Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2011 г. N 20899

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 6 апреля 2011 г. N 1463

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073400 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 6 апреля 2011 г. N 1463

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073400 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство образовательными учреждениями профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование ООП

  Квалификация (степень)  

  Нормативный 
 срок освоения
ООП (для очной
     формы    
  обучения),  
    включая   
   каникулы,  
предоставляемые
     после    
  прохождения 
   итоговой   
государственной
  аттестации  

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

ООП бакалавриата

      62     

  бакалавр 

    4 года    

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Подготовка бакалавров по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство осуществляется по следующим профилям:

"Академическое пение";

"Театр оперетты".

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в музыкальном театре, на концертных площадках, исполнение сольных вокальных программ, ансамблевая и хоровая вокальная деятельность, иллюстрация вокальной музыки, студийная запись исполнительской работы); музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах); руководство творческими коллективами, административная работа в учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях Российской Федерации и в государственных (муниципальных) органах управления культуры; просветительство в области музыкального искусства и культуры.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: музыкальное произведение, голосовой аппарат певца, слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм; различные категории обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждений дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей; образовательные учреждения Российской Федерации, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства; авторы произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, музыкальные театры, концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

организационно-управленческой;

музыкально-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, с хором, работа в музыкальных театрах в качестве артиста;

овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;

практическое освоение репертуара творческих коллективов, в том числе и репертуара музыкального театра;

в области педагогической деятельности:

обучение вокалу обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школ искусств, детских музыкальных школ;

изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

в области организационно-управленческой деятельности:

работа в государственных и муниципальных органах управления культуры, в учреждениях культуры и искусства (театрах, филармониях, концертных организациях), в творческих союзах и обществах;

участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, творческими коллективами и студиями художественного творчества);

участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и развитию искусства, культуры и образования;

в области музыкально-просветительской деятельности:

с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление на различных сценических и театральных площадках (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором);

осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства;

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

умением собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

умением ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);

способностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

способностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);

способностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества; использованием для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

владением одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-8);

стремлением к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);

готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);

готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

владением средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

в области музыкально-исполнительской деятельности:

умением осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

умением создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

умением применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

способностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

умением совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

способностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

способностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

умением организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу (ПК-10);

способностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);

способностью к овладению репертуаром, соответствующим исполнительскому профилю; готовностью постоянно расширять и накапливать репертуар (ПК-12);

способностью творчески составлять программы выступлений - сольных и ансамблевых - с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);

способностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);

умением использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-16);

умением исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);

умением исполнять вокальную партию в различных видах ансамбля (ПК-18);

способностью к использованию знаний об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-19);

в области педагогической деятельности:

способностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, детских школах искусств, детских музыкальных школах (ПК-20);

способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-21);

способностью изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-22);

способностью использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-23);

способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);

способностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);

способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);

способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);

способностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-29);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);

в области музыкально-просветительской деятельности:

способностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором) на различных сценических площадках (в образовательных учреждениях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

цикл истории и теории музыкального искусства;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌─────┬────────────────────────────┬────────────┬─────────────┬───────────┐

│ Код │  Учебные циклы, разделы и  │Трудоемкость│  Перечень      Коды   

│ УЦ  │проектируемые результаты их │ (зачетные  │дисциплин для│формируемых│

│ ООП │          освоения          │единицы) <*>│ разработки  │компетенций│

                                               примерных            

                                               программ,            

                                             │ учебников и │          

                                                учебных             

                                                пособий             

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.1  │Гуманитарный,  социальный  и│  32 - 35                          

     │экономический цикл                                             

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Базовая часть                 14 - 17   │Философия    │ОК-1      

        В   результате   изучения│            Иностранный  │ОК-3      

     │базовой     части      цикла│            │язык         │ОК-7      

     │обучающийся должен:                     │История      │ОК-8      

       знать:                                │Русский язык │ОК-9      

       основные    закономерности│            │и культура   │ОК-11     

     │взаимодействия  человека   и│            │речи         │ОК-12     

     │общества,     общества     и│                         │ОК-13     

     │культуры,      исторического                                   

     │развития       человечества,│                                   

     │основные         философские│                                   

     │категории     и     проблемы│                                   

     │человеческого бытия;                                           

