Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 декабря 2011 г. N 22476

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 12 октября 2011 г. N 2461

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 070100 ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 070100 Искусство (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 12 октября 2011 г. N 2461

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 070100 ИСКУССТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 070100 Искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО             - высшее профессиональное образование;

ООП             - основная образовательная программа;

ОК              - общекультурные компетенции;

ПК              - профессиональные компетенции;

СМИ             - средства массовой информации;

УЦ ООП          - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО        - федеральный государственный образовательный

                  стандарт высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

3.1. В Российской Федерации по направлению подготовки 070100 Искусство реализуются ООП высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему государственную (итоговую) аттестацию, получить квалификацию (степень) "магистр".

Направление подготовки 070100 Искусство ООП ВПО может реализоваться:

а) в области музыкального искусства - вокального искусства (оперного и камерного пения), дирижирования оперным и симфоническим оркестром, композиции, музыкальной звукорежиссуры;

б) в области театрального искусства - режиссуры театра (театра драмы, театра кукол, театра эстрады, музыкального театра, театра балета), режиссуры цирка;

в) в области киноискусства - драматургии, режиссуры кино и телевидения;

г) в области хореографического искусства - искусства хореографа, искусства балетмейстера-репетитора, педагогики хореографии, истории и теории хореографического искусства, менеджмента хореографического искусства;

д) в области изобразительного искусства.

3.2. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускника

 

Наименование
    ООП    

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
 государственной
   (итоговой)   
   аттестации   

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах) 

     код в    
соответствии с
   принятой   
классификацией
      ООП     

наименование

ООП        
магистратуры

      68      

  магистр  

     3 года     

   180 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП магистратуры за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) форме обучения может увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Подготовка магистров по данному направлению подготовки в заочной форме обучения не предусматривается.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

исполнительское искусство;

создание произведений искусства;

постановочно-сценическую деятельность;

художественное творчество;

педагогику;

научные исследования;

просветительство;

руководство профессиональными творческими коллективами;

экспертную и административную работу в учреждениях культуры, образовательных учреждениях в соответствии с профилем ООП.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

произведение искусства в различных формах его бытования, авторы-создатели произведений искусства;

слушательская и зрительская аудитории театров и концертных залов, потребители продукции аудиостудий, видеостудий, киностудий, издательств;

творческие коллективы, исполнители, режиссеры, дирижеры, хореографы;

средства массовой информации;

образовательные учреждения Российской Федерации;

обучающиеся по программам высшего и среднего профессионального образования;

органы управления культурой Российской Федерации;

учреждения культуры и профессиональные творческие коллективы, научно-исследовательские учреждения, профессиональные ассоциации.

4.3. Магистр по направлению подготовки 070100 Искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческой;

педагогической;

научной;

организационно-управленческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 070100 Искусство должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области художественно-творческой деятельности:

участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: создания и исполнения произведений искусства, осуществления театральных постановок различных жанров, руководство творческими коллективами в качестве художественного руководителя, дирижера, осуществление режиссерских работ в области кино и телевидения, участия в подготовке и реализации творческих проектов в области искусства;

в области педагогической деятельности:

преподавание профильных дисциплин в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых авторских, инновационных технологий обучения и воспитания; научно-методическая работа в образовательных учреждениях, в том числе создание учебных программ и учебных пособий;

в области научной деятельности:

выполнение научных исследований и разработок в области искусства, культуры и педагогики с привлечением современных информационных технологий, владение основными приемами поиска и научной обработки данных; оценка научно-практической значимости проведенного исследования, использование результатов исследования в своей профессиональной деятельности; представление итогов проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей;

в области организационно-управленческой:

разработка и реализация творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, спектаклей); руководство творческо-производственным процессом и рекламно-маркетинговой деятельностью в ходе реализации проекта; рациональное использование имеющихся ресурсов: человеческих, финансовых, материально-технических, информационных, духовно-нравственных, технологических; осуществление функций руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях культуры, творческих союзах и обществах.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью самостоятельно обучаться новым методам исследования, быть готовым адаптироваться к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

