Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 июня 1999 г. N 27/582-6

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

 

Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе учения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.

Повышение требований к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделало ранее существующую систему трудовой подготовки умственно отсталых детей и подростков малоэффективной. Решая задачу ее совершенствования, следует выделить два основных направления этой работы.

Первое направление предполагает организационно-структурную перестройку учебного заведения. Второе - имеет целью изменение содержания и повышение качества образовательного процесса до уровня, соответствующего социально-экономическим условиям настоящего времени.

Знакомство с работой специальных (коррекционных) учреждений VIII вида в различных регионах страны показало, что, несмотря на имеющиеся повсеместно экономические трудности, наиболее успешно решают проблемы трудоустройства своих выпускников те образовательные учреждения, которые пошли на увеличение сроков их обучения. В настоящее время создано несколько моделей таких учреждений. Рекомендуем к внедрению опыт некоторых из них.

Создание классов с повышенной профессионально-трудовой подготовкой в образовательных учреждениях для умственно отсталых детей началось в нашей стране еще в 70-е годы. Однако в то время большого распространения они не получили. В 1985 г. таких классов в Российской Федерации насчитывалось чуть более 100 на 1284 вспомогательные школы. На это были свои причины.

1. Во вспомогательную школу подавляющее большинство обучающихся приходило после 1 года - 2 лет посещения образовательных учреждений общего назначения, и к окончанию срока 8-летнего обучения им, как правило, уже исполнялось 16 лет, что позволяло их сразу же трудоустраивать.

2. Наличие вакантных рабочих мест в народном хозяйстве страны.

3. Слабая материально-техническая база учебных мастерских вспомогательных школ.

В последнее время, в силу того что отбор в образовательные учреждения VIII вида стал более эффективным и ранним, многие выпускники заканчивают 8-й класс в возрасте 15 лет, при этом уровень их физического развития заметно отстает от уровня их сверстников 10 - 15-летней давности. В связи с чем рекомендуется создание и развитие классов с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. При этом комплектовать эти классы следует не из сильнейших выпускников (которые сами сумеют адаптироваться в обществе), а из отстающих обучающихся, которые не сумели овладеть за годы обучения трудовой специальностью на уровне квалификационного разряда.

Именно так комплектовали классы с повышенной трудовой подготовкой (еще 15 лет назад в специальной школе-интернате N 8 г. Махачкалы (ныне Научно-учебно-производственное объединение "Детский сад - школа - профессиональное училище - реабилитационные цеха"). В настоящее время так работают специальные (коррекционные) образовательные учения Приморского края, г. г. Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Московской области и других регионов страны.

В решении коллегии Минобразования России N 3/1 от 09.02.99 "О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования" рекомендовано создание на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, имеющих хорошую материально-техническую базу производственного обучения, групп начального профессионального обучения. Это дает возможность сопровождения обучающихся (воспитанников) от первого (а иногда и подготовительного) класса, т.е. с 6 - 7 лет, до 18 лет одними и теми же педагогами, которые хорошо знают особенности своих подопечных и всегда готовы направить их развитие в нужное русло. При этом, как правило, на последних годах обучения ведется адресная подготовка выпускника на конкретное рабочее место, куда он и идет трудиться после окончания образовательного учреждения. Именно по такому пути пошли в учебно-воспитательных комплексах N 102 и N 1836 г. Москвы, школе-центре "Развитие и Милосердие" г. Санкт-Петербурга, школе-комплексе N 19 г. Магадана, в уже упоминавшемся комплексе г. Махачкалы и ряде других, которые считают, что профессиональная подготовка умственно отсталых подростков в учебно-воспитательном комплексе может быть значительно более эффективной, чем в существующих учреждениях начального профессионального образования. Опыт показывает, что в данных образовательных учреждениях, предназначенных для лиц с нормальным интеллектом, трудно создать условия, соответствующие (возможностям учащихся с отклонениями в умственном развитии. Тем более что мастера и преподаватели образовательных учреждений данного типа, как правило, не знакомы ни с теорией, ни с практикой трудового обучения умственно отсталых подростков.

Решение коллегии также предполагает дальнейшее трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в учреждениях начального профессионального образования. Существует несколько вариантов такого обучения. Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального профессионального образования, в котором обучение ведется по специальным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с недостатком интеллекта.

Учебный план таких учреждений предполагает минимум часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии производства даются только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание уделяется отработке практических умений и навыков. Уровень подготовки выпускников соответствует 2-му, иногда 3-му квалификационному разряду.

Преимущество таких специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида - 12 - 15 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования норма наполняемости группы - 25 человек, да и деление на подгруппы для практических занятий не предусматривается. Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20%.

К сожалению, таких учреждений в Российской Федерации пока очень мало. Они имеются в г. г. Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре.

В настоящее время наиболее распространен другой вариант профессионально-трудового обучения подростков с недостатками интеллекта. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны. Недостатки их функционирования - в комплектовании групп по 25 человек, в дифференцированной оплате труда педагогов (работающие в специальных группах получают надбавку), что в некоторых педагогических коллективах провоцирует разногласия и конфликты.

Вместе с тем в такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду нормальных сверстников способствует социальной адаптации воспитанников.

При обоих вариантах обучения подростков с нарушенным интеллектом в учреждениях начального профессионального образования немаловажное значение для их общего развития должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).

Проживание подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).

Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы-интерната, обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации. Так организована работа в специальной школе-интернате N 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы, в специальной школе-интернате N 2 г. Тольятти, в коррекционном детском доме г. Могочи Читинской области.

Обращаем внимание на то, что предлагаемое нами увеличение сроков обучения подростков с нарушением интеллекта преследует цель не только совершенствования их профессиональных навыков, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно-воспитательной работы, ее коррекционная направленность.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024