Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 1998 г. N 8/1

 

О РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления финансирования научных исследований и инноваций Шленова Ю.В. о развитии инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации, коллегия отмечает, что инновационная деятельность в сфере науки и научного обслуживания является важнейшей отличительной чертой современной высшей школы России, которая в течение последних семи лет активно развивает это направление.

Вопросы инновационной деятельности высшей школы рассматривались на коллегиях Министерства в 1993 и 1996 годах, определивших их как одно из основных направлений научно - технической политики Министерства.

Разработана концепция развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы, одобренная собранием научной общественности высшей школы, предусматривающая в качестве основных целей: максимальное использование и содействие воспроизводству научного потенциала высшей школы; широкое применение инновационной деятельности для подготовки специалистов в новых экономических условиях; поддержку инновационной деятельности внебюджетными источниками финансирования; создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в вузах и регионах.

Для реализации этих целей и создания благоприятных условий по максимальной концентрации научного потенциала вузов на приоритетных направлениях науки и техники, критических технологиях федерального уровня, актуальных научно - технических проблемах регионов и предприятий были созданы крупные инновационные научно - технические программы, в которых участвуют более 150 вузов России: "Трансфертные технологии, комплексы и оборудование" и "Прецизионные технологии и системы". Это позволило также привлечь внебюджетные источники финансирования, сопоставимые с бюджетным финансированием.

Однако, несмотря на то, что доля госбюджетного финансирования инновационных программ в общем объеме финансирования вузовской науки в 1997 году составила 12%, фактическое получение этих средств вузами по статьям "Зарплата" и "Начисления на зарплату" заметно снижают их эффективность, так как не позволяют вузам закупать на эти деньги материалы и оборудование для развития инновационной деятельности.

В 1998 году подведены итоги работы программ за 3-летний период.

- Объем реализованной наукоемкой продукции, произведенной в рамках этих программ, в 3 - 3,5 раза превысил госбюджетные затраты на ее создание, что значительно выше аналогичных показателей прошлых лет.

- Во всех программах получены высокие научно - технические результаты.

- Более 1/3 от общего числа разработок реализовано вузами совместно с промышленными предприятиями, 253 разработки экспортируются в ближнее и дальнее зарубежье.

- Работа программ позволила сохранить в высшей школе свыше 6300 рабочих мест и вновь открыть - более 1700. В результате проведенных исследований по проектам, входящим в программы, было получено 445 патентов. В исследованиях по проектам программы приняли участие около 5000 студентов.

- Результаты работы программ были широко использованы в вузах в учебном процессе: они вошли составной частью в лекционные курсы, лабораторные практикумы и практические занятия, подготовку методических и учебных пособий, выполнение курсовых и дипломных проектов, учебную практику студентов.

- В процессе работы программ было создано 108 инновационных структур, способствовавших производству и реализации наукоемкой продукции.

Одним из приоритетных направлений инновационной деятельности вузов является работа с регионами, которая поддерживается местными органами власти ряда регионов Российской Федерации, где вузам отводятся ведущие роли в разработке программ развития региональной экономики. Особенно успешно такое взаимодействие осуществляется в г. Санкт - Петербурге по инициативе и активном участии Санкт - Петербургского государственного электротехнического университета, а также в Екатеринбурге, Новгороде, Казани и др. Эффективность региональной компоненты значительно повышается при организационном и административном объединении вузов и родственных отраслевых научно - исследовательских институтов и конструкторских бюро. Примером успешной реализации такого варианта интеграции служит Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 722 "О Казанском государственном технологическом университете", предусматривающее реорганизацию Казанского научно - исследовательского института каучуков специального назначения - НИИ "Спецкаучук" (г. Казань) и Государственного института по проектированию химических промышленных предприятий - "Союзхимпроект" (г. Казань) путем их присоединения к университету и введение в число учредителей университета Кабинета Министров Республики Татарстан.

Подобный объединительный процесс должен дать не только большой научно - образовательный эффект, но и весомый экономический результат вследствие более рационального использования объединенных ресурсов вузов и научных институтов.

