Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 31 декабря 1997 г. N 2730

 

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Во исполнение Приказа Минобразования России от 16.07.97 N 1566 "Об эксперименте в Санкт - Петербургском государственном университете по подготовке преподавателей основной школы на базе бакалавриата", в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров и для увеличения возможностей социальной адаптации выпускников высших учебных заведений приказываю:

1. Ввести в действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы" (Приложение) в качестве нормативного обеспечения эксперимента, проводимого Санкт - Петербургским государственным университетом на срок до 31 июля 2002 года.

2. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с Санкт - Петербургским государственным университетом (Вербицкой Л.А.) и Учебно - методическим объединением университетов (Садовничим В.А.) разработать и представить к 31.12.98 проекты примерных программ по дисциплинам, входящим в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы".

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

И.о. Министра

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу Минобразования России

от 31 декабря 1997 г. N 2730

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ"

 

1. Общая характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя основной школы

 

1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в основной школе в рамках основной профессиональной подготовки.

1.2. Программа рассчитана для использования при подготовке бакалавров в качестве составной части бакалаврского образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.

1.3. Квалификация "Преподаватель основной школы" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником бакалавриата.

1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения 600 часов (из них не менее 100 часов педагогической практики).

1.5. Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя основной школы к следующим видам деятельности:

реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам;

разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;

формированию мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.

1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя основной школы являются:

школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения аналогичного уровня и профиля и различных форм собственности;

организации и предприятия, деятельность которых связана с оказанием образовательных услуг.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы"

 

Преподаватель основной школы должен:

2.1. Знать:

фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области, ее взаимосвязи с другими науками;

основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в основной школе, валеологические аспекты образования, психофизические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности детского и подросткового возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся;

основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования.

2.2. Уметь:

использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом учащимися;

использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания учащихся;

создавать творческую атмосферу образовательного процесса.

2.3. Владеть:

основами научно - методической работы в основной школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование);

основами учебно - методической работы в основной школе, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач, методами и формами ведения внеклассной работы;

способами создания требовательно - доброжелательной обстановки в образовательном процессе, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;

методами формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей учащихся;

основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе.

 

3. Обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы"

 

┌──────┬────────────────────────────────────────────┬────────────┐

│Индекс│        Наименование дисциплин и их         │Всего часов │

                   основные разделы               │на освоение │

                                                  │материала  

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ОД.00.│По циклу общепрофессиональных дисциплин       180 часов │

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ОД.01.│Исторические и современные направления в пе-│   70 часов │

      │дагогике                                               

      │Образовательная система и ее элементы. Исто-│           

      │рические  типы образования.  Образовательный│           

      │процесс. Образовательный маршрут. Ранг обра-│           

      │зовательной  системы.  Культуральные и этни-│           

      │ческие  факторы  регуляции  отношений  между           

      │субъектами образовательного процесса. Норма-│           

      │тивно - правовые аспекты управления  образо-│           

      │вательным процессом.  Концептуализация обра-│           

      │зовательного процесса.  Эмпирические показа-│            

      │тели функционирования образовательной систе-│           

      │мы. Структура  современного образовательного│           

      │пространства.                                          

      │Социоцентрические, антропоцентрические, тео-│           

      │центрические, техноцентрические педагогичес-│           

      кие концепции. Инновационные процессы в сов-│           

      │ременной  педагогике.  Историческое значение│           

      │опыта советской школы.  Педагогика  русского│           

      │зарубежья. Педагогика прагматизма. Педагоги-│           

      │ка экзистенциализма.  Футурологические педа-│           

      │гогические концепции.                                  

                                                             

│ОД.02.│Информационные технологии в учебном  процес-│   50 часов │

      │се.  Методики  применения   аудио-  и видео-│           

      │средств  в образовательных программах; прин-│           

      │ципы построения автоматизированных обучающих│           

      │и контролирующих комплексов;  применение па-│           

      │кетов прикладных программ в учебном  процес-│           

      │се; использование локальных и глобальных ин-│           

      │формационных  и телекоммуникационных сетей в           

      │сфере образования; приобретение практических           

      │навыков.                                               

                                                              

│ОД.03.│Курсы по выбору                                60 часов │

      │Курсы по выбору должны включать в себя мето-│           

      │ды психолого - педагогической диагностики.             

