Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

2 марта 2000 года

 

Регистрационный номер

7-тех/маг

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 551500 - ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) ВЫПУСКНИКА - МАГИСТР ТЕХНИКИ

И ТЕХНОЛОГИИ

 

1. Общая характеристика направления

551500 - Приборостроение

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра реализуется по ступеням: бакалавр - 4 года и магистр - 2 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр по направлению 551500 - Приборостроение может занимать следующие должности, определенные квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37: "Научный сотрудник", "Ассистент", "Инженер", "Конструктор", "Технолог", "Механик", "Математик", "Программист" и прочие.

Магистр подготовлен к видам деятельности, требующим углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, прежде всего к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - педагогической деятельности.

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработки и технологии, направленные на разработку теории, создание и применение приборов и систем, предназначенных для получения, регистрации и обработки информации об окружающей среде, биологических и технических объектах.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) направления подготовки являются: электронно-механические, магнитные, электромагнитные, акустические и акустооптические методы; приборы, системы, комплексы и элементная база приборостроения; технология производства элементов, приборов и систем, а также программное обеспечение и информационно-измерительные технологии в приборостроении.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Магистр по направлению 551500 - Приборостроение в зависимости от конкретного содержания основной образовательной программы может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская;

- научно-педагогическая;

- проектно-конструкторская;

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая.

Конкретные виды деятельности выпускника определяются содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой вузом.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению 551500 - Приборостроение может быть подготовлен к решению следующих типов профессиональных задач:

а) научно-исследовательская деятельность:

- формулирование задачи и плана научного исследования в области приборостроения на основе проведения библиографической работы с применением современных информационных технологий;

- построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, разработка нового или выбор готового алгоритма решения задачи;

- разработка отдельных программ для решения различных задач приборостроения, включая задачи проектирования, исследования, производства и контроля приборов и систем;

- выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации параметров объектов на базе разработанных и имеющихся средств исследования и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;

- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;

- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

- оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати в соответствии с установленными требованиями;

- защита приоритета и новизны полученных результатов исследований, используя юридическую базу для охраны интеллектуальной собственности;

- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;

б) научно-педагогическая деятельность:

- участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов научных исследований;

- постановка и модернизация отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам приборостроительного профиля;

- проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные, практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы студентов;

- применение и разработка новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения;

в) проектно-конструкторская деятельность:

- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования приборостроительной техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

- разработка функциональных и структурных схем приборов и систем с определением их физических принципов действия, структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

- проектирование и конструирование различных типов систем, блоков и узлов с использованием средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкций;

- оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки и контроля приборных блоков, узлов и деталей;

- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;

- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов приборостроительной техники;

г) производственно-технологическая деятельность:

- разработка и внедрение технологических процессов и методов изготовления, контроля качества приборов и систем, их элементов и покрытий;

- разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;

- разработка технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;

- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки производства приборов;

д) организационно-управленческая деятельность:

- организация работы научно-производственного коллектива, принятие исполнительских решений;

- разработка планов научно-исследовательских работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

- нахождение оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;

- осуществление технического контроля и управление качеством производства приборов.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

01.04.06 - Акустика;

05.11.01 - Приборы и методы измерения (по видам измерения);

05.11.03 - Приборы навигации;

05.11.06 - Акустические приборы и системы;

05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;

05.11.14 - Технология приборостроения;

05.11.16 - Информационно-измерительные и управляющие системы (по отраслям);

05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений.

1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (специализаций), реализуемый в рамках направления 551500 - Приборостроение.

551501 - Магниторезонансная томография

Исследование, разработка и применение методов компьютерной томографии на основе явлений магнитного резонанса и рентгеновского излучения; компьютерных аппаратов для визуализации информации с применением ультразвука, теплового излучения, изотропного ионизирующего излучения, проникающего излучения высоких энергий и отражения радиоволн.

551502 - Приборы и методы измерения механических величин

Исследование, разработка и применение новых методов и технических средств для измерения механических величин, включающих: измерительные преобразователи механических величин на основе упругих элементов, резистивных, пьезоэлектрических, емкостных и тепловых измерительных преобразователей; измерители линейных скоростей на основе преобразователей скоростного напора, колориметрических и термоанемометрических преобразователей, доплеровских измерителей скорости и электромагнитных преобразователей; измерители линейных ускорений маятникового и осевого типа; автоматизированные измерительные комплексы.

551503 - Системы автоматизированного проектирования в приборостроении

Анализ процессов инженерного проектирования; формализация, алгоритмизация и разработка методов решения задач конструкторского, технологического и организационного проектирования; проектирование программных систем, банков данных и библиотек программ инженерного проектирования, создание моделей объектов и процессов проблемной области; организация интегрированных программных систем и методов автоматизированного и неавтоматизированного проектирования; разработка математических методов решения инженерных задач; автоматизация производственных процессов.

