Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 января 2000 г. N 16-52-01ин/16-13

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с Программой организационно - методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998 - 2000 гг. Минобразование России подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования".

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 6 января 2000 г. N 16-52-01ин/16-13

 

Одобрено

Межведомственным экспертным

советом по государственным

образовательным стандартам

среднего профессионального

образования

30 июня 1999 года

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Статьей 23 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ предусмотрено, что граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

1.2. Под сокращенными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков обучающегося, полученных на предыдущем уровне профессионального образования, в данном случае - на уровне начального профессионального образования (НПО).

Под ускоренными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваются обучающимся в быстром, ускоренном темпе в силу своих способностей.

Сокращенные программы для отдельных обучающихся могут реализовываться как ускоренные.

1.3. Сокращенные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются лицами, имеющими одновременно среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование.

Получение среднего профессионального образования (СПО) по сокращенным программам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственные профессии НПО.

Под родственными профессиями НПО и специальностями СПО понимаются такие, которые имеют один и тот же объект труда, схожие виды деятельности по отношению к объекту труда при различии класса профессиональных задач.

1.4. Для подготовки специалистов со СПО по сокращенным программам (сокращенным срокам обучения) разрабатывается профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования, интегрированная с профессиональной образовательной программой начального профессионального образования (далее - ПОП СПО на базе НПО).

1.5. ПОП СПО на базе НПО - комплект документов, определяющий содержание среднего профессионального образования с учетом предшествующего уровня начального профессионального образования.

ПОП СПО на базе НПО включает следующие документы:

- учебный план СПО на базе НПО по конкретной специальности СПО;

- учебные программы по дисциплинам конкретной специальности СПО с учетом преемственности содержания образования;

- программу производственной (профессиональной) практики по конкретной специальности СПО с учетом имеющейся квалификации по родственной профессии НПО;

- программу промежуточной аттестации;

- программу итоговой государственной аттестации;

- перечень оснащения кабинетов, лабораторий, мастерских (учебных полигонов, учебных хозяйств) по конкретной специальности СПО;

- перечень учебно - методического оснащения дисциплин по конкретной специальности СПО.

1.6. ПОП СПО на базе НПО состоит из примерной и рабочей учебно - программной документации.

Примерная учебно - программная документация разрабатывается министерствами и ведомствами по закрепленным за ними специальностям.

Рабочая учебно - программная документация разрабатывается непосредственно образовательным учреждением на основе примерной.

1.7. Обязательный минимум содержания ПОП СПО на базе НПО по конкретной специальности СПО устанавливается на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности, Государственного стандарта начального профессионального образования по родственной(ым) ей профессии(ям) и примерной учебно - программной документации по специальности СПО и профессии(ям) НПО.

1.8. За основу структуры содержания СПО на базе НПО принимается структура содержания СПО базового уровня.

1.9. Основополагающими нормативными документами для разработки ПОП СПО на базе НПО являются:

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) базового уровня в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО;

ГОС СПО в части Классификатора специальностей СПО;

учебно - программная документация по специальностям СПО;

Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации;

Государственный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО) по профессиям НПО;

Перечень профессий и специальностей НПО;

комплекты примерной учебной документации по профессиям НПО.

1.10. Разработка ПОП СПО на базе НПО включает в себя проведение:

- сравнительного анализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий и специальностей НПО с целью установления родственных специальностей СПО и профессий НПО;

- сравнительного анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственным им профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования;

- сравнительного анализа учебно - программной документации по специальности СПО и учебно - программной документации по родственной(ым) ей профессии(ям) НПО с целью установления преемственных учебных элементов и формирования содержания ПОП СПО на базе НПО.

1.11. Перечень специальностей СПО и соответствующих им родственных профессий НПО, на базе которых возможно получение среднего профессионального образования по сокращенным срокам обучения, определяют министерства (ведомства), за которыми в установленном порядке закреплены данные специальности.

1.12. При разработке ПОП СПО на базе НПО следует руководствоваться следующими сборниками нормативно - правовых документов:

Среднее профессиональное образование. Сб. основных нормативных документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, Т.И. Ветрова, О.Б. Манькова, Т.П. Митиль, М.А. Чекулаев, А.Ф. Щепотин. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: НМЦ СПО, 1997, 416 с.;

О Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Сб. нормативно - правовых документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, В.Н. Антонов, Т.Д. Барер, Н.Л. Гунявина, Г.Р. Караневский, Р.И. Петухова, Н.Г. Ярошенко. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: Научно - производственный центр "Профессионал", 1998, 190 с.;

Организация приема и образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. Сб. нормативно - правовых документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, С.В. Васильева, Н.Л. Гунявина, Р.И. Петухова, Л.Г. Семушина, В.Я. Смущенко, Н.Г. Ярошенко. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: Научно - производственный центр "Профессионал", 1999, 72 с.;

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 384 "Об утверждении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования";

Приказ Минобразования России от 22.06.94 N 215 "О введении в действие документов Государственного стандарта начального профессионального образования".

