Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 марта 1998 г. N 780

 

О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ОРГАНАМИ

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

В Минобразование России поступило представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.02.98 N 21-20-98 "О неудовлетворительном исполнении органами образования законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей".

Организованные Генпрокуратурой России проверки в двадцати одном регионе свидетельствуют о росте численности беспризорных детей, детей, не посещающих школы. Нарушается установленный законом (ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации) предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или государственное учреждение.

Прокуратурами Республики Тыва, Приморского, Ставропольского краев, Амурской, Московской, Новосибирской, Ульяновской, Читинской областей, Ямало - Ненецкого автономного округа установлено, что в интернатных учреждениях по два - три года не проводятся профилактические осмотры детей врачами - специалистами. Не изжиты факты антипедагогических действий воспитателей, жестокого обращения с воспитанниками. Такие случаи имели место в учреждениях республик Карелия, Тыва, Амурской, Костромской, Ленинградской, Новосибирской, Тамбовской, Читинской областей, г. Москвы. Отсутствие должного контроля за деятельностью образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к травматизму, а иногда и к гибели детей.

На местах не осуществляется постоянный контроль за своевременным предоставлением жилья выпускникам интернатных учреждений. Особенно тяжелое положение по обеспечению воспитанников жильем сложилось в Мантуровской школе - интернате Костромской области, Базарносызганской вспомогательной школе - интернате и Барановской школе - интернате Ульяновской области. Двести детей - сирот Воронежской области не имеют закрепленной жилой площади. Прокуратурой Республики Марий Эл установлено, что в период нахождения детей на полном государственном попечении органы опеки и попечительства не составляли актов проверки сохранности и использования жилья.

Нарушаются права детей на получение положенных им денежных выплат (пособий, пенсий, алиментов). Такие факты установлены в Республиках: Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Чувашия; Приморском, Ставропольском, Красноярском краях; Калужской, Костромской, Тамбовской, Читинской областях и Ямало - Ненецком автономном округе.

Повсеместно выявлены факты хищений денежных средств, материальных ценностей, их нецелевого использования.

Подтверждение получили также сведения об отсутствии одежды и обуви у воспитанников Платоновского детского дома Тамбовской области. Не получают полноценного питания обучающиеся, воспитанники Горельской школы - интерната этой же области.

Только за последние полтора года прокурорами субъектов Российской Федерации выявлено 2174 нарушения законодательства в специальных воспитательных и интернатных учреждениях всех типов и видов, 123 незаконных правовых акта, внесено 770 представлений, привлечено к уголовной ответственности 238 лиц.

Минобразование России неоднократно обращало внимание руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации на имеющие место факты нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в течение 1997 года в органы управления образованием и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были направлены информационные письма министерства: "О фактах нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (N 15/383-6 от 27.12.96); "О нарушении законодательства о социальной защите несовершеннолетних" (N 15/454-6 от 11.02.97); "О проблемах социального сиротства" (N 15/760-6 от 24.10.97).

Однако оперативная информация, поступившая из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии анализа причин нарушения законодательства о защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь 59 субъектов Российской Федерации направили в министерство сведения о побегах воспитанников интернатных учреждений и причинах самовольного ухода. На 01.03.98 не представили указанную информацию органы управления образованием Республик Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, красноярского, Краснодарского, Хабаровского краев, Архангельской, Астраханской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Камчатской, Магаданской, Омской, Псковской, Ульяновской, Тульской, Читинской областей. В представленных отчетах органов управления образованием администраций Тамбовской, Новосибирской, Ульяновской областей не вскрыты истинные причины самовольных уходов детей из учреждений. Так, отсутствуют сведения о побегах воспитанников Каменской И. и Назарова В. из Платоновского детского дома Тамбовской области. В январе 1997 года покинули Ивановский детский дом Ульяновской области два воспитанника, однако заявление о их розыске в органы милиции своевременно не было направлено. В результате дети погибли от переохлаждения.

В 1997 г. свыше 24 тысяч детей было доставлено в органы внутренних дел по причине бродяжничества. Однако в большинстве случаев администрация образовательных учреждений не информирует органы милиции о воспитанниках, самовольно их покинувших.

Во исполнение представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации приказываю:

1. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову):

1.1. Направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.02.98 N 21-20-98 "О неудовлетворительном исполнении органами образования законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей".

1.2. Изучить в ряде субъектов Российской Федерации состояние работы органов управления образованием по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.3. Подготовить пакет документов по проекту федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми" для внесения его во II квартале 1998 года в Правительство Российской Федерации.

1.4. Разработать в III квартале 1998 г. Методические рекомендации о защите прав детей на имущество и жилые помещения.

1.5. Подготовить в I квартале 1998 г. предложения для внесения изменений в государственную статистическую отчетность РИК-103, Д-13 в части защиты прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Управлению инспектирования (В.Ф. Сауткину) совместно с Управлением реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шиловым) провести в 1998 году инспекторские проверки по исполнению законодательства о защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Органам управления образованием Республик Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Приморского, Красноярского краев, Амурской, Воронежской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Тамбовской, Ульяновской, Читинской областей:

3.1. Устранить грубые нарушения законодательства о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в ходе проверки Генпрокуратурой России, и о принятых мерах сообщить до 01.05.98 в Минобразование России и Генпрокуратуру России.

3.2. Решить вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Взять под строгий контроль выполнение Приказа Минобразования России от 16.02.93 N 50 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)".

4.2. Обеспечить неукоснительное соблюдение и постоянный контроль исполнения законодательства о защите прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.3. Определить дополнительные меры по охране прав несовершеннолетних, организации полноценного питания воспитанников специальных (коррекционных) и интернатных учреждений, врачебной помощи детям, попавшим в экстремальную ситуацию; оказывать правовую помощь образовательным учреждениям для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при разработке учредительных документов, обратив особое внимание на соответствие их федеральному законодательству, на наличие в них регламентации прав и обязанностей обучающихся, воспитанников.

4.4. Осуществлять постоянный контроль за ведением личных дел воспитанников в образовательных учреждениях.

4.5. Провести в г. г. Барнауле, Ростове - на - Дону во II квартале 1998 года региональные семинары - совещания заместителей руководителей и специалистов по охране детства органов управления образованием.

4.6. Ежегодно выносить вопросы о работе органов опеки и попечительства для обсуждения на совещаниях при главах администрации с приглашением всех заинтересованных должностных лиц.

4.7. Изыскать возможность введения должности социального педагога во всех детских домах и школах - интернатах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; установить жесткий контроль за целевым использованием денежных средств, выделяемых на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

 

Министр

А.Н.ТИХОНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018