Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 октября 1999 г. N 16-51-195ин/16-13

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)

ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

 

--------------------------------

<*> В ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям педагогического профиля данные Рекомендации проходят под названием "Инструкция по организации и проведению педагогической практики".

 

Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического образования".

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 18 октября 1999 г. N 16-51-195ин/16-13

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)

ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Рекомендации по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического образования разработаны на основании Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 21.07.99 N 1991 и зарегистрированного Минюстом России 13.08.1999 N 1866.

1.2. Практика студентов по специальностям среднего педагогического образования является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по изучаемой специальности.

1.3. Практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ГОС СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности и включает следующие этапы:

- практику для получения первичных профессиональных умений (учебную);

- практику по профилю специальности (педагогическую) для овладения целостной профессиональной деятельностью;

- практику преддипломную (квалификационную) для овладения первоначальным профессиональным опытом.

 

2. Организация практики

 

2.1. Организация практики на всех ее этапах должна быть направлена на:

- выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;

- непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практик.

2.2. Базами практики могут являться образовательные учреждения разных типов, социальные службы, социально - психологические центры и др., которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики по той или иной педагогической специальности.

2.3. Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе договоров с органами исполнительной власти или образовательными и др. организациями независимо от их организационно - правовых форм.

2.4. Общий объем времени на проведение практики определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом. В соответствии с примечанием к ГОС СПО и пояснениями к примерному учебному плану указанный объем времени может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения.

2.5. Практика по усмотрению образовательных учреждений может осуществляться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом на теоретическую подготовку.

2.6. В педагогических колледжах, училищах предусматривается основная документация по практике:

- годовой (семестровый) план проведения практики;

- расписание практики;

- графики консультаций;

- журнал учета практики (отдельный на каждую учебную группу на весь период обучения).

 

3. Этапы практики

 

3.1. Учебная практика.

3.1.1. Задачами учебной практики для получения первичных педагогических умений является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению психолого - педагогических и предметных дисциплин, привитие им практических педагогических умений по избранной специальности. Продолжительность и сроки проведения учебной практики определяются учебными планами.

К учебной практике в зависимости от специальности относятся:

- практика наблюдений;

- практика показательных уроков и занятий;

- полевая практика;

- подготовка к летней практике;

- инструктивный лагерный сбор;

- экскурсоводческая практика;

- музейная практика;

- культурологическая практика;

- архивная практика;

- библиотечная практика;

- краеведческая практика;

- биологическая практика;

- практика по совершенствованию навыков швейного дела и навыков приготовления пищи;

- работа на пленэре;

- практика по декоративно - прикладному искусству;

- практическое овладение базовыми видами физических упражнений;

- практика для закрепления профессиональных навыков по технологии изготовления одежды;

- техническое конструирование по обработке конструкционных материалов;

- электромонтажные работы и другие, определенные учебным планом.

Учебной практикой, как правило, руководят преподаватели педагогических колледжей и училищ. При прохождении учебной практики учебная группа может делиться на подгруппы не менее 8 человек.

Практика наблюдений и практика показательных уроков и занятий, как правило, проводятся за счет времени, отведенного на лабораторные работы и практические занятия по педагогике, психологии и частным методикам. Практика показательных уроков и занятий проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса параллельно с изложением соответствующих разделов курсов педагогики и частных методик.

Тематика показательных уроков и занятий определяется программами по соответствующим методикам, педагогике и психологии. Количество показательных уроков и занятий по специальностям на одну группу на весь период обучения представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

 

КОЛИЧЕСТВО ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

 

Номер
специ-
аль- 
ности

Наименование специальности

Количество
уроков и 
занятий по
основной 
профессио-
нальной  
образова-
тельной  
программе
СПО базо-
вого уров-
ня <*>

Количес-
тво уро-
ков и  
занятий
по прог-
рамме  
дополни-
тельной
подго- 
товки  

Количество
уроков и 
занятий по
проф.    
образов. 
программе
СПО повы-
шенного  
уровня   

0303 

Иностранный язык         

 

 

    20   

0305 

География                

 

 

    20   

0307 

Физическая культура      

    14   

   6   

    20   

0309 

Труд                     

    14   

   6   

    20   

0310 

Музыкальное образование  

    24   

   6   

    30   

0311 

Изобразительное искусство
и черчение               


    14   


   6   


    20   

0312 

Преподавание в начальных 
классах                  


    38   


   4   


    42   

0313 

Дошкольное образование   

    14   

   6   

    20   

0314 

Социальная педагогика    

 

