МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2012 г. N ИР-535/03
О ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ОУ
Министерство
образования и науки Российской Федерации в связи с поступающими запросами по
применению Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
15 февраля 2012 г. N 107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г.,
регистрационный N 23859), направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым
вопросам.
Просьба довести
данную информацию до сведения руководителей общеобразовательных учреждений и
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по
решению вопросов местного значения в сфере образования.
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
к письму
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 28 июня 2012 г.
1. Кто определяет
правила приема в учреждение? Какова в этом вопросе роль нормативных актов
учредителя - органов местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов в сфере образования?
В
соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "Об
образовании" (далее - Закон) правила приема граждан в образовательные
учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами,
порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки
России (для общеобразовательных учреждений - Порядок приема граждан в
общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки
России от 15 февраля 2012 г. N 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля
2012 г., регистрационный N 23859, далее -
Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и
видов определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При
определении образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут
руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.
К полномочиям
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в
сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных
учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление
определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным
муниципальным образовательным учреждением.
2. Является ли
свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием
приема в школу?
В соответствии с
частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона
государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом
граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее
образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места
жительства.
Вместе с тем при
получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность
образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей
территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Свидетельство
о регистрации (либо по форме 3 "регистрация по месту пребывания",
либо по форме 8 "регистрация по месту жительства", определенных
административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой
государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации
по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208, зарегистрирован
Минюстом России 28 ноября 2007 г., регистрационный N 10545) является только подтверждением
факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с
международным и российским законодательством право ребенка на образование не
может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.
Если родители
выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на
образование будет "несколько отсрочено": они могут подать документы в
любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации
также будут приниматься в школу после 1-го августа.
При наличии
свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории,
учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1 класс
всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).
3. Может ли школа
отказать в приеме в 1 класс ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за
школой?
Закрепленным лицам отказывается
в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В
случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные
представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение
обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования
соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка).
4. Правомерно ли
получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на
территории Российской Федерации, на бесплатной основе
Иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами
наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции
Российской Федерации).
Кроме того, в
соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года
государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие
необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в
случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта "е"
статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960
года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять
иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к
образованию, что и своим гражданам.
Таким образом, дети-иностранцы,
находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами
Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной
основе.
5. Правомерно ли
при приеме в 1 класс проводить тестирование или другие конкурсные испытания?
Прием закрепленных
лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без
вступительных испытаний (процедур отбора).
Только
государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные
программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности,
способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее
полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах
приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей
(пункт 7 Порядка).
6. Вправе ли школа
при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?
Требование в
качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение
медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться
ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется
общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи
с чем в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется
родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.
7. Кто при приеме
на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?
При приеме на
свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории,
преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное
предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт
18 Порядка).
В соответствии с
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (статья
46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети
сотрудника полиции;
2) дети сотрудника
полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья,
полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
3) дети сотрудника
полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения
службы в полиции;
4) дети гражданина
Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или
иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных
обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в
полиции;
5) дети
гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после
увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения
здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо
вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции,
исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
6) дети,
находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской
Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1 - 5.
В соответствии с
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" данная льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети военнослужащих
по месту жительства их семей (статья 19);
2) дети
военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы,
проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной
службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться
в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).