МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 1999 г. N 14-38-355ин/16
О СОПРЯЖЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с
Федеральным законом "Об образовании" система образования включает в
себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и
стандартов различного уровня и направленности.
В 1993 - 1994 годах
была проведена работа по согласованию Классификаторов перечней специальностей
<*> высшего и среднего профессионального образования (далее -
Классификаторы), которая позволила в дальнейшем разработать согласованные
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по многим специальностям высшего и среднего профессионального
образования (далее - Требования). Согласование требований по специальностям
способствовало обеспечению преемственности основных образовательных программ
высшего и среднего профессионального образования. В результате активизировался
процесс интеграции высшего и среднего профессионального образования: в
настоящее время 140 средних специальных учебных заведений вошли в структуру
вузов, более 100 вузов готовят специалистов в сокращенные сроки с учетом
предшествующего среднего профессионального образования соответствующего
профиля. За последние 6 лет объемы подготовки в вузах выпускников средних
специальных учебных заведений возросли почти в три раза. В 1998 году прием
выпускников среднего профессионального образования составил 182 тыс. человек
(21,8% от общего объема приема).
--------------------------------
<*> В настоящем
письме не рассматривается согласование перечней направлений подготовки высшего
профессионального образования с перечнем специальностей среднего
профессионального образования.
Основными
предпосылками сопряжения специальностей высшего и среднего профессионального
образования являются:
- общая
направленность подготовки: в области техники, технологии, экономики,
образования и т.д.;
- сходство
общепрофессиональной подготовки, свойственной группе специальностей
(однопрофильные специальности);
- общность объекта
труда и, как следствие, однородность общепрофессиональной и специальной
подготовки по наименованию дисциплин и учебным элементам в программах дисциплин
(родственные специальности).
С целью развития
процесса согласования государственных образовательных стандартов высшего и
среднего профессионального образования, углубления интеграции среднего и
высшего профессионального образования, расширения возможностей получать высшее
профессиональное образование соответствующего профиля в сокращенные сроки выпускникам
колледжей, техникумов и училищ министерство рекомендует следующее:
1. Сохранить
сложившиеся подходы систематизации перечней специальностей высшего и среднего
профессионального образования по группам с использованием одинакового кода как групп, так и родственных специальностей, имея в
виду, что в связи с разными задачами высшего и среднего профессионального
образования некоторые из специальностей высшего образования (например, в
действующем Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального
образования - естественнонаучные, междисциплинарные естественно - технические
специальности и т.п.) не могут иметь аналогов в среднем профессиональном
образовании.
2. Упорядочить
наименование однопрофильных и родственных специальностей высшего и среднего
профессионального образования в связи с тем, что оба перечня отражают тенденции
развития рынка труда <*>.
--------------------------------
<*> В
наименованиях родственных специальностей высшего и среднего профессионального
образования могут наблюдаться отличия в связи с тем, что они отражают разные
классы профессиональных задач специалистов (например, в действующих
Классификаторах: 100300 Гидроэлектроэнергетика - в
высшем профессиональном образовании и 1003 Гидроэнергетические установки - в
среднем профессиональном образовании и т.п.).
3. Учесть разницу в
классах профессиональных задач, а следовательно,
разницу в подходах к формированию перечней специальностей (функционально -
предметный в среднем профессиональном образовании и объектно - деятельностный - в высшем образовании), которые могут
приводить к тому, что отдельные специальности среднего профессионального
образования перерастают в целые группы в Перечне высшего профессионального
образования (например, в действующих Классификаторах: специальность 1202
Производство летательных аппаратов - в среднем профессиональном образовании, а
в системе высшего профессионального образования - группа специальностей 130000
Авиационная и ракетно - космическая техника и т.п.).
4. Проанализировать
имеющееся существенное расхождение в систематизации и наименовании
специальностей в области экологии, охраны окружающей среды и безопасности
жизнедеятельности в Классификаторах специальностей высшего и среднего
профессионального образования.
5. Проанализировать
содержание основных образовательных программ однопрофильных и родственных
специальностей среднего и высшего профессионального образования и предусмотреть
в государственных образовательных стандартах высшего профессионального
образования нового поколения возможность освоения программ высшего профессионального
образования в сокращенные сроки лицами, имеющими среднее профессиональное
образование соответствующего профиля. При этом необходимо
руководствоваться Методическими указаниями по разработке сокращенных программ
подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего
профессионального образования соответствующего профиля и оформлению документов
для лиц, обучающихся по сокращенным программам (письмо Минобразования России от
30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15), и не снижать долю фундаментальной
подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.
При обновлении
перечня специальностей и стандартов по специальностям высшего профессионального
образования учебно - методическим объединениям вузов рекомендуется привлекать
специалистов соответствующего профиля системы среднего профессионального
образования с целью последующей корректировки государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования.
Заместитель
Министра
В.ШАДРИКОВ