       лексический        минимум│                                   

     │иностранного языка в  объеме│                                   

     │не   менее   4000    учебных│                                   

     │лексических единиц общего  и│                                   

     │терминологического                                             

     │характера,    культуру     и│                                   

     │традиции  стран   изучаемого                                   

     │языка,   правила    речевого│                                   

     │этикета,            основные                                   

     │особенности      официально-│                                   

     │делового,  научного   стиля,│                                   

     │стиля         художественной                                   

     │литературы;                                                    

       основные   эпохи   мировых│                                   

     │цивилизаций,            типы│                                   

     │цивилизаций   в   древности,│                                   

     │понятие         "первобытное│                                   

     │общество",   его   место   в                                   

     │человеческой истории,  эпоху│                                   

     │античности,            место│                                   

     │средневековья  во  всемирно-│                                   

     │историческом  процессе,  его│                                   

     │хронологические   рамки    и│                                   

     │периодизацию,   западно-   и│                                    

     │восточно-европейские                                           

     │варианты      средневекового                                   

     │исторического      развития,│                                   

     │историю нового времени,  его│                                   

     │хронологические   рамки    и│                                   

     │периодизацию,    европейскую│                                   

     │цивилизацию  и  традиционные                                   

     │общества  Америки,  Азии   и│                                   

     │Африки;   возникновение    и│                                   

     │развитие        колониальной                                   

     │системы, место  XX  века  во                                   

     │всемирно-историческом                                          

     процессе, основные  проблемы│                                   

     │и     процессы      развития│                                   

     │современной цивилизации;                                       

       стили         современного                                   

     │русского       литературного│                                   

     │языка,  языковую  норму,  ее│                                   

     │роль   в    становлении    и│                                   

     функционировании                                               

     │литературного языка, речевое                                   

     │взаимодействие,     основные                                   

     │единицы  общения,  устную  и│                                   

     письменную     разновидности│                                   

     │литературного         языка,│                                   

     │нормативные,                                                   

     │коммуникативные,   этические│                                    

     │аспекты устной и  письменной│                                   

     │речи,  функциональные  стили│                                   

     │современного русского языка,│                                   

     │взаимодействие                                                 

     │функциональных       стилей,│                                   

     │научный   стиль,   специфику│                                   

     │использования      элементов│                                   

     │различных языковых уровней в                                   

     │научной речи, речевые  нормы│                                   

     │учебной   и   научной   сфер│                                   

     │деятельности,    официально-│                                   

     │деловой  стиль,  сферу   его│                                   

     │функционирования,   жанровое                                   

     │разнообразие,       языковые                                   

     │формулы          официальных                                   

     │документов,           приемы│                                   

     │унификации  языка  служебных                                   

     │документов,                                                    

     │интернациональные   свойства│                                   

     │русской   официально-деловой│                                   

     │письменной  речи,   язык   и│                                   

     │стиль       распорядительных                                   

     │документов,  язык  и   стиль│                                   

     │коммерческой                                                   

     │корреспонденции,   язык    и│                                   

     │стиль          инструктивно-│                                   

     │методических     документов,│                                   

     │рекламу  в   деловой   речи,│                                   

     │правила           оформления│                                   

     │документов, речевой этикет в                                   

     │документе,          жанровую                                   

     │дифференциацию    и    отбор│                                   

     │языковых      средств      в                                   

     │публицистическом      стиле,│                                   

     │особенности устной публичной│                                   

     │речи,   основы   ораторского                                   

     │искусства,   основные   виды│                                    

     │аргументов,          условия│                                   

     │функционирования разговорной                                   

     │речи,    роль    внеязыковых│                                   

     │факторов,   культуру   речи,│                                   

     │основные   направления    ее│                                   

     │совершенствования;                                             

       уметь:                                                       

       анализировать                                                

     │мировоззренческие, социально│                                   

     │и     личностно     значимые│                                   

     │философские        проблемы,│                                   

     │использовать      полученные│                                   

     │теоретические    знания    о│                                   

     человеке, обществе, культуре│                                   

     │в учебной и профессиональной│                                   

     │деятельности;                                                  

