Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 1998 г. N 6/2

 

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

И ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ,

ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ

ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления начального профессионального образования Минобразования России Е.Я. Бутко и заместителя руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России К.Г. Кязимова, коллегия отмечает, что в Российской Федерации сложилась эффективная система совместной работы органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования.

Важность этой деятельности предопределяется ситуацией, сложившейся на рынке труда России. Так, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 1998 года, составила 1998,7 тыс. чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 634,7 тыс. чел.

Из числа зарегистрированных безработных ежегодно нуждается в переподготовке около 700 тыс. человек.

В 1997 году в образовательных учреждениях разной ведомственной принадлежности по направлению служб занятости переобучено 201,8 тыс. безработных граждан и незанятого населения, в том числе 142,4 тыс. человек по рабочим профессиям.

При этом в профессиональных училищах и лицеях Минобразования России обучено 37,2 тыс. человек (18,4%) от общего числа переподготовленных, в учебно - курсовых комбинатах различных ведомств - 64,9 тыс. чел. (32,1%), в центрах службы занятости - 28,5 тыс. чел. (14,1%), в техникумах и вузах - 24,6 тыс. чел. (12,2%) и в негосударственных учебных заведениях - 26,9 тыс. чел. (13,3%).

На эти цели из фонда занятости населения израсходовано 617,3 млн. деноминированных рублей.

Об эффективности этой работы говорит тот факт, что из общего числа переподготовленных 156,5 тыс. чел., или 85,8%, были трудоустроены.

В системе начального профессионального образования, кроме переподготовки по направлениям служб занятости, осуществляется обучение взрослого населения по договорам с предприятиями и физическими лицами за счет их финансовых средств. В 1997 году по договорам обучено 184,4 тыс. человек, или в 5 раз больше, чем по направлениям служб занятости, более того, профессиональные училища и лицеи осуществляют переподготовку по целому ряду специальностей: слесарь по ремонту автомобилей, предприниматель малого бизнеса, плотник - столяр, маляр, каменщик.

За переподготовку взрослого населения профессиональные училища и лицеи получили в 1997 году 563,2 млн. рублей (деноминированных) дополнительно к бюджетному финансированию.

Таким образом, система начального профессионального образования, осуществляя переподготовку безработных граждан и незанятого населения, выполняет важнейшую социальную задачу, а также получает дополнительное финансирование. Причем эти средства являются практически единственным источником для переоборудования и модернизации учебно - материальной базы учреждений начального профессионального образования, поскольку из федерального бюджета за последние 5 лет средства на эти цели не выделялись.

Спрос на образовательные услуги по переподготовке способствует развитию негосударственных учебных заведений. Как показывает практика, эти учебные заведения ориентируются на подготовку по профессиям экономического профиля (брокеры, маклеры, менеджеры, аудиторы, специалисты по операциям с недвижимостью) и существенного значения для удовлетворения потребностей региональных рынков труда в рабочих и специалистах не оказывают.

В системе начального профессионального образования обучение осуществляется более чем по 400 специальностям, пользующимся наибольшим спросом на российском рынке труда в 1997 году и, прежде всего, ориентированным на рыночную инфраструктуру, жилищно - коммунальное хозяйство, бытовое и сервисное обслуживание населения.

Процесс переобучения безработных граждан и незанятого населения является эффективно действующей системой контроля качества государственных стандартов начального профессионального образования, позволяющей оперативно корректировать требования к уровню подготовки выпускников профессиональных училищ и лицеев в соответствии с динамично меняющимися потребностями рынка труда и запросами работодателей.

Учреждения начального профессионального образования могут быть использованы для переподготовки безработных граждан гораздо в больших объемах, чем в настоящее время. При увеличении коэффициента сменности до двух в них можно ежегодно повышать квалификацию и переобучать по рабочим профессиям и специальностям около 1,6 млн. человек, или практически всех безработных граждан.

Таким образом, нет необходимости в создании сети дополнительных образовательных учреждений для этих целей, гораздо более эффективно направлять средства на укрепление, развитие и модернизацию существующих учреждений начального профессионального образования.