способностью использовать на практике знания и навыки в организации художественно-творческих, исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

способностью свободно анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-7);

способностью осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры, учебных заведениях (ОК-8);

способностью аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального, театрального или киноискусства, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);

способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-10);

способностью использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области художественно-творческой деятельности:

способностью осуществлять на высоком художественном и техническом уровне творческую деятельность путем создания, исполнения, постановки произведений искусства различных жанров, стилей, эпох и представлять ее результаты общественности (ПК-1);

готовностью быть мобильным в освоении произведений искусства разных стилей, жанров, эпох, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);

в области педагогической деятельности:

способностью применять основные положения и методы психолого-педагогических наук, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области образования (ПК-3);

способностью преподавать в высших учебных заведениях дисциплины, соответствующие профилю ООП (ПК-4);

способностью использовать разнообразные педагогические технологии и методы, разрабатывать новые авторские, инновационные технологии обучения и воспитания (ПК-5);

в области научной деятельности:

способностью выполнять научные исследования в области искусства, культуры и педагогики, использовать специальную литературу, рассматривать конкретное произведение искусства в культурно-историческом, социальном контексте (ПК-6);

способностью руководить отдельными этапами (разделами) научно-исследовательских работ обучающихся, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-7);

готовностью к владению методологией научно-исследовательской деятельности, способностью анализировать, критически осмысливать произведение искусства и исполнительскую деятельность в контексте исторических традиций и художественных ценностей общества (ПК-8);

в области организационно-управленческой деятельности:

готовностью выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях культуры, творческих союзах и обществах, образовательных учреждениях (ПК-9);

способностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, репертуарные планы, программы фестивалей, других творческих проектов, осуществлять художественное руководство творческими коллективами (ПК-10);

способностью и готовностью осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой творческих коллективов, концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное планирование, проектирование и маркетинг в учреждениях культуры (ПК-11);

готовностью применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, анализировать особенности отечественного и международного художественного рынка в современных условиях и прогнозировать его развитие (ПК-12);

готовностью осуществлять работу с авторами и исполнителями произведений искусства по пропаганде и распространению их творчества (ПК-13);

способностью и готовностью применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере искусства, культуры, образования (ПК-14).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌──────┬───────────────────────────────┬─────────┬────────────────┬───────┐

│ Код      Учебные циклы, разделы     │Трудоем-    Перечень    │Коды  

  УЦ    и проектируемые результаты   │кость    │ дисциплин для  │форми- │

│ ООП            их освоения          │(зачетные│   разработки   │руемых │

                                     │единицы) │   примерных    │компе- │

                                     │<*>         программ,    │тенций │

                                                учебников и          

                                              │учебных пособий │      

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

│М.1   │Общенаучный цикл               │ 21 - 26 │Философия науки │ОК-1 - │

      │Базовая часть                  │ 7 - 12  │и искусства     │ОК-11 

          В    результате    освоения│         Иностранный     │ПК-11 -│

      │дисциплин базовой части  модуля│         │язык            │ПК-14 

      │обучающийся должен:                                           

          знать:                                                    

          методологические подходы  к                               

      │историческим  и   теоретическим│                               

      │исследованиям в сфере искусства│                               

      │и культуры;                                                   

          современные        проблемы│                               

      │искусствоведения, в  том  числе│                               

      │музыкального,  театрального   и│                               

      │киноискусства;                                                

          основные     закономерности│                               

      │развития искусства в  контексте│                               

      │мирового культурного процесса; │                               

          философские         аспекты│                               

      │познания        закономерностей│                               

      │научного   и    художественного│                               

      │творчества;                                                   

          иностранный язык  в объеме,│                               

      │достаточном     для    бытового│                               

      │и профессионального общения;                                  

          уметь:                                                    

          оперировать       основными│                               

      │знаниями  в   области   истории│                               

      │искусства и мировой культуры на                               

      │основе     их      критического                               

      │осмысления;                                                   

