Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 марта 2000 года
Регистрационный
номер
7-тех/маг
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551500 - ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ
И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая
характеристика направления
551500 -
Приборостроение
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению
551500 - Приборостроение при очной форме обучения - 6 лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра реализуется по ступеням: бакалавр
- 4 года и магистр - 2 года.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр по
направлению 551500 - Приборостроение может занимать следующие должности,
определенные квалификационными требованиями Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного
Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37: "Научный
сотрудник", "Ассистент", "Инженер",
"Конструктор", "Технолог", "Механик",
"Математик", "Программист" и прочие.
Магистр подготовлен
к видам деятельности, требующим углубленной фундаментальной и профессиональной
подготовки, прежде всего к научно-исследовательской работе; при условии
освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - педагогической деятельности.
1.3.1. Область
профессиональной деятельности.
Область
профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработки и
технологии, направленные на разработку теории, создание и применение приборов и
систем, предназначенных для получения, регистрации и обработки информации об
окружающей среде, биологических и технических объектах.
1.3.2. Объекты
профессиональной деятельности.
Объектами
профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания конкретной
образовательной программы (специальности) направления подготовки являются:
электронно-механические, магнитные, электромагнитные, акустические и
акустооптические методы; приборы, системы, комплексы и элементная база
приборостроения; технология производства элементов, приборов и систем, а также
программное обеспечение и информационно-измерительные технологии в
приборостроении.
1.3.3. Виды
профессиональной деятельности.
Магистр по
направлению 551500 - Приборостроение в зависимости от конкретного содержания
основной образовательной программы может быть подготовлен к выполнению
следующих видов профессиональной деятельности:
-
научно-исследовательская;
-
научно-педагогическая;
-
проектно-конструкторская;
-
производственно-технологическая;
-
организационно-управленческая.
Конкретные виды
деятельности выпускника определяются содержанием основной образовательной программы,
разрабатываемой вузом.
1.3.4. Обобщенные
задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по
направлению 551500 - Приборостроение может быть подготовлен к решению следующих
типов профессиональных задач:
а)
научно-исследовательская деятельность:
- формулирование
задачи и плана научного исследования в области приборостроения на основе
проведения библиографической работы с применением современных информационных
технологий;
- построение
математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их
моделирования, разработка нового или выбор готового алгоритма решения задачи;
- разработка
отдельных программ для решения различных задач приборостроения, включая задачи
проектирования, исследования, производства и контроля приборов и систем;
- выполнение
математического (компьютерного) моделирования и оптимизации параметров объектов на базе разработанных и имеющихся средств
исследования и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты
прикладных программ;
- выбор
оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований,
проведение измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление
описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов,
обзоров и другой технической документации;
- оформление
отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати
в соответствии с установленными требованиями;
- защита приоритета
и новизны полученных результатов исследований, используя юридическую базу для
охраны интеллектуальной собственности;
- осуществление
наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в
лабораторных условиях и на объектах;
б)
научно-педагогическая деятельность:
- участие в разработке
программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и
научно-методической литературы, а также собственных результатов научных
исследований;
- постановка и
модернизация отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам
приборостроительного профиля;
-
проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные,
практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы студентов;
- применение и
разработка новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и
дистанционного обучения;
в)
проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния
научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач
проектирования приборостроительной техники на основе подбора и изучения
литературных и патентных источников;
- разработка
функциональных и структурных схем приборов и систем с определением их
физических принципов действия, структур и установлением технических требований
на отдельные блоки и элементы;
- проектирование и
конструирование различных типов систем, блоков и узлов с использованием средств
компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и
технико-экономическим обоснованием конструкций;
- оценка
технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов
сборки и контроля приборных блоков, узлов и деталей;
- составление
технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы
испытаний, технические условия и другие;
- участие в
монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов
приборостроительной техники;
г)
производственно-технологическая деятельность:
- разработка и
внедрение технологических процессов и методов изготовления, контроля качества
приборов и систем, их элементов и покрытий;
- разработка норм
выработки, технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор
оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка
технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального
инструмента, предусмотренных технологией;
- участие в работах
по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки
производства приборов;
д)
организационно-управленческая деятельность:
- организация
работы научно-производственного коллектива, принятие исполнительских решений;
- разработка планов
научно-исследовательских работ и управление ходом их выполнения, включая
обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией,
материалами, оборудованием;
- нахождение
оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества,
стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности
жизнедеятельности;
- размещение
технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих
мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
- осуществление
технического контроля и управление качеством производства приборов.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен
к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
01.04.06 -
Акустика;
05.11.01 - Приборы
и методы измерения (по видам измерения);
05.11.03 - Приборы
навигации;
05.11.06 -
Акустические приборы и системы;
05.11.13 - Приборы
и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;
05.11.14 -
Технология приборостроения;
05.11.16 -
Информационно-измерительные и управляющие системы (по отраслям);
05.11.18 - Приборы
и методы преобразования изображений.
