Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июля 1998 г. N 15/268-6

 

О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ

 

За последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция увеличения количества безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства. По данным МВД России, в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 63,6 тысячи безнадзорных несовершеннолетних, что на 9 процентов больше, чем в 1996 году.

Одной из причин роста количества безнадзорных детей является семейное неблагополучие. Обостряется проблема социального сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся, воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к увеличению количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.

Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (далее - ППМС - центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.

В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно - воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.

Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.

Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с безнадзорными детьми ППМС - центры г. Москвы, Московской области, г. Санкт - Петербурга, г. Губкина Белгородской области, г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской, Ростовской, Псковской, Свердловской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края, других регионов России.

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности центров являются психолого - медико - педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально - трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого - педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально - психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС - центров является своевременная помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект - субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально - психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС - центры, в которых имеются приюты (стационары).

ППМС - центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами.

Значительную роль в деятельности ППМС - центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу.

Многие ППМС - центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно - развивающего обучения. Большую роль в социально - педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое обучение. При многих ППМС - центрах функционируют учебно - производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС - центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС - центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.

Таким образом, в настоящее время ППМС - центры решают проблемы десятков тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого - педагогическая и медико - социальная помощь и поддержка.

Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и ощутимыми результатами работы ППМС - центров, имеют место проблемы, требующие своего решения. Особо актуальной в настоящее время является разработка и утверждение нормативно - правовой базы деятельности ППМС - центров. В номенклатуру образовательных учреждений ППМС - центры не включены из-за отсутствия типового положения. Статус специалистов центров требует более четкого юридического определения.

Острой является потребность в совершенствовании системы подготовки кадров для ППМС - центров. В ряде случаев ППМС - центры не имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения совместной работы с детьми и подростками по профилактике их школьной дезадаптации, безнадзорности и правонарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составляющими реабилитационной службы в образовании.

Профилактическая деятельность образовательных учреждений не получает необходимой научно - методической поддержки. Недостаточно используется опыт работы ППМС - центров при организации педагогической практики студентов, повышения квалификации психологов, социальных и коррекционных педагогов, других специалистов.

Нуждается в качественном улучшении и система информационного обеспечения ППМС - центров. Требуемая информация чаще всего оказывается недоступной для тех, кто в ней более всего нуждается,- для родителей, детей и педагогов. Особую тревогу вызывает рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств, обеспечивающих поддержку детей группы риска.

Необходима разработка и утверждение образцов отчетной документации, критериев оценки деятельности ППМС - центров. Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС - центров вследствие давности сроков их принятия не всегда соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и подростков. Во многих ППМС - центрах остро стоит проблема оснащенности материально - технической базы, укомплектования кадрами, особенно социальных педагогов и юристов.

Перечисленные проблемы, связанные с деятельностью ППМС - центров, были обсуждены на заседании коллегии Минобразования России 19.05.98. Коллегия одобрила работу центров психолого - педагогической и медико - социальной помощи с безнадзорными детьми и их деятельность по профилактике школьной и социальной дезадаптации, а также отметила, что содержание и результативность работы ППМС - центров по психолого - педагогической реабилитации несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности подтверждает необходимость развития сети учреждений указанного типа в действующей системе образования.

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано:

- определить меры по развитию сети ППМС - центров, укреплению их материально - технической базы и укомплектованию кадрами, совершенствованию деятельности на основе договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного взаимодействия;

- считать сферой особого внимания решение проблем по предупреждению дезадаптации детей в образовательных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и ребенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение развития личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме;

- повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся, воспитанников, не оставлять без внимания каждый случай самовольного оставления детьми образовательных учреждений, организацию их занятости в летний период;

- организовать работу по повышению квалификации и переподготовке кадров специалистов ППМС - центров на базе институтов повышения квалификации работников образования по вопросам предупреждения школьной и социальной дезадаптации обучающихся, оказания им профессиональной психолого - педагогической и медико - социальной помощи;

- использовать опыт органов управления образованием г. г. Москвы и Санкт - Петербурга по созданию в регионах советов директоров ППМС - центров для координации их деятельности и обмена опытом работы.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования РФ

