Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 1998 г. N 2359-II ГД

 

ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОСТОЯНИИ

И ЗАДАЧАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ"

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, учитывая обеспокоенность научно - педагогической общественности современным состоянием исторического образования в России, постановляет:

1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования в России".

2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в Правительство Российской Федерации.

3. Поручить Комитету Государственной Думы по образованию и науке:

подготовить предложения по разработке проекта федерального закона о государственных образовательных стандартах;

провести в III квартале 1998 года парламентские слушания о состоянии и задачах исторического образования в России.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБРАЩЕНИЕ

от 8 апреля 1998 года

 

К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОСТОЯНИИ

И ЗАДАЧАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поступают многочисленные коллективные обращения и письма представителей научно - педагогической общественности по поводу состояния исторического образования в России.

Авторы коллективных обращений и писем обращают внимание депутатов Государственной Думы на то, что введенная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации концентрическая система исторического образования привела к серьезным негативным последствиям. Второй концентр образования (10 - 11-е классы) не был своевременно обеспечен учебно - методической литературой, учителя не прошли необходимую профессиональную подготовку. Это привело к серьезной перегрузке учащихся, которые в силу возрастных особенностей оказались не в состоянии усвоить многие проблемы исторического развития общества и государства. В концепции исторического образования, утвержденной коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, недостаточно четко определены цели и задачи преподавания истории во втором концентре образования, что на практике часто приводит к простому повторению учебного материала. Это явилось одним из серьезных факторов снижения уровня знаний учащихся по истории.

До настоящего времени отсутствует единая программа по истории для поступающих в высшие учебные заведения. Вступительные экзамены по отечественной истории, которые были обязательными на всех гуманитарных факультетах высших учебных заведений, в настоящее время отменены почти на всех гуманитарных факультетах, за исключением исторических. До сих пор отсутствует преемственность в историческом образовании на всех ступенях системы образования.

Вызывает справедливые упреки то, что в концепции исторического образования недостаточное внимание уделено воспитанию патриотизма, формированию гражданственности.

Наметилась тенденция увеличения учебного времени, отводимого на изучение обществоведческих, порой политизированных и идеологизированных по содержанию, учебных дисциплин. В результате история как учебная дисциплина постепенно вытесняется социологией, культурологией, политологией, антропологией, экономикой, правоведением и другими учебными дисциплинами. Авторы такого подхода не учитывают возможности 14 - 15-летних учащихся усвоить предлагаемые объем и содержание учебного материала.

В ряде случаев в высших учебных заведениях имеют место попытки "растворить" историю России в учебном курсе "История мировых цивилизаций", в котором история России оказывается на "периферии" мировой истории. В педагогических высших учебных заведениях страны, несмотря на мнение научно - педагогической общественности и предложение, высказанное Президентом Российской Федерации на съезде ректоров высших учебных заведений Российской Федерации в городе Москве в 1996 году, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации по-прежнему требует обязательного изучения учебного курса "История мировых цивилизаций", в котором история России отражена явно недостаточно. Тем самым нарушается провозглашенное в ходе реформы образования право ученых советов высших учебных заведений самим осуществлять выбор учебных курсов в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего и послевузовского профессионального образования.

Тревожит положение дел в области подготовки и издания учебной литературы по истории. Ряд учебных пособий, особенно по истории России XX века, идеологизирован и политизирован. Несмотря на установленные Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" плюрализм концептуальных подходов и свободу творчества учителя и ученика, такие учебные пособия дают однозначные толкования сложнейших периодов отечественной истории, не нацеливают учителя и ученика на сопоставление различных точек зрения, выработку собственного мнения. Такой подход ведет к тому, что полной и приемлемой для всех социальных групп общества исторической картины прошлого России во многих учебных пособиях до сих пор так и не создано. Авторы таких учебных пособий передают учащимся лишь субъективное восприятие отечественной истории.

Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации так и не удалось создать систему учебников, в полной мере отвечающих принципу преемственности в содержании курсов для учащихся различных классов и групп, что также наносит вред историческому образованию учащихся.

Секция истории и социально - гуманитарных дисциплин Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации присваивает рекомендательные грифы чрезмерно идеологизированным учебным пособиям, односторонне трактующим историю России. В составе указанного Совета ведущая роль принадлежит тем специалистам, которые являются сторонниками определенной политической ориентации.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума обращается к Правительству Российской Федерации с предложениями:

1) создать комиссию по вопросам исторического образования в России, включив в ее состав по согласованию представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, в целях изучения эффективности системы исторического образования, действующей в настоящее время, и обеспечения учебными пособиями образовательных учреждений. Поручить указанной комиссии в ближайшее время провести анализ состояния исторического образования в России на предмет его соответствия государственным интересам России и научным критериям;

2) поручить Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации:

вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности сохранения концентрической системы образования и не требовать от тех школ, которые не перешли на концентрическую систему исторического образования, обязательного перехода к обучению по данной системе до введения в действие государственных образовательных стандартов по истории;

разработать и утвердить единые программы по истории для поступающих в высшие учебные заведения;

в целях преодоления чрезмерной политизации исторического образования уделить особое внимание созданию максимально полных и доступных информационно - справочных изданий и баз данных по различным разделам истории, в том числе подготовке исторических энциклопедических словарей, хроник событий и других исторических материалов, поддающихся формализации;

пересмотреть состав экспертов секции истории и социально - гуманитарных дисциплин Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, предусмотрев включение в него по согласованию представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации. Считать целесообразным избрание представителей указанных органов государственной власти и организаций в руководящие органы Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

предложить Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации повторно рассмотреть решения о присвоении рекомендательных грифов действующим учебным пособиям по истории. При рассмотрении новых учебных пособий по истории особое внимание уделить отражению в них исторического прошлого России с позиций научной истины и патриотического воспитания.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018