Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2011 г. N 20743

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 января 2011 г. N 75

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073700 ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения (квалификация (степень) "бакалавр")" и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 января 2011 г. N 75

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073700 ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО           -   высшее профессиональное образование;

ОК            -   общекультурные компетенции;

ООП           -   основная образовательная программа;

УЦ ООП        -   учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО      -   федеральный государственный образовательный стандарт

                  высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

  Квалификация (степень)  

 Нормативный срок 
 освоения ООП (для
    очной формы   
обучения), включая
     каникулы,    
  предоставляемые 
обучающемуся после
    прохождения   
     итоговой     
  государственной 
    аттестации    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

ООП        
бакалавриата

      62     

  бакалавр 

      4 года      

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит вступительные испытания профильной творческой направленности.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в профессиональных, самодеятельных (любительских) хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, на концертной эстраде и других учреждениях культуры);

руководство народно-певческими творческими коллективами (профессиональными, учебными, самодеятельными (любительскими));

просветительство в области музыкального искусства и культуры;

музыкальную педагогику в образовательных учреждениях Российской Федерации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются произведения народного музыкального искусства; авторские произведения для народного певческого исполнительства; голосовой аппарат певца; слушательская и зрительская аудитории концертных площадок и залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм; обучающиеся образовательных учреждений Российской Федерации; творческие коллективы, исполнители; концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации; центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

организационно-управленческой;

культурно-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области музыкально-исполнительской деятельности:

концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, хором, выступление в качестве руководителя (хормейстера);

овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю, в творческих коллективах и с творческими коллективами;

практическое освоение народно-песенного репертуара творческих коллективов, участие в формировании репертуара;

в области педагогической деятельности:

преподавание предметов согласно профилю ООП в образовательных учреждениях Российской Федерации;

изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, формирование и развитие у обучающихся мотивации к обучению, осуществление их профессионального и личностного роста;

развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

в области организационно-управленческой деятельности:

руководство деятельностью творческих народно-певческих коллективов, профессиональных, самодеятельных/любительских хоров и ансамблей;

осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (филармониях, концертных организациях и др.), в творческих союзах и обществах;

участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, коллективами и студиями художественного творчества);

участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и развитию искусства, культуры и образования;

в области культурно-просветительской деятельности:

участие в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: выступление в составе народного хора в качестве руководителя (хормейстера) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры;

осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области народного музыкального искусства;

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);

способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

способностью и готовностью работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);

способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

способностью и готовностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

способностью и готовностью владеть одним из иностранных языков на уровне и профессионального бытового общения (ОК-8);

способностью и готовностью постоянно стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);

способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);

способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

способностью и готовностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

способностью и готовностью владеть средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

в музыкально-исполнительской деятельности:

способностью и готовностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

способностью и готовностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

способностью и готовностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

способностью и готовностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

способностью и готовностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

способностью и готовностью овладеть музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

способностью и готовностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

способностью и готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

способностью и готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью и готовностью к постоянному накоплению знаний в области теории и истории музыкального и других видов искусств (ПК-10);

способностью и готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-11);

способностью и готовностью к расширению и накоплению народно-песенного и авторского репертуара (ПК-12);

способностью и готовностью творчески составлять программы выступлений (хоровых (ансамблевых), сольных) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

способностью и готовностью осуществлять творческую деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);

способностью и готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);

способностью и готовностью использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-16);

способностью и готовностью осуществлять сценические постановки народных обрядовых действ, в том числе с применением знаний и умений в области народной хореографии (ПК-17);

способностью и готовностью записывать, нотировать, аранжировать подлинный народно-песенный материал (ПК-18);

способностью и готовностью осуществлять репетиционную работу с творческими коллективами и солистами при подготовке концертных программ (ПК-19);

способностью и готовностью к использованию знаний об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-20);

способностью и готовностью к сольной и хоровой импровизации (ПК-21);

способностью и готовностью работать независимо и увлеченно, критически оценивая результаты собственной деятельности (ПК-22);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-23);

способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-24);

способностью и готовностью изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-25);

способностью и готовностью использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе, методику подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-26);

способностью и готовностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-27);

способностью и готовностью к непрерывному изучению методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-28);

способностью и готовностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-29);

способностью и готовностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе с обучающимся над музыкальным произведением (ПК-30);

способностью и готовностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации, ориентироваться в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю ООП и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-31);

способностью и готовностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-32);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, планированию концертной деятельности творческого коллектива, организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) с применением знаний в области законодательства Российской Федерации (ПК-33);

в культурно-просветительской деятельности:

способностью и готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, ансамбле, хоре, с оркестром, хором) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры), к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений народного музыкального искусства и культуры (ПК-34).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

цикл истории и теории музыкального искусства;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки бакалавра

 

