МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2011 г. N 06-1277
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Департамент
воспитания и социализации детей направляет для использования в работе
Методические рекомендации по организации дистанционного образования
детей-инвалидов в рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного
образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта
"Образование" на 2011 - 2012 гг.
Заместитель
директора
Департамента
воспитания
и социализации
детей
С.В.ВИТЕЛИС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 - 2012 ГГ.
I. Введение
Во
исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от
4 января 2009 г. N Пр-26, а также поручения Правительства Российской Федерации
от 19 января 2009 г. N ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализует мероприятие
"Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного
национального проекта "Образование" (2009 - 2012 гг.).
Мероприятие ПНПО
"Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" реализуется на
условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 7
Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392, целевое назначение
субсидий определяется исходя из расходных обязательств субъектов Российской
Федерации, на софинансирование которых предусмотрена субсидия.
В
соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного
образования детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112, целями предоставления
субсидии на организацию дистанционного образования детей-инвалидов являются:
оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием
и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов
и подключение к сети Интернет рабочих
мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих
дистанционное обучение детей-инвалидов; обучение педагогических работников и
родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования
детей-инвалидов и организационно-методическое обеспечение указанного обучения.
Следовательно, на обеспечение указанных целей должны быть направлены как
средства из федерального бюджета, так и средства софинансирования из бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Помимо средств
софинансирования субъекты Российской Федерации за счет средств региональных
бюджетов должны обеспечить организацию деятельности и содержание центра
дистанционного образования детей-инвалидов, оплату услуг доступа детей-инвалидов
и педагогических работников к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих
мест детей-инвалидов и педагогических работников.
Размеры
субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на организацию
дистанционного образования детей-инвалидов из федерального бюджета, и средств
софинансирования из региональных бюджетов определяются Минобрнауки России в
соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного
образования детей-инвалидов и Методикой распределения субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного
образования детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112.
Потребность
в финансировании мероприятий по организации дистанционного образования
детей-инвалидов в 2011 году для каждого субъекта Российской Федерации
рассчитана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г.
N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2009 г. N 525" (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2009
г., регистрационный N 15096), утвердившим Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров
дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и
специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации
дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению
технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения
(далее - Требования), и величиной средней стоимости комплектов оборудования для
детей-инвалидов и педагогических работников.
Используемая для
расчета средняя стоимость услуги по доставке и установке оборудования составила
10% от стоимости рабочего места в городе; 15% - в сельской местности; 20% - в
труднодоступной местности. Используемая для расчета средняя стоимость услуги
подключения одного рабочего места к сети Интернет составила 3737 рублей для
районов с развитой телекоммуникационной инфраструктурой; 6200 рублей для
районов со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой; 15 400 рублей
для районов, где отсутствует телекоммуникационная инфраструктура. Для расчета
потребности в финансировании на организацию дистанционного образования
детей-инвалидов в 2011 году было принято допущение пропорционального
распределения рабочих мест в зависимости от мест их расположения для каждого
федерального округа в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Пропорциональное распределение рабочих мест
в зависимости от
мест их расположения в разрезе развития
телекоммуникационной
инфраструктуры для каждого
федерального округа
Наименование федерального
округа
|
Место расположения рабочего места
в районе,
телекоммуникационная
инфраструктура:
|
развита
|
слабо развита
|
отсутствует
|
Центральный
федеральный
округ
|
40%
|
30%
|
30%
|
Северо-Западный
федеральный
округ
|
40%
|
30%
|
30%
|
Южный
федеральный округ
|
30%
|
40%
|
30%
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
30%
|
30%
|
40%
|
Приволжский
федеральный
округ
|
40%
|
40%
|
20%
|
Уральский
федеральный округ
|
40%
|
30%
|
30%
|
Сибирский
федеральный округ
|
30%
|
30%
|
40%
|
Дальневосточный
федеральный
округ
|
30%
|
30%
|
40%
|
Используемая для
расчета средняя стоимость обучения педагогических работников и родителей
детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования
детей-инвалидов, в том числе методического и организационно-технического
обеспечения указанного обучения, составила 57 075 рублей на одного
педагогического работника и 10 144 рубля на одного родителя.
