МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03
 
ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
 
Министерство
образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием,
необходимым для реализации федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной
деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее -
Рекомендации).
Данные Рекомендации
описывают общие подходы к формированию материально-технических и
информационно-методических условий реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
В дальнейшем в
субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по
оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным
оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной
деятельности в части нецифровой техники.
 
Заместитель
министра
М.В.ДУЛИНОВ
 
 
 
 
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
И
УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
 
1.
Пояснительная записка
 
1.1. Цели и
назначение Рекомендаций
 
Целью
разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и
учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и
технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является
формирование методической основы для создания региональных (муниципальных,
институциональных) программ обновления материально-технической базы
общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения
общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации
выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной
среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных
образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных
ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники,
обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм
учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским
видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной
деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работы с различными типами информации.
--------------------------------
<1> Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля
2011 г., регистрационный N 19644.
 
Рекомендации могут
быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их
финансирования, социокультурным условиям.
Рекомендации
разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных
образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии
с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и
проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством
образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу
основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического
оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности,
включая расходные материалы и
канцелярские принадлежности.
--------------------------------
<1> ФГОС ООО,
раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных
программ основного общего образования".
 
Оснащение
образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися;
- развития
личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и
внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной
деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
- овладения
обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего
успешного образования и ориентации в мире профессий;
- индивидуализации
процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных
образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной
работы;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской деятельности;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность;
- проведения наблюдений
и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного
оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных
моделей и коллекций;
- проектирования и
конструирования, управления объектами, программирования;
- создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Рекомендации
охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность,
предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе
учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления
моделирования и технического творчества обучающихся.
 
1.2.
Нормативные основания
 
Предлагаемые
Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об
образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса
и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические
средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы".
--------------------------------
<1> Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
(в действующей редакции).
<2>
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в
Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).
<3>
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный N 19993).
<4>
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный N 19676).
 
1.3.
Область применения Рекомендаций
 
Предлагаемые
Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями,
реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими
управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании
образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных)
заданий, проектировании программ развития образования различных уровней,
разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и
производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть
также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
 
2.
Комплектно-модульное построение оснащения
общеобразовательного
учреждения
 
Оснащение
образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который
предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и
отдельные его составляющие.
Уровень оснащения
обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных
составляющих комплектов и модулей.
Уровень и
особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с
целевыми установками и особенностями основной образовательной программы
образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников
образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями
населенного пункта, муниципального образования и т.д.
Полное оснащение
образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
1) общешкольное
оснащение;
2) оснащение
предметных кабинетов;
3) оснащение,
обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование,
научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная
деятельность.
Каждый из
комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения,
лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую
поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической
поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические
материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических
работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в
образовательном процессе.
Технические
средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую,
организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их
совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой
учебной техникой в образовательном процессе.
Лабораторное и
демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули
оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
Учебное
оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования,
должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов,
соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных
программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный
эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой,
индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также технического творчества и моделирования.
 
3.
Оснащение общеобразовательного учреждения,
реализующего
основную образовательную программу основного
общего образования
 