551504 - Технология приборостроения

Исследование и разработка новых технологий изготовления и сборки приборов, систем и их элементов, а также технологического управления качеством поверхностного слоя деталей и его оптимизация для различных функциональных свойств.

551505 - Измерительные информационные технологии

Восприятие информации об исследуемых объектах, формирование и преобразование сигналов, кодирование, обработка данных, интерпретация результатов, оценивание их достоверности.

551506 - Системы обработки аудиовизуальной информации

Исследование, разработка и применение приборов и систем записи, преобразования и воспроизведения аудиовизуальной информации (киноаппаратура, звукозаписывающая аппаратура, видеоаппаратура, фотоаппаратура, голографические системы, факсимильная аппаратура, множительная техника, высокоскоростная кинофотоаппаратура). Техническая эксплуатация, сертификация и маркетинг кино-, видеотехники.

551507 - Системы ориентации, стабилизации и навигации

Исследование, разработка и применение приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации подвижных объектов различного назначения.

551508 - Прикладная звукометрия

Исследование, разработка и применение путей повышения точности определения местоположения источников импульсных и непрерывных звуковых сигналов.

551509 - Гидроакустика

Разработка и применение методов исследования океана, морского шельфа, подводной связи, навигации и гидролокации.

551510 - Акустические методы исследования твердого тела

Исследование твердого тела акустическими методами, основанными на функциональной или корреляционной связи таких параметров ультразвука, как скорость распространения, затухание, дисперсия, поляризация в анизотропных (кристаллы, текстуры) и изотропных твердых средах с физико-механическими свойствами и структурой веществ.

551511 - Акустоэлектроника

Исследования и разработки акустоэлектронных радиокомпонентов и устройств: ультразвуковых линий задержки, монолитных пьезоэлектрических фильтров и фильтров на поверхностных акустических волнах (ПАВ), резонаторов, устройств обработки сигналов на ПАВ (коррелометры, фазовращатели, усилители, конвольверы и др.).

551512 - Ультразвуковая техника и технология

Исследование методов и разработка акустической контрольно-измерительной аппаратуры (расходомеры, уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, концентратомеры, газоанализаторы и т.п.) и технологической акустической аппаратуры с использованием мощных звуковых полей (ультразвуковая обработка твердых металлов, диспергирование, ультразвуковая очистка, акустическая коагуляция, обработка расплавленного металла и др.).

551513 - Аудиотехника

Исследование и разработка аудиотехнической аппаратуры для излучения и приема звуковых колебаний.

551514 - Акустическая экология

Исследование и разработка методов, приборов и систем акустического мониторинга окружающей среды, акустической диагностики работающих машин и механизмов, методов и средств защиты человека от вибраций, шума и акустических излучений.

551515 - Приборы и устройства биомеханики

Исследование, разработка и применение методов и технологий для получения самоорганизующихся высших кинематических пар, аналогичных объектам живой природы.

551516 - Методы и средства исследований разрушения и сопротивления деформированию элементов приборов

Теоретические исследования по механике деформирования и разрушения твердых тел; исследования и создание испытательных устройств.

551517 - Медико-биологические системы и аппараты

Исследование и разработка новых методов и технических средств для медико-биологических применений, включающих диагностические приборы и системы; комплексы для анализа и автоматизированной обработки биосигналов; приборы и системы для регистрации и анализа процессов жизнедеятельности организма при критических состояниях; терапевтические аппараты и системы для воздействия электрическим полем, ионизирующим и ультразвуковым излучением и др.; биостимуляторы; хирургическая техника.

551518 - Аппаратура для клинико-лабораторного анализа

Исследование и разработка приборов и комплексов для лабораторного анализа на базе физических и физико-химических методов изучения биосубстратов; технологических схем лабораторных экспериментов; физико-механических, физико-химических и атомно-физических анализаторов биопроб; аппаратных методов иммунологических исследований; аналитической аппаратуры для лабораторий санитарно-эпидемиологических станций; систем автоматизации лабораторных медицинский исследований.

551519 - Микропроцессорные средства и программное обеспечение измерений

Исследование, разработка и применение математических моделей, методов, программ и компьютерных технологий для решения измерительных задач приборостроения на базе микропроцессорной измерительной техники.

Научно-исследовательская составляющая каждой из магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц и условия

их конкурсного отбора для обучения в магистратуре

 

2.1. Лица, желающие получить квалификацию (степень) магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 551500 - Приборостроение, зачисляются в магистратуру по направлению 551500 - Приборостроение на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие получить степень магистра по направлению 551500 - Приборостроение и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению 551500 - Приборостроение, настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы научно-исследовательской и научно-педагогической практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 551500 - Приборостроение и настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

- в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы;

- в соответствии с программой специализированной подготовки магистра:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки магистра

по направлению 551500 - Приборостроение

 

 Индекс

 Наименование дисциплин и их основные разделы

 Всего 
 часов 

 

Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
бакалавра определены в государственном       
образовательном стандарте высшего            
профессионального образования подготовки     
бакалавра по направлению 551500 -            
Приборостроение                              

Теорети-
ческое 
обучение
- 7344 
час.   

