ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2011 г. N 165
О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА ОБ ОБРАЗОВАНИИ,
ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. В соответствии со статьей 6 Конвенции, отменяющей требование
легализации иностранных официальных документов, подписанной в г. Гааге 5
октября 1961 г., Министерству иностранных дел Российской Федерации уведомить
Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов - депозитария указанной
Конвенции о передаче для осуществления органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации полномочий на проставление апостиля
на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и
ученых званиях.
2. Утвердить
прилагаемые Правила подтверждения документов государственного образца об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
3. Признать
утратившими силу:
Постановление
Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 810 "О
предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
полномочий на проставление апостиля на официальных
документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3782);
пункт 46 изменений,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, N 7, ст. 560).
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 11 марта 2011 г.
N 165
ПРАВИЛА
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА
ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ОБ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения документов
установленного в Российской Федерации государственного образца об образовании,
об ученых степенях и ученых званиях, а также выданных в РСФСР и Российской
Федерации документов установленного в СССР государственного образца об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях (далее - документы об образовании,
об ученых степенях и ученых званиях).
2. Подтверждение
документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях, переданные для осуществления органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Результатом подтверждения
документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях является
проставление на них апостиля в соответствии с
Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных
документов, подписанной в г. Гааге 5 октября 1961 г.
3. Подтверждение документа об образовании, об ученой степени или
ученом звании осуществляется в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации
по заявлению обладателя документа, или его законного представителя, или
уполномоченного обладателем документа либо его законным представителем лица,
действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности
(далее - заявитель).
4. В заявлении о
подтверждении документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
(далее - заявление) указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя и
отчество (последнее - при наличии) заявителя;
б) фамилия, имя и
отчество (последнее - при наличии) обладателя документа об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях (в случае, если обладатель указанного
документа не является заявителем);
в) реквизиты
документа, удостоверяющего личность заявителя;
г) реквизиты
документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях (в случае, если обладатель указанного
документа не является заявителем);
д) наименование и
реквизиты документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
е) указание
о согласии обладателя документа об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях или его законного представителя, а также заявителя (в случае, если
заявитель не является обладателем указанного документа или его законным
представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и
прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом
"О персональных данных".
5. К
заявлению прилагаются следующие документы:
а) оригинал
документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
б) копия документа,
удостоверяющего личность заявителя;
в) копия документа,
удостоверяющего личность обладателя документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях (в случае, если обладатель указанного документа не
является заявителем);
г) оригинал
и (или) заверенная в установленном порядке копия и копия документа,
подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя
документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях при
несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом
документе, паспортным данным его обладателя;
д) доверенность,
выданная в установленном порядке (в случае, если заявителем является лицо,
уполномоченное обладателем документа об образовании, об ученых степенях и
ученых званиях или его законным представителем).
6. В случае если
документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, составлены на
иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке
переводом на русский язык.
7. Заявление и
документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются
заявителем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации лично
или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и
описью вложения.
Взаимодействие
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и заявителя может
осуществляться с использованием информационно-коммуникационных технологий в
электронном виде посредством государственной информационной системы
"Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". В
этом случае оригинал документа об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях представляется заявителем для проставления на нем апостиля
после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
решения о подтверждении данного документа.
8. Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет прием
заявлений и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, независимо
от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ
об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
9. При
представлении заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих
Правил, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно
заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
течение 10 дней с даты их поступления возвращает заявителю указанные документы
без рассмотрения по существу.
При представлении
заявителем документов в полном объеме, правильно оформленных и заполненных,
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает указанные
документы к рассмотрению по существу.
10. При
рассмотрении вопроса о подтверждении документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях осуществляется:
а) определение
подлинности подписи и наличия у лица, подписавшего документ об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях, права его подписи;
б) определение
подлинности печати, которой скреплен документ об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях;
в) установление
факта выдачи документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;
г) установление
соответствия формы представленного документа об образовании, об ученых степенях
и ученых званиях форме документов государственного образца об образовании, об
ученых степенях или ученых званиях, установленной на момент его выдачи;
д) установление
наличия в документе об образовании, об ученых степенях и ученых званиях всех
реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или
СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.
11. В процессе подтверждения документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации осуществляет проверку сведений, указанных в этом документе, с
использованием данных, содержащихся в федеральном реестре документов
государственного образца об образовании, об ученых степенях, ученых званиях, а
также осуществляет взаимодействие с организацией, которая выдала представленный
документ об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, в том
числе направляет запросы с целью установления факта выдачи указанного документа
его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право
подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения
образца оттиска печати, которой скреплен такой документ.
Организация, в
которую был направлен соответствующий запрос, обязана в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса направить ответ в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
12. По результатам
рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации принимает одно из следующих решений:
о подтверждении
документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
об отказе в
подтверждении документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
13. При принятии решения о подтверждении документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях на нем проставляется апостиль,
форма которого определена Конвенцией, отменяющей требование легализации
иностранных официальных документов, подписанной в г. Гааге 5 октября 1961 г., с
его последующим заполнением. Апостиль подписывается
руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
14. Срок
рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях и принятия решения о проставлении апостиля
или об отказе в подтверждении указанного документа составляет 45 дней с даты принятия заявления и прилагаемых к нему документов к
рассмотрению по существу.
15. Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает заявителю в
подтверждении документа об образовании, об ученых степенях и ученых званиях по
следующим основаниям:
а) документ об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях не является выданным в
Российской Федерации или РСФСР документом государственного образца,
установленного на момент его выдачи;
б) на документе об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях отсутствует хотя бы один из
реквизитов, наличие которого согласно законодательству
Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на
момент его выдачи;
в) должностное
лицо, подписавшее документ об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
не обладало полномочием на его подписание;
г) подпись
должностного лица и (или) оттиск печати на документе об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях не соответствуют образцам, имеющимся в органе
исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) организация,
указанная в документе об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в
качестве выдавшей его, представила информацию о том, что данный документ не был
выдан лицу, указанному в нем в качестве его обладателя.
16. При принятии
решения об отказе в подтверждении документа об образовании, об ученых степенях
и ученых званиях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не
позднее окончания срока, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил,
направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и
возвращает представленные им документы.
В случае если
организация, указанная в документе об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях в качестве выдавшей его, представила информацию о том, что данный
документ не был выдан лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней:
направляет
соответствующую информацию с приложением оригинала этого документа в
правоохранительные органы;
направляет (выдает)
заявителю мотивированное уведомление о направлении оригинала документа об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях в правоохранительные органы.
17. Апостиль проставляется на документе об образовании, об
ученых степенях и ученых званиях после предъявления заявителем (уполномоченным
представителем заявителя) документа, подтверждающего уплату государственной
пошлины за проставление апостиля.
18. В целях
информационно-технологического обеспечения подтверждения документов об
образовании, об ученых степенях и ученых званиях Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки организует формирование и ведение на электронных
носителях федеральной базы данных об апостилях,
проставленных на документах об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях.