Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 1997 г. N 14

 

ОБ ОПЫТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Заслушав и обсудив сообщения начальника Главного управления образования Оренбургской области И.И. Калины и начальника отдела дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации А.К. Бруднова об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области, коллегия отмечает высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в данном регионе. Свыше 70% обучающихся занимаются в свободное время различными видами образовательной деятельности. Дополнительное образование детей в Оренбуржье стало приоритетным направлением образовательной политики области, неотъемлемой частью учебно - воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, что позволило создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

В основу развития системы дополнительного образования детей области легли концептуальные положения, одобренные коллегией Минобразования России от 25 апреля 1994 г. N 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей" ("Вестник образования", 1996, N 5), от 23 ноября 1994 г. N 22/1 "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения".

Основными факторами, определившими высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области, стали:

- повышенное внимание органов власти всех уровней к положению детей, обеспечению их прав на образование, творческое развитие, содержательный досуг; выделение образования в приоритетную область социальной политики;

- привлечение всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, для обеспечения и развития системы дополнительного образования детей;

- сохранение сети детских учреждений, ее развитие за счет высвобождающихся помещений социального назначения;

- объединение усилий ведомств и организаций в решении задач воспитания подрастающего поколения;

- развитие дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

- повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- укрепление связи науки и практики;

- взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования;

- распространение передового педагогического опыта;

- информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

- создание условий для детской информационной политики;

- развитие заочных форм обучения детей;

- организация методической службы;

- создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей в регионе (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.).

Особо надо отметить, что успех работы образовательных учреждений дополнительного образования детей региона обеспечивается за счет межведомственного подхода в области реализации интересов детей. Определяющим звеном при этом является позиция администрации Оренбургской области, уделяющей пристальное внимание образованию в целом и дополнительному образованию детей в частности.

Учитывая изложенное, а также в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей коллегия решила:

1. Одобрить опыт работы Оренбургской области по развитию системы дополнительного образования детей.

2. Провести в ноябре 1998 года совместно с администрацией Оренбургской области межведомственный Всероссийский семинар - совещание по проблемам развития региональной системы дополнительного образования детей.

3. Рекомендовать Главному управлению образования администрации Оренбургской области (И.И. Калине):

3.1. Совместно с Оренбургским педагогическим университетом:

3.1.1. Разработать тематику научно - исследовательских работ по проблемам развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области.

3.1.2. Рассмотреть возможность открытия на базе Оренбургского педагогического университета лаборатории по проблемам развития дополнительного образования детей на селе.

3.2. Обратить внимание на дифференцированный подход при переподготовке и повышении квалификации специалистов системы дополнительного образования детей с учетом направленности их деятельности.

3.3. Оказать необходимую поддержку станциям, центрам, клубам юных техников.

3.4. Создать условия для перевода образовательных учреждений дополнительного образования детей в статус хозяйствующих субъектов.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Изучить опыт работы Оренбургской области по развитию системы дополнительного образования детей, довести его до сведения муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений дополнительного образования детей.

4.2. Проанализировать ход выполнения программ развития региональной системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на:

- дальнейшее развитие и укрепление сети образовательных учреждений дополнительного образования детей, разработку программ их развития;

- эффективность и качество деятельности учреждений данного типа;

- развитие психолого - педагогических служб в образовательных учреждениях дополнительного образования детей;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для дополнительного образования детей во всех типах образовательных учреждений;

- моральную и материальную поддержку творчески работающих педагогов;

- развитие дополнительного образования детей во всех типах образовательных учреждений;

- научное обеспечение системы дополнительного образования детей;

- сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями на основе договора.

4.3. Проанализировать до сентября 1998 года состояние обеспечения педагогическими кадрами системы дополнительного образования детей и представить в Минобразование России предложения по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, классных воспитателей, методистов.

5. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднову):

5.1. Направить информацию о развитии системы дополнительного образования детей в Оренбургской области в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической деятельности.

