Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2011 г. N 20877

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 44

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035200 ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035200 Изящные искусства (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 44

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035200 ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 035200 Изящные искусства образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

СМИ      - средства массовой информации;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт

           высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

  Наименование 
      ООП      

Квалификация (степень)

    Нормативный   
 срок освоения ООП
 (для очной формы 
обучения), включая
     каникулы,    
  предоставляемые 
 после прохождения
     итоговой     
  государственной 
    аттестации     

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наимено-
вание  

ООП магистратуры

      68     

магистр

      2 года      

  120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) форме могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает деятельность в области искусства, культуры и гуманитарного знания: работу в музеях, художественных галереях и фондах; в академических институтах и других научно-исследовательских институтах; в организациях государственного управления и органах местного самоуправления, а также в других учреждениях; в органах охраны культурного наследия; в экспертно-аналитических центрах; в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля; в средствах массовой информации (включая электронные); образовательных учреждениях Российской Федерации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

историко-художественные процессы в их художественном, культурном, социокультурном, формально-стилевом, семиотическом измерениях и их отражение в произведениях неприкладных и прикладных видов искусства, теории и методологии искусства, эстетических концепциях;

собрания и коллекции произведений искусства;

способы презентации произведений искусства.

4.3. Магистр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

педагогическая;

экспертно-аналитическая;

культурно-просветительская;

организационно-управленческая.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве научного работника, сотрудника музеев, художественных фондов, галерей; преподавателя в системе высшего профессионального образования; эксперта и аналитика; работника средств массовой информации (включая электронные); государственного или муниципального служащего федеральных, региональных, муниципальных и иных органов в сфере культуры, искусства и охраны культурного наследия.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профильной направленностью:

в научно-исследовательской деятельности:

научные исследования в области искусствознания, базирующиеся на применении полученных теоретических и практических знаний;

сбор научной информации в музеях, галереях и художественных фондах, архивах, библиотеках, в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

анализ и интерпретация произведений искусства, опирающиеся на научные концепции;

подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

участие в работе семинаров, конференций и симпозиумов и подготовка публикаций по результатам проводимых научно-исследовательских работ;

в педагогической деятельности:

использование полученных знаний для преподавания в образовательных учреждениях Российской Федерации курсов, связанных с дисциплинами, реализуемых в рамках подготовки бакалавров;

осуществление в преподавании данных курсов следующих основных задач: воспитание уважения к историко-культурным традициям нашей страны, заботы о сохранении отечественного и мирового художественного наследия; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях истории и теории искусства в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение методами историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания, умениями работать с различными источниками по истории и теории искусства (по видам);

в культурно-просветительской деятельности:

информационное и проектное обеспечение историко-культурных, искусствоведческих и художественных аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности:

подготовка и обработка информации для обеспечения информационно-аналитической, практической деятельности аналитических и экспертных центров, общественных и государственных организаций и средств массовой информации;

в организационно-управленческой деятельности:

работа в государственных органах федерального, регионального уровня, органах местного самоуправления в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия;

подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

работа с базами данных и информационными системами в сфере культуры и искусства.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к гражданской активности, заинтересованности и сопричастности к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам; проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности; оценке научных данных и других результатов деятельности искусствоведа с позиций общего и профессионального мировоззрения (ОК-1);

способностью и готовностью к социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм (ОК-2);

способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-3);

способностью и готовностью к принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия (ОК-4);

способностью и готовностью к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности и информатизации (ОК-5);

способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации художественно-эстетической деятельности человека (ОК-6);

способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ОК-7);

способностью и готовностью к пропаганде художественных, искусствоведческих знаний среди населения с целью повышения уровня художественной культуры общества (ОК-8);

способностью и готовностью к культуре мышления, обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-9).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);

способностью и готовностью к участию в проведении художественно-эстетических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях искусствознания (ПК-2);

способностью и готовностью к применению стандартизованных искусствоведческих технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-3);

способностью и готовностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области искусствознания (ПК-4);

способностью и готовностью к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-5);

способностью и готовностью к выявлению специфики творческого функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, его принадлежности к этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);

способностью и готовностью к диагностике и характеристике творческих процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов (ПК-7);

способностью и готовностью к оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательно и мотивационно-волевой сферы, творческих способностей личности (ПК-8).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл,

профессиональный цикл

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа,

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌────┬──────────────────────────────┬────────┬───────────────────┬────────┐

│Код │   Учебные циклы, разделы и   │Трудоем-│Перечень дисциплин │Коды   

│ УЦ │ проектируемые результаты их  │кость     для разработки   │формиру-│

│ООП │           освоения           │(зачет- │примерных программ,│емых   

                                  │ные     │учебников и учебных│компе- 

                                  │единицы)│      пособий      │тенций 

                                  │<*>                                

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

│М.1 │Общенаучный цикл                 34                             

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

    │Базовая часть                    20   │Философия и        │ОК-1   

    │В результате изучения базовой │        │методология науки  │ОК-2   

    │части данного модуля             15   │об искусстве       │ОК-5   

    │обучающийся должен:                   │Информационные     │ОК-7   

    │знать:                                │технологии в       │ОК-9   

    │понимать и глубоко осмысливать│        │искусстве          │ПК-1   

    │философские концепции науки,      5                      │ПК-2   

    │место гуманитарных и                                     │ПК-4   

    │социальных наук в выработке                              │ПК-7   

    │научного мировоззрения;                                  │ПК-9   

    │современные компьютерные                                        

    │технологии, применяемые при                                     

    │сборе, хранении, обработке,                                     

    │анализе информации по истории │                                 

    │искусства;                                                      

