Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2011 г. N 22427

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 25 октября 2011 г. N 2521

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032200 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032200 Регионоведение России (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 25 октября 2011 г. N 2521

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 032200 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032200 Регионоведение России образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

    ВПО      - высшее профессиональное образование;

    ООП      - основная образовательная программа;

    ОК       - общекультурные компетенции;

    ПК       - профессиональные компетенции;

    УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

    ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный

               стандарт высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

  Наименование  
       ООП      

     Квалификация    
      (степень)      

    Нормативный    
 срок освоения ООП 
     (для очной    
  формы обучения), 
      включая      
     каникулы,     
  предоставляемые  
       после       
    прохождения    
  государственной  
     (итоговой)    
     аттестации    

Трудоем-  
кость (в  
зачетных  
единицах) 

код в соот- 
ветствии    
с принятой  
классифика- 
цией ООП    

наимено-
вание  

ООП             
магистратуры    

     68     

магистр

       2 года      

  120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультационных, образовательных и иных услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о Российской Федерации и ее регионах.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на региональном и межрегиональном уровнях.

4.3. Магистр по направлению подготовки 032200 Регионоведение России готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-коммуникационной;

информационно-аналитической;

редакционно-издательской;

культурно-просветительской;

научно-исследовательской и педагогической.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса, работодателями.

4.4. Магистр по направлению подготовки 032200 Регионоведение России должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области организационно-коммуникационной деятельности:

ведение официальной и деловой переписки, подготовка проектов документов (договоров, меморандумов) на русском и иностранном языке, включая языки региона специализации;

подготовка публичных выступлений официальных лиц по вопросам, касающимся общественно-политической и культурной проблематики;

осуществление функций пресс-секретаря, помощника руководителей региональных и федеральных органов государственного управления, в первую очередь, ответственных за проведение разного рода контактов в отношении отдельных зарубежных стран и регионов;

в области информационно-аналитической деятельности:

использование технологий интеллектуального анализа данных для получения знаний по различным аспектам культурного, социально-политического и экономического развития Российской Федерации и зарубежных стран и регионов;

подготовка аналитических досье по отдельным регионам, организациям, деятелям Российской Федерации с использованием открытых источников на русском и иностранном языке, включая языки региона специализации;

подготовка рекомендаций для государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, касающихся продвижения их интересов в зарубежных странах и регионах;

в области редакционно-издательской деятельности:

подготовка аналитических рефератов и рецензий на отечественную и зарубежную научную литературу, посвященную российской проблематике;

осуществление литературной и научной редакции информационно-аналитических материалов, посвященных российской проблематике;

поиск новостей, обеспечение обратной связи с аудиторией в виртуальном информационном пространстве (ведение редакционных блогов, модерирование телеконференций), выполнение иных специализированных видов работ в печатных и электронных средствах массовой информации;

в области культурно-просветительской деятельности:

организация международных выставок, презентаций, аукционов, иных мероприятий в сфере культуры;

поддержание культурных и профессиональных контактов с общественными, культурными и научными организациями иностранных государств в России, а также с такого же рода представительствами России за рубежом;

в области научно-исследовательской и преподавательской деятельности:

подготовка библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, проведение библиометрических исследований;

планирование, осуществление и презентация результатов индивидуальной научно-исследовательской деятельности;

проверка письменных работ, проведение семинарских и практических занятий по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам;

выстраивание прогностических сценариев, их моделирование, конструирование моделей развития коммуникативных и социокультурных ситуаций, применение практических навыков при их разрешении;

осуществление квалифицированного двустороннего устного и письменного перевода, направленного на обеспечение профессиональной деятельности.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

владением русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

владением навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, умением доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов (ОК-4);

способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений (ОК-5);

способностью соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию, обеспечивать интересы клиента и работодателя в профессиональной деятельности (ОК-6);

готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-7);

готовностью к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК-8);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

способностью порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-10);

способностью соблюдать законодательные и нормативные акты Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующие сферу высшего образования и профессиональной деятельности (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);

способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-4);

способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем (ПК-5);

способностью объяснять причины и спрогнозировать тенденции развития Российской Федерации и ее отдельных регионов (ПК-6);

способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира (ПК-7);

владением основными методами комплексного междисциплинарного исследования Российской Федерации и регионов мира, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки (ПК-8);

владением коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-9);

знанием отечественной культуры, истории, особенностей и закономерностей развития, а также реалий современной российской жизни и умением компетентно изложить их (ПК-10);

владением компаративными методами, способностью давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию Российской Федерации и стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями (ПК-11);

владением методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики (ПК-12);

владением навыками аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности на иностранных языках (ПК-13);

владением навыками межкультурной коммуникации (ПК-14);

в области научно-исследовательской и педагогической деятельности:

способностью к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-15);

способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-16);

способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-17);

владением навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-18);

способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-19);

способностью моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития (ПК-20);

владением навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании общегуманитарных курсов в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-21);

способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы регионального развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-22);

владением навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным общегуманитарным дисциплинам (ПК-23);

способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-24);

способностью к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-25);

владением навыками двустороннего устного и письменного перевода, направленного на обеспечение профессиональной деятельности с использованием иностранных языков (ПК-26);

способностью к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-27);

способностью к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-28);

готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-29);

владением навыками квалифицированного синхронного или последовательного сопровождения международных форумов и переговоров (ПК-30);

в области организационно-коммуникационной деятельности:

способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-31);

способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-32);

способностью к подготовке аналитической информации (с учетом регионоведческого контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-33);

способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-34);

способностью планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-35);

владением навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем ООП магистратуры (ПК-36);

в области информационно-аналитической деятельности:

владением навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на иностранных языках (ПК-37);

способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-38);

в области редакционно-издательской деятельности:

владением навыками составления профессионально ориентированных текстов на русском и иностранных языках (ПК-39);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умением создать позитивный имидж региона при публичном выступлении (ПК-40);

способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-41);

способностью выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-42);

владением теорией и практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования ситуаций (ПК-43);

способностью и готовностью к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-44).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практика и научно-исследовательская работа;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌──────┬─────────────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────────┐

│ Код     Учебные циклы,    │Трудоем- │ Перечень дисциплин │    Коды    

  УЦ        разделы и      │кость       для разработки   формируемых

│ ООП      проектируемые    │(зачетные│примерных программ, │ компетенций │

          результаты их    │единицы) │а также учебников и │            

            освоения       │<*>        учебных пособий               

├──────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

│М.1   │Общенаучный цикл     │ 25 - 35 │                                 

      ├─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

      │Базовая часть        │ 10 - 20 │Философия и         │ОК-1        

      │В результате изучения│         │методология науки   │ОК-11       

      │базовой  части  цикла│                             │ПК-1        

      │обучающийся должен:           │Информационные      │ПК-2        

      │знать:                        │технологии в        │ПК-3        

        основы  истории   и│         региональных        │ПК-4        

      │методологии  развития│         │исследованиях и     │ПК-5        

      │науки,          общие│         образовании         │ПК-6        

      │закономерности                │Иностранные языки   │ПК-7        

      │развития     научного│                             │ПК-8        

      │знания;                                           │ПК-9        

      │уметь:                                                        

        интегрировать                                              

      │методы  гуманитарных,│                                         

      │социальных,                                                   

      │экономических,                                                

      │математических      и│                                         

      │технических  наук   в                                         

      │рамках         единой                                         

      │комплексной                                                   

      │методологии;                                                  

├──────┴─────────────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────────┤

                        Продолжение цикла М.1                           

├──────┬─────────────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────────┤

      │владеть:                                                      

        информационными                                              

      │технологиями        в                                         

      │области  региональных                                         

      │исследований;                                                 

        иностранным  языком│                                         

      │(языками)                                                     

      │международного                                                

      │общения  на   уровне,│                                         

      │позволяющем                                                   

      │осуществлять основные│                                         

      │виды профессиональной                                         

      │деятельности.                                                 

      ├─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

      │Вариативная часть                                             

      │(знания, умения и                                             

      │навыки определяются                                           

      │ООП вуза)                                                     

├──────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

│М.2   │Профессиональный цикл│ 35 - 45 │                                

      ├─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

      │Базовая              │ 20 - 30 │История и           │ПК-9         

      │(общепрофессиональ-           │методология         │ПК-10       

      │ная) часть                    │современного        │ПК-11       

      │В результате изучения│         │комплексного        │ПК-12       

      │базовой  части  цикла│         │регионоведения      │ПК-13       

      │обучающийся должен:           │России              │ПК-14       

      │знать:                                            │ПК-15       

        основные   принципы│         │Информационно-      │ПК-16       

      │междисциплинарного            │аналитическая       │ПК-17       

      │подхода             к         │работа              │ПК-18       

      │исследованию                                      │ПК-19       

      │регионоведения                │Аналитический       │ПК-20       

      │России;                       │практикум           │ПК-21       

        место и роль России│                             │ПК-22       

      │в мировом сообществе;│         │Иностранные языки   │ПК-23       

        исторические                │для специальных     │ПК-24       

      │причины  и   движущие│         │целей               │ПК-25       

      │силы       крупнейших                                         

      │международно-                 │Этнопсихология                  

      │политических,                                                 

      │региональных        и│         │Актуальные                      

      │этноконфессиональных │         │социально-                      

      │конфликтов;                   экономические                   

        основы    политико-         │проблемы                        

      │экономической       и│         │регионоведения                  

      │социально-правовой            │России                          

      │специфики    развития│                                         

      │регионов      России;│         │Социально-                       

      │уметь:                        │политическая мысль              

        сформулировать    и│         │народов России                  

      │научно     обосновать│                                         

      │перспективную позицию│         │Научно-                         

      │России по  актуальным         │исследовательский               

      │проблемам                     │семинар                         

      │безопасности        и│                                         

      │взаимодействия      с                                         

      │различными странами и│                                         

      │регионами мира;                                               