┌──────┬───────────────────────────┬──────────┬────────────────────┬──────┐

│Код УЦ│ Учебные циклы (разделы) и │Трудоем-  │ Перечень дисциплин │Коды 

│ ООП  │проектируемые результаты их│кость (за-│   для разработки   │форми-│

               освоения          │четные    │примерных программ, │руемых│

                                 │единицы)  │учебников и учебных │компе-│

                                 │<*>             пособий       │тенций│

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.1  │Гуманитарный, социальный  и│ 32 - 35                           

      │экономический цикл                                            

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Базовая часть              │ 14 - 17  │Философия           │ОК-1 

          В  результате  изучения│          │Иностранный язык    │ОК-2 

      │базовой     части     цикла│          │История             │ОК-3 

      │обучающийся должен:                  │Русский язык и      │ОК-4 

          знать:                           │культура речи       │ОК-5 

          основные закономерности│                              │ОК-6 

      │взаимодействия  человека  и│                              │ОК-7 

      │общества,    общества     и│                              │ОК-8 

      │культуры,     исторического│                              │ОК-9 

      │развития      человечества,│                              │ОК-11 │

      │основные        философские│                              │ОК-12 │

      │категории    и     проблемы│                              │ОК-13 │

      │человеческого бытия;                                     │ПК-10 │

          лексический     минимум│                              │ПК-34 │

      │иностранного языка в объеме│                                   

      │не   менее   4000   учебных│                                   

      │лексических единиц общего и│                                   

      │терминологического                                            

      │характера,    культуру    и│                                   

      │традиции  стран  изучаемого│                                   

      │языка,   правила   речевого│                                   

      │этикета,           основные│                                   

      │особенности     официально-│                                   

      │делового,  научного  стиля,│                                   

      │стиля        художественной│                                    

      │литературы;                                                   

      │основные   эпохи    мировых│                                   

      │цивилизаций,           типы│                                   

      │цивилизаций  в   древности,│                                   

      │понятие        "первобытное│                                   

      │общество",  его   место   в│                                   

      │человеческой истории, эпоху│                                   

      │античности,           место│                                   

      │средневековья во  всемирно-│                                   

      │историческом процессе,  его│                                   

      │хронологические   рамки   и│                                   

      │периодизацию,  западно-   и│                                   

      │восточно-европейские                                          

      │варианты     средневекового│                                   

      │исторического     развития,│                                   

      │историю нового времени, его│                                   

      │хронологические   рамки   и│                                   

      │периодизацию,   европейскую│                                   

      │цивилизацию и  традиционные│                                   

      │общества  Америки,  Азии  и│                                   

      │Африки;   возникновение  и │                                   

      │развитие       колониальной│                                   

      │системы, место XX  века  во│                                   

      │всемирно-историческом                                         

      │процессе, основные проблемы│                                   

      │и     процессы     развития│                                   

      │современной цивилизации;                                      

      │стили          современного│                                   

      │русского      литературного│                                   

      │языка, языковую  норму,  ее│                                   

      │роль   в   становлении    и│                                   

      │функционировании                                              

      │литературного        языка,│                                   

      │речевое     взаимодействие,│                                  

      │основные  единицы  общения,│                                   

      │устную     и     письменную│                                   

      │разновидности литературного│                                   

      │языка,         нормативные,│                                   

      │коммуникативные,  этические│                                   

      │аспекты устной и письменной│                                   

      │речи, функциональные  стили│                                   

      │современного       русского│                                   

      │языка,       взаимодействие│                                   

      │функциональных      стилей,│                                   

      │официально-деловой   стиль,│                                   

      │сферу его функционирования,│                                   

      │жанровое      разнообразие,│                                   

      │языковые            формулы│                                   

      │официальных     документов,│                                   

      │приемы   унификации   языка│                                   

      │служебных       документов,│                                   

      │интернациональные  свойства│                                   

      │русской  официально-деловой│                                   

      │письменной  речи,  язык   и│                                   

      │стиль      распорядительных│                                   

      │документов,  язык  и  стиль│                                   

      │коммерческой                                                  

      │корреспонденции,   язык   и│                                   

      │стиль         инструктивно-│                                   

      │методических    документов,│                                   

      │рекламу  в  деловой   речи,│                                   

      │правила          оформления│                                   

      │документов, речевой  этикет│                                   

      │в    документе,    жанровую│                                    

      │дифференциацию   и    отбор│                                   

      │языковых     средств      в│                                   

      │публицистическом     стиле,│                                   

      │особенности          устной│                                   

      │публичной   речи,    основы│                                   

      │ораторского      искусства,│                                   

      │основные  виды  аргументов,│                                   

      │условия    функционирования│                                   

      │разговорной   речи,    роль│                                   

      │внеязыковых       факторов,│                                   

      │культуру   речи,   основные│                                   

      │направления              ее│                                   

      │совершенствования;                                            

          уметь:                                                    

      │анализировать                                                 

      │мировоззренческие,                                            

      │социально    и    личностно│                                   

      │значимые        философские│                                   

      │проблемы;      использовать│                                   

      │полученные    теоретические│                                   

      │знания       о    человеке,│                                   

      │обществе,          культуре│                                   

      │в          учебной        и│                                   

      │профессиональной                                              

      │деятельности;                                                 