от 15 июля 1998 г. N 15/268-6

 

СПРАВКА

О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

 

Экономическое и социальное положение современной России создает множество факторов риска для подрастающего поколения, что ведет к целому ряду проблем, требующих решения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних. Продолжает нарастать семейное неблагополучие. Обострилась до предела проблема социального сиротства. Так, по данным МВД России, число лиц, лишенных родительских прав, за последние 5 лет возросло в три раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию своих детей. В 1997 году в сравнении с предыдущим годом количество выявленных родителей, отрицательно влияющих на воспитание детей, увеличилось в 7 раз (с 16,5 до 118,6 тысячи); лиц, привлеченных к административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию детей, - в 4,5 раза (с 6,7 до 30,15 тысячи). Более чем в 14 раз (с 855 до 9277) возросло число фактов изъятия детей из семьи в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Количество ежегодно совершаемых подростками административных правонарушений превысило один миллион. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних от 55 до 59 тысяч детей и подростков. В 1997 году в такие центры было доставлено 63,6 тысячи несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году. Среди помещенных 1,1 тысячи подкинутых и заблудившихся, 10,0 тысячи - оставшихся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих; 38,7 тысячи - ушедших из семьи; 6,4 тысячи - самовольно покинувших детские дома, школы - интернаты и другие образовательные учреждения. Из числа помещенных лица женского пола составили 14,8 тысячи, 26,3 тысячи несовершеннолетних не имели одного родителя, 9,7 тысячи - обоих родителей.

В настоящее время сохраняется порочная практика отчисления обучающихся, воспитанников и оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к возрастанию количества безнадзорных детей.

В системе образования Российской Федерации целенаправленно работают по преодолению сложившейся ситуации центры психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (далее - ППМС - центры) <*>. Создание нового типа образовательного учреждения вызвано тенденцией увеличения числа семей и детей группы риска и связано с формированием нового - гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, личностно ориентированному сопровождению ребенка.

--------------------------------

<*> Подобные центры созданы в системах Минтруда России, Минздрава России, Минкультуры России, Госкоммолодежи России в рамках их функциональных обязанностей.

 

В течение 1990 - 1997 гг. создано свыше 400 таких центров реабилитационной направленности (в 1997 г. их сеть увеличилась почти в два раза). Они осуществляют деятельность, направленную на реализацию конституционных прав на образование, охрану здоровья, труд детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Основная задача ППМС - центров - создание эффективной системы, включающей в себя комплексную диагностику, коррекционно - развивающие, реабилитационные мероприятия, оптимальную среду обитания и адаптацию их к социуму.

Отличительная особенность ППМС - центров - в максимальной индивидуализации и комплексности оказываемой помощи детям, родителям и педагогам.

В настоящее время ППМС - центры решают проблемы десятков тысяч детей, как правило из неблагополучных и малообеспеченных семей, которые по разным причинам уже оказались вне школы или могут оставить ее в ближайшее время, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого - педагогическая и медико - социальная поддержка.

Одной из причин роста безнадзорности детей является такое распространенное во многих школьных коллективах явление, как жестокость и насилие в подростковой среде. Учитывая эту проблему, многие ППМС - центры направляют свою деятельность на выявление подобных случаев, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

В основу деятельности ППМС - центров положены принципы гуманистической педагогики: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект - субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально - психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости.

Коллективы ППМС - центров стараются создать атмосферу теплоты, доброжелательности и равноправия среди обучающихся, максимально поощряют даже маленькие их успехи в учебе и поведении. Особое значение имеет диагностический этап, когда выявляются уровень педагогической запущенности ребенка, ее причины, характер взаимоотношений с родителями, педагогами, сверстниками, состояние здоровья. В это же время изучаются качества личности подростка, на которые можно будет опереться в организации работы с ним. Началом установления контакта является пробуждение в ребенке желания быть успешным.

В последние годы отмечается высокий уровень асоциального, девиантного поведения принимаемых в центры детей. К примеру, в Хабаровском городском экспериментальном центре педагогической реабилитации (директор Петрынин А.Г.) по состоянию на 01.09.97 состояли на учете в ОВД или имели судимость - 88%, употребляли алкоголь - 98%, курили - 99%, употребляли наркотические и токсические вещества - 78%, участвовали в грабежах и вымогательствах - 26%, принимали участие в кражах, в т.ч. автотранспорта, - 75%, были склонны к бродяжничеству - 64%, имели половую распущенность - 37%.

Практически каждый второй подросток - второгодник, либо не обучался в течение года и более; 34% детей - из неблагополучных семей, 78 человек - из малообеспеченных, 21 человек - из многодетных, 50% - из неполных. По возрастному составу свыше 50% - подростки старше 15 лет.

При центре функционирует приют на 32 человека. Причины проживания детей в приюте: ожидание суда; изоляция от асоциальной среды в микрорайоне; конфликты в семье, пьющие родители; школьная дезадаптация.

Время пребывания в приюте - от 10 суток до года и более в зависимости от ситуации в семье. Решение о возвращении домой принимается совместно с ребенком, психологом, воспитателем, социальным педагогом после анализа семейной обстановки. Всего в 1997 году в приюте проживало 94 ребенка.

За пять лет работы центра окончили основную школу и получили навыки рабочих профессий 226 выпускников. Из них только трое находятся в местах лишения свободы. Многие продолжают образование в училищах, колледжах, есть даже студент института. Остальные трудоустроены или служат в армии.

Пять лет существования экспериментального центра реабилитации доказали его эффективность: тем, кому не верили ни родители, ни учителя, ни милиция, здесь поверили и заставили взглянуть на себя самого с уважением и верой, что он станет лучше. В центре работают над восстановлением утраченных связей ребенка с семьей, школой, обществом. Первые заповеди, по которым здесь живут, - "Научись понимать себя и других", "Уважай себя и других".

Порядок содержания детей и подростков в центре обеспечивает условия для педагогической коррекции, включает в себя систему оздоровительных, воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, безопасные условия проживания, социально - правовую помощь. С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в центре проводится их психологическое обследование. По результатам обследования определяется комплекс психолого - педагогических мер, которые помогают решить личные проблемы воспитанников, восстановить обучаемость, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устойчивость.

Немаловажную роль в профилактике безнадзорности и педагогической реабилитации детей с девиантным поведением играет сложившаяся в центре система воспитательной работы. Во главу всей воспитательной работы положена следующая цель - формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. В планах центра и воспитателей определены такие дела, которые имеют огромное значение в формировании физического и нравственного здоровья детей: массовые спортивные праздники, выезды на природу. Особое место в воспитательной работе занимают "ключевые дела" - совместная творческая коллективная деятельность воспитателей и воспитанников.

В связи с тем, что у большинства воспитанников центра неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, им предлагается на выбор свыше 20 различных кружков и объединений. Занятия проводятся во второй половине дня специально подготовленными педагогами дополнительного образования.

Важнейшим направлением в работе центра с безнадзорными детьми является устройство их на учебу, трудоустройство выпускников, оказание посильной помощи по достижению ими 18-летнего возраста. Так, из 116 выпускников, получивших документ об основном общем образовании, обучаются в ПТУ - 46; в вечерней (сменной) школе - 8; в техникумах - 6; в общеобразовательной школе - 1; в лицее - 2; трудоустроено - 27 человек и т.д.

Не работают и пока не трудоустроены только 2 человека.

Актуальным направлением работы центра является оздоровление детей и подростков. Воспитанники приюта получают пятиразовое питание, при дневном пребывании - трехразовое. В штатах медицинского персонала (12 ставок) - педиатр, терапевт, невропатолог, психиатр, дерматолог и др. По данным углубленных осмотров воспитанников, которые проводятся два раза в год, выявлено, что 97% воспитанников страдают энцефалопатией смешанного типа, около 10% - с пониженным зрением, около 5% - со сколиозом и т.п. Два раза в год воспитанники центра проходят осмотр стоматолога, на диспансерном учете в центре педагогической реабилитации у педиатра и терапевта состоит 45% воспитанников. Благодаря отлаженному механизму обследования и лечения отмечается резкое снижение венерических заболеваний, в полтора раза снизилась заболеваемость чесоткой, педикулезом. Физической культуре как значимому фактору соматического и психического здоровья также отводится важная роль.

