Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2011 г. N 20316

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 января 2011 г. N 77

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033700 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033700 Прикладная этика (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 января 2011 г. N 77

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 033700 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 033700 Прикладная этика всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
     ООП   

   Квалификация (степень)  

 Нормативный срок 
   освоения ООП   
 (для очной формы 
обучения), включая
     каникулы,    
  предоставляемые 
 после прохождения
     итоговой     
  государственной 
    аттестации    

Трудоем-  
кость (в  
зачетных  
единицах) 

    код в    
соответствии 
  с принятой 
классификацией
     ООП     

наименование

ООП        
бакалавриата

      62     

  бакалавр  

      4 года      

  240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

нравственные отношения, нормы и ценности, формы их существования и развития;

структуры и способы их функционирования и влияния на поведение людей в различных областях индивидуальной, профессиональной и социальной жизнедеятельности.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

совокупность предметов, явлений и отношений, обуславливающих позитивные нравственные способы взаимодействия в обществе;

совокупность этических процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий профессиональной деятельности в различных областях;

совокупность прикладных этических технологий.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность;

информационно-аналитическая деятельность;

технологическая деятельность;

проектная деятельность;

педагогическая деятельность;

организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации с использованием методов, способов и приемов познания основных закономерностей возникновения, развития и существования нравственных явлений;

информационно-аналитическая деятельность:

осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о нравственных отношениях и способах их функционирования в различных областях профессиональной деятельности и сферах общественной жизни;

технологическая деятельность:

разрабатывать и внедрять нравственные практики в рамках межличностного и социального взаимодействия, используя методы, способы, приемы, техники предупреждения и разрешения нравственных проблем, дилемм и конфликтов;

проектная деятельность:

создавать программы по внедрению нравственных норм и ценностей в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, используя методы, способы, приемы разработки и реализации социальных программ, способствующих обеспечить достойный уровень нравственных отношений;

педагогическая деятельность:

преподавать дисциплины этического цикла, сочетая образовательную и морально-воспитательную деятельность, используя методы, способы, приемы передачи знаний о месте, значении и функциях нравственности в жизни человека и общества;

организационно-управленческая деятельность:

организовывать процессы формирования нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, используя методы, способы, приемы организации нравственных взаимоотношений и управления нравственной культурой на межличностном, организационном и институциональном уровнях.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных и социально-гуманитарных наук (ОК-2);

знанием основных законов и особенностей развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

способностью находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

способностью анализировать социально значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

умением использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-8);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-10).

5.2 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

знанием о природе, структуре и функциях нравственности, особенностях ее исторического становления, развития и функционирования, о существенных способах влияния на поведение людей, обществ и социальных групп (ПК-1);

знанием об основных направлениях, школах и учениях в истории моральной философии, о существенных историко-этических проблемах и подходах к их анализу и осмыслению, умением использовать терминологию, соответствующую особенностям исследуемого материала (ПК-2);

владением понятийно-категориальным аппаратом для анализа актуальных моральных проблем и для теоретико-методологического обоснования методов и способов их теоретического и практического разрешения в различных сферах профессиональных и прикладных этик (ПК-3);

умением применять междисциплинарную методологию в прикладных этических исследованиях (ПК-4);

информационно-аналитическая деятельность:

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5);

владением навыками формирования общественного мнения по актуальным этическим проблемам (ПК-6);

технологическая деятельность:

знанием основных технологий формирования индивидуальной, организационной и социальной нравственной культуры (ПК-7);

умением работать с процедурами и приемами прикладной этики при разрешении вариативных моральных проблем (ПК-8);

проектная деятельность:

знанием процедур этического сопровождения социально значимых проектов и практик функционирования социальных институтов, профессиональных и социальных сообществ (ПК-9);

владением приемами и методами формирования программ корпоративной социальной ответственности (ПК-10);

педагогическая деятельность:

пониманием социальной значимости профессии прикладная этика, способностью преподавать дисциплины по проблемам теоретических и прикладных этик (ПК-11);

владением навыками воспитательной работы и умеет их использовать в педагогической практике (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

владением методами внедрения этических практик при принятии и реализации тактических и стратегических решений в управлении обществом, организациями и социальными сообществами (ПК-13);

знанием процедур организации деятельности по формированию и функционированию корпоративных и профессиональных этических комитетов и комиссий (ПК-14).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬─────────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬───────────┐

│Код │    Учебные циклы, разделы и     │Трудоем- │    Перечень        Коды   

│ УЦ │   проектируемые результаты их   │кость       дисциплин     │формируемых│

│ООП │            освоения             │(зачетные│ для разработки  │компетенций│

                                     │единицы) │    примерных              

                                     │<*>         программ, а             

                                              │также учебников и│          

                                              │ учебных пособий │          

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.1 │Гуманитарный, социальный и       │ 45 - 50 │                           