├──────┴─────────────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────────┤

                       Продолжение цикла М.2                            

├──────┬─────────────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────────┤

        применять                                                   

      │лингвострановедческие│                                         

      │и этнолингвистические│                                         

      │знания  при   анализе│                                         

      │комплексных                                                   

      │междисциплинарных                                             

      │проблем;                                                      

        соотносить  влияние│                                         

      │национальной/регио-                                           

      │нальной  специфики  и│                                         

      │глобальных   факторов│                                         

      │при  анализе  моделей│                                         

      │социального,                                                  

      │экономического,                                                

      │политического                                                 

      │развития      России;│                                         

      │владеть:                                                      

        глубокими                                                   

      │всесторонними                                                 

      │познаниями в  области│                                         

      │комплексного                                                  

      │регионоведения                                                

      │России,  позволяющими                                         

      │строить        научно│                                          

      │обоснованные прогнозы│                                         

      │относительно                                                  

      │перспектив развития. │                                         

      ├─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

      │Вариативная часть                                             

      │(знания,   умения   и│                                         

      │навыки   определяются│                                         

      │ООП вуза)                                                     

├──────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

│М.3   │Практики  и   научно-│   20                        │ПК-26        

      │исследовательская                                 │ПК-27       

      │работа                                            │ПК-29       

      │(практические  умения│                             │ПК-30       

      │и навыки определяются│                             │ПК-31       

      │ООП вуза)                                         │ПК-32       

                                                        │ПК-33       

                                                        │ПК-34       

                                                        │ПК-35       

                                                        │ПК-36       

                                                        │ПК-37       

                                                        │ПК-38       

                                                        │ПК-39       

                                                        │ПК-40       

                                                        │ПК-41       

                                                        │ПК-42       

                                                        │ПК-43       

                                                        │ПК-44       

├──────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

│М.4   │Государственная         30    │Выпускная           │ОК-2        

      │(итоговая) аттестация│         │квалификационная    │ОК-3        

                                    │работа              │ОК-4        

                                                        │ОК-5        

                                                        │ОК-6        

                                                        │ОК-7        

├──────┴─────────────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────────┤

                       Продолжение раздела М.4                          

├──────┬─────────────────────┬─────────┬────────────────────┬─────────────┤

                                                        │ОК-8        

                                                        │ОК-10       

                                                        │ПК-28       

├──────┼─────────────────────┼─────────┼────────────────────┼─────────────┤

      │Общая    трудоемкость│   120                                   

      │основной                                                      

      │образовательной                                               

      │программы                                                     

└──────┴─────────────────────┴─────────┴────────────────────┴─────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, государственной (итоговой) аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения суммарно по циклам М.1 и М.2. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 26 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <*> каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534.

 

а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;

б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.

Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия в лингафонных классах по иностранным языкам и языку региона специализации.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по научно- исследовательскому профилю предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: профессионально-ориентирующую, научно-исследовательскую и переводческую.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

обоснование темы научного исследования, составление библиографии по избранной теме;

составление историографического обзора рассматриваемой проблемы;

разработка плана и программы научного исследования, выдвижение и обоснование гипотезы;

проведение научно-исследовательской работы, доказательство гипотезы;

представление и публичная защита результатов исследования.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты результатов проводится ее широкое обсуждение с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291, N 50, ст. 6595.

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя лингафонные кабинеты, компьютерные классы, в том числе с возможностью доступа в сеть Интернет, мультимедийные проекторы для просмотра аудио- и видеоконтента на иностранном языке (языках), наглядные пособия (карты, атласы).

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для обучающихся к сети Интернет должна составлять не менее одного рабочего места на шесть обучающихся.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечении компетентности преподавательского состава;

регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (организационно-коммуникационной, информационно-аналитической, редакционно-издательской, культурно-просветительской, научно-исследовательской и педагогической).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на анализ региональных и межрегиональных явлений, процессов и их взаимосвязей, поиск частных и универсальных закономерностей развития Российской Федерации с обязательным привлечением источников и литературы на русском и иностранных языках. Темы магистерских диссертаций часто носят сравнительный характер, имеют междисциплинарную направленность, находятся на стыке различных гуманитарных наук с использованием естественнонаучных знаний, методов и подходов.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа представляет собой целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности. В ней содержит совокупность результатов, выдвигаемых для публичной защиты.

8.9. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018