1.13. Для реализации сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования министерства и ведомства для закрепленных за ними специальностей разрабатывают только примерный учебный план, а примерные учебные программы используются ГОС СПО базового уровня.

Образовательные учреждения на основе примерного учебного плана СПО на базе НПО, примерных учебных программ ГОС СПО базового уровня разрабатывают рабочую учебно - программную документацию.

1.14. В целях мониторинга реализации сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования открытие подготовки по специальностям СПО с сокращенными сроками обучения на базе родственных профессий НПО согласуется с Управлением среднего профессионального образования Минобразования России с представлением рабочего учебного плана и указанием профессии НПО, на базе которой будет осуществляться подготовка специалиста со СПО.

1.15. Рекомендации предназначены для разработки примерных и рабочих учебных планов и программ для подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по сокращенным срокам обучения.

Рекомендации могут быть использованы методическими службами министерств и ведомств Российской Федерации, имеющими образовательные учреждения среднего профессионального образования, методическими службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также непосредственно образовательными учреждениями при разработке сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования.

 

2. Формирование содержания общей гуманитарной

и социально - экономической подготовки

ПОП СПО на базе НПО

 

Общее социально - гуманитарное и экономическое образование в системе СПО имеет преемственность с соответствующей системой общеобразовательной школы и НПО, однако в системе СПО оно отличается по содержанию, структуре и объему от общеобразовательной школы и НПО. В этой связи при формировании профессиональных образовательных программ СПО на базе НПО содержание общего социально - гуманитарного и экономического образования ГОС СПО базового уровня, как по структуре, так и по объему, в основном, полностью включается в ПОП СПО на базе НПО.

Исключение составляют такие дисциплины, как "Основы экономики" и "Основы права", для которых в ПОП СПО на базе НПО допускается сокращение содержания образования на те дидактические единицы (учебные элементы), по которым обучающиеся на предшествующем уровне начального профессионального образования получили соответствующие знания, эквивалентные базовому уровню среднего профессионального образования.

 

3. Формирование содержания математической

и общей естественнонаучной подготовки ПОП СПО

на базе НПО

 

Математическая и общая естественнонаучная подготовка в профессиональных образовательных программах НПО и СПО различна. В системе НПО она отражает естественно - математическую подготовку в объеме среднего (полного) общего образования. В системе СПО математическая и общая естественнонаучная подготовка углубляет и расширяет естественно - математическое образование обучающегося, полученное им в курсе средней общеобразовательной школы. Она направлена на обеспечение решения профессиональных задач, присущих специалисту среднего звена (проектирование, расчет).

В этой связи при формировании профессиональных образовательных программ СПО на базе НПО содержание математического и общего естественнонаучного образования СПО базового уровня, в частности по математике, должно в полном объеме войти в ПОП СПО на базе НПО.

Содержание дисциплин "Информатика" и "Экологические основы природопользования" может быть сокращено в объеме учебных элементов, освоенных обучающимися на предшествующем уровне начального профессионального образования со степенью усвоения, эквивалентной базовому уровню среднего профессионального образования.

 

4. Формирование содержания профессиональной

подготовки ПОП СПО на базе НПО

 

4.1. Содержание среднего профессионального образования базового уровня по конкретной специальности СПО преемственно с содержанием начального профессионального образования по родственной профессии (должности) НПО (единство объекта (предмета) труда, одноименность учебных дисциплин, единообразие дидактических единиц), в связи с чем оно может быть сокращено при подготовке специалиста среднего звена на базе родственной профессии (должности) НПО.

Однако вследствие различий в профессиональных функциях специалиста среднего звена и рабочего (служащего) родственной ему профессии (должности) НПО сокращение объема содержания образования при подготовке специалиста со СПО на базе родственной профессии НПО может быть осуществлено только на те дидактические единицы (учебные элементы), которые при обучении по рабочей профессии НПО были освоены на уровне, эквивалентном требованиям, определенным ГОС СПО для данного специалиста среднего звена.

