Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 марта 2011 г. N 20337

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 14 января 2011 г. N 8

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 071003 СКУЛЬПТУРА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071003 Скульптура (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 14 января 2011 г. N 8

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 071003 СКУЛЬПТУРА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 071003 Скульптура образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

ПСК      - профессионально-специализированные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица составляет 36 академических часов.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
     ООП   

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах) 

     код в    
соответствии с
   принятой   
классификацией
      ООП     

наименование

ООП        
подготовки 
специалиста

      65      

 специалист

      6 лет     

   360 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Заочная форма обучения, а также экстернат по указанному направлению подготовки (специальности) не предусмотрены.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает:

культурную и социальную среду общества,

изобразительное искусство и скульптуру,

пространственную среду и монументальную скульптуру,

музейную деятельность и реставрационные работы,

архитектурное пространство и скульптуру,

культурное просветительство,

систему художественного образования и художественно-эстетического воспитания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

окружающая пространственная среда (естественная, проектируемая, искусственно созданная);

памятники архитектуры, архитектурная среда;

процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества;

авторы произведений искусств и их творчество;

авторские произведения искусства в области скульптуры (их создание и последующее бытование в социальной среде);

памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения;

процессы социальной жизни общества и их влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства;

обучающиеся изобразительному искусству и процесс обучения определенным видам деятельности в сфере изобразительного искусства и скульптуры;

обучающиеся в системе профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;

процессы функционирования творческих союзов и объединений, государственных, общественных и коммерческих организаций, способствующих созданию и распространению продуктов творчества;

процессы научного изучения искусства и художественной критики;

музейная и издательская сферы, средства массовой информации;

процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства;

процессы художественного бизнеса;

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071003 Скульптура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческой;

педагогической;

научно-исследовательской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071003 Скульптура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области художественно-творческой деятельности:

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области скульптуры, монументального искусства (на различных объектах деятельности);

работа на высоком профессиональном уровне при создании авторских художественных произведений в области скульптуры;

работа во взаимодействии с работодателями, заказчиками, соавторами, исполнителями в пространстве решения единых задач и единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;

в области педагогической деятельности:

преподавание основ изобразительного искусства, скульптуры и смежных с ними вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки;

осуществлять функции современного квалифицированного педагога - наставника, на высоком педагогическом и научно-методическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося различным дисциплинам и видам творчества в области изобразительного искусства;

планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, проектировать, разрабатывать и реализовывать типовые мероприятия, внедрять авторские, инновационные технологии обучения и воспитания;

формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции;

формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства;

соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения;

соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе и во время прохождения производственной практики;

повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО;

в области научно-исследовательской деятельности:

проводить научные и методические исследования и разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности;

собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений, связанных с профессиональной деятельностью;

вести библиографическую и исследовательскую работу с привлечением современных информационных технологий;

участвовать во внедрении результатов исследований и разработок во всех видах профессиональной деятельности;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, научных статей;

в области художественно-просветительской деятельности:

формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;

содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере изобразительного искусства и скульптуры с целью распространения соответствующих знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;

проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;

содействовать сохранению и наращиванию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности педагогического, научного и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере изобразительного искусства и скульптуры;

способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции изобразительного искусства и скульптуры;

реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии художественно-эстетического обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций;

содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений художественной практики.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

5.1. Выпускник по специальности должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе овладения целостной системой естественнонаучных, экономических, гуманитарных и культурно-исторических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, современной общественной жизни, развитии науки, культуры и искусства (ОК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической и культурной жизни общества (ОК-2);

способностью формировать и демонстрировать свою активную гражданскую и творческую позицию во всех видах своей деятельности, уметь профессионально, аргументировано излагать ее как в устной, так и в письменной форме (ОК-4);

способностью интегрироваться в современном обществе, иметь нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-7);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

способностью самостоятельного развития профессиональных компетенций (ОК-10);

способностью использовать средства самостоятельного, правильно обоснованного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью принимать активное участие в профессионально-общественных видах деятельности и работе творческих организаций и объединений; способностью работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывать цену ошибки, вести обучение и оказывать профессиональную помощь сотрудникам (ОК-12);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных технологий (ПК-13);

