Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 июня 1998 г. N 216/13-12

 

В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12.05.98 N 6/2 "О совместной работе органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования" направляем для использования в практической деятельности справку по указанному вопросу.

Кроме того, органам управления образованием (профобразованием) коллегией рекомендовано:

1. Разработать совместно с заинтересованными организациями, учреждениями и предприятиями региональные программы развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.

2. Обеспечить заключение договоров со службами занятости по взаимодействию в организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.

3. Организовать переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, занимающихся вопросами организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.

 

Начальник Управления

начального профессионального

образования, член коллегии

Е.Я.БУТКО

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Министерства общего

и профессионального образования РФ

от 24 июня 1998 г. N 216/13-12

 

СПРАВКА

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕМ И ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Важность совместной работы органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения предопределяется ситуацией, сложившейся на рынке труда России. Так, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 1998 года, составила 1998,7 тыс. чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 634,7 тыс. чел.

В 53 субъектах Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель, при этом в 15 - в два и более раза. В пятерку регионов с наиболее кризисной ситуацией на регулируемом рынке труда входят: Корякский автономный округ, где уровень безработицы равен 8,1%, Архангельская область - 7,4%, Республика Калмыкия - 6,6%, Ингушская Республика - 6,0%, Республика Дагестан - 6,2%.

А к пятерке регионов с относительно благополучной ситуацией относятся г. Москва - 0,6%, Липецкая область - 1%, г. Санкт - Петербург - 1,2%, Оренбургская область - 0,8%, Ростовская область - 1%.

В составе безработных граждан около 662 тыс. человек, или 33,1 процента, - это граждане, не имеющие профессии (специальности), а также имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе, т.е. те, кто без предварительного обучения практически не сможет трудоустроиться, а значит, нуждается в переподготовке.

В 1997 году в образовательных учреждениях разной ведомственной принадлежности по направлению служб занятости переобучено 201,8 тыс. безработных граждан и незанятого населения, в том числе 142,4 тыс. человек по рабочим профессиям.

При этом в профессиональных училищах и лицеях Минобразования России обучено 37,2 тыс. человек (18,4%) от общего числа переподготовленных, в учебно - курсовых комбинатах различных ведомств - 64,9 тыс. чел. (32,1%), в центрах службы занятости - 28,5 тыс. чел. (14,1%), в техникумах и вузах - 24,6 тыс. чел. (12,2%) и в негосударственных учебных заведениях - 26,9 тыс. чел. (13,3%).

На эти цели из фонда занятости населения израсходовано 617,3 млн. деноминированных рублей.

Об эффективности этой работы говорит тот факт, что из общего числа переподготовленных 156,5 тыс. чел., или 85,8%, были трудоустроены.

Органы службы занятости осуществляют координирующую роль во взаимодействии органов управления образованием, образовательных учреждений и работодателей, выступают в роли заказчика образовательных услуг в учреждениях; осуществляют планомерную работу по переориентации образовательных учреждений с отраслевого на территориально - отраслевую систему подготовки кадров.

При этом нормативно - правовой основой в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения служат Федеральная программа содействия занятости населения на 1996 - 1997 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 8 мая 1996 г. N 570, и договор о сотрудничестве между Минобразованием России и ФСЗ России от 23 апреля 1996 г.

В результате совместной работы Минобразования России и Минтруда России разработаны, утверждены и направлены в регионы:

Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; Модель учебного плана; Рекомендации по организации профессионального обучения на базе профессиональных учебных заведений; инструктивно - методическое письмо о взаимодействии органов управления образованием и служб занятости и другие материалы по вопросам переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.

В 1996 - 1997 гг. Институт развития профессионального образования Минобразования России совместно с Российской академией труда и занятости Минтруда России провел исследования, направленные на создание методологии проектирования содержания переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.

Институтом также разработаны примерные учебные планы, методика проектирования образовательного процесса, технология реализации программно - целевого метода организации обучения и ряд других важных для обучения безработных граждан и незанятого населения материалов.

Основные направления сотрудничества и координация деятельности органов управления образованием и службы занятости определяются в региональных договорах, разрабатываемых на базе положений договора о сотрудничестве Минобразования России и Минтруда России.

Исходя из этого, переобучение указанного контингента в системе начального профессионального образования приобретает особую значимость и постоянно развивается как по профессионально - квалификационной структуре, так и объему обучающихся.