5.2. Подготовить и издать в 1998 году совместно с Главным управлением образования Оренбургской области сборник материалов из опыта работы педагогов Оренбуржья в системе дополнительного образования детей.

5.3. Разработать совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным) учебную программу переподготовки руководителей органов управления образованием и учреждений дополнительного образования детей по направлению: "Современные вопросы развития региональных систем дополнительного образования детей".

5.4. Изучить в течение 1998 года совместно с Управлением инспектирования (В.Ф. Сауткиным) в ряде территорий России опыт работы по аттестации педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, внести предложения по ее совершенствованию.

5.5. Совместно с Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) до марта 1998 года изучить возможность введения специальности "Педагогика дополнительного образования" в учебных заведениях среднего профессионального образования.

5.6. Провести в I полугодии 1998 года совместно с Комитетом по общему и профессиональному образованию правительства Ставропольского края (Н.И. Бутенко) Всероссийскую научно - практическую конференцию "Образование и творчество".

5.7. Подготовить во II полугодии 1998 года методические рекомендации по разработке программ развития региональных систем дополнительного образования детей в помощь руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

5.8. Провести в сентябре 1998 года первый Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

6. Просить президиум Российской академии образования включить проблематику системы дополнительного образования детей в планы научно - исследовательских работ 1998 - 2000 гг.

7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

 

Первый заместитель Министра

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

СПРАВКА

"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" дополнительному образованию определена значимая роль - всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства. Становление и развитие системы дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с Федеральной программой развития образования, концептуальными положениями, одобренными коллегией Минобразования России от 25 апреля 1994 г. N 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", от 23 ноября 1994 г. N 22/1 "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения" и ряда других. Именно эти документы легли в основу деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений Оренбургской области по развитию региональной системы дополнительного образования детей.

Оренбуржье - достаточно типичный для Российской Федерации регион по социально - экономическим, демографическим, национальным показателям со всеми вытекающими отсюда сложностями и проблемами, характерными для общества в настоящее время. Тем не менее, в области созданы все условия для воспитания, развития, социализации личности ребенка. Дети окружены вниманием и заботой, чему в немалой степени способствует система дополнительного образования.

По статистическим данным (на 01.01.97) в Оренбургской области 136 учреждений дополнительного образования детей (в 1992 г. - 127) с контингентом обучающихся 258 тыс. человек (в 1992 г. - 225 тыс.), что составляет 73,7% от количества учащихся (по России - 38%). Средняя наполняемость одного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области составляет 1927 чел., в то время как в ряде других территорий Уральского региона (например, Курганской, Пермской, Челябинской обл.) она составляет от 500 до 800 детей. Такое увеличение количества обучающихся детей стало возможно за счет расширения филиалов учреждений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ Оренбуржья.

С 1992 года область активно включилась в процесс преобразования внешкольных учреждений, определив развитие дополнительного образования детей приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений всех типов. С учетом определенной культурной среды, исторических, национальных, географических, демографических особенностей области разработана региональная программа развития дополнительного образования на период 1996 - 2000 гг., определены ее основные направления:

- развитие и укрепление сети учреждений дополнительного образования (увеличение их числа, разработка моделей инновационных учреждений, создание координационно - методических центров, базовых площадок);

- научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

- повышение роли каждого учреждения дополнительного образования детей на основе всестороннего анализа деятельности (программно - методического, кадрового и материально - технического обеспечения);

- совершенствование уровня управления учреждениями дополнительного образования детей;

- обновление программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса;

- расширение информационного поля для педагогов, учащихся, родителей, включение средств массовой информации в решение задач, поставленных государством перед системой дополнительного образования детей.

Успешному развитию системы дополнительного образования детей в Оренбуржье способствует большая помощь и поддержка со стороны областной администрации, администраций городов и районов области. Приняты социально значимые Постановления: "Об учреждении Дня детства в области", "О мерах по улучшению социально - экономического положения работников образования" и другие. При сложнейшем финансовом положении области администрации удалось в течение последних лет сохранить объем бюджета образования. Учреждены губернаторские премии для работников образования, одаренных детей. Традицией стало проведение губернаторской новогодней елки, большое внимание со стороны всех районных администраций уделяется проведению Дня учителя, Дня защиты детей. В г. Оренбурге введены льготные тарифы на коммунальные услуги детским лагерям труда и отдыха всех типов, налоговые льготы учреждениям дополнительного образования детей. Ежегодно проходят встречи главы областной администрации и начальника Главного управления образования с победителями областных и международных олимпиад, конкурсов, смотров. Только в этом году более ста одаренных детей и их педагогов получили на подобных встречах дипломы и ценные подарки. Кроме того, в целях своевременного обсуждения наиболее актуальных проблем развития образования в области создано постоянно действующее межведомственное объединение "Круглый стол". Дополнительное образование остается бесплатным, а значит доступным для всех детей Оренбуржья.

Совершенствуется стиль управления развитием системы дополнительного образования детей. Вся организационная работа определена долговременными Тематическими программами: "Дети Оренбуржья", "Развитие дополнительного образования детей Оренбургской области на период 1996 - 2000 гг.", "Развитие физической культуры и спорта в Оренбургской области", "Каникулы". Определены головные учреждения внутри каждого направления деятельности, организованы многочисленные филиалы на базе общеобразовательных школ, созданы юридическая, психологическая, информационная службы.

Вопросы состояния и развития дополнительного образования детей систематически заслушиваются на коллегии Главного управления образования. Для решения актуальных проблем созданы межведомственные комиссии (по организации летнего отдыха детей, профилактике правонарушений и т.п.); периодически изучаются потребности населения в дополнительных образовательных программах; для родителей издается справочник по дополнительному образованию детей; развитие сети учреждений дополнительного образования и различных видов деятельности происходит с учетом потребностей детей и их родителей. Каждое учреждение дополнительного образования детей имеет свою концепцию развития.

Высокая эффективность организации учебно - воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей области обусловлена также тесным сотрудничеством науки и практики: 29 докторов и кандидатов наук ведут экспериментальную работу в учреждениях дополнительного образования детей. Углубленные исследования во всех районах и городах Оренбуржья, включая самые отдаленные, проводятся с помощью научно - практической лаборатории "Поиск" областного Центра детского и юношеского творчества, в составе которой психологическая и информационно - методическая службы, Центр профессионального самоопределения школьников, сектор инновационных технологий. Своеобразным итогом этой работы стало научно - методическое пособие "Совершенствование процесса дополнительного образования детей в современных условиях".

В целях реализации Региональной программы развития дополнительного образования детей в области по каждому направлению деятельности определены координационные и информационно - методические центры: художественно - эстетический, биолого - натуралистический, технический, спортивный и другие. Такая структуризация сети позволяет иметь единый банк данных, включающий анализ кадров, программ, массовых мероприятий, научно - методическое обеспечение по каждому направлению деятельности; активно участвовать в планировании, координации взаимоотношений между учреждениями дополнительного образования детей, школами, другими заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Практическую реализацию новых форм работы педагогических коллективов осуществляют инновационные учреждения. Так, статус "Инновационный центр" получил областной Центр детского и юношеского творчества - крупнейшее учреждение дополнительного образования детей, организационно - структурная модель которого включает 13 отделов и филиалов. В Центре 1186 творческих объединений, где занимаются более 13 тыс. человек от 3 до 18 лет. Наибольший интерес представляют такие образовательные комплексы, как лингвистическая школа, музыкальная студия, комплексная студия общегуманитарного развития подростков, школа юных журналистов, театр - студия "Щелкунчик", студия и театр моды "Галатея", школа бального танца, очно - заочная школа оздоровительной аэробики. Для них характерна интеграция образовательной, творческой и досуговой деятельности, что позитивно влияет на создание условий для самореализации личности. Дети занимаются по программам, соответствующим их интересам и уровню запросов.

