Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря
2011 г. N 22841
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2011 г. N 2701
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ЭКСПЕРТАМ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В
соответствии с пунктом 13 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10 июля
1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.
1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2010,
N 46, ст. 5918; 2011, N 25, ст. 3538; N 27, ст. 3880) и пунктом 8 Положения о государственной
аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1772),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые
квалификационные требования к экспертам в области проведения государственной
аккредитации образовательного учреждения и научной организации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Биленкину И.П.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 16 ноября 2011
г. N 2701
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЕРТАМ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Эксперт должен
знать:
законодательство
Российской Федерации в области образования, включая Закон Российской Федерации
от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22
августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", Положение о государственной аккредитации образовательных
учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184, нормативные правовые акты, регламентирующие
осуществление процедуры
государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации
(далее - организации), а также федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования;
способы и методы
работы со служебной информацией и персональными данными;
способы проведения
аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по
заявленным для государственной аккредитации образовательным программам
федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным
государственным требованиям и (или) аккредитационной экспертизы показателей
деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа
и вида (далее вместе - аккредитационная экспертиза);
требования к
содержанию и оформлению заключений комиссии по аккредитационной экспертизе, а
также документов, подготавливаемых в ходе осуществления процедуры
аккредитационной экспертизы организации.
2. Эксперт
должен уметь:
проводить анализ,
систематизировать и обобщать информацию;
оформлять
заключение комиссии по аккредитационной экспертизе с использованием средств
компьютерной техники и информационных технологий;
взаимодействовать в
процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, с
аккредитационным органом, организацией.
3. Эксперт при
проведении аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по
заявленным для государственной аккредитации образовательным программам
федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным
государственным требованиям, помимо умений, указанных в пункте 2 настоящих
квалификационных требований, должен уметь:
проводить анализ образовательных
программ организации (в том числе учебных планов, рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и других материалов, обеспечивающих
духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся, а
также программ учебной и производственной практик, календарных учебных
графиков, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии);
устанавливать
соответствие (несоответствие) содержания подготовки обучающихся и выпускников
организации государственным образовательным стандартам (до завершения их
реализации в образовательных учреждениях), федеральным государственным
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям;
проводить контроль
освоения обучающимися и выпускниками организации образовательной программы в
форме собеседования, а также путем тестирования указанных обучающихся и
выпускников организации с использованием заданий стандартизированной формы
(аккредитационных педагогических измерительных материалов);
стандартизированной
формы (аккредитационных педагогических измерительных материалов);
проводить анализ
хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
проводить анализ
результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
обучающихся, итоговой аттестации выпускников, в том числе курсовых проектов
(работ), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ;
устанавливать
соответствие (несоответствие) качества подготовки обучающихся и выпускников
организации федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям.
4. Эксперт при
проведении аккредитационной экспертизы показателей деятельности
образовательного учреждения, необходимых для установления государственного
статуса, помимо умений, указанных в пункте 2 настоящих квалификационных
требований, должен уметь:
осуществлять анализ
деятельности образовательного учреждения в соответствии с утверждаемыми
Министерством образования и науки Российской Федерации перечнями показателей
деятельности образовательных учреждений, необходимых для установления их
государственного статуса <*> (далее - перечни показателей);
--------------------------------
<*> Пункт 6
статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об
образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст.
3607; 2007, N 27, 3215; 2008, N 9, ст. 813; 2009, N 46, ст.
5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793).
устанавливать
соответствие (несоответствие) результатов анализа деятельности образовательного
учреждения критериям показателей, необходимым для определения типа и вида
данного образовательного учреждения, на основании требований типовых положений
об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений,
содержащихся в информационных системах государственной аккредитации <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 6
Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных
организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
21 марта 2011 г. N 184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N
13, ст. 1772).
5. Эксперт должен обеспечивать соответствие уровня своей квалификации
установленным требованиям с учетом изменения законодательства Российской
Федерации в области образования (в том числе федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований),
совершенствования форм и методов проведения аккредитационной экспертизы,
развития компьютерной техники и информационных технологий.
Эксперт обеспечивает
соответствие уровня своей квалификации установленным требованиям путем
повышения квалификации, а также путем самообразования. Эксперт участвует в
семинарах, конференциях и иных мероприятиях, проводимых аккредитационным
органом или его подведомственными организациями.