 

    20   

0315 

Домашнее образование     

 

 

    20   

0317 

Педагогика дополнительного
образования              


    14   


   6   


    20   

0318 

Специальное дошкольное   
образование              

 

 


    20   

0319 

Специальная педагогика в 
специальных (коррекцион- 
ных) образовательных     
учреждениях              

 

 




    20   

0320 

Коррекционная педагогика 
в начальном образовании  

 

 


    42   

0321 

Родной язык и литература 

 

 

    20   

 

--------------------------------

<*> Среднее педагогическое образование реализуется по двум основным образовательным программам: по профессиональной образовательной программе среднего педагогического образования базового уровня и профессиональной образовательной программе повышенного уровня. Программа повышенного уровня формируется как совокупность программы базового уровня по специальности и программы дополнительной подготовки либо как непрерывная (единая) программа повышенного уровня по специальности.

 

Количество показательных уроков и занятий, отводимых на специализацию, устанавливается образовательным учреждением исходя из общего количества часов, отводимых на показательные уроки и занятия по специальности, но не более 4-х часов.

В качестве показательных уроков и занятий могут быть использованы видеозаписи. Показательные уроки, занятия и их анализ могут проводиться с делением учебной группы на подгруппы не менее 8 человек.

3.2. Педагогическая практика.

3.2.1. Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно - образовательном комплексе современного образовательного учреждения и системы педагогических знаний и умений для практической работы. Ее основные задачи и содержание определяются программой педагогической практики. Продолжительность и сроки проведения педагогической практики определяются рабочими учебными планами в соответствии с ГОС СПО по специальности.

3.2.2. К педагогической практике относятся:

- психолого - педагогическая практика (практика по внеучебной воспитательной работе; введение в специальность);

- внеклассная практика;

- летняя практика;

- практика пробных уроков и занятий или практика по профилю специальности;

- практика "Первые дни ребенка в школе".

3.2.3. Психолого - педагогическая практика (практика по внеучебной воспитательной работе; введение в специальность).

Основными задачами являются изучение и развитие психологических особенностей и творческих способностей детей дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста; формирование коммуникативных умений, культуры педагогической деятельности, Я-концепции будущего педагога; изучение особенностей и участие в планировании и организации воспитательной работы; изучение специфики работы образовательных учреждений разных типов, социальных служб, социально - психологических центров и др.

Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и частных методик педагогических колледжей и училищ, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений разных типов, общеобразовательных школ и специалистов других учреждений.

База практики: общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения разных типов, образовательные учреждения дополнительного образования, социальные службы, социально - психологические центры и др. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы по 5 - 6 человек.

3.2.4. Внеклассная практика.

Предусматривается для специальностей: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0307 Физическая культура, 0309 Труд, 0310 Музыкальное образование, 0311 Изобразительное искусство и черчение, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0321 Родной язык и литература.

Основной задачей внеклассной практики является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Формами проведения внеклассной практики могут быть кружки, студии, секции и т.д.

Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и частных методик колледжей, училищ, педагогических работников школ и других специалистов учреждений.

Базой практики являются общеобразовательные школы и образовательные учреждения дополнительного образования разных типов.

3.2.5. Летняя практика.

Основной задачей является приобретение умений организации жизнедеятельности коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный период.

Осуществляется под руководством преподавателей колледжей, училищ и педагогического персонала лагерей, дошкольных оздоровительных и других образовательных учреждений, социально - психологических центров и др.

Базой практики являются загородные и городские оздоровительные лагеря и площадки, общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных типов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы, социально - психологические центры, семья и др.

Студенты, достигшие 18-летнего возраста, при наличии вакансии могут быть назначены на штатные должности воспитателей, вожатых, руководителей кружков, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, социальных педагогов и др. Студенты, не достигшие 18-летнего возраста, проходят практику в качестве помощников указанных должностей. На студентов, зачисленных на период летней практики на оплачиваемые должности, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

При отсутствии баз летней практики образовательное учреждение вправе использовать объем времени, отведенный на данный вид практики ГОС СПО по специальности, на другие виды практики.

3.2.6. Практика пробных уроков и занятий или практика по профилю специальности.