способностью постоянно совершенствовать знание и владение русским языком и искусством речи, способностью применять эти знания в повседневной практике и творческой деятельности (ОК-14);

способностью постоянно совершенствовать знание иностранных языков как средства активной коммуникации в современном обществе, в том числе для возможности ознакомления с первоисточниками в области профессиональной деятельности, культуры и изобразительного искусства, для расширения сферы профессиональной и творческой деятельности (ОК-15);

5.2. Выпускник по специальности 071003 Скульптура в процессе освоения ООП на базе приобретенных знаний и навыков должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области художественно-творческой деятельности:

способностью демонстрировать свободное владение выразительными средствами в области изобразительного искусства и скульптуры (рисунок, лепка, графика), способностью свободно владеть техниками и технологиями в области скульптуры (станковой, монументальной, декоративной скульптуры и мелкой пластики), проявлять креативность композиционного мышления (ПК-1);

способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства и скульптуры, используя умение собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел изобразительными средствами (ПК-2);

способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-3);

способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве, на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-4);

способностью применять полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории изобразительного искусства, материальной культуры, знание художественных материалов, техник и технологий, используемых в творческом процессе художника-скульптора (ПК-5);

способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной скульптуры, архитектуры, живописи, графики, процессов формирования и исторического развития основных стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в области искусства (ПК-6);

способностью использовать на практике знания художественных стилей скульптуры, принципов взаимодействия ландшафтного и архитектурного пространства и скульптуры; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в ландшафтном и архитектурном пространстве средствами монументальной, станковой, декоративной скульптуры (ПК-7);

способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве (ПК-8);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при создании образного строя станковой скульптуры или монументального ансамбля, при изучении образцов и копировании произведений скульптуры (ПК-9);

способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-10);

способностью знать методику и выполнять работы по переводу эскиза или масштабной модели скульптуры в размер оригинала, использовать на практике знания основных методик перевода скульптуры в твердые материалы и технику проведения реставрационных работ произведений скульптуры (ПК-11);

знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей (ПК-12);

способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино (ПК-13);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-14);

знанием исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений в области скульптуры и искусства, проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности (ПК-15);

способностью проявлять высокое профессиональное мастерство во всех видах творческой и исполнительской деятельности, работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности в области создания монументального ансамбля или станковой скульптуры (ПК-16);

способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе в обществе (ПК-17);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы (ПК-18);

способностью понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на культурное развитие общества в зависимости от национально-исторических особенностей (ПК-19);

способностью учитывать в анализе явлений искусства политические, социальные, собственно культурные и экономические факторы (ПК-20);

способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ и оценку явлений изобразительного искусства, монументальных ансамблей и произведений скульптуры (ПК-21);

способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере изобразительного искусства и скульптуры (ПК-22);

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать основы рисунка и скульптуры и смежные с ними вспомогательные дисциплины в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов данного направления (ПК-23);

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и/или практическим дисциплинам в области изобразительного искусства и скульптуры, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПК-24);

способность использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства и скульптуры (ПК-25);

способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними пластическую задачу в учебном или творческом задании, умение на практике показать и исправить их ошибки; способностью обучить учащихся практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-скульптора (ПК-26);

способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства и скульптуры, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-27);

способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПК-28);

способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства (ПК-29);

способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры, изобразительного искусства и всех видов скульптурного творчества (ПК-30);

способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества; проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции (ПК-31);

способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов в обществе и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников-скульпторов (ПК-32);

способностью к осуществлению художественно-просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владение методами пропаганды достижений в области культуры и искусства (ПК-33).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный и социальный цикл;

цикл мировой художественной культуры;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования.

Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки специалиста

 

┌────┬─────────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬──────┐

│Код │  Учебные циклы и проектируемые  │Трудоем- │    Перечень     │Код  

│ УЦ │     результаты их освоения      │кость      дисциплин для  │форми-│

│ООП │                                 │(зачетные│   разработки    │руемых│

                                     │единицы) │    примерных    │компе-│

                                     │<*>          программ,    │тенций│

                                                 учебников и        

                                              │ учебных пособий │     

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.1 │Гуманитарный, социальный и       │ 50 - 54 │                      

    │экономический цикл                                              

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Базовая часть                    │ 30 - 35 │                      

    │(общая для всех специализаций)                                  

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │В результате изучения дисциплин           │История          │ОК-1 

    │базовой части модуля обучающийся │                          │ОК-2 

    │должен:                                   │Философия        │ОК-3 

    │знать: основные события, факты и │                          │ОК-4 

    │даты отечественной истории, имена│         │Правоведение     │ОК-5 

    │исторических деятелей, движущие                            │ОК-7 

    │силы и закономерности                     │Экономика        │ОК-8 

    │исторического процесса,                                    │ОК-11 │

    │политические организации                  │Психология и     │ОК-12 │

    │общества, место личности в                │педагогика       │ОК-13 │

    │историческом процессе; основы                              │ОК-14 │

    │научных знаний о философских и            │Русский язык и   │ОК-15 │

    │религиозных картинах мироздания, │         │культура речи    │ПК-1 

    │сущности, назначении и смысле                              │ПК-2 

    │жизни человека, о многообразии            │Иностранный язык │ПК-3 

    │форм человеческого знания,                                 │ПК-4 

    │соотношении истины и заблуждения,│                          │ПК-5 

    │знания и веры, рационального и                             │ПК-6 

    │иррационального в человеческой                             │ПК-7 

    │жизнедеятельности, об                                      │ПК-8 

    │эстетических ценностях, их                                 │ПК-10 │

    │значении в творчестве и                                    │ПК-11 │

    │повседневной жизни; о                                      │ПК-13 │

    │многообразии культур и                                     │ПК-14 │

    │цивилизаций в их взаимодействии, │                          │ПК-15 │

    │роли искусства в развитии                                  │ПК-17 │

    │цивилизации и современного                                 │ПК-18 │

    │общества, социальные и этические │                          │ПК-20 │

    │проблемы, концепции развития                               │ПК-21 │

    │современного искусства,                                    │ПК-22 │

    │закономерности освоения человеком│                          │ПК-23 │

    │среды обитания по "законам                                 │ПК-24 │

    │красоты", направления и формы                              │ПК-25 │

    │эстетической деятельности; основы│                          │ПК-26 │

    │экономических теорий, права и                              │ПК-27 │

    │свободы человека и гражданина,                             │ПК-28 │

    │основы российской правовой                                 │ПК-29 │

    │системы законодательства, основы │                          │ПК-30 │

    │авторского права, правовые и                               │ПК-31 │

    │нравственно-этические нормы в                              │ПК-32 │

    │сфере профессиональной                                     │ПК-33 │

    │деятельности; основы менеджмента │                               

    │и маркетинга в сфере                                            

    │художественного творчества;                                     

    │основы педагогики и методики                                    

    │преподавания специальных                                        

    │дисциплин (рисунок, живопись,                                   

    │композиция); основы                                             

    │психологических аспектов                                        

    │творческого процесса; методику                                  

    │проведения лекций, бесед,                                       

    │дискуссий на профессиональные                                   

    │темы; произведения мировой и                                    

    │русской классики, современную                                   

    │литературу, грамматику и лексику │                               

    │русского языка; профессиональную │                               

    │лексику на русском и иностранных │                               

    │языках; лексический и                                           

    │грамматический минимум одного из │                               

    │иностранных языков; основы                                      

    │физической культуры и здорового                                 

    │образа жизни, понимать роль                                     

    │физической культуры в развитии                                  

    │человека и общества;                                            

    │уметь: самостоятельно                                           

    │анализировать социально-                                        

    │политическую, научную и                                         

    │историческую литературу по                                      

    │изучаемым вопросам; анализировать│                               

    │и оценивать политические                                        

    │процессы, происходящие в                                        

    │современном обществе;                                           

    │формировать и выражать свою                                     

    │гражданскую и творческую позицию;│                               

    │формировать собственное                                         

    │мировоззрение и философию                                       

    │эстетических взглядов на                                        

    │процессы, происходящие в                                        

    │современном обществе и искусстве;│                               

    │ориентироваться в нормативных и                                 

    │правовых документах, относящихся │                                

    │к профессиональной деятельности; │                               

    │находить и использовать                                         

    │информацию, необходимую для                                     

    │ориентирования в основных текущих│                               

    │проблемах экономики и жизни;                                    