           применять методы  научного                               

      │исследования явлений  искусства│                               

      │и проблем педагогики;                                         

          формулировать   и    решать│                               

      │задачи,  возникающие   в   ходе│                               

      │художественно-творческой,                                     

      │научной,        педагогической,│                               

      │художественно-экспертной                                      

      │деятельности,          выбирать│                               

      │необходимые              методы│                               

      │исследования,    модифицировать│                               

      │существующие  и   разрабатывать│                               

      │новые методы, исходя  из  задач│                               

      │конкретного       исследования,│                               

      │обрабатывать         полученные│                                

      │результаты,   анализировать   и│                               

      │осмысливать   их    с    учетом│                               

      │современных   научных   данных,│                               

      │осуществлять        комплексное│                               

      │научное исследование;                                         

          свободно      вести      на                               

      │иностранном языке беседу-диалог│                              

      │с носителем языка по  проблемам│                               

      │искусствознания,         читать│                               

      │литературу  по   специальности,│                               

      │переводить      тексты       по                               

      │специальности   без    словаря,│                               

      │составлять  научные  тексты  на                               

      │иностранном языке;                                            

          совершенствовать          и│                               

      │развивать свой интеллектуальный│                               

      │уровень   в    профессиональной                               

      │сфере;                                                        

          владеть:                                                  

          навыками       критического                               

      │осмысления явлений искусства;                                 

          методологией        ведения│                               

      │научных исследований в  области│                               

      │искусства;                                                    

          профессиональной  культурой│                               

      │изложения материала и  навыками│                               

      │научной полемики;                                             

          проблематикой             и│                               

      │методологией     в      области│                               

      │философии и искусства на уровне│                               

      │требований            программы│                               

      │соответствующего      приемного│                               

      │экзамена в аспирантуру.                                       

      ├───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

      │Вариативная часть              │ 14 - 19 │                      

      │(знания,     умения,     навыки│                               

      │определяются ООП вуза)                                        

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

│М.2   │Профессиональный цикл          │ 69 - 64 │Специальность   │ОК-1  

      │Базовая часть                  │ 23 - 26 │Подготовка      │ОК-2  

          В    результате    освоения│         │дипломного      │ОК-5 - │

      │дисциплин базовой части  модуля│         │проекта         │ОК-11 

      │обучающийся должен:                     │Современные     │ПК-1 - │

          знать:                              │проблемы        │ПК-14 

          исторические,                       │педагогики и          

      │теоретические  и   практические│         │психологии            

      │закономерности    осуществления│         │Методика               

      художественно-творческой                │преподавания          

      │деятельности в  соответствии  с│         профессиональных      

      │профильной направленностью ООП;│         │дисциплин             

          современные        проблемы│                               

      │образования в сфере  искусства;│                               

      │основные         закономерности│                               

      │развития         отечественного│                              

      │образования     в     контексте│                               

      │мирового       образовательного│                               

      │пространства;                                                 

          принципы         реализации│                               

      образовательных,  в  том  числе│                               

      │инновационных  программ,   виды│                               

      │педагогической  деятельности  и│                               

      │методической            работы,│                               

      │используемые  отечественные   и│                               

      │зарубежные методики обучения  в                               

      │высших учебных заведениях;                                    

          уметь:                                                    

          применять        полученные│                               

      │теоретические, научные знания и│                               

      │практические      навыки      в                               

      │реализации творческого проекта,│                               

      │в  решении  задач   в   области│                               

      │педагогики   и   художественно-│                               

      │творческой деятельности;                                      

          владеть:                                                  

          навыками    создания    или│                               

      │воспроизведения    произведений│                               

      │искусства;             навыками│                               

      │критического осмысления проблем│                               

      │художественно-творческой,                                     

      │научной    и     педагогической│                               

      │деятельности в сфере  искусства│                               

      │в  соответствии  с   профильной                               

      │направленностью ООП.                                          

      ├───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

      │Вариативная   часть    (знания,│ 46 - 38 │                      

      │умения, навыки определяются ООП│                               

      │вуза)                                                         

