Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 ноября 1997 г. N 18-55-288и/12

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В период с 1 по 29 августа с.г. Счетной палатой Российской Федерации была проведена проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников на проведение научно-исследовательских работ в Минобразования России.

Счетная палата отметила, что вузовская наука в сложных условиях реформирования сохранила в основном свой потенциал и продолжает решать задачи развития фундаментальных исследований и укрепления научных школ, ведет активную инновационную деятельность и оказывает все большее влияние на процессы преобразований в регионах, укрепляет свои позиции в области международного сотрудничества, ведет постоянный поиск новых организационных форм проведения научных исследований, направленных на усиление отдачи вузовской науки.

Вместе с тем проверкой был высказан ряд замечаний.

Работа по определению приоритетных направлений развития науки и техники в системе высшей школы не завершена и требует продолжения. Не разработаны единые планы фундаментальных исследований Минобразования России. Президентская программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" рассчитана, в основном, на дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета, что ограничивает ее возможности по привлечению внебюджетных средств и использованию собственного инновационного потенциала. Обращено внимание на "мелкотемье" (в среднем в 1995 году объем финансирования одной научно-исследовательской работы составил 8,5 млн. руб.). Подчеркнута необходимость увеличения финансирования фундаментальных исследований до 30 - 35% от общего объема финансирования науки уже в 1998 году. Отмечено, что форма и функционирование системы заказ-нарядов не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Треть проектов по конкурсу грантов носят прикладной характер и не относятся к числу поисковых исследований; требует в целом уточнения действующее положение о конкурсе грантов.

Не отслеживается участие вузов в федеральных и президентских программах, где Минобразование России является соисполнителем. Прикладные исследования не согласованы с потенциальными потребителями, не имеют адресности. Серьезные недостатки выявлены в организации исследований по программе "Сертификация", которая, как оказалось, не согласована с Госстандартом России и не увязана с Федеральной программой "Сертификация и метрология". Значительное количество испытательных лабораторий действует в системе Минобразования России как хозяйствующие субъекты, в то же время на их поддержку в Программе в 1996 году было израсходовано 4,5 млрд. руб. Требует уточнения "Концепция развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы на 1998 - 2000 годы", которая в нынешней редакции ориентирована главным образом на использование госбюджетных средств, в то время как она должна содействовать процессу передачи технологий и созданию конкурентоспособной продукции, реализуемой на отечественном и зарубежном рынках. При использовании средств, выделяемых на инновационные проекты, как это показано на примере Пермского государственного технического университета, допускаются грубые нарушения, при которых госбюджетные средства передаются частным фирмам и направляются не по назначению. Обращено внимание на создание Минобразованием России большой группы учреждений научно-организационного характера, выполняющих научные исследования различной тематики, а также на учреждение вузами и подведомственными научными организациями большой группы коммерческих и некоммерческих структур, которые активно привлекаются к решению задач в рамках научно-технических программ и финансируются из госбюджета.

Требуется также доработка механизма движения возвратных средств и их учета при функционировании созданной сети фондов поддержки научно-технических программ. Высказаны замечания по экспертной системе Министерства, по механизму экспертизы проектов, по контролю за экспертной деятельностью. В связи с этим признаны недопустимыми потери, которые в этом случае несут государство, вузы, научные коллективы в области защиты интеллектуальной собственности, а также финансовые потери, которые при этом допускаются. Должная нормативно-правовая база по всем этим вопросам не разработана. При общем развитии выставочной деятельности, в том числе на международном уровне, в качестве характерного недостатка отмечено отсутствие учета и контроля по договорам, контрактам и соглашениям, которые заключаются с отечественными и зарубежными партнерами, отчисления Минобразованию от продажи лицензий не являются обязательными. Отмечена необходимость разработки единой стратегии финансирования фундаментальных исследований, прикладных разработок, ведения инновационной деятельности, корректировки количества научно - технических и инновационных программ, их объединения, исключения дублирования, а также необходимость слежения за привлечением вузами средств из других источников: Миннауки, РФФИ, РГНФ, зарубежных фондов и других, организации учета по общим объемам финансирования науки Минобразованием России.

Ректорам вузов, руководителям подведомственных научных организаций необходимо учесть результаты работы Счетной палаты Российской Федерации и на этой основе провести проверку состояния организации финансирования научных исследований в вузах, научных организациях.

По всем случаям серьезных нарушений и отступления от установленного порядка необходимо принять меры, исключающие их повторение в будущем.

 

Первый заместитель

Министра

А.Н.ТИХОНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018