Эколого - биологическим центром г. Оренбурга совместно с медицинской академией области созданы школа комплексного изучения окружающей среды, Центр реабилитации для детей с экологически зависимой патологией. С 1994 года функционирует школа фермеров, целью которой является допрофессиональная подготовка учащихся старших классов общеобразовательных школ по специальностям: растениевод, животновод, механизатор, водитель автотранспортных средств и другие. Выпускники школы (1997 г.) получили дипломы по 10 специальностям, что дает им право работать в фермерских хозяйствах и преимущество при поступлении в учебные заведения сельскохозяйственного профиля.

Объединение "Подросток" г. Оренбурга помогает своим воспитанникам в социальной адаптации и профессиональном самоопределении через такие формы, как школьный завод, военно - спортивный, художественно - эстетический, учебно - производственный комплексы. Военно - патриотические школы "Юный десантник", "Юный моряк", "Юный пограничник", военно - исторические клубы "Атаманская сотня", "Казачья застава", находящиеся в рамках объединения, на высоком профессиональном уровне ведут подготовку ребят к службе в армии.

Наряду с центрами, где инновационные преобразования носят длительный системный характер, практически во всех остальных учреждениях дополнительного образования детей области происходит активное обновление содержания, организационных форм и технологий деятельности.

Так, основываясь на совместном Приказе Минобразования России и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 3 ноября 1994 г. N 1208 "Об экологическом образовании в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации", областным Эколого - биологическим центром разработана Региональная программа по эколого - натуралистическому образованию и воспитанию учащихся до 2000 года.

В области заметно активизировалась спортивно - оздоровительная работа. В 36 детско - юношеских спортивных школах систематически занимаются более 30 тыс. учащихся (21,4% от числа обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей). Приоритетными видами спорта среди школьников области являются: легкая атлетика, борьба самбо, дзюдо, шахматы, волейбол, лыжные гонки. Проводятся массовые областные спартакиады, игры "Старты надежд", соревнования на призы: "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья", "Осенний легкоатлетический кросс", "Гонка сильнейших" (лыжные гонки). Ежегодно в них принимают участие более 100 тыс. детей (третья часть всех школьников). Активно развиваются национальные виды спорта: кураш, конный спорт, русская борьба "слада".

Качественные преобразования в области художественно - эстетического развития детей связаны с созданием на месте разрозненных кружков - студий и школ по различным жанрам художественного творчества. Новое поколение программ разрабатывается на основе культурно - исторического и психолого - педагогического подходов, возрождения народных традиций. Широко представлено музыкальное творчество детей: 25 музыкальных и вокальных студий и школ, более 30 фольклорных коллективов, 12 клубов и студий авторской песни; на базе сельских школ - 18 хоров, более 20 вокально - инструментальных групп и ансамблей, шумовые и духовые оркестры. Особое место в развитии данного направления занимают творческие работы начинающих композиторов группы "Созвучие" (областной Центр детского и юношеского творчества). Изданы сборники детских сочинений, либретто, ноты музыкальной сказки.

При школе русской словесности и журналистики создано литературное объединение Детско - юношеского центра г. Оренбурга. С ребятами занимаются ведущие журналисты города. Реализуются такие дополнительные Образовательные программы, как "Основы журналистики", "Театральная критика" и др. О высоком уровне работы школы свидетельствуют 8 дипломов I степени, полученные воспитанниками за исследовательскую работу и рукописные творческие книги на всероссийских литературных праздниках.

В целях сохранения истории, культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории Оренбургской области, в системе дополнительного образования детей особое внимание уделено:

- организации учебно - исследовательской деятельности учащихся в области историко - культурного наследия многонационального Оренбуржья;

- предоставлению дополнительных образовательных услуг в изучении национальных языков, обрядов, традиций;

- развитию национального художественно - изобразительного, музыкального, театрально - хореографического и поэтического творчества;

- организации детских этнографических фестивалей и праздников, выставок народного творчества и промыслов;

- возрождению исконно традиционных ремесел края.