       использовать     различные│                                   

     │формы,   виды    устной    и│                                   

     │письменной  коммуникации  на                                   

     родном и иностранных  языках│                                   

     │в учебной и профессиональной│                                   

     │деятельности;  реализовывать│                                   

     │словесное выступление (выбор│                                   

     │темы,   цель   речи,   поиск│                                   

     │материала,           начало,│                                   

     │развертывание  и  завершение│                                   

     │речи);                                                          

        владеть:                                                    

        технологиями                                                

     │приобретения,  использования│                                   

     │и                 обновления│                                   

     │социогуманитарных    знаний;│                                   

     │навыками          рефлексии,│                                   

     │самооценки, самоконтроля;                                      

       различными       способами│                                   

     │вербальной  и   невербальной│                                   

     │коммуникации;       навыками│                                   

     │грамотного           письма,│                                   

     │разговорной   и   письменной│                                   

     │речи на иностранном языке;                                     

        навыками       грамотного│                                   

     │письма     и      публичного│                                   

     │выступления    на    русском│                                   

     языке.                                                         

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Вариативная часть             18 - 21                          

     │(знания,   умения,    навыки│                                   

     │определяются  ООП   вуза   в                                   

     соответствии   с   профилями│                                   

     │подготовки)                                                    

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.2. │Цикл   истории   и    теории│  59 - 62                          

     │музыкального искусства                                         

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Базовая часть                 39 - 42   │История      │ОК-2      

     │В    результате     изучения│            │музыки       │ОК-3      

     │дисциплин   базовой    части│            │(зарубежной и│ОК-4      

     │цикла обучающийся должен:               │отечествен-  │ОК-5      

        знать:                               │ной)         │ОК-10     

        основные     исторические│            │Музыка второй│ОК-11     

     │периоды развития музыкальной│            │половины XX -│ПК-1      

     │культуры,            историю│            │начала XXI   │ПК-4      

     отечественной  и  зарубежной│            │веков        │ПК-5      

     │музыки,    основные    этапы│            │Сольфеджио   │ПК-6      

     │эволюции      художественных            │Теория музыки│ПК-15     

     │стилей,       композиторское            │Гармония               

     │творчество   в    культурно-            │Музыкальная            

     эстетическом и  историческом│            │форма                  

     контексте,  жанры  и   стили│            │История                

     │оркестровой,                            │вокального             

     │инструментальной,  вокальной│            │искусства              

     │музыки, направления и  стили│            │Основы                 

     │зарубежной  и  отечественной│            │научных                

     │музыки  XX  -   XXI   веков,│            │исследований │           

     │техники      композиторского                                   

     │письма  XX  -   XXI   веков,│                                   

     │творчество   зарубежных    и│                                   

     │отечественных   композиторов│                                   

     │XX  -  XXI  веков,  основные                                   

     │направления         массовой                                   

     │музыкальной  культуры  XX  -│                                   

     │XXI веков;                                                     

        принципы      музыкально-│                                   

     │теоретического             и│                                   

     │исполнительского    анализа,│                                   

     │теоретические         основы│                                   

     │музыкального      искусства:│                                   

     │элементы музыкального языка;│                                   

        основные            этапы│                                   

     │исторического       развития│                                   

     │гармонии,  законы  гармонии,│                                   

     │законы     формообразования,│                                   

     │теоретические    основы    и│                                   

     │историю           вокального                                   

     │искусства;                                                     

        основные методы  научного                                   

     │исследования    музыкального│                                   

     │произведения,       проблемы│                                   

     │исполнительства            и│                                   

     │педагогики;                                                    

        уметь:                                                      

        применять   теоретические│                                   

     │знания      при      анализе│                                   

     │музыкальных произведений или│                                   

     │других феноменов музыкальной                                   

     │культуры,   различать    при                                   

     │анализе         музыкального                                   

     │произведения общие и частные│                                   

     │закономерности           его│                                   

     │построения и развития;                                         

        рассматривать музыкальное│                                    

     │произведение   в    динамике│                                   

     │исторического,                                                 

     │художественного и социально-│                                   

     │культурного        процесса,│                                   

     │выполнять  теоретический   и│                                   

     │исполнительский       анализ│                                   

     │музыкального   произведения,│                                   

     │применять      теоретические│                                   

     │знания      в       процессе│                                   

     │исполнительского  анализа  и│                                   

     │поиска     интерпретаторских│                                   

     │решений;                                                       

        выполнять   сравнительный│                                   

     │анализ  различных   редакций│                                   

     │музыкального произведения;                                     

        самостоятельно                                              

     │гармонизовать мелодию;                                         

        анализировать музыкальную│                                   

     │форму, анализировать на слух│                                   

     │развернутые    гармонические│                                   

     │последовательности;                                            

        петь     по     цифровке,│                                   

     │сольфеджировать      сложные│                                   

     │интонационные и  ритмические│                                   

     │мелодии,  сольфеджировать  с                                   

     │листа, сочинять фрагменты  и│                                   

     │целые пьесы  на  собственные│                                    

     │или   заданные   музыкальные│                                   

     │темы в курсе гармонии;                                         

        подбирать  материал   для                                   

     │исследования    в    области│                                   

     │музыкального исполнительства│                                   

     │и   педагогики    на    базе│                                   

     │архивных         материалов,│                                   

     │периодики,   музыковедческой│                                   

     │литературы,                                                    

     │систематизировать       его,│                                   

     │составлять библиографические│                                   

     │списки;                                                        

        осуществлять       подбор│                                   

     │материала   для    выпускной                                   

     │квалификационной      работы│                                   

     │(бакалаврской       работы),│                                   

     │выстраивать        структуру│                                   

     │выпускной   квалификационной│                                   

     │работы         (бакалаврской│                                   

     │работы);                                                       

        осуществлять компьютерный│                                   

     │набор нотного текста в одной│                                   

     │из современных программ;                                       

        владеть:                                                    

        профессиональной                                            

     │лексикой;         понятийно-│                                   

     │категориальным     аппаратом│                                   

     │музыкальной науки;                                             

        навыками    использования│                                   

     │музыковедческой литературы в                                   

     процессе обучения;  методами│                                   

     │и   навыками    критического                                   

     │анализа          музыкальных                                   

     │произведений и событий;                                        

        развитой  способностью  к                                   

     │чувственно-художественному                                     

     │восприятию мира, к образному│                                    

     │мышлению;                                                      

        методами       пропаганды│                                   

     │музыкального   искусства   и│                                   

     │культуры;                                                      

        навыками   гармонического                                   

     │анализа          музыкальных                                   

     │произведений.                                                  

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Вариативная часть             20 - 23                          

     │(знания,   умения,    навыки│                                   

     │определяются  ООП   вуза   в                                   

     соответствии   с   профилями│                                   

     │подготовки)                                                    

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.3  │Профессиональный цикл       │ 117 - 121                         

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Базовая часть                    50                            

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Общий модуль  базовой  части│     29     │Дисциплины             

     │цикла                                   │общего                 

                                             │модуля                 

                                             │базовой части│          

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

       В   результате    изучения│            │Сольное пение│ОК-2      

     │дисциплин   базовой    части│            │Фортепиано   │ОК-3      

     │цикла обучающийся должен:               │Безопасность │ОК-4      

       знать:                                │жизнедеятель-│ОК-14     

       основной   репертуар   для│            │ности        │ПК-1      

     │своего типа голоса, основные│            Музыкальная  │ПК-2      

     │композиторские стили;                   │педагогика и │ПК-3      

       принципы   исполнительства│            │психология   │ПК-4      

     │на фортепиано, репертуар для            │Методика     │ПК-5      

     │фортепиано,       включающий            │обучения     │ПК-6      

     │произведения  разных   эпох,│            │вокалу       │ПК-7      

     │жанров и стилей;                                     │ПК-8      

       основы методики  выживания│                         │ПК-9      

     │в  экстремальных  ситуациях,│                         │ПК-10     

     │основы гражданской  обороны,│                         │ПК-11     

     │требования      безопасности│                         │ПК-12     

     │жизнедеятельности в  учебном                         │ПК-13     

     процессе;                                            │ПК-14     

       историю           развития│                         │ПК-15     

     │музыкального    образования,│                         │ПК-16     

     │педагогики   и   психологии,│                         │ПК-17     

     │основные        направления,│                         │ПК-18     

     │предмет,  объект  и   методы│                         │ПК-19     

     │психологии;                                          │ПК-20      

       основные     функции     и│                         │ПК-21     

     │структуру           психики,│                         │ПК-22     

     │соотношение    сознания    и│                         │ПК-23     

     │бессознательного,   основные│                         │ПК-24     

     │психические        процессы,│                         │ПК-25     

     │структуру          сознания,│                         │ПК-26     

     │закономерности  психического                         │ПК-27     

     │развития  и  особенности  их│                         │ПК-28     

     │проявления     в     учебном                         │ПК-29     

     │процессе в разные возрастные│                                   

     │периоды;                                                       