    │свободно владеть государственным │                               

    │языком Российской Федерации -                                   

    │русским языком, грамотно                                        

    │формулировать свои мысли и                                      

    │излагать их в доступной для                                     

    │понимания форме как в устном,                                   

    │так и письменном виде; грамотно                                 

    │использовать в своей деятельности│                               

    │профессиональную лексику; вести                                 

    │на иностранном языке беседу-                                    

    │диалог общего характера и беседу-│                               

    │диалог по специальности,                                        

    │соблюдать правила речевого                                      

    │этикета; читать литературу по                                   

    │специальности с целью поиска                                    

    │информации, переводить тексты по │                               

    │специальности со словарем;                                      

    │применять полученные знания и                                   

    │свой творческий опыт в процессе                                 

    │преподавательской, культурно-                                   

    │просветительской деятельности и                                 

    │воспитательно-эстетической                                      

    │работы; использовать систему                                    

    │практических навыков,                                           

    │обеспечивающих сохранение и                                     

    │укрепление здоровья; развивать и │                               

    │совершенствовать психофизические │                               

    │качества личности;                                              

    │владеть: государственным русским │                               

    │языком, культурой мышления;                                     

    │методиками поиска,                                              

    │систематизации, анализа                                         

    │изучаемого материала; навыками                                  

    │работы с библиотечным материалом │                               

    │(словари, каталоги,                                             

    │энциклопедии); методиками                                       

    │конспектирования изучаемого                                     

    │материала; методами работы с                                    

    │современными электронными                                       

    │носителями; навыками коммуникации│                               

    │со свободным и уверенным                                        

    │использованием профессиональной                                 

    │терминологии; педагогическими                                   

    │методиками в области преподавания│                               

    │предметов изобразительного                                      

    │искусства; различными аспектами                                 

    │психологии творческого процесса. │                               

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Вариативная часть                │ 12 - 17 │                      

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.2 │Цикл "Мировая художественная     │ 35 - 40 │                      

    │культура"                                                       

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Базовая часть                    │ 24 - 28 │                      

    │(общая для всех специализаций)                                  

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │В результате освоения дисциплин           │История          │ОК-3 

    │базовой части цикла обучающийся           │отечественного   │ОК-6 

    │должен:                                   │искусства и      │ОК-8 

    │знать: основные этапы (эпохи,             │культуры         │ПК-1 

    │стили, направления) в развитии                             │ПК-2 

    │изобразительного искусства,               │История          │ПК-3 

    │архитектуры, литературы, театра, │         │зарубежного      │ПК-4 

    │музыки, кино и телевидения;               │искусства и      │ПК-5 

    │исторические аспекты развития             │культуры         │ПК-6 

    │материальной культуры и быта;                              │ПК-7 

    │историю отечественного и мирового│         │История          │ПК-8 

    │изобразительного искусства и              │литературы       │ПК-9 

    │материальной культуры; памятники │                          │ПК-10 │

    │мировой и отечественной                                    │ПК-11 │

    │архитектуры и культуры, имена и                            │ПК-13 │

    │произведения выдающихся мастеров │                          │ПК-16 │

    │мирового и отечественного                                  │ПК-21 │

    │искусства; взаимодействие и связь│                          │ПК-23 │

    │между различными видами                                    │ПК-24 │

    │искусства; основные факты и                                │ПК-32 │

    │закономерности историко-                                        

    │художественного процесса, роль                                  

    │искусства в развитии общества,                                  

    │влияние исторических событий на                                 

    │развитие искусства; значение                                    

    │художественного наследия в жизни │                               

    │современного общества; основные                                 

    │художественные течения в мировом,│                               

    │русском и современном искусстве; │                               

    │тенденции развития современного                                 

    │искусства и культуры в                                          

    │современном обществе;                                           

    │уметь: анализировать, на основе                                 

    │полученных знаний, конкретные                                   

    │произведения искусства и                                        

    │художественные процессы их                                      

    │создания; анализировать и давать │                               

    │аргументированную оценку                                        

    │процессам, происходящим в                                       

    │современном искусстве;                                          

    │обосновывать и выражать свою                                    

    │позицию к историческому прошлому,│                               

    │культуре, искусству; обосновать и│                               

    │доходчиво донести до аудитории                                  

    │пластическую и художественную                                   

    │идею своего произведения;                                       