Практический опыт, накопленный при выполнении программ по организации инновационной деятельности в научно - технической сфере, позволил по инициативе высшей школы (Саратовского государственного технического университета) осуществить разработку и принять впервые в России в Саратовской области Закон "Об инновациях и инновационной деятельности".

Развернута работа по формированию региональных инновационных центров на основе двусторонних соглашений с администрациями регионов.

На новый качественный уровень вышли 62 университетских технопарка. На базе технопарков создано свыше 100 центров, представляющих основу региональной инновационной инфраструктуры: маркетинга, инновационного менеджмента, защиты интеллектуальной собственности и др. Технопарки достойно представляют инновационный потенциал высшей школы и служат эффективным средством формирования современной инновационной инфраструктуры науки в регионах: из 8 инновационно - технологических центров, созданных Миннаукой России, пять организованы в научно - технологических парках университетов.

Важную роль в развитии инновационной деятельности вузов сыграла программа "Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы". В рамках программы проведены работы по созданию новых экономических структур, организованы учебно - научные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы в сфере научно - технического предпринимательства, созданы информационные центры для организации и поддержки распределенных баз данных с целью образования единого информационного пространства.

Важной составной частью инновационной деятельности является сертификация выпускаемой наукоемкой продукции. Реализация этой задачи проводилась в рамках межвузовской научно - технической программы "Сертификация". В настоящее время заложены и реализуются концептуальные основы "вузовской" системы сертификации, соответствующей отечественным и зарубежным стандартам.

Опыт работы программ взят за основу при реализации межведомственной программы "Активизация инновационной деятельности в научно - технической сфере" по направлениям "Информатизация" и "Подготовка и переподготовка кадров", которая осуществляется в соответствии с соглашением о координации деятельности в сфере инновационного предпринимательства между Миннаукой России, Минобразованием России, Российским фондом технологического развития и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере. На совместном заседании коллегий Миннауки России и Минобразования России 14.04.98 деятельность высшей школы по итогам работы этой программы в 1997 году получила положительную оценку.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации создан Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Тем самым решен важный для инновационной деятельности высшей школы вопрос аккумуляции средств, полученных от реализации наукоемкой продукции, разработанной за счет федерального бюджета, и направление их на реинвестиции.

В целях координации работ и выработки основных направлений инновационной деятельности в Министерстве был создан инновационный совет. На базе Санкт - Петербургского государственного электротехнического университета выпускается журнал "Инновации", учредителем которого является Министерство.

В прошлом году для наиболее эффективного использования научного потенциала высшей школы впервые был объявлен и проведен конкурс инновационных научно - технических программ с организацией независимой экспертизы всех программ, представленных на конкурс.

Опыт работы вузов по выполнению инновационных программ позволил сформулировать позицию Министерства по ключевым вопросам развития инновационной деятельности.

В рамках инновационных программ и проектов Министерство обеспечивает госбюджетными средствами работы вузов, включая этапы создания новых технологий, образцов или опытных партий, а финансирование организации серийного производства наукоемкой продукции и продвижения ее на рынок должно осуществляться с привлечением внебюджетных средств. Министерство с участием вузов осуществляет разработку законов, законодательных актов и нормативно - методических материалов, регламентирующих инновационную деятельность вузов, финансирует создание информационно - аналитической системы, развивает работы по подготовке кадров, испытательных лабораторий и центров сертификации наукоемкой продукции, созданию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности в регионах (технопарков, инновационно - технологических центров, региональных центров).

Вместе с тем в работе по развитию инновационной деятельности вузов еще не все удалось сделать.

- Необходима систематическая работа по приведению нормативно - методических документов по инновационной деятельности в соответствие с действующим законодательством.

- Медленными темпами создается единая система информационных баз данных о научно - исследовательских работах фундаментального и прикладного характера в вузах России.

- Недостаточно изучаются потребности регионов, отраслей и предприятий в решении важнейших для них научно - технических проблем, разработку которых могли бы взять на себя вузы и, тем самым, расширили бы свою научную тематику и обеспечили гарантированную реализацию результатов законченных работ.

