МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2011 г. N ИБ-733/12
О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство
образования и науки Российской Федерации доводит до сведения руководителей
образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного
профессионального образования и научных организаций, реализующих
образовательные программы послевузовского профессионального образования, что
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011
г. N 1365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая
2011 г., регистрационный N 20700) утверждены федеральные государственные
требования к структуре основной
профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
образования (аспирантура) (далее - федеральные государственные требования).
Просим привести
основные профессиональные образовательные программы послевузовского
профессионального образования, по которым осуществляется подготовка аспирантов
в образовательном учреждении или научной организации, в соответствие с
утвержденными федеральными государственными требованиями для проведения
государственной аккредитации образовательного учреждения или научной
организации по этим образовательным программам с 2011/2012 учебного года. Рекомендации
по формированию основных профессиональных образовательных программ
послевузовского профессионального образования для
обучающихся в аспирантуре прилагаются.
В настоящее время
процедура государственной аккредитации определена Положением о государственной
аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184
(далее - Положение).
Согласно пункту 25
Положения к заявлению о проведении государственной аккредитации прилагается
копия основной профессиональной образовательной программы послевузовского
профессионального образования.
При осуществлении
государственной аккредитации проводится экспертиза соответствия содержания и
качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или
научной организации по заявленным для государственной аккредитации
образовательным программам федеральным государственным требованиям.
Процедура
государственной аккредитации осуществляется Федеральной службой по надзору в
сфере образования и науки при поступлении соответствующего заявления
образовательного учреждения или научной организации и комплекта документов,
указанных в Положении.
И.П.БИЛЕНКИНА
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПИРАНТУРЕ
Обучение
аспирантов осуществляется в образовательных учреждениях высшего
профессионального и дополнительного профессионального образования (далее -
образовательные учреждения) и научных организациях, имеющих лицензии на право
ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального
образования (аспирантура), по специальностям научных работников (далее -
научные специальности), перечень которых определен Номенклатурой специальностей
научных работников, утвержденной Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 59 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 20 марта 2009 г., регистрационный N 13561).
Образовательные
учреждения и научные организации, осуществляющие подготовку аспирантов по
определенным научным специальностям, самостоятельно разрабатывают, утверждают и
устанавливают порядок реализации основной профессиональной образовательной
программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в
аспирантуре (далее - образовательная программа послевузовского
профессионального образования) на основе Федеральных государственных требований
к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского
профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20700) (далее -
федеральные государственные требования).
Образовательная
программа послевузовского профессионального образования представляет собой
комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы
реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план,
рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии. В образовательных
учреждениях и научных организациях должна быть обеспечена доступность всех
документов образовательной программы послевузовского профессионального
образования для аспирантов и преподавателей.
При разработке
образовательной программы послевузовского профессионального образования
необходимо решить следующие задачи:
определить полный
перечень обязательных дисциплин (история и философия науки, иностранный язык,
специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, дисциплины по
выбору аспиранта) и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную
работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является
установленный в федеральных государственных требованиях минимальный объем
теоретических занятий в зачетных единицах;
определить
наиболее эффективные с точки зрения подготовки специалиста высшей квалификации
и рационального использования кадрового и материально-технического потенциала
образовательного учреждения или научной организации виды учебных занятий,
образовательные технологии и др. При этом необходимо иметь в виду, что
федеральные государственные требования не содержат требований к недельной
аудиторной нагрузке аспиранта, образовательный процесс в аспирантуре
целесообразно связывать с применением учебных занятий и технологий,
ориентированных на активную роль
аспиранта в образовательном процессе, в частности, путем увеличения его
самостоятельной работы;
определить сроки и
эффективную форму прохождения практики, а также форму контроля и отчетности по
ней. Образовательные учреждения и научные организации при отсутствии практики
вправе перенести время, отведенное на нее, на освоение обязательных дисциплин.
Программы учебных
дисциплин разрабатываются на основе паспортов научных специальностей с учетом
особенностей сложившейся научной школы и программ кандидатских экзаменов по
истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам.
При реализации
основной образовательной программы подготовки аспирантов образовательным
учреждениям и научным организациям предоставляется право вести преподавание
специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности в форме авторских
курсов по программам, учитывающим результаты исследований научных школ, в том
числе региональных.
Факультативные
дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Зачетные единицы,
отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для
увеличения объема изучения обязательных дисциплин, так и для
научно-исследовательской работы аспиранта. При этом аспирант должен быть поставлен
в известность об изменении объемов нагрузки цикла обязательных дисциплин и
научно-исследовательской работы. Учитывая, что одной из основных задач
послевузовского профессионального образования является подготовка
научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл обязательных
дисциплин педагогические и психологические дисциплины.
Нормативный срок
освоения образовательной программы послевузовского профессионального
образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме
- четыре года, за исключением обучения по отдельным
научным специальностям технических, естественных отраслей наук, срок обучения
по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной
форме. В данном случае трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и
выполнения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук увеличивается
на 55 зачетных единиц.
Обучение в
аспирантуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом аспиранта,
разработанным на базе образовательной программы послевузовского
профессионального образования по соответствующей научной специальности научным
руководителем совместно с аспирантом.
Индивидуальные
планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются в сроки, определяемые
образовательными учреждениями и научными организациями.
В индивидуальном
плане аспиранта должны предусматриваться:
сдача кандидатских
экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальной
дисциплине (по усмотрению образовательного учреждения или научной организации
сдача кандидатских экзаменов может проводиться в несколько этапов), прохождение
практики, систематические отчеты по освоению аспирантом обязательных дисциплин,
проделанной научно-исследовательской работе и выполнению диссертации на
соискание ученой степени кандидата наук. Образовательные учреждения и научные
организации, реализующие программы послевузовского профессионального
образования, при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по специальной
дисциплине вправе включать дополнительные разделы, обусловленные спецификой
научной специальности или характером подготовки аспиранта;
подготовка
диссертационной работы с указанием сроков ее завершения и представления ее на
кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор или в совет по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук).
Директор
Департамента
профессионального
образования
Т.М.ДАВЫДЕНКО