    │оценивать достижения искусства и │                               

    │художественной культуры на основе│                                

    │знаний исторического процесса                                   

    │развития общества; использовать в│                               

    │творчестве и профессиональной                                   

    │деятельности полученные знания;                                 

    │использовать в творческом                                       

    │процессе, педагогической и                                      

    │просветительской деятельности                                   

    │знания в области мировой и                                      

    │отечественной истории,                                          

    │художественных особенностей                                     

    │памятников мировой и                                            

    │отечественной архитектуры,                                      

    │мирового и отечественного                                       

    │искусства, процессов формирования│                               

    │и развития основных течений в                                   

    │области искусства;                                              

    │владеть: навыками работы с                                      

    │библиотечным материалом (словари,│                               

    │каталоги, энциклопедии);                                        

    │методиками поиска и                                             

    │конспектирования изучаемого                                     

    │материала; методами работы с                                    

    │современными электронными                                       

    │носителями информации.                                          

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Вариативная часть                   16                          

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.3 │Профессиональный цикл               170                         

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Базовая (общепрофессиональная)      116   │Рисунок          │ОК-8 

    │часть                                                      │ОК-9 

    │В результате освоения базовой             │Скульптура       │ОК-10 │

    │части цикла обучающийся должен:                            │ОК-12 │

    │знать: основные законы                    │Общий курс       │ПК-1 

    │композиционного построения                │композиции       │ПК-2 

    │изображения на картинной                                   │ПК-3 

    │плоскости; художественные                 │Техника          │ПК-4 

    │материалы и техники,                      │скульптуры       │ПК-5 

    │применяемые в рисунке,                    │и технология     │ПК-6 

    │скульптуре, скульптурной                  │скульптурных     │ПК-7 

    │композиции; методику копирования │         │материалов       │ПК-9 

    │произведений скульптуры; методику│                          │ПК-10 │

    │сбора подготовительного материала│         │Копирование      │ПК-11 │

    │при работе над композицией;               │произведений     │ПК-12 │

    │основы теории перспективы;                │искусства        │ПК-13 │

    │пластическую анатомию в аспекте                            │ПК-16 │

    │изображения фигуры человека;              │Перспектива      │ПК-17 │

    │основы педагогики; методику                                │ПК-18 │

    │преподавания дисциплин                    │Пластическая     │ПК-19 │

    │изобразительного искусства;               │анатомия         │ПК-20 │

    │основные правила безопасности                              │ПК-21 │

    │жизнедеятельности;                        │Методика         │ПК-25 │

    │уметь: применять знания законов           │преподавания     │ПК-26 │

    │композиции, перспективы и                 │дисциплин        │ПК-27 │

    │пластической анатомии в своей             │изобразительного │ПК-28 │

    │практической и творческой работе;│         │искусства        │ПК-29 │

    │выражать свой творческий замысел │                          │ПК-30 │

    │средствами изобразительного               │Безопасность     │ПК-31 │

    │искусства и скульптуры; применять│         │жизнедеятельности│ПК-32 │

    │на практике знания техники и                               │ПК-33 │

    │технологии материалов при работе │                               

    │над художественным произведением;│                               

    │четко соблюдать технологические                                 

    │процессы в художественном                                       

    │творчестве; наблюдать,                                          

    │анализировать и обобщать явления │                               

    │окружающей действительности через│                               

    │художественные образы для                                       

    │последующего создания                                           

    │художественного произведения;                                   

    │уметь мыслить нестандартно и                                    

    │образно; изложить изобразительно,│                               

    │устно или письменно творческий                                  

    │замысел, идею своего произведения│                               

    │и процесс его создания;                                         

    │преподавать основы                                              

    │изобразительного искусства и                                    

    │смежные с ним вспомогательные                                   

    │дисциплины в образовательных                                    

    │учреждениях высшего и среднего                                  

    │профессионального образования, а │                               

    │также в рамках образовательных                                  

    │программ повышения квалификации и│                               

    │переподготовки специалистов                                     

    │данного направления;                                            

    │использовать полученные в                                       

    │процессе обучения знания и навыки│                               

    │для формирования у учащихся                                     

    │широкого кругозора и интереса к                                 

    │изучению отечественной культуры и│                               

    │искусства; организовывать                                       

    │активный познавательный и                                       

    │творческий процесс;                                             