В рамках расчета
принято, что к дистанционному образованию детей-инвалидов в субъектах
Российской Федерации будет привлечено не менее одного учителя на одного
ребенка-инвалида, а также обучено не менее одного родителя на одного
ребенка-инвалида.
Для обеспечения
требуемого качества предоставления услуг по доставке, монтажу и подключению к
сети Интернет, обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов
целесообразно уточнить требования, предъявляемые к услугам, по следующим
позициям.
Должна быть
произведена установка системного и прикладного программного обеспечения на
комплекты программно-технических средств.
Время установки
комплектов программно-технических средств и время подключения
программно-технических средств к сети Интернет не
должно превышать для детей-инвалидов и педагогических работников одного
рабочего дня.
При обеспечении
доступа детей-инвалидов к интернет-ресурсам необходимо обеспечить эффективную
контент-фильтрацию, обеспечивающую защиту детей-инвалидов от доступа к
интернет-сайтам, содержащим материалы экстремистского, эротического характера,
элементы насилия.
Мероприятия по обучению педагогических работников по вопросам организации
дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического
обеспечения указанного обучения должны включать:
- курсы повышения
квалификации, проводимые в очной форме (в том числе с использованием
дистанционных технологий) в общем объеме не менее 144 часов;
- методическое
обеспечение педагогической деятельности, в том числе индивидуальное
консультирование педагогических работников, корректировку педагогической
деятельности в процессе дистанционного обучения
детей-инвалидов по проверке и рецензированию ученических работ в течение
не менее одного года со дня окончания педагогическим работником курсов
повышения квалификации;
- организационное
обеспечение, поддерживающее образовательный процесс (в том числе техническое
администрирование пользователей на сайте), из расчета не менее одного часа в
месяц на одного педагогического работника в течение не менее одного года со дня
окончания педагогическим работником курсов повышения квалификации.
Организационное
обеспечение должно проходить в информационной образовательной среде (на сайте)
с предоставлением слушателям возможности реализации практических навыков по
обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных и интернет-технологий.
Информационная
образовательная среда должна соответствовать следующим требованиям:
1) учебные
материалы и цифровые образовательные ресурсы должны соответствовать
федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений, реализующих
программы общего образования, и требованиям по формированию у обучающихся
учебных умений, навыков и способов деятельности в соответствии с
государственными образовательными стандартами общего образования;
2) по составу и
объему учебные, методические материалы и цифровые образовательные ресурсы
должны:
- быть
достаточными для организации учебного процесса с обучающимися, имеющими
образовательную подготовку разного уровня и различные учебные навыки и стили
учебной работы, и быть адаптированы под условия работы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе со слабым зрением или слухом,
нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого
аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.);
- быть структурированными
под использование их для обучения по программам
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и
дополнительного образования детей;
- предоставлять
всем участникам образовательного процесса возможности фиксации и дифференцированного
учета учебных результатов, в том числе посредством выставления оценок, фиксации
учебных результатов и достижений (формирование портфолио обучающегося и
учителя), выполнения домашних заданий и др.
Мероприятия по
обучению родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного
образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению
указанного обучения должны включать:
- обучение
родителей детей-инвалидов по вопросам поддержки дистанционного обучения их
детей, проводимое в очной форме (в группах, в том числе с использованием
дистанционных технологий) в общем объеме не менее 24 часов;
- организационное
обеспечение, включающее техническое администрирование пользователей на сайте,
поддерживающее образовательный процесс из расчета не менее получаса в месяц на
одного родителя, прошедшего обучение, в течение не менее одного месяца со дня
окончания курсов.
II.