В целях координации совместной деятельности Минобразованием России и Минтрудом России в соответствующие подведомственные органы регионов направлены следующие документы: Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения; модель учебного плана; рекомендации по организации профессионального обучения на базе профессиональных учебных заведений; инструктивно - методическое письмо о взаимодействии органов управления образованием служб занятости и другие учебные материалы по вопросам переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Нормативно - правовой основой при этом являлись Постановление Правительства Российской Федерации "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения" от 14.05.92 N 315, Федеральная программа содействия занятости населения на 1996 - 1997 гг. и Договор о сотрудничестве между Минобразованием России и ФСЗ России от 23.04.96.

В 55 субъектах Российской Федерации между органами управления образованием и органами по труду и занятости заключены договоры (соглашения) о взаимодействии в вопросах переподготовки и повышения квалификации кадров.

Важным направлением совместной деятельности службы занятости и органов управления образованием является оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке различным категориям населения. В 1997 году профориентационные услуги получили более 800 тыс. чел., из которых - 117 тыс. чел. направлены на обучение в профессиональные училища и лицеи.

Положительной оценки заслуживает совместная работа органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по: развитию соучредительства учебных центров в составе учреждений начального профессионального образования Московской области; созданию межрайонных учебных центров в сельских профессиональных училищах Орловской области; обновлению учебной и учебно - методической литературы в Воронежской области; созданию информационной базы данных о рынке труда и разработке прогноза потребности в рабочих кадрах в Липецкой области.

Вместе с тем практика совместной деятельности органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации выявила ряд проблем, требующих решения:

- отсутствует нормативная база для подготовки персонала на производстве;

- не определены перспективные направления взаимодействия между Минобразованием России и Минтрудом России в области подготовки и переподготовки кадров;

- не применяется в отдельных субъектах Российской Федерации программно - целевой метод управления в организации переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения;

- отсутствует механизм оценки эффективности обучения безработных граждан и незанятого населения;

- не скоординированы действия региональных методических служб органов управления образованием и служб занятости в разработке учебно - программной документации;

- не используются в полной мере возможности ряда учреждений начального профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения;

- нуждается в модернизации учебно - материальная база профессиональных училищ и лицеев;

- требуется переподготовка педагогических кадров учреждений начального профессионального образования, осуществляющих обучение взрослого населения.

В целях совершенствования профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения Коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию о совместной работе органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования.

2. Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) направить до 01.07.98 справку о совместной работе органов управления образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования в органы управления образованием и службы занятости субъектов Российской Федерации для использования в практической деятельности.

3. Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) совместно с Департаментом профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России (Ю.М. Забродиным):

3.1. Подготовить до 01.07.98 проект постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.92 N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения".

3.2. Разработать до 01.07.98 рекомендации по созданию региональных программ переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования.

3.3. Принять меры по увеличению объемов переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях начального профессионального образования за счет имеющегося в них потенциала.

4. Управлению экономики (С.А. Белякову) предусматривать в сметах расходов на систему начального профессионального образования ежегодное выделение финансовых средств на переподготовку педагогов, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения.

5. Институту развития профессионального образования Минобразования России (И.П. Смирнову) совместно с Российской государственной академией труда и занятости Минтруда России (В.А. Щегорцовым):

5.7. Разработать в течение 1998 - 1999 гг. методику оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

5.2. Подготовить в месячный срок и в установленном порядке утвердить Положение о порядке разработки учебно - программной документации для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

5.3. Организовать переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, занимающихся вопросами организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.

6. Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлению учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с Департаментом профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России (Ю.М. Забродиным) подготовить в срок до 20.07.98 и представить на подписание проект договора между Минобразованием России и Минтрудом России о сотрудничестве в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на 1998 - 2000 гг.

7. Ректорам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющим факультеты, осуществляющие подготовку инженеров - педагогов для учреждений начального профессионального образования, предусматривать в образовательных программах особенности обучения безработных граждан и незанятого населения.

8. Рекомендовать органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации:

8.1. Разработать совместно с заинтересованными организациями, учреждениями и предприятиями региональные программы развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения.

8.2. Обеспечить заключение договоров со службами занятости по взаимодействию в организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.

8.3. Организовать переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, занимающихся вопросами организации переобучения безработных граждан и незанятого населения.

9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Министра Шадрикова В.Д.

 

Председатель коллегии

А.Н.ТИХОНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018