Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Министерство образования Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)

ПРАКТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Рекомендации составлены в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - Положение), утвержденным Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991.

 

1. Общие положения

 

1.1. Производственная (профессиональная) практика студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования по техническим специальностям организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования, Положением по производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и включает следующие этапы практики:

- практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную);

- практику по профилю специальности (технологическую);

- практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

 

2. Организация практики

 

2.1. Руководителем производственной (профессиональной) практики является заместитель директора по учебно - производственной работе, который осуществляет планирование, организацию, обеспечение и контроль производственной (профессиональной) практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

2.2. Заместитель директора по учебно - производственной работе координирует работу мастеров производственного обучения, руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и задачи методической работы цикловой комиссии по производственной (профессиональной) практике по вопросам совершенствования организации производственного обучения.

2.3. Организация практики на всех этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией.

2.4. Общий объем времени определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом.

2.5. Производственная (профессиональная) практика может проводиться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями.

2.6. Закрепление баз практик осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

 

3. Практика для получения первичных профессиональных

умений и навыков (учебная)

 

3.1. На практике для получения первичных профессиональных умений и навыков студенты готовятся к осознанному и углубленному изучению дисциплин общепрофессионального и специального цикла, получают практические и профессиональные знания по избранной специальности.

3.2. В период практики у студентов формируется представление о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда, промышленной безопасности.

3.3. Практика для получения первичных (профессиональных) умений и навыков (учебная) проводится в учебных, учебно - производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно - опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения.

3.4. Практическое обучение первичным профессиональным навыкам, как правило, проводится мастерами производственного обучения.

3.5. В примерный комплект документов мастера производственного обучения входят:

Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

рекомендации по применению Положения;

рабочая программа практики;

рабочая программа вида практики и календарно - тематический план;

перечень учебно - производственных работ и упражнений;

методические разработки.

3.6. Рабочая программа вида практики и календарно - тематический план определяют умения и навыки по каждой теме практики, перечень учебно - производственных работ и видов упражнений, а также формы теоретических занятий.

Календарно - тематический план разрабатывается на основе рабочей программы практики и перечня учебно - производственных работ. При составлении календарно - тематического плана мастер производит разбивку теоретических вопросов на отдельные темы, состоящие из нескольких занятий.

Перечень учебно - производственных работ и упражнений является обязательным приложением к рабочей программе вида практики и разрабатывается с учетом ее требований на учебный год по каждой специальности, а перед началом учебного года уточняется и корректируется (Приложение 1).

3.8. Методические разработки по отдельным темам или разделам программы практики могут разрабатываться мастерами производственного обучения в рамках методической работы, опыта работников отраслевых (министерств, ведомств), методических служб, а также исходя из опыта других учебных заведений в порядке обмена передовым опытом.

3.9. Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в форме практических занятий или уроков производственного обучения.

Мастер производственного обучения планирует ход занятий. Планирование хода занятий заключается в выборе последовательных видов работ и ориентировочном определении затрат времени на каждый вид работы.

При планировании урока производственного обучения мастер определяет цель урока и решаемые на нем задачи, содержание и организацию урока, расстановку студентов по местам практик, распределение работ между практикантами (Приложение 2).

Мастер производственного обучения составляет план урока производственного обучения. Форма плана урока, как и его построение, может и должна изменяться в зависимости от решаемых на нем задач, применяемых методов и средств обучения.

Из рабочей программы вида практики мастер в план урока вписывает: тему, цель, задачи и содержание урока (упражнения и учебно - производственные работы), приспособления и инструменты, документацию и учебно - наглядные пособия.

Изучив рекомендуемую литературу, мастер производственного обучения определяет структуру урока, раскрывает методику проведения каждого урока.

3.10. Урок производственного обучения состоит из вводной части, основной части и заключительной части:

на вводную часть урока отводится до 13 - 15% времени от всего времени, отводимого на урок. Мастер производственного обучения проводит инструктаж по технике безопасности, охране труда. Вводная часть урока направлена на подготовку студентов к освоению умений и навыков, определенных рабочей программой вида практики. Урок начинается с сообщения темы, цели ознакомления с образцами изделий, применяемым оборудованием, материалами, приспособлениями, инструментами, приемами и последовательностью выполнения работ;

на основную часть урока отводится до 70 - 75% времени.

На основной части урока у практикантов формируются умения и навыки. Мастер производственного обучения объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на выполнение работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную программой практики, отрабатывают приемы и действия. Мастер производственного обучения следит за выполнением студентами требований охраны труда;

на заключительную часть урока отводится до 5 - 7% времени.

На заключительной части урока подводятся итоги.

 

4. Практика по профилю специальности

(технологическая) и практика преддипломная

(квалификационная или стажировка)

 

4.1. Содержание практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной (квалификационной или стажировки) направлено на овладение студентами профессиональной деятельности по специальности, закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального и специального циклов.