          использовать  различные│                                   

      │формы,   виды   устной    и│                                   

      │письменной коммуникации  на│                                   

      │родном и иностранных языках│                                   

      │в         учебной         и│                                   

      │профессиональной                                              

      │деятельности, реализовывать│                                   

      │словесное       выступление│                                   

      │(выбор  темы,  цель   речи,│                                  

      │поиск  материала,   начало,│                                   

      │развертывание и  завершение│                                   

      │речи);                                                        

          владеть:                                                  

          технологиями                                              

      │приобретения, использования│                                   

      │и                обновления│                                   

      │социогуманитарных   знаний;│                                   

      │навыками         рефлексии,│                                   

      │самооценки,   самоконтроля,│                                   

      │различными        способами│                                   

      │вербальной  и  невербальной│                                   

      │коммуникации;      навыками│                                   

      │грамотного          письма,│                                   

      │разговорной  и   письменной│                                   

      │речи на иностранном языке; │                                   

      │навыками         грамотного│                                   

      │письма     и     публичного│                                   

      │выступления   на    русском│                                   

      │языке.                                                        

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Вариативная часть          │ 18 - 21                           

      │(знания, умения, навыки                                       

      │определяются ООП вуза в                                       

      │соответствии с профилями                                      

      │подготовки)                                                   

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.2  │Цикл истории и теории      │ 61 - 64                           

      │музыкального искусства                                        

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Базовая часть              │ 38 - 41  │История музыки      │ОК-2 

      │В    результат     изучения│          │(зарубежной,        │ОК-3 

      │дисциплин   базовой   части│          │отечественной)      │ОК-4 

      │обучающийся должен                   │Музыка второй       │ОК-5 

          знать:                           │половины XX - начала│ОК-7 

          основные   исторические│          │XXI веков           │ОК-10 │

      │периоды            развития│          │Сольфеджио          │ОК-11 │

      │музыкальной       культуры,│          │Гармония            │ПК-1 

      │историю   отечественной   и│          │Музыкальная форма   │ПК-6 

      │зарубежной музыки, основные│          │Полифония           │ПК-8 

      │этапы              эволюции│          │История народно-    │ПК-10 │

      │художественных      стилей,│          │певческого          │ПК-11 │

      │композиторское творчество в│          │исполнительства     │ПК-12 │

      │культурно-эстетическом    и│          │Народное музыкальное│ПК-17 │

      │историческом     контексте;│          │творчество          │ПК-18 │

          жанры,  направления   и│          │Основы научных           

      │стили     зарубежной      и│          │исследований и           

      │отечественной музыки  XX  -│          │подготовка выпускной│     

      │XXI     веков,      техники│          │квалификационной         

      │композиторского письма XX -│          │работы (бакалаврской│     

      │XXI     веков,   творчество│          │работы)                  

      │зарубежных  и отечественных│                                   

      │композиторов     XX  -  XXI│                                   

      │веков, основные направления│                                   

      │массовой        музыкальной│                                   

      │культуры  XX - XXI веков;                                     

          принципы    музыкально-│                                   

      │теоретического            и│                                   

      │исполнительского анализа;                                     

          теоретические    основы│                                   

      │музыкального искусства;                                       

          основные          этапы│                                   

      │исторического      развития│                                   

      │гармонии, законы  гармонии,│                                   

      │законы формообразования;                                      

          теоретические основы  и│                                   

      │историю  народно-певческого│                                   

      │исполнительского искусства,│                                   

      │историю   возникновения   и│                                   

      │развития          народного│                                   

      │музыкального творчества;                                      

          особенности    народно-│                                   

      │песенной речи,  ритмических│                                   

      │и     ладовых     структур,│                                   

      │закономерностей                                               

      │формообразования на  основе│                                   

      │слухового        восприятия│                                    

      │аутентичных         записей│                                   

      │фольклора;                                                    

          историю       собирания│                                   

      │русского          песенного│                                   

      │фольклора  и  древнерусских│                                   

      │церковно-певческих распевов│                                   

      │на     основе      изучения│                                   

      │фольклорных сборников;                                        

          основные         методы│                                   

      │научного       исследования│                                   

      │музыкального  произведения,│                                   

      │проблем  исполнительства  и│                                   

      │педагогики;                                                   

          уметь:                                                    

      │применять     теоретические│                                   

      │знания     при      анализе│                                   

      │музыкальных    произведений│                                   

      │или    других     феноменов│                                   

      │музыкальной       культуры,│                                   

      │различать    при    анализе│                                   

      │музыкального   произведения│                                   

      │общие       и       частные│                                   

      │закономерности          его│                                   

      │построения и развития;                                        

          рассматривать                                             

      │музыкальное произведение  в│                                   

      │динамике     исторического,│                                   

      │художественного и социально│                                   

      │-культурного      процесса,│                                   

      │выполнять  теоретический  и│                                   

      │исполнительский      анализ│                                   

      │музыкального  произведения,│                                   

      │применять     теоретические│                                   

      │знания      в      процессе│                                  

      │исполнительского анализа  и│                                   

      │поиска    интерпретаторских│                                   

      │решений;                                                      

