МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2011 г. N 10-382
В связи с
поступающими обращениями по вопросу соблюдения работниками, привлекаемыми к
проведению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), этических норм при
работе с гражданами Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
разъясняет следующее.
В
соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N
3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) одним из основных принципов
государственной политики в сфере образования является гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье. Частью 6 статьи 15 Закона также
предусмотрено, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на
основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников,
педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к
обучающимся, воспитанникам не допускается.
В ходе проведения
ЕГЭ задействовано большое число граждан, имеющих разный социальный статус,
возраст, образовательный и профессиональный уровень, поэтому особенно важно
обращать внимание на недопущение некорректного поведения по отношению к
участникам ЕГЭ, их родителям, общественным наблюдателям и другим лицам,
участвующим в подготовке и проведении экзаменов.
Профилактика
нарушения прав и свобод указанных граждан при проведении ЕГЭ должна включать в
себя мероприятия по обучению лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, этическим
нормам поведения.
Подпунктом 8.1
пункта 1 статьи 29 Закона предусмотрено, что подготовку лиц, привлекаемых к
проведению ЕГЭ, обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской
Федерации в сфере образования.
В связи с
этим рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования, разработать программы обучения
членов государственных экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий,
руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ и иных специалистов,
непосредственно взаимодействующих с гражданами при подготовке и проведении
экзаменов (далее - специалисты), этическим нормам поведения при проведении ЕГЭ.
Указанные программы
должны быть основаны на следующих принципах:
выполнение
специалистами своих обязанностей должно осуществляться в строгом соответствии
законодательству Российской Федерации и определенными за ними полномочиями;
при назначении
специалистов и определения их полномочий необходимо исключать возможность
возникновения конфликта интересов;
недопустимо
злоупотребление полномочиями, оказание предпочтения тем или иным гражданам;
при получении
специалистами в ходе исполнения своих обязанностей доступа к персональным
данным граждан необходимо исключить возможность их разглашения;
любые процедуры, в
которые вовлечены граждане при подготовке и проведении ЕГЭ (например, подача
заявлений на участие в ЕГЭ, аккредитация общественных наблюдателей, выдача
пропусков на экзамен, непосредственно экзамен, подача и рассмотрение апелляций
и др.), должны проходить в спокойной и доброжелательной обстановке;
при взаимодействии
с гражданами недопустимо применение грубого, агрессивного стиля поведения,
использования ненормативной лексики, акцентирование внимания на расовой,
национальной, религиозной принадлежности гражданина и иных форм поведения,
оскорбляющих личность и достоинство гражданина;
недопустимо
оказание давления на граждан при принятии ими юридически значимых решений
(например, на участника ЕГЭ при подаче им апелляции, на гражданина при подаче
им заявления на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя и др.);
при принятии
специалистами (группой специалистов) юридически значимых решений (например, о
допуске гражданина к ЕГЭ по уважительным причинам, при рассмотрении апелляции и
др.) следует руководствоваться принципами гуманизма и целесообразности в той
мере, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.
В случае выявления
некорректного поведения со стороны специалиста, конфликта интересов необходимо
отстранить его от участия в проведении ЕГЭ и в дальнейшем к данной деятельности
не привлекать.
Также рекомендуем
организовать на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, раздел,
посвященный отзывам граждан на работу специалистов при проведении ЕГЭ.
Информация, размещаемая гражданами в данном разделе, позволит принимать решения
как о проведении служебных расследований в отношении лиц, допустивших
некорректное поведение при проведении ЕГЭ, так и о материальном стимулировании
лиц, зарекомендовавших себя как корректных и профессиональных работников.
Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА