Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. N 20462

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 47

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 270200 РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 47

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 270200 РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

    ВПО      - высшее профессиональное образование;

    ООП      - основная образовательная программа;

    ОК       - общекультурные компетенции;

    ПК       - профессиональные компетенции;

    УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

    ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

               профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

Квалификация (степень)

   Нормативный срок  
  освоения ООП (для  
очной формы обучения),
  включая каникулы,  
предоставляемые после
 прохождения итоговой
   государственной   
      аттестации     

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах) 

     код     
в соответствии
  с принятой 
классификацией
     ООП     

наимено-
вание  

ООП        
магистратуры

      68     

магистр

        2 года       

   120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Освоение ООП магистратуры по заочной форме обучения не предусматривается.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:

исследование становления, современного состояния и направленности развития искусственной среды жизнедеятельности человека с целью выявления ее историко-культурной ценности, определения необходимости реконструкции и реставрации объектов культурного наследия;

проектирование реконструкции архитектурной среды для обеспечения комфортной, гармоничной, безопасной жизнедеятельности человека и общества с выявлением и сохранением ее историко-культурной значимости; проектирование реставрации объектов культурного наследия;

научные исследования, их теоретическое осмысление и разработка методологий реконструкции и реставрации архитектурного наследия как сферы знаний и области деятельности;

выполнение коммуникативных функций между заказчиком, органами охраны историко-культурного наследия, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по разъяснению и продвижению проектных решений в сфере реконструкции и реставрации архитектурного наследия;

создание и управление деятельностью проектных организаций в сфере реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия;

административную работу в государственных органах и общественных организациях по охране и использованию историко-культурного наследия;

педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения, изучения и пропаганды ценностей историко-культурного наследия.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются объекты исторической среды жизнедеятельности человека (здания, их комплексы, ансамбли, исторические поселения), процессы их регенерации и приспособления для использования человеком и обществом.

4.3. Магистр по направлению подготовки 270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия подготовки готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектная;

научно-исследовательская;

критическая и экспертная;

коммуникативная;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению 270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области проектной деятельности:

формирование (участие в формировании) концепции и разработка проекта реконструкции сложившейся исторической среды, реставрации объектов культурного наследия;

формирование пакета проектно-строительной документации, выполнение демонстрационных проектных материалов, изготовление исполнительных чертежей;

в области научно-исследовательской деятельности:

сбор и обобщение материала по заданной историко-культурной проблеме, исследование локального объекта наследия и поиск его места в культурном контексте;

составление плана работ, участие (руководство) в предпроектных исследованиях объекта проектирования (сбор архивных материалов, обмеры, фотофиксация, обследование технического состояния и т.п.), разработка гипотезы о первоначальных виде и структуре объекта, о его эволюции на основе анализа предпроектных исследований, подбор аналогов;

в области коммуникативной деятельности:

визуализация, презентация и защита проектных решений и материалов;

оформление и представление академическому и профессиональному сообществам, заказчику и общественности результатов научных исследований;

в области организационно-управленческой деятельности:

планирование, организация и управление работой творческих коллективов, принятие консолидированных решений, руководство совместной работой со специалистами-смежниками;

планирование и экспертиза предпроектных и проектных работ по объектам наследия, рассмотрение заданий на проектирование, мониторингу состояния объектов наследия;

в области критической и экспертной деятельности:

обобщение и анализ опыта разработки и реализации проектов по реконструкции и реставрации архитектурного наследия, подготовка отзывов на проектно-исследовательские предложения и регламентирующие материалы по проектированию, контроль проектной документации и результатов реконструктивно-реставрационных работ;

подготовка заключений и оценка результатов научных исследований и научно-проектных разработок по проблемам сохранения культурного наследия;

в области педагогической деятельности:

осуществление педагогической деятельности в сфере профессионального обучения, пропаганда ценностей историко-культурного наследия.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-2);

готовностью к освоению новых методов исследования, сфер профессиональной деятельности, изменению научного и научно-производственного профиля, готов к социальной мобильности, адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализа своих возможностей (ОК-3);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, разрешать проблемные ситуации (ОК-4);

осознанием социальной значимости своей профессии, обладанием высокой профессиональной ответственностью, пониманием роли архитектора в развитии общества, культуры, науки, демонстрацией инициативности самокритичности лидерских качеств (ОК-5);

готовностью уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, мировому и отечественному наследию, готовностью взять на себя обязательства по его сохранению (ОК-6);

наличием навыков работы с компьютером как средством управления проектной информацией, способностью использовать информационно-компьютерные технологии как инструмент в проектных и научных исследованиях, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способностью самостоятельно и с помощью информационных технологий приобретать новые знания и умения и использовать их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);

готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с целями магистерской программы (ОК-9);

способностью использовать в профессиональной деятельности знания в области новейших тенденций развития современной культуры, основных законов гуманитарных дисциплин, касающихся понимания развития культуры, диалектики эволюции культурных запросов общества (ОК-10);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат, оценивать качество результатов деятельности (ОК-11);

демонстрацией креативности, углубленных теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры, способности применения их в практической, научной и педагогической деятельности (ОК-12).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области проектной деятельности:

способностью разрабатывать и руководить разработкой проектных решений, основанных на исследованиях инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера с применением современных методов и знаний различных дисциплин (ПК-1);

способностью осмысливать и формировать решения в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия путем интеграции соответствующих фундаментальных и прикладных знаний (ПК-2);

способностью эффективно использовать традиционные и современные материалы, конструкции, технологии, инженерные системы при разработке решений по реконструкции и реставрации архитектурного наследия, проводить их экономическое обоснование, дополнительные исследования, связанные с поиском совершенствования экологических, композиционно-художественных, технологических и иных качеств архитектурно-исторической среды (ПК-3);

готовностью использовать теоретические и методические основы реставрации объектов культурного наследия в профессиональной деятельности (ПК-4);

способностью применять приемы и иметь навыки предпроектной и проектной работы в области реконструкции исторически сложившихся объектов и реставрации объектов культурного наследия (ПК-5);

владением технической проблематикой укрепления исторических сооружений и их приспособления к современному использованию (ПК-6);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью проводить комплексные прикладные и фундаментальные исследования и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий (ПК-7);

способностью планировать, решать и руководить решением научно-исследовательских задач, профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских работ, разрабатывать пути их внедрения в процесс проектирования и строительства (ПК-8);

способностью проводить патентный поиск, использовать законодательную базу защиты интеллектуальной собственности (ПК-9);

способностью выявлять и обобщать архитектурно-композиционные, исторические, этнокультурные и другие закономерности формирования особенностей архитектурно-исторической среды (ПК-10);

способностью использовать информационные технологии в научной работе; знать основы источниковедения (ПК-11);

готовностью применять навыки сбора, систематизации, анализа исходной информации для научной работы (ПК-12);

в области коммуникативной деятельности:

способностью на современном уровне оформлять результаты проектных работ и научных исследований с подготовкой презентаций, демонстраций, отчетов, заключений, реферативных обзоров, публикаций и представлением результатов профессиональному и академическому сообществам, органам управления, заказчикам и общественности в сфере охраны наследия (ПК-13);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью применять законодательные и проектно-нормативные документы в области строительства и архитектуры, в области правового регулирования работ, связанные с объектами культурного наследия (ПК-14);

готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами в области проектной деятельности и в области охраны архитектурного наследия; к постановке задач специалистам-смежникам, привлекаемым к решению инженерных проблем реставрации и реконструкции архитектурных произведений прошлого (ПК-15);

знанием структуры и принципов организации управления в сфере охраны, сохранения, использования объектов наследия (ПК-16);

в области критической и экспертной деятельности:

способностью обобщать, анализировать и критически оценивать архитектурные объекты, архитектурно-градостроительные решения, составлять заключения, отзывы и рекомендации по их совершенствованию (ПК-17);

способностью всесторонне анализировать и критически оценивать результаты научных исследований, составлять соответствующие рецензии и отзывы (ПК-18);

в области педагогической деятельности:

способностью к передаче архитектурного опыта и осуществлению педагогической деятельности на различных этапах довузовской, вузовской подготовки и этапах профессиональной переподготовки, готов к пропаганде ценностей историко-культурного наследия (ПК-19).

До поступления в магистратуру обучающийся должен владеть профессиональными компетенциями в объеме программы бакалавриата реконструкции и реставрации архитектурного наследия.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌─────┬──────────────────────────────┬──────────┬─────────────────────┬────────────┐

│ Код │Учебные циклы и проектируемые │Трудо-    │ Перечень дисциплин      Коды   

│ УЦ      результаты их освоения    │емкость      или разработки    │формируемых │

│ ООП │                              │(зачетные │примерных программ, а│компетенций │

                                   │единицы)     также учебников              

                                   │<*>         и учебных пособий             

├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ М.1 │Общенаучный цикл              │ 12 - 15                                  

     ├──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │Базовая часть                   4 - 5   │Методология научных  │ОК-1 - 12  

     │В результате освоения базовой │          │исследований в       │ПК-1 - 19  

     │части цикла обучающийся                 │архитектуре,                    

     │должен:                                 │реконструкции и                 

     │знать:                                  │реставрации                     

     │- философские и                         │архитектурного                  

     │методологические проблемы               │наследия                        

     │современной научной и научно- │                                          

     │творческой деятельности;                │Философские проблемы │           

     │- методологию деятельности и            │архитектурной и                 

     │научных исследований в области│          │реставрационной                 

     │реконструкции и реставрации             │деятельности                    

     │архитектурного наследия;                                                

     │уметь:                                                                  

     │- сопоставлять тенденции                                                

     │развития деятельности в                                                 

     │области реконструкции и                                                 

     │реставрации архитектурного                                              

     │наследия с отношением общества│                                          

     │к наследию, с философскими                                              

     │парадигмами эпохи;                                                      

     │владеть:                                                                

     │- современной источниковой                                              

     │базой философско-                                                       

     │методологических основ научной│                                          

     │и научно-проектной                                                      

     │деятельности.                                                           

     ├──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │Вариативная часть (знания,                                             

     │умения, навыки определяются                                             

     │ООП вуза)                                                               

├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ М.2 │Профессиональный цикл <**>    │ 45 - 48                                  

     ├──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │Базовая часть                 │ 15 - 16  │Проектирование       │ОК-1 - 2   

     │Проектирование и исследования │          │объектов             │ПК-1 - 16  

     │знать:                                  │реконструкции и                 

     │- основы теории и                       │реставрации                     

     │методологические принципы                                               

     │работы с объектами                      │Методология                     

     │архитектурного наследия;                │реконструкции и                 

     │- методические основы анализа │          │реставрации                     

     │исторических архитектурных                                              

     │объектов;                               │Проблемы и методы               

     │уметь:                                  │историко-                       

     │- анализировать и использовать│          │архитектурных                   

     │результаты архивных                     │исследований                    

     │исследований и                                                          

     │архитектуроведческого анализа │          │Архивные исследования│           

     │объектов архитектурного                 │и архитектуро-                  

     │наследия на основе критической│          │ведческий анализ                

     │оценки современных парадигм             │памятников                      

     │методологии реконструкции и                                             

     │реставрации и философских               │Архитектурная                   

     │течений;                                │историография и                 

     │владеть:                                │источниковедение                

     │- методами проведения                                                   

     │прикладных и фундаментальных                                            

     │научных исследований;                                                   

     │- навыками разработки и                                                 

     │руководства разработкой                                                 

     │проектных решений на основе                                             

     │проведения комплексных                                                  

     │исследований;                                                           

     │- комплексом приемов                                                   

     │реконструкции и архитектурного│                                          

     │наследия.                                                               

     ├──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │История и теория                        │Актуальные проблемы  │ОК-1 - 12  

     │знать:                                  │теории реконструкции │ПК-1 - 16  

     │- тенденции развития новейшей │          │и реставрации                   

     │мировой архитектуры в                                                   

     │контексте культуры,                     │История охраны и                

     │современный опыт, основные              │реставрации                     

     │проблемы и направления научных│          │памятников                      

     │исследований;                           │архитектуры                     

     │- философские,                                                          

     │методологические основания и                                            

     │проблемы архитектурной и                                                

     │реставрационной деятельности; │                                          

     │уметь:                                                                  

     │- использовать знания в                                                 

     │области истории для                                                     

     │прогнозирования процессов                                               

     │развития архитектурно-                                                  

     │исторической среды;                                                     

     │- выявлять актуальные проблемы│                                          

     │науки и практики,                                                       

     │разрабатывать теоретически                                              

     │обоснованные решения;                                                   

     │владеть:                                                                

     │- навыками самостоятельной                                              

     │научно-исследовательской                                                

     │деятельности.                                                           

                                                                             

     │Менеджмент, право и этика               │Законодательная и    │ОК-1 - 12  

     │знать: правовые и нормативные │          │нормативная основа   │ПК-1 - 16  

     │документы в области                     │реконструктивной и              

     │строительства и архитектуры,            │реставрационной                 

     │охраны объектов наследия;               │деятельности                    

     │- структуру и принципы                                                  

     │организации управления в сфере│          │Охрана наследия                 

     │охраны наследия;                                                        