          выполнять сравнительный│                                   

      │анализ  различных  редакций│                                   

      │музыкального произведения; │                                   

          самостоятельно                                            

      │гармонизовать мелодию;                                        

          анализировать                                             

      │музыкальную          форму,│                                   

      │анализировать    на    слух│                                   

      │развернутые   гармонические│                                   

      │последовательности;                                           

          петь    по    цифровке,│                                   

      │сольфеджировать     сложные│                                   

      │интонационные и ритмические│                                   

      │мелодии, сольфеджировать  с│                                   

      │листа, сочинять фрагменты и│                                   

      │целые пьесы на  собственные│                                   

      │или  заданные   музыкальные│                                   

      │темы в курсе гармонии;                                        

          подбирать материал  для│                                   

      │исследования   в    области│                                   

      │музыкального                                                  

      │исполнительства           и│                                   

      │педагогики на базе архивных│                                   

      │материалов,      периодики,│                                   

      │музыковедческой литературы,│                                   

      │систематизировать      его,│                                   

      │составлять                                                     

      │библиографические списки;                                     

      │осуществлять         подбор│                                   

      │материала  для   дипломного│                                   

      │реферата,       выстраивать│                                   

      │структуру        дипломного│                                   

      │реферата;                                                     

          владеть:                                                  

          профессиональной                                          

      │лексикой;        понятийно-│                                   

      │категориальным    аппаратом│                                   

      │музыкальной науки;                                            

          навыками  использования│                                   

      │музыковедческой  литературы│                                   

      │в процессе обучения;                                          

          методами   и   навыками│                                   

      │критического        анализа│                                   

      │музыкальных произведений  и│                                   

      │событий;                                                      

          развитой способностью к│                                   

      │чувственно-художественному │                                   

      │восприятию     мира,      к│                                   

      │образному мышлению;                                           

          методами     пропаганды│                                   

      │музыкального  искусства   и│                                   

      │культуры;                                                     

          навыками гармонического│                                   

      │анализа         музыкальных│                                   

      │произведений,                                                 

      │теоретическими     знаниями│                                   

      │русского          песенного│                                   

      │фольклора как особого  типа│                                   

      │художественной     культуры│                                   

      │устной традиции, обладающей│                                   

      │самобытной    жанровой    и│                                  

      │стилевой           системой│                                   

      │региональных                                                  

      │исполнительских           и│                                   

      │этнографических комплексов.│                                   

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Вариативная часть  (знания,│ 23 - 26                           

      │умения, навыки определяются│                                   

      │ООП вуза в  соответствии  с│                                   

      │профилями подготовки)                                         

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.3  │Профессиональный цикл      │124 - 127 │                         

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Базовая часть              │ 53 - 57                            

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Общий модуль базовой  части│    26    │Дисциплины общего        

      │цикла                                │модуля базовой части│     

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

          В  результате  изучения│          │Ансамблевое пение   │ОК-2 

      │дисциплин   базовой   части│          │Фортепиано          │ОК-3 

      │цикла обучающийся должен:            │Безопасность        │ОК-4 

          знать:                           │жизнедеятельности   │ОК-10 │

          основной      репертуар│          │Музыкальная         │ОК-12 │

      │творческих коллективов;              │педагогика и        │ОК-14 │

          методику    работы    с│          │психология          │ПК-1 

      │исполнительскими                     │Музыкально-         │ПК-2 

      │коллективами разных типов; │          │педагогические      │ПК-3 

          средства     достижения│          │системы             │ПК-4 

      │выразительности    звучания│          │Методика обучения   │ПК-5 

      │творческого коллектива;              │народному пению     │ПК-6 

          принципы                                             │ПК-7 

      │исполнительства          на│                              │ПК-8 

      │фортепиано,  репертуар  для│                              │ПК-9 

      │фортепиано,      включающий│                              │ПК-11 │

      │произведения  разных  эпох,│                              │ПК-12 │

      │жанров и стилей;                                         │ПК-13 │

          основы         методики│                              │ПК-16 │

      │выживания  в  экстремальных│                              │ПК-17 │

      │ситуациях,           основы│                              │ПК-18 │

      │гражданской        обороны,│                              │ПК-20 │

      │требования     безопасности│                              │ПК-21 │

      │жизнедеятельности в учебном│                              │ПК-22 │

      │процессе;                                                │ПК-32 │

          историю        развития│                              │ПК-33 │

      │музыкального   образования,│                                   

      │педагогики  и   психологии,│                                   

      │основные       направления,│                                   

      │предмет,  объект  и  методы│                                  

      │психологии;                                                   

          основные   функции    и│                                   

      │структуру          психики,│                                   

      │соотношение   сознания    и│                                   

      │бессознательного,  основные│                                   

      │психические       процессы,│                                   

      │структуру         сознания,│                                   

      │закономерности психического│                                   

      │развития и  особенности  их│                                   

      │проявления    в     учебном│                                   

      │процессе      в      разные│                                   

      │возрастные периоды;                                           

          психологию                                                

      │межличностных  отношений  в│                                   

      │группах  разного  возраста,│                                   

      │способы психологического  и│                                   

      │педагогического    изучения│                                   

      │обучающихся;                                                  

          сущность  и   структуру│                                   

      │образовательных  процессов,│                                   

      │способы      взаимодействия│                                   

      │педагога    с    различными│                                   

      │субъектами образовательного│                                   

      │процесса;                                                     

          объект,        предмет,│                                   

      │задачи,   функции,   методы│                                   

      │музыкальной     педагогики,│                                   

      │основные          категории│                                   

      │музыкальной педагогики:                                       

      │образование,    воспитание,│                                    

      │обучение,    педагогическая│                                   

      │деятельность;                                                 

          основные характеристики│                                   

      │отечественной и  зарубежных│                                   

      │систем  образования,   суть│                                   

      │различных школ и  систем  в│                                   

      │преподавании    музыкальных│                                   

      │дисциплин,  особенности  их│                                   

      │становления и развития;                                       

          цели,       содержание,│                                   

      │структуру образования;                                        

          образовательную,                                          

      │воспитательную            и│                                   

      │развивающую         функции│                                   

      │обучения, роль воспитания в│                                   

      │педагогическом процессе;                                      

          общие формы организации│                                   

      │образовательной                                               

      │деятельности,       методы,│                                   

      │приемы,            средства│                                   

      │организации  и   управления│                                   

      │педагогическим процессом;                                     

          специфику   музыкально-│                                   

      │педагогической   работы   в│                                   

      │группах разного возраста;                                     

          методическую                                              

      │литературу;          основы│                                   

      │планирования       учебного│                                   

      │процесса в  образовательных│                                   

      │учреждениях      Российской│                                   

      │Федерации;                                                    

          основные       принципы│                                   

      │отечественной и  зарубежной│                                   

      │сольной и  вокально-хоровой│                                  

      │педагогики,       различные│                                   

      │методы       и       приемы│                                   

      │преподавания,     вокально-│                                   

      │методическую литературу;                                      

          уметь:                                                    

          импровизировать соло  и│                                   

      │в ансамбле;                                                   

          выступать  в  различных│                                   

      │народно-певческих                                             

      │коллективах;                                                  

          имитировать    народные│                                   

      │певческие стили;                                              

          творчески  использовать│                                   

      │особенности    региональных│                                   

      │песенных     традиций     в│                                   

      │исполнительской           и│                                   

      │хормейстерской практике;                                      

          самостоятельно                                            

      │анализировать                                                 

      │художественные            и│                                   

      │технические     особенности│                                   

      │вокальных     произведений,│                                   

      │осознавать   и   раскрывать│                                   

      │художественное   содержание│                                   

      │музыкального произведения; │                                   

          создавать   собственную│                                   

      │интерпретацию  музыкального│                                   

      │произведения;                                                 

          изучить и подготовить к│                                   

      │концертному      исполнению│                                    

      │произведения разных  стилей│                                   

      │и жанров;                                                     

          использовать фортепиано│                                   

      │в  работе   над   вокальным│                                   

      │репертуаром,            для│                                   

      │ознакомления с  музыкальной│                                   

      │литературой, теоретического│                                   

      │анализа        музыкального│                                   

      │произведения;                                                 

          ориентироваться       в│                                   

      │основной            научно-│                                   

      │педагогической                                                

      │проблематике;                                                 

          использовать     методы│                                   

      │психологической           и│                                   

      │педагогической  диагностики│                                   

      │для    решения    различных│                                   

      │профессиональных задач;                                       

          ориентироваться       в│                                   

      │различных    педагогических│                                   

      │методах  и   подходах   при│                                   

      │обучении народному пению  в│                                   

      │различных        возрастных│                                   

      │группах и  различных  типах│                                   

      │образовательных учреждений;│                                   

          создавать педагогически│                                   

      │целесообразную            и│                                   

      │психологически   безопасную│                                   

      │образовательную среду;                                        

          проводить             с│                                   

      │обучающимися        разного│                                   

      │возраста    групповые     и│                                   

      │индивидуальные  занятия  по│                                   

      │предметам согласно  профилю│                                  

      │ООП,         организовывать│                                   

      │контроль их самостоятельной│                                   

      │работы  в  соответствии   с│                                   

      │требованиями                                                  

      │образовательного  процесса,│                                   

      │развивать    у     учащихся│                                   

      │самостоятельность,                                            

      │инициативу;                                                   

          использовать   наиболее│                                   

      │эффективные методы, формы и│                                   

      │средства обучения;                                            

          планировать     учебный│                                   

      │процесс, составлять учебные│                                   

      │программы;                                                    

          пользоваться справочной│                                   

      │литературой;                                                  

          владеть:                                                  