Организационные вопросы реализации мероприятий
по созданию условий
для дистанционного образования
детей-инвалидов в
субъектах Российской Федерации
Для повышения
эффективности реализации мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации
целесообразно создать (продлить полномочия на 2011 год) рабочую группу по
организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Создание (продление
полномочий) рабочей группы утверждается соответствующим актом высшего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководителем рабочей
группы целесообразно назначить представителя органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования,
на уровне не ниже заместителя руководителя данного органа. В состав рабочей
группы целесообразно включить также представителей органов социальной защиты
населения, органов опеки и попечительства, специализированной организации по
проведению торгов.
Целесообразно
поручить рабочей группе обеспечить разработку аукционной и конкурсной
документации в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009
г. N 341, а также контроль за соблюдением сроков и
последовательности проведения торгов, сроков исполнения государственных
контрактов, контроль качества выполнения работ по государственным контрактам с
учетом настоящих Методических рекомендаций.
III.
Подготовка торгов
С целью подготовки
торгов по закупке оборудования и услуг для организации дистанционного
образования детей-инвалидов целесообразно:
1. На основании
части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа выделить два
лота:
1) приобретение
оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников;
2) приобретение
услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения
педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации
дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому
обеспечению указанного обучения.
Начальная
(максимальная) цена контракта на поставку оборудования для детей-инвалидов и
педагогических работников, выставляемого на аукцион, рассчитывается исходя из
средней стоимости комплектов оборудования для оснащения рабочих мест
детей-инвалидов и педагогических работников в соответствии с табл. 2 настоящих
Методических рекомендаций с учетом фактического количества детей-инвалидов и
педагогических работников по каждой группе пользователей, но не менее
указанного в соглашении о предоставлении субсидии между Минобрнауки России и субъектом Российской Федерации.
В связи с тем, что
доставка приобретаемого оборудования может осуществляться в регионы,
находящиеся в существенном отдалении, в документации об аукционе целесообразно
установить срок поставки оборудования - не менее 45 календарных дней.
Таблица 2
Средняя
стоимость комплектов оборудования
для детей-инвалидов
и педагогических работников, рублей
Группа пользователей
|
Ступень образования
|
начальное
общее
образование
|
основное
общее
образование
|
среднее
(полное)
общее
образование
|
Дети-инвалиды,
в том числе:
|
|
|
|
не
имеющие выраженных
нарушений развития и
способные использовать
стандартные инструменты
клавиатурного ввода,
управления и зрительного
восприятия с экрана
|
137 020
|
167 460
|
165 360
|
незрячие
|
632 101
|
632 101
|
632 101
|
слабовидящие
|
132 610
|
163 050
|
160 950
|
с
мышечной атрофией
(миопатией)
|
200 651
|
231 091
|
228 991
|
с
отсутствием верхних
конечностей
|
220 550
|
250 990
|
248 890
|
с
тяжелым нарушением
функциональных возможностей
рук (спастика/гиперкинез)
|
199 182
|
230 252
|
228 152
|
Педагогические
работники
|
113 290
|
125 130
|
123 030
|
В связи с высокой
технологической сложностью поставляемого оборудования целесообразно включать в
документацию об аукционе требование об обеспечении
заявки на аукцион.
Начальная
(максимальная) цена контракта на оказание услуг по доставке, монтажу и подключению
к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей
детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования
детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения,
выставляемого на конкурс, рассчитывается исходя из средних стоимостей доставки
и монтажа оборудования, указанных в настоящих Методических рекомендациях, по
адресам доставки с учетом фактического расположения адресов доставки; средних стоимостей подключения к сети Интернет,
указанных в настоящих Методических рекомендациях, с учетом фактических условий
подключения к сети Интернет; средней стоимости обучения педагогических
работников и родителей детей-инвалидов, указанных в настоящих Методических
рекомендациях, с учетом фактического количества соответственно педагогических
работников и родителей, но не менее одного педагогического работника и одного
родителя на одного ребенка-инвалида.
В связи с
необходимостью проведения обследования точки подключения к сети Интернет
относительно возможности использования наиболее эффективной технологии
подключения, конкурсная документация не должна содержать ограничений по
используемым технологиям при организации доступа к сети Интернет. Варианты
подключения к сети Интернет с использованием волоконно-оптических линий связи,
медных линий связи, подключения с использованием радиотехнологий или иных
технологий доступа к сети Интернет согласовываются между государственным
заказчиком и победителем конкурса в установленном порядке.