4.2. Содержание профессиональной подготовки ПОП СПО на базе НПО формируется на основе проведения сравнительного анализа:

- профессиональных функций специалиста со средним профессиональным образованием конкретной специальности СПО и рабочего (служащего) родственной ей профессии (должности) НПО;

- содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности СПО и по родственной ей профессии НПО;

- содержания производственной (профессиональной) практики по специальности СПО и производственного обучения и производственной практики по родственной ей профессии НПО.

4.3. Для определения содержания профессионального образования ПОП СПО на базе НПО проводится:

- установление взаимосвязи между учебными дисциплинами конкретной специальности СПО и учебными дисциплинами родственной ей профессии НПО;

- установление взаимосвязи между производственной (профессиональной) практикой по специальности СПО и производственным обучением и производственной практикой по родственной ей профессии НПО;

- выявление преемственных учебных элементов (ПУЭ) в дисциплинах по специальности СПО и в учебных дисциплинах и производственном обучении родственной профессии НПО;

- установление эквивалентности уровня усвоения ПУЭ в ПОП СПО и ПОП НПО;

- формирование содержания профессионального образования для сокращенной ПОП СПО на базе НПО на основе данных, полученных в результате вышепроведенного сравнительного анализа.

4.4. Нормативными документами для проведения указанного в п. 4.2 сравнительного анализа являются:

ГОС СПО базового уровня в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности СПО;

ГОС НПО по родственной профессии НПО;

примерный учебный план и примерные учебные программы общепрофессиональных и специальных дисциплин для конкретной специальности СПО и комплект учебно - программной документации для родственной ей профессии НПО.

4.5. Сравнительный анализ перечня общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также производственной (профессиональной) практики для конкретной специальности СПО и родственной ей профессии НПО проводится по аналогично представленной ниже схеме:

 

┌───┬──────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ N │     Специальность СПО          Родственная профессия НПО 

п/п│(1705 Техническое обслуживание│  (автомеханик с получением 

   │и ремонт автомобильного транс-  среднего (полного) общего 

   │порта на базе среднего (полно-        образования)        

   │го) общего образования)                                   

   ├──────────────────────┬───────┼──────────────────────┬──────┤

   │наименование дисциплин│кол-во │наименование дисциплин│кол-во│

                         │часов                        часов

├───┴──────────────────────┴───────┴──────────────────────┴──────┤

                Общепрофессиональные дисциплины                

├───┬──────────────────────┬───────┬──────────────────────┬──────┤

│1. │Инженерная графика     140  │Черчение                74 

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│2. │Техническая механика    190  │Элементы технической    50 

                                │механики                   

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│3. │Материаловедение         70  │Материаловедение и      80 

                                │слесарное дело             

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│4. │Электротехника и        150  │Электротехника          80 

   │электроника                                             

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│5. │Стандартизация, серти-│   70            -             - 

   │фикация, метрология                                     

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│6. │Экономика и управление│  110  │Основы рыночной       │ 100 

   │предприятием                 │экономики                  

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│7. │Правила и безопасность│  190  │Правила дорожного       90 

   │дорожного движения           движения                   

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│8. │         -               -   │Безопасность движения │  78 

                                │и основы автотранс-        

                                │портного права             

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│9. │         -               -   │Компьютеризация авто- │  70 

                                │транспортного пред-        

                                │приятия                    

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│10.│         -               -   │Охрана труда            30 

├───┴──────────────────────┴───────┴──────────────────────┴──────┤

                     Специальные дисциплины                    

├───┬──────────────────────┬───────┬──────────────────────┬──────┤

│11.│Автомобили              326  │Устройство автомобиля │ 240 

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│12.│Автомобильные эксплуа-│   60            -             -  

   │тационные материалы                                     

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│13.│Техническое обслужива-│  220  │Техническое обслужива-│ 190 

   │ние автомобилей и            │ние и ремонт автомоби-│     

   │двигателей                   │ля                         

├───┼──────────────────────┼───────┼──────────────────────┼──────┤

│14.│Ремонт автомобилей      140                             

   │и двигателей                                            

└───┴──────────────────────┴───────┴──────────────────────┴──────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

          Производственная (профессиональная) практика         

├──────────────────────────┬───────┬─────────────────────┬───────┤

│Практика для получения    │17 нед.│Производственное     │19 нед.│

│первичных профессиональных│       │обучение в мастерских│      

│навыков                                                     

├──────────────────────────┼───────┼─────────────────────┼───────┤

│Практика по профилю       │9 нед. │          -             -  

│специальности                                               

├──────────────────────────┼───────┼─────────────────────┼───────┤

           -                 -   │Производственная     │18 нед.│

                                 │практика                   

├──────────────────────────┼───────┼─────────────────────┼───────┤

│Практика преддипломная    │4 нед. │          -             -  

│(квалификационная)                                          

└──────────────────────────┴───────┴─────────────────────┴───────┘

 

4.6. На основании данных, полученных в результате анализа перечня учебных дисциплин, выбираются одноименные (родственные, схожие) дисциплины СПО и НПО и проводится анализ их учебных элементов (дидактических единиц) с целью установления преемственности содержания образования и его отбора для формирования содержания профессиональной подготовки ПОП СПО на базе НПО.