Основной целью практики пробных уроков и занятий является формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков и занятий, а также других форм учебной и внеучебной деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Проводится в основном после изучения соответствующих разделов педагогики, психологии и частных методик.

Осуществляется под руководством преподавателей этих дисциплин и работников базовых учреждений практики.

Базовыми учреждениями практики являются: общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения разных типов, учреждения дополнительного образования, социальные службы, социально - психологические центры и др.

Для организации и контроля за работой практикантов на подгруппу 5 - 6 человек выделяется руководитель из числа преподавателей педагогики, психологии, частных методик колледжа, училища.

Количество пробных уроков и занятий, отводимых на специализацию, устанавливается образовательным учреждением, но не более 2-х (уроков и занятий).

По специальности 0310 Музыкальное образование (базовый уровень подготовки) каждый студент проводит в школе 10 пробных уроков и 3 внеклассных занятия по предмету, в дошкольном образовательном учреждении - 20 музыкальных занятий. По программе дополнительной подготовки - 4 пробных занятия (урока), 1 внеклассное занятие по предмету. Кроме того, студенты в течение 2-х семестров (по 6 часов в каждом) работают со школьным хором. Практика пробных уроков (занятий) предусматривает предварительные наблюдения воспитательно - образовательного процесса в детских образовательных учреждениях в течение 4 учебных дней за счет времени, отведенного на педагогическую практику.

По специальности 0312 Преподавание в начальных классах и 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании обязательным является следующее количество пробных уроков и занятий по дисциплинам: русский язык - 5, математика - 4, социально - гуманитарные дисциплины - 1, труд - 1, естествознание - 2, изобразительная деятельность - 1; 2 внеклассных занятия: музыкальное воспитание - 1, физическое воспитание - 1. Остальные уроки и занятия и их распределение по дисциплинам образовательное учреждение вправе определять самостоятельно, включая дисциплины по специализации и программе дополнительной подготовки.

 

Таблица 2

 

КОЛИЧЕСТВО ПРОБНЫХ УРОКОВ, ЗАНЯТИЙ И ВНЕКЛАССНЫХ

ЗАНЯТИЙ НА КАЖДОГО СТУДЕНТА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

 

Номер
специ-
аль- 
ности

   Наименование  
  специальности  

По основной
профессио- 
нальной об-
разователь-
ной програм-
ме СПО базо-
вого уровня

По программе
дополнитель-
ной подго- 
товки      

По основной
профессио- 
нальной об-
разователь-
ной програм-
ме СПО повы-
шенного    
уровня     

кол -
во  
проб-
ных 
уро-
ков и
заня-
тий 

кол-во
вне- 
клас-
сных 
заня-
тий по
пред-
мету 

кол -
во  
проб-
ных 
уро-
ков и
заня-
тий 

кол-во
вне- 
клас-
сных 
заня-
тий по
пред-
мету 

кол -
во  
проб-
ных 
уро-
ков и
заня-
тий 

кол-во
вне- 
клас-
сных 
заня-
тий по
пред-
мету 

0303 

Иностранный язык 

 

 

 

 

 12 

   3 

0305 

География        

 

 

 

 

 12 

   3 

0307 

Физическая       
культура         


  8 


   2 


  4 


   1 


 12 


   3 

0309 

Труд             

  8 

   2 

  4 

   1 

 12 

   3 

0310 

Музыкальное обра-
зование          


 30 


   3 


  4 


   1 


 34 


   4 

0311 

Изобразительное  
искусство и      
черчение         



 12 



   2 



  4 



   1 



 16 



   3 

0312 

Преподавание в   
начальных классах


 17 


   2 


  4 


   1 


 21 


   3 

0313 

Дошкольное       
образование      


 20 

 


  4 

 


 24 

 

0314 

Социальная       
педагогика       

 

 

 

 


 17 

 

0315 

Домашнее         
образование      

 

 

 

 


 17 

 

0317 

Педагогика допол-
нительного образо-
вания            

 



  12 

 



   5 

 



  17 

0318 

Специальное      
дошкольное       
образование      



 20 

 



  4 

 



 24 

 

0319 

Специальная педа-
гогика в специаль-
ных (коррекцион- 
ных) образователь-
ных учреждениях  

 

 

 

 





 17 

 

0320 

Коррекционная пе-
дагогика в началь-
ном образовании  

 

 

 

 



 21 



   3 

0321 

Родной язык и    
литература       

 