3.1. Оснащение
образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
- соответствие
требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального
общего образования;
- учет возрастных
психолого-педагогических особенностей обучающихся;
- необходимость и
достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации
основных образовательных программ основного общего образования, в том числе -
части, формируемой участниками образовательного процесса;
- универсальность -
возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения
комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных
областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
- комплектность и
модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные
программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных
образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических
комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей
участников образовательного процесса;
- обеспечение
эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
- согласованность
совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая,
программная и пр.);
- соответствие
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям,
требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья
обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
3.2. Совокупность
комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
- функционирования
соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды
образовательного учреждения;
- реализации в
полном объеме основных образовательных программ основного общего образования,
организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
- использования
современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- активного
применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том
числе дистанционных образовательных технологий);
- безопасного доступа
к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом
доступе и (или) в федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов;
- в электронной
форме:
- управлять
образовательным процессом;
- создавать и редактировать
электронные таблицы, тексты и презентации;
- формировать и
отрабатывать навыки клавиатурного письма;
- создавать,
обрабатывать и редактировать звук;
- создавать,
обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
- индивидуально и
коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать
интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со
статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- работать с
геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и
местности;
- визуализировать
исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- размещать,
систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса
(в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые
участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить
мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной
образовательной программы общего образования;
- проводить
различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять
адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой)
аттестации;
- осуществлять
взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное
(посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в
ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной
деятельностью;
- осуществлять
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление
в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Среда деятельности
учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
- строить
динамические компьютерные модели объектов и процессов;
- проводить
виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
- анализировать
зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и
граничных условий;
- выдвигать
гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
- сравнивать
виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими
моделями процессов.
3.3. На
поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее -
оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия
которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия
гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного
обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное
обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны
осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в
регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к
каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать
обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого
оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки,
позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в
образовательном процессе.
 
4.
Общешкольное оснащение
 
К общешкольному
оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами,
использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой
информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному
оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить
сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление,
распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно,
оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для
торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и
общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для
самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал
библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки,
проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных
классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с
учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей
при наличии лифтового хозяйства).
ФГОС ООО
предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды,
обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение
работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса.
Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест
представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности
интеграции их в Интернет.
 
5. Общие
рекомендации по оснащению учебных кабинетов
для основной
ступени общего образования
 
Оснащение учебных
кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест
педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для
обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное
рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место,
но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение
и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее
полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Цифровые
измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных
работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для
проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных
возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов
измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных
лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и
зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут
провести и демонстрационные опыты учителя и
значительное число других экспериментов.
Потребность
использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей
определяет организационную модификацию данного комплекта: организация
стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект
общешкольного оснащения.
Традиционные
средства обучения по предметным областям должны
содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и
демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных
экспериментов и пр.
Традиционные
средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами
ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в
образовательном процессе.
 
Рекомендуемое
оснащение учебных кабинетов для основной
ступени общего
образования
 
┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐
│
N  │   Наименование    │     
Состав и       │  Количественный состав   │
│п/п │     
модуля       │   предназначение    │  
автоматизированного    │
│    │                   │    оборудования,    │     
рабочего места      │
│    │                   │ входящего в
модуль 
├────────────┬─────────────┤
│    │                   │                     │  педагога 
│ обучающихся │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│
1  │         2         │          3          │     4     
│      5      │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
1. │Модуль: технические средства обучения                               │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│1.1.│Специализированный │СПАК         является│   1 ед.   
│      x      │
│    │программно-        │составной      частью│            │             │
│    │аппаратный         │информационно-       │  
         │             │
│    │комплекс   педагога│образовательной
среды│            │             │
│    │(СПАК)             │образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения,          │            │             │
│    │                   │обеспечивает  решение│            │             │
│    │                   │профессиональных     │            │             │
│    │                   │задач   педагога   
с│            │             │
│    │                   │применением          │            │             │
│    │                   │информационно-       │            │             │
│    │                   │коммуникационных     │            │             │
│    │                   │технологий     (ИКТ).│            │             │
│    │                   │СПАК           должен│            │             │
│    │                   │обеспечивать  сетевое│            │             │
│    │                   │взаимодействие   всех│            │             │
│    │    
              │участников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса.         Все│            │             │
│    │                   │технические  средства│            │             │
│    │                   │СПАК   должны   
быть│           
│             │
│    │                   │скоммутированы  между│            │             │
│    │                   │собой                │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │СПАК включает:       │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │1. 
Персональный  или│   1 ед.   
│      x      │
│    │                   │мобильный   компьютер│            │             │
│    │                   │(ноутбук)           с│            │             │
│    │                  
│предустановленным    │            │             │
│    │                   │программным          │            │             │
│    │                   │обеспечением         │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.      Интерактивное│   1 ед.   
│      x      │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.1.    Интерактивная│            │             │
│    │                   │доска                │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.2.         Проектор│            │             │
│    │                   │мультимедийный       │            │             │
│    │                  
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│    │                   │2.3.     Визуализатор│            │             │
│    │                   │цифровой             │            │             │
│    │                   │3.  Оборудование 
для│   1 ед.    │     
x      │
│    │                   │тестирования
качества│            │             │
│    │                   │знаний обучающихся   │            │             │
│    │                   │4.      Копировально-│   1 ед.   
│      x      │
│    │                   │множительная техника
│            │             │
│    │                   │4.1.        Печатное,│   1 ед.   
│      x     
│
│    │                   │копировальное,       │            │             │
│    │                   │сканирующие          │            │             │
│   
│                  
│устройства (отдельные│            │             │
│    │                   │элементы или  в 
виде│           
│             │
│    │                   │многофункционального
│            │             │
│    │                   │устройства,         в│            │             │
│    │                   │соответствии
с целями│            │             │
│    │                   │и            задачами│            │             │
│    │                   │использования        │            │             │
│    │                   │оборудования        в│            │             │
│    │                   │образовательном      │            │             │
│    │                   │процессе)            │            │             │
│    │                   │5.             Прочее│            │             │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                   │Аппаратное          и│  1 компл. 
│      x      │
│    │                   │программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютера     должно│            │             │
│    │                   │обеспечивать:        │            │             │
│    │                   │управление    учебным│            │             │
│    │                   │процессом; создание
и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │электронных   таблиц,│            │             │
│    │                   │текстов             и│            │             │
│    │                   │презентаций;         │            │             │
│    │                   │создание, обработку
и│            │             │
│    │                   │редактирование
звука;│            │             │
│    │                   │создание, обработку
и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │растровых,  векторных│            │             │
│    │    
              │и   видеоизображений;│            │             │
│    │                   │создание            и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │интерактивных
учебных│            │             │
│    │                   │материалов,          │            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │ресурсов,  творческих│            │             │
│    │                   │работ со статическими│            │             │
│    │                   │и       динамическими│            │             │
│    │                   │графическими        и│            │             │
│    │                   │текстовыми объектами;│            │             │
│    │                   │работу              с│            │             │
│    │                  
│геоинформационными  
│            │             │
│    │                   │системами,           │            │             │
│    │                   │картографической     │            │             │
│    │                   │информацией,  планами│            │             │
│    │                   │объектов и
местности;│            │             │
│    │                   │визуализирование     │            │             │
│    │                   │исторических   данных│            │             │
│   
│                  
│(создание      
ленты│            │             │
│    │                   │времени    и   
др.);│           
│             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │размещения,          │            │             │
│    │                  
│систематизирования 
и│            │             │
│    │                   │хранения             │            │             │
│    │                   │(накапливания)       │            │             │
│    │                   │материалов           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса;  проведение│            │             │
│    │                   │мониторинга         и│            │             │
│    │                   │фиксацию         хода│            │             │
│    │                   │учебного  процесса 
и│            │             │
│    │                   │результатов  освоения│            │             │
│    │                   │основной             │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │программы      общего│            │             │
│    │                   │образования;         │            │             │
│    │                   │проведение  различных│            │             │
│    │                   │видов и форм
контроля│            │             │
│    │                   │знаний,   умений   
и│            │             │
│    │                   │навыков,             │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │адаптивной           │            │             │
│    │                   │(дифференцированной)
│            │             │
│    │                   │подготовки          к│            │             │
│    │                   │государственной      │            │             │
│    │                   │(итоговой)           │            │             │
│    │                   │аттестации;          │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │взаимодействия  между│            │             │
│    │                   │участниками  учебного│            │             │
│    │                   │процесса, в том
числе│            │             │
│    │                   │дистанционное        │            │             │
│   
│                  
│(посредством        
│            │             │
│    │                   │локальных           и│            │             │
│    │                   │глобальных    сетей),│            │             │
│    │                   │использование
данных,│            │             │
│    │                   │формируемых  в  
ходе│           
│             │
│    │                   │учебного процесса для│           
│             │
│    │                   │решения         задач│            │             │
│    │                   │управления           │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │деятельностью;       │            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │    
              │безопасного
доступа к│            │             │
│    │                   │печатным            и│            │             │
│    │                   │электронным          │            │             │
│    │                   │образовательным      │            │             │
│    │                   │ресурсам    и    
пр.│            │             │
│    │                   │Программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютеров  педагога│            │             │
│    │                   │и обучающихся  должно│            │             │
│    │                   │иметь      одинаковый│            │             │
│    │                   │интерфейс.           │            │             │
│    │                   │Интерактивное        │            │             │
│    │                   │оборудование         │            │             │
│    │                   │предназначено     для│            │             │
│    │                   │визуализации учебного│           
│             │
│    │                   │материала,           │            │             │
│    │                   │полученного         с│            │             │
│    │                   │цифровых и
нецифровых│            │             │
│    │                   │носителей,         на│            │             │
│    │                   │интерактивном экране,│           
│             │
│    │                   │сохранения           │            │             │
│    │                   │результатов          │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса            и│            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│   
│                  
│достижений   (в   том│            │             │
│    │                   │числе    формирование│            │             │
│   
│                   │портфолио)           │            │             │
│    │                   │обучающихся.         │            │             │
│    │                   │Копировально-        │            │             │
│    │                   │множительная  техника│            │             │
│    │                   │предназначена     для│            │             │
│    │                   │тиражирования        │            │             │
│    │                   │учебного   материала,│            │             │
│    │                   │сохранения в цифровом│           
│             │
│    │                   │формате   результатов│            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса            и│            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │достижений           │            │             │
│   
│                  
│(формирование        │            │             │
│   
│                  
│портфолио)          
│            │             │
│    │                   │обучающихся.         │            │             │
│    │                   │Прочее   оборудование│            │             │
│    │                   │включает    фото-   и│            │             │
│    │                   │(или)
видеотехнику,  │            │             │
│    │                   │гарнитуру,
устройства│            │             │
│    │                   │для        коммутации│            │             │
│    │                   │оборудования         │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.2.│Специализированный │СПАК         является│     x     
│    1 ед.    │
│    │программно-        │составной      частью│            │  на 1 чел. 
│
│    │аппаратный         │информационно-       │            │             │
│    │комплекс           │образовательной
среды│            │             │
│    │обучающихся (СПАК)
│образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения,          │            │             │
│    │                   │обеспечивает  решение│            │             │
│    │                   │учебно-познавательных│            │             │
│    │                   │задач  обучающихся 
с│            │             │
│    │                   │применением          │            │             │
│    │                   │информационно-       │            │             │
│    │                   │коммуникационных     │            │             │
│    │                   │технологий     (ИКТ).│            │             │
│    │                   │СПАК           должен│            │             │
│    │    
              │обеспечивать  сетевое│            │             │
│    │                   │взаимодействие   всех│            │             │
│    │                   │участников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса.         Все│            │             │
│    │                   │технические средства
│            │             │
│    │                   │СПАК   должны   
быть│           
│             │
│    │                   │скоммутированы  между│            │             │
│    │                   │собой.               │            │             │
│    │                   │СПАК включает:       │     x     
│  1 компл.   │
│    │                   │1. 
Персональный  или│            │             │
│    │                   │мобильный   компьютер│            │             │
│    │                   │(ноутбук)           с│            │             │
│    │                  
│предустановленным    │            │             │
│    │                   │программным          │            │             │
│    │                   │обеспечением.        │            │             │
│    │                   │2.             Прочее│            │             │
│    │                   │оборудование.        │            │             │
│    │                   │Аппаратное          и│            │             │
│    │                   │программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютера     должно│            │             │
│    │                   │обеспечивать:        │            │             │
│    │                   │управление    учебным│            │             │
│    │                   │процессом; создание
и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │электронных   таблиц,│            │             │
│    │                   │текстов             и│            │             │
│    │                   │презентаций;         │            │             │
│    │                   │создание, обработку
и│            │             │
│    │                   │редактирование
звука;│            │             │
│    │                   │создание, обработку
и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │растровых,  векторных│            │             │
│    │                   │и   видеоизображений;│            │             │
│    │                   │создание            и│            │             │
│    │                   │редактирование       │            │             │
│    │                   │интерактивных
учебных│            │             │
│    │                   │материалов,          │            │             │
│    │                   │образовательных      │            │             │
│    │                   │ресурсов,  творческих│            │             │
│    │                   │работ со статическими│            │             │
│    │                   │и       динамическими│            │             │
│    │                   │графическими        и│            │             │
│    │                   │текстовыми
объектами;│            │             │
│    │                   │работу              с│            │             │
│    │                  
│геоинформационными  
│            │             │
│    │                   │системами,           │            │             │
│    │                   │картографической     │            │             │
│    │                   │информацией,  планами│            │             │
│    │                   │объектов и
местности;│            │             │
│    │                   │визуализирование     │            │             │
│    │                   │исторических   данных│            │             │
│   
│                  
│(создание      
ленты│            │             │
│    │                   │времени    и   
др.);│           
│             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │размещения,          │            │             │
│    │                   │систематизирования  и│            │             │
│    │                   │хранения             │            │             │
│    │                   │(накапливания)       │            │             │
│    │                   │материалов           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │процесса;  проведение│            │             │
│    │                   │мониторинга         и│            │             │
│    │    
              │фиксацию         хода│            │             │
│    │                   │учебного  процесса 
и│            │             │
│    │                   │результатов  освоения│            │             │
│    │                   │основной             │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │программы      общего│            │             │
│    │                   │образования;         │            │             │
│    │                   │проведение  различных│            │             │
│    │                   │видов и форм
контроля│            │             │
│    │                   │знаний,   умений   
и│            │             │
│    │                   │навыков,             │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │адаптивной           │            │             │
│    │                   │(дифференцированной) │            │             │
│    │                   │подготовки          к│            │             │
│    │                   │государственной      │            │             │
│    │                   │(итоговой)           │            │             │
│    │                   │аттестации;          │            │             │
│    │                   │осуществление        │            │             │
│    │                   │взаимодействия  между│            │             │
│    │                   │участниками  учебного│            │             │
│    │                   │процесса, в том
числе│            │             │
│    │                   │дистанционное        │            │             │
│   
│                  
│(посредством        
│            │             │
│    │                   │локальных           и│            │             │
│    │                   │глобальных     сетей)│            │             │
│    │                   │использование
данных,│            │             │
│    │                   │формируемых  в  
ходе│           
│             │
│    │                   │учебного    процесса,│            │             │
│    │                   │для   решения  
задач│           
│             │
│    │                   │управления           │            │             │
│    │                   │образовательной      │            │             │
│    │                   │деятельностью;       │            │             │
│    │                   │возможность          │            │             │
│    │                   │безопасного доступа к│           
│             │
│    │                   │печатным            и│            │             │
│    │                   │электронным          │            │             │
│    │                   │образовательным      │            │             │
│    │                   │ресурсам    и    
пр.│            │             │
│    │                   │Программное          │            │             │
│    │                   │обеспечение          │            │             │
│    │                   │компьютеров  педагога│            │             │
│    │                   │и обучающихся  должно│            │             │
│    │                   │иметь      одинаковый│            │             │
│    │                   │интерфейс.           │            │             │
│    │                   │Прочее   оборудование│            │             │
│    │                   │включает    фото-   и│            │             │
│    │                   │(или) видеотехнику,  │            │             │
│    │                   │гарнитуры,       веб-│            │             │
│    │                   │камеры,   графические│            │             │
│    │                   │планшеты,  устройства│            │             │
│    │                   │для        коммутации│            │             │
│    │                   │оборудования,        │            │             │
│    │                   │устройства        для│            │             │
│    │                   │организации
локальной│            │             │
│    │                   │беспроводной  сети 
и│            │             │
│    │                   │пр.                  │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.3.│Универсальная      │Универсальная        │   1 ед.   
│             │
│    │платформа       для│платформа            │            │             │
│    │перемещения,       │обеспечивает         │            │             │
│    │хранения          и│межпредметное        │            │             │
│    │подзарядки         │(межкабинетное)      │            │             │
│    │портативных        │использование        │            │             │
│    │компьютеров,       │оборудования         │            │             │
│    │прочего    учебного│                     │            │             │
│    │оборудования       │                     │            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
2. │        Модуль: лабораторное и
демонстрационное оборудование       
│
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│2.1.│Обучающая 
цифровая│Может           
быть│один       
│по     одному│
│    │лабораторная       │представлена  в 
виде│комплект   
│комплекту    │
│    │учебная техника    │полнофункционального
│демонстраци-│оборудования │
│    │                   │мобильного   и 
(или)│онного обо- │на  4  
-   6│
│    │                   │стационарного        │рудования   │чел.         │
│    │                   │лабораторного        │            │             │
│    │                   │комплекса            │            │             │
│    │                   │(комплексов),        │            │             │
│    │                   │предназначенного  для│            │             │
│    │                   │организации  учебной,│            │             │
│    │                   │учебно-              │            │             │
│    │                  
│исследовательской  
и│            │             │
│    │                   │проектной            │            │             │
│    │                   │деятельности,     для│            │             │
│    │                   │формирования        у│            │             │
│    │                   │обучающихся   навыков│            │             │
│    │                   │цифрового   измерения│            │             │
│    │                   │результатов          │            │             │
│    │                   │проведения   натурных│            │             │
│    │                   │экспериментов       в│            │             │
│    │                   │пределах     учебного│            │             │
│    │                   │помещения и вне его.
│            │             │
│    │                   │Обучающая    цифровая│            │             │
│    │                   │лабораторная  учебная│            │             │
│    │                   │техника включает:    │            │             │
│    │                   │1. Комплект цифрового│           
│             │
│    │                   │измерительного       │            │             │
│    │                   │оборудования      для│            │             │
│    │                   │проведения           │            │             │
│    │                  
│естественнонаучных  
│            │             │
│    │                   │экспериментов.       │            │             │
│    │                   │2.           Цифровой│            │             │
│    │                   │микроскоп.           │            │             │
│    │                   │3.           Комплект│            │             │
│    │                   │лабораторных приборов│            │             │
│    │                   │и       инструментов,│            │             │
│    │                   │микропрепаратов     и│            │             │
│    │                   │пр.,   обеспечивающих│            │             │
│    │                   │корректную
постановку│            │             │
│    │                   │экспериментов,       │            │             │
│    │                   │наблюдений,
опытов  с│            │             │
│    │                   │использованием       │            │             │
│    │                   │цифровой
лабораторной│           
│             │
│    │                   │учебной техники      │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.2.│Обучающая         
│Может           
быть│один       
│по     одному│
│    │традиционная       │представлена
наборами│комплект   
│комплекту    │
│    │лабораторная       │традиционных         │демонстра-  │оборудования │
│    │учебная техника    │лабораторных         │ционного    │на 
4   -   6│
│    │                   │приборов,            │оборудования│чел.         │
│    │                   │используемых         │            │             │
│    │                   │обучающимися      при│            │             │
│    │                   │постановке           │            │             │
│    │                   │экспериментов,       │            │             │
│    │                   │наблюдений, опытов по│            │             │
│    │                   │программам    учебных│            │             │
│    │                   │предметов           и│            │             │
│    │                   │внеурочной           │            │             │
│    │    
              │деятельности         │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.3.│Учебная     техника│Может            быть│     X     
│по     одному│
│    │для       отработки│представлена
наборами│           
│комплекту    │
│    │практических       │конструкторов,       │            │оборудования │
│    │действий          и│робототехники,       │            │на  4  
-   6│
│    │навыков,           │тренажерами  и  
пр.,│           
│чел.         │
│    │проектирования и   │предназначенными  для│            │             │
│    │конструирования    │моделирования,       │            │             │
│    │                   │технического         │            │             │
│    │                   │творчества          и│            │             │