    │владеть: разнообразными                                         

    │техническими и технологическими                                 

    │приемами живописного процесса при│                               

    │создании художественного                                        

    │произведения; техниками и                                       

    │технологиями рисунка, наброска,                                 

    │штудий; методиками сбора                                        

    │подготовительного материала при                                 

    │работе над композицией; навыками │                               

    │работы с натурными постановками                                 

    │как короткими, так и длительными;│                               

    │методиками преподавания дисциплин│                               

    │изобразительного искусства;                                     

    │навыками общения с аудиторией и                                 

    │ведения дискуссий на темы                                       

    │искусства.                                                       

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Специализация "Художник-            54    │Композиция       │ПК-1 

    │скульптор"                                                 │ПК-2 

    │С целью получения данной                  │Техника          │ПК-3 

    │специализации при изучении                │скульптуры       │ПК-4 

    │базовой и вариативной части цикла│         │и технология     │ПК-5 

    │обучающийся должен:                       │скульптурных     │ПК-6 

    │знать: историю мировой и                  │материалов       │ПК-7 

    │отечественной скульптуры,                                  │ПК-8 

    │произведения выдающихся                   │Синтез искусства │ПК-9 

    │художников-скульпторов;                   │и архитектуры    │ПК-10 │

    │технологические особенности                                │ПК-11 │

    │материалов, применяемых в                 │Спецкурс         │ПК-12 │

    │скульптуре; технологию проведения│         │скульптуры       │ПК-13 │

    │подготовительного процесса при                             │ПК-14 │

    │создании скульптурного                    │Спецкурс         │ПК-15 │

    │произведения (подготовка каркаса │         │архитектуры      │ПК-16 │

    │для скульптуры, создание эскиза, │                          │ПК-17 │

    │сбор подготовительного                    │Основы           │ПК-18 │

    │материала); художественные                │макетирования    │ПК-19 │

    │особенности различных стилевых                             │ПК-20 │

    │течений в скульптуре; технологии │         │Копии            │ПК-21 │

    │и технику лепки выдающихся                │произведений     │ПК-22 │

    │художников-скульпторов; методику │         │скульптуры       │ПК-23 │

    │сбора подготовительного материала│                          │ПК-24 │

    │для композиции; теорию построения│         │Основы музейного │ПК-25 │

    │объема в пространстве и синтеза           │дела             │ПК-26 │

    │архитектуры с произведением                                │ПК-27 │

    │искусства; теорию зрительного             │Основы           │ПК-28 │

    │восприятия скульптурного                  │реставрации      │ПК-29 │

    │произведения или ансамбля; основы│         │скульптуры       │ПК-30 │

    │психологии художественного                                 │ПК-31 │

    │творчества;                               │Техника          │ПК-32 │

    │уметь: на практике применять              │профессиональной │ПК-33 │

    │знания по перспективе и анатомии │         │безопасности          

    │в творческих произведениях;                                     

    │разбираться в качестве                                          

    │скульптурных и вспомогательных                                  

    │материалов, применяемых для                                     

    │создания скульптуры; изготовить                                 

    │каркас, выполнить предварительную│                               

    │прокладку, перевести эскиз или                                  

    │готовую скульптуру в твердые                                    

    │материалы, отформовать и отлить                                 

    │произведение в металле или гипсе;│                               

    │целенаправленно, в соответствии с│                               

    │замыслом произведения собрать                                   

    │натурный материал в виде                                        

    │рисунков, эскизов, набросков,                                   

    │этюдов и штудий; на практике                                    

    │применять теоретические знания                                  

    │при копировании произведений                                    

    │искусства или работе над                                        

    │композицией; последовательно и                                  

    │планомерно вести работу над                                     

    │произведением; соблюдать                                        

    │технологические процессы и приемы│                               

    │при создании скульптуры;                                        

    │изобразительно, устно или                                       

    │письменно сформулировать и                                      

    │изложить свой творческий замысел,│                               

    │его идею и процесс создания                                     

    │произведения; поставить учебную                                 

    │постановку, определить для                                       

    │учащихся цели и пластическую                                    

    │задачу постановки; на работе                                    

    │учащегося объяснить и исправить                                 

    │ошибки;                                                         

    │владеть: практическими навыками                                 

    │проведения подготовительного                                    

    │процесса при создании                                           

    │произведения; методами общения с │                               

    │окружающими для поиска модели при│                               

    │работе над художественным                                       

    │произведением; навыками работы                                  

    │над скульптурным этюдом;                                        

