МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 1998 г. N 01-50-1204/32-05
О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с
поручениями Правительства Российской Федерации от 16.07.98 N СО-П8-20644 и от
01.09.98 N П8-1251 Минобразование России рассмотрело
обращение к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину и разделяет
озабоченность и тревогу ректорского корпуса вузов России по поводу социально -
экономического положения, сложившегося в высшей школе страны.
Оценка современного
состояния системы высшего образования страны и проблемы его дальнейшего
развития, нашедшие отражение в итоговых документах пятого съезда Российского
союза ректоров, являются правильными и требующими принятия соответствующих
срочных мер как самой системой высшей школы, так и со стороны государства и
общества. Учитывая реальные экономические возможности государства в текущем
периоде, следует исходить из той роли высшего образования, которую оно должно
сыграть в построении новой российской экономики, открытого демократического
общества, утверждении принципов российской государственности. Более
того, в условиях современного состояния экономики и существенного сужения рынка
труда высшее образование играет важную роль социального буфера, усиливает
социальную защищенность молодежи.
Состояние высшего
образования характеризуется следующими тенденциями. С одной
стороны, система развивается: усиливаются инновационные процессы, динамично
меняется структура специальностей и направлений подготовки с учетом
потребностей формирующейся рыночной экономики и запросов личности на
образовательные услуги, развиваются организационно - экономические механизмы,
расширяется прием студентов, показатель количества студентов на десять тысяч
населения достиг наивысшей отметки за весь период развития российской высшей
школы и составил 220 человек. С другой стороны, происходит постоянное
снижение объемов и доли образования в государственном бюджете,
недофинансирование высших учебных заведений становится хроническим.
Ход съезда и его
итоги показали, что внутренние резервы системы высшего образования, необходимые
для предотвращения кризисных процессов, уже практически исчерпаны и требуется
активная государственная политика, направленная на стабилизацию ситуации.
Правительство
Российской Федерации и Минобразования России, учитывая ограниченные бюджетные
возможности дополнительной прямой финансовой поддержки высшей школы, исходят из
необходимости создания условий, стимулирующих привлечение в вузы финансовых
средств из различных источников, дальнейшее раскрытие новых резервов самой системы.
По поручению
Правительства Российской Федерации Минобразованием
России совместно с другими министерствами и ведомствами проводится работа по
решению проблем, стоящих перед высшей школой. Совместно с Минфином России
изыскиваются средства для выплаты отпускных и ликвидации задолженностей по
зарплате и стипендиям. В настоящее время средства на заработную плату
работникам вузов перечислены полностью, в пределах лимита на первое полугодие,
а долги по стипендиям составляют 305 млн. рублей.
В текущем году не
планируется сокращение педагогических и научно - педагогических кадров в высших
учебных заведениях, финансируемых из федерального бюджета, так же, как и
сокращение стипендиального фонда (контрольные цифры приема высшим учебным
заведениям оставлены на уровне 1997 года). Образовательным учреждениям выделяются и будут выделяться бюджетные средства для
формирования фонда оплаты труда и стипендиального обеспечения студентов в
полном объеме в соответствии с лимитами. В ходе работы Временной
межведомственной комиссии по реструктуризации бюджетных обязательств
обсуждались возможные источники бюджетных и внебюджетных средств, а также меры
по экономии энергетических ресурсов, позволяющие в условиях бюджетных
ограничений обеспечить установление необходимых лимитов и оплату коммунальных
услуг образовательными учреждениями.
В связи с
тем, что в утвержденном федеральном бюджете на 1998 г. объемы финансирования
системы образования уменьшены практически на десять процентов по сравнению с
предыдущим годом, и проведением мероприятий, связанных с прекращением
взаимозачетов, финансовая ситуация в сфере образования в т.г.
более напряженная, чем в 1997 г. В этих условиях Правительством Российской
Федерации дано поручение Минобразованию России с
целью реализации конституционных принципов
общедоступности образования осуществлять поиск дополнительных резервов, которые
бы позволили не только сохранить основные показатели системы образования, но и
по ряду важнейших направлений обеспечить развитие.