В учреждениях дополнительного образования детей области организованы фольклорные группы по изучению национальных языков, клубы по возрождению народных ремесел, обычаев, традиций, кукольные и драматические коллективы на национальных языках.

Образовательные учреждения туристско - краеведческой направленности (центры, станции и клубы юных туристов, полевые туристско - краеведческие лагеря, детские турбазы и т.п.) предоставляют ребенку широкие возможности для изучения родного края (Программа "Отечество"). В области растет сеть школьных музеев, созданных на основе краеведческого материала, собранного учащимися в многочисленных походах и экспедициях.

Определенное место в системе дополнительного образования детей занимает техническое творчество. На сегодняшний день в Оренбуржье работает 16 станций юных техников, центров технического творчества. В 10 сельских районах при центрах внешкольной работы открыты отделы технического творчества. Так, приоритетным направлением работы станции юных техников г. Оренбурга является развитие малогабаритной техники (багги, картинг). Моделирование сельскохозяйственной техники, авиамодельный и судомодельный спорт развиваются на станции юных техников г. Бугуруслана. В Центре научно - технического творчества г. Орска организована подготовка телерадиомастеров, операторов ЭВМ, ведется работа по приобщению учащихся к рационализаторству и изобретательству, выполняется заказ на разработку конкретной научно - производственной темы завода "Нефтеоргсинтез". Традиционными для области стали выставки детской фотографии, юных радиоконструкторов, начального технического моделирования.

В ходе реализации Программы "Дети Оренбуржья" серьезное внимание уделяется работе с одаренными детьми, занимающимися по индивидуальным программам. Систематически проводятся областные очно - заочные олимпиады по истории России, праву, литературе, музыке, изобразительному искусству, учебно - тренировочные сборы, летние лагеря для одаренных детей. В сентябре 1997 г. начала работу заочная физико - техническая школа, в которой по совместительству работают 11 преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета. Выпускники общеобразовательных школ, являющиеся победителями олимпиад, имеют приоритетное право поступления в вуз при равном количестве баллов у абитуриентов. Кроме того, воспитанники учреждений дополнительного образования детей - призеры интеллектуальных состязаний по гуманитарным, естественным, техническим направлениям, имеют льготы при поступлении в профильные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования области.

В соответствии с Президентской программой "Дети России" в области разработаны Программы: "Шаг навстречу", "Дом без одиночества", направленные на поддержку детей - инвалидов, сирот, социально незащищенных семей. Дети с ограниченными возможностями объединены в клубы, где у ребят и их родителей есть возможность общаться, организовывать праздники, игры, заниматься любимым делом. Работа строится в тесном взаимодействии с обществами инвалидов, органами социальной защиты, детскими общественными организациями, учреждениями культуры и здравоохранения. Общественная организация "Детский орден милосердия" помогает 500 детям области, нуждающимся в особой социальной помощи общества.

Системе дополнительного образования детей области принадлежит значительная роль в организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. В результате совместных усилий органов управления образованием, социальной защиты, комитетов по делам молодежи, здравоохранения, культуры, общественных организаций ежегодно возрастает число детей, занятых организованными формами летнего отдыха. Так, летом 1997 года более 70% детей смогли отдохнуть, укрепить свое здоровье и продолжить занятия любимым делом в лагерях разного типа (профильных, с дневным пребыванием, загородных и т.п.). Сохранилась и продолжает развиваться сеть лагерей труда и отдыха для старшеклассников, в которых летом этого года смог отдохнуть и поработать каждый 4 школьник области. Свыше 36 тыс. подростков были трудоустроены в летний период.