    │различными техниками рисунка и                                  

    │наброска; методиками работы с                                   

    │изобразительным и текстовым                                     

    │материалом при создании монумента│                               

    │или скульптурного произведения;                                 

    │техникой работы на современных                                  

    │электронных носителях информации;│                               

    │навыками изучения и копирования                                 

    │выдающихся произведений                                         

    │скульптуры; навыками и опытом                                   

    │работы над натурными                                            

    │постановками, в том числе                                       

    │длительными, как в рисунке, так и│                               

    │в скульптуре; методиками ведения │                               

    │занятий по рисунку, скульптуре,                                 

    │композиции для различных                                        

    │возрастных категорий обучающихся.│                               

    ├─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Вариативная часть                   12                          

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза в                                         

    │соответствии со специализацией)                                 

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.4 │Физическая культура                  2                     │ОК-11 │

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.5 │Учебная и производственная          43    │Виды практик,    │ПК-9 

    │практики, научно-                         │программы и      │ПК-10 │

    │исследовательская работа                  │практические     │ПК-11 │

    │В результате прохождения всех             │умения и навыки  │ПК-12 │

    │видов практики, предусмотренных в│         │определяются ООП │ПК-13 │

    │процессе обучения, студент должен│         │вуза, исходя из  │ПК-14 │

    │закрепить полученные                      │квалификационных │ПК-15 │

    │теоретические знания, получить            │требований       │ПК-16 │

    │практические навыки в специальных│                          │ПК-17 │

    │дисциплинах и дисциплинах                                  │ПК-18 │

    │специализации, собрать                                     │ПК-19 │

    │необходимый материал для                                   │ПК-20 │

    │выполнения выпускной                                       │ПК-21 │

    │квалификационной работы.                                   │ПК-22 │

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

│С.6 │Итоговая государственная            37                          

    │аттестация                                                      

    │(в том числе подготовка и защита │                               

    │выпускной квалификационной                                      

    │работы)                                                         

├────┼─────────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────┤

    │Общая трудоемкость основной         360                         

    │образовательной программы                                       

└────┴─────────────────────────────────┴─────────┴─────────────────┴──────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Процесс формирования и закрепления профессиональных навыков и компетенций должен предусматривать широкое использование в учебном процессе активных практических форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью воспитания творческой личности художника, развития его культурных и художественно-эстетических взглядов.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с деятелями культуры и искусства, мастер-классы известных мастеров искусства.

Удельный вес занятий, проводимых в активных практических формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 80 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Сложившаяся специфика и практика обучения рисунку и скульптуре на специальностях изобразительного искусства предполагает работу с натуры (по рисунку) группы студентов в количестве 7 - 9 человек с живой моделью, а по лепке фигуры человека - одна модель на группу из 3 - 4 студентов и проведение педагогом занятий в индивидуально-групповой форме.

Практические занятия профессионального цикла ООП подготовки специалиста по направлению 070903 Скульптура в объеме выделенных по программе и учебному плану часов должны обеспечиваться штатом натуры, учебными мастерскими и специальным оборудованием.

7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.9. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.12. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.13. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.14. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП подготовки специалиста предусматриваются следующие виды практик в зависимости от специализации: учебная (ознакомительная) и производственная (летняя учебно-творческая (пленэр)), которые могут включать в себя: музейную, научно-исследовательскую, научно-производственную, педагогическую и преддипломную практики.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП в части формирования компетенций, связанных с методами, методиками и навыками реставрации произведений скульптуры. Она направлена на комплексное формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения, практических навыков и определения уровня культуры обучающегося.

7.16. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися активной творческой, научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень, почетное звание и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, ученую степень и (или) почетное звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к значениям целых ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими почетное звание, стаж практической работы в данной сфере на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.17. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного и социального цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступа к сети Интернет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, в том числе материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся.

При реализации образовательной программы подготовки специалистов минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:

учебные мастерские, оснащенные соответствующим оборудованием и инвентарем для занятий дисциплинами профессионального цикла;

лекционные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеоаппаратурой;

учебные лаборатории и мастерские, оборудованные в соответствии с вводимыми специализациями;

методический фонд, натюрмортный фонд, выставочный зал.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно.

8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024