     │- принципы и структуру                                                  

     │коллективной проектной работы;│                                          

     │уметь:                                                                  

     │- строить проектную и                                                   

     │административную деятельность │                                          

     │в соответствии с нормами                                                

     │охранного и строительного                                               

     │законодательства, грамотно                                              

     │ставить задачи специалистам                                             

     │смежных дисциплин;                                                      

     │владеть:                                                                

     │- основами коммуникационной                                             

     │деятельности в сфере охраны                                             

     │наследия.                                                               

                                                                             

     │Архитектурная педагогика                │Методология          │ОК-1 - 12  

     │знать:                                  │архитектурного       │ПК-19      

     │- историю архитектурной                 │образования                     

     │педагогики;                                                             

     │- основы теории методологии                                             

     │креативного образования в                                               

     │архитектуре;                                                            

     │- проблемы и перспективы                                                

     │развития архитектурного                                                 

     │образования;                                                            

     │уметь:                                                                  

     │- строить модели и планы                                                

     │учебного процесса;                                                      

     │владеть:                                                                

     │- методами планирования и                                               

     │ведения учебных занятий                                                 

     ├──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │Вариативная часть (знания,                                              

     │умения, навыки определяются                                             

     │ООП вуза)                                                               

├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ М.3 │Практики и научно-                45                         │ОК-1 - 12  

     │исследовательская работа                                     │ПК-1 - 19  

├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ М.4 │Итоговая государственная          15                         │ОК-1 - 12  

     │аттестация                                                   │ПК-1 - 19  

├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┼────────────┤

     │Общая трудоемкость основной      120                                    

     │образовательной программы                                               

└─────┴──────────────────────────────┴──────────┴─────────────────────┴────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

<**> Набор модулей в профессиональном цикле, их дисциплинарное содержание, состав компетенций и объем в зачетных единицах определяется вузом с учетом профиля подготовки магистров.

 

Для организации вариативной части профессионального цикла ООП вуз может использовать кроме содержательного наполнения модулей "Проектирование и исследования", "История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика", также модули "Архитектурно-строительные конструкции, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "Профессиональный язык и средства коммуникации" и циклы "Гуманитарный, социальный и экономический" и "Математический и естественнонаучный".

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

До поступления в магистратуру студент должен владеть профессиональными базовыми компетенциями в объеме программы бакалавриата архитектуры.

Высшие учебные заведения проводят профессиональные вступительные испытания абитуриентам по основополагающим предметам:

теория архитектурной реставрации;

архитектурное реконструктивно-реставрационное проектирование.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП магистратуры с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектной, научно-исследовательской, критической и экспертной, коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В рабочие программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Курсовые проекты/работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.

Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы и рефераты рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям профессионального цикла ("История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика") и циклам: "Общенаучный цикл", "Практика и научно-исследовательская работа", - и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.

При реализации ООП подготовки магистров архитектуры соотношение "преподаватель-студент" должно составлять 1:4.

Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП магистратуры в очной форме обучения составляет 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать курсовое проектирование и практические занятия по следующим модулям базовой части структуры ООП:

проектирование и исследования;

история и теория;

менеджмент, право и этика;

архитектурная педагогика, а также по тем же модулям вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих знаний, умений, владений.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП магистратуры, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП магистратуры вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: научно-проектную, научно-исследовательскую, научно-педагогическую.

Конкретные виды практик определяются ООП магистратуры вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП магистратуры вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, действительные и почетные члены, члены-корреспонденты и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, а также члены Союза архитекторов, Союза художников, Союза дизайнеров, авторы научных монографий и крупных реализованных архитектурно-реставрационных проектов.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство обучающимися осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя обучающимися.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП программа магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной (по согласованию) с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

общую площадь в расчете на 1 студента не менее восьми квадратных метров;

специально оборудованные учебные помещения: лаборатории строительных материалов; лаборатории архитектурно-строительной физики; проектные студии; компьютерные лаборатории и классы; макетные мастерские; залы и студии для художественно-графических, пластических и живописных занятий; выставочные залы.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Доступность для обучающихся, имеющих ноутбуки, к сети Интернет должна быть 100 процентов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования ООП;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечении компетентности преподавательского состава;

регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок могут использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектной, научно-исследовательской, критической и экспертной, коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической).

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Вузом может быть предоставлено право сдачи выпускником государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018