       психологию   межличностных                                   

     │отношений в группах  разного                                   

     │возраста;            способы│                                   

     │психологического           и│                                   

     │педагогического     изучения│                                   

     │обучающихся;                                                   

       сущность    и    структуру│                                   

     │образовательных   процессов,│                                   

     │способы       взаимодействия│                                   

     │педагога    с     различными                                   

     │субъектами  образовательного                                   

     │процесса;                                                      

       объект,  предмет,  задачи,│                                   

     │функции, методы  музыкальной│                                   

     │педагогики,         основные│                                   

     │категории        музыкальной│                                    

     │педагогики;                                                    

       основные    характеристики│                                   

     │отечественной  и  зарубежных│                                   

     │систем   образования,   суть│                                   

     │различных школ  и  систем  в                                   

     │преподавании     музыкальных                                   

     │дисциплин,  особенности   их│                                   

     │становления и развития;                                        

       цели,          содержание,│                                   

     │структуру образования;                                         

       образовательную,                                             

     │воспитательную и развивающую│                                   

     │функции    обучения,    роль│                                   

     │воспитания в  педагогическом                                   

     процессе;                                                      

       общие  формы   организации│                                   

     │учебной        деятельности,│                                   

     │методы,   приемы,   средства│                                   

     │организации   и   управления│                                   

     │педагогическим процессом;                                      

       специфику      музыкально-│                                   

     │педагогической   работы    в                                   

     группах разного возраста;                                      

       методическую литературу;                                     

       основы        планирования│                                   

     │учебного     процесса      в                                   

     │образовательных  учреждениях                                   

     │Российской        Федерации,│                                   

     │учреждениях  дополнительного                                   

     │образования,  в  том   числе│                                   

     │учреждениях  дополнительного                                   

     │образования  детей,  детских│                                   

     школах  искусств  и  детских│                                   

     │музыкальных школах;                                            

       основные          принципы│                                   

     │отечественной  и  зарубежной│                                   

     │вокальной        педагогики,│                                    

     │различные  методы  и  приемы│                                   

     │преподавания,      вокально-│                                   

     │методическую литературу;                                       

       уметь:                                                       

       самостоятельно                                               

     │анализировать художественные│                                   

     │и  технические   особенности│                                   

     │вокальных      произведений,│                                   

     │осознавать   и    раскрывать│                                   

     │художественное    содержание│                                   

     │музыкального   произведения,│                                   

     │прочитывать нотный текст  во                                   

     │всех его деталях и на основе│                                   

     │этого создавать  собственную                                   

     │интерпретацию   музыкального                                   

     │произведения;                                                  

       изучить  и  подготовить  к│                                   

     │концертному       исполнению│                                   

     │произведения разных стилей и│                                   

     │жанров;                                                        

       использовать фортепиано  в                                   

     │работе     над     вокальным                                   

     │репертуаром,             для                                   

     │ознакомления  с  музыкальной                                   

     │литературой,  теоретического                                   

     │анализа         музыкального│                                   

     │произведения;                                                   

       ориентироваться в основной│                                   

     │научно-педагогической                                          

     │проблематике;                                                  

       использовать        методы│                                   

     │психологической            и│                                   

     │педагогической   диагностики│                                   

     │для    решения     различных                                   

     │профессиональных задач;                                        

       ориентироваться          в│                                   

     │различных     педагогических│                                   

     │методах   и   подходах   при                                   

     │обучении пению  в  различных                                   

     │возрастных     группах     и│                                   

     │различных              типах                                   

     │образовательных  учреждений;│                                   

        создавать   педагогически│                                   

     │целесообразную             и│                                   

     │психологически    безопасную│                                   

     │образовательную среду;                                         

       проводить  с  обучающимися│                                   

     │разного возраста групповые и│                                   

     │индивидуальные  занятия   по                                   

     │предметам  согласно  профилю│                                   

     │подготовки,   организовывать│                                   

     │контроль их  самостоятельной                                   

     │работы  в   соответствии   с                                   

     │требованиями                                                   

     │образовательного   процесса,│                                   

     │развивать     у     учащихся│                                   

     │самостоятельность,                                             

     │инициативу,     использовать│                                   

     │наиболее эффективные методы,│                                   

     │формы и средства обучения;                                     

       планировать        учебный│                                   

     │процесс, составлять  учебные                                   

     │программы;                                                     

       пользоваться    справочной│                                    

     │литературой;                                                   

       владеть:                                                     

       основами       правильного                                   

     │звукоизвлечения            и│                                   

     │голосоведения   в   пределах│                                   

     │определенного     диапазона,│                                   

     │тесситуры;                                                     

       методикой         освоения│                                   

     │интонационно-ритмических   и│                                   

     │художественно-                                                 

     │исполнительских  трудностей,│                                   

     │заложенных    в    вокальном│                                   

     репертуаре;                                                    

       вокальной   техникой   для                                   

     │освоения          репертуара│                                   

     │различных стилей  и  жанров;│                                   

     │отчетливой    дикцией    при                                   

     │осознанном      формировании                                   

     │согласных и гласных  звуков;│                                   

     │музыкальной формой;                                            

       навыками  чтения  с  листа│                                   

     │вокальных партий;                                              

       навыками        публичного                                   

     │исполнения   как   отдельных                                   

     │вокальных сочинений,  так  и│                                   

     │вокальных циклов;                                              

       игрой  на  фортепиано   на                                    

     │уровне,   достаточном    для                                   

     │решения повседневных задач в                                   

     │творческо-исполнительской  и│                                   

     │педагогической деятельности;│                                   

       методикой           показа│                                   

     │интонационно-ритмических   и│                                   

     │художественно-                                                 

     │исполнительских  трудностей,│                                   

     │заложенных    в    вокально-│                                   

     │педагогическом репертуаре;                                     

       навыками     общения     с                                   

     │обучающимися      различного│                                   

     │возраста,           приемами│                                   

     │психической   саморегуляции,│                                   

     │педагогическими                                                

     │технологиями,      методикой│                                   

     │преподавания                                                   

     │профессиональных дисциплин в                                   

     │образовательных  учреждениях                                   

     │Российской        Федерации,│                                   

     │учреждениях  дополнительного                                   

     │образования,  в  том   числе│                                   

     │учреждениях  дополнительного                                   

     │образования детей,  навыками│                                   

     │воспитательной   работы    с                                   

     │обучающимися.                                                  

     │Профили подготовки                                             

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.3.1│"Академическое пение"            21     │Дисциплины             

                                             │профильного            

                                             │модуля                 

                                             │базовой части│          

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

       В   результате    изучения│            │Оперный класс│ПК-1      

     │дисциплин    базовой   части│            Камерное     │ПК-2      

     │цикла обучающийся должен:               │пение        │ПК-3      

       знать:                                │Танец,       │ПК-4       

       основной     оперный     и│            │сценическое  │ПК-5      

     │камерный    репертуар    для            │движение     │ПК-6      

     │своего типа голоса;                                  │ПК-7      

       принципы    работы     над│                         │ПК-8      

     │оперным репертуаром;                                 │ПК-9      

       различные        вокально-                         │ПК-10     

     │исполнительские  стили,   их│                         │ПК-11     

     │характеристики;                                      │ПК-12     

       основные             черты│                         │ПК-13     

     │национальных вокальных  школ│                         │ПК-14     

     │(итальянской,   французской,│                         │ПК-16     

     │немецкой,  русской);  основы│                         │ПК-17     

     │сценического       движения,│                         │ПК-18     

     │различные       танцевальные│                         │ПК-19     

     │жанры;                                                         

       уметь:                                                       

       работать  с  дирижером   и│                                   

     │режиссером  при   постановке│                                   

     │музыкального спектакля;                                        

       самостоятельно                                               

     │анализировать художественные│                                   

     │и  технические   особенности│                                   

     │вокальных произведений;                                        

