МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2011 г. N 05-4788
В целях
единообразного применения органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области
образования, норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании" и Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает следующее.
I. Согласно пункту 1 статьи 38 Закона Российской Федерации от 10 июля
1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от
18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) под федеральным государственным надзором в области
образования понимаются деятельность органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере
образования, а также юридическими лицами,
осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными
должностными лицами требований, установленных законодательством Российской
Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и
деятельность указанных органов государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в
области образования, анализу и прогнозированию состояния
исполнения требований законодательства Российской Федерации в области
образования при осуществлении органами местного самоуправления и юридическими
лицами своей деятельности.
С целью
обеспечения реализации данной законодательной нормы Рособрнадзор
обращает внимание на необходимость организации органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской
Федерации в области образования, работы по систематическому наблюдению за
исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования,
анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства
Российской Федерации в области образования при осуществлении органами местного
самоуправления и юридическими лицами своей
деятельности.
В рамках данной
работы органом могут проводиться мероприятия, направленные на профилактику
правонарушений, а также приниматься соответствующие меры упреждающего
характера.
II. Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об
образовании" (статья 38) закреплено право органа по контролю и надзору в
сфере образования на выдачу предписания об устранении нарушения допущенного
образовательным учреждением, иной осуществляющей образовательную деятельность
организацией, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в
сфере образования, которое выявлено уполномоченным органом при осуществлении
государственного контроля (надзора) в области образования.
В указанном
предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать
шесть месяцев. При этом следует учитывать, что продление срока, установленного
в предписании для устранения выявленного нарушения, законодательством
Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом,
правовые основания для продления срока исполнения предписания, установленного
для устранения выявленного нарушения, отсутствуют.
В этой
связи также необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 25
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их
руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители
юридических лиц, допустившие нарушение данного Федерального закона,
необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в
установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об
устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований,
установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, часть 1
статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за невыполнение
в установленный срок законного предписания (постановления, представления,
решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об
устранении нарушений законодательства.
III. Частью 1
статьи 28.7 КоАП РФ установлены правовые основы для проведения
административного расследования при выявлении административных правонарушений в
соответствующей области законодательства Российской Федерации.
Данная норма не
содержит указания на возможность проведения административного расследования в
случае выявления административного правонарушения в области образования.
Рособрнадзор просит учитывать содержание вышеуказанной нормы КоАП РФ при
заполнении форм федерального статистического наблюдения в рамках предоставления
сведений об осуществлении государственного контроля (надзора).
Н.Г.ЯРОШЕНКО