Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 мая 1999 г. N 717/11-12

 

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ В 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность в такой ориентации образовательной области "Физическая культура" чрезмерно высока, поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. По данным специалистов последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, психофизической перегрузкой, формированием достаточной двигательной подготовленности у обучающихся в разных видах общеобразовательных учреждений (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах). За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается нарушение органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психических расстройств. По оценке специалистов при непринятии срочных мер к 2000 году здоровыми будет менее 4% учащихся образовательных учреждений.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом "Об образовании" в статье 51, а также Типовым положением об общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и Постановлениями Правительства РФ от 09.09.96 N 1058 и от 15.01.97 N 38, в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Как следствие данной законодательной установки в Базисном учебном плане образовательная область "Физическая культура" предстает в образовательных учреждениях не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, спортивных соревнований и физкультурных праздников, туристических походов и подвижных игр на открытом воздухе, занятий в школьных спортивных кружках и секциях. По сути, на базе образовательной области "Физическая культура" создается единая целостная система физкультурного образования в школе. Использование этой возможности позволяет, помимо двух учебных часов в неделю, отводимых инвариантным компонентом Базисного учебного плана на освоение образовательной области "Физическая культура", увеличить объем часов на создание целостной системы физкультурного образования школьников до 5 часов в неделю и тем самым обеспечить условия для сохранения и укрепления их здоровья, активного вовлечения в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Также на базах образовательных учреждений допускается создание групп начальной спортивной подготовки, которые в соответствующих организационных формах закрепляются в целостной системе физкультурного образования и позволяют значительно повысить суммарную двигательную активность школьников.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Базисным учебным планом Министерством образования России разработаны основные нормативные документы образовательной области "Физическая культура", которые ориентированы на реализацию современной концепции целостного формирования физической культуры личности школьников:

1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 N 1235).

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 N 1236).

3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней школы по образовательной области "Физическая культура".

5. Примерные программы по дисциплине "Физическая культура" для начальной (А.П. Матвеев и др., 1998), основной (А.П. Матвеев и др., 1998) и средней школы (А.П. Матвеев и др.). В настоящее время педагогический процесс в образовательных учреждениях осуществляется по действующим образовательным программам.

6. Измерители подготовленности учащихся по образовательной области "Физическая культура" для основной и средней школы. Данные документы являются установочными для разработки содержания государственных экзаменов для выпускников основной и средней (полной) школы и включают в себя оценочную шкалу по тестированию основ знаний, умений и двигательной подготовленности учащихся.

7. Примерные вопросы к государственной аттестации по образовательной области "Физическая культура", которые являются основанием для разработки экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации всех видов.

Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников обеспечивают целостную и последовательную систему образовательной деятельности в области "Физическая культура" на всей территории Российской Федерации. Созданные на их основе примерные программы "Физическая культура в начальной школе", "Физическая культура в основной школе" и "Физическая культура в средней (полной) школе" определяют содержание учебного материала, логику его освоения учащимися и обеспечивают в целом сохранность многоуровневого образования в школе и единое образовательное пространство.

Оплата за факультативные и дополнительные занятия по физической культуре (школьные спортивные кружки, секции, группы здоровья и т.п.), предусмотренные в вариантной части Базисного учебного плана, производится по тарификационным ставкам заработной платы учителей. Эти формы занятий могут проводиться как учителем физической культуры, так и учителями других предметов, имеющих соответствующую образовательную подготовку. Оплата занятий по формам внеклассной работы в группах начальной спортивной подготовки специалисту (тренеру-преподавателю) осуществляется из расчета 18 часов в неделю с компенсацией разницы в заработной плате за счет средств местных бюджетов (письмо Минтруда РФ от 11.03.94 N 398-РБ; письмо Минобразования РФ от 05.04.94 N 105-20-11И).

Организация учебного процесса и проведение занятий по физической культуре в сельских и малокомплектных общеобразовательных учреждениях допускает объединение учащихся в учебные группы в каждой параллели классов (1 - 2, 3 - 4, 5 - 6 и т.д.) при условии их недокомплектации. Каждая такая группа должна объединять не менее 10 учащихся. При объединении учащихся разных классов объем часов, выделяемых Базисным учебным планом на образовательную область "Физическая культура", для каждого класса сохраняется (два часа в неделю). Следовательно, такое объединение позволяет фактически увеличить объем недельных занятий по физической культуре до 4-х часов для каждой группы, созданной из параллельных классов.