       осознавать  и   раскрывать│                                   

     │художественное    содержание│                                   

     │музыкального произведения;                                     

       прочитывать  нотный  текст│                                    

     │во всех  его  деталях  и  на                                   

     │основе    этого    создавать│                                   

     │собственную    интерпретацию│                                   

     │музыкального произведения;                                     

       вести      самостоятельную                                   

     │работу с концертмейстером;                                     

       органично   соединять    в│                                   

     │сценическом         движении                                   

     │музыкальный    материал    и│                                   

     │пластику;                                                      

       владеть:                                                     

       основами       правильного                                   

     │звукоизвлечения            и│                                   

     │голосоведения   в   пределах│                                   

     │определенного     диапазона,│                                   

     │тесситуры,         методикой│                                   

     │освоения       интонационно-│                                   

     │ритмических и художественно-│                                   

     │исполнительских  трудностей,│                                   

     │заложенных    в    вокальном│                                   

     репертуаре,         основами│                                   

     │певческого дыхания;                                            

       основами        кантилены,│                                   

     │отчетливой   дикцией     при                                   

     │осознанном      формировании                                   

     │согласных  и гласных звуков,│                                   

     │музыкальной формой;                                            

       навыками  чтения  с  листа│                                   

     │вокальных партий;                                              

       навыками        публичного                                   

     │исполнения   как   отдельных                                   

     │вокальных сочинений,  так  и│                                   

     │вокальных циклов;                                              

       комплексом   тренировочно-│                                   

     │технологических            и│                                   

     │профессионально-прикладных                                     

     │навыков      и       умений,│                                    

     обеспечивающих     точность,│                                   

     │конкретность               и│                                   

     │выразительность     пластики│                                   

     │будущего             актера,│                                   

     │координацией    сценического                                   

     │движения и вокала,  чувством│                                   

     │времени   и    пространства,│                                   

     │навыками      работы       в                                   

     │историческом костюме;                                          

       разнообразными          по│                                   

     │характеру музыки и  пластики│                                   

     │танцевальными       жанрами,│                                   

     необходимыми для  участия  в│                                   

     │оперном спектакле.                                             

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.3.2│"Театр оперетты"                 21     │Дисциплины             

                                             │профильного            

                                             │модуля                 

                                             │базовой части│          

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

       В   результате    изучения│            │Мастерство   │ПК-1      

     │дисциплин   базовой    части│            │актера       │ПК-2      

     │цикла обучающийся должен:               │Вокальный    │ПК-3      

       знать:                                │ансамбль     │ПК-4      

       основные  этапы   развития│            │Основы       │ПК-5      

     │актерского        искусства,│            современной  │ПК-6      

     │методические      разработки│            │хореографии  │ПК-7      

     │выдающихся мастеров театра и│                         │ПК-8      

     │театральных       педагогов,│                         │ПК-9      

     │жанровые  и   стилистические│                         │ПК-11     

     │особенности     сценического                         │ПК-12     

     │существования;                                       │ПК-13     

       значительный  классический│                         │ПК-14     

     │и   современный    репертуар│                         │ПК-15     

     │оперетты,         включающий                         │ПК-17     

     │произведения  разных   эпох,│                         │ПК-18     

     │жанров  и  стилей, специфику│                         │ПК-19     

     │вокального   исполнения    в                                   

     жанре;                                                         

       специфические    вокально-│                                   

     │сценические приемы;                                            

       жанры          современной                                   

     │хореографии,          основы│                                   

     │танцевального искусства;                                       

       уметь:                                                       

       взаимодействовать        с│                                   

     │режиссером  в   работе   над                                   

     │спектаклем, исполнять роли в                                   

     спектакле;                                                     

       органично   соединять    в│                                   

     │сценическом         движении                                   

     │музыкальный      материал и │                                   

     │пластику;                                                      

       исполнять  свою  партию  в                                   

     │различных        ансамблевых│                                   

     составах;                                                      

       владеть:                                                     

       элементами       актерской                                   

     │психотехники;                                                  

       профессиональной                                             

     │терминологией,                                                 

     │профессиональными   основами│                                   

     │вокальной           техники,│                                   

     │спецификой        исполнения│                                    

     │вокально-сценических                                           

     │произведений,      культурой│                                   

     │сценического движения;                                         