          специфическими приемами│                                   

      │и             особенностями│                                   

      │регионального     народного│                                   

      │пения,      сольной       и│                                   

      │ансамблевой                                                   

      │исполнительскими                                              

      │традициями;                                                   

          навыками     публичного│                                   

      │исполнения       концертных│                                   

      │программ;                                                     

          игрой на фортепиано  на│                                   

      │уровне,   достаточном   для│                                   

      │решения повседневных  задач│                                    

      │в творческо-исполнительской│                                   

      │и            педагогической│                                   

      │деятельности;                                                 

          методикой        показа│                                   

      │интонационно-ритмических  и│                                   

      │художественно-                                                

      │исполнительских трудностей,│                                   

      │заложенных   в    вокально-│                                   

      │педагогическом репертуаре; │                                   

          навыками   общения    с│                                   

      │обучающимися     различного│                                   

      │возраста,          приемами│                                   

      │психической  саморегуляции,│                                   

      │педагогическими                                               

      │технологиями;                                                 

          методикой  преподавания│                                   

      │профессиональных  дисциплин│                                   

      │в           образовательных│                                   

      │учреждениях      Российской│                                   

      │Федерации;                                                    

          навыками воспитательной│                                   

      │работы с обучающимися.                                        

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│Б.3.1 │    "Хоровое       народное│    27    │Дисциплины базовой       

      │пение"                               │части по профилю         

                                           │подготовки "Хоровое │     

                                           │народное пение"          

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

          В  результате  изучения│          │Хоровой класс       │ПК-1 

      │дисциплин   базовой   части│          │Практическое        │ПК-2 

      │обучающийся должен:                  │руководство хоровым │ПК-3 

          знать:                           │коллективом         │ПК-4 

          песенный   фольклор   и│                              │ПК-5 

      │авторские произведения  для│                             │ПК-6 

      │народно-певческих                                        │ПК-7 

      │коллективов,        хоровые│                              │ПК-8 

      │произведения разных  стилей│                              │ПК-9 

      │и направлений;                                           │ПК-11 │

          основы         народно-│                              │ПК-12 │

      │певческого  исполнительства│                              │ПК-13 │

      │различных  исторических   и│                              │ПК-14 │

      │региональных        стилей,│                              │ПК-15 │

      │классификацию     певческих│                              │ПК-17 │

      │голосов,    их     основные│                                   

      │элементы мануальной техники│                                   

      │дирижирования,    структуру│                                   

      │дирижерского         жеста,│                                   

      │дирижерской схемы,  технику│                                   

      │звуковедения и фразировки; │                                   

          уметь:                                                    

          исполнять             и│                                   

      │интерпретировать                                              

      │произведения      народной,│                                   

      │духовной     музыки     при│                                   

      │управлении    хором     без│                                   

      │сопровождения      и      с│                                   

      │инструментальным                                              

      │сопровождением;                                               

          проводить репетиционную│                                   

      │работу с хором;                                               

      │транспонировать                                               

      │произведение   в   заданную│                                   

      │тональность,  анализировать│                                   

      │форму,  фактуру,  вокально-│                                    

      │хоровые         особенности│                                   

      │музыкального произведения с│                                   

      │целью     выявления     его│                                   

      │содержания,     а     также│                                   

      │выявления     необходимости│                                   

      │транспонирования;                                             

          работать  над  народно-│                                   

      │песенным    и     авторским│                                   

      │репертуаром,        включая│                                   

      │творчество     композиторов│                                   

      │конца  XX  -   начала   XXI│                                   

      │веков;                                                        

          определять                                                

      │художественно-                                                

      │исполнительские  задачи   и│                                   

      │пути  их   реализации   при│                                   

      │работе    над     вокально-│                                   

      │хоровым,  хореографическим,│                                   

      │режиссерским              и│                                   

      │сценографическим                                              

      │воплощением     музыкальных│                                   

      │композиций;                                                   

          импровизировать соло  и│                                   

      │в ансамбле;                                                   

          владеть:                                                  

          стилем         русского│                                   

      │народного      многоголосия│                                   

      │через      непосредственное│                                   

      │участие  в  исполнительском│                                   

      │процессе,     особенностями│                                   

      │исполнения    народной    и│                                   

      │авторской    музыки     для│                                   

      │народных голосов;                                             

          навыками    работы    с│                                  

      │народно-певческими                                            

      │коллективами (в том числе и│                                   

      │детскими), вокально-хоровой│                                   

      │работы    над     дыханием,│                                   

      │строем, ансамблем,  дикцией│                                   

      │и  артикуляцией;                                              

          навыками     распевания│                                   

      │хора (ансамбля);                                              

          значительным                                              

      │репертуаром, разнообразными│                                   

      │методами и формами вокально│                                   

      │-хоровой, хореографической,│                                   

      │музыкально-сценической,                                       

      │репетиционной и  концертной│                                   

      │работы  с  исполнительскими│                                   

      │коллективами (в  том  числе│                                   

      │детскими);                                                    

          навыками                                                  

      │самостоятельной  работы   с│                                   

      │репертуаром;                                                  

