МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 1999 г. N 27/582-6
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
Переход к рыночной
экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой
активности и профессиональной умелости работников производственного и
обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и
самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не
отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени
актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки
умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезному
труду. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что
большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской
Федерации способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать
на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в
профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых,
в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в
медленном темпе учения и больших трудностях при овладении учебным материалом на
уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.
Повышение
требований к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в
современных промышленных условиях сделало ранее существующую систему трудовой
подготовки умственно отсталых детей и подростков малоэффективной. Решая задачу
ее совершенствования, следует выделить два основных направления этой работы.
Первое направление
предполагает организационно-структурную перестройку учебного заведения. Второе
- имеет целью изменение содержания и повышение качества образовательного
процесса до уровня, соответствующего социально-экономическим условиям
настоящего времени.
Знакомство с
работой специальных (коррекционных) учреждений VIII вида в различных регионах
страны показало, что, несмотря на имеющиеся повсеместно экономические
трудности, наиболее успешно решают проблемы трудоустройства своих выпускников
те образовательные учреждения, которые пошли на увеличение сроков их обучения.
В настоящее время создано несколько моделей таких учреждений. Рекомендуем к
внедрению опыт некоторых из них.
Создание классов с
повышенной профессионально-трудовой подготовкой в образовательных учреждениях
для умственно отсталых детей началось в нашей стране еще в 70-е годы. Однако в
то время большого распространения они не получили. В 1985 г. таких классов в
Российской Федерации насчитывалось чуть более 100 на 1284 вспомогательные
школы. На это были свои причины.
1. Во
вспомогательную школу подавляющее большинство обучающихся приходило после 1 года
- 2 лет посещения образовательных учреждений общего назначения, и к окончанию
срока 8-летнего обучения им, как правило, уже исполнялось 16 лет, что позволяло
их сразу же трудоустраивать.
2. Наличие
вакантных рабочих мест в народном хозяйстве страны.
3. Слабая
материально-техническая база учебных мастерских вспомогательных школ.
В последнее время,
в силу того что отбор в образовательные учреждения VIII вида стал более
эффективным и ранним, многие выпускники заканчивают 8-й класс в возрасте 15
лет, при этом уровень их физического развития заметно отстает от уровня их
сверстников 10 - 15-летней давности. В связи с чем
рекомендуется создание и развитие классов с повышенной профессионально-трудовой
подготовкой. При этом комплектовать эти классы следует не из сильнейших
выпускников (которые сами сумеют адаптироваться в обществе), а из отстающих
обучающихся, которые не сумели овладеть за годы обучения трудовой
специальностью на уровне квалификационного разряда.
Именно так
комплектовали классы с повышенной трудовой подготовкой (еще 15 лет назад в
специальной школе-интернате N 8 г. Махачкалы (ныне
Научно-учебно-производственное объединение "Детский сад - школа -
профессиональное училище - реабилитационные цеха"). В настоящее время так работают специальные (коррекционные)
образовательные учения Приморского края, г. г. Москвы, Санкт-Петербурга,
Ростова-на-Дону, Московской области и других регионов страны.
В решении коллегии
Минобразования России N 3/1 от 09.02.99 "О психолого-педагогической и
социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами
образования" рекомендовано создание на базе специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, имеющих хорошую материально-техническую
базу производственного обучения, групп начального профессионального обучения.
Это дает возможность сопровождения обучающихся (воспитанников) от первого (а
иногда и подготовительного) класса, т.е. с 6 - 7 лет, до 18 лет одними и теми
же педагогами, которые хорошо знают особенности своих подопечных и всегда готовы
направить их развитие в нужное русло. При этом, как правило, на последних годах
обучения ведется адресная подготовка выпускника на конкретное рабочее место,
куда он и идет трудиться после окончания образовательного учреждения. Именно по такому пути пошли в учебно-воспитательных комплексах N
102 и N 1836 г. Москвы, школе-центре "Развитие и Милосердие" г.
Санкт-Петербурга, школе-комплексе N 19 г. Магадана, в уже упоминавшемся
комплексе г. Махачкалы и ряде других, которые считают, что профессиональная
подготовка умственно отсталых подростков в учебно-воспитательном комплексе
может быть значительно более эффективной, чем в существующих учреждениях
начального профессионального образования. Опыт
показывает, что в данных образовательных учреждениях, предназначенных для лиц с
нормальным интеллектом, трудно создать условия, соответствующие (возможностям
учащихся с отклонениями в умственном развитии. Тем более что мастера и
преподаватели образовательных учреждений данного типа, как правило, не знакомы
ни с теорией, ни с практикой трудового обучения умственно отсталых подростков.
Решение коллегии
также предполагает дальнейшее трудовое обучение выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений в учреждениях начального
профессионального образования. Существует несколько вариантов такого обучения.
Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального
профессионального образования, в котором обучение ведется по специальным
учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с недостатком
интеллекта.
Учебный план таких
учреждений предполагает минимум часов на общеобразовательные программы и
максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии
производства даются только основные элементарные теоретические сведения.
Основное внимание уделяется отработке практических умений и навыков. Уровень
подготовки выпускников соответствует 2-му, иногда 3-му квалификационному
разряду.
Преимущество таких
специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать
финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать
учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального
(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида - 12 - 15 человек. Тогда
как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального
образования норма наполняемости группы - 25 человек, да и деление на подгруппы
для практических занятий не предусматривается. Заработная плата всех педагогов
при этом повышена на 20%.
К сожалению, таких
учреждений в Российской Федерации пока очень мало. Они имеются в г. г.
Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре.
В настоящее время
наиболее распространен другой вариант профессионально-трудового обучения
подростков с недостатками интеллекта. Это специализированные группы при
учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным
интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны.
Недостатки их функционирования - в комплектовании групп по 25 человек, в
дифференцированной оплате труда педагогов (работающие в специальных группах
получают надбавку), что в некоторых педагогических коллективах провоцирует
разногласия и конфликты.
Вместе с тем в
такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется
свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду нормальных сверстников
способствует социальной адаптации воспитанников.
При обоих вариантах
обучения подростков с нарушенным интеллектом в учреждениях начального
профессионального образования немаловажное значение для их общего развития
должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время
кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия
воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков
бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны
вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным
учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций
и т.д.).
Проживание
подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального
образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного
учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения
начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого
учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из
выпускников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (во избежание
отрицательного влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее
эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы-интерната,
обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает
проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных
учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной
адаптации. Так организована работа в специальной школе-интернате N 4 для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы, в
специальной школе-интернате N 2 г. Тольятти, в коррекционном детском доме г.
Могочи Читинской области.
Обращаем внимание
на то, что предлагаемое нами увеличение сроков обучения подростков с нарушением
интеллекта преследует цель не только совершенствования их профессиональных
навыков, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного
общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального
профессионального образования подростков должно оставаться качество
учебно-воспитательной работы, ее коррекционная направленность.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