       вокальной       культурой,│                                   

     │различными          стилями,│                                   

     │танцевальными   жанрами    и│                                   

     │пластическими   формами    в                                   

     │вокально-сценическом                                           

     исполнительстве.                                               

     ├────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Вариативная часть             67 - 71                          

     │(знания,   умения,    навыки│                                   

     │определяются  ООП   вуза   в                                   

     соответствии   с   профилями│                                   

     │подготовки)                                                    

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.4  │Физическая культура              2                   │ОК-15     

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.5  │Учебная и производственная       15                  │ОК-12     

     │практики                                             │ПК-1 - 12 

     │(практические   умения   и                           │ПК-14     

     │навыки определяются  вузом                           │ПК-17     

     │в соответствии с профилями                           │ПК-20 -   

     │ООП)                                                 │ПК-31     

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

│Б.6  │Итоговая государственная         5                             

     │аттестация                                                     

├─────┼────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼───────────┤

     │Общая трудоемкость основной    240                            

     │образовательной программы                                       

└─────┴────────────────────────────┴────────────┴─────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП бакалавриата с учетом развития искусства, культуры, науки, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.

7.3. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.6. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей ООП, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.

7.14. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:

Иностранный язык;

Сольфеджио;

Теория музыки;

Гармония;

Музыкальная форма;

Фортепиано;

Учебная практика.

Профиль подготовки "Академическое пение":

Сольное пение;

Оперный класс;

Камерное пение;

Танец, сценическое движение.

Профиль подготовки "Театр оперетты":

Сольное пение;

Мастерство актера;

Вокальный ансамбль;

Основы современной хореографии.

При реализации вузом ООП бакалавриата по профилю подготовки "Академическое пение" для обеспечения дисциплины "Оперный класс" высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе оперной студии, ее учебного творческого коллектива, сформированного из обучающихся вуза, обучающихся по ООП по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство соответствующего профиля не менее чем на 90 процентов. При реализации вузом ООП по профилю подготовки "Театр оперетты" для обеспечения дисциплины "Мастерство актера" высшее учебное заведение должно иметь учебный музыкально-театральный коллектив.

При расчете штатов вуз должен планировать: педагогические часы по дисциплинам "Оперный класс" - из расчета 200 процентов общего количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, работу концертмейстеров по дисциплине "Сольное пение" - из расчета 125 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплинам "Камерное пение", "Вокальный ансамбль", "Оперный класс", "Основы современной хореографии", "Танец, сценическое движение" - из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.16. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды практики: учебная и производственная, которые могут включать в себя педагогическую и исполнительскую (сольную, ансамблевую, театрально-сценическую) практики.

Базами педагогической практики должны быть образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства, соответствующие профилю ООП бакалавриата (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики), базой практики могут быть структурные подразделения вуза.

Исполнительская практика проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающегося.

Базами театрально-сценической практики могут быть учреждения культуры в соответствии с профилем подготовки бакалавров (театры, филармонии, концертные организации, творческие коллективы).

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике;

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях, научных школах;

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации;

использовать интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.

7.17. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 20 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий, учреждений, творческих коллективов, имеющих стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей и ведущих специалистов более 10 последних лет.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности.

К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации или лица, имеющие диплом лауреата международного конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.18. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ООП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП, аудио-, видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

Работа концертмейстеров в соответствии с пунктом 7.13 настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета от 100 до 125 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), учебный театр со сценой вместимостью от 100 человек и звукотехническим оборудованием, библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету "Танец, сценическое движение", "Основы современной хореографии" с зеркалами и роялем, учебные аудитории для занятий по предмету "Оперный класс" и "Мастерство актера" со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектакля реквизитом.

В случае введения предмета "Современные информационные технологии" вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием (на одного обучающегося - по одному комплекту оборудования). При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети Интернет в объеме не менее двух часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету "Фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП бакалавриата должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения, и включает в себя:

по профилю подготовки "Академическое пение":

исполнение сольной концертной программы;

исполнение концертно-камерной программы;

исполнение партии в оперной сцене;

по профилю подготовки "Театр оперетты":

исполнение сольной концертной программы;

выступление в спектакле.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024