
эволюционная география, и другим смежным специальностям.
Оценки, полученные
студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве
результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным научным
специальностям.
Аттестационные
испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская
диссертация должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к
содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим
учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием
России, Государственного образовательного стандарта по направлению 511100 - Экология
и природопользование и методических рекомендаций Научно-методического совета по
экологии УМО университетов. Время, отводимое на подготовку магистерской
диссертации, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену магистра экологии и природопользования.
Порядок
проведения и программа государственного экзамена по направлению 511100 -
Экология и природопользование определяются вузом на основании методических
рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных
Научно-методическим советом по экологии УМО университетов, Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России, и Государственного образовательного
стандарта по направлению 511100 - Экология и природопользование.
Уровень
требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен
соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или
кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных
специальностей 25.00.36 - Геоэкология, а также по научным специальностям,
родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и
биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 - Экономическая,
социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная
география, и другим смежным специальностям.
Составители:
Научно-методический
совет по экологии Учебно-методического объединения университетов России.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
511100 - Экология и природопользование одобрен на заседании
Научно-методического совета по экологии Учебно-методического объединения
университетов 17 ноября 1999 г., протокол N 4-эко.