Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 июля 1999 г. N 14-38-355ин/16

 

О СОПРЯЖЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" система образования включает в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и стандартов различного уровня и направленности.

В 1993 - 1994 годах была проведена работа по согласованию Классификаторов перечней специальностей <*> высшего и среднего профессионального образования (далее - Классификаторы), которая позволила в дальнейшем разработать согласованные Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по многим специальностям высшего и среднего профессионального образования (далее - Требования). Согласование требований по специальностям способствовало обеспечению преемственности основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. В результате активизировался процесс интеграции высшего и среднего профессионального образования: в настоящее время 140 средних специальных учебных заведений вошли в структуру вузов, более 100 вузов готовят специалистов в сокращенные сроки с учетом предшествующего среднего профессионального образования соответствующего профиля. За последние 6 лет объемы подготовки в вузах выпускников средних специальных учебных заведений возросли почти в три раза. В 1998 году прием выпускников среднего профессионального образования составил 182 тыс. человек (21,8% от общего объема приема).

--------------------------------

<*> В настоящем письме не рассматривается согласование перечней направлений подготовки высшего профессионального образования с перечнем специальностей среднего профессионального образования.

 

Основными предпосылками сопряжения специальностей высшего и среднего профессионального образования являются:

- общая направленность подготовки: в области техники, технологии, экономики, образования и т.д.;

- сходство общепрофессиональной подготовки, свойственной группе специальностей (однопрофильные специальности);

- общность объекта труда и, как следствие, однородность общепрофессиональной и специальной подготовки по наименованию дисциплин и учебным элементам в программах дисциплин (родственные специальности).

С целью развития процесса согласования государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, углубления интеграции среднего и высшего профессионального образования, расширения возможностей получать высшее профессиональное образование соответствующего профиля в сокращенные сроки выпускникам колледжей, техникумов и училищ министерство рекомендует следующее:

1. Сохранить сложившиеся подходы систематизации перечней специальностей высшего и среднего профессионального образования по группам с использованием одинакового кода как групп, так и родственных специальностей, имея в виду, что в связи с разными задачами высшего и среднего профессионального образования некоторые из специальностей высшего образования (например, в действующем Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования - естественнонаучные, междисциплинарные естественно - технические специальности и т.п.) не могут иметь аналогов в среднем профессиональном образовании.

2. Упорядочить наименование однопрофильных и родственных специальностей высшего и среднего профессионального образования в связи с тем, что оба перечня отражают тенденции развития рынка труда <*>.

--------------------------------

<*> В наименованиях родственных специальностей высшего и среднего профессионального образования могут наблюдаться отличия в связи с тем, что они отражают разные классы профессиональных задач специалистов (например, в действующих Классификаторах: 100300 Гидроэлектроэнергетика - в высшем профессиональном образовании и 1003 Гидроэнергетические установки - в среднем профессиональном образовании и т.п.).

 

3. Учесть разницу в классах профессиональных задач, а следовательно, разницу в подходах к формированию перечней специальностей (функционально - предметный в среднем профессиональном образовании и объектно - деятельностный - в высшем образовании), которые могут приводить к тому, что отдельные специальности среднего профессионального образования перерастают в целые группы в Перечне высшего профессионального образования (например, в действующих Классификаторах: специальность 1202 Производство летательных аппаратов - в среднем профессиональном образовании, а в системе высшего профессионального образования - группа специальностей 130000 Авиационная и ракетно - космическая техника и т.п.).

4. Проанализировать имеющееся существенное расхождение в систематизации и наименовании специальностей в области экологии, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности в Классификаторах специальностей высшего и среднего профессионального образования.

5. Проанализировать содержание основных образовательных программ однопрофильных и родственных специальностей среднего и высшего профессионального образования и предусмотреть в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения возможность освоения программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки лицами, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля. При этом необходимо руководствоваться Методическими указаниями по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля и оформлению документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам (письмо Минобразования России от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15), и не снижать долю фундаментальной подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.

При обновлении перечня специальностей и стандартов по специальностям высшего профессионального образования учебно - методическим объединениям вузов рекомендуется привлекать специалистов соответствующего профиля системы среднего профессионального образования с целью последующей корректировки государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

 

Заместитель Министра

В.ШАДРИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024