    │экономический цикл                                                   

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть                             │История          │ОК-1      

    │В результате изучения базовой             │Философия        │ОК-2      

    │части цикла обучающийся должен:           │Иностранный язык │ОК-5      

    │знать:                                                     │ОК-7      

    │основные законы становления и                                        

    │развития бытия, общества,                                            

    │человека и мышления, систему                                          

    │философских понятий и категорий, │                                    

    │основные этапы исторического                                         

    │развития;                                                            

    │уметь:                                                               

    │осуществлять философский анализ, │                                    

    │использовать знание иностранного │                                    

    │языка в профессиональной сфере,                                      

    │аргументированно обосновывать                                        

    │мировоззренческую позицию;                                           

    │владеть:                                                             

    │понятийно-категориальным                                             

    │философским аппаратом, основными │                                    

    │методиками исторического анализа,│                                    

    │необходимым запасом иностранных                                      

    │слов, используемых в разговорной │                                    

    │речи                                                                 

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                         │Определяются               

    │(знания, умения, навыки                   │ООП вуза                    

    │определяются ООП вуза)                                               

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.2 │Математический и                 │ 10 - 15 │                            

    │естественнонаучный цикл                                              

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть                                                        

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │В результате изучения базовой             │Математика       │ОК-1      

    │части цикла обучающийся должен:           │Концепции        │ОК-2      

    │знать:                                    │современного     │ОК-6      

    │основные закономерности развития │         │естествознания   │ОК-8      

    │математического и современного                             │ПК-5      

    │естественнонаучного знания;                                │ПК-6      

    │уметь:                                                               

    │теоретически обосновывать научную│                                    

    │картину мира, анализировать роль │                                    

    │естествознания в жизни                                               

    │современного общества,                                               

    │пользоваться математическим                                          

    │аппаратом;                                                           

    │владеть:                                                             

    │навыками формирования научного                                        

    │мировоззрения, методами                                              

    │математического анализа                                              

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                         │Определяются ООП │          

    │(знания, умения, навыки                   │вуза                       

    │определяются ООП вуза)                                               

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.3 │Профессиональный цикл            │170 - 180│                           

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Базовая (общепрофессиональная)   │ 40 - 60 │Основы прикладной│ОК-3      

    │часть                                     │этики            │ОК-4      

    │В результате изучения базовой             │История этики    │ОК-7      

    │части цикла обучающийся должен:           │История философии│ОК-10     

    │знать:                                    │Логика           │ПК-1      

    │категориальный аппарат этики и            │История          │ПК-2      

    │моральной философии, основные             │нравственности   │ПК-3      

    │проблемы теоретической и                  │Социология морали│ПК-7      

    │прикладных этик, основные этапы и│         │Безопасность     │ПК-8      

    │закономерности развития                   │жизнедеятельности│ПК-9      

    │философии, формы исторического                                       

    │развития нравственности,                                             

    │особенности морального сознания; │                                     

    │уметь:                                                               

    │проводить анализ этических                                           

    │текстов, выявлять актуальные                                         

    │проблемы теоретической и                                             

    │прикладных этик, осуществлять                                        

    │логически правильный и                                               

    │аргументированный дискурс;                                           

    │владеть:                                                             

    │навыками проведения этических                                        

    │исследований, аналитическими                                         

    │методиками выявления этических                                       

    │проблем, теоретическими                                              

    │процедурами обоснования                                              

    │нравственных норм и ценностей                                        

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                         │Определяются ООП │          

    │(знания, умения, навыки                   │вуза                       

    │определяются ООП вуза)                                               

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.4 │Физическая культура                  2                               

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.5 │Учебная и производственная       │ 5 - 10                             

    │практики                                                             

    │Практические умения и навыки                                         

    │определяются ООП вуза                                                 

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.6 │Итоговая государственная         │ 5 - 15                             

    │аттестация                                                           

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Общая трудоемкость основной         240                              

    │образовательной программы                                            

└────┴─────────────────────────────────┴─────────┴─────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): математика, иностранный язык, основы прикладной этики, история этики, логика, история нравственности, социология морали, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом самостоятельно по каждому виду практики.

Аттестация по итогам практики должна включать подготовку и сдачу отчета или его раздела, и по результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступать с докладами на конференциях.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает бюджет реализации соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лаборатории этических исследований с базами данных;

пункты дистанционного и непосредственного этического консультирования;

специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения тренингов этического обучения;

компьютерные классы, мобильные компьютерные станции, мультимедийное оборудование;

оборудованный читальный зал для самостоятельной подготовки;

специальные аудитории для проведения фокус-групп.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ обучающихся к сети Интернет должен составлять не менее 20 часов в год на человека.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018