 

Итого часов подготовки бакалавра             

7344   

          Требования к обязательному минимуму содержания       
              специализированной подготовки магистра           

ДНМ.0.00

Дисциплины направления                       

1134   

ДНМ.Ф.00

Федеральный компонент                        

400    

ДНМ.Ф.01

Современные проблемы науки                   
Роль науки в современной цивилизации; виды   
наук; уровни научного знания; общие          
закономерности формирования научных теорий;  
фундаментальные и прикладные исследования    

 

ДНМ.Ф.02

История и методология науки                  
Возникновение и эволюция науки; наука и      
философия; синтез теоретических и прикладных 
знаний в технике; методология научной        
деятельности; эмпирический и теоретический   
уровни научного исследования; научные        
открытия; логические методы поиска решений;  
стратегия научного поиска; методы организации
научно-исследовательской работы              

 

ДНМ.Ф.03

Компьютерные технологии в науке и образовании
Базы данных научной и образовательной        
информации; методы поиска информации;        
телекоммуникационные сети; поиск информации в
сети Интернет; компьютерные образовательные  
технологии; дистанционное обучение; структура
и средства сетевых систем дистанционного     
обучения                                     

 

ДНМ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

367    

ДНМ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,       
устанавливаемые вузом                        

367    

СДМ.0.00

Специальные дисциплины                       

918    

СДМ.Р.00

Состав и содержание специальных дисциплин    
определяются в соответствии с квалификационной
характеристикой выпускника и научным         
направлением магистерской программы          

594    

СДМ.В.00

Дисциплины по выбору студента                

324    

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа              

1836   

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре   

756    

НИРМ.02

Подготовка магистерской диссертации          

1080   

 

Итого часов специализированной подготовки    
магистра                                     

3888   

 

Всего                                        

11232  

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

подготовки магистра по направлению 551500 - Приборостроение

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:

    - образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;

    - программа специализированной

    подготовки магистра                              - 104 недели;

    из них:

    - теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, в т.ч. лабораторные работы,

    подготовку выпускной квалификационной работы,

    а также экзаменационные сессии                   -  72 недели;

    - практики:                               - не менее 8 недель;

    научно-исследовательская                  - не менее 5 недель;

    научно-педагогическая                     - не менее 3 недель;

    - итоговая государственная аттестация     - не менее 4 недель;

    - каникулы (включая 8 недель

    последипломного отпуска)                 - не менее 17 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе подготовка бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной

образовательной программы подготовки магистра

по направлению 551500 - Приборостроение

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра и примерной образовательной программы.

Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, включенных в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%;

- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии соответствия содержания дисциплин требованиям настоящего стандарта;

- дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников;

- определять магистерские программы по направлению, указанные в п. 1.5 настоящего стандарта, включая изменение и дополнение их перечня, в установленном порядке;

- проводить по желанию студентов дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень вступительных экзаменов в аспирантуру;

- предоставлять право студентам, обучающимся в магистратуре, сдавать экзамены кандидатского минимума.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация программы специализированной подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, при этом должно быть не менее 70% докторов и кандидатов наук от общего числа научно-преподавательских кадров, обеспечивающих учебный процесс по направлению.

Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и (или) ученое звание, вести научные исследования по тематике магистерских программ. Научный руководитель магистерской программы (специализации) должен быть, как правило, профессором или доктором наук.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных, терминалам национальной академической сети, Европейского и международного банков данных и библиотечным фондам, формируемых из расчета по обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособия не менее 1 экземпляра на одного студента.

По каждой магистерской программе направления должны быть изданы учебники или учебные пособия, подготовленные коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: компьютерные технологии в науке и образовании, специальные дисциплины, а также научно-исследовательская работа.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

"Автоматизация проектирования",

"Датчики и системы",

"Известия вузов. Приборостроение",

"Измерительная техника",

"Механизация и автоматизация производства",

"Приборы и техника эксперимента",

"Приборы и системы управления",

Реф. журнал "Метрология и измерительная техника",

"Стандарты и качество",

"Техника кино и телевидения",

"Precision engineering".

6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены широкими наборами типовых и модульных узлов и элементов, промышленными образцами техники, специализированными установками исследовательского назначения, которые обеспечивают практическое изучение методов, приборов и технологий, а также проведение индивидуальной научно-исследовательской работы в соответствии с содержанием программ магистерских специализаций.

6.2.5. Требования к научно-исследовательской части программы.