В связи с высокой
комплексностью и различием состава оказываемых услуг нецелесообразно включать в
конкурсную документацию ограничения для участников размещения заказа по
привлечению субподрядчиков.
В связи с
возможными сложностями при организации каналов связи для обеспечения доступа к сети Интернет с заданными характеристиками целесообразно указывать в
конкурсной документации сроки для организации доступа к сети Интернет - не
менее 60 календарных дней со дня предоставления адресов подключения.
2. Разработать
документацию об аукционе и конкурсную документацию на соответствующие торги на
основании Требований и с учетом настоящих Методических рекомендаций для
субъекта Российской Федерации в целом.
3. Составить список
детей-инвалидов и педагогических работников, для которых будет приобретаться
оборудование, осуществляться доставка, монтаж и подключение к сети Интернет.
Список должен
содержать:
- фамилию, имя и
отчество физического лица, получающего оборудование на ответственное хранение;
- тип ограничения
по здоровью, ступень образования и учебного класса (для ребенка-инвалида);
- ступень
образования (для педагогического работника);
- полный состав
оборудования (для ребенка-инвалида - в соответствии с типом ограничения по
здоровью и ступенью образования; для педагогического работника - в соответствии
со ступенью образования);
- полный адрес
доставки и монтажа оборудования для каждого рабочего места;
- условия
подключения к сети Интернет (наличие/отсутствие оптико-волоконного канала
связи; наличие/отсутствие асинхронного подключения; наличие/отсутствие телефона
по адресу установки и его номер (в случае наличия)).
Указанный список
детей-инвалидов и педагогических работников передается победителю конкурса в
срок, не превышающий 10 рабочих дней после объявления результатов.
IV.
Проведение торгов
Субъект Российской
Федерации проводит процедуру торгов в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации.
Рекомендуемой
формой торгов при закупке оборудования для детей-инвалидов и педагогических
работников является открытый аукцион в электронной форме.
Учитывая этапность
мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, при
разработке документации об аукционе следует уделять особое внимание определению
и установлению требований к техническим характеристикам и функциональным
свойствам закупаемого оборудования.
Требования
к техническим характеристикам и функциональным свойствам закупаемого
оборудования должны обеспечивать технологичность выполнения работ по монтажу и
подключению этого оборудования, гарантированную и апробированную
работоспособность каждого вида оборудования самостоятельно и во взаимодействии
с другим оборудованием (включенным в предмет торгов), а также возможность
эффективного извлечения функциональных свойств всего оборудования с учетом
специфических особенностей пользователей.
Рекомендуемой
формой торгов при приобретении услуг по доставке, монтажу, подключению к сети
Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей
детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов
и организационно-методическому обеспечению указанного обучения является
открытый аукцион в электронной форме (при наличии в субъекте Российской
Федерации функционирующего рынка соответствующих услуг) или открытый конкурс
(во всех остальных случаях).
Сроки проведения
торгов целесообразно установить таким образом, чтобы обеспечить логическую
последовательность выполнения мероприятий: сначала осуществляется поставка
оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников, а затем
оказываются услуги по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет указанного
оборудования. Обучение педагогических работников и родителей
детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования
детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения
проводится в несколько этапов: частично в ходе оказания услуги по монтажу и
подключению к сети Интернет приобретаемого оборудования, частично в виде
отдельных семинаров после оказания услуг по монтажу и подключению к сети
Интернет приобретаемого оборудования.
V.
Исполнение заключенных контрактов
В ходе выполнения
мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов орган
государственной власти - заказчик по государственному контракту - должен
обеспечить:
- юридическое оформление
согласия собственника телефона на уплотнение линии (при подключении рабочего
места к сети Интернет по телефонной линии);
- оформление
согласия педагогических работников и родителей (попечителей) детей-инвалидов на
предоставление и обработку персональных данных.