Минобразование России осуществляет контроль за выполнением
требований законодательства о запрете на разгосударствление и приватизацию
высших учебных заведений. При этом он считает целесообразным расширение в
необходимых случаях состава учредителей государственных учреждений образования
за счет привлечения в качестве соучредителей органов власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии
с действующим законодательством. В Минобразовании
России имеются предложения от ряда вузов по этим вопросам.
На решение ряда
проблем, поставленных в документах съезда, направлены следующие проекты
Постановлений Правительства Российской Федерации: "О структурной
перестройке системы профессионального образования", "О делегировании
Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации
полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению
объектами федеральной собственности в системе высшего и послевузовского
профессионального образования", которые внесены в Правительство Российской
Федерации Минобразованием России 14.07.98.
Указанные проекты
Постановлений разработаны с учетом замечаний и предложений, поступивших от
Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки,
органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советов
ректоров вузов, высказанных членами Совета руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России.
В соответствии с
Законом "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N
12-ФЗ доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не
может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета.
Фактические расходы в 1997 году составили около двух процентов расходной части
федерального бюджета.
В настоящее время
практически не реализуются законодательно закрепленные государственные
социальные гарантии и льготы для студентов и работников высших учебных
заведений России.
В связи с
напряженной обстановкой с поступлением налоговых платежей и других видов
доходов не представляется возможным профинансировать в полном объеме расходы
федерального бюджета на содержание учреждений высшего профессионального
образования.
Имеющиеся средства
в первую очередь направляются для обеспечения расчетов по стипендиям,
заработной плате и содержание детей - сирот.
С октября 1995 года
на содержание зданий и сооружений образовательных учреждений высшего
профессионального образования Минфином России бюджетные ассигнования
практически не выделяются. В условиях недофинансирования вузов из федерального
бюджета получаемые средства от сдачи в аренду площадей являются по существу
единственным источником, за счет которого учебные заведения осуществляют
аварийный ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
По данным
статистической отчетности, за прошлый год учебными заведениями сдавались в
аренду 2,2% общих площадей, находящихся в их оперативном управлении. Сумма
арендной платы по ним, исходя из средней ставки арендной платы 300 руб. за 1
кв. м, составила 244 млн. руб., или 0,07% доходной части бюджета.
Для установления
порядка сдачи в аренду объектов собственности образовательных учреждений (в т.ч. земли) с целью увеличения реинвестирования доходов от
аренды на нужды образования принят Федеральный закон "О внесении
дополнения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год"
(ст. 105 бюджета) от 31.07.98 N 140-ФЗ.
В условиях
постоянного уменьшения объемов бюджетного финансирования возникают существенные
проблемы, вызывающие серьезную общественную озабоченность и недовольство со
стороны студентов и работников высших учебных заведений. К наиболее сложным и
значимым из них следует отнести:
-
неудовлетворительное финансирование расходов системы социальной поддержки
студентов;
- низкий уровень
реальной оплаты труда профессорско - преподавательского
состава и обслуживающего персонала, составляющий чуть более 50% по сравнению с
промышленностью, а также угрожающий характер задержек с выплатой заработной
платы;
- крайне
недостаточный размер пенсионного обеспечения профессорско -
преподавательского состава и ректоров вузов;
- систематическое
увеличение объема долгов учреждений профессионального образования за тепло-,
электроэнергию и коммунальные платежи.
Ухудшение социально
- экономического положения в области высшего образования вызвало многочисленные
акции протеста студентов и преподавателей. Их массовый характер говорит о
нарастании социальных проблем в высшей школе, а акции протеста принимают
политический характер. Учитывая, что в сфере образования в целом работает и
учится свыше 40 млн. человек, происходящие в ней события оказывают растущее
влияние на все российское общество. Невыполнение требований студентов и
преподавателей по их социальной защите может обернуться новой волной
студенческих акций протеста осенью 1998 года.
