Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 1998 г. N 1

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Заслушав и обсудив сообщение исполняющего обязанности начальника Управления книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения Голосова А.И. о результатах организационной работы по обеспечению общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебной литературой, коллегия отмечает, что во исполнение решения коллегии от 04.12.96 N 2/3 за период, прошедший с 04.12.96, проделана определенная организационная работа по обеспечению образовательных учреждений России учебной литературой и решение коллегии в основном выполнено.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.97 N 1022-р была заявлена новая политика в области учебного книгоиздания. Этим распоряжением субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении, в том числе использование родительских средств.

Минобразованием России в приказах и письмах органам управления образования субъектов Российской Федерации, а также в письме министра финансов России А. Лившица руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предложено изменить подходы к комплектованию фондов учебной литературы для общеобразовательных учреждений.

Новые подходы в обеспечении образовательных учреждений учебной литературой предполагают, в первую очередь, что средства на обеспечение образовательных учреждений учебной литературой должны быть заложены в региональных бюджетах. Уже в 1997 году в бюджеты 87 регионов было заложено 1,2 трлн. руб. при ориентировочной потребности в 1,5 трлн. руб. (в 1996 году лишь в 50% регионов были заложены средства на учебники).

В результате работы, проводимой министерством, объемы издания учебной литературы для образовательных учреждений России в 1997 году, несмотря на отсутствие федерального финансирования, остались на уровне прошлых лет. Средняя обеспеченность школьными учебниками по Российской Федерации к началу 1997/98 учебного года осталась на уровне прошлого года. В ряде регионов она колебалась от 44,5% (Коми - Пермяцкий АО) до 97% (Ленинградская, Новгородская и др. области).

В 1997 году, как и в прошлые годы, министерством осуществлялась постоянная связь с регионами и издательствами; на основе получаемой информации анализировалось состояние с обеспечением образовательных учреждений школьными учебниками, в том числе: потребность регионов в учебной литературе с учетом состояния фондов школьных библиотек, объем изданных учебников, выделение средств из региональных бюджетов на их издание и обеспеченность регионов в учебниках.

Вместе с тем система сбора и анализа информации по обеспеченности образовательных учреждений и учащихся учебной литературой продолжает оставаться несовершенной. Необходима разработка более точных показателей и системы сбора этой информации.

В соответствии с решением коллегии от 04.12.96 N 2/3 создан Всероссийский совет по обеспечению учебной литературой - орган государственно - общественного управления, осуществляющий организационно - методическую работу с регионами и издательствами по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой.

Всероссийским советом в 1997 году был рассмотрен и проанализирован опыт ряда регионов по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой, разработаны рекомендации по решению этой проблемы. В результате совместных усилий субъектов Российской Федерации и Минобразования России значительно увеличилось число регионов, разработавших специальную программу обеспечения образовательных учреждений учебниками.

Так, исполнительная власть части регионов приняла региональные постановления по вопросам учебного книгоиздания (Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Ульяновская, Томская, Ярославская области, Республика Кабардино - Балкария и др.), которыми утверждены различные модели финансирования приобретения школьных учебников с обязательными мерами по защите интересов детей из малообеспеченных семей, детей, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии с постановлениями создаются инфраструктуры, которые, взаимодействуя в тесном контакте с органами управления образованием, работают с бюджетными и внебюджетными средствами (в т.ч. родительскими), векселями, казначейскими обязательствами, кредитами и товарным бартером, заключают прямые договоры с издательствами. Открываются представительства издательств, выпускающих учебную литературу. Проблема обеспечения образовательных учреждений учебной литературой в этих регионах решается достаточно успешно.

Большое внимание в 1997 году уделялось изменению подхода регионов к формированию заказа на учебники.

Активно включаются в целенаправленную работу по внедрению новой учебной литературы региональные учреждения повышения квалификации работников образования (ИПК). На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, Пермского ИПК, Самарского ИПК, ИПК Республики Кабардино - Балкарии и ИПК других регионов создаются постоянно действующие выставки учебной литературы, которые активно используются в курсовой работе со слушателями.

Ряд регионов (Белгородская обл., Республика Бурятия и др.) нашли нетрадиционные подходы в решении вопросов обеспечения школьными учебниками: привлекаются средства массовой информации, организуются ярмарки подержанных учебников, проводятся телерадиомарафоны, средства от которых направляются на приобретение учебников для учащихся детских домов и школ - интернатов.

Вместе с тем, как показывает анализ информации, поступающей из органов управления образованием, в 1997 году, как и в последние несколько лет, положение с обеспечением учебной литературой образовательных учреждений системы продолжало оставаться критическим. Основные причины сложившейся ситуации - это недостаток финансовых средств в регионах, неготовность значительной части регионов выступить в роли квалифицированного заказчика учебной литературы в условиях вариативного набора учебников и неразвитость инфраструктуры с информационно - аналитическими функциями.