- Необходимо продолжить координацию работ, проводимых на единой нормативно - правовой основе, всех инновационных программ в рамках направления научно - технической деятельности высшей школы "Развитие инновационной деятельности в вузах России".

- Недостаточно используется значительный инновационный потенциал вузов. Свыше 200 крупных научно - технических проектов вузов не реализуются из-за недостатка финансовых средств.

- Руководству вузов необходимо более активно привлекать внебюджетные источники для развития инновационной деятельности.

- Требует дальнейшего развития система сертификации Минобразования России в части организации сертификации системы качества образовательных учреждений и разработки научно - методической документации по сертификации персонала этих учреждений, а также обязательной сертификации объектов учебного процесса (учебного оборудования, средств обучения, игровой продукции, помещений, оборудования для научных исследований и т.д.).

- Необходимо более активно координировать и объединять усилия Минобразования России и всех заинтересованных министерств и ведомств в деле развития инновационной деятельности в научно - технической сфере.

В связи с изложенным Коллегия решила:

1. Одобрить работу вузов Российской Федерации по развитию инновационной деятельности в научно - технической сфере. Считать развитие инновационной деятельности в вузах России приоритетным направлением научно - технической деятельности высшей школы и рассмотреть возможность ее использования в системе образования в целом.

2. Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.):

2.1. В 1998 году подготовить предложения по приведению в соответствие с Гражданским кодексом нормативно - методических документов по инновационной деятельности высшей школы.

2.2. В рамках инновационных программ продолжить работу по созданию целостной системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, включая подготовку специалистов по управлению проектами.

2.3. Создать в 1998 году единую базу данных по инновационным проектам программ "Активизация инновационной деятельности в научно - технической сфере" и "Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы".

2.4. Внести в III квартале 1998 года изменения в положение об Инновационном совете в сфере науки и научного обслуживания Минобразования России и переформировать его состав с целью придания ему функций координационного совета по направлению научно - технической деятельности высшей школы "Развитие инновационной деятельности в вузах России".

2.5. Совместно с Санкт - Петербургским государственным электротехническим университетом подготовить до 01.10.98 методические рекомендации по использованию инновационных структур в вузах для увеличения объемов дополнительных образовательных услуг.

2.6. Последовательно вести пропаганду передового опыта высшей школы по развитию инновационной деятельности в журнале "Инновации".

2.7. Активнее осуществлять взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами с целью координации и объединения усилий в деле развития инновационной деятельности в научно - технической сфере.

3. Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.) и головным организациям по направлениям программы "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов" в 1998 - 1999 гг.:

3.1. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым Г.К.), Управлением общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлением социального развития и материально - технического обеспечения (Корольковым В.Т.), Отделом дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.) и заинтересованными министерствами и ведомствами разработать нормативно - техническую документацию по обязательной сертификации объектов учебного процесса (учебное оборудование, средства обучения, игровая продукция, помещения, оборудование для научных исследований), провести работы по созданию инфраструктуры для ее проведения.

3.2. Совместно с Госстандартом России разработать нормативно - методическую базу для сертификации в сфере образования, в том числе персонала различного квалификационного уровня.

3.3. Разработать нормативно - методическое обеспечение системы сертификации в сфере научных и образовательных услуг высшей школы.

3.4. Поддержать предложение Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана о создании на его базе экспертно - сертификационного центра.

3.5. Сформировать научное направление "Управление качеством" и подготовить предложения по открытию специальности в области управления качеством.

4. Одобрить деятельность вузов по аккумулированию средств от реализации наукоемкой продукции в Фонде содействия развитию инновационной деятельности высшей школы и его филиалах для финансирования инновационных проектов, работ по созданию инфраструктуры производства, вовлечения в инновационную деятельность научного потенциала высшей школы, творческой молодежи и решения других задач в соответствии с уставом Фонда.

5. Рекомендовать руководителям вузов:

5.1. Более активно привлекать внебюджетные источники финансирования для развития инновационной деятельности.

5.2. Использовать опыт совместной работы вузов и администраций г. Санкт - Петербурга, Саратовской области и других городов и регионов по организации работы с регионами в сфере инновационной деятельности.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра Суворинова А.В.

 

Первый заместитель Министра

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018