В настоящее время в г. Москве на базе 16 образовательных учреждений осуществляются практические меры по оказанию психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям со школьной и социальной формами дезадаптации, отклоняющимся поведением. За последние три года комплексная помощь оказана более 50 тысячам детей.

Координацию всех действующих психолого - медико - социальных служб, практических психологов образовательных учреждений, оказание им методической и организационной помощи, создание методической базы, подготовку и переподготовку специалистов ППМС - центров, проведение психолого - медико - педагогической экспертизы программ, инновационных педагогических и психологических технологий осуществляет городской психолого - медико - социальный центр Московского комитета образования (директор Зацепин В.В., кандидат психологических наук).

Основным направлением деятельности экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам "Лосиный остров" Московского комитета образования (директор Сидоров Н.Р., кандидат психологических наук) является оказание помощи социально дезадаптированным детям. Наряду с диагностической и коррекционной работой проводятся лечебные и оздоровительные мероприятия, организованы дополнительное образование и досуг детей, рабочие места для детей, получивших начальные профессиональные навыки, оказывается социально - правовая помощь воспитанникам детских домов. Только за первое полугодие 1997/98 учебного года 17435 детей получили помощь специалистов комплекса, из них 20 - находящихся в приюте комплекса.

Психолого - медико - социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию, "Озон" (директор Сафонова Т.Я., доктор медицинских наук) Центрального окружного управления Московского комитета образования оказывает психологическую, медицинскую и правовую помощь детям, пострадавшим от насилия, занимается реабилитацией и социальной адаптацией таких детей. В целях предупреждения жестокого обращения с детьми центр "Озон" организует работу с семьей, которая включает в себя диагностику родительско - детских отношений, семейную терапию, нормализацию отношений внутри семьи.

ППМС - центр "Юго - Запад" (директор Куликова Е.Ф., заслуженный учитель Российской Федерации) на основании договоров о сотрудничестве с 16 образовательными учреждениями Юго - Западного административного округа г. Москвы осуществляет несколько программ. Основные виды деятельности этого центра: диагностическое обследование, выявление психологических проблем, помощь в формировании коррекционно - развивающих классов, коррекционная работа по формированию основных социальных навыков у детей риска, тренинги с подростками, профдиагностика, профориентация, психолого - педагогическое сопровождение детей при переходе с этапа на этап обучения. Специалисты ППМС - центра вместе с руководителями школ проводят психологические консилиумы, выступают на педсоветах. По запросу учителей в среднем и старшем звене школ организованы психологические тренинги по профилактике социальной дезадаптации (алкоголизма, наркомании, ранней половой распущенности). Проводятся семинары по проблемам психологических особенностей обучения и воспитания детей группы риска, скрининговые социально - педагогические обследования подростков, выявляются причины негативных межличностных проявлений, низкой учебной мотивации.

Межведомственная московская программа "Дети улиц" включает в себя комплекс мер по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Естественным образом вписывается в эту программу работа ППМС - центров.

Деятельность ППМС - центров Московского комитета образования отличает высокий научный потенциал (сотрудниками центров являются 22 доктора наук, 80 кандидатов наук), функциональная взаимодополняемость и творческий потенциал, чему способствует также работа совета директоров ППМС - центров г. Москвы, который возглавляет Касаткин В.Н., директор комплекса социальной помощи детям Московского комитета образования, кандидат медицинских наук.

В некоторых территориях создаются муниципальные системы психолого - педагогической и медико - социальной поддержки детей.

В Люберецком районе Московской области, например, в рамках такой муниципальной системы создано пять специализированных учреждений, решающих различные проблемы детей и подростков группы риска, оказавшихся в кризисной ситуации или оставшихся без попечения родителей. Это - Томилинский приют, учреждение временного пребывания детей и подростков, в котором за время работы оказана помощь 175 детям и подросткам. В кризисном центре "Хороший друг" с группами приюта и детского дома в настоящее время находятся 72 подростка от 4 до 16 лет. Центр семейного воспитания, имеющий пять филиалов в разных микрорайонах города, работает с самой сложной категорией семей группы риска. Психолого - медико - педагогическая служба осуществляет раннюю диагностику и выявление детей с проблемами, в Центре социально - трудовой адаптации подростков получают начальное профессиональное образование учащиеся школ, по каким-либо причинам оставившие их.

