МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 1999 г. N 603
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1998 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 1999 ГОД
Во исполнение
решения расширенного заседания коллегии Минобразования России от 2 марта 1999
г. N 5, обсудившего итоги деятельности министерства, органов управления
образованием, образовательных, научно - исследовательских и других учреждений и
организаций системы образования, педагогических и научных коллективов в 1998
году и основные задачи на 1999 год, приказываю:
1. Утвердить
одобренные коллегией основные задачи Минобразования России на 1999 год
(Приложение), направленные на сохранение, поддержку и развитие системы
образования России с учетом современного состояния и перспектив социально -
экономического развития страны.
2. Руководителям
структурных подразделений министерства, подведомственных министерству
учреждений и организаций совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации обеспечить разработку мер по выполнению утвержденных
коллегией первоочередных задач Минобразования России на 1999 год.
Рекомендовать
руководителям региональных органов управления образованием использовать в
работе материалы настоящей коллегии, довести их до сведения коллективов
образовательных учреждений.
3. Руководителям
структурных подразделений министерства, подведомственных министерству
организаций и учреждений привести перспективные и текущие планы работы в
соответствие с основными задачами Минобразования России на 1999 год.
4. С целью выработки предложений по кардинальным изменениям системы
обеспечения заработной платы работникам образовательных учреждений,
подведомственных субъектам Российской Федерации и органам местного
самоуправления, заместителю Министра Г.А. Балыхину в
десятидневный срок подготовить предложения в Правительство Российской
Федерации, профильные комитеты Законодательного Собрания Российской Федерации и
ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации о
создании совместной рабочей группы для разработки предложений по
совершенствованию системы оплаты труда работников образования
и межбюджетных отношений в части финансирования сферы образования.
5. Заместителям Министра по итогам зональных совещаний (март - май
1999 г.) регионов Российской Федерации по проблемам совершенствования системы
образования Российской Федерации в срок до 10 июня 1999 г. разработать План
конкретных мероприятий в системе образования Российской Федерации на 1999/2000
учебный год в свете вышеуказанных основных задач министерства, организовать
обсуждение его в субъектах Российской Федерации и представить на утверждение
коллегии Минобразования России до 5 сентября 1999 г.
6. Отделу баз данных
и документальной связи (Быстрову И.Е.), Пресс - службе (Омельченко С.В.)
организовать информирование заинтересованных органов законодательной и
исполнительной власти, а также широкой общественности о результатах работы
коллегии и намеченных ею основных направлениях деятельности министерства в 1999
году.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Министр
В.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 10 марта 1999 г.
N 603
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 ГОД
В области
законодательства и формирования государственной политики:
разработать
в Минобразовании России, а также внести в
Правительство Российской Федерации и проработать с соответствующими комитетами
Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию
нормативно - правовой базы образования, разработать и начать осуществление
мероприятий, направленных на реализацию данных документов в 1999 г., завершить
доработку Федеральной программы развития образования, разработку Национальной
доктрины развития образования в Российской Федерации;
оказывать помощь
субъектам Российской Федерации в разработке регионального законодательства в
области образования, подготовить и издать соответствующие научно - методические
рекомендации, осуществлять мониторинг и анализ соответствия регионального
законодательства Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В области
содержания образования:
завершить
разработку государственных образовательных стандартов основного общего
образования, продолжить совершенствование стандартов начального, среднего и
высшего профессионального образования и их методического обеспечения;
осуществить
мероприятия организационного, научно - методического, правового, экономического
характера по подготовке к поэтапному переходу в 2000 - 2009 годах на 12-летний
срок обучения в средней общеобразовательной школе;
продолжить
совершенствование профессионально - квалификационной структуры подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом требований рынка
труда и приоритетов экономики и социальной сферы государства;
обеспечить
разработку содержания и методик образования, ориентированных на сельские
малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов
с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с
изменениями в укладе сельской жизни;
разработать и
начать реализацию мер по государственному регулированию рынка учебной
литературы, усилению роли целевых и региональных программ издания учебной
литературы;
продолжить работу
по сокращению обязательной аудиторной нагрузки и устранению перегрузки учащихся
общеобразовательных школ;
разработать
комплексную программу развития и организации воспитательной работы с детьми и
молодежью в образовательных учреждениях России;
принять меры по
развитию дистанционного образования, обеспечению его необходимыми учебными
материалами, базами данных и знаний, мультимедийными средствами и технологиями.
В области
управления и контроля:
продолжить развитие
системы связей с региональными органами управления образованием,
совершенствование форм и методов взаимодействия с ними;
обеспечить усиление
роли соглашений между органами управления образованием Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в вопросах управления системой образования,
завершить разработку типового (примерного) соглашения и усилить механизм контроля за выполнением ранее заключенных соглашений;
провести анализ
соответствия функциональной структуры министерства задачам распределения
управленческих функций между органами управления образованием различных
уровней, учреждениями образования с точки зрения оптимальности, оценить с этих
позиций эффективность работы аппарата министерства;
определить основные
направления и разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы
государственно - общественного регулирования как важнейшего элемента управления
сферой образования;
разработать
нормативную базу, необходимую для расширения практики организации учреждений
образования на основе многоучредительства;
продолжить
совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений: создать единую базу данных, упорядочить финансовые
вопросы, ужесточить требования при лицензировании и усилить контроль
за выполнением лицензионных требований, улучшить взаимодействие по этим
направлениям деятельности с органами управления субъектов Российской Федерации;
завершить работу по
корректировке государственной и отраслевой систем образовательной статистики;
активизировать
контрольно - инспекционную деятельность в сфере образования, более четко
разделить направления и участки этой деятельности между различными уровнями органов
управления образованием и их подразделениями, рассмотреть целесообразность
передачи части функций с федерального на региональный
уровень;
осуществлять
совместно с ЦК профсоюза работников народного образования и науки постоянный контроль за состоянием выплат заработной платы и стипендий в
сфере образования и анализ ситуации с уровнем социальной напряженности в
региональных системах образования и учреждениях образования с целью принятия
оперативных мер по улучшению положения учащихся и работников образовательных
учреждений.
В области
подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и научно -
педагогических работников:
завершить совместно
с региональными органами управления образованием работу по формированию и
приведению в соответствие с действующим законодательством нормативной и
организационно - методической базы аттестации педагогических и руководящих
кадров, а также замещения должностей научно - педагогического состава
государственных и муниципальных образовательных учреждений;
реализовать систему
переподготовки и регулярного повышения квалификации руководителей органов
управления образованием, руководящих и педагогических работников
образовательных учреждений всех уровней;
осуществить
коренную переработку нормативной базы, регламентирующей деятельность системы
аттестации научных и научно - педагогических работников, в том числе
номенклатуру специальностей научных работников и Положение о порядке
присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
оптимизировать
структуру Высшей аттестационной комиссии и сеть специализированных советов по
защите диссертаций.
В области
экономики:
совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить
работу по нормализации положения в части своевременной выплаты заработной платы
работникам образования, включая разработку согласованных с региональными
органами исполнительной власти, профессиональными союзами, представителями
трудовых коллективов графиков поэтапного погашения имеющейся задолженности по
зарплате;
продолжить
разработку и внедрение механизмов нормативного финансирования учреждений
образования; завершить разработку системы минимальных социальных стандартов для
сферы образования и показателей развития образования с учетом включения
показателей в расчетную базу федерального бюджета на 2000 год;
разработать систему
нормативов, являющихся базовыми для формирования бюджетов учреждений
образования и бюджетов всей системы образования, с учетом реформы экономики и
государственного устройства;
разработать и
реализовать механизмы целевой подготовки и формирования регионального заказа на
подготовку специалистов и научно - педагогических кадров в системе
профессионального образования с целью расширения возможностей обучения молодежи
в ведущих образовательных центрах России, усиления академической мобильности и
расширения источников финансирования профессионального образования;
провести
организационную работу по созданию системы содействия трудоустройству
выпускников профессиональных образовательных учреждений;
разработать
принципы и нормативную базу дифференциации учреждений профессионального
образования с учетом характера задач, решаемых учреждениями образования на