    │уметь:                                                          

    │совершенствовать и развивать                                    

    │свой интеллектуальный уровень,│                                  

    │уметь адаптироваться к                                          

    │изменению профиля                                               

    │деятельности; уметь применять │                                  

    │в практической деятельности                                     

    │основы правовых знаний;                                         

    │самостоятельно использовать                                     

    │современные компьютерные                                        

    │технологии для решения научно-│                                  

    │исследовательских и                                             

    │производственно-                                                

    │технологических задач                                           

    │профессиональной деятельности;│                                  

    │владеть:                                                        

    │основами методологии научного │                                  

    │познания при изучении проблем │                                  

    │истории и теории искусства;                                     

    │навыками самостоятельно                                         

    │приобретать с помощью                                           

    │информационных технологий                                       

    │новые знания и умения, в том                                    

    │числе в новых областях знаний.│                                  

    ├──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

    │Вариативная часть                14   │Эстетика                  

    │(знания, умения, навыки               │Психология                

    │определяются ООП вуза)                │искусства                 

                                          │Педагогика                 

                                          │художественного           

                                          │творчества                

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

│М.2 │Профессиональный цикл            40                             

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

    │Базовая (общепрофессиональная)│   28                             

    │часть                                 │Междисциплинарные  │ОК-1   

    │В результате изучения базовой │        │подходы в          │ОК-2   

    │части цикла обучающийся               │современной истории│ОК-3   

    │должен:                               │и теории искусства │ОК-6   

    │знать:                                │(по видам)         │ОК-7   

    │современные подходы к                                    │ОК-9   

    │изучению процессов развития                              │ПК-1   

    │истории и теории искусства с                             │ПК-2   

    │учетом специфики стилевых,                               │ПК-3   

    │формально-образных,                                      │ПК-4   

    │семантических, социальных и                             │ПК-5   

    │т.д. аспектов их развития;                               │ПК-6   

    │уметь использовать                                       │ПК-8   

    │фундаментальные и прикладные                                    

    │знания по истории и теории                                      

    │искусства в сфере                                               

    │профессиональной деятельности;│                                  

    │владеть навыками анализа                                        

    │методологических подходов,                                      

    │развиваемых различными                                          

    │историографическими школами.                                    

    ├──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

    │Вариативная часть                12   │Формирование              

    │(знания, умения, навыки               │художественного           

    │определяются ООП вуза)                │образа (по видам          

                                          │искусств)                 

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

│М.3 │Практики и научно-               46                      │ОК-5   

    │исследовательская работа                                 │ОК-9   

    │Практика по видам деятельности│   3                       │ПК-1   

    │Научно-исследовательская         15                      │ПК-2   

    │работа                                                   │ПК-3   

                                                             │ПК-9   

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

│М.4 │Итоговая государственная        5,5                      │ОК-1   

    │аттестация                                               │ОК-9   

                                                             │ПК-1   

                                                             │ПК-2   

                                                             │ПК-3   

                                                             │ПК-4   

                                                             │ПК-7   

├────┼──────────────────────────────┼────────┼───────────────────┼────────┤

    │Общая трудоемкость ООП          120                             

└────┴──────────────────────────────┴────────┴───────────────────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, экспертно-аналитической, культурно-просветительской, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составляет до 18 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в частности, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философии и методологии науки об искусстве, информационных технологий в искусстве; иностранного языка (в зависимости от специфики магистерской программы), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами определяются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе публичной защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение с целью оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Возможна корректировка плана проведения научно-исследовательских работ на основе промежуточных отчетов.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла желательно привлечение не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также почетные звания (Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации), при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые и (или) почетные звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, оснащенные современным оборудованием для прохождения научно-исследовательской практики и выполнения научно-исследовательской работы по теме магистерской программы. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - курсовому проектированию и выпускной квалификационной работе, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Компьютерное время на одного обучающегося должно составлять не менее чем шесть часов в неделю.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Должно быть обеспечено введение инновационных образовательных технологий и оценочных средств, адекватных современным требованиям компетентностного подхода.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

Фонды оценочных средств должны включать междисциплинарные вопросы, ситуационные задачи, задания со сравнительной оценкой и обоснованием выбора средств исследования и другие, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций и оценить готовность выпускников к профессиональной деятельности. Необходимо также оценивать способность к творческой деятельности и поиску новых решений, ставя перед обучающимися нестандартные ситуационные задачи.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирования обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей, работодателей.

8.4. Обучающимся и представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач истории и теории искусства или ее научно-практических приложений:

составление библиографических и историографических обзоров по теме исследования;

формирование и анализ источниковедческой базы, необходимой для достижения цели исследования;

выделение ключевой для проводимого исследования проблематики и определение цели, задач, структуры и методологии исследования;

обобщение и систематизация результатов научно-исследовательской работы.

Также в зависимости от вида проводимой работы должны решаться следующие специальные задачи:

получение результатов, обобщений и выводов, имеющих перспективы научного развития;

проведение исследований и самостоятельный анализ получаемой информации с использованием современных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно выявлять проблему, ставить и решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018