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│СД.00.│Специальные дисциплины                        320 часов │

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│СД.01.│История и методология (соответствующей  нау-│   50 часов │

      │ки). История возникновения и развития (соот-│           

      │ветствующей науки); основные понятия и кате-│           

      │гории.   Методологические аспекты науки и ее│           

      │приложений; место данной науки в системе на-│           

      │учных знаний;  междисциплинарные связи; роль│           

      │наиболее выдающихся ученых в развитии данной           

      │науки; возникновение новых научных направле-│           

      │ний (особенно в двадцатом столетии).                   

                                                             

│СД.02.│Методика преподавания.                         70 часов │

      │Основы дидактики  (наименование   предмета);│           

      │содержание  и  структура школьных программ и│           

      │учебников;  вопросы частных методик, относя-│           

      │щихся к основным темам школьного курса (наи-│           

      │менование  предмета);  различные  подходы  к│           

      │изучению  основных тем школьного курса (наи-│           

      │менование предмета);  методы организации са-│           

      │мостоятельной  работы  и развития творческих           

      │способностей  учащихся;  таксономия  учебных│           

      │задач; новые технологии обучения; методы ди-│           

      │агностики знаний учащихся;  анализ учебников│           

      │и  методической  литературы по (наименование│           

      │предмета);  организация учебной деятельности│           

      │учащихся, разработка планов и конспектов за-│           

      │нятий;  методика внеклассной работы по (наи-│           

      │менование предмета).                                   

                                                             

│СД.03.│Практикумы и тренинги.                         70 часов │

      │Развитие и закрепление практических  навыков│           

      │по (наименование предмета);  тренинг навыков│           

      │публичного выступления,  общение  и  ведение│           

      │дискуссий; практикум по использованию аудио-│           

      │визуальных средств  обучения,  практикум  по           

      │решению школьных и олимпиадных задач;  прак-│           

      │тикум по организации внеклассной  работы  по            

      │(наименование предмета);  практикум по игро-│           

      │вым формам работы; практикум по основам соз-│           

      │дания  доступного  текста,  взаимодополнение│           

      │текста и иллюстраций и т.п.                            

                                                             

│СД.04.│Детская (генетическая и дифференциальная)              

      │психология.                                    70 часов │

      │Понятие онтогенеза, понятие возраста, метри-│           

      │ческая  и топологическая характеристика эта-│           

      │пов возрастного развития,  современные вари-│           

      │анты периодизации возрастного развития, био-│           

      │логическая  зрелость,  сензитивные   периоды│           

      │развития,  явления акселерации и ретардации,│           

      │дифференциально - типологические  особеннос-│           

      │ти, учет особенностей половой дифференциации│           

      │в обучении и воспитании,  понятие жизненного           

      │пути, индивидуальные особенности.                      

                                                             

│СД.О5.│Курсы по выбору.                               60 часов │

      │Курсы по выбору должны дополнять и усиливать│           

      │предметную подготовку, то есть быть близкими│           

      │к практикумам.                                         

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│ПП.ОО.│Педагогическая практика.                      не менее 

      │Пассивная педагогическая практика,  активная│  100 часов │

      │педагогическая практика,  стимулирование ин-  (или 4   

      │тересов  к  профессиональной  педагогической│  недели)  

      │деятельности, выработка профессиональной пе-│           

      │дагогической  позиции,  формирование  умений│           

      │проектировать  учебно  - воспитательный про-│           

      │цесс, осуществлять  педагогический замысел в           

      условиях  реального взаимодействия с обучае-│           

      │мыми,  анализировать учебно - воспитательный│           

      │процесс и его результаты.                              

├──────┼────────────────────────────────────────────┼────────────┤

│И.ОО. │Итоговая государственная аттестация.  Защита│           

      │квалификационной   работы;   государственный           

      │квалификационный  экзамен,  включающий  цикл│           

      │психолого - педагогических дисциплин.                  

└──────┴────────────────────────────────────────────┴────────────┘

 

Примечание. Вуз (факультет) имеет право:

1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой.

2. Перезачитывать лицам, осваивающим данную программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

3. Использовать настоящую программу для лиц, имеющих законченное высшее образование, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018