1.5.
Перечень аннотированных магистерских программ (специализаций), реализуемый в
рамках направления 551500 - Приборостроение.
551501 -
Магниторезонансная томография
Исследование,
разработка и применение методов компьютерной томографии на основе явлений
магнитного резонанса и рентгеновского излучения; компьютерных аппаратов для
визуализации информации с применением ультразвука, теплового излучения,
изотропного ионизирующего излучения, проникающего излучения высоких энергий и
отражения радиоволн.
551502 - Приборы и
методы измерения механических величин
Исследование,
разработка и применение новых методов и технических средств для измерения
механических величин, включающих: измерительные преобразователи механических
величин на основе упругих элементов, резистивных, пьезоэлектрических, емкостных
и тепловых измерительных преобразователей; измерители линейных скоростей на
основе преобразователей скоростного напора, колориметрических и
термоанемометрических преобразователей, доплеровских измерителей скорости и
электромагнитных преобразователей; измерители линейных ускорений маятникового и
осевого типа; автоматизированные
измерительные комплексы.
551503 - Системы
автоматизированного проектирования в приборостроении
Анализ
процессов инженерного проектирования; формализация, алгоритмизация и разработка
методов решения задач конструкторского, технологического и организационного
проектирования; проектирование программных систем, банков данных и библиотек
программ инженерного проектирования, создание моделей объектов и процессов
проблемной области; организация интегрированных программных систем и методов
автоматизированного и неавтоматизированного проектирования; разработка
математических методов решения инженерных задач; автоматизация производственных
процессов.
551504 - Технология
приборостроения
Исследование и
разработка новых технологий изготовления и сборки приборов, систем и их
элементов, а также технологического управления качеством поверхностного слоя
деталей и его оптимизация для различных функциональных свойств.
551505 -
Измерительные информационные технологии
Восприятие
информации об исследуемых объектах, формирование и преобразование сигналов,
кодирование, обработка данных, интерпретация результатов, оценивание их
достоверности.
551506 - Системы
обработки аудиовизуальной информации
Исследование,
разработка и применение приборов и систем записи, преобразования и
воспроизведения аудиовизуальной информации (киноаппаратура, звукозаписывающая
аппаратура, видеоаппаратура, фотоаппаратура, голографические системы,
факсимильная аппаратура, множительная техника, высокоскоростная
кинофотоаппаратура). Техническая
эксплуатация, сертификация и маркетинг кино-, видеотехники.
551507 - Системы
ориентации, стабилизации и навигации
Исследование,
разработка и применение приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации
подвижных объектов различного назначения.
551508 - Прикладная
звукометрия
Исследование,
разработка и применение путей повышения точности определения
местоположения источников импульсных и непрерывных звуковых сигналов.
551509 - Гидроакустика
Разработка и
применение методов исследования океана, морского шельфа, подводной связи,
навигации и гидролокации.