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

│М.3   │Практики       и        научно-│   85                    │ ОК-1 -│

      │исследовательская        работа│                         │ ОК-11 │

      │(практические умения  и  навыки│                         │ ПК-1 -│

      │определяются ООП вуза)                                  │ ПК-14 │

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

│М.4   │Государственная      (итоговая)│    5                           

      │аттестация                                                    

├──────┼───────────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────┤

      │Общая   трудоемкость   основной   180                         

      │образовательной программы                                     

└──────┴───────────────────────────────┴─────────┴────────────────┴───────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, государственной (итоговой) аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, искусства, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления).

Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

При реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения), а также дирижирования оперным и симфоническим оркестром высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров на базе учебных оперной студии и оркестров (симфонического, камерного). Данные учебные творческие коллективы должны быть сформированы из обучающихся вуза, обучающихся по ООП бакалавриата, подготовки специалиста или магистратуры в области музыкально-инструментального и вокального искусства, не менее чем на 90 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами.

При реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения) по предмету "Специальность" вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета 125 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. При введении предметов "оперный класс", "оперная студия", "камерное пение", "вокальный ансамбль", "основы современной хореографии", "танец, сценическое движение" вуз может планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

При реализации вузом ООП в области дирижирования оперным и симфоническим оркестром по предмету "Специальность" вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения вузом дисциплин "работа с хором", "работа с оркестром", "оркестровая практика" вуз может планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, а дисциплины "работа над музыкальным спектаклем" - из расчета до 70 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

При реализации вузом ООП в области режиссуры театра (театра драмы, театра кукол, театра эстрады, музыкального театра, театра балета), режиссуры цирка высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров на базе учебных творческих коллективов - учебных театров, учебных оперных студий, учебных киностудий, художественных мастерских, цирка, учебно-производственных студий и центров в зависимости от профиля ООП. Учебные творческие коллективы (учебные театры и оперные студии) должны быть сформированы из обучающихся вуза, обучающихся по ООП бакалавриата, специалиста или магистратуры в области музыкального или театрального искусства, не менее чем на 80 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами. Учебные киностудии, художественные мастерские, учебно-производственные студии и центры формируются как из обучающихся по ООП специалиста или магистратуры в области театрального или киноискусства, так и работников вуза.

При реализации вузом ООП в области композиции и режиссуры по предметам, требующим музыкального сопровождения, вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета до 70 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным предметам.

При реализации вузом ООП в области хореографии и, исходя из необходимости музыкального сопровождения всех видов танца, танцевальные практические дисциплины базовых и вариативных частей должны обеспечиваться концертмейстерами. Для этих дисциплин, а также для всех видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется предусматривать часы работы концертмейстеров из расчета 100 процентов часов аудиторных занятий обучающихся и до 50 процентов часов самостоятельной работы обучающихся; кроме того, на подбор и подготовку музыкального материала для концертмейстеров рекомендуется предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих дисциплин и практик.

При реализации вузом ООП в области изобразительного искусства при обучении рисунку и живописи обязательны: а) проведение педагогом занятий в индивидуально-групповой форме; б) обеспечение работы обучающихся с натурой из расчета на группу обучающихся из 7 - 9 человек одной живой моделью и одной моделью при выполнении портрета на группу обучающихся из 3 - 4 человек.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (репетиций, мастер-классов, творческих показов, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (художественно-творческой, педагогической, научной, организационно-управленческой), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по творческим дисциплинам, репетиционные и практические занятия по подготовке творческих проектов, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.