В системе начального профессионального образования кроме переподготовки по направлениям служб занятости осуществляется обучение взрослого населения по договорам с предприятиями и физическими лицами за счет их финансовых средств. В 1997 году по договорам обучено 184,4 тыс. человек, или в 5 раз больше, чем по направлениям служб занятости. С учетом этого наибольшее число безработных граждан и незанятого населения проходит обучение в системе начального профессионального образования.

За переподготовку взрослого населения профессиональные училища и лицеи получили в 1997 году 563,2 млн. рублей (деноминированных) дополнительно к бюджетному финансированию.

Таким образом, система начального профессионального образования, осуществляя переподготовку безработных граждан и незанятого населения, выполняет важнейшую социальную задачу, а также получает дополнительное финансирование. Причем эти средства являются практически единственным источником для переоборудования и модернизации учебно - материальной базы учреждений начального профессионального образования, поскольку из федерального бюджета за последние 5 лет средства на эти цели не выделялись.

Обучение осуществлялось более чем по 400 профессиям и специальностям, в том числе для рыночной инфраструктуры, жилищно - коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения.

Расширяется практика переподготовки рабочих из числа малочисленных народов Крайнего Севера: в Камчатской области - оленеводов - радистов, в Магаданской - оленеводов - механизаторов, в Читинской - охотников, звероводов; в Корякском автономном округе - специалистов рыбного промысла, в профессиональном лицее Народов Севера (Якутия) - подготовка фермеров, хозяек усадьб.

Одной из форм сотрудничества с профессиональными училищами и лицеями является создание на их базе учебных пунктов по переобучению незанятого населения. Главное преимущество такой формы организации учебного процесса является возможность обучения групп с разной наполняемостью, включая индивидуальное обучение.

В Самарской области, например, более половины безработных (52%) обучались в образовательных учреждениях начального профессионального образования по такой форме обучения.

В Орловской области организовано на базе училищ четыре межрайонных учебных центра. В Московской области - семь учебных центров на правах соучредительства со службой занятости и районными администрациями для переподготовки по профессиям бытового обслуживания, жилищно - коммунального и сельского хозяйства.

Пять филиалов Самарского модельного учебного центра созданы на базе профессиональных училищ.

В Липецкой области результатом совместной работы явилось увеличение подготовки по договорам с 1150 человек в 1995 году до 1310 - в 1997 году. Обучение безработных граждан и незанятого населения ведется в 17 учреждениях начального профессионального образования из 31. За подготовку по заявкам управления труда и занятости ими получено в 1997 году 72,0 млн. рублей.

Управлением начального профессионального образования и управлением труда и занятости населения области разработан прогноз потребности в рабочих кадрах, проводится сбор и анализ пожеланий работодателей и их требований к подготавливаемым рабочим различных профессий и специальностей.

Проводится работа по обеспечению гибкости подготовки с учетом сезонных требований рынка труда. В настоящее время обучается 114 безработных граждан по профессии тракторист - машинист. Решается вопрос о создании временных учебных пунктов профессиональных училищ в сельской местности, определен перечень учебных заведений и специальностей, по которым может вестись подготовка (11 ПУ).

В целях оперативного решения вопросов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и незанятого населения в состав членов коллегии управления начального профессионального образования области введен заместитель начальника управления труда и занятости населения области.

В Челябинской области между главным управлением профессионального образования и департаментом занятости населения определены специальные мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения, позволившие переобучить в 1997 году 1102 чел., или 17,7%, от всего выпуска рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования.

Указанные мероприятия также включают в себя: перепрофилирование профессиональных училищ и лицеев, согласование объемов и профилей подготовки, создание независимых аттестационных комиссий, увеличение приема в профессиональные училища выпускников 9 классов, организация учебных курсов по малому бизнесу с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В Удмуртской Республике учреждения начального профессионального образования за обучение безработных граждан из фонда занятости в прошлом году получили 4,0 млрд. рублей (неденоминированных), что позволило провести в них переориентацию образовательного процесса на новые направления переподготовки кадров. В 1998 году разработана и находится на согласовании специальная программа организации центров адаптации учащихся к рынку труда.

Учебно - программная документация для этой категории обучаемых разрабатывается непосредственно в учебных заведениях, согласовывается с соответствующими подразделениями службы занятости на этапе заключения договоров на переподготовку кадров.

В каждом учебном заведении при такой системе качество учебно - программной документации зависит в основном от квалификации педагогических работников. В связи с этим необходима соответствующая переподготовка инженерно - педагогических работников, привлекаемых к работе со взрослым контингентом.

