Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 1998 г. N 5/1

 

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ИЖЕВСКА

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления народного образования администрации г. Ижевска А.И. Копинова и начальника отдела дополнительного образования Минобразования России А.К. Бруднова об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска, коллегия отмечает, что в Удмуртской Республике создаются необходимые условия для работы общеобразовательных учреждений как открытых социально - педагогических систем, тесно взаимодействующих со всеми типами образовательных учреждений, семьей, другими общественными и государственными институтами в реализации интересов и прав ребенка.

Неотъемлемой частью общеобразовательной системы г. Ижевска являются внеурочная работа и дополнительное образование детей, значительно обогащающие содержание основного общего образования, условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения.

Содержательной и организационно - методической базой обновления внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска стали Концепция воспитания, разработанная Министерством народного образования Удмуртской Республики, решения коллегии Минобразования России по вопросам воспитания и развития дополнительного образования детей, а также городская межведомственная Программа "Дети Ижевска", цель которой - создание условий для жизнеобеспечения, жизнедеятельности и развития детского сообщества.

Организация внеурочной работы и дополнительного образования детей в 100 общеобразовательных учреждениях города, где обучаются свыше 97 тысяч учащихся, характеризуется новизной подходов, разнообразием моделей, что делает каждую школу уникальной, самоценной, имеющей собственное "лицо". Школы города взаимодействуют с 16 учреждениями дополнительного образования детей, где развивают свои способности более 50% учащихся. Крепнет сотрудничество с профессиональной школой. В 55 школах города 110 классов работают по системе "КЛАСС - ВУЗ".

В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методическая служба, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений города направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираются на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации внеурочной работы, качественное обновление содержания, форм и методов дополнительного образования детей. В центре внимания педагогических коллективов общеобразовательных учреждений г. Ижевска находятся гражданское, правовое и патриотическое воспитание, формирование демократической культуры обучающихся в системе школьного самоуправления. Все большее место в жизни общеобразовательных школ занимают клубы по интересам, любительские объединения, научные общества учащихся. Не утрачивают своей актуальности и образовательной значимости туризм, краеведение, работа школьных музеев. Детские общественные организации, действующие в образовательных учреждениях и сотрудничающие с общеобразовательными школами, объединяют более 10% учащихся.

Решение задач обновления внеурочной работы и развития дополнительного образования учащихся подкреплено в г. Ижевске и новым подходом к кадровому обеспечению этой сферы образования. В педагогических коллективах общеобразовательных учреждений города работают 617 педагогов дополнительного образования, 125 педагогов - психологов, 90 социальных педагогов, 98 педагогов - организаторов, 97 старших вожатых. Развивается институт классного руководителя. Высокий уровень готовности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений к организации внеурочной работы и дополнительного образования обеспечивается целенаправленной деятельностью республиканского института усовершенствования учителей и городского дома учителя.

В последние годы в г. Ижевске действиями городской администрации созданы условия для объединения всех сил, способных повышать педагогический потенциал социальной среды, развивать общегородскую воспитательную систему. Внеурочной работе и дополнительному образованию детей отведены в этом процессе ведущие роли. Положительные прогнозы перспектив их дальнейшего развития определяются такими факторами, как:

- интегрированный подход к вопросам функционирования систем образования и культуры;

- программно - целевое планирование деятельности образовательных учреждений на основе изучения постоянно изменяющихся этнокультурных особенностей, интересов, образовательных потребностей детей, с учетом современных возможностей внеурочной работы, дополнительного образования и социокультурного окружения;

- педагогическая поддержка обучающихся на основе уважения их личности, свободы выбора, повышения роли психолого - педагогической службы в обеспечении образовательного процесса;

- развитие и обогащение кадровой инфраструктуры общеобразовательных учреждений для организации внеурочной работы и дополнительного образования детей (педагог дополнительного образования, педагог - организатор, социальный педагог);

- дифференцированная и научно обоснованная работа методической службы с педагогическими и руководящими кадрами по вопросам организации воспитательного процесса, распространению актуального опыта;

- разнообразие форм взаимодействия школ с семьями обучающихся;

- всемерное развитие демократического, государственно - общественного характера управления образованием, образовательными учреждениями, уважение и поддержка их права на самостоятельность.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях дальнейшего совершенствования внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях коллегия решила:

1. Поддержать опыт организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях города Ижевска Удмуртской Республики.

2. Провести в мае 1999 года в г. Ижевске совместно с Министерством народного образования Удмуртской Республики Всероссийскую научно - практическую конференцию по проблемам профессиональной готовности педагогов к организации внеурочной работы и дополнительного образования детей.

3. Рекомендовать Управлению народного образования администрации г. Ижевска (А.И. Копинову):

3.1. Продолжить работу по созданию городской образовательной среды, обратив особое внимание на дальнейшее развитие содержания, форм и методов профилактической работы с детьми из "групп риска".

3.2. Подготовить до 01.12.98 методические материалы об опыте внеурочной работы и дополнительного образования детей общеобразовательных учреждений города.

3.3. Повысить роль городского Дворца детского творчества в информационно - методическом обеспечении городской системы дополнительного образования детей.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Довести опыт организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска до сведения муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей.

4.2. Проанализировать состояние внеурочной работы и дополнительного образования в общеобразовательных школах, обратив внимание на:

- сохранение и преемственность опыта и традиций в учебно - воспитательной деятельности школ;

- развитие клубных форм организации внеурочной работы;

- повышение роли самих учащихся в организации жизнедеятельности школы;

- развитие кадровой инфраструктуры внеурочной работы и дополнительного образования детей; обеспечение систематического дифференцированного повышения квалификации и методической подготовки специалистов этой сферы;

- специфику и особенности внеурочной работы в сельской школе.

4.3. Добиваться адекватного финансирования, развивая межведомственный подход к сфере внеурочной работы и дополнительного образования детей.

5. Рекомендовать региональным институтам повышения квалификации и переподготовки работников образования:

5.1. Создавать и укреплять научно - педагогическими кадрами подразделения учебно - методического обеспечения системы внеурочной работы и дополнительного образования детей.

5.2. Предусматривать в учебно - тематических планах и программах курсов повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных учреждений вопросы воспитания, организации внеурочной работы и дополнительного образования детей.

5.3. Обобщать и распространять лучший опыт организации внеурочной работы и дополнительного образования детей.

6. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднову):

6.1. Направить до 01.07.98 информацию об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической деятельности.

6.2. Организовать в 1998 году изучение состояния и перспектив развития школьного самоуправления. Подготовить и издать в I полугодии 1999 года методические рекомендации по данному вопросу в помощь педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений.

6.3. Совместно с Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) подготовить в IV квартале 1998 года предложения по включению в Перечень профессий среднего профессионального образования специальности "педагог - организатор" и приступить к разработке учебно - методической документации по данной специальности.

6.4. Совместно с Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой) подготовить до конца 1998 года методические рекомендации об организации деятельности любительских объединений, клубов по интересам и предметных кружков в общеобразовательных учреждениях.

6.5. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым) при корректировке Программы "Научно - методическое обеспечение системы образования" на 1999 год предусмотреть методическую разработку проблем организации и содержания внеурочной работы с учащимися.

6.6. Провести в 1998 - 2000 гг. всероссийские смотры туристско - краеведческой и экскурсионной работы общеобразовательных учреждений, а также школьных учебно - опытных участков.

7. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину) разработать до конца 1998 г. примерные учебно - тематические планы и программы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений по организации и содержанию внеурочной работы и дополнительного образования детей.

8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

 

Председатель коллегии

А.Н.ТИХОНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018