551510 -
Акустические методы исследования твердого тела
Исследование
твердого тела акустическими методами, основанными на функциональной или
корреляционной связи таких параметров ультразвука, как скорость
распространения, затухание, дисперсия, поляризация в анизотропных (кристаллы,
текстуры) и изотропных твердых средах с физико-механическими свойствами и
структурой веществ.
551511 - Акустоэлектроника
Исследования и
разработки акустоэлектронных радиокомпонентов и устройств: ультразвуковых линий
задержки, монолитных пьезоэлектрических фильтров и фильтров на поверхностных
акустических волнах (ПАВ), резонаторов, устройств обработки сигналов на ПАВ
(коррелометры, фазовращатели, усилители, конвольверы и др.).
551512 -
Ультразвуковая техника и технология
Исследование
методов и разработка акустической контрольно-измерительной аппаратуры
(расходомеры, уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, концентратомеры,
газоанализаторы и т.п.) и технологической акустической аппаратуры с
использованием мощных звуковых полей (ультразвуковая обработка твердых
металлов, диспергирование, ультразвуковая очистка, акустическая коагуляция,
обработка расплавленного металла и др.).
551513 -
Аудиотехника
Исследование и
разработка аудиотехнической аппаратуры для излучения и приема звуковых
колебаний.
551514 -
Акустическая экология
Исследование и
разработка методов, приборов и систем акустического мониторинга окружающей
среды, акустической диагностики работающих машин и механизмов, методов и
средств защиты человека от вибраций, шума и акустических излучений.
551515 - Приборы и
устройства биомеханики
Исследование,
разработка и применение методов и технологий для получения самоорганизующихся
высших кинематических пар, аналогичных объектам живой природы.
551516 - Методы и
средства исследований разрушения и сопротивления деформированию элементов
приборов
Теоретические
исследования по механике деформирования и разрушения твердых тел; исследования
и создание испытательных устройств.
551517 -
Медико-биологические системы и аппараты
Исследование
и разработка новых методов и технических средств для медико-биологических
применений, включающих диагностические приборы и системы; комплексы для анализа
и автоматизированной обработки биосигналов; приборы и системы для регистрации и
анализа процессов жизнедеятельности организма при критических состояниях;
терапевтические аппараты и системы для воздействия электрическим полем,
ионизирующим и ультразвуковым излучением и др.; биостимуляторы; хирургическая техника.
551518 - Аппаратура
для клинико-лабораторного анализа
Исследование и
разработка приборов и комплексов для лабораторного анализа на базе физических и
физико-химических методов изучения биосубстратов; технологических схем
лабораторных экспериментов; физико-механических, физико-химических и
атомно-физических анализаторов биопроб; аппаратных методов иммунологических
исследований; аналитической аппаратуры для лабораторий
санитарно-эпидемиологических станций; систем автоматизации лабораторных медицинский исследований.
551519 - Микропроцессорные средства и программное обеспечение
измерений
Исследование,
разработка и применение математических моделей, методов, программ и
компьютерных технологий для решения измерительных задач приборостроения на базе
микропроцессорной измерительной техники.
Научно-исследовательская
составляющая каждой из магистерских программ по решению Ученого совета вуза
реализуется через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические
школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2.
Требования к уровню подготовки лиц и условия
их конкурсного
отбора для обучения в магистратуре
2.1. Лица, желающие
получить квалификацию (степень) магистра, должны иметь высшее профессиональное
образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного
образца.
2.2. Лица,
имеющие диплом бакалавра по направлению 551500 - Приборостроение, зачисляются в
магистратуру по направлению 551500 - Приборостроение на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие
получить степень магистра по направлению 551500 - Приборостроение и имеющие
высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам,
необходимым для подготовки магистра и предусмотренным государственным
образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
подготовки магистра
по направлению 551500 - Приборостроение
3.1. Основная
образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании
государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению
551500 - Приборостроение, настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы научно-исследовательской и научно-педагогической практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются
государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению
551500 - Приборостроение и настоящим государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки
магистра, которая формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента
и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле
содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с
программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД -
специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
- в соответствии с
программой специализированной подготовки магистра:
цикл ДНМ -
дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ -
специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная
(научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая
государственная аттестация.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего
государственного образовательного стандарта.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы подготовки магистра
по направлению
551500 - Приборостроение
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные разделы
|
Всего
часов
|
|
Требования
к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
бакалавра определены в государственном
образовательном стандарте высшего
профессионального образования подготовки
бакалавра по направлению 551500 -
Приборостроение
|
Теорети-
ческое
обучение
- 7344
час.