Выявляются одинаковые учебные элементы, содержащиеся в одноименных (родственных, схожих) дисциплинах СПО и НПО, определяется уровень усвоения учебного элемента, необходимый для выполнения профессиональных функций рабочего и для выполнения профессиональных функций специалиста среднего звена.

Если уровень усвоения учебного элемента для выполнения профессиональных функций рабочего эквивалентен уровню его усвоения для выполнения профессиональных функций специалиста среднего звена, то учебный элемент не включается в ПОП СПО на базе НПО; в случае различия в уровнях усвоения учебный элемент включается в формируемую образовательную программу СПО на базе НПО с указанием необходимого объема учебного времени для его обязательного изучения.

4.7. Установление взаимосвязи уровней усвоения учебных элементов в ПОП СПО и ПОП НПО осуществляется на основании следующих определений.

Согласно ГОС НПО усвоение учебных элементов для выполнения профессиональных задач рабочего осуществляется на трех уровнях:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, предметов, процессов, свойств и др., если они представлены в натуральном (материальном) виде или даны их описание, изображение, характеристика;

2 уровень - воспроизведение (повторение) информации, операции, самостоятельное выполнение по памяти типового действия, решение типовой задачи;

3 уровень - применение, умение выполнять действия, общая методика и последовательность выполнения которых изучены на занятиях, но содержание и условия выполнения их новые, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

Согласно ГОС СПО требования к уровню подготовки выпускника (уровни усвоения) излагаются в понятиях:

1) "иметь представление" - как способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства;

2) "знать" - как способность воспроизвести изученный материал с требуемой степенью научной точности;

3) "уметь" - как способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности, уметь выбирать, обосновывать и назначать соответствующие материалы, режимы, оборудование, технологии и др.

При отборе содержания образования для формирования ПОП СПО на базе НПО следует руководствоваться следующим допущением: 1 уровень усвоения учебного элемента в ПОП НПО эквивалентен в ПОП СПО понятию "иметь представление", 2 уровень - "знать", 3 уровень - "уметь".

4.8. Анализ учебных элементов родственных дисциплин СПО и НПО проводится по аналогично приведенной ниже в качестве примера схеме:

 

   Наименование  
   дисциплины и  
количество на нее
 часов в ПОП НПО 
    и ПОП СПО    

  Наименование 
    учебного   
 элемента (УЭ) 

  Уровень 
усвоения в:

Количество часов
 на изучение УЭ

ПОП НПО
(3-я  
ступень
квали-
фика- 
ции)  

ПОП
СПО

предус-
мотрен-
ных в 

необхо-
димых  
для ПОП
СПО на 
базе   
ПОП НПО

ПОП
НПО

ПОП
СПО

Материаловедение:
50 час. В ПОП НПО
80 час. В ПОП СПО

Термическая    
обработка      
металлов и     
сплавов        

 

 

10

12

    6  

 

назначение и   
сущность       

   3  

 3

 

 

    -  

 

превращения    
в металлах и   
сплавах        

   2  

 3

 

 

    2  

 

основное       
оборудование   

   2  

 3

 

 

    2  

 

виды           

   2  

 2

 

 

    -  

 

режимы         

   3  

 3

 

 

    -  

 

дефекты        

   2  

 2

 

 

    -  

 

термомеханичес-
кая обработка  

   1  

 2

 

 

    2  

 

4.9. На основании данных, полученных в результате проведенного анализа учебных элементов по указанной выше методике, производится отбор содержания по конкретной дисциплине для ПОП СПО на базе НПО и определяется объем времени, необходимый для усвоения учебных элементов данной дисциплины в ПОП СПО на базе НПО.

Содержание дисциплины для ПОП СПО на базе НПО будут составлять те учебные элементы, которые в ПОП НПО имеют более низкий уровень усвоения чем в ПОП СПО. Например, в содержание дисциплины "Материаловедение" по термической обработке металлов и сплавов войдут такие учебные элементы, как: превращения в металлах и сплавах, основное оборудование, термомеханическая обработка.