К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях, показах, прослушиваниях и просмотрах привлекаются ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики, исследователи, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, а также мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2-х зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3-х зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 180 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки художественно-творческой, научной и организационно-управленческой деятельности, а также межличностной коммуникации. Преподавание дисциплин должно способствовать выработке у обучающихся лидерских качеств посредством чтения авторских курсов, интерактивных лекций, проведения групповых дискуссий, ролевых игр, мастер-классов специалистами вуза и учреждений культуры, анализа деловых ситуаций, учитывающих региональную и профессиональную специфику вуза, формирование компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык, специальность, подготовка дипломного проекта, в том числе по дисциплинам, предполагающим в соответствии с профильной направленностью ООП работу с учебными творческими коллективами в рамках художественно-творческой практики.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права:

в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, по своей направленности соответствующие художественно-творческой и педагогической деятельности.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в структурных подразделениях, на кафедрах вуза, на базе учебно-творческих коллективов вуза в соответствии с профильной направленностью ООП (учебных оркестров, оперных студий, учебных киностудий, учебных театров, звукозаписывающих студий), а также в сторонних организациях (образовательных учреждениях высшего профессионального образования, учреждениях культуры, социально-культурных организациях, предприятиях, НИИ), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.

Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля художественно-творческой практики обучающихся:

планирование художественно-творческой работы, включающее в себя выстраивание тематики, драматургии, концепции выполнения творческого проекта;

практическая подготовка и выполнение творческого проекта;

пленэр;

публичная презентация выполненной работы.

В процессе выполнения художественно-творческой практики и в ходе ее презентации в учебных структурах вуза с привлечением работодателей должно проводиться широкое обсуждение результатов, достигнутых обучающимся. Необходимо также дать оценку компетенциям, связанным с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной этики и культуры.

Педагогическая практика проводится с обучающимися младших курсов как в активной, так и пассивной формах как в самом образовательном учреждении, так и в других образовательных учреждениях Российской Федерации.

Вузами могут предусматриваться следующие виды, а также этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с имеющимися исследовательскими работами в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

7.16. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися творческой, научной или научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 90 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), или ученое звание профессора должны иметь не менее 40 процентов преподавателей.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению Ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.

Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя программами магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной программой магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. В зависимости от профиля ООП допускается одновременное руководство до десяти магистров.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации в области искусства, культуры (Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Народного артиста Российской Федерации, Заслуженного артиста Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного художника, Народного художника (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере). К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания - Народный артист (художник) Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист (художник) Российской Федерации.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные творческие и исследовательские проекты или участвовать в творческих и исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.17. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП.

Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние десять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, балетных, хоровых и оркестровых произведений, аудио-, видеофондами, мультимедийными материалами согласно ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 20 обучающихся.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291; N 50, ст. 6595.

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

при реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения) - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для постановки спектакля со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектакля реквизитом; для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями; для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики должна быть создана учебная оперная студия с необходимым реквизитом;

при реализации вузом ООП в области дирижирования оперным и симфоническим оркестром - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для постановки спектаклей учебной оперной студией со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектаклей реквизитом, учебные аудитории для занятий по предмету "специальность", оснащенные зеркалами и двумя роялями, вуз должен быть обеспечен роялями, комплектами оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов;

при реализации вузом ООП в области композиции - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием); малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием); библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал); учебные аудитории (лаборатории), оборудованные аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением, электронными музыкальными инструментами, приборами синтеза и обработки звука; для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями; в вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

при реализации вузом ООП в области музыкальной звукорежиссуры - учебные аудитории, специализированные помещения: аппаратная звукозаписи и комната для прослушивания, акустически обработанные в соответствии с государственным стандартом для профессиональных студий звукозаписи и оборудованные комплектом профессионального контрольного, звуковоспроизводящего, звукозаписывающего и монтажного звукового оборудования; комплекты звукозаписывающей техники (для первичной записи звука) и иной техники, пригодной для работы в условиях записи "чистовой фонограммы: портативный микшерный пульт, цифровой рекордер, микрофоны "пушка", ветрозащиты, удочки длиной 3,5 - 4,5 метра, комплекты радиомикрофонов, наушники; оборудование студии, позволяющее производить записи всех музыкальных жанров, а также монтаж, сведение, реставрацию фонограмм; для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями; в вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; вуз должен иметь фонотеку с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым современным звукотехническим оборудованием; вуз должен обеспечить условия для проведения индивидуальных практических занятий по звукозаписи солистов и творческих исполнительских коллективов в соответствии с программами учебных дисциплин;

