Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 1997 г. N 11/2

 

О СЕМЕЙНЫХ ФОРМАХ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального образования Д.С. Шилова, коллегия отмечает, что за последние 5 лет Управлением, органами управления образованием субъектов Российской Федерации проводится работа по профилактике социального сиротства. Минобразование России инициировало разработку ряда нормативно - правовых и законодательных актов, способствовавших развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной защите.

По статистическим данным 1996 г. из 533,1 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время 392,3 тысячи воспитываются в семьях (под опекой, попечительством, на усыновлении), что составляет 73,6 процента.

Самой распространенной формой устройства остается опека и попечительство. Для содержания детей под опекой по инициативе Министерства установлена выплата денежных средств, которая в настоящее время является единственной социальной выплатой в России, адекватной реальным затратам на одного ребенка в месяц.

Введена новая форма устройства детей - приемная семья. Министерством совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработано Положение "О приемной семье", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829.

На основе использования лучшего зарубежного опыта Управлением впервые разработана нормативно - правовая и методическая база для создания семей патронатных воспитателей.

Совершенствуется работа по передаче детей на усыновление как самая предпочтительная форма их устройства. По заказу Министерства разработана компьютерная программа "Надежда", позволяющая обеспечить централизованный учет, оперативно получать и использовать сведения о детях.

Вместе с тем имеются существенные недостатки и сложности в работе по устройству детей в семьи, отсутствует соответствующая законодательная и нормативная база.

Финансовые возможности муниципальных бюджетов не позволяют обеспечивать профилактику социального сиротства, производить выплаты на подопечных детей в полном объеме и регулярно. В большинстве регионов отсутствуют службы по устройству детей - сирот и оказанию правовой, социальной и психолого - медико - педагогической помощи этим детям, перенесшим тяжелые эмоциональные и психические травмы.

Не отработана пока система отбора и подготовки приемных родителей, отсутствуют специальные службы по передаче детей на воспитание в семьи. Вся работа с приемными семьями, опекунами, усыновителями, а также решение всего круга проблем по охране детства возлагаются зачастую на одного специалиста по охране детства.

Активизация работы по созданию приемных семей во многом сдерживается отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации регионального законодательства по вопросу оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых такой семье.

До сих пор не урегулирован вопрос о представительстве интересов иностранных усыновителей в Российской Федерации, что нередко приводит к коммерциализации этого вида деятельности, участию в ней сомнительных лиц и организаций. Не удалось ввести аккредитацию иностранных организаций, осуществляющих работу по международному усыновлению, а также присоединиться Российской Федерации к Гаагской конвенции от 23 мая 1993 г. "О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления детей".

Из-за отсутствия бюджетных средств невозможно дооснащение компьютерной техникой оставшихся 45 регионов Российской Федерации для ведения централизованного учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из изложенного и в целях совершенствования работы по передаче детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию Управления реабилитационной работы и специального образования о предупреждении социального сиротства и семейных формах устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Одобрить инициативу органов управления образованием г. Москвы, Владимирской, Пермской, Ростовской, Тульской, Калининградской областей, Республик Марий Эл и Карелии по созданию в регионах экспериментальных пилотных площадок по патронажному воспитанию детей.

Рекомендовать органам управления образованием вышеуказанных регионов подготовить и внести на рассмотрение соответствующих законодательных органов проекты законов субъектов Российской Федерации о государственных минимальных социальных стандартах организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми.

3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову) совместно с Управлением по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями (Е.Д. Волоховой) подготовить для представления в Правительство Российской Федерации предложения по:

3.1. Присоединению Российской Федерации к Гаагской конвенции от 23 мая 1993 г. "О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления детей".

3.2. Изменению и дополнению законодательных актов по устройству детей на воспитание в семьи.

3.3. Изменению и дополнению правовых актов, определяющих порядок передачи детей на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, а также организацию централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. Выделению целевых средств для оснащения компьютерной техникой региональных органов исполнительной власти, на которые возложена работа по централизованному учету и передаче детей на воспитание в семьи.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальным органам управления образованием:

4.1. Активизировать работу по предупреждению социального сиротства. При формировании регионального бюджета предусматривать на эти цели необходимые финансовые средства отдельной строкой.

4.2. Осуществлять действенный контроль за своевременной выплатой денежных средств на опекаемых детей, воспитывающихся в приемных семьях.

4.3. Создать специализированные службы (центры) по передаче детей на воспитание в семьи граждан (под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление).

4.4. Подготовить и представить на рассмотрение законодательных органов субъектов Российской Федерации проекты законов об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Чепурных Е.Е.

 

Председатель коллегии

В.Г.КИНЕЛЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018