 

 

 


 12 


   3 

 

По специальности 0313 Дошкольное образование и 0318 Специальное дошкольное образование обязательным является следующее количество пробных занятий по педагогике и частным методикам: организация и руководство деятельностью детей в повседневной жизни, учебно - познавательной, игровой и трудовой деятельностью - 5, методика развития речи, подготовка детей к обучению грамоте - 2, методика природоведения и экологического образования - 1, методика математического развития - 1, методика развития детского изобразительного творчества - 2, методика физического воспитания и развития - 2, методика музыкального воспитания - 1, 2 досуговых занятия, методика физического воспитания и развития - 1, практикум по детской литературе - 1. Остальные занятия и их распределение по дисциплинам образовательное учреждение вправе определять самостоятельно, включая дисциплины по специализации и программе дополнительной подготовки.

Для всех специальностей на одном из пробных уроков, занятий у студентов вместе с преподавателем частной методики в анализе урока или занятия принимает участие преподаватель педагогики.

3.2.8. Практика "Первые дни ребенка в школе".

Предусматривается для специальностей 0312 Преподавание в начальных классах, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Основной задачей практики является знакомство с психолого - педагогическими основами и особенностями организации работы в первые дни обучения ребенка в школе.

Проводится в соответствии с графиком учебного процесса рабочего учебного плана.

Осуществляется под руководством преподавателей педагогики, частных методик педагогических колледжей, училищ, учителей школ.

Базовыми учреждениями практики являются общеобразовательные учреждения разных видов. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы по 5 - 6 человек.

3.3. Преддипломная практика.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.

Преддипломная практика проводится под руководством преподавателей педагогики, частных методик колледжей, училищ, учителей и руководителей школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, социальных служб, социально - психологических центров и др.

Базовыми учреждениями практики являются: общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных видов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы, социально - психологические центры и др.

В ходе практики студенты выполняют обязанности учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, руководителей кружков и др.

По специальностям: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0314 Социальная педагогика, 0315 Домашнее образование, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (корреционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, студенты выполняют учебную нагрузку педагога в течение 6 недель, отведенных на преддипломную (квалификационную) практику.

Если ГОС СПО по специальности на преддипломную практику отведен объем времени менее 4 недель, то образовательному учреждению в целях увеличения времени преддипломной практики (до 4-х недель) следует использовать часть объема времени, отведенного на педагогическую практику в цикле дисциплин предметной подготовки.

По специальностям: 0307 Физическая культура, 0309 Труд, 0311 Изобразительное искусство и черчение, 0312 Преподавание в начальных классах, 0313 Дошкольное образование, 0317 Педагогика дополнительного образования, студенты выполняют учебную нагрузку педагога по основной квалификации в течение 4 недель, по программе дополнительной подготовки - в течение 2 недель.

По специальности 0310 Музыкальное образование в течение 4 недель преддипломной практики по основной квалификации студенты проводят не менее 32 уроков и внеклассных занятий; в течение 2 недель преддипломной практики по программе дополнительной подготовки студенты проводят не менее 12 уроков и внеклассных занятий.

 

4. Руководство практикой

 

4.1. Директор педагогического колледжа (училища):

- обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за педагогической практикой;

- утверждает годовой (семестровый) план практики;

- рассматривает аналитические материалы по организации практики.

4.2. Заместитель директора по учебно - производственной работе (заведующий производственной практикой):

- составляет годовой (семестровый) план проведения и расписание практики, графики консультаций и доводит их до сведения преподавателей и студентов;

- подбирает совместно с органами управления образованием базы для проведения практики: общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных видов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы, социально - психологические центры и др.;

- организует до начала практики обучение всех студентов правилам техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей;

- распределяет студентов совместно с руководителем практики по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта;

- осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;

- контролирует ведение документации по практике;

- проводит совместно с преподавателями конференции и выставки по итогам практики;

- выставляет студентам совместно с преподавателями итоговые оценки за практику;

- ведет табель учета рабочего времени работников общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений разного вида, образовательных учреждений дополнительного образования детей, социальных служб, социально - психологических центров и др.;

- готовит аналитические документы по итогам практики;

- готовит материалы для тарификации по практике, составляет смету затрат практики.