"Физическая культура. Начальная школа". Целью образовательной области "Физическая культура" в начальной школе является формирование физической культуры личности учащихся посредством освоения основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Данная направленность обеспечивается содержанием трех взаимосвязанных разделов программы: "Основы знаний о физкультурной деятельности", "Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей и обучающей направленностью" и "Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы".

Раздел "Основы знаний" ориентирован на формирование у учащихся представлений о физкультурной деятельности и ее ценностных образцах, формах организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Логика изложения учебного материала отработана в структуре от общего к частному, что позволяет осуществлять постепенное формирование мировоззрения школьников в сфере физической культуры, познавать особенности собственных физических и психофункциональных возможностей и их непосредственное развитие в процессе самостоятельных форм занятий. Учебный материал данного раздела представлен в трех блоках знаний: "Культурно-исторические основы физкультурной деятельности", "Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности" и "Медико-биологические основы физкультурной деятельности".

Раздел "Способы деятельности" ориентирован на повышение двигательной активности и физической подготовленности учащихся как в урочных, так и самостоятельных формах занятий. Содержание этого раздела структурировано в три подраздела: практические умения, двигательные действия и навыки, общеразвивающие физические упражнения. Эти подразделы в логике своего содержания стуктурированы в соответствии с основными дидактическими правилами: "от простого к сложному", "от известного к неизвестному", "от освоенного к неосвоенному".

"Практические умения" включают в себя элементарные способы и умения по организации и проведению самостоятельных (малых) форм занятий физическими упражнениями, а также выполнению домашних заданий по физической культуре.

"Двигательные действия" представлены: а) разнообразными способами выполнения жизненно важных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки и т.п.); б) техническими действиями из "базовых видов спорта" (гимнастика, плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика, подвижные игры с элементами спортивных игр).

"Общеразвивающие физические упражнения" включают в себя упражнения, направленно воздействующие на развитие основных физических качеств и логически увязаны по содержанию как между подразделами данного раздела, так и содержанием раздела "Знаний".

Раздел "Требования к уровню подготовки учащихся" складывается из требований к уровню освоенности знаний и способов физкультурной деятельности, а также требований к уровню физической подготовленности, которые представлены тестами по оценке основных физических способностей (скоростных, силовых, координационных и выносливости).

Преподавание программного материала образовательной области "Физическая культура" в начальной школе осуществляется учителем - специалистом по физической культуре (Приказ Минпроса СССР от 16.05.85 N 94). Учителя начальных классов обеспечиваются учебной нагрузкой за счет иных форм учебного процесса. Недопустимо учебные часы по физической культуре использовать на изучение других учебных предметов (математика, русский язык и т.п.), а также сдваивать уроки физической культуры. Эти негативные случаи встречаются достаточно часто в ряде школ, особенно в негосударственных образовательных учреждениях. В свою очередь, проведение занятий физической культурой учителем-специалистом обусловлено необходимостью в достижении достаточно полного и квалифицированного учебного процесса, создающего условия полноценного физического развития и физической подготовленности учащихся.

Освоение учащимися начальной школы учебного содержания программного материала образовательной области "Физическая культура" как в части основ знаний, так и в части практических умений требует реализации принципа межпредметных связей. Это становится возможным, когда материал предмета "Физическая культура" согласуется или соотносится с учебным материалом других образовательных областей, например: "Обществознание", "Естествознание", "Филология". Отрабатываемое преподавателем физической культуры совместно с преподавателем начальных классов такое межпредметное содержание осваивается учащимися на уроках соответствующих учебных дисциплин, включая и уроки физической культуры, а также факультативные и дополнительные занятия. Такой подход оказывается более эффективным в образовании школьников, поскольку дает возможность сформировать у них не только целостность представлений об изучаемых явлениях, но и позволяет существенно повысить внимание к личности каждого ребенка.

Примерная программа "Физическая культура" позволяет преподавателям осуществлять дифференцированный подход к планированию учебного материала в зависимости от физического развития и физической подготовленности учащихся (в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья), варьировать этапность освоения, дополнять и углублять его с учетом содержания других учебных предметов. Реализация этой программы в условиях учебного процесса основывается на творческом мастерстве учителя, стимулирует его к созданию новых методик и педагогических технологий, разработке методических материалов.

