Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. N 20459

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 43

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035100 ТЕЛЕВИДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035100 Телевидение (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 43

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035100 ТЕЛЕВИДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035100 Телевидение всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень) 

Нормативный срок
  освоения ООП  
(для очной формы
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

ООП          
бакалавриата 

      62     

  бакалавр 

     4 года     

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 035100 Телевидение осуществляется в сфере массовой информации и коммуникации: в организациях и на предприятиях, обеспечивающих телевещание и производство телепередач (телевизионные каналы, производящие и вещательные телекомпании - эфирные, спутниковые, кабельные, интернет-компании); телерадиокомпании и холдинги, радиовещательные компании, продюсерские фирмы, кинокомпании, киностудии, компании по производству аудио- и видеорекламы); в средствах массовой информации (газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ, организации и компании, производящие, распространяющие, архивирующие и изучающие информацию вообще и фото-, видео- и кинопродукцию в особенности); а также в смежных информационно-коммуникативных структурах (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства, органы управления теле-, радио- и интернет-вещанием, телекоммуникационные предприятия и компании, научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения, государственные и коммерческие организации, работающие с производством и распространением информации вообще и видеопродукции в особенности).

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035100 Телевидение являются:

различные типы телевизионных продуктов (телевизионных передач и телевизионных фильмов) как мультимедийных объектов, включающих текстовые, аудио- и видеокомпоненты, предназначенных для массового распространения с помощью технических средств телевизионного вещания;

телевидение как особый вид современной массовой коммуникации;

специфические телевизионные технологии и система художественных средств телевидения как вида искусства;

тексты публицистического характера, предназначенные для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 035100 Телевидение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

прикладная (например, репортерская, комментаторская, дикторская, модераторская, сценаристская, редакторская, режиссерская, исполнительская, операторская) в организациях и на предприятиях, осуществляющих телевещание и производство телевизионных продуктов, в средствах массовой информации и смежных информационно-коммуникационных структурах;

научно-исследовательская и педагогическая в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;

организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 035100 Телевидение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

прикладная деятельность:

создание в составе авторского коллектива (съемочной группы) телевизионных передач и телевизионных фильмов различных жанров с применением соответствующих художественных и технических средств;

участие (например, в качестве диктора, ведущего, комментатора, оператора, режиссера) в публичном показе данных передач и фильмов по телевидению в записи или в прямом эфире;

доработка и обработка (например, анализ, редактирование, трансформация, систематизирование, проверка достоверности) содержания и формы данных передач и фильмов;

подготовка текстовых информационных и публицистических материалов (например, репортажей, интервью, комментариев на актуальные темы), предназначенных для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации; создание и поддержка соответствующих баз данных;

продюсирование телевизионных продуктов различного типа (обеспечение финансирования, создания и продвижения телевизионных передач и фильмов);

научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

локальные исследования в области истории телевидения как средства массовой коммуникации и как вида искусства с применением полученных теоретических и практических знаний;

участие в дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;

проведение учебных занятий по тематике, связанной с областью профессиональной деятельности;

организационно-управленческая деятельность:

подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса;

руководство процессом создания на основе стандартных методик различных продуктов телепроизводства, согласование деятельности участников процесса их подготовки и трансляции.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к системному мышлению, выделению устойчивых взаимосвязей между явлениями действительности, к анализу и синтезу информации, осознанному и ответственному выбору гносеологических и этических идеалов, а также эстетических предпочтений (ОК-1);

способностью к самосовершенствованию, умением критиковать и воспринимать критику, наличием активной, ответственной нравственной и гражданской позиции (ОК-2);

способностью приводить собственное поведение и профессиональную деятельность в соответствие с общественными моральными и правовыми нормами, умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-3);

умением использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, базовые знания в различных сферах функционирования социума (например: политики, экономики, науки, культуры) в профессиональной деятельности (ОК-4);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способностью принимать организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);

осознанием социальной значимости своей профессии, высокой мотивацией к профессиональной деятельности, стремлением к повышению квалификации и мастерства (ОК-7);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-8);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владением навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-10);

способностью быть активным и ответственным носителем, хранителем и продолжателем отечественных национально-культурных традиций (ОК-11);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания, укрепления здоровья и готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

знанием специфики, истории и перспектив развития телевидения как одного из средств современной коммуникации и как особого вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте; особенностей и специфики тележурналистики (новостной, проблемно-аналитической, расследовательской, художественно-публицистической) (ПК-1);

пониманием социальной роли телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод (ПК-2);

пониманием процесса создания и распространения различных продуктов телепроизводства как многоаспектной индивидуальной и коллективной деятельности (ПК-3);

готовностью к повседневному открытому многоуровневому коммуникативному взаимодействию, свободным владением различными видами информационно-коммуникативного воздействия, способностью к неискажающему преобразованию исходной информации и владением навыками информационной борьбы (ПК-4);

свободным владением нормами и ресурсными возможностями русского литературного языка, различными формами речевого поведения и общения, нормами русского речевого этикета (ПК-5);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в прикладной деятельности:

умением создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовый, аудио-, видео- или интернет-материал, предназначенный для телевещания и распространения в средствах массовой информации; приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми на телевидении и в средствах массовой информации разных типов (ПК-6);

владением специальными навыками трансляции и выведения информационного материала в эфир, в том числе работы в качестве диктора и ведущего эфира (ПК-7);

владением основными формами, средствами и методами режиссерской работы, в том числе умением определять общую концепцию телепередач и телефильмов, разрабатывать режиссерский сценарий и на его основе осуществлять создание, предэфирную подготовку и выход в эфир различных продуктов телепроизводства, руководить их монтажом, участвовать в создании их музыкального ряда (ПК-8);

владением операторским искусством как средством воплощения авторского и режиссерского замыслов, включая способность участвовать в работе операторской группы, ведущей телевизионную съемку, и при необходимости организовывать ее работу (ПК-9);

способностью обеспечивать в качестве продюсера необходимые финансово-экономические, административные, рекламные и культурно-конъюнктурные условия для создания и распространения различных продуктов телепроизводства (ПК-10);

способностью организовывать и проводить на должном художественном и техническом уровне различного вида монтаж с разной степенью трансформации исходного телематериала (ПК-11);

владением современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении, в радиовещании, в средствах массовой информации интернета и мобильных медиа; знание актуальных тенденций компьютерного дизайна и инфографики, интернет-вещания (ПК-12);

в научно-исследовательской и педагогической деятельности:

способностью применять полученные знания в области журналистики, теории коммуникации, истории телевидения, способов производства и распространения телепродукции в собственной исследовательской деятельности (ПК-13);

владением навыками участия в дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-14);

владением навыками культурно-просветительского и организационного воздействия на аудиторию при проведении учебных занятий по тематике, связанной с областью профессиональной деятельности (ПК-15);

в организационно-управленческой деятельности:

умением организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, включающий: владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность осуществлять скоординированное творческое взаимодействие участников процесса создания и распространения различных продуктов телепроизводства (ПК-16);

владением базовыми методами и приемами современного менеджмента, основными навыками финансово-проектного и административного обеспечения телевизионного процесса (ПК-17).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебные и производственные практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть общепрофессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌─────┬──────────────────────────┬─────────┬──────────────────────┬───────┐

│ Код │     Учебные циклы и      │Трудоем- │Перечень дисциплин для│Коды  

│ УЦ  │ проектируемые результаты │кость    │ разработки примерных │форми- │

│ ООП │       их освоения        │(зачетные│  программ, а также   │руемых │

                               │ единицы)│ учебников и учебных  │компе- │

                               │<*>             пособий        │тенций │

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.1  │Гуманитарный, социальный и│ 48 - 52 │                            

     │экономический цикл                                             

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Базовая часть             │ 24 - 26 │                            

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │В результате изучения              │История               │ОК-1  