4.3. Руководители группы студентов - практикантов:

- осуществляют инструктаж учителей, воспитателей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами;

- распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль за их педагогической деятельностью;

- наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с учителями, музыкальными руководителями, воспитателями и др. специалистами;

- совместно с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений разного вида, образовательных учреждений дополнительного образования детей, социальных служб, социально - психологических центров и др. специалистами составляют отзыв - характеристику и выставляют итоговые оценки (зачет) практикантам.

4.4. Преподаватели педагогики, психологии и частных методик:

- распределяют по согласованию с учителями, воспитателями, педагогами - психологами и др. специалистами между практикантами темы пробных уроков и занятий;

- консультируют практикантов, утверждают конспекты пробных уроков и занятий, планы проведения других видов деятельности, проводят анализ и оценивают деятельность студентов;

- наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее;

- принимают участие в подведении итогов и проведении конференции по практике.

4.5. Руководители организаций - баз практики при проведении педагогической и преддипломной практики в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением:

- обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею;

- контролируют работу учителей, воспитателей и др. специалистов с практикантами;

- посещают выборочно уроки и занятия практикантов и принимают участие в их анализе;

- подводят итоги практики в организации.

4.6. Работники баз практики:

- знакомят практикантов с планированием учебной и воспитательно - образовательной работы;

- проводят отдельные показательные уроки и занятия;

- определяют темы уроков, занятий, содержание других видов деятельности, внеклассных занятий практикантов, консультируют их, проверяют конспекты предстоящих уроков и занятий и дают согласие на их проведение;

- присутствуют на уроках и занятиях, анализируют их и выставляют оценки;

- знакомят практикантов с документацией (журналом, планами воспитательно - образовательной работы, дневником и др.);

- привлекают студентов - практикантов к индивидуальной работе с детьми, родителями, к организации внеклассной работы по предмету;

- представляют отзыв - характеристику на работу практикантов и участвуют в конференции по итогам практики.

4.7. Учителя, выполняющие обязанности классных руководителей:

- знакомят практикантов с составом класса, личными делами учащихся, планом воспитательной работы;

- помогают практикантам наметить воспитательные задачи, консультируют их при составлении плана отдельных воспитательных мероприятий;

- привлекают практикантов к проведению внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися класса и к работе с родителями;

- присутствуют на проводимых практикантами внеклассных занятиях и анализируют их;

- принимают участие в конференции по итогам практики.

4.8. Воспитатели групп (школ) продленного дня, школ - интернатов, детских домов и другие педагогические работники:

- знакомят практикантов с составом группы, планированием учебно - воспитательной работы;

- знакомят с методикой работы в группе продленного дня и привлекают к проведению различных режимных процессов;

- оказывают помощь при изучении индивидуальных особенностей учащихся;

- определяют темы воспитательных занятий с детьми, консультируют практикантов, проверяют конспекты занятий и дают согласие на их проведение;

- присутствуют на пробных занятиях, участвуют в их обсуждении и выставлении оценок;

- участвуют в конференции по итогам практики.

4.9. Музыкальные руководители дошкольных учреждений:

- знакомят практикантов с планированием учебно - воспитательной работы, проводят отдельные показательные занятия;

- определяют темы музыкальных занятий, консультируют практикантов, проверяют конспекты предстоящих занятий и дают согласие на их проведение;

- присутствуют на пробных занятиях практикантов, анализируют их и выставляют оценки;

- участвуют в конференции по итогам педагогической практики.

 

5. Права и обязанности студентов педагогических

колледжей и училищ

 

5.1. В период прохождения педагогической практики обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации общеобразовательного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, руководителей практики; следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;

- выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

- составлять конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов деятельности, согласовывать их с воспитателями, учителями (другими руководителями практики) и утверждать у методиста педагогического колледжа (училища);

- присутствовать на всех видах педагогической практики согласно расписанию;

- активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем (училищем) форме.

5.2. Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно - воспитательного процесса, организации педагогической практики.

 

6. Оплата за руководство практикой

 

6.1. Оплата труда преподавателей педагогических колледжей и училищ, учителей школ, воспитателей и других специалистов, привлекаемых к руководству педагогической практикой, производится в соответствии с действующим законодательством за фактическое количество выполненных учебных часов по ставкам заработной платы, установленным по основному месту работы, на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Оплата труда преподавателей педагогических колледжей и училищ производится в пределах часов, отведенных учебными планами на педагогическую практику.