|
|
Итого
часов подготовки бакалавра
|
7344
|
Требования к обязательному минимуму
содержания
специализированной
подготовки магистра
|
ДНМ.0.00
|
Дисциплины
направления
|
1134
|
ДНМ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
400
|
ДНМ.Ф.01
|
Современные
проблемы науки
Роль науки в современной цивилизации; виды
наук; уровни научного знания; общие
закономерности формирования научных теорий;
фундаментальные и прикладные исследования
|
|
ДНМ.Ф.02
|
История
и методология науки
Возникновение и эволюция науки; наука и
философия; синтез теоретических и прикладных
знаний в технике; методология научной
деятельности; эмпирический и теоретический
уровни научного исследования; научные
открытия; логические методы поиска решений;
стратегия научного поиска; методы организации
научно-исследовательской работы
|
|
ДНМ.Ф.03
|
Компьютерные
технологии в науке и образовании
Базы данных научной и образовательной
информации; методы поиска информации;
телекоммуникационные сети; поиск информации в
сети Интернет; компьютерные образовательные
технологии; дистанционное обучение; структура
и средства сетевых систем дистанционного
обучения
|
|
ДНМ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
367
|
ДНМ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
367
|
СДМ.0.00
|
Специальные
дисциплины
|
918
|
СДМ.Р.00
|
Состав
и содержание специальных дисциплин
определяются в соответствии с квалификационной
характеристикой выпускника и научным
направлением магистерской программы
|
594
|
СДМ.В.00
|
Дисциплины
по выбору студента
|
324
|
НИРМ.00
|
Научно-исследовательская
работа
|
1836
|
НИРМ.01
|
Научно-исследовательская
работа в семестре
|
756
|
НИРМ.02
|
Подготовка
магистерской диссертации
|
1080
|
|
Итого
часов специализированной подготовки
магистра
|
3888
|
|
Всего
|
11232
|
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
подготовки магистра
по направлению 551500 - Приборостроение
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения
- 312 недель, в том числе:
- образовательная
программа подготовки бакалавра - 208 недель;
-
программа специализированной
подготовки
магистра -
104 недели;
из них:
-
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы,
в т.ч. лабораторные работы,
подготовку
выпускной квалификационной работы,
а также
экзаменационные сессии
- 72 недели;
-
практики: -
не менее 8 недель;
научно-исследовательская
- не менее 5 недель;
научно-педагогическая - не менее 3 недель;
- итоговая
государственная аттестация - не менее
4 недель;
- каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска)
- не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения
основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного
п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе
подготовка бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения по основной
образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период
специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения
образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной
программы подготовки магистра
по направлению
551500 - Приборостроение
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу подготовки магистра на основе настоящего
государственного образовательного стандарта магистра и примерной
образовательной программы.
Дисциплины "по
выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и
выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам, включенных в учебный план вуза, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%;
- предоставлять
студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2
- 4 часов в неделю;
- осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на
основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику, при условии соответствия содержания дисциплин
требованиям настоящего стандарта;
- дополнять
перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной
аттестации выпускников;
- определять
магистерские программы по направлению, указанные в п. 1.5 настоящего стандарта,
включая изменение и дополнение их перечня, в установленном порядке;
- проводить по
желанию студентов дополнительные государственные экзамены по дисциплинам,
которые входят в перечень вступительных экзаменов в аспирантуру;
- предоставлять
право студентам, обучающимся в магистратуре, сдавать экзамены кандидатского
минимума.