     │базовой части цикла                │Философия             │ОК-2  

     │студент должен:                    │Иностранный язык      │ОК-3  

     │знать: основные категории │         │Культурология         │ОК-4  

     │и понятия философии,               │Менеджмент в сфере СМИ│ОК-5  

     │истории, культурологии,            │Правовые основы       │ОК-6  

     │менеджмента и права; иметь│         │деятельности СМИ      │ОК-7  

     │представления об основных │                               │ОК-10 

     │закономерностях                                          │ОК-11 

     │функционирования социума; │                               │ПК-2  

     │этапах его исторического                                 │ПК-13 

     │развития; способах                                       │ПК-14 

     │управления социально-                                    │ПК-15 

     │экономическими процессами │                               │ПК-16 

     │и трудовыми коллективами, │                               │ПК-17 

     │путях сохранения и                                             

     │развития отечественных                                         

     │национально-культурных                                         

     │традиций;                                                      

     │уметь: использовать                                            

     │основные положения и                                           

     │методы гуманитарных и                                          

     │социально-экономических                                        

     │наук в профессиональной                                        

     │деятельности;                                                  

     │владеть: навыками                                              

     │системного мышления,                                           

     │анализа и обобщения                                            

     │информации, постановки                                         

     │цели и выбора путей ее                                         

     │достижения; навыками                                           

     │использования иностранного│                                     

     │языка в сфере                                                  

     │профессиональной                                               

     │коммуникации.                                                  

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Вариативная часть (знания,│                                     

     │умения, навыки                                                 

     │определяются ООП вуза)                                         

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.2  │Общепрофессиональный цикл │ 70 - 76 │                            

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Базовая часть             │ 36 - 38 │                            

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │В результате изучения              │Информационные        │ОК-8  

     │базовой части цикла                │технологии на         │ОК-9  

     │студент должен:                    │телевидении и в СМИ   │ОК-12 

     │знать: основные понятия и │         │Безопасность          │ПК-1  

     │термины наук о языке и             │жизнедеятельности     │ПК-2  

     │литературе, основные этапы│         │Введение в            │ПК-3  

     │истории русской и                  │литературоведение     │ПК-4  

     │зарубежной литературы и            │История русской       │ПК-5  

     │кинематографии;                    │литературы                  

     │понимать сущность и                │История зарубежной          

     │значение информации в              │литературы                  

     │развитии современного              │Современный русский         

     │информационного общества; │         │язык                        

     │уметь: использовать                │Стилистика и                

     │основные методы защиты             │литературное                

     │производственного                  │редактирование              

     │персонала и населения от           │История зарубежного         

     │последствий аварий,                │и отечественного кино │      

     │катастроф, стихийных                                           

     │бедствий;                                                      

     │владеть: основными                                             

     │методами, способами и                                          

     │средствами получения,                                          

     │хранения, переработки                                          

     │информации, навыками                                           

     │работы с компьютером как                                       

     │средством управления                                           

     │информацией; навыками                                          

     │работы с информацией в                                         

     │глобальных компьютерных                                        

     │сетях; нормами и                                               

     │ресурсными возможностями                                       

     │русского литературного                                         

     │языка, различными формами │                                     

     │речевого поведения и                                           

     │общения, нормами русского │                                     

     │речевого этикета.                                              

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Вариативная часть (знания,│                                     

     │умения, навыки                                                 

     │определяются ООП вуза)                                         

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.3  │Профессиональный цикл     │94 - 100 │                            

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Базовая часть             │ 46 - 50 │                            

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │В результате изучения              │История русской       │ОК-1  