6.2. Оплата за руководство практикой по специальностям: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0307 Физическая культура, 0309 Труд, 0310 Музыкальное образование, 0311 Изобразительное искусство и черчение, 0312 Преподавание в начальных классах, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании:

6.2.1. По специальности 0310 Музыкальное образование за руководство практикой наблюдений за образовательно - воспитательной работой с детьми в дошкольном образовательном учреждении за день практики оплачивается:

- преподавателям педагогических колледжей (руководителям групп практикантов) - 4 часа;

- воспитателям дошкольных образовательных учреждений - 0,25 часа за каждого прикрепленного практиканта.

6.2.2. Показательный урок (занятие), проведенный преподавателем колледжа (училища) или учителем школы, оплачивается из расчета 2 часа за один урок.

По специальности 0310 Музыкальное образование за каждое показательное занятие средней продолжительностью 20 - 25 мин. в дошкольных образовательных учреждениях, проведенное преподавателем педагогического колледжа (училища) или музыкальным руководителем дошкольного учреждения, оплачивается 1,5 часа за одно занятие.

6.2.3. За руководство подгруппой практикантов в ходе учебной практики (кроме практики показательных уроков и занятий) преподавателю педколледжа (училища) или другому специалисту оплачивается 2 часа за каждого студента.

6.2.4. За руководство психолого - педагогической практикой (практикой по внеучебной воспитательной работе, введение в специальность) в течение одного семестра за каждого практиканта оплачивается:

преподавателю педагогического колледжа (училища) - 8 ч;

педагогическому работнику - 8 часов.

6.2.5. За руководство практикой по внеклассной работе в течение одного семестра за каждого практиканта оплачивается:

- преподавателю педагогического колледжа (училища) - 4 ч;

- педагогическому работнику - 4 ч.

6.2.6. За руководство, контроль и подведение итогов летней педагогической практики оплачивается:

- преподавателям колледжа (училища) и др. специалистам за фактически отработанное время, но не более 4 часов за каждого практиканта за весь период практики.

За подготовку к летней педагогической практике преподавателям колледжа (училища) и другим специалистам производится оплата за фактически проведенные учебные часы, но не более 80 часов на учебную группу.

6.2.7. За пробный урок или занятие, проводимое студентом, оплачивается:

- преподавателю колледжа (училища) - 3 часа (за консультации, наблюдение и анализ);

- учителю или другому педагогическому работнику - 2 часа (за консультации и анализ);

- преподавателю педагогики, присутствующему на одном из пробных уроков, - 2 часа (за наблюдение и анализ).

В малокомплектной и сельской школе за один пробный урок оплачивается:

- преподавателю педагогического колледжа (училища) - 4 часа (за консультации, наблюдение и анализ);

- учителю школы - 3 часа (за консультации и анализ).

За руководство подгруппой практикантов преподавателю колледжа (училища) оплачивается 2 часа за каждого студента в течение семестра.

По специальности 0310 Музыкальное образование за пробное занятие средней продолжительностью 20 - 25 мин. в дошкольном образовательном учреждении оплачивается:

- преподавателю педагогического колледжа (училища) - 2 часа (за консультацию, наблюдение и анализ);

- преподавателю педагогики - 1 час (за наблюдение и анализ);

- музыкальному руководителю дошкольного образовательного учреждения - 1,5 часа (за консультацию и анализ).

По специальности 0310 Музыкальное образование за руководство практикой работы со школьным хором за каждого практиканта в течение семестра оплачивается:

- преподавателю колледжа (училища) - 8 часов;

- учителю школы - 8 часов.

6.2.8. За руководство подгруппой практикантов за весь период практики "Первые дни ребенка в школе" оплачивается:

- преподавателю колледжа (училища) - 30 ч (за наблюдение и анализ);

- учителю школы - 22 ч (за подготовку и анализ).

6.2.9. За руководство преддипломной педагогической практикой оплачивается:

- преподавателю колледжа (училища), на которого возложено руководство подгруппой практикантов, - не более 6 часов за каждого практиканта на весь период практики;

- в случае выезда на место практики - за фактически отработанное время, но не более 6 часов в день, за время нахождения в пути - 3 часа, исключая выходные и праздничные дни;

- преподавателю педагогики, психологии, частной методики - за фактически отработанное время, но не более 6 часов в день, и в случае выезда на место практики за время нахождения в пути - 3 часа, исключая выходные и праздничные дни;

- учителям музыки - за фактически отработанное время, но не более 32 часов за 4 недели преддипломной практики за каждого практиканта (базовый уровень подготовки); за фактически отработанное время, но не более 12 часов за две недели преддипломной практики за каждого практиканта (программа дополнительной подготовки);

- учителям 1 - 4 классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и групп продленного дня - по 10 часов в неделю за каждого практиканта;

- учителям 5 - 9 классов школы - по 6 часов в неделю за каждого практиканта;

- учителям, выполняющим обязанности классных руководителей, - по 2 часа в неделю за каждого практиканта;

- педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, социально - психологических центров и др. - по 10 часов в неделю за каждого практиканта.

6.2.10. За руководство каждым видом практики директору (заместителю директора) школы и др. учреждений оплачивается по одному часу в семестр за каждого практиканта. За руководство преддипломной практикой директору (заместителю директора) оплачивается 2 часа за каждого студента.

6.3. Оплата за руководство практикой по специальностям: 0313 Дошкольное образование, 0314 Социальная педагогика, 0315 Домашнее воспитание, 0318 Специальное дошкольное образование; 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) учреждениях:

6.3.1. Практика наблюдений в дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях и др. проводится за счет времени, отведенного на лабораторные работы и практические занятия соответствующих дисциплин (психологии, педагогики, специальной психологии, специальной педагогики, частных методик и др.).

За организацию наблюдений в дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях и др. воспитателям и другим специалистам оплачивается фактически отработанное время, но не более 4 час. за каждое наблюдение.

6.3.2. За руководство показательными занятиями, проведенными преподавателем колледжа (училища) (в трех возрастных группах), оплачивается 6 часов.

Воспитателям, другим специалистам дошкольного образовательного учреждения, специального (коррекционного) учреждения и др. оплачивается 0,25 часа (подготовка, проведение, анализ) за каждого присутствующего на занятии практиканта.

6.3.3. За руководство практикой подгруппы практикантов в дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях и др. преподавателю колледжа (училища) оплачивается за работу в первой половине дня - 6 часов, во второй половине дня - 4 часа.

За руководство практикой подгруппы практикантов по программе дополнительной подготовки преподавателю колледжа (училища) оплачивается за фактически отработанное время, но не более 4 часов за день практики.

Воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений и др. за каждого прикрепленного практиканта оплачивается 2 часа в день практики.

Другим специалистам базовых учреждений практики по программе дополнительной подготовки оплата производится в количестве 4 часов за каждого студента за весь период практики.

6.3.4. За консультации практикантов при проведении самостоятельной работы в дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях и др. преподавателям колледжа (училища) оплачивается по 0,5 часа за каждого консультанта.

6.3.5. За руководство летней педагогической практикой студентов (подготовку, контроль и подведение итогов) преподавателям колледжей (училищ) оплачивается фактически отработанное время, но не более 7 часов за каждого практиканта за весь период практики.

Воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений и др. за каждого прикрепленного практиканта оплачивается 1 час за день практики.

6.3.6. За руководство преддипломной педагогической практикой оплачивается:

- преподавателю колледжа (училища), на которого возложено руководство подгруппой практикантов, - не более 3 часов за день практики; в случае выезда на место практики - за фактически отработанное время, но не более 6 часов в день, за время нахождения в пути - 3 часа, исключая выходные и праздничные дни;

- воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений и др. за каждого практиканта оплачивается 10 час. в неделю;

- преподавателю педагогики, психологии, специальной педагогики, специальной психологии, частных методик колледжа (училища), выезжающему на место практики и исполняющему обязанности руководителя практики, - за фактически отработанное время, но не более 6 часов в день, за время нахождения в пути - 3 часа, исключая выходные и праздничные дни.

6.3.7. За руководство каждым видом практики руководителю дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений и др. оплачивается по 3 часа в семестр за каждого практиканта.

6.3.8. Оплата преподавателям колледжа (училища) за подготовку к летней практике проводится за фактически отработанное время, но не более 36 часов в неделю.

6.4. Оплата преподавателям командировочных расходов производится педагогическим колледжем (училищем) в соответствии с действующим законодательством об оплате служебных командировок.

6.5. При наличии дополнительных финансовых средств образовательное учреждение вправе увеличивать размер оплаты за руководство практикой по всем ее видам.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024