Проблемой остается сохранение жилой площади, закрепленной за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В последние годы увеличилось число семей, которые совершают различные сделки с жилой площадью, нарушая законные права и интересы своих несовершеннолетних детей. Социальные педагоги, юристы ППМС - центров проводят кропотливую работу по защите прав и интересов своих подопечных. Так, в 1997 г. в Люберецком районе Московской области с помощью прокуратуры решен вопрос возвращения жилой площади воспитаннику кризисного центра Корпусову Игорю, возвращена однокомнатная квартира сироте Осиповой Кате и т.д. В этом районе в настоящее время в судопроизводстве находится 6 дел по признанию незаконными сделок с жилой площадью, приведших к утрате детьми жилья.

Немаловажное значение в работе с дезадаптированными детьми и подростками, профилактике их безнадзорности имеет позиция органов управления образованием. Вопросы ухода детей из школы во многих регионах находятся под их пристальным вниманием. В Ярославской области по инициативе департамента образования в решении проблем, связанных с оставлением подростками учебы, согласованы действия всех заинтересованных сторон. Совместно с областной прокуратурой, инспекцией по делам несовершеннолетних был разработан порядок отчисления подростков (не получивших основного общего образования) из школы, согласованный с администрацией области. Подобная административная мера позволяет оперативно вмешиваться в сугубо школьные причины конфликтов подростков со школой, оказывать необходимую помощь в решении их дальнейшей судьбы. Действенные меры по сдерживанию ухода подростков из школы дали свои положительные результаты: в области не произошло резкого увеличения числа детей и подростков, оставшихся вне школы или других форм образования (ежегодно - около 1%).

В структуре вечерних (сменных) общеобразовательных школ в последнее время произошли серьезные изменения. На их базе созданы и функционируют учреждения открытого типа: центры образования молодежи, центры социальной адаптации, общеобразовательные школы с вечерней формой обучения, классами реабилитации и социальной поддержки детства.

Эффективным в осуществлении задач центров по адаптации детей и подростков стало внедрение различных образовательных программ. Например, в рамках Программы "Отечество" подростки Ярославской области включились в нетрадиционные мероприятия. В течение всего 1996/97 учебного года ребята посещали ремесленников и местных умельцев, записывали их рассказы о том, как те достигали успехов в своем творчестве, фотографировали их работы. Это нашло свое продолжение в оформлении рукописной книги "Рецепты мастерства". Группа обучающихся увлеклась работами умельцев, а затем ребята сами стали пробовать смастерить ту или иную вещь. Коллективную работу подростков назвали "Возрождение мастерства". Все это не только способствует развитию интереса к народному творчеству, но часто служит фундаментом будущей профессии.

Большой опыт по реализации гуманистического подхода к работе с "трудными" детьми накоплен в городском психолого - диагностическом центре г. Ярославля (директор Хуторная М.Н.). Особенностью работы этого центра является "средовой подход", при котором акцент делается как на непосредственную работу с самим ребенком, так и на работу с людьми, его окружающими (учителями, сверстниками, семьей).

Для раскрытия возможностей и способностей детей и подростков важную роль играет организация их досуга. В системе образования Ярославской области представлено 120 направлений этой деятельности: научно - исследовательская, спортивная, экологическая, техническое творчество и др. Для обучающихся области работают: математическая, физико - техническая школы, школа филологии, экологический центр, центр дистанционного обучения (с использованием системы INTERNET).

Гуманистическая педагогика начинается с позиции педагога. Только профессионально подготовленный педагог, понимающий проблемы ребенка, верящий в его возможности, освоивший методы формирования, развития и коррекции личности, сможет работать с детьми группы риска.