Содержание практики предполагает приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления, а также овладение первоначальным профессиональным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста и сбор материалов к дипломному проекту (работе).

4.2. Практика по профилю специальности (технологическая) и преддипломная (квалификационная или стажировка) проводится, как правило, в организациях различных организационно - правовых форм или на базе учебного заведения.

4.3. Успешная реализация программы практики зависит от организации производственной (профессиональной) практики, знания целей и задач практики, качества контроля практики.

4.4. Приказом по учебному заведению назначаются руководители практики от учебного заведения из числа преподавателей специальных дисциплин.

4.5. Руководители практики от учебного заведения устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними принимают участие в распределении студентов по местам практик в соответствии с требованиями программы практики, проводят индивидуальные и групповые консультации в учебном заведении и в организации по безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, промышленной безопасности.

4.6. В примерный комплект документов руководителя практики от учебного заведения входят:

Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

рекомендации по применению Положения;

договор с организацией о проведении практики;

приказ о назначении руководителя практики от учебного заведения;

приказ о распределении студентов по местам практик;

рабочая программа практики;

график производственной (профессиональной) практики;

график консультаций;

график целевых проверок.

4.7. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики разрабатывается предметными (цикловыми) комиссиями, согласовывается с руководителем практики от организации и утверждается руководителем учебного заведения (Приложение 3).

Рабочая программа практики определяет содержание, сроки, объекты практики и виды работ, а также формы организации теоретических занятий студентов.

Консультантами от учебных заведений являются руководители курсовых и дипломных проектов (работ), которые определяют конкретные задания студентам на период практики.

4.8. График производственной (профессиональной) практики в организации составляют на основе рабочей программы с учетом количества предоставляемых рабочих мест и числа студентов, направляемых на практику. График определяет срок работы практикантов в отдельных подразделениях; приложением к нему является график консультаций и теоретических занятий, предусмотренный рабочей программой практики, график целевых проверок, график консультаций.

4.9. Текущий контроль практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной практики (квалификационной или стажировки) рекомендуется осуществлять на основе разработанного графика целевых проверок, в которых указывают сроки, цели контроля и фамилии проверяющих.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

_________________________________                        Утверждаю

(наименование учебного заведения)         Замдиректора по учебно -

                                           производственной работе

                                          ________________________

                                          "__" ___________ 1999 г.

 

                         ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

 

             ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

 

На период ___________________________________________ практики для

                     (слесарной, станочной)

получения первичных профессиональных умений и навыков

курса ____________________________________________________________

специальности ____________________________________________________

 

  N  
 п/п 

 Наименование 
 темы, объекта
    работы    

 Наименование 
 изготовляемой
   продукции  

Норма времени
на выполнение
    работы   

Примечание

1.   
2.   
3.   
и т.д.

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения ________________________________

                                             (подпись)

 

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой)

комиссии, протокол N _____ от "__" _________ 1999 г.

 

Председатель предметной

(цикловой) комиссии ____________

                      (подпись)

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

_________________________________                        Утверждаю

(наименование учебного заведения)         Замдиректора по учебно -

                                           производственной работе

                                          ________________________

                                          "__" ___________ 1999 г.

 

                         ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

 

              ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

"__" __________ 1999 г.

 

Группа ___________________________________________________________

Мастер производственного обучения ________________________________

Тема вида практики _______________________________________________

Тема занятия _____________________________________________________

Цель _____________________________________________________________

Продолжительность ________________________________________________

Учебные и воспитательные задачи: (указывается конечный результат)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание упражнения ____________________________________________

Учебно - производственные работы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Материально - техническое обеспечение  (перечисляются  необходимые

инструменты,  приспособления,  приборы,  оборудование, материалы и

наглядные пособия)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Литература (перечисляется  необходимая  учебная  и   справочно   -

техническая литература)

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Министерство (ведомство) _________________________________________

__________________________________________________________________

Учебное заведение ________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Согласовано:                             Утверждаю:

Руководитель практики                    Руководитель

по производственной работе

__________________________              __________________________

"__" ____________ 1999 г.               "__" ____________ 1999 г.

 

                         ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

 

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

                     НА _____________ 1999 Г.

 

По специальности _________________________________________________

Организация ______________________________________________________

                                (наименование)

Рабочая программа составлена _____________________________________

__________________________________________________________________

                    (кем составлена программа)

в соответствии с примерной программой практики, утвержденной _____

__________________________________________________________________

           (кем утверждена программа, дата утверждения)

Количество студентов _____________________________________________

 

Этапы практики:

практика для получения первичных профессиональных умений и навыков

с ____________________ по ________________

практика по профилю специальности с ____________ по ______________

практика преддипломная (квалификационная или стажировка)

с ____________________ по ________________

 

Руководитель практики от учебного заведения ______________________

 

Руководитель практики от организации _____________________________

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024