          региональными                                             

      │диалектами,  специфическими│                                   

      │формами       выразительных│                                   

      │средств,           присущих│                                   

      │аутентичным традициям;                                        

          техникой       хорового│                                   

      │дирижирования.                                                

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│Б.3.2 │"Сольное народное пение"       27    │Дисциплины базовой       

                                           │части по профилю          

                                           │подготовки "Сольное │     

                                           │народное пение"          

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │В     результате   изучения│          │Сольное пение       │ПК-1 

      │дисциплин   базовой   части│          │Основы сольной      │ПК-2 

      │обучающийся должен:                  │импровизации        │ПК-3 

          знать:                                               │ПК-4 

          народно-певческие                                    │ПК-5 

      │традиции,    основной     и│                              │ПК-6 

      │современный        народно-│                              │ПК-7 

      │песенный    и     авторский│                              │ПК-8 

      │репертуар для  своего  типа│                              │ПК-9 

      │голоса;                                                  │ПК-11 │

          принципы   строения   и│                              │ПК-12 │

      │работы голосового  аппарата│                              │ПК-13 │

      │певца,      акустику      и│                              │ПК-14 │

      │психофизиологию пения;                                   │ПК-15 │

          способы    и     приемы│                              │ПК-19 │

      │народного  пения,  свойства│                              │ПК-20 │

      │народного голоса,  принципы│                              │ПК-21 │

      │и методы работы с народными│                              │ПК-22 │

      │голосами,  их  развития   и│                              │ПК-32 │

      │постановки;                                              │ПК-33 │

          основные          черты│                              │ПК-34 │

      │региональных       народно-│                                   

      │певческих жанров и стилей; │                                   

          особенности                                               

      │древнерусского   певческого│                                   

      │искусства, русского народно│                                   

      │-песенного творчества;                                        

          технику   и    методику│                                   

      │импровизации            как│                                   

      │творческого          метода│                                   

      │фольклора;                                                   

          различные     вокально-│                                   

      │исполнительские  стили,  их│                                   

      │характеристики;                                               

          уметь:                                                    

          самостоятельно                                            

      │анализировать                                                 

      │художественные            и│                                   

      │технические     особенности│                                   

      │вокальных     произведений,│                                   

      │подбирать    репертуар    и│                                   

      │составлять       концертные│                                   

      │программы;                                                    

          интерпретировать                                          

      │народно-песенные традиции в│                                   

      │соответствии с  поэтическим│                                   

      │текстом,       драматургией│                                   

      │музыкального произведения; │                                   

          осознавать и раскрывать│                                   

      │художественное   содержание│                                   

      │музыкального  произведения,│                                   

      │создавать        концертный│                                   

      │вариант   импровизационного│                                   

      │распева народной мелодии;                                     

          ориентироваться       в│                                   

      │ансамблевой      партитуре,│                                   

      │слышать   все   партии    в│                                   

      │ансамбле,     согласовывать│                                   

      │свои        исполнительские│                                   

      │намерения  с  партнерами  и│                                   

      │находить         совместные│                                    

      │решения;                                                      

          комбинировать,                                            

      │ремоделировать     песенную│                                   

      │формулу,     воспроизводить│                                   

      │мелодические,  ритмические,│                                   

      │тембровые,         ладовые,│                                   

      │гармонические,    фактурные│                                   

      │приемы         варьирования│                                   

      │народных песен;                                               

          выстраивать   форму   в│                                   

      │соответствии с  поэтическим│                                   

      │текстом, драматургией песни│                                   

      │и               собственным│                                   

      │исполнительским замыслом;                                     

          владеть:                                                  

          основами    правильного│                                   

      │звукоизвлечения           и│                                   

      │голосоведения   на   основе│                                   

      │школы    народного    пения│                                   

      │(открытого          способа│                                   

      │звукообразования,  речевого│                                   

      │приема   звуковедения)    и│                                   

      │акустических        законов│                                   

      │вокального        искусства│                                   

      │(резонативного   пения    в│                                   

      │полном   объеме   диапазона│                                   

      │голоса    на     соединении│                                   

      │певческих регистров);                                         

          основами     певческого│                                   

      │дыхания, отчетливой дикцией│                                   

      │и кантиленой;                                                 

          разными          типами│                                   

      │интонирования-                                                

      │артикулирования                                              

      │применительно к аутентичным│                                   

      │образцам          песенного│                                   

      │фольклора,      обработкам,│                                   

      │авторским произведениям для│                                   

      │народных голосов;                                             

          спецификой  нотирования│                                   

      │фольклорных записей;                                          

          навыками синтеза музыки│                                   

      │и    элементов    народного│                                   

      │танца,         сценического│                                   

      │движения    и    актерского│                                   

      │мастерства;                                                   

          навыками    концертного│                                   

      │исполнительства;                                              

          навыками      вокальной│                                   

      │импровизации;                                                 