После отбора содержания учебной дисциплины определяется объем времени, необходимый для его усвоения в ПОП СПО на базе НПО.

Поскольку объем времени в учебных программах, как правило, указывается только для укрупненного, обобщающего учебного элемента (темы), а анализ содержания дисциплины проводится на микроуровне, уровне отдельных учебных элементов, составляющих данный обобщающий учебный элемент, то объем времени на отдельные учебные элементы, имеющие различия в уровнях его усвоения в ПОП НПО и ПОП СПО, устанавливается для ПОП СПО на базе НПО в ходе проведения такого анализа. Общее количество часов на изучение обобщающего учебного элемента складывается из объема времени, необходимого на изучение его отдельных учебных элементов. Например, для обобщающего учебного элемента "Термическая обработка металлов и сплавов" объем учебного времени для его изучения в ПОП СПО на базе НПО составит 6 часов.

Объем времени в целом на изучение дисциплины будет складываться из объема часов, необходимых для изучения ее отдельных обобщающих учебных элементов (тем), а также для выполнения лабораторных работ и практических занятий.

Количество часов на отдельную дисциплину в ПОП СПО на базе НПО должно составлять не менее 32 часов.

Отбор лабораторных работ и практических занятий для включения их в ПОП СПО на базе НПО производится на основе проведения анализа содержания лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных в ПОП НПО и ПОП СПО. В случае отсутствия в ПОП НПО аналогичных лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных для выполнения в ПОП СПО, они в обязательном порядке включаются в ПОП СПО на базе НПО.

После отбора учебных элементов, лабораторных работ, практических занятий и установления объема времени на их изучение (выполнение) разрабатывается содержание примерной учебной программы по дисциплине. Например, содержание темы 1.5 "Термическая обработка металлов и сплавов" по дисциплине "Материаловедение" для специальности 1201 Технология машиностроения на базе НПО может быть следующим:

"Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Термомеханическая обработка" - (6 час.).

4.10. По указанной в п. 4.9 методике формируется содержание всех общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин для конкретной специальности СПО, наименование которых с установленным объемом времени включаются в примерный учебный план для данной специальности.

В примерный учебный план также включаются дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением в полном объеме, предусмотренном ГОС СПО базового уровня для данной специальности.

4.11. Формирование производственной (профессиональной) практики для ПОП СПО на базе НПО осуществляется с учетом освоенной обучающимися профессии НПО и пройденной практики по ней.

Учитывая, что обучающиеся имеют соответствующий квалификационный разряд по профессии, практика для получения первичных профессиональных навыков, как правило, не включается в ПОП СПО на базе НПО.

Практика по профилю специальности в полном объеме, предусмотренном ГОС СПО базового уровня, включается в ПОП СПО на базе НПО.

Для отдельных специальностей она может быть несколько сокращена исходя из специфики родственной профессии НПО.

Практика преддипломная (квалификационная) также в полном объеме включается в ПОП СПО на базе НПО. В случае необходимости этот вид практики может быть сокращен не более чем на 1 - 2 недели.

4.12. Время промежуточной аттестации и итоговая государственная аттестация в полном объеме, предусмотренном ГОС СПО базового уровня, включаются в ПОП СПО на базе НПО.

Резерв времени учебного заведения в обязательном порядке включается в ПОП СПО на базе НПО.

4.13. После формирования содержания социально - гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки ПОП СПО на базе НПО разрабатывается учебный план (примерный - министерствами и ведомствами по закрепленным за ними специальностям, рабочий - образовательным учреждением на основе примерного).

За структуру учебного плана ПОП СПО на базе НПО принимается структура примерного учебного плана СПО.

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и неаудиторной учебной работы.

Нагрузка студента обязательными учебными занятиями (очная форма обучения) не должна превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации.

Факультативные дисциплины предусматриваются в объеме 4 часов в неделю в период теоретического обучения.

Консультации для студентов предусматриваются в объеме 100 часов на учебную группу на каждый год обучения.

Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

4.14. Общий срок обучения по сокращенным программам устанавливается индивидуально для каждой конкретной специальности СПО. В целом, для ряда технических, строительных и сельскохозяйственных специальностей он может быть сокращен не более чем на 1 год, а для специальностей группы 0600 Экономика и управление - не более чем на 4 - 5 месяцев по сравнению со сроком, установленным ГОС СПО базового уровня для этих специальностей. Как показали научные исследования, срок обучения для таких специальностей, как 1201 Технология машиностроения, 1705 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2014 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, 2809 Швейное производство, 2902 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 3112 Организация крестьянского (фермерского) хозяйства может составлять 1 год 10 месяцев.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024