МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 г. N 27/777-6
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Переход к рыночной
экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой
активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего
труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую
деятельность выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере
возросшим требованиям. Это делает в высшей степени актуальной проблему
коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к
самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные
катамнеза свидетельствуют о том, что большинство
выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны
к овладению профессиями и могут успешно работать на многих производственных
предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке
существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов
доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе обучения и
больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для
самостоятельной профессиональной деятельности.
Повышенные
требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в
современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой
подготовки обучающихся с отклонениями в развитии мало эффективной.
Решением коллегии
Минобразования России N 3/1 от 09.02.99 "О психолого - педагогической и
социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами
образования" рекомендовано на базе учреждений начального профессионального
образования продолжать трудовое обучение выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений в разных формах.
Первый вариант:
обучение в специализированном учреждении начального профессионального
образования, в котором обучение ведется по специальным учебным планам и
программам, учитывающим особенности подростков с отклонениями в развитии.
Учебный план таких
учреждений должен предполагать минимум часов на общеобразовательные программы и
максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии
производства следует давать только основные элементарные теоретические
сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке
практических умений и навыков.
Преимущество таких
специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче
решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче
сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального
(коррекционного) образовательного учреждения - 6 - 12 человек. Тогда как в
обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования
норма наполняемости группы 25 человек, а деление на подгруппы для практических
занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12 - 15 человек).
Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20%.
В настоящее время в
ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального
обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы
при учреждениях начального профессионального образования для подростков с
сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах
страны.
В такой организации
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество.
Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации
воспитанников с отклонениями в развитии.
При обоих вариантах
обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях начального
профессионального образования немаловажное значение для их общего развития
должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время,
кроме проведения занятий по самоподготовке, должны проводиться занятия
воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков
бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны
вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным
учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций
и т.д.).
Проживание
подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального
образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного
учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения
начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого
учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из
выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного
влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее
эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы - интерната,
обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает
проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных
учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной
адаптации.
Обращаем внимание
на необходимость не только совершенствования профессиональных навыков
подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной
жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных
вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться
качество учебно - воспитательной работы, ее коррекционная направленность.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