Для осуществления подготовки кадров для работы с детьми группы риска на всех факультетах Ярославского государственного педагогического университета введены спецкурсы по работе с данной категорией детей. Аналогичные курсы введены на спецфакультетах по подготовке социальных работников и менеджеров образования в Ярославском государственном университете, практических психологов - в Ярославском государственном педагогическом университете, институте повышения квалификации. За последние 4 года на базе областного Института повышения квалификации педагогических кадров подготовлено более 100 социальных педагогов, повысили квалификацию по вопросам предупреждения школьной дезадаптации практически все учителя, административные работники, инспекторы муниципальных органов управления образованием, школьные психологи.

В г. Санкт - Петербурге в результате тесного взаимодействия представителей науки, практики и управления образованием сложилась система психолого - педагогического и медико - социального сопровождения развития ребенка. Разностороннюю помощь ребенку, семье и школе оказывают городская психолого - медико - педагогическая консультация, 18 ППМС - центров, 102 логопункта, 20 районных психолого - медико - педагогических комиссий и более 1100 специалистов в образовательных учреждениях. В 1997 г. в учреждениях образования работало более 550 психологов, 400 социальных педагогов, 220 логопедов, около 100 педагогов - валеологов.

ППМС - центры помогли объединить усилия многих организаций, служб и специалистов, решающих проблемы ребенка, выступающих независимыми экспертами и защитниками его интересов. Так, в 1997 г. основными причинами обращений к специалистам центров были: трудности в обучении - 8000; выбор образовательного маршрута - 7800, проблемы в поведении - 4300; личностные проблемы - 4600.

О результативности работы ППМС - центров по преодолению затруднений в обучении детей свидетельствует опыт работы центров Петроградского и Красносельского районов г. Санкт - Петербурга (директора Головнева Н.Я., Дмитриева Н.Р.). Так, в Петроградском районе за последние три года в два раза снизилось количество неуспевающих среди обучающихся 1 - 3 классов всего района. В Красносельском районе на базе центра каждый год проходят обучение и реабилитацию 60 - 70 детей, которые ушли из своих школ из-за длительной неуспеваемости и второгодничества, нежелания учиться. В школу при центре дети съезжаются со всего района, в течение двух лет успешно проходят период реабилитации и возвращаются в образовательные учреждения, завершают образование.

В 1997 г. специалистами ППМС - центра "Развитие" (директор Летунова В.Е.) оказана помощь 3538 детям.

Только через приют муниципального центра психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска (директор Гневашева Л.Н.) за последние 3 года прошли 748 человек. Для развития опыта социальных отношений подростков, многие из которых состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, имели отсрочку исполнения приговора, в центре создан широкий спектр кружков и секций (домашняя академия, кружок резьбы по дереву, игры на гитаре, духовой оркестр, клуб "этикет", клуб бардовской песни), деятельность которых направлена на физическое и духовное оздоровление детей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Среди занимающихся в кружках и секциях 3/4 составляют дети с девиантным поведением и дети, проживающие в приюте центра. Дети, занимающиеся в эстрадной студии, были участниками финального конкурса молодых эстрадных исполнителей "Северная звезда - 96", получив приз "За сохранение русских традиций в песне". С целью непрерывности социальной реабилитации детей в период летних каникул организуются походы, профессиональная практика. В июне - августе 1997 г. было проведено 4 похода по Северной Двине на теплоходах, один из них - с воспитанниками приюта центра.

Необходимость развития и совершенствования системы учреждений социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге диктуется обострением проблемы социального положения детей в условиях современной социально - экономической ситуации большого промышленного города. На сегодняшний день в г. Екатеринбурге существует более 20 центров и служб различной специализации и направленности, среди них - центры и службы психологической помощи семье и детям.

В муниципальном образовательном учреждении социально - педагогической адаптации и реабилитации "Творчество" (директор Хорьков В.К.) обучаются по коррекционно развивающим программам, занимаются в кружках, клубах и секциях 316 детей, которые не посещали общеобразовательную школу.