│    │                   │проектной            │            │             │
│    │                   │деятельности,        │            │             │
│    │                   │отработки            │            │             │
│    │                   │практических  навыков│            │             │
│    │                   │в             области│            │             │
│    │                   │безопасности         │            │             │
│    │                  
│жизнедеятельности,  
│            │             │
│    │                   │трудовых  навыков  
и│            │             │
│    │                   │пр.                  │            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
3. │               Модуль:
наглядные пособия по предметам              
│
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│3.1.│Наглядные   пособия│Могут            быть│один        │по     одному│
│    │по предметам       │представлены  учебной│комплект    │комплекту    │
│    │                   │техникой,            │демонстраци-│оборудования
│
│    │                   │обеспечивающей       │онного      │на     одного│
│    │                   │визуально-звуковое   │оборудования│или    группу│
│    │                   │представление
объекта│            │обучающихся  │
│    │                   │изучения.            │            │             │
│    │                   │Наглядные
пособия  по│            │             │
│    │                   │предметам
включают:  │            │             │
│    │                   │электронные          │            │             │
│    │                   │образовательные      │            │             │
│    │                   │ресурсы   (ЭОР),   
а│            │             │
│    │                   │также   традиционные:│            │             │
│    │                   │объемные  пособия  
-│            │             │
│    │                   │макеты,       модели,│            │             │
│    │                   │слепки,       муляжи,│            │             │
│    │                   │глобусы    и   
т.д.;│           
│             │
│    │                   │плоскостные пособия
-│            │             │
│    │                   │таблицы,     картины,│            │             │
│    │                   │фотографии,    карты,│            │             │
│    │                   │схемы, чертежи и
т.п.│            │             │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
4. │            Модуль:
информационно-методическая поддержка           
│
│    │                      педагогического
работника                     │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│4.1.│Методические       │Материалы      должны│            │             │
│    │материалы       для│содержать
руководство│           
│             │
│    │педагогического    │пользователя       по│            │             │
│    │работника        по│подключению,  наладке│            │             │
│    │использованию      │комплекта         или│            │             │
│    │комплекта          │отдельных     модулей│            │             │
│    │или       отдельных│комплекта,   описание│            │             │
│    │компонентов        │конструктивных       │            │             │
│    │комплекта         в│особенностей        и│            │             │
│    │образовательном    │технологии работы    │            │             │
│    │процессе           │с      оборудованием,│            │             │
│    │                   │примеры  практической│            │             │
│    │                   │работы              с│            │             │
│    │                   │оборудованием,       │            │             │
│    │                   │описание      порядка│            │             │
│    │                   │постановки           │            │             │
│    │    
              │экспериментов       с│            │             │
│    │                   │использованием       │            │             │
│    │                   │оборудования и
пр.   │            │             │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│4.2.│Программы 
(модули,│Разработанные       
│            │             │
│    │курсы)    повышения│программы    (модули,│            │             │
│    │квалификации       │курсы) могут являться│            │             │
│    │педагогических     │частью       программ│            │             │
│    │работников       по│повышения            │            │             │
│    │использованию      │квалификации,        │            │             │
│    │комплекта       или│обеспечивающих      в│            │             │
│    │отдельных          │соответствии        с│            │             │
│    │компонентов        │требованиями ФГОС
ООО│            │             │
│    │комплекта         в│непрерывность        │            │             │
│    │образовательном    │профессионального    │            │             │
│    │процессе           │развития             │            │             │
│    │                   │педагогических       │            │             │
│    │                   │работников           │            │             │
│    │                   │образовательного     │            │             │
│    │                   │учреждения, в  объеме│            │             │
│    │                   │не менее 108
часов  и│            │             │
│    │                   │не реже одного раза в│           
│             │
│    │                   │пять лет             │            │             │
└────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘
 
6.
Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
техническое
творчество и проектную деятельность
 
Внеурочная
деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и
проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной
техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе
специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских,
помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных
требованиями ФГОС ООО.
Повышенный уровень
оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного
специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет
носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного
набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения
альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения,
современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для
моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума
(виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для
использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой,
предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных
экспериментов.
При организации
деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии:
мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие
компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс
информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и
ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе
исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут
входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов,
фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными
материалами.