В Воронежской области работает Методический совет областной службы занятости, в который вошли представители комитета по образованию администрации Воронежской области, Института повышения квалификации работников образования, руководители ряда образовательных учреждений, представители регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса. На его заседаниях рассматриваются вопросы учебно - методического обеспечения профобучения безработных граждан и незанятого населения, отбора учебных баз и др. На Методическом совете за последние два года рассмотрена и одобрена учебно - программная документация по 8 курсам, 13 учебным планам и программам по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, подготовлен целый ряд методических пособий.

Департамент занятости по Астраханской области совместно с департаментом общего и профессионального образования содействует внедрению образовательными учреждениями современных интенсивных технологий обучения.

Астраханский инженерно - консультационный центр использует индивидуальную форму обучения, проводя обучение по многим строительным профессиям, и с учетом опыта обучающихся корректируются учебные планы. Меняются программы обучения в зависимости от пожеланий обучающихся при обучении операторов ЭВМ, включая изучение дополнительных компьютерных программ, необходимых им в дальнейшей работе.

В Самарской области при профессиональном обучении безработных граждан широко применяются программы, разработанные Институтом развития профессионального образования (65 программ). В течение 1995 - 1996 годов совместно с фирмой АРТ - ЛОГ разработаны пять обучающих программ на основе технологии мультимедиа. Проводятся семинары по повышению квалификации преподавателей профессиональных училищ Самарской области.

В рамках Федеральной программы содействия занятости населения органы управления образованием и служб занятости усилили сотрудничество на региональном и муниципальном уровнях в части координации объемов и профилей профессионально - квалификационной структуры подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда.

Значительное внимание при этом уделяется информационно - справочному обеспечению органов и учреждений начального профессионального образования о состоянии региональных рынков труда (оперативная информация о профессиях, имеющих спрос на рынке труда, количестве вакансий в разрезе профессий и квалификации, справочники, буклеты о региональных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и др.).

Необходимо отметить, что в ряде органов управления образованием субъектов РФ еще слабо развита система маркетинга образовательных услуг, опирающаяся на прогнозы текущей и перспективной потребности отраслей экономики регионов.

Следует отметить также важность того, что органы службы занятости оказали в 1997 году профориентационные услуги 806 тыс. молодых граждан, из которых более 117 тыс. чел. направлены на учебу в профтехучилища за счет средств субъектов РФ. В Самарской области в 1997 году дополнительно направлено в профессиональные лицеи и училища 303 человека. В 1998 году планируется направить на обучение 1015 человек.

Во многих территориях органами службы занятости совместно с органами управления образованием созданы центры профессиональной адаптации и профессионального обучения незанятых подростков. В 1997 году в них было обучено свыше 50 тыс. подростков за счет средств фонда занятости и местных бюджетов. В этом году подготовка этой категории будет значительно увеличена.

В Воронежской области в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда по 19 специальностям введены курсы "Основы предпринимательской деятельности".

В целях изучения требований работодателей к качеству подготовки специалистов, проходивших обучение по направлению службы занятости, в Воронежской области с 1996 года проводится мониторинг рынка труда. Заключены договоры с целым рядом предприятий и организаций о проведении на их базе производственной практики обучающихся.

С 1995 года в Астраханской области Департаментом занятости создан общественный орган - Совет директоров учебных заведений, на который возложены задачи выработки и согласования политики и организации профессионального обучения безработных граждан, выявление новых и перспективных профессий, разработка положения о конкурсном отборе учебных заведений, претендующих на заказ службы занятости, выработка и апробирование методик обучения взрослого населения.

Вместе с тем из-за отсутствия единой методики разработки учебно - программной документации возникли определенные сложности, связанные с необходимостью учитывать краткосрочность обучения, неоднородность состава обучаемых по возрасту и образованию, в том числе профессиональному, ориентирование части из них на конкретные рабочие места. Назрела необходимость в разработке новой учебно - программной документации и методическом обеспечении переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Специфика обучения безработных граждан и незанятого населения требует применения специальных форм и методов ведения учебного процесса, отличных от традиционно принятых в учебных заведениях начального профессионального образования. В связи с этим необходима соответствующая переподготовка педагогических работников, привлекаемых к работе со взрослым контингентом. Переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения в данный момент чрезвычайно затруднена из-за отсутствия средств, отсутствует методика и схема разработки региональных программ переподготовки, не согласованы действия региональных методических служб органов управления образованием и служб занятости в разработке учебно - программной документации, нет механизма оценки эффективности обучения безработных граждан и незанятого населения.

 

Начальник Управления начального

профессионального образования

Е.Я.БУТКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018