Цель научно-исследовательской части программы: изучение студентом-магистрантом всех элементов научного исследования, приобретение практических навыков ведения научной работы, опыта обмена информацией, подготовки научных докладов, рефератов и статей.

Более половины общего объема научно-исследовательских работ по соответствующему направлению магистратуры за последние 5 лет должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования.

Не менее 50% магистерских программ каждого направления магистратуры должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры, реализуемыми в вузе.

По тематике магистерской программы должны быть опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и Международных конференций, симпозиумов, съездов, конгрессов, известные научной общественности.

6.2.6. Требования к организации практик.

6.2.6.1. Научно-исследовательская практика.

Цель научно-исследовательской и педагогической практики: подготовить студентов к выполнению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Место проведения практики: предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы.

6.2.6.2. Научно-педагогическая практика.

Цель научно-педагогической практики: изучить основы педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладеть педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам оптического профиля.

Место проведения практики: образовательные учреждения высшего профессионального образования.

6.2.6.3. Аттестация по итогам практик.

Аттестация по итогам практик проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 

7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению

551500 - Приборостроение

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

Магистр должен обладать профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему при решении задач, соответствующих квалификационной характеристике выпускника, указанной в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

Магистр по направлению 551500 - Приборостроение в зависимости от содержания конкретной основной образовательной программы подготовки магистра должен

знать:

- основные тенденции и научные направления развития техники, материаловедения и технологий;

- основные принципы и методы исследования, разработки и производства техники, а также материалов и элементов;

- элементную базу приборов и систем;

- технологические процессы и основные виды оборудования приборостроительного производства;

- математический аппарат, численные методы, языки, системы и методы программирования, типовые и специализированные программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических, включая информационно-измерительные, задач приборостроения;

- основы юридической базы охраны интеллектуальной собственности, защиты приоритета и новизны результатов исследований;

- методы технико-экономического обоснования проектов, организации производства, основы маркетинга;

- широкую номенклатуру техники, особенности ее конструкции, технологии производства, а также условия и методы их эксплуатации;

- основы педагогической и учебно-методической работы в высшей школе;

владеть:

- методами и компьютерными системами моделирования и проектирования приборостроительной техники и технологий, а также методами информационно-измерительных технологий;

- методами организации и проведения измерений и исследований, техники и технологий, включая организацию и проведение модифицированных, новых методов их исследований;

- методами оценки технико-экономической эффективности исследований, проектов, технологических процессов и эксплуатации новой техники;

- методами оптимальной организации труда научно-исследовательских коллективов при исследовании и изготовлении приборостроительной техники, отвечающей требованиям стандартов и рынка;

- современными информационными технологиями и средствами издательской деятельности при ведении библиографической работы и оформлении отчетов, рефератов, статей;

- методами наладки, настройки и эксплуатации приборостроительной техники для эффективного решения различных задач;

- педагогическими методиками и нормативно-методической документацией вуза для подготовки и проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам приборостроительного профиля.

Конкретные требования к специальной подготовке выпускника устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей региона и специфики программы специализированной подготовки магистра.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для установления соответствия уровня теоретической и практической подготовленности выпускника требованиям, указанным в п. 7.1 настоящего государственного образовательного стандарта.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) должна являться итогом самостоятельной научно-исследовательской работы выпускника, связанной с разработкой теоретических вопросов, с проведением экспериментальных и проектных исследований для решения актуальных научно-технических задач приборостроения, определяемых спецификой магистерской программы.

В работе выпускник должен провести анализ поставленной проблемы на основе изучения литературных и патентных источников и сформулировать задачу научного, научно-производственного или научно-методического направления исследования, использовать методы компьютерного моделирования и проектирования исследуемых объектов, предложить вариант программы выполнения экспериментальной части работы с обоснованием выбора методов и средств исследований, выполнить исследования и измерения параметров объектов с обработкой результатов, сделать выводы и дать рекомендации по использованию полученных результатов в научной, педагогической и практической деятельности, предусмотрев защиту их приоритета и новизны.

Магистерская диссертация должна содержать разделы с библиографическим обзором литературных источников и постановку задачи исследований; теоретическую и экспериментальную части, включающие методы и средства исследований, математические модели, расчеты; анализ результатов, описание проектных решений, их технико-экономическое обоснование, выводы и рекомендации; список используемой литературы.

7.2.3. Требования к государственным экзаменам.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению подготовки магистра 551500 - Приборостроение определяются с учетом особенностей реализуемой образовательной программы, рекомендаций Учебно-методического объединения вузов России по оптическому и приборостроительному образованию и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России.

Уровень требований всех государственных экзаменов должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на этих экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по оптическому и приборостроительному образованию.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-методического объединения по оптическому и приборостроительному образованию 9 декабря 1999 года, протокол N 2.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024