Несмотря на
сложную экономическую ситуацию переходного периода, вузы продолжают
поддерживать свою жизнедеятельность, изыскивая дополнительные внутренние и
внешние резервы, оказывая платные услуги населению, сверх установленных
образовательными стандартами, сдавая в аренду помещения, не приспособленные для
учебного процесса, но не все заработанные средства доходят до вузов из-за
несовершенства налогового законодательства и нормативно - правовой базы,
которые не стимулируют капвложения в высшую школу.
С целью
стабилизации социально - экономического положения в области высшего образования
Минобразование России считает необходимым
предусмотреть:
- разработку
национальной доктрины развития образования в целом с последующим ее
утверждением федеральным законом;
- разработку
комплекса мер по защите высшего образования и сферы образования в целом на
период преодоления экономического кризиса;
- осуществление в
последующие годы поэтапного увеличения объемов финансирования высшего
профессионального образования за счет средств федерального бюджета, приведя его
размеры в соответствие с положениями Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании";
- недопущение
приватизации государственных учреждений высшего профессионального образования.
На основании этого
необходимо реализовать следующий комплекс первоочередных мер:
- в условиях
неудовлетворительной фактической государственной социальной защищенности студентов,
обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,
проработать вопросы усиления адресной социальной поддержки, в том числе
усиления поддержки студентов из малообеспеченных семей, иногородних студентов,
развитие различных форм социального страхования и кредитования в системе
образования;
- по
вопросу совершенствования оплаты труда необходимо срочное принятие Федерального
закона "О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной
сферы", которым предусмотрено, в частности, что размер тарифной ставки
(оклада) первого разряда Единой тарифной сетки должен определяться с учетом
соотношений в оплате труда между бюджетными и небюджетными
отраслями, а также прожиточным минимумом трудоспособного населения на
территории Российской Федерации;
- для ликвидации
низкого пенсионного обеспечения профессорско -
преподавательского состава принять Федеральный закон "О
дополнительном пенсионном обеспечении профессорско - преподавательского,
научного персонала, ректоров и проректоров высших учебных заведений".
Законопроектом предусматривается установление ежемесячной доплаты к
государственной пенсии профессорско - преподавательского
состава в размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80
процентов от среднего размера оплаты труда по основному месту работы в высшем
учебном заведении, исходя из дохода за последние два года, при наличии
соответствующего стажа работы. Рассмотрение проекта закона в Правительстве
Российской Федерации и представление его в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации было приостановлено Указом Президента Российской
Федерации от 28.12.96 N 1781 "О дополнительных мерах по обеспечению режима
экономии при исполнении федерального бюджета". В настоящее время вернулись
к рассмотрению этого вопроса;
- определить
порядок осуществления расчетов образовательных учреждений за тепло-,
электроэнергию и другие коммунальные услуги, обеспечивающий функционирование
учреждений образования без нарушений учебного процесса в условиях реального финансирования
из федерального бюджета и с учетом возможностей привлечения на эти цели
внебюджетных средств. Провести мероприятия по погашению задолженности за
тепло-, электроэнергию и другие коммунальные услуги, накопленные учреждениями
образования федерального подчинения на 01.01.98 в соответствии с механизмом,
определенным Минэкономикой России и Минфином России,
активизировать реализацию в учреждениях образования программы экономии
энергоресурсов, внедрения современных средств учета их потребления;
- определить
перечень услуг в сфере высшего образования, оказание которых выходит за пределы
требований государственных образовательных стандартов, и установить механизмы и
нормативы ценообразования. Предоставить право ученым советам вузов
устанавливать плату за оказание этих услуг;
- принять решения
по объектам незавершенного строительства в системе высшего образования
(завершение строительства с привлечением инвесторов, консервация, продажа).
По всем изложенным
вопросам Минобразование России направило свои предложения
в Правительство Российской Федерации.
Первый заместитель
Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