6.2. Требования к
условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в
магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы
студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя и научного
руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация
программы специализированной подготовки магистра должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися
научной и (или) научно-методической деятельностью.
Преподаватели
специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере, при этом должно быть не
менее 70% докторов и кандидатов наук от общего числа научно-преподавательских
кадров, обеспечивающих учебный процесс по направлению.
Научный
руководитель магистранта должен иметь ученую степень и (или) ученое звание,
вести научные исследования по тематике магистерских программ. Научный
руководитель магистерской программы (специализации) должен быть, как правило,
профессором или доктором наук.
6.2.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной
образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом
каждого студента к базам данных, терминалам национальной академической сети,
Европейского и международного банков данных и библиотечным фондам, формируемых
из расчета по обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособия не менее
1 экземпляра на одного студента.
По каждой
магистерской программе направления должны быть изданы учебники или учебные
пособия, подготовленные коллективом преподавателей, осуществляющих учебный
процесс.
Лабораторными
практикумами должны быть обеспечены дисциплины: компьютерные технологии в науке
и образовании, специальные дисциплины, а также научно-исследовательская работа.
Библиотечный фонд
должен содержать следующие журналы:
"Автоматизация
проектирования",
"Датчики и
системы",
"Известия
вузов. Приборостроение",
"Измерительная
техника",
"Механизация и
автоматизация производства",
"Приборы и
техника эксперимента",
"Приборы и
системы управления",
Реф. журнал
"Метрология и измерительная техника",
"Стандарты и
качество",
"Техника кино
и телевидения",
"Precision
engineering".
6.2.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным
планом вуза, и соответствующей действующим санитарно-эпидемиологическим и
противопожарным нормам и правилам.
Лаборатории высшего
учебного заведения должны быть оснащены широкими наборами типовых и модульных
узлов и элементов, промышленными образцами техники, специализированными
установками исследовательского назначения, которые обеспечивают практическое
изучение методов, приборов и технологий, а также проведение индивидуальной
научно-исследовательской работы в соответствии с содержанием программ
магистерских специализаций.
6.2.5. Требования к
научно-исследовательской части программы.
Цель
научно-исследовательской части программы: изучение студентом-магистрантом всех
элементов научного исследования, приобретение практических навыков ведения
научной работы, опыта обмена информацией, подготовки научных докладов,
рефератов и статей.
Более половины
общего объема научно-исследовательских работ по соответствующему направлению
магистратуры за последние 5 лет должны составлять фундаментальные и поисковые
научные исследования.
Не менее 50%
магистерских программ каждого направления магистратуры должны быть обеспечены
однопрофильными специальностями аспирантуры, реализуемыми в вузе.
По тематике
магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих
отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и Международных
конференций, симпозиумов, съездов, конгрессов, известные научной
общественности.
6.2.6. Требования к
организации практик.
6.2.6.1.
Научно-исследовательская практика.
Цель
научно-исследовательской и педагогической практики: подготовить студентов к
выполнению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Место проведения
практики: предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, на
которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной
квалификационной работы.
6.2.6.2.
Научно-педагогическая практика.
Цель
научно-педагогической практики: изучить основы педагогической и
учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладеть
педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по
дисциплинам оптического профиля.
Место проведения
практики: образовательные учреждения высшего профессионального образования.
6.2.6.3. Аттестация
по итогам практик.
Аттестация по
итогам практик проводится на основании оформленного в соответствии с
установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от
предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно).
7.
Требования к уровню подготовки магистра по направлению
551500 -
Приборостроение
7.1.
Требования к профессиональной подготовленности магистра.
Магистр должен
обладать профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему при
решении задач, соответствующих квалификационной характеристике выпускника,
указанной в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.