"Физическая культура. Основная школа". Целью образовательной области "Физическая культура" в основной школе является формирование физической культуры личности учащихся посредством освоения основ физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью, что обеспечивается как за счет собственно учебного содержания программы, так и новых технологий его планирования и освоения учащимися.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, в данной примерной программе также выделяются учебные разделы: "Основы знаний о физкультурной деятельности", "Способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью", "Требования к уровню подготовки выпускника". Все эти разделы объединяются единой логикой освоения учебного материала, которая нацелена на постепенное вовлечение учащихся в регулярные самостоятельные формы занятий физическими упражнениями и спортом.

Раздел "Основы знаний" ориентирован на углубление представлений учащихся о сущностных основах физкультурной деятельности, ее роли в жизнедеятельности человека, формах организации занятий, их оздоровительной направленности. В части практических знаний в этом разделе раскрываются особенности индивидуального планирования, регулирования физических нагрузок, контроля за физическим развитием и физической подготовленностью. В программе предусмотрено распределение учебного материала по трем основным блокам: "Культурно-исторические основы физкультурной деятельности", "Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности" и "Медико-биологические основы физкультурной деятельности".

Для освоения учебного раздела "Основы знаний" в программе отводится более 30 часов и предусматривается проведение уроков с теоретико-методической направленностью. Вместе с тем, освоение большего объема учебного материала отводится на самостоятельные формы занятий учащихся. Здесь предполагается и написание рефератов по отдельным темам, и выполнение тематических заданий по разработке содержания самостоятельных занятий, и участие в организации и проведении школьных спортивно-массовых мероприятий. Освоение учащимися программного содержания требует реализации принципа межпредметных связей. Опираясь на содержание таких образовательных областей, как "Обществознание", "Естествознание", "Филология" и "Технология", что позволяет не только углубить представления учащихся о физкультурной деятельности, более широко раскрыть ее культурные, социальные и исторические основы, но и придать предметно-ориентированную направленность самим знаниям этих предметов. При разработке такого межпредметного содержания преподаватели физической культуры совместно с преподавателями других образовательных дисциплин руководствуются прежде всего тем, чтобы освоение учебного материала помогало учащимся всесторонне познавать себя.

Раздел "Способы деятельности" ориентирован на физическую подготовленность учащихся, повышение их функциональных возможностей и формирование социальной активности. Для реализации этих ориентаций в данном разделе выделены два блока: "Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью" и "Способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью". Каждый из этих блоков включает практические умения, двигательные действия и навыки, физические упражнения. В освоении содержания этих блоков достигается всесторонность и гармоничность физического развития учащихся, обеспечивается достаточный уровень их физической подготовленности к предстоящей жизнедеятельности, формируются умения использовать средства, методы и формы физкультурной деятельности в самостоятельных (индивидуальных, групповых и коллективных) занятиях физическими упражнениями и спортом, которые ориентированы на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, организацию здорового образа жизни и досуга.

Многие темы данного раздела, связанные с закреплением практических умений (например в ведении дневника самонаблюдения, контроле за физическими нагрузками, проведении закаливающих процедур) или с совершенствованием техники выполнения отдельных двигательных действий (например удары по мячу в футболе, броски мяча в баскетболе), прорабатываются учащимися самостоятельно. Учитель на уроках физической культуры лишь консультирует и контролирует качество их выполнения, оценивает их эффективность (например влияние самостоятельных занятий и используемых в них комплексов упражнений на уровень развития соответствующих физических качеств). При такой технологии преподавания возрастает активность учащихся, ответственность за качество осваиваемого самостоятельно учебного материала. Проверку результативности самостоятельных форм занятий рекомендуется проводить в форме соревнований, тематических зачетов и общешкольных олимпиад. Это является достаточно высоким стимулом для учащихся основной школы, поскольку приобретает не только личностный смысл, но и социальный (общеклассный и общешкольный).

"Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью" ориентированы на общефизическую подготовку учащихся и представлены преимущественно прикладными видами и комплексами физических упражнений на развитие основных физических качеств. Программой предусматривается, что освоенные физические упражнения и комплексы упражнений из данного раздела должны использоваться школьниками в их самостоятельных занятиях, нацеленных на укрепление здоровья и повышение физических возможностей.

"Способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью" ориентированы на расширение двигательной подготовленности учащихся, обеспечение возможностей в организации культурного досуга и активных форм здорового образа жизни. Данный раздел программы представлен упражнениями и двигательными действиями из "базовых видов спорта" (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика, плавание, футбол, волейбол и баскетбол), один из которых (в зависимости от региональных и национальных особенностей и традиций) включается в качестве предмета освоения учащимися.

Раздел "Требования к уровню подготовки выпускников" складывается из требований к знаниям и способам физкультурной деятельности, а также нормативных показателей физической подготовленности, отражающих обязательный уровень развития основных физических способностей (скоростных, силовых, координационных и выносливости). Выполнение этих требований является основанием для допуска учащихся к выпускным государственным экзаменам по образовательной области "Физическая культура". В случае неуспешной сдачи государственного экзамена учащимся предоставляется право повторной его сдачи в соответствии с установленными для этих случаев правилами. Учащимся, которые не выбрали в качестве выпускного экзамена предмет "Физическая культура", аттестационная оценка выставляется по результатам текущей успеваемости согласно Положению об аттестации учащихся.

Организация и проведение внеклассных форм работы не входят в функциональные обязанности учителя физической культуры и могут осуществляться специалистами, имеющими специальное образование. Оплата за факультативные и дополнительные занятия по физической культуре (организация школьных спортивных кружков, секций, групп здоровья и т.п.), включенных в вариантную часть Базисного учебного плана, производится по тарификационным ставкам заработной платы учителей основной школы.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, "подвижные перемены", "час здоровья на открытом воздухе" и "спортивный час в группах продленного дня" и др.) возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, а их непосредственное проведение могут осуществлять учителя других предметов (классные руководители).

"Физическая культура. Средняя школа". Целью образовательной области "Физическая культура" в средней школе является формирование физической культуры личности учащихся посредством освоения основ физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью, что обеспечивается через целевую подготовку школьников к предстоящей жизнедеятельности (к общественно-производительному труду, службе в армии, к воспитанию детей), а также через овладение методиками самостоятельных занятий физическими упражнениями, отражающими индивидуальные потребности и интересы школьников в здоровом образе жизни.

Содержание программы для учащихся средней школы имеет разделы: "Основы знаний о физкультурной деятельности", "Способы физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью", "Требования к уровню подготовки выпускника". Все эти разделы имеют преемственность по содержанию с ранее освоенным учебным материалом начальной и основной школы и объединяются единой логикой в овладении учебного материала, которая нацеливает учащихся на осознанное совершенствование своих физических кондиций, коррекцию телосложения и двигательных действий, активное участие в разнообразных самостоятельных и самодеятельных формах физической культуры.

Раздел "Основы знаний" ориентирован на углубление представлений учащихся о современных формах физкультурно-массового и спортивного движения, роли и значении физической культуры для осуществления активной общественно-трудовой деятельности, длительного сохранения индивидуального здоровья. В части практических знаний в этом разделе излагается содержание и направленность современных систем физических упражнений, раскрываются технологии по их индивидуальному использованию в зависимости от интересов и потребностей старшеклассников. В программе предусмотрено распределение учебного материала по трем основным блокам: "Культурно-исторические основы физкультурной деятельности", "Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности" и "Медико-биологические основы физкультурной деятельности".

Для освоения учебного материала программой предусматривается проведение уроков с теоретико-методической и консультативной направленностью. Освоение большего его объема отводится на самостоятельные формы занятий учащихся. В рамках этих занятий учащиеся разрабатывают индивидуальные комплексы упражнений различной направленности и осуществляют их непосредственное разучивание, разрабатывают индивидуализированные режимы дня и двигательной активности, отслеживают индивидуальную динамику показателей физического развития и физической подготовленности. Важным условием самостоятельного освоения содержания этого раздела является опора на знания других предметов, а также активное накопление дополнительных знаний за счет разнообразных средств информации, включая и специальную литературу.