     │базовой части цикла                │журналистики          │ОК-2  

     │студент должен:                    │История зарубежной    │ОК-3  

     │знать: специфику, основные│         │журналистики          │ОК-5  

     │этапы истории и                    │История отечественного│ОК-6  

     │перспективы развития               │телевидения           │ОК-7  

     │телевидения, историю и             │Техника и технология  │ОК-11 

     │специфику отечественной и │         │аудиовизуальных       │ПК-1  

     │зарубежной                         │средств массовой      │ПК-2  

     │тележурналистики, понимать│         │информации            │ПК-3  

     │социальную роль                    │Теория и практика     │ПК-4  

     │телевидения, механизмы его│         │современной           │ПК-5  

     │влияния на общественное            │телевизионной         │ПК-6  

     │сознание;                          │журналистики          │ПК-7  

     │уметь: создавать,                  │Основы актерского     │ПК-8  

     │редактировать,                     │мастерства            │ПК-9  

     │трансформировать и                 │Основы телережиссуры  │ПК-10 

     │оценивать текстовый,               │Основы продюсирования │ПК-11 

     │аудио-, видео- или                 │Основы сценарного дела│ПК-12 

     │интернет-материал,                 │Основы мастерства     │ПК-13 

     │предназначенный для                │телеведущего          │ПК-14 

     │телевещания;                       │Основы операторского  │ПК-15 

     │владеть: различными видами│         │дела                  │ПК-16 

     │информационно-                     │Основы режиссуры      │ПК-17 

     │коммуникативного                   │монтажа                     

     │воздействия;                       │Основы компьютерной         

     │специальными навыками              │графики                     

     │трансляции и выведения             │Основы фотодела             

     │информационного материала │                                     

     │в эфир; основными навыками│                                     

     │сценаристской,                                                 

     │режиссерской,                                                  

     │операторской, дикторской, │                                     

     │монтажной, продюсерской                                        

     │работы; основами                                               

     │актерского мастерства;                                         

     │современной технической                                        

     │базой и новейшими                                              

     │цифровыми технологиями,                                        

     │применяемыми на                                                

     │телевидении.                                                   

     ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Вариативная часть (знания,│                                     

     │умения, навыки                                                 

     │определяются ООП вуза)                                         

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.4  │Физическая культура           2                          │ОК-13 

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.5  │Учебные и производственные│ 8 - 10                        │ОК-2  

     │практики                                                 │ОК-3  

     │(практические умения и                                   │ОК-4  

     │навыки определяются ООП                                  │ОК-5  

     │вуза)                                                    │ОК-6  

                                                              │ОК-8  

                                                              │ОК-9  

                                                              │ПК-3  

                                                              │ПК-4  

                                                              │ПК-6  

                                                              │ПК-7  

                                                              │ПК-8  

                                                              │ПК-9  

                                                              │ПК-10 

                                                              │ПК-11 

                                                              │ПК-12 

                                                              │ПК-16 

                                                              │ПК-17 

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

│Б.6  │Итоговая государственная     12                          │ОК-1  

     │аттестация                                               │ОК-2  

                                                              │ОК-3  

                                                              │ОК-8  

                                                              │ОК-9  

                                                              │ОК-10 

                                                              │ОК-11 

                                                              │ПК-1  

                                                             │ПК-2  

                                                              │ПК-3  

                                                              │ПК-4  

                                                              │ПК-5  

                                                              │ПК-6  

                                                              │ПК-7  

                                                              │ПК-8  

                                                              │ПК-9  

                                                              │ПК-10 

                                                              │ПК-11 

                                                              │ПК-12 

                                                              │ПК-13 

                                                              │ПК-14 

                                                              │ПК-15 

                                                              │ПК-16 

                                                              │ПК-17 

├─────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────────┼───────┤

     │Общая трудоемкость           240                               

     │основной образовательной                                       

     │программы                                                      

└─────┴──────────────────────────┴─────────┴──────────────────────┴───────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.

Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информационных технологий, стилистики и литературного редактирования, русского и иностранного языков, основ актерского мастерства, телережиссуры, продюсирования, сценарного дела, мастерства телеведущего, операторского дела, режиссуры монтажа, компьютерной графики и фотодела, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП бакалавра телевидения, как правило, предусматриваются следующие виды практик:

учебные, формирующие умения и навыки подготовки видеосюжета (полный цикл - от съемки до монтажа) с использованием всех необходимых технических средств;

производственные (например, режиссерская, операторская, редакторская).