федеральном и региональном уровнях, наличия научных и научно - педагогических
школ и материально - технического потенциала;
подготовить
предложения в Правительство Российской Федерации по реализации образовательного
трансферта (адресных субвенций) с целью выравнивания
экономических условий функционирования учреждений образования в разных
регионах;
осуществить меры по
дальнейшему упорядочению и развитию платных форм обучения и системы платных
услуг в сфере образования; провести четкое разделение услуг в системе
образования на платные и бесплатные, определить условия платности услуг,
механизм ценообразования и систему социальной поддержки студентов и учащихся из
малообеспеченных семей;
усилить адресность
и дифференциацию социальной поддержки, расширить ее формы, в том числе провести
эксперимент по отработке механизмов образовательного кредита, образовательного
страхования, привлечь другие внебюджетные источники ресурсов;
при разработке
бюджетов учреждений образования на 2000 год максимально использовать
возможности привлечения внебюджетных средств на функционирование и развитие
системы образования;
продолжить работу по
оптимизации структуры получателей бюджета в системе образования,
последовательно осуществлять структурную перестройку сети учреждений
профессионального образования с учетом потребностей и перспектив развития
народного хозяйства страны;
организовать работу
по снижению кредиторской задолженности учреждений образования, реализовать
отраслевую программу энергосбережения;
реализовать меры по
эффективному управлению собственностью в системе образования; разработать
нормативные документы, обеспечивающие повышение эффективности использования
федеральной собственности и защиты имущественных прав
учреждений образования, определенных законодательством об образовании;
провести
инвентаризацию материальной базы подведомственных учреждений и организаций на
предмет ее оптимизации и поиска резервов по сокращению эксплуатационных
расходов;
совместно с
органами управления и учреждениями образования подготовить предложения по
определению мер в отношении незавершенного строительства и объектов,
эксплуатация которых по прямому назначению является нецелесообразной;
провести анализ
производственной и снабженческой инфраструктуры сферы образования и осуществить
комплекс мер по ее дальнейшему эффективному функционированию и развитию.
В области научных
исследований:
завершить формирование
приоритетов научной и научно - технической деятельности учебных заведений и
научных учреждений системы образования;
разработать
совместно с Российской академией наук и Российской академией образования
основные принципы и механизмы, обеспечивающие проведение интеграции высшего
образования, фундаментальной и прикладной науки;
организовать
действенную систему координации образовательных, научно - исследовательских и
опытно - конструкторских работ;
провести
реорганизацию сети научных учреждений Минобразования России с целью повышения
эффективности, устранения дублирования научных исследований;
осуществить научно
- методическое обеспечение разработок, связанных с государственными
образовательными стандартами, созданием целостного комплекса учебной литературы
нового поколения, оценкой качества образования и эффективности деятельности
образовательных учреждений, поиском новых форм организации учебно -
воспитательного процесса с приоритетом самостоятельной работы учащихся и
студентов, реализацией принципа непрерывности образования;
обеспечить развитие
информационных систем и технологий, телекоммуникационных сетей в учебном
процессе, науке и научном обслуживании;
продолжить развитие
инфраструктуры научно - технической сферы технопарков, бизнес-
и инновационных центров;
продолжить работу
по государственной аккредитации научных организаций и осуществить
реформирование их сети.
В области
международной деятельности:
создать
инновационные программы обучения иностранных граждан в Российской Федерации,
способные обеспечить расширение этого контингента, обучающегося на
компенсационной основе для получения начального, среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования;
повысить
эффективность использования государственных стипендий, выделяемых для обучения
иностранных граждан;
осуществить меры по
поддержке интеграционных процессов в области образования в государствах -
участниках СНГ и формированию в Содружестве единого образовательного
пространства;
разработать
программу мер по удовлетворению образовательных потребностей соотечественников
за рубежом, оказанию содействия зарубежным учебным заведениям с русским языком
обучения и, в первую очередь, в государствах - участниках СНГ;
создать механизм
реализации Федеральной целевой программы "Русский язык";
разработать
комплекс мероприятий, обеспечивающих расширение сотрудничества с иностранными
выпускниками российских образовательных учреждений.