при реализации вузом ООП в области режиссуры театра (театра драмы, театра кукол, театра эстрады, музыкального театра, театра балета), режиссуры цирка требуется наличие аудиторий (не менее 60 квадратных метров), в соответствии с профилем реализуемой ООП специально оборудованных и укомплектованных свето-, аудио-, видео- или кинотехникой, музыкальными инструментами, элементами декораций, сценическими костюмами, театральным реквизитом, балетными станками, ширмами, театральными куклами, эстрадными, цирковыми, другими аксессуарами в соответствии с профилем ООП, наличие аудиторий для проведения групповых и индивидуальных занятий по дисциплинам "Сценическая речь", "Пластическое воспитание", "Музыкальное воспитание", оборудованных необходимой мебелью и укомплектованных роялем (пианино) и звуковоспроизводящей аппаратурой, наличие отдела технических средств обучения с фондами видеофильмов и видеозаписей спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных театральных трупп, фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (вокальной, инструментальной, оркестровой, балетной музыки), используемых для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений; наличие раздевалок, душевых, тренажерного зала, специализированного медицинского обслуживания; а также учебного театра или в соответствии с профилем реализуемой ООП театральных, концертных, цирковых площадок, позволяющих осуществлять репетиции, выпуск и проведение публичных учебных спектаклей, концертов, представлений;

при реализации вузом ООП в области драматургии, режиссуры кино и телевидения требуется наличие учебных аудиторий, кабинета истории кино (киноведения), тон-студии, изо-кабинета, фильмотеки, фильмохранилища, аппаратной с кинопроекционной аппаратурой, просмотровых залов (кино-, видео-), видеотеки, видеомагнитофонов, видеокамер, персональных компьютеров, обеспеченных монтажной видеоплатой, записывающим устройством, выходом в сеть Интернет, сканирующей аппаратурой, собранием лазерных дисков, ксероксов, диктофонов, а также учебное заведение должно иметь аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством - не менее 60 квадратных метров, кино-, видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием - не менее 200 квадратных метров, парк съемочной (кино-, видео-, осветительной) аппаратуры, склады для хранения реквизитов, костюмов, мебели - не менее 50 квадратных метров, комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи - не менее 100 квадратных метров, кино-, видеомонтажные - не менее 50 квадратных метров;

при реализации вузом ООП в области хореографического искусства высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров танцевальными залами площадью не менее 75 квадратных метров, имеющими специализированные покрытия пола, балетные станки (палки) длиной не менее 25 метров погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на 2 метра на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудиопроигрыватели); учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 квадратных метров, по элементам оборудования приближенный к условиям профессионального театра; парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные или иные инструменты); нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом; медиатеку (отдел технических средств обучения), включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, балетных спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных балетных трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства (при этом доля видеозаписей хореографических произведений XX века должна составлять не менее 50 процентов общего фонда произведений хореографии); фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства, балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 50 процентов фонда);

при реализации вузом ООП в области изобразительного искусства минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя: учебные мастерские, оснащенные соответствующим специализированным оборудованием и инвентарем для занятий дисциплинами профессионального цикла; лекционные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеоаппаратурой; специализированные учебные лаборатории и мастерские, методический фонд, натюрмортный фонд, выставочный зал, музей.

Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в неделю.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе для ремонта музыкальных инструментов.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общенаучных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании индивидуальных оценочных средств должны использоваться групповые оценочные средства и взаимооценки: рецензирование и оценка обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских и художественно-творческих работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных учреждений и организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде художественно-творческого проекта или магистерской диссертации, представляющей собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением художественно-творческой, научной или научно-практической задачи того вида деятельности, к которой готовится магистрант.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач в области истории, теории и практики в том или ином виде искусства.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать результаты художественно-творческой работы, а также свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, навыки и сформированные общенаучные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018