Конкретные виды учебных и производственных практик, продолжительность отдельных видов практик и сроки их проведения определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности устанавливаются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета студента о прохождении практики. Форма отчета устанавливается вузом. По результатам практики выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной и производственной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможности:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступать с докладами на конференциях, различных научных и общественных мероприятиях.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 30 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. К преподаванию привлекаются лица, имеющие государственные почетные звания, почетные звания в области кино, телевидения, искусства и культуры (Заслуженного или Народного артиста, Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного или Народного художника СССР, России), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и национальных премий в соответствующей профессиональной сфере.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебных должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;

помещения для самостоятельной работы студентов, оснащенные компьютерной техникой с подключением к Интернету;

научную библиотеку с читальным залом;

отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий: видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи учебных занятий; компьютерный класс с не менее чем 10 рабочими местами с возможностью выхода в Интернет;

телевизионную студию (помещение, предназначенное для телевизионных съемок) со следующим комплектом оборудования:

1. Студийные камеры вещательного качества (HD или SD) с блоками камерных каналов, воспроизводящие и записывающие устройства (видеомагнитофоны, видеосерверы), видеомикшеры или матричный коммутатор, устройства синхронизации и коррекции внешних источников, система внутренней синхронизации, контрольно-измерительное оборудование (осциллографы, вектроскопы), устройства контроля видеоизображения (мониторы, сплиттеры), устройства графического оформления эфира, телесуфлер, звуковой пульт, устройства контроля звука (аудиомониторы, индикаторы уровня), устройства динамической обработки звука, система озвучивания студии, система внутренней связи Intercom, проводные и беспроводные микрофонные системы, ручные микрофоны, петличные микрофоны, микрофоны-пушки, осветительное оборудование в необходимом количестве и удовлетворяющее всем техническим требованиям, предъявляемым к помещению студии, для обеспечения всех видов студийных работ; в случае осуществления прямых эфиров - минимальная система резервирования видео- и звукового тракта;

2. Тележурналистский комплект, включающий мобильные камеры ТЖК (HD или SD) вещательного качества, укомплектованные штативом, накамерным светом, радио- или проводными микрофонами, климатической защитой (сезонные чехлы), транспортные кофры;

3. Монтажную студию нелинейного монтажа HD или SD формата, внешние устройства чтения/воспроизведения (магнитофоны, картридеры);

при осуществлении обучения по профилю "фоторепортер" - фотостудию, содержащую осветительные приборы, лампы накаливания, вспышки импульсного света, фоны, фотоаппаратуру, компьютеры, программное обеспечение, проектор, экран, лестницы, фотостол для предметной съемки;

аудиторию, оснащенную профессиональным проекционным видеооборудованием (плазменная панель, видеопроектор, DVD-рекордер);

оборудование, обеспечивающее доступ к российским и международным спутниковым или кабельным каналам;

при осуществлении обучения по профилю "радиовещание" необходима радиостудия со следующим комплексом оборудования:

1. Аппаратная вещания: пульт вещательный, станция автоматизированного вещания, устройство динамической обработки звука, устройства воспроизведения (проигрыватели компакт-дисков, мини-дисков, кассет и прочих магнитных носителей), телефон-гибрид, устройства контроля звука (аудиомониторы, индикаторы уровня), микрофоны;

2. Production студия, студия записи: звуковой микшерный пульт, цифровая многоканальная станция записи, устройство динамической обработки звука, устройство воспроизведения и записи (проигрыватели компакт-дисков, мини-дисков, кассет и прочих магнитных носителей), устройства контроля звука (аудиомониторы, индикаторы уровня), микрофоны, процессор эффектов, станция формирования музыкальных плей-листов (музыкальный ротатор), рабочее место редактора, рабочее место продюсера, сетевое и серверное оборудование proxy-сервер;

3. Аппаратная монтажная: пульт микшерный, станция монтажа, активная акустическая система;

4. Служба планирования: станция планирования вещания, станция формирования музыкальных плей-листов (музыкальный ротатор);

5. Информационная служба: станция приема новостей, рабочее место редактора, рабочее место продюсера;

6. Сетевое и серверное оборудование: звуковой сервер, Proxy-сервер, сервер электронной почты, станция записи с эфира.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Доступность к сети Интернет в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять студентов.

Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018