Необходимо констатировать, что в части регионов политика в области обеспечения учебной литературой образовательных учреждений проводится без должного внимания со стороны руководителей субъектов Российской Федерации. Так, сравнительный анализ стоимости сводного регионального заказа по отношению к средствам, заложенным в региональном бюджете, показывает, что более 25% регионов выделили в региональном бюджете 1997 года менее 30% средств, необходимых на обеспечение учебной литературой.

При этом необходимо учесть, что соотношение объема регионального финансирования обеспечения школ учебной литературой по отношению к общему бюджету региона составляет от 0,08 до 2% и для большей части регионов колеблется в пределах 0,2 - 0,4%.

В ряде регионов не предпринимается должных усилий по использованию имеющихся в регионе ресурсов (бюджетные и внебюджетные средства, кредиты, товарный бартер) по решению проблем обеспечения учебной литературой образовательных учреждений региона.

Кроме того, отдельные регионы при формировании сводного заказа продолжают автоматически суммировать потребности образовательных учреждений в учебной литературе без проведения глубокой инвентаризации фонда учебной литературы образовательных учреждений, без методического обоснования своего заказа, без учета выделяемых в региональном бюджете средств на учебное книгоиздание.

Остается острой проблема обеспечения учебниками детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 1997 году издавались только учебники для слепых детей шрифтом Брайля, на это из федерального бюджета выделено 2,95 млрд. руб.

Выпуск учебной литературы для слабовидящих, слабослышащих и глухих детей, детей с нарушением интеллекта в течение последних двух лет из федерального бюджета не финансировался.

В соответствии с подготовленным Минобразованием России распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. Госкомрезервом России передается бумага на сумму 22 млрд. руб. <*> на издание учебной литературы для учащихся специальных (коррекционных) учебных заведений.

--------------------------------

<*> В неденоминированных рублях.

 

Несколько улучшилось по сравнению с прошлым годом издание учебников русского языка и литературы для национальных школ, детей народов Крайнего Севера, детей народов, не имеющих собственных национальных образований. В 1997 году на выпуск учебников на языках малочисленных народов Крайнего Севера было выделено 2,7 млрд. руб., оставшихся после секвестирования запланированных в федеральном бюджете 6 млрд. руб.

Коллегия также отмечает, что началась работа по обеспечению учебной литературой России на 1998/99 учебный год: сформирован, утвержден и направлен в регионы новый перечень учебников и учебных пособий на 1998/99 учебный год, обсуждение которого состоялось на совещании Всероссийского совета в Москве 27 - 30 октября 1997 г., в регионах идет формирование сводного заказа, издательства на собственные средства начали издавать учебники к новому учебному году.

Готовится совещание директоров региональных информационно - аналитических центров, созданных для изучения и анализа потребности образовательных учреждений региона в учебно - методической литературе, проведения маркетинговых исследований и педагогического мониторинга.

В связи с изложенным коллегия решила:

1. Принять к сведению сообщение Управления книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения.

2. Управлению книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения (Голосову А.И.):

2.1. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок разработать примерные региональные программы по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой.

2.2. В первом квартале 1998 года совместно со Всероссийским советом по обеспечению учебной литературой провести серию межрегиональных совещаний на базе регионов, имеющих положительный опыт в организации обеспечения учебной литературой.

2.3. Для определения общей потребности образовательных учреждений в учебной литературе, включенной в перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России, и ориентации издательств, выпускающих учебную литературу, провести анализ региональных заказов на 1998/99 учебный год до 01.03.98.

2.4. Совместно с Управлением реабилитационной работы и специального образования (Шиловым Д.С.) и Управлением по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями (Волоховой Е.Д.) провести организационную работу, обеспечивающую выпуск учебной литературы для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для малочисленных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.

3. Управлению общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлению реабилитационной работы и специального образования (Шилову Д.С.), отделу дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.) совместно с Управлением книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения (Голосовым А.И.) до 01.09.98 подготовить и утвердить перечень учебников и учебных пособий на 1999/2000 учебный год.

4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Рекомендовать разработать и ввести региональные программы по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой.

4.2. Представить к 01.03.98 сводные заказы на учебную литературу, включенную в перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России на 1998/99 учебный год для проведения мониторинга и оптимизации работы издательств.

4.3. Организовать на базе институтов повышения квалификации работников образования работу по обеспечению качественного выбора учебной литературы и введению новых учебников и пособий в учебный процесс образовательных учреждений.

5. Рекомендовать издательствам, выпускающим новую учебную литературу с грифом Минобразования России, организовать рассылку 1 - 2 экземпляров каждого наименования для ознакомления учителей и методистов в региональные институты повышения квалификации работников образования.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Болотова В.А.

 

Первый заместитель Министра

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018