Магистр по направлению
551500 - Приборостроение в зависимости от содержания конкретной основной
образовательной программы подготовки магистра должен
знать:
- основные
тенденции и научные направления развития техники, материаловедения и
технологий;
- основные принципы
и методы исследования, разработки и производства техники, а также материалов и
элементов;
- элементную базу
приборов и систем;
- технологические
процессы и основные виды оборудования приборостроительного производства;
-
математический аппарат, численные методы, языки, системы и методы
программирования, типовые и специализированные программные продукты,
ориентированные на решение научных, проектных и технологических, включая
информационно-измерительные, задач приборостроения;
- основы
юридической базы охраны интеллектуальной собственности, защиты приоритета и
новизны результатов исследований;
- методы
технико-экономического обоснования проектов, организации производства, основы
маркетинга;
- широкую
номенклатуру техники, особенности ее конструкции, технологии производства, а
также условия и методы их эксплуатации;
- основы
педагогической и учебно-методической работы в высшей школе;
владеть:
- методами и
компьютерными системами моделирования и проектирования приборостроительной
техники и технологий, а также методами информационно-измерительных технологий;
- методами
организации и проведения измерений и исследований, техники и технологий, включая
организацию и проведение модифицированных, новых методов их исследований;
- методами оценки
технико-экономической эффективности исследований, проектов, технологических
процессов и эксплуатации новой техники;
- методами
оптимальной организации труда научно-исследовательских коллективов при
исследовании и изготовлении приборостроительной техники, отвечающей требованиям
стандартов и рынка;
- современными
информационными технологиями и средствами издательской деятельности при ведении
библиографической работы и оформлении отчетов, рефератов, статей;
- методами наладки,
настройки и эксплуатации приборостроительной техники для эффективного решения
различных задач;
- педагогическими
методиками и нормативно-методической документацией вуза для подготовки и
проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам приборостроительного
профиля.
Конкретные
требования к специальной подготовке выпускника устанавливаются высшим учебным
заведением с учетом особенностей региона и специфики программы
специализированной подготовки магистра.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации выпускника.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной
квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные
испытания предназначены для установления соответствия уровня теоретической и
практической подготовленности выпускника требованиям, указанным в п. 7.1
настоящего государственного образовательного стандарта.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе магистра.
Выпускная
квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) должна являться
итогом самостоятельной научно-исследовательской работы выпускника, связанной с
разработкой теоретических вопросов, с проведением экспериментальных и проектных
исследований для решения актуальных научно-технических задач приборостроения,
определяемых спецификой магистерской программы.
В работе
выпускник должен провести анализ поставленной проблемы на основе изучения
литературных и патентных источников и сформулировать задачу научного,
научно-производственного или научно-методического направления исследования,
использовать методы компьютерного моделирования и проектирования исследуемых
объектов, предложить вариант программы выполнения экспериментальной части
работы с обоснованием выбора методов и средств исследований, выполнить
исследования и измерения параметров объектов с обработкой результатов, сделать
выводы и дать рекомендации по
использованию полученных результатов в научной, педагогической и практической
деятельности, предусмотрев защиту их приоритета и новизны.
Магистерская
диссертация должна содержать разделы с библиографическим обзором литературных
источников и постановку задачи исследований; теоретическую и экспериментальную
части, включающие методы и средства исследований, математические модели,
расчеты; анализ результатов, описание проектных решений, их
технико-экономическое обоснование, выводы и рекомендации; список используемой
литературы.
7.2.3. Требования к
государственным экзаменам.
Порядок проведения
и программа государственного экзамена по направлению подготовки магистра 551500
- Приборостроение определяются с учетом особенностей реализуемой
образовательной программы, рекомендаций Учебно-методического объединения вузов
России по оптическому и приборостроительному образованию и Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденного Минобразованием России.
Уровень требований
всех государственных экзаменов должен соответствовать уровню требований вступительных
экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на этих экзаменах, могут
быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.
Составители:
Учебно-методическое
объединение по оптическому и приборостроительному образованию.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Совета Учебно-методического объединения по оптическому и
приборостроительному образованию 9 декабря 1999 года, протокол N 2.