          мелодическими,                                            

      │ритмическими,   тембровыми,│                                   

      │ладовыми,   гармоническими,│                                   

      │фактурными         приемами│                                   

      │варьирования       народных│                                   

      │песен;                                                        

          навыками       создания│                                   

      │концертного        варианта│                                   

      │импровизационного   распева│                                   

      │народного        певческого│                                   

      │искусства.                                                    

      ├───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Вариативная часть  (знания,│ 67 - 71                           

      │умения, навыки определяются│                                    

      │ООП вуза в  соответствии  с│                                   

      │профилем подготовки)                                          

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.4  │Физическая культура            2                         │ОК-15 │

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.5  │Учебная и  производственная│    12                        │ПК-1 -│

      │практики      (практические│                              │ПК-31 │

      │умения       и       навыки│                                   

      │определяются    вузом     в│                                   

      │соответствии   с   профилем│                                   

      │подготовки ООП)                                               

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

│ Б.6  │Итоговая    государственная│    3                         │ОК-1 -│

      │аттестация                                               │ОК-15 │

                                                               │ПК-1 -│

                                                               │ПК-34 │

├──────┼───────────────────────────┼──────────┼────────────────────┼──────┤

      │Общая трудоемкость основной│   240                             

      │образовательной программы                                     

└──────┴───────────────────────────┴──────────┴────────────────────┴──────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих коллективов, клубов, научных студенческих обществ.

Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению 073700 "Искусство народного пения" осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.

Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП подготовки бакалавра в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык, сольфеджио, гармония, музыкальная форма, полифония, ансамблевое пение, фортепиано; учебная практика по профилю подготовки "Хоровое народное пение": хоровой класс, практическое руководство хоровым коллективом; по профилю подготовки "Сольное народное пение": сольное пение, основы сольной импровизации.

При реализации вузом ООП бакалавриата по профилю подготовки ООП "Хоровое народное пение" высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебного творческого коллектива (однородного и смешанного хоров, вокально-хоровых ансамблей), сформированных из обучающихся вуза, обучающихся по ООП, не менее чем на 80 процентов.

Вуз обязан планировать работу концертмейстеров по следующим предметам: "хоровой класс", "практическое руководство хоровым коллективом", "сольное пение", "вокальная подготовка", "ансамблевое пение", а также по виду учебной практики "исполнительская" - из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В соответствии с профилями подготовки ООП предусматриваются следующие виды учебной практики:

педагогическая;

исполнительская;

фольклорно-этнографическая.

Виды учебной практики "педагогическая" и "исполнительская" проводятся рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий; "фольклорно-этнографическая" - за пределами теоретического обучения.

Базами педагогической практики являются образовательные учреждения Российской Федерации.

Исполнительская практика (хоровая, сольная, руководство творческим коллективом) проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой как самостоятельную работу студента (подготовка к концертным выступлениям, самостоятельная работа студента по предметам "ансамблевое пение", "сольное пение", выступление на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах кафедры, факультета, вуза), так и аудиторные занятия (до 40 процентов времени, отведенного на данный вид практики), которые являются дополнением к предметам "хоровой класс", "ансамблевое пение", "практическое руководство хоровым коллективом". Руководство творческим коллективом (как составная часть исполнительской практики) является продолжением предмета "практическое руководство хоровым коллективом" и реализуется в форме аудиторных занятий. В соответствии с профилем подготовки бакалавров базами руководства творческим коллективом должны быть учебные творческие коллективы вуза, а также творческие коллективы, функционирующие в театрах, филармониях, других учреждениях культуры, образовательные учреждения Российской Федерации. При этом не менее 70 процентов аудиторного времени, отведенного на руководство творческим коллективом, должно отводиться на работу с учебными творческими коллективами вуза. Фольклорно-этнографическая практика проводится после второго и третьего годов обучения в целом продолжительностью не менее трех недель.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду учебной практики.

В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа студента. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы,

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике,

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях, научных школах,

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации и так далее,

использовать сеть Интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 20 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий, учреждений, творческих коллективов.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации или лица, имеющие диплом лауреата международного или всероссийского конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио-, видеофондами, мультимедийными материалами.

Библиотечный фонд должен содержать этнографические материалы вуза.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения.

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки ООП бакалавриата для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету "хоровой класс" со специализированным оборудованием, оснащенные зеркалами и двумя роялями, учебные аудитории для занятий по предмету "практическое руководство хоровым коллективом", репетиционный танцевальный класс, оборудованный хореографическими станками и зеркалами, для обеспечения дисциплины "народный танец" - народные музыкальные инструменты.

Высшее учебное заведение должно обеспечивать обучающихся народными костюмами и танцевальной обувью для концертных выступлений, экзаменов и зачетов. Народные костюмы могут изготавливаться обучающимися самостоятельно в рамках учебных занятий, предусмотренных учебным планом вуза, в этом случае расходные материалы для изготовления костюмов приобретает вуз.

Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, электронно-музыкальным оборудованием (на трех обучающихся - по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети Интернет в объеме не менее 2 часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензированного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестаций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024