Раздел "Способы деятельности" ориентирован на обеспечение достаточного уровня физической подготовленности старшеклассников, коррекцию их физического развития и укрепления здоровья с целью активного включения в общественную жизнь. Для реализации этих ориентаций в данном разделе выделены два образовательных блока: "Способы физкультурной деятельности с профессионально-прикладной направленностью" и "Способы физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью". Первый блок представлен преимущественно прикладными двигательными действиями, необходимыми в жизнедеятельности человека, а также физическими упражнениями прикладной ориентации из различных видов спорта. Во втором блоке представлены физические упражнения из современных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, а также целостные технологии их выполнения. Данные системы имеют профилированную направленность на развитие массы тела и коррекцию телосложения, на развитие отдельных физических качеств и основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма. В единстве освоения содержания этих блоков достигается всесторонность и гармоничность физического развития учащихся, обеспечивается достаточный уровень их физической подготовленности, формируются индивидуальные способы и умения "работать" со своим телом и организмом в целом.

Большинство тем программы данного раздела выносится на самостоятельное освоение учащимися. Учитель на уроках физической культуры создает условия для самостоятельного выполнения физических упражнений, консультирует и корректирует правильность их подбора и выполнения, а также их соответствие поставленным задачам. Такая технология преподавания учебного материала позволяет учащимся познавать себя, выделять свои специфические особенности и возможности, более целесообразно организовывать самостоятельные занятия.

Раздел "Требования к уровню подготовки выпускников" складывается из требований к знаниям и способам самостоятельной физкультурной деятельности, а также нормативных показателей физической подготовленности, отражающих обязательный уровень развития основных физических способностей (скоростных, силовых, координационных и выносливости). Выполнение этих требований является основанием для допуска к итоговой аттестации выпускников по образовательной области "Физическая культура". В случае неуспешного прохождения итоговой аттестации учащимся предоставляется право повторного ее прохождения в соответствии с установленными для этих случаев правилами. Учащимся, которые не выбрали для итоговой аттестации предмет "Физическая культура", аттестационная оценка выставляется по результатам текущей успеваемости согласно Положению об аттестации учащихся.

Особенностью организации урочных форм по физической культуре в средней школе является разделение класса на две группы: юноши и девушки. Однако сложившаяся практика показывает, что в общеобразовательных учреждениях с малой наполняемостью разделение классов на группы ведет к уменьшению общего объема учебных часов (1 час - девушки; 1 час - юноши) и отражается как на полноте освоения программного материала, так и на снижении двигательной активности. Такая практика в современном образовательном учреждении недопустима. В связи с этим рекомендуется при организации и планировании педагогического процесса предусматривать объединение уроков физической культуры в старших классах по параллелям.

В основе организации внеклассной работы в средней школе лежит создание секций и клубов по интересам. Проведение данной работы не входит в функциональные обязанности учителя физической культуры и может осуществляться специалистами, имеющими специальное образование. Организация спортивных секций и спортивных клубов по интересам, по решению администрации и педагогического совета образовательного учреждения и наличию соответствующей материально-технической базы, может осуществляться на основе платных услуг с привлечением средств спонсоров, арендаторов, общественных организаций, а также взносов учащихся, по согласованию с родителями.

Все учащиеся образовательных учреждений должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в течение учебного года. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физической культурой на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы.

Для учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, занятия по физической культуре организуются непосредственно в образовательном учреждении и проводятся по специальной программе, одобренной Минобразованием РФ и Минздравом РФ и согласованной с Минфином РФ (М., 1986). Такие занятия планируются расписанием и проводятся до или после уроков из расчета двух или трех раз в неделю. Комплектование учащихся этих медицинских групп производится по заключению врача и оформляется приказом директора школы (группы не менее 10 человек комплектуются с учетом характера заболеваемости и объединяются по параллелям и по классам).

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе в связи со значительными нарушениями в состоянии здоровья или выздоравливающие после тяжелых заболеваний, занимаются гигиенической гимнастикой и лечебной физической культурой в специальных физкультурных диспансерах или кабинетах ЛФК при поликлиниках. Во время уроков физической культуры такие учащиеся могут присутствовать на уроке и оказывать учителю помощь в его подготовке и проведении. Вместе с тем, по согласованию с родителями, директором и врачом образовательного учреждения, учитель может освобождать их от присутствия на уроке.

Освоение содержания учебных программ основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету "Физическая культура" заканчивается итоговой аттестацией, и в аттестате об окончании основного и среднего (полного) общего образования выставляется итоговая отметка по данному учебному предмету. Согласно Положению об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (Приказ Минобразования РФ от 24.02.95 N 88) выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по физической культуре. Основанием для допуска к экзамену является выполнение учащимися требований учебных программ основной и средней (полной) школы. Экзаменационный материал для проведения выпускных экзаменов, выбранных выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом Примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, разработанных Минобразованием России. Итоговая отметка определяется на основании годовой и экзаменационной.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ (по разделу знаний и практических умений), разработанных на основе примерных программ для учащихся основной и средней (полной) школы. Оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований "Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам" (М., 1986).

Особенностью организации выпускного экзамена как основной, так и средней (полной) общеобразовательной школы является то, что он состоит из двух частей и проводится в два этапа: по основам знаний о физкультурной деятельности и по физической подготовленности учащихся. Каждая из частей государственного экзамена проводится в разные дни и их объединение не рекомендуется. Итоговая отметка за экзамен определяется средним баллом, рассчитанным на основании отметок, полученных выпускниками за первую и вторую часть экзамена. В случае, если средний балл не являет собой целое число, отметка, полученная выпускником за первую часть экзамена (по основам знаний о физкультурной деятельности), считается приоритетной для итоговой аттестации.

Происходящие в настоящее время изменения в структуре и содержании школьного образования определили возникновение ряда существенных проблем в развитии образовательной области "Физическая культура" в школе:

- введение альтернативных программ по предмету "Физическая культура" и неготовность учителей работать в новых условиях предопределили разрушение единства учебно-воспитательного процесса в школе, созданной отечественной системы физического воспитания;

- неготовность учителей школ работать по учебным программам, созданным на основе новых педагогических концепций, и отсутствие достаточности учебно-методического и материально-технического обеспечения для реализации этих программ;

- неотлаженность системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и отсутствие обобщения передового педагогического опыта и его широкой трансляции определили снижение качества учебной работы учителей физической культуры, отсутствие достаточного владения ими новыми педагогическими технологиями, средствами и методами современного педагогического процесса;

- эффективность практического использования новых образовательных систем в образовательной области "Физическая культура" снижается недостаточной разработанностью их нормативно-правовой и методической базы.

Первоочередными задачами, решение которых позволяет осуществить более энергично демократические преобразования и достигнуть более эффективного развития, являются:

- создание современной школы с качественным медицинским обслуживанием, с осуществлением регулярного медико-педагогического контроля за физическим, психическим и интеллектуальным развитием ребенка;

- создание необходимых условий проведения учебно-воспитательного процесса, оснащение его современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методической литературой;

- переход системы подготовки и повышения педагогических кадров на новый уровень высшего образования, выпуск специалистов, владеющих современными технологиями и методиками, различными средствами диагностики физического, психического и интеллектуального развития ребенка;

- организация и развитие внеклассных и внешкольных форм занятий физической культурой, спортивных клубов по интересам и запросам учащихся.

Данная образовательная область и примерные программы по предмету "Физическая культура" обеспечены следующей учебной и методической литературой:

а) учебниками - "Физическая культура. 1 класс" (А.П. Матвеев и др., 1996); "Физическая культура. 2 класс" (А.П. Матвеев и др., 1998); "Физическая культура. 3 класс" (А.П. Матвеев и др., 1999); "Физическая культура. 4 класс" (А.П. Матвеев и др., готовится к изданию); "Физическая культура. 5 - 7 классы" (Г.Б. Мейксон и др., 1997); "Физическая культура. 8 - 9 классы" (В.И. Лях и др., 1998); "Физическая культура. 10 - 11 классы" (В.И. Лях и др., 1998);

б) материально-техническими средствами, спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с "Перечнем учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России" (Приказ Минобразования РФ от 27.12.93 N 529). Обеспечение данного Перечня осуществляется централизованно Росучколлектором совместно с фирмой "ФРАХТ".

Департамент общего среднего образования Минобразования России заинтересован в дальнейшем совершенствовании "Обязательного минимума содержания образования", укреплении и создании соответствующей учебно-материальной базы, сохранении и развитии разнообразных форм подготовки обучающихся по образовательной области "Физическая культура". В связи с этим ждем конкретных предложений и замечаний от всех заинтересованных организаций, специалистов и учителей-практиков.

 

Руководитель

Департамента общего

среднего образования

Минобразования РФ,

член коллегии

М.Р.ЛЕОНТЬЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024