В Оренбургской области созданы необходимые условия для детской информационной политики. Все существующие электронные средства массовой информации предоставляют свое информационное пространство для освещения деятельности учреждений дополнительного образования детей. Для публикации материалов о работе, творчестве детей и педагогов юным журналистам предоставляют свои страницы районные и областные газеты. В 27 районах выпускаются ежемесячно страницы юнкоров в местной печати. В области работают 9 детских телестудий, 4 радиостудии, радиостанция "Ступени". В 1996 году детская телестудия и газета "Винтовая лестница" завоевала Гран - при и звание лауреата на Международном конкурсе профессиональных журналистов в Ялте в номинации "Детское телевидение". Сюжеты телевизионной программы "Кто там?" школьного агентства "Большая Медведица" (СШ N 76) отмечены призами и премиями Международного конкурса детских фильмов "Московские каникулы". Особой гордостью школьного агентства является "Промокашка" - детская страничка в областной газете "Оренбургское время".

Одним из основных факторов, определивших высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области, является то, что свыше 90% общеобразовательных школ активно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности. В учебно - воспитательных комплексах (на базе школ N 13, 18, 36, 43, 55, 71, 76) осуществляется попытка соединения базового и дополнительного образования. Создается инфраструктура дополнительного образования детей, обеспечивающая удовлетворение потребностей каждого ребенка. Педагогические коллективы, в состав которых входят и специалисты дополнительного образования детей, работают по единому плану. Целенаправленные формы сотрудничества создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательных функций общеобразовательных учреждений, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей.

Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В Оренбургской области он составляет 10 283 работника. Более 50% педагогов дополнительного образования области имеют высшее педагогическое и техническое образование, остальные - среднее специальное. 133 педагога награждены значком "Отличник народного просвещения", 105 аттестованы на высшую категорию, 4 педагога награждены орденом "За заслуги перед Отечеством II степени". Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются 300 методических объединений по всем направлениям образовательной деятельности. Все руководители детских коллективов, не имеющие педагогического образования, проходят курсовую переподготовку в областном институте усовершенствования учителей. Ежемесячно проводятся тематические и проблемные семинары, действуют стажерские площадки для педагогов дополнительного образования различного профиля. Сложилась система сотрудничества с высшими и средними учебными заведениями области в подготовке кадров для учреждений дополнительного образования детей. Проведение в области конкурса "Внешкольник года" способствует повышению профессионального уровня, повышению престижа профессии педагога дополнительного образования.

Значительная роль в информационно - методическом обеспечении кадров системы дополнительного образования детей принадлежит редакционно - издательскому отделу областного Центра детско - юношеского творчества. Издано около 250 единиц методических материалов: рекомендации, программы, дидактические пособия, проспекты. Выпускаются профессиональный областной журнал "Внешкольник" и бюллетень "Грани", "Дайджест" с ежемесячным обзором российской педагогической периодики.

В то же время органы управления образованием Оренбургской области, не останавливаясь на достигнутом, основное внимание в развитии системы дополнительного образования детей сосредотачивают на:

- совершенствовании управления муниципальной системой дополнительного образования детей, повышении уровня социальной защищенности ее педагогов;

- дифференцированном подходе к каждому образовательному учреждению дополнительного образования детей и индивидуальном - к каждому педагогу, что в перспективе обеспечит повышение качества обучения и воспитания детей в системе дополнительного образования;

- обновлении программно - методического обеспечения образовательного процесса учреждений дополнительного образования детей в сельской местности;

- расширении сотрудничества науки и практики в спортивно - оздоровительной, научно - технической, туристско - краеведческой работе;

- создании условий для развития научно - технического творчества учащихся в соответствии с новой экономической реальностью, увеличении числа старшеклассников, занятых учебно - исследовательской, спортивно - технической и туристско - краеведческой деятельностью;

- создании условий для освоения учреждениями дополнительного образования детей статуса хозяйствующих субъектов.

 

Начальник отдела

дополнительного образования

А.К.БРУДНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018