В приют экспериментального социально - педагогического центра г. Тюмени помещаются дети по решению председателя комитета по образованию. Здесь они находятся от одного до шести месяцев, проводится их полное диагностирование, реабилитация здоровья, психики, коррекция поведения. Ведется работа по подготовке документов для дальнейшего устройства. Но первоочередная задача - накормить, одеть, отогреть, а затем уже помочь найти себя, осознать свои лучшие качества и развить их. Для комплексной работы с ребенком в штате есть воспитатели, юрист, социальный педагог, медицинская сестра, врач - педиатр. Главная задача работников центра - вернуть ребенка в семью или найти ему приемных родителей. Детям в приюте предоставляют возможность продолжать обучение. Здесь же они получают первые навыки профессиональной подготовки: швеи, кондитера, парикмахера, гувернера, повара, слесаря и др. Если ребенок возвращается в семью, в течение года (а при необходимости и более длительное время) данная семья патронируется социальным педагогом. За 5 лет через центр прошли 133 ребенка, из них: возвращены в семьи - 64; переданы в семьи на усыновление и под опеку - 16; в детские учреждения - 16, остальные дети пока проживают в приюте. Совместно с ОВД было подготовлено 60 дел на лишение родительских прав, однако через суд возбуждено только 15 исков, у остальных родителей изменилось отношение, и дети возвращены в семью.

На протяжении последних лет Минобразование России уделяло большое внимание процессу становления ППМС - центров.

Решением коллегии министерства от 25.06.91 было одобрено Примерное положение об учебно - воспитательном и научно - методическом комплексе педагогической реабилитации. В этом же году в г. Саратове состоялась Всероссийская научно - практическая конференция "Дети с девиантным поведением: психолого - педагогическая реабилитация и коррекция". В декабре 1995 г. на коллегии министерства был рассмотрен и одобрен проект Типового положения о центре психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям и подросткам. В декабре 1996 г. на Всероссийском совещании - семинаре директоров ППМС - центров в г. Ярославле проект Типового положения был обсужден и одобрен всеми его участниками. В марте с.г. в Минобразовании России проведен круглый стол "О деятельности ППМС - центров по реализации принципов гуманистической педагогики в работе с безнадзорными детьми" с участием руководителей органов образования ряда субъектов Федерации, представителей МВД, ВНИИ прокуратуры, Минтруда, Минздрава, Госкоммолодежи, Минобороны России, общественных и религиозных организаций.

Большой интерес вызвала Всероссийская научно - практическая конференция "Психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение развития ребенка", которая состоялась в г. Санкт - Петербурге в апреле т.г.

В настоящее время министерство представило на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Типового положения об образовательном учреждении - Центре психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям.

Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и результатами работы ППМС - центров, имеют место проблемы, требующие своего решения. В номенклатуру образовательных учреждений ППМС - центры не включены из-за отсутствия типового положения. Возникли сложности при согласовании проекта Типового положения с отдельными министерствами, что потребовало дополнительного времени. Острой является потребность в совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для ППМС - центров, так как многие из них испытывают недостаток квалифицированных практических работников.

В ряде случаев недостаточно отработана совместная деятельность ППМС - центров и образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, слабо еще взаимодействуют центры на межведомственном уровне. Накопленный опыт работы ППМС - центров по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должным образом не обобщается и не систематизируется. Недостаточно используется он и для организации педагогической практики студентов, повышения квалификации психологов, социальных и коррекционных педагогов и других специалистов. Необходима разработка и утверждение на федеральном уровне отчетной документации и критериев оценки деятельности ППМС - центров. Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС - центров вследствие давности сроков их принятия не всегда соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и подростков. Законодательно не определены формы взаимодействия приютов с органами опеки и попечительства. Во многих ППМС - центрах остро стоит проблема оснащенности материально - технической базы.

Вместе с тем, несмотря на все проблемы роста и становления, ППМС - центры дают вполне ощутимый профилактический и реабилитационный эффект. Позитивные результаты деятельности ППМС - центров стали возможны благодаря созданию реабилитационно - воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики, лучший отечественный и зарубежный опыт. Целенаправленной работой ППМС - центров вместе с традиционными образовательными учреждениями в обозримом будущем может быть приостановлена тенденция к увеличению количества безнадзорных детей в России.

 

Начальник Управления

реабилитационной работы

и специального образования

Д.С.ШИЛОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024